Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю. Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т. п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т. п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А. Дейкиной, Т. Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д. Андреев заслуги А. Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 000 или упр. № 000

Урок 3. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

    Знать особенности пунктуации при сочетании знаков; Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания; Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный6 косогор нескошенный6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое2 ели не обращая2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 000 из учебника, (текст стихотворения И. Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н. Гольцовой, И. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 000 (II) из учебника Н. Гольцовой (“Песня о Земле” В. Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л. Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А. Дейкиной, Т. Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

    стихотворения М. Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”; стихотворения в прозе “Простота” И. Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

    , . Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006. , Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007. , . Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.

В русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.

Знаки на конце предложения

Все пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, и восклицательный.

  • Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: "Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег".
  • Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: "Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…".
  • Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: "Где вы до сих пор бегаете?".
  • Восклицательный - когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: "Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!".

Знаки внутри предложения

Внутри предложения используются свои пунктуационные запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:

  • При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: "Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно".
  • Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: "Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной".
  • Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: "Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны".
  • Если в предложении есть вводные слова или "По-моему, погода вскоре должна восстановиться".
  • При союзах "но, а, да и" и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: "Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал".

Перечень пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса.

Двоеточие проставляется по определённым правилам:

  • Оно употребляется при обобщающих словах: "Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни - сияли разноцветные огоньки гирлянд".
  • В двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: "Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи".
  • При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: "Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: "Может, выйдем?"".

Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: "Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью".

Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы "это" и т.д.: "Весна - это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы".

У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.

Древние люди воспринимали очаг как место обитания светлого божества (…) и позднее огню приписывались многие чудесные свойства.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2.Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли () и аромат их перебивал все остальные запахи.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом Й нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

11. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Вечереющее солнце (…) вдоволь накупавшись в облаках (…) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

1. выделяется причастный оборот

2. выделяется деепричастный оборот

3. не выделяется причастный оборот

4. не выделяется деепричастный оборот

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Ему принадлежит столько мировых рекордов, что их помнят только заядлые любители спорта.

2. Погода была прекрасная: солнечная, ясная, совсем без дождей и без ветра.

3. В XII веке, общая культура россиян находилась на высокой ступени развития.

4. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с ситуацией, условиями и целями общения необходимо каждому образованному человеку.

В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)

1. Земная слава как дым.

2. Много всяких мелочей было в моей сумочке зеркальце булавки расческа календарик.

3. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза

4. Мещёра остаток лесного океана.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном (…) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4. Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №3

Орфоэпические нормы

1. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог
1. добыча 2. завидно 3. порты 4. звонит 5. избалованный

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог
1. шарфы 2. средства 3. туфля 4. каталог 5. феномен

3. В каком слове ударение падает на второй слог
1. ходатайствовать 2. апостроф 3. вечеря 4. позвонит 5. алфавит

4. В каком слове ударение падает на третий слог
1. позвонит 2. феномен 3. кружево 4. красивейший 5. ворожея 6. издавна

5. В каком слове ударение падает на третий слог
1. бунгало 2. красивее 3. названый 4. накладной

6. В каком слове правильно выделен ударный слог
1.БАлованный 2. ДЕфис 3. дозвоНИтся 4.Оберег

7. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. сосредотОчение 2. килОметр 3. издАвна 4. дОговор

8. В каком слове НЕправильно выделен ударный слог
1. фарфОр 2. сИроты 3. простынЯ 4. завИдно 5. пломбировАть 6. хозЯева

    Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия: Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной , гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте , откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта , по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном, на природе (Леон.); Голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булг.); Всюду, и вверху и внизу , пели жаворонки (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Попытаться разглядеть Аксайское урочище там, на западе , на степном скате предгорий (Айтм.); Мы просто стояли в стороне, у закрытого амбара (Нил.); Наконец однажды, в середине дня , за рекой, в темноте, вдалеке, как всегда, вспыхивали и гасли огоньки (Нил.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Из окна было слышно, как далеко, за краем туманной земли , поет, ни о чем не тревожась, пастуший рожок (Пауст.); Неподалеку, за старым раздвоенным тополем , одним стволом сильно склонившимся в сторону моста, пристроились, заметил Сеня, женщина с девочко й (Расп.).

    Кроме обстоятельств, могут уточняться определения и подлежащие. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Длинная, в несколько верст , тень ложилась от гор на степи (Л. Т.); Ему нравился этот душистый, вкус меда , напиток (Сол.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.); Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда (Чук.).

    Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно - со злинкой - похлопал его по щеке (Шукш.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточняется член предложения со значением неопределенного количества.

    Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой : Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким , определением (Г.); ...Светло-голубые глаза и пепельно-русые волосы как-то скрашивали этот, не особенно заметный , недостаток (М. Г.).

    Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится: Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... (газ.).

    Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временно е значение ("в тот момент, когда подъезжали"); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временно е значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения не требуют; ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал...

    Примерно то же, т.е. возможность ситуативного сближения обстоятельственных слов как уточняемого и уточняющего, усматривается в следующих примерах: За городом, в дымке утренних паров , вставало хохочущее до дрожи в лучах молодое весеннее солнце (Вороб.); В грязь машины, не надеясь проехать по разжиженной колее, выезжают из нее на сторону и едут рядом, по зеленой траве (Сол.).

    Пояснительные члены предложения выделяются запятыми. Ими могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения, как правило, могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы то есть, а именно, или в значении "то есть": Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Слева от дороги зеркало в камышах, и все здесь в степи. Не настолько большое, чтобы казаться выпуклым, то есть не море, не озеро, а именно - пруд (Сол.); Она пойдет в сад и приведет в порядок малину, то есть обломает старые сохлые и привяжет к колышкам молодые побеги (Сол.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком, который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.).

    При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире: Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Т.); Одно интересовало его в последнее время - живопись ; Цель, поставленная перед отрядом, была одна - до рассвета дойти до леса . В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная - до рассвета дойти до леса ; Погода-то самая подходящая - пурга (Нил.).

    Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением: ...Поставил себе государственную задачу: обезопасить торговые пути в Бухару, Хиву (Гран.); Настроение одно: работать лучше (газ.).

    Среди пояснительных членов предложения особняком стоят согласованные определения с пояснительным значением [Подробнее см. раздел 2.3.3, п. 9 ]. Они не выделяются знаками, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях - они несут общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Барузд.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.).

    Пояснение может возникнуть и при другой, противоположной ситуации, когда первое определение абсолютно конкретно, оно выражено порядковым числительным, а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) - т.е. "тридцатая, оказавшаяся последней" (сочетание тридцатая последняя верста абсурдно, так как предполагает еще двадцать девять последних).

    Присоединительные члены предложения выделяются запятыми. Они имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены, включаемые в предложения, имеют в своем составе слова и сочетания даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого - тайны или предчувствия ее - и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.); В нескольких местах валялись в грязи старые автомобильные баллоны, в том числе одна огромная зубчатая покрышка от колесного трактора (Сол.); Было очень тепло, даже жарко (Чак.). Возможно выделение и с помощью тире: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.).

    Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире, более резко отграничивающего его от основного высказывания: Старуха приняла кончину старика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит - все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова (Шукш.); Чего он притащился ни свет ни заря - от бессонницы, что ли (Расп.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу - к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

    Такие члены предложения легко парцеллируются и при усилении их выделительной роли отделяются точкой; ср.: Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу. К докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой , а также: Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Щетка и мастерок - вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Это скорее притча. Я бы даже назвал ее драматической новеллой. О любви. О ненависти (газ.); Соблюдая последовательность, дальше пришлось бы говорить о годах, обстоятельствах, людях и судьбах, охваченных рамою революции. О мире ранее неведомых целей и стремлений, задач и подвигов, новой сдержанности, новой строгости и новых испытаний (Паст.).

Укажите правильное объяснение написания выделенного слова в предложении:

Дорога скверная, каменистая, сани некова___ые.

а) Пишется нн, так как есть зависемое слово.
б) Пишется н, так как образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.
в) Пишется н, так как образовано от глагола несовершенного вида.

Укажите правильное объяснение написания выделенного слова в предложении:

Все войны (их было девяносто человек) были молчаливы и сосредоточены

а) Пишется н, так как это краткое причастие.
б)Пишется нн, так как это краткое прилагательное, образованное от полного с нн.
в) Пишется нн, так как прилагательное с суффиксом -енн-.

А1 Укажите правильно выделенное словосочетание из предложения: Проводник наш в течение получаса наблюдал за аистами,

поправлявшими своё гнездо после проливного дождя.

в течение получаса

проводник наблюдал

гнездо после дождя

наблюдал за аистами

А2 Укажите словосочетание, соответствующее данной схеме: деепричастие + существительное.

загружая полностью

загрузить фуру

загрузивший вагоны

загрузив багажник

А3 Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

Картина «Золотая осень» написана И.И. Левитаном.

Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

А4 Укажите предложение, в котором у глагола нулевое окончание – □.

Шоссе блестел.. от дождя.

ТЮЗ открыл.. сезон премьерой.

Кофе подавал.. хозяева с утра.

А5 Укажите предложение с составным именным сказуемым.

Смелый к победе стремится.

Есть в шахматах такой закон.

Стал накрапывать тёплый дождик.

Закон этот применим к теннису.

А6 Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежа­ щим и сказуемым (знаки не расставлены).

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народа.

Слово не воробей...

Снег у крыльца как песок зыбучий.

А7 Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

Это блюдо приготовлено хуже.

Утаивание правды подчас хуже лжи.

Худшие выбыли уже после первого тура.

Внезапно они попали в список худших вузов.

А8 Укажите правильно выделенное из предложения несогласованное определение.

Городской человек лелеет мечту отдохнуть на природе.

отдохнуть

городской

на природе

А9 Укажите предложения с однородными определениями (знаки не расставле­ны).

По широкому мокрому лугу полились потоки солнечного света.

И чист и тих и ясен свод небес.

Солнце сверкает на жёлтых соломенных крышах.

Дождь хлынул обильным сплошным неиссякаемым потоком.

А10 Укажите неопределённо-личное предложение.

В каждой избушке на пути своём пользуюсь дровишками.

Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном.

Со двора пахнет сырым тёсом.

Шила в мешке не утаишь.

А11 Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире.

Во льдах полное безмолвие.

Ломоносов был первым нашим поэтом и первым физиком.

Горы были справа, а река слева.

Между славянскими языками много общего.

А12 Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

Там не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба.

По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр.

На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

А13 Укажите предложение, в котором надо выделить приложение запятыми (знаки не расставлены).

На высоком берегу Москвы реки укрепление было построено в середине XII века.

Грачи первые вестники весны опустились на ветви берёзы.

Мы познакомились с учеником 8 класса Антоном.

Я беру тебя с собой как свидетеля.

А14 Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство выражено существительным с производным предлогом.

Вследствие дождливой погоды, темпы жатвы замедлились.

Дед и Андрейка работали не покладая рук.

Над крышей летая, кричат молодые грачи.

Не смотря в афишу, он рассказала о репертуаре театра.

А15 Укажите предложение, в котором сравнительный оборот выделяет­ся запятой (знаки не расставлены).

Проблему как-то надо было решить.

Работа шла как по маслу.

Дождь за окном потрескивал как поленья в костре.

Магеллан известен как исследователь, совершивший кругосветное путешествие.

А16 Укажите предложение с уточняющим членом предложения (знаки не рас­ставлены ).

В начале лета в России отмечается день рождения Пушкина.

Вдруг на рассвете подул сильный ветер.

Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Здесь среди поросших растительностью болот пробирается тоненький ручеёк.

А17 Укажите конструкцию с вводным предложением (знаки не расставлены ).

Дождь не только не утихает но ещё больше усиливается.

Ничто ни дождь ни снег ни ветер не остановит их в пути.

Пожар в лесу как говорят очевидцы страшное зрелище.

Мы заблудились и он совсем растерялся.

А18 Укажите правильное объяснение постановки знаков препинания в предложении:

И ветер, нарушитель тишины, шумит, скользя во мраке вдоль стены.

однородные подлежащие и уточняющий член предложения

обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

однородные подлежащие и обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

обособленное приложение и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

А19 Укажите правильный вариант постановки запятых в предложении:

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) дробит сонную воду (2) оставляя после себя (3) медленно разбегающиеся (4) колечки (5) похожие на шлепки дождевых капель.