Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шарден жан батисткартины и биография. Шарден Жан Батист Симеон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Жан батист шарден биография картины

Шарден жан батисткартины и биография. Шарден Жан Батист Симеон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Жан батист шарден биография картины

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) - французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

Биография Жана Батиста Симеона Шардена

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

Творчество Шардена

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии.

Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.

Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.

В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам - мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо.

Дидро сравнивал его мастерство с колдовством:

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Работы художника

  • Госпожа Шарден
  • Кухарка, чистящая репу
  • Прачки
  • Карточный замок
  • Молитва перед обедом
  • Девушка читающая письмо
  • Атрибуты искусства
  • Натюрморт с индюком
  • Натюрморт с фруктами
  • Натюрморт
  • Медный бак для воды
  • Трудолюбивая мать

Вклад этого художника в копилку мирового искусства до конца еще не оценен по достоинству. После векового забвения после смерти, его творчество было признано величайшим достижением реализма. Его натюрморты и жанровые картины украшают экспозиции самых великих музеев мира. Его технику и манеру письма изучают в художественных академиях всего мира. Больше всего на свете он любил писать фрукты...

О детстве и молодости Шардена известно совсем немного. Все его биографии начинаются с того момента, когда мастеру уже исполнилось 30 лет. Достоверно известно, что родился художник в семье столяра-краснодеревщика. Где Шарден получал художественное образование также неизвестно, скорее всего, его школа - это мастерская Ноэля Куапеля, где мастер работал подручным. Достоверно известно также, что на протяжении всей своей жизни Шарден не покидал пределов .

Работая в мастерской признанного мастера, молодой Шарден выполнял поручения, связанные с изображением аксессуаров и деталей картин хозяина. Необыкновенная скрупулезность и точность в работе, ответственное отношение - все эти качества привели к тому, что все чаще детали картин Куапеля выглядели лучше, чем вся работа целиком. Хозяин Шардена, понимая, что из подмастерья вырос настоящий мастер, предлагает своему работнику отдать некоторые свои работы на выставку "дебютантов", которая проходила в Париже на площади Дофина.

На выставке работы Шардена были замечены. Впечатление было настолько сильным, что многие были уверены - перед ними работы голландских мастеров XVII века. Один из почетных членов Академии сделал предложение начинающему мастеру выставить свои работы в стенах самого престижного выставочного зала . Спустя несколько лет подручный, подмастерье, помощник Шарден становится членом Французской академии, записан с формулировкой "изобразитель плодов и бытовых сцен".

Всю свою творческую жизнь художник писал жизнь "третьего сословия". Идя наперекор моде, которая предписывала приверженность галантному стилю, пустому, но изящному искусству, призванному украшать и оживлять интерьеры, мастер обрек себя на вечную исключительность и обособленность. Он получал заказы на натюрморты в стиле голландского барокко. А его жанровые работы были по достоинству оценены только самыми прозорливыми современниками (его картинами восторгался Дидро, а французские энциклопедисты восторженно отзывались о его работах в своих публикациях). Соотечественники забыли мастера сразу после его смерти. Потом была революция, всплеск романтизма, потом пышный ампир застил работы реалистов XVIII века.

Только во второй половине XIX века, когда развитие живописи вплотную подошло к реализму, творчество Шардена стало образцом и самым высоким ориентиром для мастеров Западной культуры. Работы мастера и сегодня вызывают восхищение не только знатоков искусства, но и самых неискушенных зрителей.

Просмотры: 3 303

Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779), один из величайших художников XVIII века, родился в Париже в семье ремесленника. О раннем периоде его творчества почти не сохранилось сведений. Известно, что в 1724 г. он вступает в Академию св. Луки. В 1728 г. он был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры весьма необычным путем –

Буфет
Скат (фр. La raie), 1728, Лувр

два его произведения, показанные на выставке молодых художников, были отмечены членами Академии, и никому не известный до этого мастер был приглашен вступить в нее. Шарден становится членом Академии по классу «животных, фруктов и цветов» – самому низшему в иерархии жанров той эпохи.

Сын парижского ремесленника-столяра, он прошел выучку у академических живописцев, однако очень скоро порвал с их методом работы - по образцам других мастеров и по воображению. Этому методу он противопоставил работу с натуры и пристальное ее изучение - принцип, которому он оставался верен в течение всей своей жизни. В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет» , Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины. Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию. Здесь его натюрморты получили единодушное признание, и Шарден был избран в число академиков.

В 1731 г. под руководством Ван Лоо Шарден принимает участие в реставрации фресок в галерее Франциска I в замке Фонтенбло, положивших начало знаменитой школе Фонтенбло. Начав с натюрмортов, после 1733 г. он обращается также и к жанровым сценам. Его современники видели в нем художника, лишенного воображения, который, однажды выстроив определенную композиционную структуру, затем много раз к ней возвращается. В 1740 г. Шарден был представлен королю Людовику XV в Версале и вручил ему две свои картины.

Медный бак

В 50-е и 60-е годы Шарден становится популярным художником, натюрморты и жанровые сцены которого находят спрос и хорошо продаются, но к концу этого периода в его жизни наступает перелом. Публика, следуя изменениям вкуса и моды эпохи, теряет интерес к его произведениям. В его личной жизни происходит драма. Единственный сын, Пьер-Жан, очень талантливый и многообещающий молодой художник, получивший Гран При в Королевской академии, кончает жизнь самоубийством в Венеции в 1767 г.

Период забвения длится до середины XIX века, когда критики и коллекционеры вновь открывают живопись Шардена. Тогда становится очевидным,


Корзина с персиками, 1768, Лувр

что он был лучшим мастером натюрморта и не только для своего времени, а его жанровые сцены полны поэзии, лиризма и жизненной правды. Вместе с тем, открывается и совершенное качество его живописной техники, которого он добивался в процессе медленной, мучительной, тщательной работы и переделок. Тайну своего великого мастерства художник открыл сам, сказав однажды: «Мы используем краски, но пишем чувствами».

Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Жанр этот вошел в моду в 18 веке под влиянием голландцев, увлечение которыми перекликалось с наметившейся в литературе тяге к простоте и естественности. Но в своих натюрмортах французские мастера обычно отталкивались не от реалистических основ голландского искусства,. а от его декоративных элементов. Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было эффектов картины. Оп писал глиняные кувшины, бутылки, стаканы, простую кухонную посуду, окруженную фруктами и овощами, иногда рыбу или убитую дичь. Но в этих простых предметах он открыл поразительное богатство красочных оттенков, выразив с необычайной силой материальные качества вещей.

С удивительной тонкостью передает художник блеск начищенной меди («Медный бак» , 1730-е гг.), матовую поверхность персиков («Корзина с персиками» . 1768), сдобную пышность бриоши («Десерт» , 1763, все - Париж, Лувр). Композиции этих небольших картин подчинены строгой логике. С безупречным чувством ритма организует Шарден классически уравновешенную и гармоничную структуру своих холстов («Натюрморт с атрибутами искусств» (на превью) , 1760-е гг., Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Продуманное соотношение предметов с особой полнотой выявляет их характерные особенности, выразительность формы, красоту цвета, сложнейшие оттенки которого художник фиксирует мелкими трепетными мазками. Они создают ощущение игры света на поверхности предметов, объединяют их с

Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744. Эрмитаж

окружающей средой. Эти достоинства живописи Шардена сразу же оценил Дидро, считавший его «первым колористом Салона и, может быть, одним из первых колористов в живописи». «…Как движется воздух вокруг этих предметов, - восклицает Дидро, - вот кто понимает гармонию красок и рефлексов».

Столь же оригинальны и совершенны жанровые картины Шардена. Они посвящены изображению несложных сцен быта французского третьего сословия - мелкой буржуазии и трудового люда. Из этой среды вышел сам Шарден и связь с ней не порывал до конца своих дней. Впервые в искусстве 18 века подобные мотивы повседневности оказываются в центре внимания художника. Сюжеты жанровых картин Шардена лишены драматизма или повествовательности. В большинстве случаев это изображение мирного неторопливого домашнего быта: мать с детьми, читающими молитву перед скромной трапезой («Молитва перед обедом» , 1744, Государственный Эрмитаж); прачка, стирающая белье, и примостившийся около кадки ребенок, пускающий мыльные пузыри («Прачка» , Государственный Эрмитаж), мальчик, усердно складывающий карточный домик («Карточный домик» , Париж, Лувр) -таковы типичные сюжеты картин мастера. Их естественность и простота разительно контрастируют с манерностью и жеманством жанровых сцен Буше. Работы Шардена совершенно лишены литературных и дидактических тенденций, а также сентиментальности,


Прачка

присущей аналогичным картинам большинства его современников. Но подобно тому, как Шарден в своих натюрмортах открыл красоту простой кухонной утвари, он сумел обнаружить целый мир возвышенных и чистых человеческих чувств в скромных будничных домашних сценах, обретающих в его картинах подлинную поэзию и нравственную значительность. Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством»,- говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Как и натюрморты, жанровые картины Шардена написаны мягко и обобщенно, а их лишенный яркости колорит построен на тончайших гармониях изысканных тонов.

Во французском искусстве 18 века Шарден был также одним из создателей реалистического портрета. Его работам в этом жанре совершенно чужды декоративные эффекты, показные позы, отличающие портреты придворных художников. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Исключающий всякую идеализацию, правдивый и точный в характеристиках, Шарден в то же время всегда подчеркивает моральное достоинство своих моделей. Утверждение ценности человеческой личности, столь характерное для века Просвещения, лежит в основе этих внешне непритязательных работ художника. К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портрет жены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр).

Реалистическое искусство Шардена сразу же получило поддержку передовой художественной критики. Однако во второй половине столетия, когда от искусства требовали, чтобы оно стало, по выражению Дидро, «школой нравов, немым оратором, наставляющим нас в добродетелях и возвышенных поступках», работы Шардена уже не во всех отношениях удовлетворяли новую критику. Теперь особенным успехом стали пользоваться те художники, в творчестве которых проступали дидактические черты.

Карточный домик

Карточный домик. Около 1736-1737. Национальная галерея, Лондон

Шарден изображает мальчика, сына своего друга краснодеревщика Ленуара, строящим на столе домик из игральных карт. Стол, на который опирается ребенок, занимает в композиции центральное место и позволяет художнику ввести в пространство картины великолепно написанный натюрморт. Он начинается неожиданно и оригинально с полуоткрытого ящика на переднем плане.

В картине соединены два жанра – сцена повседневной жизни и натюрморт. Композиция построена чрезвычайно лаконично и просто. Художник с таким вниманием и любовью изображает обыденные предметы, что кажется, главной его задачей является показать зрителю, насколько они прекрасны в своей простоте. Но на самом деле за этим непритязательным эпизодом детской игры стоит более глубокий


«Мыльные пузыри» (1733-1734, Национальная галерея искусства)

смысл. По сути, перед нами моральная аллегория, символизирующая тщетность человеческих усилий, которые смерть разрушает с такой же легкостью, как ребенок разрушает свой карточный домик всего лишь движением руки или дуновением.

Однако трактовка темы vanitas здесь иная по сравнению с той, которая была характерна для живописи XVII века, питавшего к ней особое пристрастие. Если художники прошлого столетия обращались к таким мотивам, как череп или кладбище и особо подчеркивали драматическое начало, то сейчас вечный вопрос о смысле человеческой жизни, ее быстротечности и бренности, трансформирован в простое, лишенное трагического пафоса событие. Но от этого он не стал звучать менее остро.

Строгости построения композиции, в которой нет ничего лишнего, соответствует и лишенный внешних эффектов, почти монохромный колорит. Но, оставаясь почти исключительно в пределах коричнево-охристой цветовой гаммы, художник насыщает холст неожиданным живописным богатством разнообразных тональных нюансов и теплым, чуть красноватым светом, который излучают краски.

Наряду с «Карточным домиком» Шарден использует еще один сюжет подобного рода, для создания моральной аллегории на тему vanitas «Мыльные пузыри» . И здесь мотив детской забавы превращается в символ быстротечности и бренности человеческой жизни. Художник изображает мальчика, нагнувшегося над подоконником и пускающего на улицу мыльные пузыри. Справа малыш в смешном колпачке тянется на них посмотреть. Рядом с детьми изображен прекрасный натюрморт.

Автопортрет , выполненный в технике пастели, вместе с двумя другими произведениями, был выставлен в Салоне 1771 г. К этому времени было известно, что здоровья мастера пошатнулось, и он не в состоянии больше работать. Однако вещи, показанные Шарденом на этой выставке — настоящие шедевры по качеству исполнения – вызвали сенсацию. Автопортрет написан на бумаге серо-голубого тона, которая дает дополнительные, очень богатые колористические эффекты.

«Автопортрет», 1775

Автопортрет с зеленым козырьком, 1775, Лувр

2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден. Отец его был резчиком по дереву, который выполнял сложные художественные работы. Еще в детстве Жан-Батист начал проявлять склонность к рисованию и делать первые успехи.

Обучение

В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.

Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.

Первая выставка

В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были "Скат" и "Буфет", которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Натюрморты

В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде "низшего" жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.

Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.

Техника живописи и новые сюжеты

Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.

Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.

Дидро восхищался умением его передавать краской материальность предметов. Он написал об этом восторженные строки: "О, Шарден, это не белая, черная и красная краски, которые ты растираешь на палитре, но сама суть предметов; на кончик своей кисти ты берешь воздух и свет и накладываешь на холст!"

В тридцатых годах начался новый виток в творчестве Шардена. Продолжая следовать за голландскими мастерами, он обращается к жанровой живописи. Художник стал изображать повседневную жизнь французского третьего сословия, в которое входили все группы населения, кроме привилегированных. К тому времени относятся его картины "Дама, запечатывающая письмо", "Прачка", "Женщина, чистящая овощи", "Вернувшаяся с рынка", "Трудолюбивая мать". Эти сцены признаны одними из лучших в жанровой живописи.

Личная жизнь

В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.

Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.

Поэт повседневности

Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Например, на картине "Прачка" фигура женщины выхвачена из общего темного фона и буквально светится теплом. Такой эффект достигнут благодаря игре света и тени.

Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Последние годы мастер посвящает Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике - "Автопортрет с зеленым козырьком" и "Портрет жены".

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

Неоценимый вклад

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.

Ни один живописец до него не мог похвастать таким искусным умением накладывать светотени. Свет на полотнах мастера ощущается почти физически. Кажется, что поднеся к ним руки, можно почувствовать тепло. Дени Дидро отзывался о его работах так: "Не знаешь, на какой из картин свой взор остановить, какую выбрать! Все они совершенны!"

Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.

Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.