Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий музыкальной гостиной `М.И. Глинка`

Сценарий музыкальной гостиной `М.И. Глинка`

Анна Чумаченко
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. И. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Встреча в музыкальной гостиной , посвященная творчеству М . И. Глинки .

Цель : Познакомить детей с биографией и творчеством М . И. Глинки .

Оформление зала : на центральной стене портрет М. И. Глинки , стенды в зале, на которых размещен иллюстративный материал.

Экспозиция 1. Портреты родителей Глинки , фотографии личных вещей композитора в Петербурге, Москве.

Экспозиция 2. Портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки ,иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» (шествие Черномора) .

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальную гостиную .

Музыкальный руководитель . Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша любил слушать музыку Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения

Предлагает детям подойти к экспозиции 1.

Мальчик рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. В 13 лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов .

Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. В 1830году он отправляется в Италию. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы.

Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

(Н. Кукольник.)

Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой.

Звучит в записи «Попутная песня» .

Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к экспозиции 2, и обращает внимание детей на портреты М. И. Глинки и А . С. Пушкина, размещенные рядом.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Вы, конечно же хорошо знаете эти строки! Ими начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Звучит «Марш Черномора» .

Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами,все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло, все ликуют!

Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Давайте и мы с вами потанцуем. Приглашаю всех на польку!

Дети танцуют под «Польку» М. И. Глинки .

Музыкальный руководитель . Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка

«Гимн городу» () был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку . Обратите внимание на красоту и, широту и величественность звучания.

Звучит в записи «Здравствуй, славная столица!» .

Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка известного вам романса «Жаворонок» .

(Звучит в записи романс «Жаворонок» .)

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки . Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене Мариинского театра прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» , но до сих пор мы с радостью, гордостью и волнением слушаем эту ликующую музыку , прославляющую наше Отечество, Россию, наш народ.

Звучит запись хора «Славься» .

ПУШКИН И ГЛИНКА

Форма : литературно-музыкальный вечер

Цели:
- повышение общей культуры школьников,
- содействие эстетическому воспитанию,
- знакомство с образцами русской музыкальной культуры.

Возраст : учащиеся старших классов.

Количество участников : 1 –2 класса.

Место проведения : концертный зал, читальный зал, класс.

Оборудование: - музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки.

Советы: Литературно-музыкальный вечер будет более эффективным, эмоциональное восприятие более полным, если все романсы и музыкальные фрагменты будут звучать в "живом" исполнении. Не рекомендуется перемежать музыкальные записи с живым исполнением.

Литература:
1. Басина М. На брегах Невы. М., 1969.
2. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М., 1982.
3. Гессен А.И. Звучал мне долго голос нежный... Музыкальная жизнь. 1972. № 22.
4. Глинка М. Записки. - Л., 1953.
5. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка. Воспитание школьников.1997. № 6.
6. И я открою свою землю... (Глинка). - М., 1976.
7. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1987.
8. Орлова А.А. Глинка в Петербурге. Л., 1970.
9. Попов Н. Вечер поэзии русского романса. Воспитание школьников. 1995. № 5.
10. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-т. Т.1-3. М.,1962.
11. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974.
12. Рудь И. Страницы музыкальной Пушкинианы. Музыкальная жизнь. 1974. № 11.
13. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. М., 1990.
14. Соболева Г. Русский романс. М., 1995.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

Звучит «Вальс» А. Грибоедова

Ведущий: Есть имена в русской культуре, которые больше, чем имена, без них просто невозможно представить русскую историю. К ним, несомненно, относятся и современники - А.С. Пушкин и М.И. Глинка.

Чтец: Русский критик В. Стасов писал: "...Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба - глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке".

Ведущий: Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он был молодым человеком, который принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

Чтец: Из рассказа брата Льва: «По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны».

Ведущий: Пушкину нравились балы. «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума...» Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине».

Чтец: Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Ведущий: Однако скоро светские развлечения приелись ему. Другие интересы пришли им на смену.

Чтец: Из записок А.П. Керн: "При воспоминании прошедшего я долго и часто останавливаюсь на том времени, которое ознаменовалось поэтической деятельностью Пушкина и отметилось в жизни общества страстью к чтению, литературным занятиям и, если не ошибаюсь, необыкновенною жаждой удовольствий. И тогда снова оживает передо мною доброе старое время, кипевшее избытком молодых сил. Я вижу веселый, беспечный кружок поэтов той эпохи, живший грезами о счастии. Из него выделяются в моем воспоминании с особенной ясностью: Пушкин, Дельвиг и Глинка".

Ведущий: Действительно, различные кружки стали чрезвычайно популярными в то время. Кроме того, очень модными и посещаемыми стали литературно-музыкальные салоны. Вспомним строки из "Евгения Онегина":

Чтец: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской,
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ее ушей
Живою странностью своей

Ведущий: Здесь собирались сливки общества, сюда приходили поэты, музыканты, художники, здесь беседовали, слушали музыку.

Звучит «Вальс» А. Даргомыжского

Ведущий: В начале 19 века в России появляется романс и сразу завоевывает крепкие позиции. Почти все известные композиторы того времени отдают дань этому жанру, возможно потому, что в романсе сливаются музыка поэзии и поэзия музыки. Легкая, приятная мелодия, простые, хорошо запоминающиеся слова делают романс самым популярным явлением музыкальной жизни середины 19 века.

Чтец: Они уносят дух - властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает, но я,
тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает -
и петь, и плакать, и любить.
(В.И. Красов «Звуки»)

Ведущий: Если мы послушаем романсы того времени, то услышим проникновенные слова о любви, дружбе, в них часто звучит тоска по минувшему, грусть от неразделенной любви.

Звучит романс Глинки "Как сладко с тобой мне быть"

Ведущий: Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Он родился в 1804 году в семье богатого помещика. В детстве получил много музыкальных впечатлений. Например, после одного из концертов крепостного оркестра своего дяди мальчик получил сильное потрясение.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «Музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление, я оставался целый день... в каком-то лихорадочном состоянии...»

Ведущий: Он не собирался быть музыкантом или профессиональным композитором, однако судьба неудержимо влекла его к музыкальной деятельности. "Что же делать? ...Музыка - душа моя" - отвечал он как-то своему учителю.

В 20 лет Глинка создает свой первый романс, в 34 года он - уже известный русский композитор, на счету которого романсы на слова известных поэтов того времени - Жуковского, Баратынского, Козлова и других.

Ведущий: Романсы Глинки - это лирический дневник жизни композитора, его размышления о жизни, зарисовки природы. Например, за границей он пишет романс "Венецианская ночь" на слова поэта Ивана Козлова. Это романс - картина, композитор изображает в звуках красоту южной ночи, таинственное влечение страстей. Он говорил, что в передаче пейзажа важнее всего "душевное настроение, производимое подобным зрелищем" и его "целиком можно выразить музыкою". В романсе "Венецианская ночь" Глинка показал себя не только мастером музыкального пейзажа, но и блестящим стилистом, который передал в музыке интонации и ритмы итальянских баркаролльных песен.

Звучит романс Глинки "Венецианская ночь"

Ведущий: А что же Пушкин? Александр Сергеевич любил музыку. Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь - мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений.

Чтец: Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
...........................................
Скоро, скоро холод зимний
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.

Ведущий: Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Мы можем увидеть совпадение мироощущения. Это сказывается в тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает надрывным, радость - безоблачной, любовь - спокойной.
Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе.

Чтец: Глинка вспоминал позднее о субботах Жуковского: "... у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному... А.С.Пушкин, князь Вяземский, Гоголь были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"... Иногда вместо чтения пели, играли на фортепиано, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам".

Ведущий: Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М.Л. Яковлева, у сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: «...Около этого же времени я часто видался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его знакомством до самой его кончины».

Ведущий: Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе, не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А.С. Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница, при мне". Это было в 1828 году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию романса, Глинка заменил слова "волшебница" на более удачное "красавица".

Звучит романс Глинки "Не пой, красавица, при мне"

Ведущий: Многие романсы Глинки вызывались к жизни сильными впечатлениями. Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто испытывал чувства восхищения, радости и это воплощалось иногда в прекрасных творениях его музы. Так родился один из лучших романсов Глинки "В крови горит огонь желанья". Он был посвящен Каролине Колковской - ученице театрального училища. По просьбе директора императорских театров Глинка стал учить пению четырех лучших воспитанниц театральной школы.

Чтец: Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько красивая, мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей".

Ведущий: Все звали ее Линочкою. Глинка шутил: "Она - Линочка, а я - Глиночка". Романс, написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.

Чтец: Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838 года … и послал его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей ученице моей, о которой сохранил еще живое воспоминание. К этой музыке подобраны впоследствии слова Пушкина"...

Ведущий: Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.

Звучит романс "В крови горит огонь желанья"

Ведущий: Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе на стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн, с которой познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой степени, что выскочил неодетым на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала Пушкин не встречался больше с Анной Керн и в 1825 году, в Михайловском, он был приятно удивлен, встретив ее, такую же красивую и обаятельную. Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они много времени проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган", Стремясь выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для него "Венецианскую ночь" Глинки.

Чтец: Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной

Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков.
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.

Ведущий: Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом, рядом лежал цветок гелиотропа, сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:

Чтец: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Ведущий: На следующий день Анна уезжала и Пушкин пришел проводить ее и вручил ей небольшой листок со стихотворением, которое было ей посвящено. Это было стихотворение "Я помню чудное мгновенье".
Прошло 15 лет. В 1839 году судьбе было угодно, чтобы дочь Анны Керн - Екатерина Ермолаевна встретилась с известным уже тогда композитором Михаилом Глинкою. Глинка увлекается ею.

Чтец: Из письма Глинки:" нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашел способ побеседовать... и... высказал тогдашние мои чувства".

Ведущий: Глинка обратился к Анне Петровне и попросил у нее автограф пушкинского стихотворения. Ему хотелось в музыке выразить чувства, некогда владевшие поэтом. Так родился знаменитый романс, где "все правдиво, ясно, пластично".

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье"

Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания.
В 1824 году в "Полярной звезде" было опубликовано стихотворение А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено к Адели Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие. Глинка пишет музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно уловил настроение поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной форме.

Звучит романс "Адели"

Ведущий: Пожалуй, из всех русских поэтов у А.С. Пушкина мы найдем наиболее совершенные образцы любовной лирики. Его стихи, эмоциональны, страстны, и в то же время изящны и мелодичны.

Чтец: В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Ты уж для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Перед изгнанием его.
Ведущий: Немудрено, что и Глинка - эмоциональный, живой, не мог не пленяться стихами Пушкина. Он прочитал стихотворение Пушкина, посвященное Осиповой "Я Вас люблю, хоть и бешусь" и... родился романс "Признание".

Звучит романс "Признание"

Ведущий: Говоря о взаимоотношениях Пушкина и Глинки, нельзя не вспомнить более серьезные произведения. Когда Михаил Иванович написал свою первую оперу "Жизнь за царя", вызвавшую множество споров, Пушкин очень высоко оценил ее и на дружеской вечеринке прочитал куплет:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

В последние месяцы жизни поэта Глинка виделся с ним довольно часто. У него созревает решение написать оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и он делится этим замыслом с поэтом.

Чтец: Из записок Глинки: "На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей "Руслан и Людмила", сказал, что он бы много переделал, я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить этого намерения".

Ведущий: Оперу Глинка начал через 6 месяцев после смерти А.С., а закончил в 1842 году. Таким образом, участие А.С. в составлении либретто оперы не состоялось, однако Глинка сумел сохранить в опере главное: дух юношеской поэмы Пушкина. Музыка искрится радостью, весельем. Глинка создал замечательную, и очень "пушкинскую" оперу, В ней - величавость древнего мифа, и сказочная фантастика, и мир реальных человеческих отношений. "Руслан и Людмила" - это опера-сказка, но сказка русская.

Звучит «Увертюра» из оперы "Руслан и Людмила"

Ведущий: (на фоне затихающей музыки): И в опере, и в чудесных романсах Глинка близок поэту - не только по величине своего гения, но и по светлому мироощущению, по солнечной ясности и глубокой народности своего искусства, утверждающего полнозвучность и радость жизни.

Подготовила В.Б. Антипова , зав. библиотекой ПОИПКРО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ г. Ельни)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

____________________________________________________________________________

Сценарий беседы, посвященной Дню памяти М.И.Глинки

Подготовила и провела преподаватель Гришанова Ю.С.

Г. Ельня

В Смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати километрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М.И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.
"Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами..." Так начинает свои автобиографические "Записки"М.И. Глинка.Первый биограф М.И. Глинки В.В. Стасов писал: "Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России, и образовали впоследствии главные.

Воспитывать маленького Мишу взялась его бабушка, Фекла Александровна. Как вспоминал Глинка, бабушка унесла его в свою жарко натопленную(несмотря на летнее время) половину дома, обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками. Властная старуха, « не совсем хорошо» обращавшаяся с прислугой, баловала своего внука и ни в чем не отказывала ему. Любимое его занятие - ползать по полу, рисуя мелом деревья и церкви. Вредные последствия 6 лет, прожитых им почти без воздуха, имели отрицательное влияние на всю остальную жизнь Глинки, сделав его «мимозой»- «недотрогой» с неустойчивым здоровьем.

Музыкальные способности выражались в это время страстью к колокольному звону - умело подражал ему на двух медных тазах. Дядя Глинки (по матери) содержал оркестр и хор крепостных крестьян и маленький Миша часто слушал их игру и даже подсаживался к ним с флейтой или скрипкой и по слуху подыгрывал.

После смерти бабушки в 1810 году Михаил стал жить с родителями. Мать старалась приучить его к свежему воздуху, но безуспешно.

В 1812 году на России напал Наполеон со своей армией, и семья Глинок вынуждена была уехать в Орел. Крестьяне мужественно сопротивлялись в Новоспасском, но усадьба была разграблена. И по возвращению на Смоленщину, главной задачей было ее восстановление и воспитание детей(к тому времени их число достигло 13).

Музыкальные способности развивались дома гувернанткой. Михаил играл на и . Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - моя!».

Учеба в Благородном пансионе

В 1817 Михаил уехал учиться в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 он был переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом - Львом, тогда же познакомился и с самим , который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность.

С особой охотой Глинка занимался иностранными языками (латынь, персидский), географией и зоологией. Математические занятие его интересовали меньше. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда.

Закончил пансион в числе первых учеников. В 1823 году здоровье пошатнулось и Глинка поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Основное место в его занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - на стихи «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1828 году оставляет службу и посвящает себя одной музыке.

1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах и в теплом климате ), так и знакомство с западноевропейским . Проведя несколько месяцев Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал , совершал поездки в другие города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, и .

В 1833 году летом покидает Италию, едет в Вену, где пробыл недолго. Узнав о смерти отца, Глинка возвращается в Новоспасское. Начинает работать над созданием своей первой оперы «Иван Сусанин», премьера которой прошла с большим успехом в Петербургском Большом театре в 1836 году.

В 1835 году М.И. Глинка женился на своей дальней родственнице Марье Петровне Ивановой. оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Поступает на службу в Придворную капеллу. Приезжает на Украину для набора мальчиков - певчих, где знакомится с украинскими народными песнями и танцами. Среди новичков оказался и Семен Степанович Гулак-Артемовский - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Еще в 1837 году Михаил Глинка вел беседы с Александром Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 1842 в Петербурге.

В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского , и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: « -фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

С 1844 года путешествует по Польше, Германии, Франции, Испании. Дает концерты, знакомится с культурой стран, посещает театры, концерты. И в последствии свои впечатления он воплощает произведениях - на испанские темы увертюры «Ночь в Мадриде» и « Арагонская хота».

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с , ставшим позже главой «Новой русской » (или « »), творчески развившей , заложенные Глинкой.

С вое последнее путешествие Глинка совершил в Берлин, где и скончался- ( по старому стилю) 1857 года.

Был похоронен на лютеранском кладбище. Но в мае того же года сестра, Людмила Шестакова, с друзьями перевозят гроб с телом в Кронштадт . Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. "Наше семейство многочисленно, но очень дружно, " - писал композитор.

Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, "красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера", по словам ее дочери Людмилы. Друг М.И. Глинки П.А. Степанов так говорит об Евгении Андреевне: "Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов".
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустнонежные звуки" народных песен.

Портрет М.И.Глинки.Начало 1830-х годов.

Даггеротип М.И.Глинки.
1842 г.

М.И.Глинка с сестрой Л.И.Шестаковой

Сам он напишет в "Записках": "И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку".
"Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек".
А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала:
"Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью.
Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями в флигелях, которых было от десяти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок".

Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспоминала сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Столовая

Гостиная

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.
Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М.И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».
Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.
Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.
В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».
После смерти матери композитора - Е.Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов. В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения. По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, беседки, оранжерея, отреставрирована родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники. 27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М.И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Литература.

    Васина -Громан В. М.И.Глинка. М., 1979.

    Деверилина Н.В., Королева Т.К. « Я открою Вам сердце мое», Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2001.

    Розанов А.С. М.И.Глинка. Альбом. Издание второе. М., 1987.

    Розанов А.С. М.И.Глинка. Записки «Музыка», М., 1988.

    http // to - name . ru / biography / mihail - glinka . htm

Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ДМШ гор. Гвардейска

«М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь»

Сценарная разработка

Интеллектуальной игры по музыкальной литературе

ЧТЕЦ: История сохранила для нас имена 2-х русских женщин,
чьи судьбы тесно переплелись с жизнью двух русских
гениев – поэта Александра Сергеевича Пушкина и
композитора Михаила Ивановича Глинки.
Имена этих женщин – Анна Петровна Керн и ее дочь
Екатерина.

РАЗДАЮТСЯ ЗВУКИ ВАЛЬСА («ВАЛЬС - ФАНТАЗИЯ»). ЗАЖИГАЮТСЯ КАНДЕЛЯБРЫ. ГОСТИ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ.

ЧТЕЦ: (Сидя в кресле) Петербург. 1819 г. Один из шумных светских вечеров с ужином, танцами, шарадами. Пушкин неотступно следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. К концу вечера он знает о ней уже многое.
Анна Керн 16 –ти летней девочкой выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который к тому же старше ее на 30 лет. Многие мимолетные впечатления юных лет стерлись в памяти поэта, но образ анны Керн глубоко запал в душу.

ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН.

ПУШКИН: Прошло 6 лет, я уже известный поэт, в ссылке, в глухом селе Михайловском. Однажды, будучи в гостях, я вновь встретился с Анной Петровной Керн. Все дни проходили среди стихов, развлечений, музыки. Каждый вечер я с волнением слушал пение керн. В этой женщине удивительно сочетались красота, женственное обаяние и пленительный голос.

ИСПОЛНЯЕТСЯ: « ВОЕТ ВЕТЕР» ПО ОКОНЧАНИИ ПУШКИН ПОДХОДИТ К КЕРН И ЦЕЛУЕТ РУКУ.

ЧТЕЦ: С каждым днем росло увлечение поэта. И вот наступил прощальный день.

ЗВУЧИТ «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» ГЛИНКИ

ЧТЕЦ: на фоне звучащей музыки читает дальнейший текст:
Вечер был так хорош, что молодым людям не хотелось сидеть в доме и все разбрелись по старому, запущенному парку. Пушкин и Анна Керн шли заросшими аллеями. Оба молчали. Молчали в предчувствии разлуки.
А. КЕРН: «Повинуясь минутному порыву, я нагнулась, сорвала гелиотроп и протянула цветок Пушкину».
ЧТЕЦ: на следующее утро, когда Анна Петровна уже в дорожном платье встретила поэта, он протянул ей прощальный подарок – только что изданную 2- ю главу «Евгения Онегина».
Когда Анна Петровна с волнением раскрыла книгу, выпал небольшой листок – 5 строф стихотворения, которое навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РОМАНС ГЛИНКИ «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» В ФОРТЕПИАННОМ ИЗЛОЖЕНИИ.
ПУШКИН: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ КЕРН БЕРЕТ У НЕГО ИЗ РУК ЛИСТОК И ПОВТОРЯЕТ ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ…
ПАУЗА…КЕРН УХОДИТ. ЗВУЧИТ «НОКТЮРН» ГЛИНКИ «РАЗЛУКА»

ПУШКИН: После ее отъезда я все ночи хожу по саду, говорю: «Она была здесь». Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним завядший гелиотроп.

ПУШКИН ОТХОДИТ К РОЯЛЮ.
ЧТЕЦ: Казалось бы, на этом можно было бы и закончить повествование о рождении стихотворения, которое стало жемчужиной лирической поэзии. Можно было бы, если бы не одно НО…

Через много лет это стихотворение послужило еще одним признанием в любви. Оно легло в основу романса, который подарил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка дочери Анны Петровны Керн – Екатерине…
Это был грустный роман.
Судьбе было угодно разлучить два любящих сердца и лишь воспоминанием, эхом прошедшей любви звучит прелестный романс, стихи которого были посвящены великим ПУШКИНЫМ Анне Петровне Керн, а музыка к ним подарена гениальным ГЛИНКОЙ ее дочери – Екатерине.

ЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»

Зелёная дорожка

«Весна 1845 года стала весной русского симфонизма»
? О каком событии в жизни М.И. Глинки идёт речь.
Ответ: 10 апреля 1845 г. – триумфальный концерт в Париже положил начало известности Глинки в Европе. Глинка стал внутренне готов к созданию испанских увертюр.

Норвегия, Англия, Греция, Италия, Швеция.
? Как вы думаете, в каких странах Глинка никогда не смог бы жить и почему.

Ответ: Норвегия, Англия, Швеция, т.к. это страны с холодным климатом.

Рылеев, Кавос, Глинка.
? Что объединяет эти три имени.

Ответ: Рылеев, Дума «Иван Сусанин»
Кавос, опера «Иван Сусанин»
Глинка, опера «Иван Сусанин»

Если бы существовала машина времени и мы имели бы возможность сегодня пригласить на представление оперы «Иван Сусанин» его Величество императора Николая I, то чем бы он был возмущен и потребовал изменить в афише.

Ответ: Название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя»

Известно, что Глинка был не только замечательным композитором, певцом, но и музыкантом-исполнителем.
? На каких необычных инструментах он мог играть.

Ответ: Колокола, кастаньеты.

«У батюшки собиралось много гостей и родственников… В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему, за 8 верст… Музыканты оставались несколько дней… Музыка производила на меня непостижимое, восхитительное впечатление. Учитель рисования, заметив рассеянность на уроке, неоднократно журил меня и сказал мне однажды, что я только думаю о музыке. На что я отвечал: «Что же делать?...» Продолжить фразу.

Ответ: «Музыка – душа моя!»

Звучит Ноктюрн Джона Фильда

Это произведение известного композитора, музыканта, выдающегося педагога 19 века, игрой которого восхищался М.И,Глинка, называя ее сильной, мягкой, отчетливой, с редким изяществом мелкой техники, чистотой ее ажурных пассажей…». Глинкам успел взять у этого композитора три урока, но как пианист навсегда остался приемником его школы. О каком композиторе идет речь.
Ответ: Ирландский композитор Джон Фильд.
Звучит «Вальс – фантазия» Глинки в исполнении фортепиано.

Об этом произведении говорят, как о лирической исповеди души человека, как об элегической, романтической симфонической поэме.
Назовите это произведение, кому оно посвящено, и почему сегодняшнее исполнение не противоречит авторскому замыслу композитора.
Ответ: «Вальс-фантазия», 1839 г., написано для фортепиано, 1856 год – последняя оркестровая редакция. Посвящено Екатерине Ермолаевне Керн.

Красная дорожка

Звучит полонез из оперы «Иван Сусанин»
? Назвать прозвучавший музыкальный фрагмент, откуда он.

Ответ: Из симфонической музыкальной сюиты второго действия оперы «Иван Сусанин», музыкальная характеристика польской шляхты.

Какие танцы входят в танцевальную сюиту из второго действия оперы «Иван Сусанин». Какой из танцев не польский.
Ответ: Полонез, краковяк, ВАЛЬС, мазурка.

Переоценить роль М.И. Глинки в русской культуре не возможно. Глинка – основоположник русской классической музыки.
? Создателем каких музыкальных жанров он явился.
Ответ: 1.Национальной русской классической оперы героической и сказочно-эпической.
2.Русского симфонизма.
3. Русской школы вокального пения.

По представленному ритмическому рисунку определить и назвать произведение.
Ответ: «Камаринская»
? Жуковский, Николай I, Анна Петровна Керн, Минин и Пожарский, барон фон Розен. Чье имя в списке лишнее и почему.
Ответ: А.П.Керн, не имеет отношения к опере «Иван Сусунин».

Прочесть участникам игры описание мимозы, как растения.
? Какое отношение это имеет к Глинке.

Ответ: Прозвище Глинки в детстве из-за его слабого здоровья.

Желтая дорожка

Цитата: «Глаз свободно уходит в даль, не встречая ничего, кроме красно-серой почвы и темно-голубого неба… Я не знаю, что есть в мире печальнее этой пустыни. Представьте при этом мертвом молчании ослепительную яркость жгучего солнца, от которого трескается обнаженная земля…»
?В эту страну Глинка был влюблен, именно там он написал одно из самых лучших своих произведений, музыкальное вступление к которому – это образ земли, а основная тема – это образ самой жизни. О какой стране идет речь, назвать произведение.
Ответ: Испания. «Арагонска хота».

Известно, что всю свою жизнь Глинка охотно и усердно занимался науками. В каких странах М.И, мог бы обходиться без переводчика, став взрослым.
Ответ: Франция, Германия, Англия, Персия, Италия, Испания, знал латынь.

Звучат отрывки из литературных произведений:
1.«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
(«Руслан и Людмила»)
2.«…Сказка ложь, да вней намек!
Добрым молодцам урок…»
(«Сказка о золотом петушке»)
3.«…Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил…»
(«Сказка о царе Салтане»)
Назвать автора этих строк. Какой из отрывков имеет отношение к игре и почему.
Ответ: Отрывок № 1, Глинка написал оперу «Руслан и Людмила»
-5-
? Назвать наибольшее количество имен царственных особ из сказок А.С.Пушкина.
Ответ: Дадон, Салтан, Гвидон, Елисей.

Вопрос с портретами. На представленных на экране портретах узнать М.И.Глинку.

О ком идет речь в следующей цитате:
«… закажешь, бывало, столько-то стихов, такого-то размера, 2-х, 3-х сложного и даже небывалого, - ему все- равно – придешь через день, уж и готово. Многие в насмешку говорили, что у него по карманам разложены вперед уже заготовленные стихи, которые он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особого кармана…» О ком идет речь.
Ответ: барон фон Розен, либреттист опнры «Иван Сусанин».

?- «…А что, у Кукольника есть хорошие стихи? -
- Говорят, что у него есть и мысли» - А.С.Пушкин.
С такой иронией говорил А.С. Пушкин о Несторе Кукольнике, литераторе, поэте. О человеке скрытном, неоднозначном, повесе и игроке, но, несомненноталантливом и неординарном. Об их отношениях с М.И.Глинкой можно сказать словами того же Пушкина:
«…Они сошлись – волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…».
Плодом их дружбы явились многие музыкальные произведения. Одно из них вы сейчас услышите. Назовите произведение и сборник, в который оно входит.
Ответ: песня «Жаворонок», июнь – август 1810 г., «Прощание с Петербургом».

Показать игрокам дубовую ветку или желудь. Какое отношение имеют эти предметы к нашей игре.
Ответ: П.И.Чайковский сказал: «…вся симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки подобно тому, как весь дуб в желуде!..»

СЦЕНАРИЙ
Добрый день, уважаемые гости – учащиеся и преподаватели! Мы приветствуем вас на нашей музыкальной гостиной! Сегодня наша встреча будет посвящена прекрасному событию – в 2014 году исполняется 210 лет со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, Глинка стал первым русским композитором-классиком. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Ранним утром 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил - будущий великий русский композитор. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком.
С самого рождения Глинка попал под опёку бабушки, которая, окружив его чрезмерной любовью и назойливой заботой, делала всё, чтобы отдалить мальчика от детей его возраста и вырастить из него человека, непохожего на других. Бабушка больше всего на свете боялась простуды и почти не выпускала внука из своей, всегда жарко натопленной комнаты, кутала его в теплую шубку, независимо от времени года и этим делала его все более изнеженным и слабым. Огромным событием, вырвавшим его, наконец, из этой тепличной атмосферы, была музыка. Вот как рассказывает об этом повороте сам Глинка:
«Мой отец иногда принимал сразу много гостей, и в таких случаях он посылал за музыкантами моего дяди - маленьким оркестром из его крепостных крестьян, и тогда этот оркестр подолгу оставался у нас. Прежде всего он играл, конечно, танцы, под которые гости танцевали. Некоторые из этих вещей были для меня источником самых живых восторгов. Однажды эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался весь день в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в томительно сладостное состояние… Я понял: Музыка - душа моя!
Первой учительницей музыки Глинки была мадмуазель Кламмер, с которой он занимался до 10-ти лет, затем его отдали учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институт в Петербурге. В столице он уже серьезно занимается музыкой, берет несколько уроков у всемирно известного пианиста и композитора Джона Фильда.
В 1822 году Глинка, окончив пансион, едет гостить к дяде в его имение в Смоленской губернии. Это важный шаг в его жизни: у дяди он с воодушевлением отдается игре с крестьянским оркестром и понемногу сам начинает сочинять музыку.
После окончания Благородного пансиона, Михаил Глинка поступает на службу в ведомство путей сообщения. Служба отнимала много времени и сил, и вскоре он уходит в отставку, чтобы полностью посвятить себя главному делу в его жизни - музыке.
К тому времени Глинка был автором множества романсов и песен. Один из них известный романс-элегия «Не искушай меня без нужды…» на слова Евгения Баратынского. Поэт в юности был влюблен и его страстные чувства отразились в стихотворении, под названием «Разуверение». Музыка Михаила Глинки выявила сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского.
Романс был создан в 1825 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса "Не искушай меня без нужды". В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я».
♫ В ПРЕКРАСНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ АФАНАСЬЕВНЫ РОСИНОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «НЕ ИСКУШАЙ МЕНЯ БЕЗ НУЖДЫ…»
Молодые годы композитора проходили безоблачно. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.
В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина.
Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера «Иван Сусанин» - первая русская героическая опера, она была написана в 1836 году, восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора. Драматической кульминацией 4 действия является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии «Ты взойдешь моя заря…» В арии господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
В 1840 году появился знаменитый романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
Искреннее чувство А.С. Пушкина к Анне Керн нашло свое отражение в прекрасном стихотворении, в котором поэт превратил свою музу «в гения чистой красоты…». Глинка тоже был знаком с Анной Керн, более того он был влюблен в её дочь – Екатерину Керн. Они должны были пожениться, но этого не произошло.
Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье, на стихи Александра Сергеевича Пушкина является пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу.
♫ В ИСПОЛНЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ БОРИСОВНЫ ИВАНОВОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»
В 1840 году Глинка написал целую "гармоническую галерею романсов". 36ти-летний композитор в этот период собирался за границу, и тема прощания с родиной объединила большинство песен. Прощаясь с Родиной, путешественник словно вызывает в своей памяти любимые картины родной природы, что выразительно отобразилось в романсе "Жаворонок".
Этот романс написан на стихи А. Н. Струговщикова, и посвящен ему же. Глинка познакомился с ним еще в Благородном пансионе.У Глинки стихи получилась задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной легкой печалью. Это – лирическая картина русской весенней природы. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав.. ♫ РОМАНС «ЖАВОРОНОК» ИСПОЛНИТ СОФИЯ ШУЛЬГА, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СИЛАНТЬЕВА
Возникнув в 19 веке, вальс для многих композиторов стал излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств: от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики. На наших уроках звучат вальсы П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна… Звучит и «Вальс-фантазия» М. Глинки – великолепный и, по существу, первый симфонический вальс.
Недолгий период романа Глинки с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Будто следуя по стопам великого поэта А.С. Пушкина, Глинка создал собственное «чудное мгновенье» - Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.
Итак, вальс-фантазия. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
Из истории известно, что Михаил Иванович Глинка в 1840е годы – путешествовал по Испании и изучал народную музыку. Находясь в Испании, Глинка написал замечательную«Арагонскую хоту». «Испанские мотивы» можно услышать не только в творчестве Глинки, но и других выдающихся композиторов: Римский-Корсаков «Испанское каприччио», Лист «Испанская рапсодия». Но прежде, чем отправиться в Испанию в музыкальное путешествие по следам Глинки, заглянем в глубину истории и посмотрим, откуда взялась хота.
Хота – испанский народный танец в трехдольном метре. Исследователи насчитывают на территории Испании до ста разновидностей хоты. Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами, с кастаньетами.
Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль. Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Есть «Хота новобранцев», «Свадебная хота», «Хота сборщиков винограда».
В «Арагонской хоте» Глинки призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца.
Основная мелодия не просто повторяется несколько раз, она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и торжественно-свадебные, и таинственные. Глинка словно на экскурсии, проводит нас по тем местам, где он сам бывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал. И путешествие это, надо сказать, очень увлекательно… ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
На этой прекрасной ноте, подведем итог. В чем же значение Глинки в музыке?
Михаил Иванович Глинка – гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки. Его произведения составляют незаменимый вклад в сокровищницу мировой музыки.
Мы надеемся, что вы сегодня узнали много нового, вам было интересно, вы узнали много нового.
Спасибо за внимание! До новых встреч!