Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Старое название татар. Истории татар и татарского языка (краткий исторический экскурс)

Старое название татар. Истории татар и татарского языка (краткий исторический экскурс)

Татары - тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык - татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар - мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» - например Ураза гаете - праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих - каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Как появились татары. Происхождение татарского народа

5 (100%) 1 vote

Как появились татары. Происхождение татарского народа

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Рекомендуем почитать

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» — так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.

Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.

После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть. Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте.

Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.

Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» — орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.

Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Ещё из

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Тата́ры (самоназвание - тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Татары являются вторым по численности этносом (этно c — этническая общность) после русских и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации, где основным ареалом их расселения является Волго-Уральский. В пределах этого региона наиболее крупные группы татар сосредоточены в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.

Язык, письменность

По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства — Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый «идель теркисе» или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами — татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год — латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.

Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском литературном языке (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в ХIII в. Со второй половины XIX в. начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский.

Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой — фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.

Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации (Консолид а ция [лат. consolidatio, от con (cum) - вместе, заодно и solido - уплотняю, укрепляю, сращиваю], упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели).

Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность (она варьирует у всех этносов), в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык (состоящий из нескольких диалектов) является в основе единым. С XVIII -по начало XX вв. сложилась общенациональная (так называемая «высокая») культура с развитым литературным языком.

На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. 1/3 астраханских татар состояла из переселенцев, причем многие из них были перемешаны (через браки) с местными татарами. Такое же положение наблюдалось и в Западной Сибири, где уже к концу XIX в. около 1/5 татар были выходцами из Поволжья и Приуралья, также интенсивно смешивавшихся с коренными сибирскими татарами. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно.

Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью — они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар.

Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало — Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.

Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).

Татары — один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период «великих строек социализма». Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках — Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, в странах Балтии. Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

Культура и быт народа

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие, а Ислам.

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность — это неизменная часть татарского национального характера.

Общеизвестно, что понятийный аппарат является основным языком любой науки, а также сред-ством отражения уровня развития самой науки. Поскольку к татарам применяют в науке такие понятия, как народ, народность, нация, этнос, диаспора, обратим внимание здесь на толкование их содержания, затем дадим разъяснение собственной позиции.

Понятие народ имеет несколько аспектов. Одно из них основано на общегражданской общности и относится к понятию «население страны» (или территории, например, народ Татарстана, татарстанцы, татарский народ).

Другое значение этого понятия является синонимом этнической группы или национальности (например, казахи, татары, русские и т.д.). В данном случае татарский народ — это группа людей, которая разделяет общее название и элементы культуры, имеет представление об общем происхож-дении, общую историческую память и связывает себя с определенной территорией, обладает чувст-вом солидарности.

Научного определения термину «народность» в западной научной литературе нет. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.Ленин считали эту категорию довольно неоднозначной и не давали ее точного опреде-ления. Советские ученые выделяли 2 типа этнических общностей: «демос» и «народность». В период перестройки они вновь выдвинули в качестве одного из основных типов этноса народность, которая складывается в результате разложения племенных отношений на базе общности языка, территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Судя по отдельным публикациям, на-родности существуют и в настоящее время. По мнению ряда ученых, в Республике Казахстан, обра-зованной в декабре 1991 г., проживает более 30 народностей численностью, как правило, до 100 ты-сяч человек. Это аварцы, балкарцы, дунгане, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, цы-гане и т.д. . Численность татар в Казахстане составляет свыше 248 тыс. человек, в связи с этим мы не относим их к народностям.

Термин «нация » употреблялся еще в древнее и средневековое время. Тогда им обозначали большие группы людей, связанные между собой общим происхождением, а также экономическими и политическими интересами. После Великой Французской революции определение нации дал

Э.Ренан. «Нация , по его мнению, — это, прежде всего выраженное стремление определенной группы людей жить вместе, сохранять наследство, полученное от прежних поколений, и стремиться к общей цели». В конце XIX начале XX вв. были выдвинуты еще 2 теории нации. Австриец О.Бауэр считал нацию «общностью культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы». Исследователь К.Каутский считал основными признаками нации язык и территорию. В.Ленин критиковал теорию О.Бауэра и отдавал предпочтение теории К.Каутского. В то же время В.Ленин так и не дал полного определения термину «нация». В советской исторической науке утвердилось определение «нации», данное И.В.Сталиным. Он считал, что нация складывается «... на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры» . Но с середины 80-х годов ХХ в. это определение ученые стали подвергать критике и уточ-нять. Больше внимания они стали уделять социальным и этносоциальным признакам нации, отли-чающим ее от исторически предшествовавшей ей народности. В последнее время среди политологов и обществоведов распространилась теория нации, по которой она является типом этноса, характер-ным только для развитого общества .

Этнос — слово греческого происхождения. В дословном переводе означает: в единственном числе — «племя, народ»; во множественном — «племена», народы» . Любой этнос имеет свое этническое ядро — ту часть народа, которая проживает компактно на территории рождения на-рода. Но у этноса, как правило, есть и другие составные группы людей, не живущие по разным при-чинам на территории своего народа. Такие этнические группы в литературе представляются либо как этническая периферия конкретного народа, либо как этническая диаспора .

Диаспора — слово греческого происхождения. В дословном переводе означает «рассеяние», т.е. расселение народа, к народам применяется с VI в. до н.э. Диаспора — это те части народа, которые живут за пределами рождения собственного народа, вне его исторической родины. Таким было пер-воначальное толкование в течение многих веков смысла слова «диаспора» . В 1992 г.

Н.А.Печерских в статье «Диаспора и этногенез» , рассуждая о диаспорах, предложил различать среди них два вида: классическую (внешнюю) и внутреннюю диаспоры. Представители классических (внешних) диаспор, естественно, проживают за пределами рождения своих народов, а представители внутренних диаспор находятся на территориях исторической родины своего народа .

Близко по смыслу к суждениям о классических диаспорах, данным в статье Н.А.Печерских, встретилось определение в работе доктора наук Г.М.Мендикуловой. В её формулировке, диаспора — это «группа этнического меньшинства, переселившаяся, проживающая и действующая в принявшей её стране, но и имеющая сильные сентиментальные и материальные связи со стороной происхожде-ния». Диаспора, по мнению Г.М.Мендикуловой, создается мигрантами, поменявшими место житель-ства безвозвратно или временно, но на достаточно длительный срок .

Виктор Шнирельман в 1999 г. в статье «Мифы диаспоры» утверждает, что диаспора — это «не любое расселение за пределы изначального этнического ареала, а лишь то, что происходило вынуж-денно, под давлением каких-либо неблагоприятных обстоятельств (война, голод, насильственная де-портация и пр.)» . Отчасти мы согласны, что представители татарской диаспоры покидали свою родную землю в поисках лучшей жизни, укрываясь от царских властей. А как быть с татарами, прие-хавшими в Казахстан в советское время по призывам партии и комсомола для участия в строительст-ве промышленных предприятий и освоении целины? Многие из них остались на гостеприимной ка-захской земле, найдя здесь свою вторую Родину. На наш взгляд, учитывать только неблагоприятные обстоятельства переселения какого-либо народа на территорию другого государства в данном случае будет не совсем точным.

Проанализировав взгляды названных выше ученых, мы считаем, что диаспора есть националь-ное меньшинство, образованное на территории другого государства (союзной республики) в резуль-тате миграции населения, вызванной не обязательно негативными условиями проживания на своей исторической Родине. В составе Советского Союза, объединявшего 15 союзных республик, татары, проживающие на территории КазССР, были по отношению к татарам Российской Федерации внут-ренней диаспорой. Но после распада СССР и с образованием независимой Республики Казахстан та-тарская диаспора, проживающая на ее территории, является теперь по отношению к татарам России внешней диаспорой.

Исходя из приведенных выше определений мы также считаем, что понятие «татарская диаспора» имеет отношение в основном к странам дальнего и ближнего зарубежья, т.е. и к Казахстану тоже. А вот в отношении Саратовской, Астраханской, Волгоградской, Самарской, Нижегородской областей и

Сибири использовать это понятие нельзя, так как в этих регионах татары являются коренными жите-лями.

Суммируя все сказанное о понятиях, применяемых к внутренней градации любого народа, под-черкнем: из всех определений на этот счет менее спорными сегодня выглядят те, что раскрывают суть понятий «этнос» и «диаспора».

История этногенеза любого народа неотделима от этимологии его этнонима. Вопрос о происхо-ждении этнонима «татары» не раз рассматривался в досоветской и советской историографии. Еще ученые дореволюционного периода П.Рычков, В.Григорьев, Г.Алисов, выдающиеся русские истори-ки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев и В.О.Ключевский писали, что булгарский народ назвали татарами в результате исторического недоразумения. Русский революционер-демократ Н.Г.Чернышевский, хорошо знавший татарский язык, изучал историю татарского народа на его родном языке. В итоге он пришел к выводу, что потомки тех племен, которые жили на территории Крымского, Казанского, Ас-траханского и Сибирского ханств, были покорены Батыем так же, как и русские, и что татары — это булгары и смешивать их с монголами неправильно .

Это мнение высказывали и зарубежные ученые — Сигизмунд Герберштейн (XVI в.), Адам Олеарий (XVII в.) и Александр Гумбольт (XIX в.).

В советское время вопрос об этимологии названия народа «татары» не раз выносился на обсуж-дение учеными — историками и лингвистами. В апреле 1946 г. на заседании научной сессии при АН СССР рассматривался вопрос об этногенезе народов СССР, в т.ч. и татар. Итогом обсуждения ученых была мысль о том, что современные татары не имеют никакого отношения к монголам. Они являются прямыми потомками булгар. А этноним «татары» в отношении к ним является ошибкой.

В последние годы этот вопрос также не раз поднимался учеными. Их взгляды на происхождение названия народа «татары» различны. Одни считают, что слово «тат» — это гора, а ар — жители, зна-чит татары — это жители гор (А.Сухарев) , другие слово «тат-дат-йат» переводят как чужой, а «эр-ар-ир» — «человек», люди, т.е. чужие люди, люди другого племени . Некоторые выводят это слово из «тептер» (персидское слово дэфтэр), что значит «записанный в список», т.е. колонист (О.Белозерская). Есть попытки объяснить происхождение названия народа «татары» от тунгусского слова та-та, что значит «стрелок из лука», тянуть .

Д.Е.Еремеев связывает происхождение этнонима «татары» с древнеперсидским словом «тат», т.е. «иранец», говорящий по-ирански. Позже этим словом стали называть всех чужаков.

И все-таки некоторые ученые считают, что ничего общего в этимологии слов «татар», «типтяр» и «та-та» нет. Большинство ученых сходятся на том, что слово «татар» происходит от китайского слова та-та или да-да. А так как некоторые китайские племена имели сонорный звук «р», то произно-сили это слово как «тар-тар» или «та-тар». Этим словом китайцы называли воинственные племена, жившие к северу от их территории.

Из всех племенных названий монголов, участвовавших в походах Батыя на Россию и Европу, как утверждал казахский ученый М.Тынышпаев (в 20-е годы ХХ в.), в память европейцев врезалось слово «татар», которое они переделали в «тартар» . Отсюда пошла по Европе легенда, что страшные монголы с их плоскими лицами и узкими глазами — выходцы из Тартара, подземного царства. А с легкой руки французского короля это название продержалось в Европе до XVII в. .

Сами монголы не принимали имени «татары», ставя себя выше других. Об этом свидетельству-ют в своих воспоминаниях очевидцы: венгерский монах-миссионер Юлиан и фламандский путешест-венник Гильом Рубрук, лично побывавшие в Монгольской империи .

В результате распада Монгольской империи при хане Берке (1255-1266 гг.) Золотая Орда стала самостоятельным государством. Основным населением ханства были булгары, хазары, кыпчаки и другие тюрки. И лишь ханы и часть аристократии были монголами. Ввиду того, что основными жи-телями ханства были тюрки, то в первой части названия государства употребляли слово тюрко-.... А по причине того, что родоначальник Великой империи был из рода кара-татар, то во второй части названия ханства Золотой Орды употребляли слово «татарский» или «монгольский». Таким образом, название династии перешло и на название народа Золотой Орды .

После распада Золотой Орды феодальная верхушка, военно-служилые группы и чиновничье со-словие, происходившие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения, стали называть себя татарами. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств этот термин из среды феодальной верхушки постепенно был перене-сен в среду простонародья. Но этот термин закреплялся с трудом, так как среди самих золотоордынцев он был непопулярным. Русские стали называть население Волжско-Камского края татарами по-сле блестящих побед Казанского ханства над ними. Тем самым казанские татары заслонили собой татар Золотой Орды, и свое прежнее отношение к ней русские перенесли на Казанское ханство и его население . Казанцы это название считали обидной кличкой. С XVIII-XIX вв. в русских и за-падноевропейских источниках татарами называли почти все нерусские народы, проживавшие на Вос-токе Российской империи. Профессор Вамбери в «Истории Бухары» в начале ХХ в. называл татарами и туркестанцев. Без основания русские называли татарами алтайских тюрков, не имевших никаких связей с татарами . Тем самым они выражали свое пренебрежительное отношение ко всем на-родам, живущим к востоку от них.

Во второй половине XV в. наряду с этнонимом «татары » часто использовали название народа «булгары» и «бессермены» . «Бессермены » — «бусурманы » — это искаженная форма слова мусуль-мане, так как татары были мусульманской веры. В татарских источниках того времени татар часто называли «мусульмане», но это не этноним, а своего рода религиозный термин, употребляемый в противовес иноверцам.

В Волго-Уральском регионе живущие там финские племена по-прежнему продолжали называть татар «болгарами», мари — «суасами», а вотяги — «бигерами», т. е. болгарами. До второй половины

XIX в. среди волжских татар еще функционировали многочисленные локальные этнонимы: у волго-уральских татар — мишэр, типтэр, керэшен, нагайбек и др.; у астраханских татар — юрт татарлары, иугай, карагаш и т.д.; у сибирских татар — себер татарлары (себерэк), тоболлык туралы, бохарлы и пр.; у крымских татар — нугай, тат, крым татарлары (крымлы); у литовских татар — литва татарлары, мослим. И лишь во второй половине XIX в., в результате роста национального самосознания и осознания своего единства, произошел отказ от локальных самоназваний во имя обретения общего этнонима «татары». Этот этноним был наиболее распространен, поэтому и был взят за основу. Но и в начале ХХ в. этот процесс все еще не был завершен. Среди части сибирских татар бытовал этноним «бухарцы», а у астраханских татар — «ногайцы». Да и у волго-уральских татар по переписи населе-ния 1926 г. татарами считали себя 88 % того населения Европы, которое было принято считать тата-рами . Главной причиной этого являлась незавершенность консолидационных процессов сре-ди татар в тот период.

В развитии любого, в том числе и татарского этноса можно выделить несколько этапов его этно-генеза. Первый — когда формирование этнических общностей происходило в условиях первобытно-общинного строя; второй — когда в условиях перехода от доклассового общества к классовому про-исходит формирование народности; и третий — когда в условиях развитого классового общества в результате взаимодействия нескольких, преимущественно сложившихся этносов или их частей про-исходит складывание новой общности.

Предками современных тюрков, в том числе и татар, являются древние тюрки. Шакарим Кудайбердиулы, высокообразованный для своего времени человек, в своих работах использует дан-ные китайских летописей, работы ученых В.В.Радлова, Н.Я.Аристова и других . Изучая родословную тюрков, он пришел к мысли, что предки тюрков произошли от племени «со» или «сет», которое впо-следствии разделилось на 4 ветви. Первая ветвь поселилась на р. Кукубанды (по русски — команы), вторая — в междуречье Апу и Ганн (Абакан и Енисей), третья — осталась на р.Чу, а четвертая посе-лилась в верховьях р. Чу. Китайцы называли их тукю. Подчинив другие племена, в VI в. они создали Тюркский каганат, простиравшийся от Алтая до Крыма . Со временем Тюркский каганат распался на Восточный и на Западный. Одни тюркские племена подчинились восточно-тюркским ханам, а чуйцы и теле стали подвластны западно-тюркским ханам и вошли в состав 5 аймаков дулу. Княжество Булгария произошло от рода Дуло .

В VI в. в Приазовье и в междуречье низовьев рек Волги и Дона был создан сильный союз булгарских племен, военные походы которого беспокоили даже могущественную Византийскую импе-рию. Но уже в 1-й половине VII в. союз распался. Часть булгар под напором хазар ушла на Дунай. Впоследствии они дали название славянскому государству Болгария. Другая часть булгар ушла на север и заняла территорию Среднего Поволжья и Прикаспия. Смешавшись с местными племенами, они положили начало новому государству — Волжская Булгария.

Кроме булгар (этноним имеет значение «речные люди»), в формировании татарского народа принимали участие и древние кангары — печенеги, гунны, хазары. В их состав вошли и другие древ-ние тюркские племена: чуваши-веда, тюркизированные марийцы, мордва и удмурты .

Однако надо особо сказать о татарском компоненте, который пришел на Волгу из Центральной Азии вместе с монголами, вошел в состав булгаро-татарского народа, но в силу своей малочисленно-сти был быстро ассимилирован среди местного населения.

Татары принадлежат к тюркоязычной группе Алтайской семьи. Тюркский народ, организован-ный в государственную форму, известен еще за 200 лет до РХ. Союзы древнетатарских племен под названием «огуз-татар» и «токуз-татар» известны по орхоно-енисейским руническим письменам на могильных камнях VII-VIII вв. Огуз-татары были впервые упомянуты на похоронах основателя Тюркского каганата Бумын-кагана и одного из его преемников, Истеми-кагана, которые во второй половине VII в. вели сражения против тю-гю (тюргешей) под руководством Ильтерис-кагана. Обо всем этом написано на памятнике полководцу — принцу Кюль-Тегину, умершему в 731 г. . Сын Ильтерис-кагана Бильге-каган в 722-723 гг. вел войны против огузов и токуз-татар. Об этом из-вестно по надписям на могильном камне Бильге-кагана, брата Кюль-Тегина, скончавшегося в 734 г. В VIII в. древние татары потерпели поражение в войне с уйгурами. Одна их часть осталась в Централь-ной Азии (именно о них в IX в. пишут китайские источники, называя их «та-тань» или больше «дада»), а другая ушла на запад, войдя в состав Восточного тюркского каганата. В VIII в. войско этого тюркского каганата насчитывало около 30 тысяч татар .

На территории Западной Сибири и Прииртышья впоследствии был образован Кимакский кага-нат. Большую роль в его создании и развитии сыграли не только кыпчаки, ажлады, баяндары, имаки и др., но и татары .

Северо-восточную часть современной Монголии и примыкающие к ней области степного Забай-калья делили между собой татары и монголы. До XII в. татарами называли целую группу из 30 круп-ных родов, к этому времени эта народность усилилась и заняла господствующее положение во всей Восточной Монголии. Поэтому китайские географы стали называть татарами всех центральноазиат-ских кочевников, в том числе и монголов.

Татар в средние века, как отмечает Л. Н.Гумилев, делили на «белых», «черных» и «диких».

«Белые» татары кочевали южнее пустыни Гоби и несли там пограничную службу. Большую их часть составляли тюркоязычные онгуты и монголоязычные кидани. «Черные» татары, в том числе кераиты и найманы, жили в Степи, занимались скотоводством и постоянно воевали с соседними пле-менами. «Дикие» татары промышляли охотой и рыбной ловлей в Южной Сибири. Между «черными» и «дикими» татарами жили монголы как переходное звено между ними.

«Белые» татары были более «тонкой» наружности, вежливы и почитали родителей, в общении с людьми они были душевны. А у «диких» и «черных» татар были широкие лица и большие скулы. Глаза без ресниц, борода редкая. Словом, последние по своей наружности больше были монголоида-ми .

Китайский историк Мын-Гун, живший в XIII в., считает, что все они говорили на разных языках: белые татары — на тюркском, черные — на монгольском, а дикие или водные татары — на мань-чжурском , что не позволяет, на наш взгляд, относить их к одному народу.

В древние времена взаимоотношения монголов с татарами были сложными и со временем пре-вратились в кровную вражду. Причиной этого была смерть Есугей-богатура, отца Чингиза, убитого татарами (правда, до конца этот вопрос так и не выяснен). «Великий хан» стал кровным врагом татар и постоянно стремился их уничтожить, подчинить и ассимилировать. Чингиз-хан был вождем монго-лов. Осуществляя свои завоевательные планы, монголы в передовые отряды включали татар и, не жалея их, ставили в самые опасные места.

Первым ханом Золотой Орды был внук Чингиз-хана Батый. Его 600-тысячное войско, с которым он явился в Восточную Европу, состояло в основном из тюрков. И лишь только 10-я его часть — из монголов. В свою армию они включали завоеванные ими народы и заставляли их называться ненави-стным именем «татар».

В последующие века происходит рост национального самосознания булгаро-татар. Они не раз одерживали блестящие победы в войнах с Москвой. Но многочисленные войны сыграли определенную роль в ослаблении Казанского ханства и в нарушении стабильности в нем. Кроме того, правительство Ивана Грозного умышленно вносило разброд в среду казанской знати. Предложения Суюмбике о мире не нашли поддержки у русского княжества. В итоге Казанское ханство было разгромлено и в 1552 г. вошло в состав Российской империи. Последующая политика России, направленная на уничтожение булгаро-татарского народа, а также насильственная христианизация татар привели только к сплочению и укреплению духа татарского народа. То же происходило и с татарами, проживающими на территории Астраханского и Сибирского ханств, также вошедших в состав Российского государства. Оставшееся в живых и не переселившееся с этих земель на восток татарское население постепенно начало восстанав-ливать хозяйство. Со временем русское правительство стало допускать местных феодалов к низшим ступеням государственной службы, разрешило булгаро-татарам заниматься торговлей. В условиях национального гнета со стороны русских феодалов татарскому народу удалось сохранить свой язык, свою национальную культуру и обычаи. Все это привело к тому, что в эпоху развитого и позднего средневе-ковья (в начале XVIII в.) сложилась татарская народность.

Формирование татарской нации начинается во второй половине XIX в., а заканчивается в основ-ном в начале ХХ в., в результате консолидации средневолжских — приуральских, астраханских и си-бирских татар. Консолидация этих локально-территориальных групп татар в единую нацию произошло в силу их раннего вхождения в состав Русского государства, близости этнических территорий, этниче-ского смешения, языкового и культурно-бытового сближения и усвоения общего татарского самосоз-нания. Лидирующее положение среди них, в силу своей численности, заняли средневолжскоприуральские татары .

Некоторые ученые оспаривают сегодня выделение татар в качестве единого этноса. В настоящее время самыми многочисленными являются татары Среднего Поволжья и Приуралья. Но существуют еще астраханские и сибирские татары, которые, в свою очередь, делятся на местные группы. В Волго-Уральском регионе это мишари, типтяры, касимовские, пермские татары, кряшены и др., а в Сибири — тобольские, барабинские, бухарские и др. татары. В последние годы в качестве самостоятельного этно-са выделяются крымские татары.

Таким образом, мы думаем, что еще и сегодня происходит процесс консолидации татар этих тер-риторий (кроме крымских татар) в единую нацию. Более интенсивно этот процесс идет среди поволж-ских и сибирских татар. В целом, однако, татарская нация является вполне оформившимся этносом. Что же касается крымских татар, то их консолидация с поволжскими татарами из-за того, что они жи-вут в составе другого государства, затянется надолго.

Обратимся теперь к татарским диаспорам. Но не к внутренним (Крымской — в Украине, ВолжскоСибирской — в Российской Федерации), а к классическим — внешним.

Классические татарские диаспоры существуют во многих странах мира. По утверждению татарского историка Д.М.Исхакова, их численность достигает 100 тыс. человек. По его данным, на начало 90-х годов ХХ в. в Румынии проживало до 35 тыс. человек, в Турции — около 20 тыс. человек (без крымских татар, которых там около 1 млн.), в Польше — 5,5 тыс., в Болгарии — 5 тыс., в Китае — 4,2 тыс., в США — около 1 тыс., в Финляндии — 950 человек, в Австралии — 0,5 тыс., в Дании — 150 человек, в Швеции — 80 человек, в Японии — 30 семей. Небольшие группы татар проживают в Германии, Франции, Австрии, Норвегии, Канаде, Саудовской Аравии, Египте, Афганистане и т.д. . В начале нового XXI в., по утверждению председателя Исполкома Всемирного конгресса татар Рината Закирова, по-прежнему большая часть татар за рубежом проживает в таких государствах, как Румыния (23 тыс. человек), Турция (20 тыс. человек), Китай (10 тыс. человек), Польша (5,5 тыс. человек), Болгария (5 тыс. человек). Всего в странах дальнего зарубежья, по данным Всемирного конгресса, татар живет более 67,5 тыс. татар За рубежом они живут, составляя общины, пытаясь сохранить свой язык и культуру, устанавливая тесные связи между татарскими общинами в разных странах и со своими соотечественниками в бывшем Совет-ском Союзе. Зарубежные диаспоры татар сформировались в разное время. В одних странах они являются давними жителями, в других появились в Х!Х начале ХХ вв.

История литовских, польских и румынских татар началась с XIV-XV вв. В конце XIV в. литовский князь Витаутас пригласил в свою гвардию 600 лучших воинов-татар из Золотой Орды. Отряды татар-ской конницы помогли князю одержать победу в Грюнвальдской битве. В благодарность за это князь Витаутас даровал многим из них дворянское звание и земли. К концу правления Витаутаса в Литве бы-ло до 40 тыс. воинов-татар, не считая их семей. Затем голод и болезни в 30-е годы XV в. вынудили часть татар вновь переселиться в Литву. К 1558 г. численность татар в Литве и Польше стала более 200 тысяч человек. Жили они крайне дисперсно и фактически не имели единой территории проживания. В течение многих веков литовско-польские татары утратили татарский язык, но сохранили свою религию— ислам и татарскую этническую самоиндефикацию. Их можно было отнести к весьма урбанизиро-ванной группе населения, так как 49 % литовских татар проживали в городах .

В XIX в. татары проживали в основном на территории Виленской, Минской, Слонимской, Грод-ненской, Ковенской, Подольской, Волынской, Августовской и Люблинской губерний. К концу XIX в. татары оказались на территории 3-х государств — Литвы, Белоруссии и Польши . Многие из них сомневались, к какой группе населения себя отнести: к мусульманам или к шляхте. Но с ростом интереса к своей истории и культуре во время проведения переписей населения начала XX в. многие из них отнесли себя к татарам. На начало XX в. от 10 до 11 тысяч литовских татар сохранили свою этни-ческую самоиндефикацию . Численность литовских татар на начало 80-х годов XX в. точно не известна, так как в материалах Всесоюзной переписи населения 1979 г. эта этническая группа отдельно не отмечалась. Но Л.Н.Черенков в статье «Из этнической истории литовских татар» считает, что на территории Белоруской ССР и Литовской ССР в начале 80-х годов проживали около 7-8 тыс. литов-ских татар .

В 20-30-е годы XIV в., частично раньше, достаточно большое количество татар, покинув Золотую Орду, через молдавские земли ушла в Румынию .

В Финляндии сегодня проживает уже пятое поколение татар. Их предки приехали в Финляндию из окрестных деревень Сергача в России по торговым делам и с тех пор обосновались там .

На протяжении нескольких веков формировалась татарская диаспора на территории Китая. В при-граничных с Казахстаном землях оседали татарские купцы, которые вели торговлю с Китаем. Широкую известность среди них получил предприниматель и купец, один из учредителей торговой компании «Алтай Ширкати», Аллахйари (Алдагаров) Фатых (1885-1966 гг.) за свою помощь в развитии просве-щения и культуры татарской общины г. Кульджи. Алдагаров Фатых был инициатором и организатором строительства татарского городка «Нугай гурд» в городе Кульдже . После Октябрьской револю-ции, в годы гражданской войны, а затем в начале 20-х и начале 30-х годов XX в. вместе с казахами ка-захскую землю покинули и татары. В городах Урумчи и Чугучаке также возникли татарские общины. Татары проживают и в других районах Китая. У подножия Алтайских гор, бывшая территория Восточ-ного Туркестана, имеется село Нугайское, основателями которого полтора столетия назад были выход-цы их Волго-Уральского района, скрывшиеся здесь от призыва в царскую армию. Достаточно большая группа татар проживает на территории Маньчжурии. Строители КВЖД, а также купцы основали здесь татарскую общину. Но после активизации китайского революционного движения многие татары поки-нули Китай и поселились в Японии, Турции и других странах. По данным четвертой Всекитайской пе-реписи населения 1990 г. на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, граничащего на протяжении 1 718 км с Республикой Казахстан, проживали представители 48 национальностей, в том числе около 4-х тысяч лиц татарской национальности, или 80 % всех татар Китая. Татары не самая крупная диаспора, проживающая на приграничной с Казахстаном территории. По своей численности они стоят лишь на 13-м месте. По статистическим данным 1998 г. число лиц татарской национальности в Синьцзяне практически не изменилось (4668 чел.), в основном они проживали в Алтайском округе, Чанцзи-Хуэйском автономном округе и в городе Тачэн . Татары, как и все граждане Китая, при-нимали активное участие в развитии и становлении КНР. Так, Бурхан Шахиди, родившийся в 1894 г. в России, вернулся с родителями в Сыньцзян в 1912 г. Закончив учебу в Урумчи (Дихуа), он работал на таможне. В 30-е годы Бурхан Шахиди занял должность консула Китая в СССР (Зайсан). В 40-е годы его назначили председателем правительства провинции Синьцзян. Скончался Шахиди в 1989 г. в городе Пекине .

После русско-японской войны 1905-1907 гг. многие военнопленные татары остались в Китае. Позже, как было отмечено выше, в Японию переехали татары из Маньчжурии, осели в стране восходя-щего солнца и торговые люди татарской национальности. Местами компактного проживания татар в Японии были города Кобе, Токио и др. .

В 1954 г. появилась первая татарская семья в Австралии (г. Аделаида). Через несколько лет по их приглашению приехали в Австралию и другие татары из Китая.

В царской России всегда проводилась политика давления на мусульманское население. И после того, как российское правительство в 1890 г. разрешило мусульманам выезд за границу, тысячи татар Волжско-Уральского региона переселились в Турцию. В конце XX в. в Турции существовало 6 татар-ских деревень, большое количество лиц татарской национальности проживает в городах Измир, Стам-бул, Анкара и т.д. Считалось, что в 1970 г. 36 % татар, живущих в Турции, являются уроженцами Рос-сии, а 46 — Китая .

Весьма своеобразным оказалось положение тех татарских диаспор, что по разным причинам и в разные периоды истории складывались на территории царской России, затем в пределах СССР. С фор-мальной точки зрения все такие татарские диаспоры были внутренними (созданными в рамках единого государства). Но, по существу, большинство из них (за исключением Крымской, Волжско-Западно-Сибирской), были «классическими внешними» (созданными вне территории рождения своего этноса). Казахстанская диаспора современного татарского этноса, будучи в рамках Российской империи и в СССР одновременно как внутренней, так и внешней диаспорой, с декабря 1991 г. (со времени рождения суверенной Республики Казахстан) стала, бесспорно, «классической внешней диаспорой». С 1997 г. она обрела ту внутреннюю градацию на местные диаспоры, которые продолжают развиваться и по сей день (в городах Астане, Алматы, в 14-ти областях современного Казахстана).

Итак, современный татарский народ, имея в своей родословной древние азиатские корни, как эт-нос сформировался на территории Восточной Европы и Западной Сибири (где особую роль сыграли Поволжье и город Казань). Его классические диаспоры, впервые появившиеся не позже XIV в., ныне имеются во многих странах мира, в том числе и в суверенном Казахстане.

Список литературы

  1. Казахстанская политологическая энциклопедия. — Алматы, 1998. — С. 447.
  2. Этнические и этносоциальные категории: свод этнографических понятий и терминов. — М., 1995. — 216 с.
  3. Советский энциклопедический словарь. — М., 1979. — 1600 с.
  4. Печерских НА. Диаспора и этногенез / Н.А.Печерских // Серебряные горы. — 1992. — № 1. — С. 21-40.
  5. МендикуловаГ.М. Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие: Автореф. дис.д-ра ист.наук.— Алматы, 1998. — С. 50.
  6. Шнирельман Виктор. Мифы диаспоры // Диаспоры. — 1999. — № 2-3. — С. 6-33.
  7. Каримуллин А. Татары: этнос и этноним. — Казань, 1989. — 125 с.
  8. ЗакиевМ.З. Татарский язык // Языки мира: Тюркские языки. — М., 1996. — С. 357-372.
  9. ТынышпаевМ. Материалы к истории киргиз-казахского народа. — Ташкент, 1925. — С. 62.
  10. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье). — Казань: Магариф, 2000. — 255 с.
  11. Исхаки Г. Идель-Урал / Г.Исхаки. — Набережные Челны, 1993. — 63 с.
  12. Исхаков Д.М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии) // Татары. — Набережные Челны, 1993. — С. 3-50.
  13. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. — Алма-Ата, 1990. — 416 с.
  14. Закиев М.З. Этнические корни татарского народа // Татары: проблемы истории и языка: Сб. ст. по проблемам лингвоэтноистории, возрождения и развития татарской нации. — Казань, 1995. — С. 33-34.
  15. 15. Хайруллин Г.Т. История татар. — Алматы: Издат. группа «Казинтерграф», 1998. — 178 с.
  16. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — Кн. 1 — М., 1997. — С. 512.
  17. Закиев М.З. Этнонимика и этногенез (На примере этнонима татар) // Татары: проблемы истории и языка: Сб. ст. по про-блемам лингвоэтноистории, возрождения и развития татарской нации. — Казань, 1995. — С. 105-110.
  18. Исхаков ДМ. Динамика численности татар в России в XVIII нач. XX вв. // География и культура этнографических групп татар в СССР: Сб. ст. — М., 1989. — С. 43-60.
  19. Гисметдинов Д. Тысячелетняя культура татар //Приложение к журналу «Да». — 2006. — С. 46-49.
  20. Rocznik Tatarow Polskich. Селения королевских татар. Резюме. 267 с.Тот VIII, 2003. Rok wydania 8. — Gdansk. — 2003, 269 s.
  21. Borawski Piotr. Sytuacja prawna ludnosci tatarskiej w wielkim ksiestwie litewskim (XVI-XVIII w.).Warszawa. — 1983. —S. 75-76.
  22. Черенков Л.Н. Из этнической истории литовских татар // География и культура этнографических групп татар в СССР: Сб. ст. — М., 1989. — С. 65-74.
  23. Всемирный конгресс татар (второй созыв). 28-29 августа, 1997. — Казань: Изд. Всемирного конгресса татар, 1998. — С. 444.
  24. Татарский энциклопедический словарь. — Казань, Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 с.
  25. Цзунчжэн Сюе. Казахи и другие народности тюркской языковой группы. Татары // Синьцзян: этнографический очерк. Межконтинентальное изд-во Китая, 2001. — С. 71-76.
  26. Современный Синцзян и его место в казахстанско-китайских отношениях / Под общ. ред. д.п.н. К.Л.Сыроежкина. — Алматы: Фонд Евразии, 1997. — 245 с.