Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"
Ход урока.
«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.
1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)
2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.
3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.
4 группа – синквейн «Ф.М.Достоевский».
Выступление уч-ся с биографией и презентацией «Ф.М.Достоевский».
Выступления групп.
Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?
Тьюторы групп оценят вклад каждого в группе, поставив в листе контроля «+» рядом с фамилиями работавших.
На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.
Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Дети – странный народ, они, снятся и мерещатся…»
…ребенок что цветок
,
что
листок
, завязавшийся весною на дереве; ему
надо свету, воздуху, воли, свежей пищи
, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)
Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?
(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)
На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»). А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы? Запишите тему урока. Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.
Достоевский – сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья Карамазовы». С отрывками из этого произведения вы и познакомились дома.
Попробуем восстановить логическую цепочку.
На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)
Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?
Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.
В какой момент происходит завязка действия?
Кульминация?
Развязка?
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.
1 группа – характеристика Илюши Снегирева.
2 группа – Характеристика Коли Красоткина
3 группа – «языковеды»
4 группа – ментальная карта «Путь к состраданию»
(Время подготовки – 7-10 минут)
1 группа - Характеристика Илюши Снегирева
1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?
2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.
4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.
5. Какова роль главы «Жучка»?
6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.
Перед вами картина Перова «Мальчик, готовящийся к драке». Совпадает ли ваше впечатление от картины с представлением о «мальчике за канавкой»? В чем сходство и различие?
2 группа - Характеристика Коли Красоткина
1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?
2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?
3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?
4. Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой?
5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?
(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.
В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)
Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.
(задание для «языковедов»)
Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.
«С бледненьким худеньким продолговатым личиком , с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко , из которого уродливо вырос».
«Совершенно озлился, как зверенок »
«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»
«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»
«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»
«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев , как полотно »
Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?
В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?
4 группа - Составьте ментальную карту «Путь к состраданию », подготовьтесь к ее защите.
Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.
Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.
Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.
Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?
(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)
Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?
«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем , во-первых и прежде всего, добры, честны , а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)
Рефлексия.
На листочках самоконтроля есть графа «Мои чувства». Пустите листок по кругу внутри группы и пусть каждый напишет чувства, какие пробудило в нем произведение Достоевского.
Какие чувства вызвали у вас главы из этого романа? Тьюторы зачитают. Есть ли у вас сострадание, сочувствие, сопереживание? Значит, благодаря произведению Достоевского, и мы с вами прошли этот путь вместе с героями, путь к состраданию. Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».
Запишем домашнее задание .
Письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (привести аргументы)
Галина Александровна АДЫБАЕВА - учитель Куйбышевской СОШ, г. Новокузнецк Кемеровской области.
Г орячая любовь к детям - важнейшая черта духовного облика Достоевского. Писатель умел тонко вникать в душевную жизнь детей, раскрывать всю глубину, разнообразие и оригинальность их характеров. Долгие годы мечтал он написать роман о детях. В «Дневнике писателя» Достоевский замечает: “Я и прежде смотрел на детей, но теперь присматриваюсь особенно. Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях”. Этому замыслу не суждено было сбыться, но образы детей поразительной художественной правдивости и силы встречаются почти в каждом произведении писателя.
Известны слова Достоевского: “Человек - есть тайна”. И эту тайну ему помогает раскрывать ребёнок. Необычность обращения к этой теме у Достоевского в том, что она сопряжена с глобальными, “вечными” вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с темой детства. Нет в его творчестве ни единого образа ребёнка, который не прояснил бы нечто существенное.
Каждый роман Достоевского - произведение педагогическое. Многие исследователи полагают, что у писателя была своя “концепция детства”. Ребёнок для Достоевского - это воплощение лучших душевных качеств человека, “ангельской” чистоты, невинности, доброты, открытости, так отделяющих его от взрослого человека: “Дети, пока дети, страшно отстоят от людей. Совсем будто другое существо, другое природой” (2; 112).
Если говорить о взглядах Достоевского на воспитание и воспитателей, то одним из важнейших моментов в становлении личности является, по мысли писателя, “впечатление прекрасного”, которое остаётся на всю жизнь. “Без святого и драгоценного, унесённого в жизнь впечатления не может жить человек <….> Именно оно создаёт капитал для дальнейшей жизни” (3; 92). “Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, - может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек”, - утверждает Алёша Карамазов.
“Концепция детства” представлена во многих произведениях Достоевского: «Слабое сердце», «Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Подросток». Но с наибольшей полнотой она раскрыта в романе «Братья Карамазовы».
Ребёнок в творчестве Достоевского символизирует, по его словам, “капитальнейшие идеи: нравственное совершенство, высший суд, движение к гармонии, чистоту душевную” (2; 87). К тому же “детки - ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться?” (3; 114).
Многие положения “концепции” детства отражены в словах старца Зосимы. Он говорит о детях так: “Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших. Младенцы пред Престолом Божьим дерзновенны. Даже и нет никого дерзновеннее в Царствии Небесном”.
Есть в мире Достоевского и такое понятие как “детскость”, обозначающее особое состояние души взрослого человека, не растерявшего в жизни свою душевную чистоту, целомудрие, доброту, открытость. Именно наличием “детских” свойств определяется “положительно прекрасное” в героях Достоевского. Детскость для него - мерило нравственного совершенства, оружие против фальши. Вопрос об идеальном человеке для Достоевского неразрывно связан с этим понятием: “Лучшие люди познаются не умом и образованностью, а наличием духовного света в душе, благоустроенностью сердца” (2; 91). Писатель искал таких людей и в жизни, и в творчестве и, быть может, нашёл в образе Алёши Карамазова.
В контексте всего творчества Достоевского Алёше отведена важнейшая роль именно потому, что он единственный его герой, которому позволено обрести состояние внутренней гармонии осознанно, в расцвете жизненных сил. Значение этого образа подчёркнуто отведённым ему местом в романе. Именем Алёши роман начинается, этим же именем завершается. Более того, роман «Братья Карамазовы», как сообщает повествователь, “есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя” (1; 14).
В предисловии «От автора» Достоевский обращает внимание читателя на то, что Алёша является главным героем, а сам роман - его “жизнеописанием”. При этом мы знаем, что Алёша в самой интриге романа, в событиях принимает скромное участие. Тогда в чём смысл такого обособления героя?
Очевидно, в особой значимости образа Алёши, в той интенсивности переживаний, которая выпадает на душу юноши. События, происходящие в его душе, активны и значительны. Присутствие Алёши одних поднимает из смуты обыденности, других - облагораживает, очищает. Он незримо входит в жизнь каждого из неустроенных героев романа: помогает возродиться Грушеньке, жалея её; поддерживает Дмитрия; насаждает семена добра и любви в сердцах мальчиков. Даже на своего отца, духовно гибнущего человека, сумел повлиять Алёша: “Приезд Алёши как бы подействовал на него с нравственной стороны. Как бы что-то проснулось в этом безвременном старике из того, что давно заглохло в душе его” (1; 16). Сердечный труд Алёши является “духовным фондом” всего романа.
Алёша многим кажется ребёнком, чудаком, и “каждый, чуть узнавший его, уверен, что Алёша непременно из таких юношей, вроде как бы юродивых”. Для писателя это представляет форму выражения “главного ума”. “Ибо бывает так, что он-то и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи - все каким-либо наплывным ветром оторвались от него” (2; 74).
Алёше присуща целостность характера. Показательна в этом смысле аналитическая характеристика героя: “Алёше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему”. Сказано: “Раздай всё и иди за Мной, если хочешь быть совершен”. Алёша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне” (1; 17). Отсутствие в его чистом сердце меркантильных установок позволяет ему полнее понимать и сердечнее любить людей.
Детскости присуща открытость и искренность. Алёша в полной мере имеет эти качества. Он, как и чистый сердцем ребёнок, не лжёт, исполняя завет своего старца: “Главное - избегайте лжи, лжи в себе самом особенно”, “всяк возле сердца своего ходи, всяк себе исповедуйся неустанно” (1; 53). Алёша абсолютно искренен в своих чувствах и мыслях, именно это притягивает к нему окружающих.
Он является воплощённым примером воздействия детских впечатлений на жизнь человека. В памяти Алёши навсегда запечатлелся образ матери, плачущей и молящейся о нём, прижимающей его к своей груди и подносящей к иконе Божией Матери. Может быть, это воспоминание во многом повлияло на выбор Алёшей своего пути. И даже сам этот выбор - монашество - говорит о цельности и чистоте героя.
По словам Святых Отцов Церкви, задача и цель жизни монаха, инока - приобрести ангельскую чистоту на земле, отсекая свои страсти, работая над своей душой. Ребёнок уже имеет этот “духовный статус”, он ангелоподобен от рождения. “Дети безгрешны, яко Ангелы, и живут для очищения сердец наших”, - говорит старец Зосима. Алёша с чистой детской душой выбирает путь ещё большего совершенства - монашество. По словам Феофана Затворника, русского святого, замечательного мыслителя, “иноки - это жертва Богу от мира, который, предавая их Богу, из них составляет себе ограду” (4; 32).
Именно как к духовному “защитнику” обращаются к нему все уставшие от суеты герои. Неспроста и таким именем наделил его ). С ним рядом тепло и светло всем, потому что его детское чистое сердце умеет сострадать людям, жалеть их, “ходить за ними, как за малыми детьми”. Возникает и перекличка с именем одного из любимых русских святых - Алексия, человека Божия.
Качества, которыми Достоевский наделяет своего героя, такие как душевная чистота, целомудрие, чистое сердце, незлобие, ведут человека к святости, к особому состоянию духа, достичь которого можно, сохранив в себе детское сердце. Эта мысль писателя восходит к Евангелию: “Истинно, истинно говорю вам, если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное”.
Видят и чувствуют этот свет и все персонажи романа, называя Алёшу “ангелом земным”, “херувимом”. “Ты - Ангел на земле, ты выслушаешь, рассудишь, простишь. А мне того и надо, чтобы меня кто-то Высший простил”, - говорит Дмитрий Карамазов. Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов. Над всем и всеми зло иронизирующий, при встрече с Алёшей он раскрывается с “радостной”, “детской стороны”: «Братишка ты мой, не тебя я хочу развратить, я, может быть, себя хотел бы исцелить тобой», - улыбнулся вдруг Иван, как маленький, кроткий мальчик”.
Такие свойства души, как свобода от корыстных житейских нужд, искренняя весёлость, простодушие, находят своё отражение в отношении Алёши с детьми (гл. «Мальчики»). Дружба с детьми преображает и облик, и поведение Алёши; он сам, общаясь с детьми, становится ближе душой к их состоянию. “Через детей душа лечится”, - говорит старец Зосима. И сам Алёша влияет на душу ребят. Уважая их, разговаривая с ними на равных, любя их, он располагает детей к себе, помогая избавиться от зла их душам. В последней книге романа Алёша выступает в новой для себя роли - роли воспитателя.
Достоевский считал, что эта роль очень важна. “Ты же для будущего работаешь, для грядущего делаешь”, - говорит старец Зосима. “Берущий на себя такую роль, с первого прикосновения к ребёнку должен учитывать его чуткое сердце. И если человек не желает вырастить зло в маленьком существе, должен уничтожить зло в себе” (2; 86).
“Дети делают нас лучше одним только соприкосновением с нами, они очеловечивают нашу душу своим присутствием” - эта педагогическая мысль Достоевского художественно убедительно доказана в его произведениях.
Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).
Форма урока. Урок-диалог.
Цели : - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;
Актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);
Сформировать навык характеристики героя;
Познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.
Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.
Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.
Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.
Ход урока
Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.
Объявление темы урока
2. Работа с эпиграфом 1.
Обратимся к эпиграфу к уроку.
Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все
глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.
В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?
(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).
Работа с эпиграфом 2.
Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и
они нас учат многому
и тоже
делают нас лучшими
очеловечивают нашу душу
одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский
Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?
(Тема детства, роли детей в жизни человека).
Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.
…
ребенок что цветок
,
что
листок
надо свету, воздуху, воли, свежей пищи
, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.
О чем же писал Достоевский?
(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)
3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.
А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?
(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)
Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)
Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?
(Путь до Илюшиного камня.)
Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?
(Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)
Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)
4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?
– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.
Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?
(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).
Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:
Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?
(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;
Открытие радости, светлых чувств и переживаний,
Осознание прощения, счастья прощения и любви)
Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?
(Такие детали портрета мальчика…
… как глаза : темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей
… как интерьер , с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях
… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения , его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)
Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.
Камень
Познание истины, которая «пришибла» мальчика,
Познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь
5. Характеристика образа Коли Красоткина.
А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?
Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)
Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?
(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)
6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?
(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!
Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),
Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)
Нужно ли участие старших в делах детей?
7. Подведение итогов.
Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?
(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)
И к чему еще ведет этот путь?
(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)
Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.
…и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
… ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…
(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)
8. Домашнее задание.
Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».