Трагедия слепого музыканта Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах. 21 марта 1685 - 28 июля 1750 г.г.
Германский композитор и музыкант.
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве были представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.… Однако композитор был плодовит не только на музыкальные произведения. За годы семейной жизни у него родилось двадцать детей.
К сожалению, из этого количества отпрысков великой династии в живых осталось ровно половина…
Династия
Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь.
Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию - брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало - он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано…. Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.
По воле рока
В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В 1708 году Иоганн Себастьян женился на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Она родила ему семерых детей, из которых выжили четверо. Многие исследователи связывают это обстоятельство с их близким родством. Однако после скоропостижной смерти своей первой жены в 1720 году и новой женитьбе на дочери придворного музыканта Анне Магдалине Вилькен тяжелый рок продолжал преследовать семью музыканта. В этом браке родилось 13 детей, но выжили лишь шестеро.
Картина Э. Розенталя. И. С. Бах с семьей.
Возможно, такова была своеобразная плата за успех в профессиональной деятельности. Еще в 1708 году, когда Бах с первой женой переехал в Веймар, удача улыбнулась ему, и он становится придворным органистом и композитором. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки и временем его интенсивного творчества. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил
.
Балтазар Деннер. И. С. Бах с сыновьями.
Блуждающая могила
В 1723 году состоялось первое исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. В Лейпциге Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением.
Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге.
В последние годы жизни Бах тяжело болел - сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора - он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю. После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.
Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения.
Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции.
В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре акапелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян , возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.
Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл 50 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.
К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.
В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.
Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.
В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну . В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха ) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).
В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» - сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года.
Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland») основываются на традиционных церковных песнопениях - лютеранских хоралах.
Во время исполнения Бах , по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха .
Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов - не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.
Сочиняя кантаты бо́льшую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё бо́льшую роль в общественной музыкальной жизни; их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха , датированных 1730-1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата» и, возможно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung», а также многие концерты для виолончели и клавесина.
В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.
В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».
Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом , несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти (по современным исследованиям - до 1741 г.). При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха - в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641.
Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха , но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.
В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом , хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться - в 1719 и 1729 годах. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.
Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche), одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха , над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.
В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северонемецких композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южных композиторов: Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и сочинил неоконченную Органную книжечку - сборник из 46 коротких хоральных прелюдий, в котором демонстрировались различные техники и подходы к сочинению произведений на хоральные темы. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения (6 трио-сонат, сборник «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов). Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проверкой и настройкой новых органов.
«Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, - сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций - небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
Три сборника сюит Английские сюиты, Французские сюиты и Партиты для клавира. Каждый цикл содержал по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой.
Гольдберг-вариации (около 1741) - мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.
Разнообразные пьесы вроде «Увертюры во французском стиле», BWV 831, «Хроматической фантазии и фуги», BWV 903, или «Итальянского концерта», BWV 971.
Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных - «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах , послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и непрерывного (цифрованного) баса) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три - для двух (BWV 1060-1062), два - для трёх (BWV 1063 и 1064) и один - ля минорный BWV 1065 - для четырёх клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их можно назвать фортепианными концертами Баха , но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах сочинил 4 оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые отдельные части из которых в наше время в особенности широко популярны и имеют популярные переложения, а именно: так называемая «шутка Баха» - последняя часть, badinerie второй сюиты и вторая часть третьей сюиты - ария.
Пассионы, или страсти.
Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) - произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха . Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
Оратории и магнификаты.
Наиболее известна Рождественская оратория (1734) - цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
Мессы.
Наиболее известная и значимая месса Баха
- месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха
- впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в него входили только Кирие и Глория), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха
(Кирие и Глория), а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.
Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.
В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них - широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах ».
В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом.
Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов -младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна .
В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были гармонизации хоралов.
Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха , однако уже в 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия (нем.)русск. (Singakademie), основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия.
Большой общественный резонанс приобрело исполнение учеником Цельтера, двадцатилетним Феликсом Мендельсоном-Бартольди 11 марта 1829 года в Берлине «Страстей по Матфею». Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха . «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах - во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке.
В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов. Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их.
Бетховен очень ценил музыку Баха . В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха , например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века.
Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями (в 1814 и 1815 годах в городе Бад-Берка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинения), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой». Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в 1829 году в Берлине, организованного Феликсом Мендельсоном. Гегель, посетивший концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого мы только недавно вновь научились ценить в полной мере». В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора.
В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха . В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.
В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.
Некоторые композиторы выражали своё почтение Баху , включая в темы своих произведений мотив BACH (си-бемоль - ля - до - си в латинской нотации). Например, Лист написал прелюдию и фугу на тему BACH, а Шуман написал 6 фуг на ту же тему. Из творчества современных композиторов на эту же тему можно назвать «Вариации на тему BACH» Романа Леденёва. Эту же тему использовал и сам Бах , например, в XIV контрапункте из «Искусства фуги».
Многие композиторы брали пример с произведений Баха или использовали темы из них. Примерами являются вариации на тему Диабелли Бетховена, прототипом которых являются «Гольдберг-вариации», 24 прелюдии и фуги Шостаковича, написанные под впечатлением от «Хорошо темперированного клавира», и соната для виолончели ре мажор Брамса, в финал которой вставлены музыкальные цитаты из «Искусства фуги».
Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» (BWV 177) в исполнении Леонида Ройзмана звучит в фильме «Солярис» (1972).
Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск «Вояджера».
Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов (New York Times).
31 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!
Узнать, как мог выглядеть Иоганн Себастьян Бах , можно из нашего фотообзора.
Грандиозный маэстро Иоганн Себастьян Бах за собственную длительную жизнь успел написать более тысячи произведений. Будучи набожным протестантом, Бах переделывал церковные произведения в стиль барокко. Многие его шедевры относятся именно к религиозной музыке. Его работы охватывают все значительные музыкальные жанры, кроме оперы. Композитор из Германии вошел в историю, как виртуоз, гениальный педагог, лучший капельмейстер, а также как профессиональный органист.
Иоганн был последним ребенком в семействе Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Эмбер. Он родился 31 марта в 1685 году. История этого семейства всегда была связано с музыкой и ее проявлениями. С 16 века многие родичи Баха слыли довольно профессиональными музыкантами. Родной отец Иоганна Себастьяна проживал в немецком Эйзенахе. Там он выполнял работу по подготовке концертов, а также по воспроизведению музыки для паствы. В 9-летнем возрасте будущий виртуоз потерял мать, а вскоре и отца. Старший брат Баха Кристоф принял мальчика к себе. Родственник, заботливо взявший опеку над сиротой, также работал органистом в соседнем городе. Там Бах поступил в гимназию, еще он обучался игре на органе и своем клавире у родственника.
В процессе обучения Иоганн ознакомился с произведениями южно-немецких исполнителей, изучил музыку немецкого севера и французского юга. В пятнадцатилетнем возрасте Иоганн Себастьян переехал жить в Люнебург. До 1703 года ему удалось проучиться в школе Св. Михаила. В подростковом возрасте Бах много путешествовал по Германии. Посмотрел Гамбург, оценил Целле, а также провинции Любека.
В религиозной школе Иоганн приобрел знания о церкви и религии, истории многих стран и географии, точных науках, французском, латинском и итальянском. В образовательном учреждении Бах общался с детьми местной знати и музыкантами.
Для музыканта Бах был хорошо образован. Он имел качественное представление о многих светских сферах, являлся отличным учеником, впитывал знания, как губка.
Окончив учебу, Бах получил работу придворного исполнителя под покровительством герцога Эрнста. После блестящей службы примерно через год Иоганн был определен смотрителем органа в храм. Так началась его работа в Арнштадте. Поскольку рабочие обязанности отнимали у Баха 3 дня в неделю, а инструмент в церкви был в отличном состоянии, у него оставалось много времени для написания собственных музыкальных творений.
Несмотря на обширные связи и покровительство работодателей у Иоганна все-таки возник конфликт с властями города, так как он был опечален подготовкой хоровых исполнителей. В 1705 году Иоганн уехал в Любек на пару месяцев, чтобы научиться играть также виртуозно, как играл датский органист Букстехуде.
Выходка Баха не осталась незамеченной. После этого начальство выдвинуло против Баха обвинения, которые заключались в нестандартном сопровождении музыки хора, смущавшей общину. Действительно, творчество Иоганна нельзя было назвать чисто светским или только религиозным. В его работах сочеталось несочетаемое, перемешивалось то, что в реальности совместить было просто невозможно.
После этого в 1706 году Иоганн поменял место службы. Он перешел на более престижную должность в приходе Св. Власия. Затем ему пришлось переехать в небольшой город Мюльхаузене. Там на новом месте Иоганн Себастьян пришелся ко двору. Ему назначили хорошее жалование. Да и условия работы в новом храме были значительно лучше. Там Бах подробно составил план реставрации церковного органа. План реставрационных работ церковные власти одобрили полностью. В 1707 году Иоганн Себастьян сделал предложение своей кузине Марии. Позже в семье Баха родилось 7 детей, к сожалению, трое из них скончались в младенчестве.
Пресытившись старым образом жизни, Иоганн Бах поехал на поиски иной должности. Прежний работодатель не хотел отпускать Баха и даже пытался арестовать его за настойчивые просьбы об увольнении, но в 1717 году князь Леопольд лично принял Баха на должность своего капельмейстер. Успешно работая под началом князя, Бах создал много новых произведений.
В 1720 году 7 июля внезапно скончалась молодая жена Иоганна Себастьяна Мария. Сильно переживая трагедию, Иоганн написал музыкальный очерк, выразив свое горе при помощи партиты ре минор для скрипки соло. Это произведение впоследствии стало его визитной карточкой. Когда жена Баха скончалась, заботиться о детях ему помогала престарелая родственница, прожившая в семействе Баха до конца своих дней.
Спустя год траура и стенаний о потерянной возлюбленной Иоганн Бах встретился с Анной Вильке. Девушка слыла одаренной певицей, выступавшей при дворе герцога. Еще через год состоялась их свадьба. Во втором браке у Иоганна было рождено 13 детей. Семь младенцев скончались в раннем возрасте.
Когда житейские перипетии улеглись, Бах стал управляющим хора Святого Фомы и одновременно педагогом в церковной школе. К сожалению, с годами Иоганн Бах стал терять остроту зрения, но великий композитор не сдавался, и продолжал писать музыку, диктуя ноты своему зятю.
Последние годы Бах творил на слух, его поздние музыкальные инсинуации считаются самыми насыщенными и сложными, чем ранние творения.
Иоганн Бах ушел в мир иной 28 июля 1750 года. Великого маэстро захоронили в Церкви Св. Иоанна, рядом находилась церковь, где он прослужил 27 лет. Затем 28 июля 1949 года прах композитора был перенесен в приход Св. Фомы. Перенос был обусловлен военными действиями, разрушившими его усыпальницу. В 1950 году на могиле виртуоза установили бронзовое надгробие, а данный год провозгласили годом легендарного музыканта.
Органная музыка была ведущей в работах Баха. Он написал для органа 6 трио сонат, знаменитую «органную книжечку», а также множество менее известных композиций.
Клавирное творчество – это область, которая для Баха была интересна так же, как и другие музыкальные направления. Именно для игры на клавире были сотворены английские сюиты, а также известные мелодии со множеством вариаций.
Камерная музыка для ансамблей включала в себя музыкальные произведения для виолончелей, лютни, флейты, и, конечно же, органа. Вокальные инсинуации Баха выражались в пассионах, кантатах и мессах.
Феномен немецкого композитора хорошо раскрывается в дисциплине «Баховедение». Так как его работы настолько обширны, что изучаются отдельно музыкантами со всего мира.
Легендарный композитор творил музыку не только для светской и религиозной публики, он писал свои сонаты и партии для продуктивного обучения молодых музыкантов. Именно для них были написаны самые сложные и самые захватывающие музыкальные творения Баха. Ведь кроме всего прочего, Иоганн Бах был прекрасным педагогом.
Биография Иоганна Себастьяна Баха: самое главное. Читайте краткую биографию Баха в сегодняшней статье.
Профайл:
Родился в известной музыкальной семье. Был самым младшим из 8 детей. Отец поддерживал всех отпрысков, оплачивая обучение и продвигая давний музыкальный род. Огромное влияние имели церковные и местные власти, приглашавшие отца, а позднее сыновей, для исполнения основных произведений. Обобщенное число аудитории: 6 тысяч жителей городка.
В 9-ти летнем возрасте И. Бах лишился матери, а через год отца . Воспитанием занялся старший брат, Иоганн Кристоф. Вместе изучали произведения Пахельбеля, Фроберга. Брали уроки у Беме. Знакомились с популярными аристократами: Рейнкеном, Букстехуде.
В 15 лет переезжает в Люксембург , посчитав себя самостоятельным. Учился в школе Святого Михаила и активно читал литературу. Полученное самообразование возымело плоды: получил право поступить в университет, но не воспользовался им – надо было зарабатывать деньги. Начал карьеру придворного музыканта , играл на органе в церкви Св. Бонифация. Постепенно к Баху приходила слава.
В 1707 году обручился с кузиной, Марией Барбаре , которая родила музыканту 4-х детей. В 1720 году молодая жена умирает, а И. Бах вскоре женится повторно , чтобы дать детям необходимое материнское тепло на Анне Магдалине – девушке с прекрасным голосом, которую органист умело пристроил в мужской хор, положив традицию смешанного состава. От второго брака у Баха было 13 детей.
В 1723 году получил должность кантора хора в церкви Св. Фомы . Нельзя не отметить, что на это повлияло исполнение знаменитых «Страстей по Иоанну». Последующие годы были весьма продуктивными: курировал хор, сочинял музыкальные произведения, активно привлекал аудиторию. В 1729 году становится руководителем Музыкальной коллегии, основанной в 1701 году его другом, Георгом Телеманом. Исполнял роль дирижера на концертах. Ставил новые творческие задачи: писал, в основном, камерную музыку от души, вкладывал свой вкус вопреки приевшимся предпочтениям городской аудитории. Виртуоз мог поступиться любыми взглядами, но не вкусовыми предпочтениями в музыке.
18 июля прозрел на краткий миг, но затем случился удар. Пролежав 10 дней в предсмертных мучениях, умер 28 июля 1750 года, в Лейпциге . Похоронен в церкви Святого Иоанна – место его постоянной работы более 20 лет.
↓ Пишите в комментариях, какие интересные факты Вы знаете об И. Бахе? Оцените статью!
(Пока оценок нету)