Электронный аукцион – одна из форм закупок, применяемая в рамках закупок по 223-ФЗ. Она применяется при соблюдении двух условий: для того, чтобы определить победителя, имеет значение только цена договора, а закупаемые товары и услуги можно сравнить исключительно по ценовым критериям.
Аукцион по 223-ФЗ может проводиться в открытой, закрытой форме или в виде закупки с ограниченным участием.
При открытом электронном аукционе сведения о закупке размещаются в для неограниченного круга лиц. При закрытом аукционе заказчик может выбрать минимум двух подходящих участников (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
В основном закупки через аукцион проводятся в открытой форме , так как для применения закрытого варианта заказчикам необходимо обоснование (иначе его действия могут быть обжалованы ).
Участвовать в открытом электронном аукционе может любое юридическое лицо или несколько юрлиц, которые выступают на стороне одного участника, либо физическое лицо, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя.
Законодательством утвержден перечень случаев, когда сведения о закупке допускается не публиковать в ЕИС (тогда возможно закупить товары у или применить закрытую закупку):
Заказчик может закупку до окончания приема заявок (данный срок указан в закупочной документации). Он вправе отменить как закупку одного лота, так и всю процедуру.
Закупка может быть признана несостоявшейся, если на участие в аукционе не подали ни одной заявки либо участников не допустили до закупки.
Таким образом, электронный аукцион представляет собой разновидность конкурентных закупок по 223-ФЗ. Это популярный способ закупки, который позволяет выбрать поставщика, предложившего самую низкую цену. Заказчик обязан провести закупку в электронном формате, если предмет закупки представлен в аукционном перечне по ПП №616 от 2012 года «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».
Аукцион проводится в соответствии с Положением о закупке, утвержденном заказчиком. Оно должно содержать определение аукциона, условия применения данной формы закупок, условие проведения аукциона в бумажной или электронной форме и пр. Обычно выбор процедуры закупки происходит по следующему алгоритму: первоначально необходимо оценить возможность закупки у единственного поставщика; проверить, есть ли товар в аукционном перечне; затем определить способ закупки.
Начнем с того, что сведения о такой процедуре необходимо разместить в ЕИС для неограниченного круга лиц. При проведении закрытых торгов заказчик должен направить приглашения и документацию минимум двум подходящим участникам ().
Благодаря такой процедуре, как открытый аукцион 223 ФЗ, покупатель может выбрать поставщика, который:
Но воспользоваться этим способом закупки можно только в случаях, которые прописаны в Положении о закупках. Иначе заинтересованные лица смогут обжаловать закупку в ФАС. Также не стоит забывать и про аукционный перечень, утвержденный . Товары, которые входят в него, можно закупать только в электронной форме.
Любой аукцион в электронной форме 223 ФЗ должен быть вписан в , опубликованный в ЕИС. Организовать торги можно не раньше дня, когда сведения о закупке будут включены в план. Опять же, нарушение этой нормы может повлечь за собой обжалование.
Теперь давайте разберемся, как регламентирует 223 ФЗ проведение аукциона.
После принятия решения о проведении закупки заказчик готовит следующие документы:
Одновременно с этим, если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то сроки проведения составляют:
Такие особенности с 01.07.2018 будет иметь аукцион по 223 ФЗ, инструкция по заполнению документов представлена ниже.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 4 223-ФЗ в извещение включают следующие сведения о:
Документацию составляют на основе извещения, но с более подробным описанием продукции (услуг, работ) и условий сделки (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4). Здесь же указывают:
Наконец, проект договора составляют, основываясь на документации и извещении. При этом его дополняют пунктами про ответственность сторон и условиями приемки.
После размещения в ЕИС вышеуказанных бумаг начинается прием предложений участников. Далее поставщики принимают участие в аукционе по 223 ФЗ — подают ценовые предложения. В ходе торгов определяют победителя.
Завершающий этап закупки — заключение договора.
Важно учесть, что переговоры между покупателем, оператором ЭТП и участником запрещены ч. 9 ст. 3.3 № 223-ФЗ при условии, что благодаря им кто-то получает преимущества для участия в торгах, либо создается риск разглашения конфиденциальной информации.
Каждый из этих этапов подразумевает составление протокола (ч. 13 и 14 ст. 3.2). Срок размещения в ЕИС — 3 дня с даты подписания.
Первый из таких документов — протокол рассмотрения первых частей заявок. Его оформляют после открытия доступа к заявкам. Здесь же указывают сведения об отклоненных и причины отказа.
После получения ценовых предложений заказчик оформляет итоговый протокол, где прописывает:
В Положении или документации заказчику может быть дано право отклонять предложения и на этапе подведения итогов. Информацию о причинах отказа в допуске также необходимо указать в протоколе.
Аналогичный документ оформляют для закупки, которая признана несостоявшейся (не было подано ни одной заявки, либо никого из участников не допустили). Причем такой статус покупатель может присвоить тендеру в любой момент со дня начала рассмотрения предложений (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2).
Протокол подводит итог и аукциону, на который была подана только одна заявка. В случае, если она допущена, договор могут заключить с единственным участником.
После окончания тендера заказчик вносит в проект договора сведения о победителе и его цене.
Контракт подписывают не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола подведения итогов. Сам контракт размещают в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания. Продление этого срока возможно, когда требуется одобрение контрольного органа, либо если рассматривают жалобу по закупке. В этих случаях договор заключают в течение 5 дней после получения разрешающих документов от контрольного органа.
В случае изменения существенных условий сделки обновленный договор должен быть опубликован в ЕИС не позже 10 дней после внесения правок (ч. 5 ст. 4).
Стоит отметить, что в Положении заказчику может быть дано право заключить сделку торгов.
Создано: 12.10.2015 00:00
Имея более свободный и «рамочный» характер, нежели №44-ФЗ, №223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно устанавливать те формы проведения закупок, которые представляются ему наиболее эффективными и подходящими для каждой конкретной ситуации. При этом, желая использовать тот или иной тип тендера, необходимо внести его в Положение о закупках - внутренний документ организации, работающей по соответствующему законодательному акту.
Вместе с тем, электронный аукцион и конкурс - это обязательные для включения в состав Положения формы осуществления закупочной деятельности со стороны государственных заказчиков.
Следуя законодательной норме, все электронные аукционы по 223-ФЗ проводят в открытой или в закрытой форме.
При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на общем портале госзакупок. Подать заявку на участие в таком аукционе может абсолютно любой зарегистрированный на площадке участник торгов.
Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни общественной публикации не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком организации.
Но в закрытой форме можно проводить далеко не все аукционы, а только те, которые:
Кроме того, все аукционы делятся на базовые и двухэтапные.
Базовые аукционы - это те, что проводятся всего в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену в результате осуществления электронных торгов по 223-ФЗ.
Если тендер связан с закупкой какой-то сложной продукции или услуги, то заказчики обычно выбирают двухэтапную форму аукциона. При таком раскладе конкурсная заявка подается в два этапа. Какую именно информацию должны содержать первая и вторая части заявки организатор указывает в составе аукционной документации. Чаще всего, первая часть заявки включает в себя технические данные об объекте, сроки, условия поставок и проч. А вот вторая - коммерческие аспекты, а также Последовательное проведение этих этапов с осуществлением нормативных отборочных процедур приводит к выбору наиболее оптимального предложения и сделавшего его поставщика.
Для того чтобы оптимизировать процесс проведения аукциона и сделать его наиболее эффективным, необходимо регламентировать его и ввести строгие нормы.
Первое, что нужно определить - это время проведения тендера. В данном отношении могут быть два основных пути.
Вместе с тем, важно понимать, что именно считается шагом в процессе аукциона. Если не определить этого понятия, то участники могут «двигать» цену на полкопейки и бесконечно продлять сроки «плавающего» аукциона. Здесь также существует градация:
Наиболее простой и беспроигрышный путь участия в электронных торгах в наши дни - это делегировать соответствующие процессы современному консалтинговому агентству.
Специалисты сделают все возможное для того, чтобы участие в тендере стало для вас приятным и результативным. Среди наших услуг:
Если вы хотите профессионально участвовать и выигрывать электронные аукционы по 223-ФЗ , свяжитесь с нами, и начните свой путь к успеху!
Аукционы –
это вид торгов, где победителем признается УРЗ, предложивший самую низкую цену
договора или (если в процессе аукциона цена снижена до 0, аукцион проводится на
право заключения договора) наиболее высокую цену.
|
РЕШЕНИЕ ЛЮБЫХ ЗАДАЧ ПРИ РАБОТЕ НА ГОСЗАКАЗЕ БЫСТРО и ГРАМОТНО |
Уже через месяц, 1 июля 2018 года, вступит в силу статья 3.4 закона 223-ФЗ , которая определит особенности электронных процедур закупки у МСП. В связи с этим заказчикам придется менять и Положение о закупке, и весь устоявшийся процесс.
Процедуры будут проводиться в соответствии с новыми положениями 223-ФЗ и постановлением Правительства № 1352 от 11 декабря 2014 года, регулирующего особенности таких закупок.
В соответствии с частями 10 и 11 статьи 3.4 закона 44-ФЗ, торги для МСП будут проходить на площадках, которые работают по специальным правилам . Правительством должен быть определен перечень таких ЭТП. На данный момент определено, что процедуры для малого и среднего бизнеса будут проводиться .
Надо отметить, что изменения предполагают, по сути, введение отдельного регламента для закупок у МСП, который серьезно отличается от прочих процедур. Эти правила фактически переняты из закона 44-ФЗ. Заказчики, которые обязаны закупаться у малого и среднего бизнеса, должны отразить новые условия в Положении о закупке .
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
У заказчиков по 223-ФЗ появится право устанавливать сокращенный срок для приема заявок. Минимальные сроки зависят от типа процедуры - они указаны в следующей таблице.
Положениями статьи 3.4 вводится исчерпывающий перечень возможных этапов для каждой из процедур. Чтобы ознакомиться с ними, обратимся к таблице 2.
Тип процедуры | Возможные этапы |
Конкурс |
Обсуждение предложений о функциональных характеристиках объекта закупки, содержащихся в заявках Рассмотрение и оценка заказчиком заявок, содержащих окончательные предложения о функциональных характеристиках объекта закупки и об иных условиях договора Сопоставление дополнительных предложений участников о снижении цены |
Аукцион / Запрос предложений | Проведение квалификационного отбора участников |
Запрос котировок | Этапов не предусмотрено |
Состав заявки также зависит от формы проведения закупки. Если речь идет о конкурсе, аукционе или запросе предложений , то заявка должна состоять из таких частей:
Заявка на запрос котировок состоит из части 1 и ценового предложения.
В аукционах для МСП будут действовать , а именно:
В новой статье также определены такие положения:
Обратите внимание! По новым правилам заказчик может установить обеспечение заявки при НМЦД более 5 млн рублей. Для прочих процедур обеспечение заявки устанавливаться не будет.