Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Семиповоротный лабиринт.

Семиповоротный лабиринт.

Лабиринт как движение жизненной энергии…
Именно этот лабиринт связан с тайными знаниями…
Это семиповоротный чакровый лабиринт…

Его находят по всему миру: в Китае, Тибете, Египте, Англии, Ирландии, Перу и у Американских Индейцев…. Вы обнаружите изображение этого лабиринта на полу множества церквей в Европе. Та же форма находится на каменных стенах повсюду. Для древнего человечества эта форма имела огромную ценность.

Мы с Вами выстроим свой Лабиринт в Выбутах 8 августа

В лабиринте – семь троп, семь областей, имеющих связь с тором и биением человеческого сердца… – услышать биение Сердца нам помогут

Ричард Андерсон, являющийся автором книг и специалистом по лабиринтам обнаружил, что при прохождении через лабиринт человек невольно проходит через различные состояния сознания, что приводит к очень характерным ощущениям. Это побуждает вашу жизнетворную энергию двигаться через чакры по следующей схеме: три, два, один, четыре, семь, шесть, пять. Энергия начинает движение из третьей чакры, затем переходит во вторую, потом в первую; тут она перепрыгивает вверх к сердцу (четвёртая), потом к центру головы в шишковидной железе (седьмая), затем ко лбу к гипофизу (шестая) и оттуда вниз к горлу (пятая). Если только вы сами не препятствуете опыту, то при прохождении этого лабиринта вы будете автоматически проходить через эти изменения. Даже, если вы ничего об этих вещах не знаете, то через ощущения вы пройдёте всё равно. Люди во всём мире нашли, что это правда. Мистер Андерсон уверен, что если изобразить последовательность прохождения пути по уровням линиями (число линий указывает, который это из семи уровней) – три, два, один, четыре, семь, шесть, пять – то получится форма Чаши – Чаша Грааля – Чаша нашего Сердца…
Эту Чашу мы с Вами нарисуем Берем карандаши

Друнвало Мельхиседеке говорит: “Я экспериментировал с этим лабиринтом, и верно то, что перемены со мной действительно происходили. Я мог идти просто по прямой линии к центру лабиринта и просто производить изменения внутри себя каждый раз по мере приближения к месту, где в лабиринте предполагался поворот. Я мог достичь того же состояния, не проходя через всю модель”.

Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему — это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции.
Делия Стейнберг Гусман

Лабиринт — архитектурное сооружение, сконструированное таким образом, что, однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно; иногда это парк или сад, созданный по тому же принципу. В древних текстах упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме. Лабиринты были распространены в доколумбовой Америке, в Индии, на Северном Кавказе. В Европе они встречаются на севере континента и в восточном Средиземноморье; при этом южные лабиринты представляют собой рисунки, а северные — выложены из камней или дерна. Изображения лабиринтов встречаются в средневековых готических соборах (например, знаменитая мозаика на полу собора в Шартре).

Лабиринт — это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.

Лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт — это обновление, преображение, новое рождение.

Древние греки связывали происхождение его названия labyrinthos с Критом. Характерный для критского религиозного культа топор с двойным лезвием назывался «лабрис». Эти слова родственны и происходят от доиндоевропейского слова, означавшего «камень». Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь-смерть-жизнь» и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир; к погребальным обрядам и обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах.

Другим названием лабиринта, широко распространенным в Западной Европе, было «троя». Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть у Плутарха.

В древнем Египте , в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.

В кельтской мифологии эти сооружения отмечают входы в подземный мир. По некоторым легендам каменные лабиринты были построены руками великанов, и сегодня еще лабиринты иногда называют «Дорогами великанов». Другие обитатели мира иного, феи, танцевали при лунном свете на спиралях лабиринта.


В лабиринте

О ужас, эти каменные сети
И Зевсу не распутать. Изможденный,
Бреду сквозь лабиринт. Я осужденный.
На бесконечно-длинном парапете
Застыла пыль. Прямые галереи,
Измеренные долгими шагами,
Секретными свиваются кругами
Вокруг истекших лет. Хочу быстрей
Идти, но только падаю. И снова
Мне чудятся в сгущающемся мраке
То жуткие светящиеся зрачки,
То рев звериный. Или эхо рева.
Иду. За поворотом, в отдаленье,
Быть может, затаился наготове
Тот, кто так долго жаждал свежей крови.
Я столь же долго жажду избавленья.
Мы оба ищем встречи. Как и прежде,
Я верю этой меркнущей надежде.

Хорхе Луис Борхес

Мир — лабиринт. Ни выхода, ни входа,
Ни центра нет в чудовищном застенке.
Ты здесь бредешь сквозь узкие простенки
На ощупь, в темноте — и нет исхода.
Напрасно ждешь, что путь твой сам собою,
Когда он вновь заставит сделать выбор,
Который вновь заставит сделать выбор,
Закончится. Ты осужден судьбою.
Вдоль бесконечных каменных отростков
Двуногий бык, роняя клочья пены,
Чей вид приводит в ужас эти стены,
Как ты, блуждает в чаще перекрестков.
Бреду сквозь лабиринт, уже не веря,
Что повстречаю в нем хотя бы зверя.

Хорхе Луис Борхес

Символика лабиринта в философском трактате Я.А. Коменского "Лабиринт света и рай сердца"

Глава 1. Лабиринт как культурно-эстетический код

Художественная литература, являясь продуктом мыслительной деятельности человека, неразрывно связана с его сознанием. При изучении литературы, как и при изучении человека, нельзя принимать во внимание только его сознание, считая его единственной формой психологического бытия. Обращаясь к основным понятиям психоанализа, мы воспользуемся терминами «сознательное» и «бессознательное» -- данное разделение даст возможность понять наблюдающиеся патологические процессы душевной жизни отдельно взятого автора. Нельзя утверждать, что в создании литературного произведения участвует лишь сознательное, так как в любом виде искусства, в том числе и в литературе, часто находят отражение представления и душевные процессы, не являющиеся сознательными. Символ лабиринта, являющийся основой системы иносказаний в произведении Я. А. Коменского, относится именно к таким проявлениям бессознательного в литературном произведении.

Символ лабиринта чрезвычайно сложен и многосторонен. Долгий период бытования в обрядовой, мифологической, а после и в литературной традициях, оставил за символом лабиринта шлейф сложных и противоречащих друг другу значений. Когда автор обращается к данному символу в литературном произведении, он неизбежно сталкивается со сложностью выделения из множества значений именно тех, которые бы отвечали задаче, поставленной им в художественном произведении. Зачастую данный процесс осуществляется автором бессознательно, то есть без его субъективного контроля, в таком случае он обращается к содержанию коллективного бессознательного -- к архетипическим значениям образа.

Для исследования причин проникновения архетипических значений образа в литературное произведение необходимо понять принципы работы бессознательного абстрактного автора. Применение понятий «бессознательное» и «архетип» необходимо при анализе символа лабиринта в указанном произведении, так как многие его значения будут апеллировать именно к содержанию глубинных слоев человеческой культурной памяти.

Поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. К. Юнг называл его «личностным бессознательным». Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный слой является так называемым коллективным бессознательным. «Тут речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Коллективное бессознательное как бы концентрирует в себе «реликты архаического опыта, что живут в бессознательном современного человека» . Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994. - С. 175. Иначе говоря, коллективное бессознательное впитывает психологический опыт человека, длящийся многие века. «Наши души, как и тела, состоят из тех же элементов, что тела и души наших предков» . Там же. - С. 233. Тем самым они хранят память о прошлом, т.е. архетипическую память.

По своей природе коллективное бессознательное сверхлично, оно образует основание духовной жизни каждого человека. Коллективное бессознательное было обнаружено К. Юнгом сначала в процессе анализа сновидений, а затем некоторых видов деятельности (обряд, ритуал) и художественного творчества (миф, легенда, сказка).

Архетипы -- древнейшие, лучше сказать, изначальные, всеобщие образы, составляющие содержание коллективного бессознательного. Архетипы восходят к мифологии, но сохраняются длительное время в фольклоре и литературе, при этом модифицируясь и трансформируясь. Теоретически возможно любое число архетипов. Обращение к архетипам у авторов может быть как сознательным, так и бессознательным. Архетип не разрушается, проявляя себя в новых формах на новых исторических этапах. Это следует учитывать при анализе символики лабиринта. Литературные архетипы и универсалии: Сб.ст. / Рос.гос.гуманитар.ун-т, М.: 2001. - С. 41..

Понятие «архетип» в современную науку было введено К.Г. Юнгом, но у него есть много предшественников и продолжателей, у которых понимание данного феномена было несколько иным, в частности, не чисто психологическим. Ссылаясь на применение этого термина Филоном Александрийским и Дионисием Ареопагитом, а также на некоторые сходные представления у Платона и Августина, Юнг указывал и на аналогию архетипов с «коллективными представлениями» Дюркгейма, «априорными идеями» Канта и «образцами поведения» бихевиористов.

К. Г. Юнг предлагал различать архетип -- гипотетический, недоступный созерцанию образ, и архетипическое представление -- осознанный и воспринятый архетип, который претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого он возникает. Архетип как таковой не может находить выражение в литературе, и вообще не может быть выражен. Проходя через призму индивидуального сознания, архетип изменяется, становясь осознанным и воспринятым.

В литературе, искусстве, религии архетип предстает в переработанной форме. Это указывает на влияние их сознательной переработки в суждениях и оценках. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке.

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит «постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме - всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом Обработки архетипических образов» Юнг К. Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ, М.: Ренессанс, 1991. -- С. 65.

В качестве продукта непосредственной реализации архетипов Юнг и его последователи (Дж. Кэмпбелл, Э. Нойман и др.) рассматривали мифологию народов мира. Исходя из сопоставительного анализа мифов различных народов мира, были выделены важнейшие мифологические архетипы «матери», «дитяти», «тени», «анимуса» («анимы»), «мудрого старика» («мудрой старухи»). «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного. «Тень» - это оставшаяся за порогом бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. «Анима» для мужчин и «анимус» для женщин воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» («старуха») - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души Литературные архетипы и универсалии: Сб.ст. / Рос.гос.гуманитар.ун-т, М.: 2001. - С. 31..

Архетип лабиринта не входит в ряд основных архетипов, составляющих фундамент коллективного бессознательного, однако частота, с которой человечество обращается к нему в творчестве, культах и обрядах, подтверждает, что осмысление данного феномена чрезвычайно важно для духовной жизни человека.

Обращение к мифологическим образам и сюжетам создает значительные произведения искусства, проникающие в глубины мироустройства, а архетипы становится своеобразными «кирпичиками» для фундамента, на котором создается культура. Собственно, к числу одного из таких «кирпичиков» можно отнести и архетип лабиринта, приобретший в дальнейшем и символическое значение. Исходя из анализа лабиринта как архетипа в культуре можно сделать вывод о его символичном и сакральном характере.

Подходя к теме символичности образа Лабиринта, необходимо дать определение понятию символ, на которое мы будем ориентироваться в данной работе. Учитывая специфику данной работы, будет уместным обратиться к двойной трактовке данного понятия -- культурологическо-психологической и литературоведческой.

Под словом «символ» в работах К. Юнга подразумевается «термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Это подразумевает нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас» Юнг К. Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991. - С. 65.. Символическое значение не явно и не отчетливо, часто оно осознается бессознательно, особенно если речь идет о символах, имеющих архетипическое основание (как символ лабиринта).

Таким образом, слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий "бессознательный" аспект, который всякий раз точно не определен или объяснять его нельзя. «Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка» Там же. - С. 66..

В литературоведческой традиции нет четкости в определении статуса понятия символа. В ряде работ он рассматривается в разделе о тропах. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996; Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1971.. Однако в отличие от тропов, т.е. использования переносных значений слов, символы - это иносказательные образы, «слагаемые» мира произведения. Это не слова, а значащие элементы мира (лабиринт с его свойствами).

Символ может рассматриваться в аспекте проблемы специфики искусства как особого способа освоения и отображения жизни. Понятие «символ» в этом случае является тождественным понятию «художественный образ» на основании способности быть одновременно способом воссоздания явлений действительности в их чувственном восприятии и выражения идейно-эмоционального осмысления этой действительности. Символ и художественный образ также являются тождественными по признаку способности воплощать в единичном общее.

Определение символа как универсальной эстетической категории в соотнесении его, с одной стороны, с понятием художественного образа, а с другой - с понятиями знака и аллегории предложено С. Аверинцевым. Очевидно, именно таким образом лучше всего поддается раскрытию специфика символа.

С. Аверинцев трактует символ как «образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ, хотя бы в некоторой мере символ)» . Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001. - С. 155.. Наряду с этим, автор отмечает наличие у символа специфического качества, которым является «выход образа за собственные пределы, присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» - «смысловая глубина», «смысловые перспективы» . Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001. - С. 158.. В отличие от смысла аллегории, смысл символа, по мнению автора, «нельзя дешифровать простым усилием рассудка», так как «он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы». Символический образ сохраняет в мире произведения свое прямое значение и в то же время приобретает многозначность. Символический образ допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации с называемым предметом. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец Изд. 2-е. М. 2006. - С. 27..

Символические образы широко используются в литературных произведениях. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

Можно говорить о символах индивидуальных и символах, имеющих опору в культурной традиции. Последние в силу специфики данной работы интересуют нас в большей степени. Подобные символы являются частью культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении. Сивол лабиринта является как раз таким, культурным символом-кодом, значения которого знакомы в той или иной степени каждому читателю. Однако не стоит забывать, что специфика данного символа заключается в том, что он является еще и ментальной константой, архетипическим представлением, и первоначально присутствует в нашем сознании. Это позволяет нам говорить о воспроизведении в тексте Коменского не только тех значений символа лабиринта, о которых он узнал в результате приобщения к плодам развития различных наук, но и о проявлении глубинных знаний, источником которых является коллективное бессознательное.

Возвращаяясь к теме соотношения архетипа и символа, необходимо уточнить, что по отношению к архетипу смивол вторичен. Символ является крайней степенью осознанности и переработанности архетипа, его предметным воплощением. Религиозный символ (коим и является символ лабиринта) оформляет душевные переживания не индивида, а многих поколений людей и имеет архетипическое основание. Но чем привычнее для нас символ, чем более он стерт повседневным употреблением, тем чаще от него остается только банальная внешняя сторона. Этот процесс произошел и с символом лабиринта, архетипическое происхождение которого не осознается теми, кто пользуется им для выражения каких-то смыслов. Лабиринт здесь превращается культурный код, имеющий потенциальную способность выражать авторские некоторые идеи. Ян Амос Коменский не был знаком с теорией архетипов, не было известно ему и понятие коллективного бессознательного. Обращаясь к образу лабиринта, он опирался на предшествующий опыт осмысления данного образа в мифопоэтической традиции, в культуре Средневековья и Ренессанса и на свои личные глубинные ощущения, источником которых было коллективное бессознательное.

В следующем разделе данной работы будут рассмотрены те смыслы символа лабиринта в работе Я. А. Коменского, которые могут быть объяснены через обращение к содержанию коллективного бессознательного.

Алексей ("Лёха") Никонов и Настасья Хрущёва с экспериментальной монодрамой "Магбет"

Жанр рассказа в творчестве В.И. Мишаниной

Наше исследование основывается на работах Е.В. Староверовой. Изменения в экономической, политической и общественной жизни США, начавшиеся после Гражданской войны, становятся особенно заметны к середине 1880-х годов...

Жестокость детей в рассказах Р. Брэдбери как отражение жестокости общества

Период События в стране Течение Характеристика литературы представители Конец XIX века индустриализация страны, возникновение монополий, строительство железных дорог. рост населения в целом, а также прирост городского населения...

Магический реализм в латиноамериканской литературе

Магический реализм присутствует у Борхеса («Воображаемые стихи», «Сад разветвляющихся тропок», «Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте») и Кортасера («Игра в классики»). В этом отношении показательно то...

Образотворча історіографія "єгипетських" творів Лесі Українки в "Стародавній історії східних народів"

Чергове поетичне „занурення” Лесі Українки у стародавню історію країни фараонів, і знову у формі диптиху, сталося майже рівно через чотири роки після „Сфінкса” і „Ра-Менеїс”...

Основні тенденції розвитку чеської літератури в епоху Просвітництва

Матиця чеська (Matice ceske), чеське культурно-просвітнє товариство. Засновано в 1831 Ф. Палацьким при Чеському національному музеї в Празі. На членські внески й пожертвування видавали добутки чеської літератури (у тому числі П. І. Шафарика, І...

Поэтика и метафоричность произведений Стивена Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")

Изучая различные источники, освещающие литературу США второй половины ХХ в., можно придти к заключению, что практически все критики одинаково оценивают последствия Второй мировой войны для Америки, сходясь в том...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

Загострення соціально-економічної ситуації в США наприкінці 30-их років 20 ст.; Велика депресія 1929 - 1935 років; засуха, розорення тисяч фермерів, банкрутства, міграції. Часи так званого «червоного десятиліття», боротьби з класовою нерівністю...

Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В разные эпохи шекспировский «Гамлет» воспринимался по-разному. Во время жизни Шекспира его трагедия «Гамлет» получила огромную поддержку со стороны не только средних и низших слоев населения...

Проблемы развития литературы США ХХ века

Американская литература рассматриваемого периода развивалась в довольно сложной общественно-политической обстановке...

Середньовіччя в українській літературі

Одним із найнедослідженіших періодів української духовної культури, а особливо літератури, вважається епоха Середньовіччя - час, що тривав від монголо-татарської навали, кульмінацією якої було падіння Києва 1240 р., до кінця ХV ст....

Специфіка зображення повоєнної Німеччини у творі Г. Белля "Більярд о пів на десяту"

Перед тим, як переходити до розгляду художньої реальності у творі відомого німецького письменника Г. Белля "Більярд о пів на десяту", варто спершу проаналізувати культурно-історичну ситуацію...

Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения

Глава II. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.1. 1836-1870 гг. Диккенс в глазах современников. 2. 70-90 гг. XIX в. 3. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульфа, мифокритиков. Исследования французских и немецких литературоведов. 4. 1910-1920 гг...

Японская поэзия в контексте романа Б. Акунина "Алмазная колесница"

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. ы бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта). В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему. Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в ее пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой а, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте. Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это веревка, ведущая к небу, которой связано все и которая пронизывает все в этом мире. разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса. , будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы. Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением. разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя. Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом внутренностей земли. Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины. в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой. Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов. Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с Танцем Журавля, в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться. Кельты считают, что названия трои и Троя могут быть дериватами от кельтского тро, означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт). В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда дорогой Иерусалима. Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням. У египтян возможна параллель с Аменти - извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотей нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, ее испарения и миазмы. У народов Океании лабиринт олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых. У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений. В шумеро-семитской мифологии лабиринт - искусственное подражание миру низшему (из надписи на глиняной табличке, посвященной инициации жреца).

Словарь символов

Слова близкие по значению

Лабиринт (внутреннего Уха) – Психологический словарь

(labyrinth (inner ear)) - система, состоящая из полостей и протоков, образующая органы слуха и равновесия. Перепончатый лабиринт (membranous labyrinth) представляет собой комплекс связанных между собой мембранных каналов и камер: полукружные каналы, маточка, мешочек (орган равновесия) и улитка (орган слуха). (См. рис.) Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью - эндолимфой (endolymph). Костный лабиринт (bony labyrinth) представляет собой систему костных каналов и камер, которая снаружи окружает перепончатый лабиринт. Он находится в пирамиде височной кости и также заполнен жидкостью (перилимфой (perilymph)).

Лабиринт (внутреннего Уха) – Психологическая энциклопедия

(labyrinth (inner ear)) - система , состоящая из полостей и протоков, образующая органы слуха и равновесия. Перепончатый лабиринт (membranous labyrinth) представляет собой комплекс связанных между собой мембранных каналов и камер: полукружные каналы , маточка, мешочек (орган равновесия) и улитка (орган слуха). (См. рис.) Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью - эндолимфой (endolymph). Костный лабиринт (bony labyrinth) представляет собой систему костных каналов и камер, которая снаружи окружает перепончатый лабиринт. Он находится в пирамиде височной кости и также заполнен жидкостью (перилимфой (perilymph)).

Лабиринт (внутреннего Уха) (labyrinth (inner Ear)) – Медицинский словарь

система, состоящая из полостей и протоков, образующая органы слуха и равновесия. Перепончатый лабиринт (membranous labyrinth) представляет собой комплекс связанных между собой мембранных каналов и камер: полукружные каналы, маточка, мешочек (орган равновесия) и улитка (орган слуха). (См. рис.) Внутри лабиринт заполнен специальной жидкостью - эндолимфой (endolymph). Костный лабиринт (bony labyrinth) представляет собой систему костных каналов и камер, которая снаружи окружает перепончатый лабиринт. Он находится в пирамиде височной кости и также заполнен жидкостью (перилимфой (perilymph)).

Лабиринт Костный (bony Labyrinth) – Медицинский словарь

См. Лабиринт.

Лабиринт Перепончатый (membranous Labyrinth) – Медицинский словарь

см. Лабиринт (внутреннего уха).

Лабиринт1 М. – Толковый словарь Ефремовой

1. Запутанная сеть ходов, сообщающихся друг с другом помещений. // Здание со сложными, запутанными ходами, из которых было трудно найти выход (в Древней Греции и Древнем Египте). 2. Запутанная сеть дорожек в парке, саду, расположенных так, что посетителю трудно выбраться оттуда. // Часть парка, сада с такими дорожками. 3. перен. Сложное, запутанное расположение чего-л.

Лабиринт2 М. – Толковый словарь Ефремовой

1. Внутреннее ухо позвоночных животных и человека, выполняющее функции органа слуха и равновесия (в анатомии).

Лабиринтит – Большой Энциклопедический Словарь

воспаление внутреннего уха чаще в результате переходавоспалительного процесса из среднего уха. Приводит к нарушению равновесияи к понижению или полной потере слуха.

Лабиринтит (labyrinthitis), Отит Внутренний (otitis Intemd) – Медицинский словарь

воспаление лабиринта внутреннего уха. См. Отит.

Лабиринтит, Отит Внутренний – Психологический словарь

(otitis intemd) - воспаление лабиринта внутреннего уха. См. Отит.

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

О фаюмском египетском лабиринте рассказывает Геродот в V в. до н.э. Сохранились сведения, что подземные лабиринты были и в других храмовых комплексах на берегах Нила. В них проходили испытания неофиты, посвящавшиеся в мистерии.

Самый знаменитый лабиринт западного мира -лабиринт царя Миноса на Крите, в котором некогда, согласно мифу, обитал Минотавр - получеловек-полубык.

Постройка его приписывалась легендарному скульптору и зодчему Дедалу. Афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил Минотавра. Он выбрался из лабиринта благодаря золотой нити, которую юноша тянул за собой от самого входа. Эту нить ему дала Ариадна, дочь царя Миноса.

На островах Соловецкого архипелага найдено около 30 лабиринтов, представляющих собой каменные выкладки.

Подобные сооружения распространены в странах Скандинавского полуострова. Они относятся к классическим «критским» лабиринтам, имеющим центр, к которому ведет одна дорожка.

Одно из древнейших изображений лабиринта на севере Европы, относящееся примерно к 2500 году до н.э., представляет собой тройную спираль, высеченную на камнях Нью-Грейнджа, древнего сооружения, расположенногов ирландском графстве Мит.

В Англии и Ирландии создание лабиринтов приписывали друидам, в Швеции и Норвегии - гномам и троллям. По некоторым легендам, каменные лабиринты построили великаны, так что и сегодня еще лабиринты называют «дорогами великанов».

Потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги и перепутья видны. Самое главное здесь – достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь неба и стать в один ряд с божествами.
Д.С. Гусман

Лабиринт - это хаос для тех, кто теряет путь, и космос для тех, кто способен его найти.