Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Морис равель краткая биография и творчество. Биография мориса равеля

Морис равель краткая биография и творчество. Биография мориса равеля

Содержание статьи

РАВЕЛЬ, МОРИС (Ravel, Maurice) (1875–1937), французский композитор. Родился 7 марта 1875 в Сибурне близ Сен-Жан-де-Люз (департамент Атлантические Пиренеи). Очень рано обнаружил музыкальные способности, в 1882 начал заниматься фортепиано у А.Гиза и в 1887 гармонией у Ш.Рене. Два года Равель обучался в подготовительном классе Парижской консерватории, в 1891 поступил в фортепианный класс Ш.де Берио. Теоретические дисциплины проходил у Пессара и Дюбуа, композицией занимался в 1898 у Г.Форе.

В годы ученичества из-под пера Равеля вышло лишь несколько незначительных произведений, в их числе Старинный менуэт (Menuet antique , 1895), и только в 1899 он показал ныне широко известную фортепианную Павану усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte ). В консерватории Равель подружился с испанским пианистом Р. Виньесом, который стал первым исполнителем сочинений композитора.

В 1901, после неудавшейся попытки завоевать Римскую премию, Равель создал фортепианный цикл Игра воды (Jeux d"eau ), который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты листовского пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. Новые попытки победить в конкурсе на Римскую премию, предпринятые Равелем в 1902 и 1903, потерпели неудачу, что не помешало композитору сочинить в это время прекрасный Струнный квартет фа мажор. Неудача Равеля с Римской премией породила в Париже много толков: говорили, что причиной является размолвка между Равелем и Форе. С тех пор и до конца своих дней Равель вел лишенную примечательных событий жизнь «кабинетного» композитора. Исключением стали лишь годы Первой мировой войны, когда он служил шофером в медицинской бригаде; в 1927–1928 он выезжал на гастроли в США.

Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L"heure espagnole , 1907) и Дитя и чудеса (L"enfant et les sortilèges , 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé , 1909) – великолепное сочинение, которое появилось вслед за другим шедевром – большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit , 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales , 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois poèmes de Stéphane Mallarmé , 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse , 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin , 1917), тоже написанная сначала для фортепиано, а потом инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madécasses , 1926); оркестровое Болеро (Bolero , 1928); два фортепианных концерта (один из них – для левой руки, 1931).

В 1933 Равель попал в автомобильную катастрофу. В результате травмы стала развиваться опухоль мозга, и к 1936 композитор перестал узнавать собственную музыку. Умер Равель в Париже 27 декабря 1937.

Творчество Равеля.

Имя Равеля часто упоминается вместе с именем Клода Дебюсси (1862–1918), однако эстетические установки этих композиторов принципиально различны. Гармонии Равеля строятся по терцовому принципу, и в них нет ничего «туманного». Его больше интересовали тембровые возможности инструментов, нежели колорит, создаваемый средствами гармонии. Лишь в Испанской рапсодии (Rapsodie espagnole , 1907) ощущаются импрессионистические веяния.

Равель обладал ясным чувством формы, хотя, например, его Интродукция и аллегро (1905–1906; сочинение иногда называют септетом) состоит целиком из повторений не слишком ярких мелодических фраз. То же можно сказать о медленной части струнного квартета. В общем же это сочинение, противоречащее всем канонам квартетного письма, отличается красотой музыкального содержания.

Ряд не самых удачных сочинений композитора написан в абстрактном неоклассическом стиле: ни соната для скрипки и виолончели (1922), ни соната для скрипки и фортепиано (1923) не возбуждают особого интереса.

Равель виртуозно владел оркестром. Дафнис и Хлоя , Вальс , оркестровка Картинок с выставки Мусоргского (1922) – настоящие учебники инструментовки. Тембровая фантазия Берлиоза сочетается здесь с гармоничностью оркестрового колорита Римского-Корсакова. Парадоксально, но такой мастер, как Равель, написал всего одно концертное симфоническое произведение, а именно Испанскую рапсодию ; все остальные партитуры, кроме двух фортепианных концертов, предназначались для театра. Знаменитое Болеро (которое превзошло септет по части повторений одной мелодической фразы) идеально соответствует задаче сценического воплощения танца. Сам Равель называл Болеро «оркестровым сочинением без музыки». Равель имел удовольствие присутствовать на обеих премьерах Болеро – театральной и на следующий день концертной. В зале аудитория реагировала враждебно, тогда как в театре музыка была принята как должное, без всяких протестов.

Равель великолепно использовал ресурсы фортепиано. Самое популярное среди его фортепианных сочинений – сонатина. Два его фортепианных концерта демонстрируют разные подходы к одному жанру. Концерт для левой руки – грандиозное, роскошное, великолепное произведение; концерт для двух рук – дерзкий вызов от начала до конца. Сам Равель называл его «дивертисментом в духе Моцарта» и брал за образец изящное фортепианное письмо Сен-Санса. Эти произведения сочинялись одновременно. Концерт для левой руки, заказанный и впервые исполненный в 1931 одноруким пианистом П. Витгенштейном, – одно из сочинений, опровергающих измышление, будто Равель был мастером только малых форм.

Равель всегда тщательно отделывал свои сочинения. Так, в опере Испанский час он скрупулезно выставил указания метронома даже на бой часов. Это замечательное сочинение, одно из самых обаятельных в мировом оперном репертуаре, является оригинальным решением проблемы «разговорной» оперы.

Наибольшей известностью пользуется фортепианное творчество Равеля. Он сам оркестровал Альбораду (Alborado del graсioso , 1905) и Гробницу Куперена , но фортепианные версии этих пьес не уступают оркестровым. Трудно поверить, что на премьере первоначального, фортепианного варианта Благородных и сентиментальных вальсов сочинение было встречено враждебно, тогда как всего через несколько лет его оркестровый вариант не встретил никаких возражений.

Равель был очень оригинальной личностью. В его сознании причудливо связывались музыка и механика. Он собрал коллекцию механических игрушек – точность их движений восхищала композитора. Неудачи, связанные с Римской премией, наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, и когда Равелю был предложен орден Почетного легиона, он отказался от награды, сочтя ее оскорблением. Однако степень почетного доктора музыки Оксфордского университета он принял как дань уважения.

Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

· I – с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;

· II – 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), произведения Римского-Корсакова (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно, художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантовименовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.



1 период творчества (1895-1914)

В I период творчества были созданы:

· фортепианные произведения «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;

· вокальные циклы «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;

· опера «Испанский час»;

· балет «Дафнис и Хлоя»;

· «Испанская рапсодия».

В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.

Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом – доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».

2 период творчества (1917-1932)

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл – сюиту «Гробница Куперена» – «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.

«Гробница Куперена» открыла новый – послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).

Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:

A. – стремление к отчетливости мелодического рисунка и его преобладанию над колоритом; при этом на смену кратким мотивам приходят протяженные мелодии широкого дыхания (они встречались эпизодически и раньше). Яркий пример – тема «Болеро».

B. – возрастает роль полифонии;

C. – усиливается роль конструктивного начала;

D. – усиливается контрастность музыкальной формы, действенность развития;

E. – в произведениях послевоенных лет Равель чаще обращается к традициям прошлых веков, к искусству XVII – XVIII веков, т.о. его стиль соприкасается с эстетикой неоклассицизма. Очень ярко это проявилось в «Гробнице Куперена», в Первом фортепианном концерте.

F. – новым было и увлечение джазом. Равель был в числе музыкантов, увидевших в джазе источник обновления традиционных форм.

· Произведения 2-го периода

· фортепианные – цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;

· вокальные – «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;

· симфонические – хореографич. поэма «Вальс», «Болеро»;

· камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля:

· тяготение к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются народные истоки;

· интерес к фольклору, особенно испанскому;

· огромная роль танцевальных элементов; тяготение к танцевальной ритмике самых разных жанров, от менуэта до фокстрота;

· четкость музыкальной формы. К Равелю, в отличие от многих других композиторов рубежа веков, вполне применимы критерии классичности (стройность, уравновешенность формы). В отличие от Дебюсси, Равель вполне лоялен к традиционным формам, в частности, к сонатной, которую часто использует;

· мастерство оркестрового письма («виртуоз оркестровки»

9. Оркестровые сочинения М. Равеля. « Испанская рапсодия», «Болеро»

Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Этот двутакт (здесь он повторен дважды, прежде чем вступит тема) будет звучать непрерывно на протяжении всего «Болеро». Флейта еле слышно запевает извилистую, упругую, чисто инструментальную мелодию, которая четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Закончив напев, флейта присоединяется к барабану, дублируя его ритм на доминантовом звуке (соль), а мелодию начинает петь кларнет. Далее она переходит к фаготу, затем - кларнету-пикколо, гобою д"амур, дуэту флейты и трубы, саксофону. (Тот редкий случай, когда саксофон введен в состав симфонического оркестра.) Его напряженный, полный экспрессии звук придает особую краску мелодии, проходящей поочередно у саксофонов - тенора, сопрано и сопранино. Одновременно с переходом темы от одного к другому инструменту, увеличивается и мощь аккомпанемента. От еле слышных пиццикато начала он разрастается: вступают новые инструменты, у струнных появляются арпеджио в ритме, установленном малым барабаном, вместо отдельных звуков слышны красочные аккордовые пятна. Постепенное неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце: все три линии (мелодия, аккомпанемент и ритмическая фигура) многократно дублируются в полнозвучном tutti, причем в заключительных тактах Равель использует крайне редкий и очень сильный эффект - глиссандо тромбонов. Все резко обрывается на высшей точке кульминации.

Испанская рапсодия

Испанская рапсодия открывается прелюдией «К ночи» - образом ночного южного пейзажа. Тончайшая оркестровая звукопись вызывает в воображении таинственную, полную любовного томления ночь. На фоне тихого тремоло скрипок непрерывно слышится мотив из четырех нисходящих звуков. Он проходит сначала у скрипок и альтов, затем передается гобою, английскому рожку, флейте, челесте. В нежных оркестровых красках, в ладовой, ритмической и гармонической переменчивости создается изысканная импрессионистская картина. Два кларнета в октаву вступают с грустно-меланхолическим напевом, который сменяется мотивом танца, затем вступает новая каденция - на этот раз фаготов, которую сопровождают тихие шорохи, смутные отзвуки танца, обрывки напевов, смешивающиеся в общем движении. Замыкает часть возвращение нисходящего мотива ночи.

«Малагенья» - любовная песня-танец, одна из самых распространенных в Андалузии. Здесь это колоритная танцевальная сценка, изящная, проникнутая подлинным испанским духом. Она открывается короткой (всего три такта) рельефной темой, звучащей у виолончелей и контрабасов пиццикато таинственно, даже тревожно. Она повторяется, причудливо раскрашивается. Новая, импульсивная тема, у трубы с сурдиной, затем мечтательно повторяемая скрипками, вызывает в воображении выход солистов-танцоров, кавалера и дамы. Все более оживляющийся танец внезапно прерывается монологом английского рожка - призывным, полным страстного томления. В завершающую его каденцию врывается нисходящий мотив из первой части (челеста, солирующие скрипки, альты и виолончель с сурдиной). Возвращается ненадолго движение танца, которым и завершается «Малагенья».

«Полная выдумки поэтичная "Хабанера" чарует нас своим трепетно-томным характером, ритмикой и ностальгической образностью; прелесть насыщенной и точной оркестровки придает пьесе тембральное богатство и красочность», - пишет о третьей части Рапсодии А. Корто. На протяжении почти всей «Хабанеры» слышится повторяемый в неизменном ритме один и тот же звук - своего рода стержень, вокруг которого обвиваются краткие мотивы, изысканные гармонии, полные томной неги. Танцевальные мелодии словно наплывают издалека и снова исчезают, облеченные в красочный, своеобразный оркестровый наряд. Отдельные краткие нисходящие интонации, вступая в противоречие с общим восходящим движением мелодий, придают особое лирико-драматическое напряжение музыке. Короткие всплески у скрипок вызывают ассоциации с порывистыми танцевальными движениями (хабанеру «танцуют всем станом и особенно руками, которые взлетают ввысь как птицы»).

Заключительная часть, «Ферия», являет собой яркую картину народного празднества. Слышатся наигрыши флейт, рокот малых барабанов, характерное пощелкивание кастаньет, звон гитар, имитируемый струнными. Разворачивается хота: начинаясь у флейты, тема ее постепенно захватывает весь оркестр. Звучат подлинные мотивы самого яркого народного танца Испании, знакомого по «Арагонской хоте» Глинки. Появляются и мотивы из предшествующих частей Рапсодии. После захватывающего tutti наступает внезапный спад. На фоне чуть слышных «вздохов» низких струнных звучит, как во второй части, импровизация английского рожка. Мотивы, напоминающие о прелюдии «К ночи», приводят к возвращению начального раздела. Хота разворачивается все ярче и зажигательнее, заканчиваясь ослепительным вихрем.

10. Фортепианное творчество М. Равеля в его эволюции. « Гробница Куперена», Концерты для ф-но с орк. Соль мажор, Ре мажор.Как и Дебюсси, Равель много сочинял в области фортепианной музыки, создав свой особый фортепианный стиль. Он тоже был блестящим пианистом и часто исполнял свои сочинения. Произведениями для фортепиано Равель начал свой творческий путь, поэтому можно сказать, что именно здесь формировалась его творческая индивидуальность.\ Дебюсси, и Равель обновили фортепианную музыку, опираясь на сходные истоки – романтический пианизм и творчество французских клавесинистов. Но если Дебюсси претворял, главным образом, шопеновскую традицию, то Равелю ближе был Лист«Старинный менуэт» – первое сочинение, которое Равель счел достойным публикации – свидетельствует о его стремлении к возрождению старинных национальных жанров, что является важной приметой неоклассицизма. Близость к этому течению проявляется у Равеля более определенно, чем у Дебюсси, особенно в поздних сочинениях («Гробнице Куперена» и 1-м фортепианном концерте, стилизованном в духе Моцарта).Уже ранние фортепианные сочинения Равеля можно назвать подлинными шедеврами – это «Павана на смерть инфанты» и «Игра воды».Популярность «Паваны» во многом объясняется напевной, вокальной по природе мелодией. Она неотделима от фактуры и, вместе с тем, не заслоняется ею. Простая на первый взгляд, эта мелодия оригинальна и характерна для Равеля: в ней избегается вводнотоновость. Характер пьесы созерцательно-спокойный, в котором чуть ощутима светлая печаль. От лирического образа уснувшей инфанты смысловые нити тянутся к сюите музыкальных сказок «Матушки гусыни» (так во Франции называют няню).«Игра воды» – образец импрессионистической красочности, который можно поставить в один ряд с такими «манифестами» импрессионистского стиля, как картина Клода Моне «Восход солнца» или оркестровая прелюдия Дебюсси «Послеполудень фавна». Созданная в 1901 году, эта пьеса предшествовала импрессионистским фортепианным произведениям Дебюсси; таким образом, Равель с полным правом может оспаривать у Дебюсси славу основоположника нового фортепианного стиляПоэзия водной стихии – излюбленная тема фортепианной музыки, особенно романтической. Фактура «Игры воды» показывает, что Равель многое воспринял от живописных пьес Листа из цикла «Годы странствий» («У ручья», «На Валленштадском озере», «Фонтаны виллы д,Эсте»). Развивая эти традиции, композитор создает колоритную пейзажную зарисовку, музыка которой в своем непрерывном движении никуда не стремится: она фиксирует «прекрасное мгновение».Таким же поэтическим настроением окрашена Сонатина (1905). Она состоит из трех миниатюрных частей, лишенных сильных контрастов. Лирическая напевность I части сменяется танцевальной грацией Менуэта и четкой пассажностью финала. Общая композиция объединяется тематической «аркой»: главная партия первой части возвращается в слегка измененном виде в побочной партии финала.Совсем иная атмосфера – в фортепианном цикле «Ночной Гаспар»(1908). Это первое проявление драматизма в творчестве Равеля. Здесь получила развитие традиция «мефистофельских» образов Листа. Цикл состоит из трех пьес: «Ундина», «Виселица», «Скарбо», в музыке которых преобладает атмосфера мрачных видений.Следующее сочинение для фортепиано – «Моя матушка – гусыня» –цикл 4-ручных детских пьес «Павана Спящей красавицы»,

· «Мальчик-с-пальчик»,

· «Дурнушка, императрица китайских статуэток»,

· «Разговор Красавицы с Чудовищем»,

· «Волшебный сад».

Они словно перенося слушателя в мир детства, добрых фей. Равель впоследствии создал оркестровый вариант этого цикла, а потом, сочинив сценарий, превратил его в детский балет «Сон Флорины», сюжет которого напоминает сказку о Спящей красавице.

Аналогичным образом фп. цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» со временем был переработан в балет «Аделаида, или Язык цветов».

Последнее произведение Равеля для фортепиано – сюита «Гробница Куперена». По словам самого композитора, это памятник всей французской музыке XVIII века. Состоит из 6 пьес: прелюдия с фугой предваряют три танца – форлану, ригодон, менуэт, после чего следует финальная токката. Первой исполнительницей цикла стала Маргарита Лонг.

11. М. Равель и музыкальный театр(опера « Испанский час», опера-балет «Дитя и волшебство»)

Значение Равеля определяется яркой оригинальностью его музыки, исключительным совершенством композиторского мастерства. Музыка Равеля характеризуется сжатыми формами, четким и непринужденным построением мелодических фраз, большой динамичностью. Большое место в творчестве Равеля занимает хореография, народный танец.

Его одноактный балет "Дафнис и Хлоя" явился новаторским произведением в этом жанре. В балете использована звучность хора (без слов), музыка отличается подлинно симфоническим характером, живостью ритмов и яркостью оркестровых красок. Второй одноактный балет - "Моя матушка гусыня" (по мотивам французских сказок, переделан из фортепианной сюиты, пост. 1915, Париж) проникнут глубоко народным складом музыки, в нем проявилось богатейшее дарование Равеля-мелодиста. Все хореографические произведения Равеля вошли в симфонический репертуар оркестров многих стран.

Первая опера Равеля "Испанский час" (1907, пост. 1911, Париж) обновляет жанр лирической музыкальной комедии; она отмечена тонким юмором, блеском вокального и оркестрового стиля. Вторая его одноактная опера "Дитя и волшебство" названа автором "лирической фантазией"; в ней оживает фантастический мир игрушек, зверей, даже предметов домашнего обихода - часы, кушетка и т. д. Опера овеяна поэзией детства. В то же время в ней проявилась и тонкая ирония Равеля.Естественные истории" подготовили меня к сочинению "Испанского часа", музыкальной комедии на текст г-на Франк-Ноэна, которая является не чем иным, как своего рода музыкальным разговором. Основной замысел этого произведения - возрождение жанра оперы-буфф.Совсем иного плана "Дитя и волшебства", лирическая фантазия в двух действиях, в которой преследуются, однако, те же цели. Мелодическое начало, господствующее в ней, опирается на сюжет, который мне хотелось трактовать в духе американской опер етты. Либретто г-жи Колетт позволяло подобную вольность в музыкальной феерии. Тут господствует пение. Оркестр, хотя и не лишенный виртуозности, остается на втором плане.«ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО». В опере, которую сам автор назвал «лирической фантазией» оживает мир игрушек, зверей и предметов домашнего обихода. Среди действующих лиц – старое кресло, разбитая чашка, деревья, звери, птицы и даже… учебник арифметики – всё овеяно поэзией детства. Ее герой – шестилетний мальчик, наказанный матерью за непослушание. Он срывает своё недовольство, пытаясь «назло» всё сломать и испортить. В его сне мир неузнаваемо преображается, и мальчик начинает постигать, что всё вокруг него полно жизни. Тяжело вздыхает раненное его ножом дерево, белка жалуется, что мальчик мучает её подружку. Он пытается подружиться с животными и растениями, но они его боятся из-за тех обид, что он им причинил, когда они ещё были неодушевленными…Во время Второй мировой войны директор Парижской оперы Жак Руше попросил известную французскую писательницу Сидони-Габриель Колетт подготовить текст для сказочного балета. В оригинале история называлась «Дивертисменты для моей дочки». После того, как Колетт выбрала Равеля, ему в 1916 году был прислан на фронт текст, но письмо потерялось. В 1917 году Равель, наконец, получил копию текста и согласился написать партитуру. Работа длилась долго, и Колетт уже потеряла надежду на то что она когда-нибудь завершится, но, 21 марта 1925 года опера была поставлена в Монте Карло с хореографией Жоржа Баланчина. Равель сравнивал её со своей предыдущей работой («Испанский час») «Больше, чем когда-либо я за мелодию. Да, мелодия, бельканто, вокализы, вокальная виртуозность – это главное. Здесь лирическая фантазия зовет мелодию и ничего, кроме мелодии... Партитура «Дитя и Волшебства» это смесь стилей и эпох, от Баха до... Равеля».Опера «Дитя и волшебство» – является признанным шедевром Мориса Равеля. Музыкальный язык сочинения свидетельствует об активных экспериментах композитора в области гармонии, ритма, лада, оркестровки. Это проявляется в обращении к бытовым жанрам (вальс, марш, городской шансон), ритмам новых для того времени танцев (фокстрота, канкана, регтайма), использование не «музыкальных» звуков (шумов, скрипа, треcка). Музыка отдельных сцен, таких как марш-скерцо Часов, фокстрот Чашки и Чайника, сцена Задачника, дуэт Кота и Кошки содержит джазово-блюзовые звучания, характерные для эстетики мюзикла, мюзик-холла.

12. «Дафнис и Хлоя» М. Равеля и пути симфонизации балета

Дафнис и Хлоя пасут свое стадо. С другими пастухами они приносят дары изваяниям трех нимф, высящимся над гротом в священной роще. Дафнис и Хлоя прекраснее всех, и пастушка пытаются соблазнить девушки, а юноши ухаживают за Хлоей. В обоих это вызывает ревность. Особенно сильна она у Дафниса, который видит, как Хлою хочет поцеловать волопас Даркон. Девушки подбивают Даркона соревноваться с Дафнисом в танце. Дафнис одерживает верх, и Хлоя целует победителя. Все расходятся, Дафнис ложится на землю. Влюбленная в него Ликейон пользуется одиночеством пастушка, чтобы соблазнить его, но он остается равнодушным. В досаде Ликейон убегает, а тишина рощи нарушается криками и звоном оружия: через лес бегут пираты. Они похищают девушек, грабят и убивают мужчин. Дафнис бросается на поиски Хлои, которая ищет защиты у трех нимф. Пираты хватают Хлою, и прибежавший на крики Дафнис видит лишь обрывки ее одежды. В мольбах он падает к подножию нимф. Они спускаются с пьедестала и призывают Пана. Бог является Дафнису.

В разбойничьем стане пир по случаю богатой добычи. Идет дележ. Самая прекрасная добыча - пастушка Хлоя. Бриксис заставляет ее танцевать со связанными руками, под ударами бичей. Несчастная молит Пана о спасении, и бог насылает на пиратов панический ужас. С Хлои спадают узы, на ее голове, как знак покровительства Пана, появляется сосновый венок. Она возносит Пану благодарственные моления.

«Тишина, нарушаемая лишь журчанием ручейков росы, стекающих со скал... Постепенно рассветает» (Равель). Дафнис приходит в чувство перед гротом нимф. Друзья приводят спасенную Хлою. Старый Ламон соединяет Дафниса и Хлою, они клянутся вечно любить друг друга. Ламон рассказывает легенду о Пане и нимфе Сиринкс, превратившейся в тростник, из которого Пан сделал свою флейту. Он играет на флейте, а Дафнис и Хлоя танцем передают содержание мифа о боге и убегающей от него нимфе.

Равель назвал «Дафниса и Хлою» хореографической симфонией. «Это произведение построено симфонически, по строгому тональному плану на нескольких темах, развитием которых достигается единство целого»,- читаем в одном из его писем. В партитуре балета пластичность и танцевальность органично сочетаются с непрерывностью развития. Музыка «Дафниса и Хлои» отличается сдержанной страстностью, роднящей ее с романтическими произведениями, яркостью гармонических красок, разнообразием и изяществом оркестровых средств. Значительную роль играет при этом особая краска - хор, поющий с закрытым ртом.

Рапсодия для скрипки «Цыганка », Квартет , Трио, сонаты (для скрипки и виолончели , скрипки и фортепиано), фортепианные сочинения (в т. ч. Сонатина , «Игра воды », циклы «Ночной Гаспар », «Благородные и сентиментальные вальсы», «Отражения », сюита «Гробница Куперена », части которой посвящены памяти друзей композитора, погибших в годы первой мировой войны), хоры , романсы. Смелый новатор, Равель оказал большое влияние на многих композиторов последующих поколений.

Он родился в семье швейцарского инженера Жозефа Равеля. Отец был музыкально одарен, хорошо играл на трубе и флейте. Он приобщил юного Мориса и к технике. Интерес к механизмам, игрушкам, часам сохранился у композитора на всю жизнь и даже нашел отражение в ряде его произведений (вспомним хотя бы вступление к опере Испанский час с изображением лавки часовщика). Мать композитора происходила из баскской семьи, чем композитор гордился. Музыкальный фольклор этой редкой национальности с необычной судьбой Равель неоднократно использовал в своем творчестве (фортепианное Трио) и даже задумывал Концерт для фортепиано на баскские темы. Мать сумела создать в семье атмосферу согласия и взаимопонимания, способствующую естественному развитию природных дарований детей. Уже в июне 1875 г. семья переехала в Париж, с которым связана вся жизнь композитора.

Музыкой Равель начал заниматься в 7 лет. В 1889 г. он поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает по классу фортепиано Ш. Берио (сына знаменитого скрипача) с первой премией на конкурсе 1891 г. (вторую премию в тот год получил крупнейший французский пианист А. Корто). Окончание консерватории по классу композиции не было для Равеля столь счастливым. Начав заниматься в классе гармонии Э. Прессара, обескураженного чрезмерным пристрастием своего ученика к диссонансам, он продолжает занятия в классе контрапункта и фуги А. Жедальжа, а с 1896 г. обучается композиции у Г. Форе, который, хотя и не принадлежал к защитникам чрезмерной новизны, оценил дарование Равеля, его вкус и чувство формы и сохранил до конца дней теплое отношение к своему ученику. Ради окончания консерватории с премией и получения стипендии для четырехлетнего пребывав Италии Равель 5 раз участвовал в конкурсах (1900-05), но так и не был удостоен первой премии, причем в 1905 г. после предварительного прослушивания его даже не допустили к участию в основном конкурсе. Если вспомнить, что к этому времени Равель уже сочинил такие фортепианные пьесы, как знаменитая «Павана на смерть инфанты », «Игра воды », а также струнный Квартет - произведения яркие и интересные, сразу завоевавшие любовь публики и оставшиеся до наших дней одними из самых репертуарных его произведений, решение жюри покажется странным. Это не оставило равнодушной музыкальную общественность Парижа. На страницах печати разгорелась дискуссия, в которой на стороне Равеля выступили Форе и Р. Роллан. В результате этого «дела Равеля» Т. Дюбуа вынужден был покинуть пост директора консерватории, его преемником стал Форе. Сам Равель не вспоминал об этом неприятном инциденте даже в кругу близких друзей.

Нелюбовь к излишнему общественному вниманию и официальным церемониям была ему присуща на протяжении всей жизни. Так, в 1920 г. он отказался от получения ордена Почетного легиона, хотя имя его было опубликовано в списках награжденных. Это новое «дело Равеля» опять вызвало широкий отзвук в прессе. Сам он об этом говорить не любил. Однако отказ от ордена и нелюбовь к почестям вовсе не говорит о равнодушии композитора к общественной жизни. Так, в годы первой мировой войны он, будучи признан негодным к военной службе, добивается, чтобы его отправили на фронт сначала в качестве санитара, а потом водителем грузовика. Не удалась лишь его попытка перейти в авиацию (из-за больного сердца). Небезразличной оказалась ему и организация в 1914 г. «Национальной лиги защиты французской музыки» и ее требование не исполнять во Франции произведений немецких композиторов. Он написал в «Лигу» письмо с протестом против подобной национальной ограниченности.

Событиями, вносившими разнообразие в жизнь Равеля, были путешествия. Он любил знакомиться с чужими странами, в юности он даже собирался отправиться служить на Восток. Мечте побывать на Востоке суждено было сбыться в конце жизненного пути. В 1935 г. он посетил Марокко, увидел увлекательный, сказочный мир Африки. По пути во Францию он проехал ряд городов Испании, в т. ч. Севилью с ее садами, оживленной толпой, корридой. Несколько раз композитор бывал на родине, присутствовал на празднике в честь установления мемориальной доски на доме, где он родился. С юмором Равель описывал торжественную церемонию посвящения в звание доктора Оксфордского университета. Из концертных поездок наиболее интересными, разнообразными и успешными были четырехмесячные гастроли по Америке и Канаде. Композитор пересек страну с востока на запад и с севера на юг, концерты везде проходили с триумфом, Равель пользовался успехом как композитор, пианист, дирижер и даже лектор. В своей беседе о современной музыке он, в частности, призывал американских композиторов активнее разрабатывать элементы джаза, проявлять больше внимания к блюзу. Еще до посещения Америки Равель открыл в своем творчестве это новое и колоритное явление XX в.

Стихия танца всегда привлекала Равеля. Монументальное историческое полотно его обаятельного и трагического «Вальса», хрупкие и изысканные «Благородные и сентиментальные вальсы», четкая ритмика знаменитого «Болеро», Малагуэнья и Хабанера из «Испанской рапсодии», Павана, Менуэт, Форлана и Ригодон из «Гробницы Куперена» - современные и старинные танцы различных народов преломлены в музыкальном сознании композитора в лирические миниатюры редкостной красоты.

Не остался глух композитор и к народному искусству других стран («Пять греческих мелодий », «Две еврейские песни », «Четыре народные песни» для голоса и фортепиано). Увлечение русской культурой увековечено в блестящей инструментовке «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Но на первом месте для него всегда оставалось искусство Испании и Франции.

Принадлежность французской культуре сказывается у Равеля и в эстетической позиции, и в выборе сюжетов для своих произведений, и в характерности интонаций. Гибкость и точность фактуры при гармонической ясности и остроте роднит его с Ж. Ф. Рамо и Ф. Купереном. В искусстве Франции коренятся и истоки взыскательного отношения Равеля к форме высказывания. В выборе текстов для своих вокальных произведений он указал на особенно близких ему поэтов. Это символисты С. Малларме и П. Верлен, близкий искусству парнассцев Ш. Бодлер, Э. Парни с ясным совершенством его стиха, представители французского Возрождения К. Маро и П. Ронсар. Равелю оказались чужды поэты-романтики, разбивающие бурным наплывом чувств формы искусства.

В облике Равеля законченно полное выражение получили отдельные истинно французские черты, его творчество естественно и закономерно входит в общую панораму французского искусства. В один ряд с ним хочется поставить А. Ватто с мягким очарованием его групп в парке и скрытой от мира скорбью Пьеро, Н. Пуссена с величаво-спокойным обаянием его «Аркадских пастухов», живую подвижность смягченно-точных портретов О. Ренуара.

Хотя Равеля справедливо называют композитором-импрессионистом, однако характерные черты импрессионизма проявились у него лишь в некоторых произведениях, в остальных же преобладает классическая четкость и соразмерность структур, чистота стиля, ясность линий и ювелирность в отделке деталей.

Как человек XX в. Равель отдал дань увлечению техникой. Подлинный восторг вызвали у него огромные массивы заводов во время путешествия с друзьями на яхте: «Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один - он похож на романский собор из чугуна... Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас. Над ними - красное, темное и пылающее небо... Как все это музыкально. Непременно использую». Современная железная поступь и скрежет металла слышатся в одном из самых драматичных произведений композитора - Концерте для левой руки , написанном для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку.

Творческое наследие композитора не поражает количеством произведений, объем их как правило невелик. Подобный миниатюризм связан с отточенностью высказывания, отсутствием «лишних слов». В отличие от Бальзака у Равеля было время «писать короткие рассказы». Обо всем, что связано с творческим процессом, мы можем лишь догадываться, т. к. композитор отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий - все говорит о внимании к каждой «мелочи», о длительной работе.

Равель не относится к числу композиторов-реформаторов, сознательно изменявших средства выражения и осовременивавших темы искусства. Стремление донести людям то глубоко личное, интимное, что он так не любил выражать словами, заставляло его говорить на всеобщем, естественно сложившемся и понятном музыкальном языке. Круг тем равелевского творчества очень широк. Часто композитор обращается к чувствам глубоким, ярким и драматичным. Его музыка всегда удивительно человечна, ее обаяние и пафос близки людям. Равель не стремится решать философские вопросы и проблемы мироздания, охватить в одном произведении большой круг тем и найти связь всех явлений. Иногда он концентрирует свое внимание не на каком-то одном - значительном, глубоком и многогранном чувстве, в других случаях с ноткой затаенной и пронзительной грусти говорит о красоте мира. Хочется всегда с чуткостью и осторожностью обращаться к этому художнику, интимное и хрупкое искусство которого нашло путь к людям и завоевало их искреннюю любовь.

В. Базарнова

Сочинения:

оперы - (L’heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, т-р «Опера комик», Париж), (L’enfant et les sortilèges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло); балеты - (Daphnis et Chloé, хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж), Сон Флорины, или (Ma mère l’oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Р., пост. 1912 «Т-р искусств», Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Р., 1911, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж); кантаты - Мирра (1901, не опубл.), Альсион (1902, не опубл.), Алиса (1903, не опубл.); для оркестра - увертюра Шехеразада (1898), (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prélude à la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), (хореографич. поэма, 1920), Веер Жанны (Leventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927), (1928); концерты с оркестром - 2 для фортепиано (D-dur, для левой руки , 1931; G-dur , 1931); камерно-инструментальные ансамбли - 2 сонаты для скрипки и фортеиано (1897, 1923-27), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faure, для скр. и фп., 1922), соната для скрипки и виолончели (1920-22), фортепианное трио (a-moll, 1914), струнный квартет (F-dur, 1902-03), Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06); для фортепиано в 2 руки - Гротескная серенада (Sérénade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte, 1899, также орк. вариант), Игра воды (Jeux d’eau, 1901), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur locéan (также орк. вариант), Альборада, или Утренняя серенада шута - Alborada del gracioso (также орк. вариант), Долина звонов - La vallée des cloches; 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poémes daprés Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom dHaydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере... Бородина, Шабрие (A la maniére de... Borodine, Chabrier, 1913), сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917); для фортепиано в 4 руки - Моя матушка-гусыня (Ma mère l’oye: Павана Красавице, спящей в лесу - Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик - Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод - Laideronnette, impératrice des pagodes, Красавица и Чудовище - Les entretiens de la belle et de la bête, Сказочный сад - Le jardin féerique; 1908), Фронтиспис (1919); для 2 фортепиано - Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов - Entre cloches; 1895-1896); для скрипки с фортепиано - концертная фантазия Цыганка (Tzigane, 1924; также с орк.); хоры - Три песни (Trois chansons, для смешанного хора a cappella, сл. Равеля: Николета, Три прекрасные птицы рая, Не ходите в лес Ормонды; 1916); для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем -

Вы знаете, кто такой Морис Равель? Краткая биография этого талантливого человека будет изложена в статье, а пока скажем о том, что наш герой является французским дирижером, композитором и одним из видных реформаторов музыкального искусства прошлого века.

Детство

Биография Мориса Равеля, краткое содержание которой будет изложено ниже, начинается с его рождения в марте 1875 года в захолустном местечке Сибур. Ведомостей о его детских годах не так уж много. Известно, что в 1882 году он начинает обучение музыке по классу фортепиано у Анри Гиза. После этого он занимается гармонией с Шарлем Рене. Трепетное отношение к музыке мальчику привил его отец, который был инженером-путейцем и находился на службе, пока его сын рос. В 1889 году молодой парень поступает в Парижскую консерваторию и блестяще её оканчивает по классу фортепиано.

Начало карьеры

Поначалу молодому человеку очень помогал и способствовал его наставник Шарль де Берио, который был знаменитым пианистом своего времени. Настоящий вкус к музыке у Мориса просыпается после знакомства с Эриком Сати: Равель начинает пробовать импровизацию, экспериментировать. Такой перемене могло послужить не только мастерство Э. Сати, но и его личность: он был ярок и экстравагантен. Большое влияние на становление нашего героя оказало знакомство с Рикардо Виньесом - композитором и пианистом. После тесного общения с последним у Равеля ярко проявилось стремление к сочинительству. кстати, пианист называл своим учителем и предтечей.

Заканчивая обучение в консерватории, парень попадает к композитору Габриэлю Форе. Благодаря его влиянию, Равель создает несколько циклов произведений на испанском языке. После окончания консерватории Морис активно пишет. За это время он сочиняет львиную долю своего музыкального наследия.

«Скандальное дело Равеля»

Жозеф Морис Равель (краткая биография в статье) не смог избежать судьбы каждого новатора. Поначалу к нему относились довольно холодно и даже не скрывали этого. Профессиональные академические круги и вовсе не признавали творчество Мориса Равеля. Удивительно, но он три раза принимал участие в конкурсе, чтобы получить Римскую премию. В 1901 году (первая проба) его победил Андре Капле; в 1902 году - Эме Кунцу, ученик Шарля Леневе; в 1903 году - Рауль Лапарра (тоже был учеником Шарля Леневе).

Из-за стольких неудачных попыток Равель не принимает участия в конкурсе в следующим году, но вовсе не потому, что струсил. Он берёт паузу для того, чтобы накопить силы для последнего рывка. Это действительно был последний шанс Мориса Равеля, ведь он подходил к возрастному ограничению конкурса - 30 годам. В 1905 году по настоянию Габриэля Форе Равель таки решается на участие. На этот момент он уже стал известным и узнаваемым в широких кругах. Более того, даже академическое сообщество постепенно его признавало.

Что же делает Морис Равель? Краткая биография сообщает нам о том, что после четвертой попытки слава композитора многократно возросла. Так что же произошло? Равель получил фактический отказ. Ему запретили участвовать в конкурсе в весьма уклончивой официальной формулировке. Причиной были возрастные рубежи, которые тогда ещё не наступили. В итоге Морис Равель так и не смог поучаствовать в конкурсе, что очень его расстроило. Реальная причина заключалась вовсе не в возрасте, а в том, что молодой музыкант раздражал членов жюри своей «разрушительной» музыкой, яркостью и насыщенностью своих произведений. Ещё более их возмущало то, что с каждым годом Морис становился всё популярней. Такое решение судей вызвало огромную бурю протестов, а позже выяснилось, что абсолютное большинство конкурсантов были учениками Шарля Леневе, что заставляло задуматься о неподкупности конкурса.

Жизнь после скандала

Чем жил далее Морис Равель? Краткая биография на этом печальном событии не заканчивается: да, оно выбило его из колеи, но не уничтожило его дух. Равель окончательно сжигает мосты с академическим кругом общения. Публика и интеллектуальное общество полностью поддерживают сторону Мориса, он становится центром всеобщего внимания. Таким образом, он негласно становится вторым лидером импрессионистского движения и сравнивает высоту с таким композитором, как Клод Дебюсси (он всегда был для Мориса образцом).

Наступает время войны, Мориса мобилизуют. К сожалению, его никуда не принимают из-за слишком маленького роста. Он упорно добивается участия в войне, используя всевозможные связи. В конце концов его берут добровольцем. После войны его порывы осмеивались конкурентами. Вскоре композитор знакомится с С. Дягилевым и переходит к созданию эмоциональных пьес и сюит («Гробница Куперена»).

Произведения

Наиболее известные его произведения: «Испанский час», «Дафнис и Хлоя», «Дитя и волшебство» и «Игра воды». Кем был наш сегодняшний герой Морис Равель? Краткая биография для детей будет очень полезна, ведь его жизнеописание мотивирует и вдохновляет никогда не опускать руки.

Последние годы Морис много путешествует. Финальным его творением стали «Три песни», написанные для фильма «Дон Кихот». Умирает маэстро в 1937 году в Париже, после неудачной операции на мозге.

Французский композитор (1875-1937)

Нет, наверное, в наше время человека, которого «Болеро» Мориса Равеля не загипнотизировало бы четким, нарастающим ритмом. Гениальное танцевально-симфоническое произведение, будучи музыкальным символом творчества Равеля, своеобразно иллюстрирует весь XX век с его невиданным техническим прогрессом, взлетом научной мысли и множеством революций - социальной, научно-технической, культурной, которые, следовали одна за другой, чем-то напоминая музыку «Болеро».

Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке Сибур, расположенном у побережья Атлантического океана на границе Франции и Испании. Его отец Пьер Жозеф Равель, талантливый инженер и изобретатель, в свое время усовершенствовавший двигатель внутреннего сгорания, умел замечательно играть на рояле. Мать Мария Делуар происходила из старинной семьи басков и была увлекательной рассказчицей.

Вскоре после рождения Мориса семья переехала в Париж, однако образ Испании остался для Мориса неотделимым от образа матери. Морис вспоминал, что влюбленный в музыку отец «стал с ранних лет развивать… эти склонности и поощрять… усердие». Речь идет, разумеется, о музыке. С шести-семи лет Морис систематически учился играть на рояле под руководством Анри Гиса. С 1887 года первые уроки гармонии, контрапункта и композиции дал Морису Шарль Рене. Когда 12-летний Равель начал сочинять, первыми опытами композиции стали для него вариации на тему Шумана.

В 1889 году Морис Равель поступил в Парижскую консерваторию. Он учился по классу фортепиано поначалу у Ш. Антиома, затем у Ш. Берио - большого почитателя испанского искусства. Его композиторский талант все более заявлял о себе. Соученик Равеля, в будущем знаменитый пианист А. Корто рассказывал: «Мы упивались между очередными занятиями тем, что сообщали друг другу несколько особенно дерзновенных тактов, заранее зная, что эти такты заимствованы из нового сочинения Равеля». Отсюда видно, насколько Равель выделялся среди сокурсников.

Занимаясь по классу композиции, Равель позже признавался, что на него оказали влияние Э. Сати и Э. Шабрие - два малоизвестных тогда композитора, а также К.Дебюсси. Занятия по композиции продолжались до 1905 года. Морис входил в компанию сверстников, известную как «Апаши» (дословно бродяги, бандиты, или те, кто борется с косностью).

Особое внимание Равель уделял французской литературе, как классической, так и современной, а также живописи импрессионистов, проявлял большой интерес к фольклору, французскому и испанскому. Он Написал «Испанскую рапсодию», имевшую крупный успех сразу после премьеры, и остроумную юмористическую оперу «L"Heure espagnole» («Испанский час»). Да, испанская тематика занимала в творчестве Мориса Равеля существенное место, но многое воспринял он и от музыки русских композиторов - А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского. Он любил русскую музыку. Так, Равель писал критику Ж. Марнольду: «Думаю, наша встреча завтра не состоится из-за концерта русского хора в зале Гаво… Что бы они не пели (а я ручаюсь, программа будет хорошей), все равно слушать этот великолепный ансамбль всегда большое удовольствие». Совместно с И. Стравинским Равель много и увлеченно работал над партитурой «Хованщины».

Во время Первой мировой войны Равель пробовал вступить добровольцем в действующую армию. Несмотря на то, что его забраковала военная комиссия, он все же стремился попасть на фронт. Сперва он хотел стать летчиком, но врачи не допустили его по состоянию здоровья. В конце концов ему удалось устроиться водителем санитарной машины. Лишь обморозив на фронте ноги и получив тяжелое нервное истощение, композитор отправился в тыл.

Война принесла ему подъем духовных сил, чего он и жаждал. Под впечатлением увиденного на фронте он позже, в 1932 году, написал фортепианный концерт для левой руки, который сочинил по просьбе австрийского пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Друзьям, погибшим на фронте, Равель посвятил фортепианную сюиту «Le tombeau de Couperin» («Гробница Куперена», 1917).

В 20-е годы у Равеля ухудшилось здоровье. Особенно впечатлила его смерть матери в 1917 году. После этого горестного события он не смог больше жить в родительской парижской квартире на улице Карно. Композитор много переезжал - жил в Швейцарии, Испании, Франции. Наконец, при помощи друзей в 1920 году он приобрел дом в 50 километрах от Парижа, в Монфор-Л"Амори. По свидетельству современников, для Равеля это событие было весьма радостным. Композитор обставил дом в стиле 30-40 годов XIX века и назвал его «Бельведер», что значит «прекрасный вид с высоты». По свидетельству одного из современников Р. Шалю, Равель перевез домой «все свои ценные безделушки, которые очень любил и берег: китайские статуэтки, гравированное стекло, музыкальные шкатулки и - сокровище из сокровищ - механическую птичку с разноцветным оперением, которая виртуозно щебетала».

В новый дом Равель переехал в 1921 году, однако по-прежнему часто бывал в Париже, оставаясь в курсе всех музыкальных и культурных событий. Для постановки в Париже в 1922 году по заказу известного русского дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого он оркестровал «Картинки с выставки» М. Мусоргского - цикл, который первоначально был написан для фортепиано. М. Мусоргский вообще был любимым композитором Равеля, что, видимо, и сказалось на отличном качестве оркестровки.

В конце 20-х - начале 30-х годов популярность Равеля возрастает неимоверно. Причиной тому стало «Болеро», исполнения которого от композитора требовали на каждом из концертов.

На гребне успеха Равель совершил гастрольное турне по Европе. Концерты собирали большое количество зрителей, а ведущие музыканты Европы, как один, давали высочайшую оценку творчеству французского композитора и исполнителя.

Годы шли. Последним творением Равеля стали «Don Quichotte a Dulcine» («Три песни Дон Кихота Дульцинее»), которые первоначально задумывались для фильма о Дон Кихоте. Главную роль должен был исполнять Шаляпин, но фирма, которая намеревалась снимать фильм по этому сюжету, обанкротилась. Несмотря на трудности, Равель сочинил песни в атмосфере настоящего творческого подъема, вызванного наверняка тем, что он вновь обратился к испанскому сюжету и к теме, которая грела его всю жизнь.

В последние годы жизни Морис Равель из-за тяжелой прогрессирующей болезни, опухоли головного мозга, вынужден был прекратить творческую деятельность. Требовалось хирургическое вмешательство, и Равель согласился на операцию, которую он не перенес. Композитор скончался 28 декабря 1937 года.

Будучи ярчайшим представителем мировой музыкальной культуры XX века, Равель развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, распространил традицию импрессионизма на музыку, исследовал и разрабатывал экзотические ритмы. В ряде его произведений проявились неоклассические тенденции. Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к рождению новых течений в музыкальной стилистике XX века.