Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные события опричнины кратко. История термина «опричнина»: краткое введение

Основные события опричнины кратко. История термина «опричнина»: краткое введение

Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Этим термином в 16 веке называли территории, которые уже находились личном пользование государя и его ближнего окружения.

Если же говорить про внутреннюю политику, то опричнина Ивана Грозного кратко — это политика репрессий против непокорных бояр, направленная на укрепление самодержавной власти и централизованность государства, продолжавшаяся с 1565 по 1572 годы. Её сущность заключалась в усмирении ещё достаточно сильного тогда боярского сословия любой ценой, в частности широкое распространение получили физические расправы, конфискация земельных владений и всего имущества в пользу государства, принудительное переселение людей на другие территории.

В историю это время вошло, как время кровавых расправ, разгул произвола и беззакония, творимых царём и его приближенными. Для того чтобы понять произошедшее необходимо знать причины и последствия этого явления.

Опричники у царя

Причины опричнины можно назвать следующие:

  • Неуспешная внешняя политика (проигрыши на Западе в Ливонской войне, начатой царём в 1558 году за территории на Прибалтийском побережье, царь обвинял во всём бояр, нежелание и неумение их действовать решительно, а так же неуважение к царской власти; набеги крымских татар);
  • Смерть в 1560 г. любимой жены Ивана Грозного Анастасии (которая одна из немногих могла сдерживать необузданный нрав царя, она была вероятно отравлена), в 1563 г. смерть митрополита Макария, наставника царя в духовном плане.Падение Избранной Рады (она была создана из сподвижников царя, проводила ряд реформ, но разногласия между царём и её лидером Алексеем Адашевым в области внешней политики, а также недовольство царя медленными темпами реформ привело к роспуску Избранной Рады в 1560 г.);
  • Предательство в 1563 г. военачальника князя Андрея Курбского, который входил в состав Избранной рады и бежал в враждебную Литву (после этого и без того мнительный царь начинает везде видеть заговор, убеждается в неверности ему бояр).

Эти и другие причины послужили для возникновения такого явления как опричнина. Своё начало опричная политика берёт в 1565 году, когда Иван Грозный покинул Москву, перебравшись в Александровскую слободу, и разделив территорию государства на «опричнину» (часть Москвы, и ближайшие к ней уезды, обширные территории на западе и юге государства) и «земщину» (вся оставшаяся земля).

Из Александровской слободы Иван Грозный пишет и направляет в столицу 2 письма, первое адресовалось новому митрополиту и боярам, второе — народу. В письмах говорилось, что отказывается Иван Васильевич от своего правления из-за заговоров бояр, предательства и непокорности их царской власти, на простой народ же он обид не держит.

По велению государя Басманов-Плещеев (представитель царской родни) создаёт опричное войско — личную гвардию царя, входившие в её состав служилые люди наделялись привилегиями, и по сути неограниченной властью (на творимые опричниками беззакония царь смотрел сквозь пальцы, а зачастую и поощрял их, сам участвуя в кровавых забавах).

Опричники восседали верхом на чёрных лошадях, к сёдлам прикреплялись метла и собачья голова. Эти символы говорили, что опричники готовы вымести подобно сору из границ страны всех, кто не согласен с властью царя и посмеет ему противиться. И верны ему подобно псам. Изначальная численность опричного войска составляла 1000 человек, впоследствии она значительно увеличилась.

Итак, мы рассмотрели причины, теперь проследуем далее.

Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались кровавые казни бояр и князей. Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву, чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути, воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали.

В 1569 году Иван Грозный небезосновательно решает, что в Новгороде недовольны происходящим и зреет заговор против него и его политики. Царь собирает большие силы и направляется с ними к Новгороду, достигает его зимой 1570 года. Бесчинства в Новгороде продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек. Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых осталась лишь 5-ая часть населения. Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была сломлено.

Далее кровавое движение направилось в Псков. Значительно увеличившаяся армия опричников вошла в город. Сначала Иван Грозный желал устроить и в Пскове кровавые расправы подобно новгородским, но было казнено лишь несколько бояр, а их собственность конфискована в государственную казну.

После Пскова царь с войском возвращается в замершую от страха Москву, с целью найти и вытравить заразу новгородского заговора. Московские расправы стали наивысшей точкой в хаосе опричнины. Было казнено по подсчётам специалистов приблизительно 200 человек из верхушки боярского сословия, в том числе близкие к царю люди. Последствия такой резни, массового истребления представителей древних родов больно сказались на состоянии внутренней политики и восприятии происходящего внутри станы и за её пределами.

Несостоятельность политики опричнины, её плачевные последствия для страны (её обороноспособности в частности) стали видны в 1571 году во время нашествия на Москву крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Тогда привыкшие к грабежу и разбоям, избалованные слабым сопротивлением горожан опричные войска не смогли отстоять Москву, многие просто не явились на поле боя.

Вскоре царь отменил политику опричнины, расформировал опричников, и даже казнил нескольких, но приближенная свита Ивана Грозного просуществовала в таком виде до самой его смерти, лишь изменив своё название с опричнины на двор.

Мы рассмотрели причины и ход политики опричнины. Каковы же были её последствия и итоги для страны?

Последствия и результаты политики опричнины были следующие:

  1. Боярская Дума потеряла свою роль управляющего органа (за годы опричнины она не созывалась ни разу), осталась скорее как дань традициям.
  2. Погибли десятки тысяч человек. Согласно проведённым подсчётам на 1 казнённого боярина приходилось несколько служилых людей и до десятка крестьян и ремесленников. Люди были растеряны и дезориентированы.
  3. Страна оказалась на грани экономического кризиса, не возделывалось до 90% пахотных земель, наступил голод.
  4. Укрепление крепостного права (Иван Грозный отменил Юрьев день, теперь крестьяне не могли переходить на другие земли, поменять хозяина.)
  5. Россия проиграла 25-летнюю Ливонскую войну с Польско-Литовским государством, потеряла все выходы к Балтийскому морю и земли на территории Финского залива, которые отошли к шведам, воспользовавшимся обстановкой.
  6. Нестабильная ситуация, связанная с династическим кризисом (Иван Васильевич не оставил после себя прямого наследника трона и власти), социальная напряжённость во всех слоях общества привела Россию к печальным и полным трагедии временам Смутного времени и самозванцев.

На смертном одре царь «простил» всех опальных бояр — «предателей», которые были казнены во время опричнины по его указу.

видел в изменах и мятежах феодальной знати. Иван Грозный был уверен в необходимости сильной самодержавной власти, основной преградой к которой была боярско-княжеская оппозиция. В этих условиях он идет на установления режима террора.

Решению Ивана Грозного предшествовал ряд событий на внутри политической сцене государства:

  • Смерть жены Ивана IV Анастасии, которая была предположительно отравлена;
  • Неудачи во внешней политике, провалы в Ливонской войне, успешные набеги крымских татар на русские земли;
  • Бегство князя в Литву.

Эти события и послужили поводом для ужесточения внутренней политики Ивана IV и введению опричнины. В январе 1565 года Иван IV уезжает из Москвы в Александровскую слободу. Из слободы он отправляет два послания. Одно было направленно митрополиту и боярской думе, второе посадским людям. Царь сообщил, что отказывается от царской власти из-за боярских измен, претензий же к простому народу, не имеет.

Несколько раз ездили москвичи с посольством к Ивану Грозному. Царь в итоге согласил вернуться в Москву, но при условиях, что ему будет предоставлено:

  • полное право внесудебной расправы над изменниками;
  • царю будет выделен личный удел;
  • для царя будет набрано особое войско из тысячи избранных дворян и бояр.

Опричнина была учреждена в 1565 году. Опричнина Ивана IV - это система мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшего закрепощения крестьянства. Территория страны была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну. В опричнину вошли самые плодородные земли государства, города с большими посадами и поморские города. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили землю на основе поместного права.

Новыми хозяевами опричных земель стали дворяне, входившие в опричное войско. Эти нововведения привели к перераспределению земель, к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Все свои преобразования Иван Грозный проводил с особой жестокостью. Были убит митрополит Филипп, и отравлен последний удельный князь Владимир Старицкий. Разгрому подвергались целые города.

Последствия опричнины были следующие. Главная её цель уничтожить остатки феодальной раздробленности, была успешно выполнена. Но ликвидировав раздробленность, опричнина обескровила народ, деморализовала народ, и привела к обострению внутриполитических противоречий. Разорение и террор опричных лет (1565 - 1572) стал одним из главных причин глубокого кризиса пережитого Россией в конце 16 века.

  • Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса привела русское государство к трагическим событиям : появлению самозванцев,
  • нашествию иноземных войск,
  • упадку экономики,
  • обнищанию народа,
  • деградации государства.

Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных же уездах, а у земских, у тех, «которым не быти в опришнине», царь приказал забирать вотчины и поместья в опричных уездах и давать взамен другие в земских. На содержание «особного двора» Иван IV выделял огромную территорию, почти все доходы с которой шли в его «опричную» казну.

Опричная территория клином с севера на юг врезывалась в основной массив земель Московского центра страны и разделяла ее надвое. За «земщиной» оставались только окраины.

Взятые в опричнину земли можно разделить на три категории. Во-первых, сравнительно небольшое число волостей в различных районах страны было взято на «царский обиход», для снабжения различными продуктами (солью, рыбой и др.), например, Старая Руса, Балахна и другие.

Во-вторых, была взята в опричнину основная часть поморских волостей (Двина с Холмогорами, Устюг с Солью-Вычегодской, Каргополь, Вологда, Вага), населенных преимущественно черносошными крестьянами, которые платили в «Четвертной приказ» так называемый «кормленный окуп». Эти земли имели большое торгово-промышленное значение. Посадское население северных городов, как и посад Москвы, оказывало энергичную поддержку опричной политике Ивана Грозного. Оно также доставляло средства для финансовых нужд опричного двора.

Основную категорию составляли земли, предназначенные для испомещения «опричных» служилых людей, в том числе ряд городов с уездами в центре (Можайск, Вязьма, Ростов, Ярославль, Суздаль, Шуя, Галич и др.) и на юг от Москвы (Козельск, Перемышль, Белев, Лихвин, Ярославец Малый, Медынь и др.). Впоследствии опричнину был взят ряд других уездов, в том числе Кострома, Дмитров, Переяславль и т. д.

В основном эти земли, особенно в центре и на юге страны, были отобраны у княжат, бояр и тех феодалов, которые сопротивлялись централизаторским мероприятиям правительства Ивана Грозного. Эти земли пошли в «раздачу» служилым людям - опричникам. Прежние вотченники и помещики должны были быть «выведены» из опричнины и получить земли в иных, неопричных или, как их тогда называли, «земских» уездах. Из взятых в опричнину московских слобод и улиц были выселены лица, которые не попали в число «государских особных людей», и в их дворах были размещены опричники.

В опричнину были взяты не только земли, заселенные княжатами и боярами. Так, например, Кострома и Переяславль никогда не бывали в уделах. Ряд уездов с преобладанием в них удельно-княжеского землевладения не попал вовсе в опричнину (Стародуб, Оболенск). Ставя своей задачей сломить экономическую мощь реакционной княжеско-боярской аристократии, Иван IV преследовал и другую тесно связанную с этим цель - укрепить социально-экономические позиции основной массы рядовых феодалов . Именно поэтому в опричнину попали земли Замосковного края к северу и северо-востоку от Москвы (Ярославль, Ростов, Переяславль, Кострома), заселенные в XVI в. многими сотнями рядовых помещиков и вотчинников.

Опричнина была создана в условиях Ливонской войны. Этим и объясняется, что в состав опричных земель попали уезды, обращенные на западе и юго-западе к литовской границе (Можайск, Вязьма, Калуга, Козельск). Иван Грозный стремился создать себе здесь из числа испомещенных и местных дворян прочную опору для будущих решающих битв в Ливонской войне. Калуга сделалась уже вскоре опорным пунктом опричных войск. Важное политическое и военно-стратегическое значение имел и вывод из западных и юго-западных земель тех представителей феодальной знати, которые могли пополнить ряды изменников или не проявляли должной активности на «государевой службе».

Одной из задач опричнины было укрепление обороноспособности Русского государства, поэтому в опричнину отбирались земли тех вельмож, которые не отбывали военную службу со своих вотчин. Таким образом, наряду с общим «выводом» служилых землевладельцев, правительство Ивана IV проводило в ряде уездов (например, Ярославском) персональный пересмотр феодалов. Уезды, в которых были проведены указанные мероприятия, представляли собой сложную чересполосицу земель опричных и земских. Сплошными опричными округами можно считать с самого начала лишь северные, поморские уезды, где не было светского землевладения.

Весь 1565 год был наполнен мероприятиями по перебору земель, ломкой сложившегося старинного землевладения, «выводом» старых и «испомещением» новых государевых слуг. В начале 1566 г. были ликвидированы владения одного из самых крупных феодалов, настоящего «удельного князя», Владимира Андреевича Старицкого. Он лишился своего отцовского надела со всеми вотчинами и поместьями, своих служилых людей, получив новые земли (гг. Дмитров, Звенигород и некоторые другие), и был обязан жить в Москве. Старица скоро стала одной из постоянных резиденций Ивана Грозного.

Таким образом, в опричнину вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно-княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы "выведены" в другие районы, главным образом окраинные, где они получили земли на основе поместного права. В старых районах земли отдавались опричникам. Эта реформа явила собой аграрный переворот, суть которого - в перераспределении земель от бояр в пользу дворянства . Результат аграрного переворота - ослабление крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидация его независимости от центральной власти; утверждение поместного землевладения и связанного с ним дворянства, поддерживавшего государственную власть.

Однако строительство централизованного аппарата шло далеко не прямолинейным путем: сначала Грозный сам создал дублирующую друг друга систему приказов и дум, что неизбежно повлекло за собой обособление земщины, подчиненной Боярской думе и общегосударственным приказам, потом, упорно не желая отказываться от государева удела, он не нашел никаких иных средств для подавления земщины, кроме физического истребления ее руководства .

Из событий лета 1566 г. , когда земцы и митрополит проявили открытое недовольство опричниной, Иван Грозный извлек для себя несколько уроков.

Урок первый состоял в том, что уступки земщине невозможны, точнее, они политически неэффективны, так как оппозицию способна удовлетворить только полная отмена опричнины.

Урок второй: для того чтобы окончательно покорить «землю», одного репрессивного натиска недостаточно, нужно значительно «укрепить материальную базу» опричнины .

Иван Грозный принялся отстраивать опричный двор в Занеглинье, обустраивать Александрову слободу. В феврале 1567 года он отправился в Вологду, чтобы ускорить строительство опричной столицы.

Начинает расти территория «государьской земли» и соответственно уменьшается территория земщины. Сразу после июльского выступления оппозиции в опричный удел переходят прикамские владения солепромышленников Строгановых. Постепенно к опричнине отходят Боровский, Белозерский уезд, Старица, Пошехонье, Переславль-Залесский и, наконец, Ростов и Ярославль. Продолжаются перемещения вотчинников и помещиков. «Так убывали в числе земские - бояре и простой народ, а великий князь - сильный своими опричниками - усиливался все более», - замечает немец-опричник Штаден . В конце концов, численность опричников возрастает до 6000 .

Литература

19. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1991. С. 291.

20. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1991. С. 292.

21. Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Ч. 2. Дополнения к Никоновской летописи. Царственная книга. С. 392. Цит. по: Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004. С. 329.

22. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1991. С. 293.

23. Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М.: Моск. рабочий, 1989. С. 65.

24. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1991. С. 294.

25. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1991. С. 294.

26. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки о России IX – начала XX в. – М.: Политиздат, 1991.С. 135.

27. Древняя Русь и Московское государство / Отв. ред. А. В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос, 1999. С. 208.

28. Ключевский В. О. Русская история. В пяти томах. Том 4. Боярская дума древней Руси. Древнерусские жития свитых как исторический источник. Статьи. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. С. 311–312.

29. Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004. С.334.

30. Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004. С.335.

31. Очерки истории СССР. Конец XV в. – начало XVII в. / Под ред. А. Н. Насонова, Л. В. Черепнина, А. А. Зимина. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 305–306.

32. Всемирная история / Под ред. академ. Г. Б. Поляка, проф. А. Н. Марковой. – М: ЮНИТИ, 2003. С. 212–213.

33. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. – М.: Наука, 1982. С. 126.

34. Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004. С. 371.

35. Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. – Смоленск, 2003. С. 389.

36. Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004. С. 371.


Опричнина - очень сложное явление в истории Руси. Опричнина не была результатом психоза (параноизма) Ивана IV; не являлась она и «высшею полицией по делам государственной измены», как утверждал в свое время В. О. Ключевский. Опричнина имела большой политический смысл, но об этом чрезвычайно важном явлении известно очень мало. Подлинные документы об учреждении опричнины не сохранились. Обстоятельства, сопровождавшие учреждение опричнины, только кратко рассказаны в летописи. Не во всем можно доверять таким повествователям, как пострадавший от опричнины князь Курбский.

Возникновение опричнины

Обстоятельства учреждения опричнины таковы. В декабре 1564 г. царь Иван Васильевич вместе с женой и сыновьями покинули Москву. Прожив две недели в селе Коломенском, царь направился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу. Духовенство, бояре и все приказные люди были «в недоумении и унынии», не понимая того, что происходит. Через месяц царь прислал в Москву две грамоты. Одна была адресована па имя митрополита Афанасия и содержала перечень «измен» боярских, воеводских и всяких приказных людей, на которых накладывалась опала. Другая грамота была адресована купцам и «всему православному крестианству», которым говорилось, чтобы они «никоторого сумнения не держали», так как на них царского гнева и опалы никакой нет.

В тот же день в слободу к царю была снаряжена делегация из бояр и высшего духовенства. Царь принял делегатов и согласился вернуться к власти с условием, что он учредит опричнину. На содержание опричного двора царь взял ряд городов и волостей, из которых должны быть выведены вотчинники и помещики, не вошедшие в состав опричнины. Остальная часть государства составляла земщину и должна была находиться под управлением бояр. Земские бояре должны были докладывать царю только о военных и крупных делах. Грозный возвратился в Москву и тогда же приступил к практическому осуществлению опричнины.

Опричники не представляли собой только особый корпус телохранителей наподобие турецких янычар. В опричнине мы видим тех же бояр и те же придворные чины, какие существовали в земщине. В основном в опричнину взято было среднее и мелкое дворянство. Опричнину поддерживал и посад. Опричнина была направлена против родовитой боярской знати и тех, кто так или иначе был с ней связан. В опричнину были выделены города и уезды в центре Русского государства (Можайск, Ростов, Ярославль и др.), а также часть Москвы. Позже территория опричнины была увеличена присоединением Старицы, Костромы, торговой стороны Новгорода и др. Вотчинников и помещиков, которые не входили в опричнину, выселяли на окраины, а на их места поселяли опричников. Эти операции производились в крупном масштабе. В центральных районах Русского государства в опричнину перешли земли потомков удельных князей. Таким образом произошла коренная ломка вотчинного землевладения. Вместо своих земель князья и бояре получили земли на поместном праве в других местах, на окраинах государства.

Таким образом, в состав опричнины вошли все главнейшие города Русского государства. Земщина в свое ведение получила только окраины. Территория опричнины слагалась постепенно и в течение десяти лет существования опричнины значительно возросла.

Цели и задачи опричнины

Выдвинув на первый план дворянство, опричнина произвела существенные перемены в составе служилого землевладения. Таким образом, она была направлена не против лиц, а против прежних феодальных привилегий, являясь по своему характеру делом большой государственной важности.

Источники сообщают, что опричники были одеты в черные кафтаны, носили черную шапку, ездили на лошадях вороной масти. К поясу у них было привязано изображение собачьей головы и небольшая с короткой рукояткой метла - эмблемы собачьей верности царю в преследовании измены. Столицей опричнины стала Александрова слобода, где было организовано подобие монастыря. Игуменом этого шутовского монастыря был сам Иван Грозный. В промежутках между продолжительными службами в застенках Александровского дворца происходили пытки и казни лиц, заподозренных в измене. Однако проявления зверства и разврат, которые отмечаются в опричнине современниками - только кровавая, грязная накипь, но не существо опричнины как социально-политического явления. Во главе опричного отряда стоял Малюта Скуратов (Григорий Бельский). В 1574 г. над земщиной Грозный поставил особое лицо со званием великого князя - царя Симеона Бекбулатовича. Но Симеону пришлось лишь несколько месяцев пробыть в звании великого князя в Москве. Можно утверждать, что роль Симеона Бекбулатовича была ничтожна, и ему не придавали значения ни сам царь, ни московские бояре и приказные люди.

Конец опричнины

Бояре и князья не относились пассивно к введению опричнины, а боролись с ней разными способами. Боярство пыталось использовать для борьбы с опричниной церковь. Митрополит Филипп, из рода бояр Колычевых, при своем избрании на митрополичий престол настаивал на уничтожении опричнины, но в конце концов, дал запись не вмешиваться в ее дела. Митрополит убеждал царя прекратить казни бояр. Враги Филиппа доносили на «неподобные» речи митрополита по адресу царя. По требованию Ивана IV церковный собор лишил Филиппа митрополии, сослав его в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где он впоследствии был задушен Малютой Скуратовым.

В 1569 году правительство получило донос о предполагаемой измене в Новгороде, где создалась группировка сторонников присоединения к великому княжеству Литовскому. Грозный предпринял поход на Новгород и Псков. По дороге опричниками были разорены Тверь и другие города. Грозный с сыном и опричниками прибыл в Новгород (1570) и свыше месяца производил расправу над новгородским духовенством, купцами и приказными людьми. Писцовые книги по Новгородскому уезду, составленные вскоре после описываемых событий, отмечая запустевшие деревни и отдельные крестьянские дворы, неоднократно поясняют это печальное явление словами: «а дворы опустели от опричных людей», «а деревни сожгли опричные люди» и т. д. Меньше пострадал от царя и опричников Псков, который занимал порубежное положение и являлся важнейшей крепостью на северо-западных русских рубежах. Разгром Новгорода преследовал цели ослабления все еще существовавших тенденций к новгородскому сепаратизму.История стекла
Стекло - твердое тело, аморфное по своему строению. Стекла бывают природные и искусственные, изготовленные человеком. С глубокой древности человек научился использовать природное стекло в качестве орудии труда...


Основное естественное богатство болот - торф, органическая порода, содержащая не более 50% минеральных веществ, образовавшаяся в результате отмирания и неполного распада растений в условиях повышенной влажности при недостатке кислорода. . .

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. Иван IV в письме, направленном духовенству и Боярской думе, сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова «опричь» - кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа).

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнина и земщина .

В опричнину Иван IV Грозный включил наиболее важные земли: поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско . Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки. Oднaкo пoпыткa грубoй силoй рaзрешaть прoтивoречия в стрaне мoглa дaть лишь временный эффект. Oнa не уничтoжилa oкoнчaтельнo бoярскo-княжескoе землевлaдение, хoтя сильнo oслaбилa егo мoщь; былa пoдoрвaнa пoлитическaя рoль бoярскoй aристoкрaтии. Дo сих пoр вызывaет ужaс и сoдрoгaние дикий прoизвoл и гибель мнoгих непoвинных людей, стaвших жертвaми oпричнoгo террoрa.

В 1571 г. oпричнoе вoйскo не смoглo oтрaзить нaбег нa Мoскву крымских тaтaр, кoтoрые сoжгли мoскoвский пoсaд. В следующем 1572 г. непoдaлеку oт Пoдoльскa (селo Мoлoди), в 50 км oт Мoсквы, крымчaки пoтерпели сoкрушительнoе пoрaжение oт русскoгo вoйскa, вoзглaвил кoтoрoе oпытный пoлкoвoдец М. И. Вoрoтынский . Oднaкo цaрь oтменил oпричнину, кoтoрaя в 1572 г. былa преoбрaзoвaнa в «Гoсудaрев двoр».

Ряд истoрикoв считaет, чтo aльтернaтивoй oпричнине мoгли стaть структурные преoбрaзoвaния пo типу рефoрм Избрaннoй рaды. Этo пoзвoлилo бы, кaк считaют специaлисты, рaзделяющие эту тoчку зрения, вместo неoгрaниченнoгo сaмoдержaвия Ивaнa IV иметь сoслoвнo-предстaвительную мoнaрхию с «челoвеческим лицoм».

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «поруху» 70-80х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли Смутой.