Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Литературное путешествие в австралию. Современный австралийский детектив Ди Би Си Пьер - “Вернон Господи Литтл”

Литературное путешествие в австралию. Современный австралийский детектив Ди Би Си Пьер - “Вернон Господи Литтл”

Старейший в Зарубежье «Новый журнал», издающийся в Америке с 1942 года, уже многие десятилетия хранит и развивает традиции русской классической культуры, бережно собирает наследие русской эмиграции. Поэтому не удивительно – и, тем не менее, очень радостно – было увидеть в последнем номере «Нового журнала» обширный раздел «Современная русская литература Австралии». В нём были опубликованы авторы литературного портала газеты «Единение»: прозаики Игорь Гельбах, Макс Неволошин, Ирина Нисина и Алиса Ханцис, а также поэты Нора Крук, Наталья Крофтс и Сергей Ерофеевский.

Главный редактор «Нового журнала», Марина Михайловна Адамович , любезно согласилась рассказать газете «Единение» об истории и работе этого замечательного издания.

Марина Михайловна, «Новый Журнал», вопреки названию - старейший журнал русского зарубежья. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось.

Историю журнала нужно начинать издалека. Когда после семнадцатого года два миллиона русских беженцев оказалось вне пределов России, началась колоссальная и очень тяжёлая работа по выстраиванью Зарубежной России. «Зарубежная Россия» - это термин, который в своё время ввел профессор Колумбийского университета Марк Раев, сам потомок эмигрантов. И, действительно, такое государство без границ было выстроено, все российские структуры были воссозданы, в том числе и печатные: были свои издательства, свои журналы. В частности, в Германии в 1920-х выходило журналов на русском языке больше, чем на немецком. В это самое время и возник журнал «Современные записки»; потом он был переведён в Париж и выходил там до сорокового года, до оккупации Парижа. Это был самый крупный, самый интересный журнал, - уникальное явление в культуре Русского Зарубежья. Французы даже как-то сказали: «Будь у нас такой журнал, мы бы не беспокоились по поводу французской культуры».

Почему я это всё рассказываю? Потому что к сороковому году фактически вся Европа была охвачена огнём Второй Мировой войны - и все русскоязычные издания прекратили существование. Одновременно начался очередной побег - теперь уже из Европы, очередная иммиграция - в Америку. И вот в сорок первом году сюда попадают два ведущих сотрудника «Современных записок» - Михаил Цетлин, он же поэт Амари, и великий, я считаю, прозаик Марк Алданов. И по идее Ивана Бунина, который, как известно, остался в неоккупированной зоне Франции, они воссоздают толстый журнал по типу «Современных записок». Вот таким образом возникает «Новый Журнал» и в январе 1942 года выходит первый номер.

В первом же номере журнала было заявлено кредо «Нового Журнала»: «Россия, свобода, эмиграция». С тех пор мало что изменилось: по-прежнему для нас очень важно быть интеллектуально-культурным центром русскоязычного рассеянья и объединять всех под знаменем русской культуры, русского языка. Естественно, со временем обновлялись текущие задачи «Нового Журнала»; сейчас мы себя позиционируем как журнал диаспоры. Дело в том, что из старых изданий не осталось ни одного толстого русского журнала, поэтому мы считаем своим долгом поддерживать, прежде всего, русскую культуру вне пределов России, русскоязычные диаспоры на всех континентах. Поэтому мы отдаём приоритет именно авторам диаспоры.

Что касается основного эстетического критерия, он не менялся - это должна быть литература, которая развивает традиции классической русской литературы, с опорой на значимое Слово. Мировая литература, включая и русскую современную литературу, развивается разными путями и по разным эстетическим направлениям. Мы традиционно придерживаемся классического пути, это право нами завоевано десятилетиями сложной работы и именно такая традиция поддержана нашими авторами и читательской аудиторией.

Главный критерий по отбору текстов для «Нового Журнала» - их профессиональный уровень. Как определили ещё первые редакторы журнала, мы открыты для всех, печатаем всех. И, кстати, это было залогом выживания журнала - плюрализм. Такой подход позволил собрать вокруг журнала великолепных писателей: вы можете назвать любое имя, вошедшее в сокровищницу русской культуры, - то был автор «Нового Журнала».

Идеологически, по-прежнему, мы делаем два исключения: мы не печатаем литераторов коммунистической идеологии и нацисткой.

- Кто читатели «Нового журнала»?

Мы работаем для интеллигентного читателя. Очень заманчиво было бы назвать себя массовым журналом для всей диаспоры, но надо отдавать себе отчёт, что из тех двадцати пяти миллионов, которые сейчас живут за пределами России, далеко не все - читатели. Как, впрочем, и в России. Наш журнал - это интеллектуальное издание, а не глянцевый журнал с картинками; там нечего рассматривать, там нужно читать и думать. История журнала и его направление определяют и основные разделы: прежде всего, это Проза, Поэзия, затем - большой, вполне академический, раздел Воспоминания-Документы, посвященный истории и истории культуры эмиграции; статейный раздел - культура-литературоведение- религия, и библиография. Среди наших читателей и авторов большую часть занимают молодые, тридцатилетние. Чтобы поддержать наших авторов, несколько лет назад мы затеяли литературный конкурс - Литературная премия имени Марка Алданова на лучшую повесть Русского Зарубежья. Есть у нас отдельный проект и по истории эмиграции - мы издаем специальные номера «Русская эмиграция на культурных перекрестках ХХ - ХХI столетий». Сегодня журнал распространяется по всему миру, более чем в тридцать стран.

Многие традиционные печатные издания ощущают давление интернета, падает число подписчиков. А для «Нового Журнала» интернет - это угроза или новый путь к читателю?

Это новый канал, благодаря которому число наших подписчиков растет - именно на «бумажную версию» журнала. Как культуролог, я оцениваю ситуацию так: литература, которую мы называем классической, не может быть массовой. Массовой всегда была и остается - беллетристика, у нее, как у особой формы литературы, - другие задачи. А наш читатель, в определённом смысле, это - маргинальный читатель, мы - журнал интеллектуалов. И эта аудитория не исчезнет никогда; маргиналы всегда находятся на обочине, но там, на обочине, у них свой мир и своё содружество. Их тесный кружок всегда пополняется новыми членами из последующих поколений, доказательством тому - 70-летняя история нашего журнала.

Наш журнал вышел в интернет более 10 лет назад: у нас есть свой собственный сайт (www.newreviewinc.com), кроме того, «Новый Журнал» можно читать в Журнальном Зале. Мы не боимся интернета, это совершенно нормальная форма существования, выработанная глобальным миром. Я и сама много читаю на интернете, так как нас от России, ее культурной жизни и рроссийской литературы, отделяет океан и ни одна книга не успевает дойти сюда быстрее сетевой версии. Интернет - это образ нашей сегодняшней жизни, который нас, конечно же, меняет. Но отказаться от книги - совершенно особого контакта, который знает и ценит любой истинный книгочей - наши читатели не смогут.

С открытием границ, с развитием интернета и Скайпа, с тем, что даже физически ездить в Россию сейчас стало гораздо легче, правомерно ли в наши дни понятие «литература русского зарубежья»? Ведь никому не приходит в голову называть Гоголя или Тургенева «писателями русского зарубежья», хотя отлично известно, что долгое время они писали отнюдь не в Рязани.

По-моему, правомерно.

Для литературы эмиграции всегда очень остро стоял этот вопрос: «одна литература или две литературы»? Ведь тогда была советская литература, которую, естественно, в эмиграции не принимали, - и литература, которая продолжала традицию Толстого и Достоевского, Бунинскую традицию, и так далее. Поэтому для литературы Зарубежья было немыслимо объединяться с тем советским экспериментом.

Да, мы все существует сегодня в едином литературном и языковом пространстве. А язык ведь - не случайность. Мы с вами познакомились на нью-йоркских поэтических чтениях, на которых в одном из докладов прозвучала фраза: «он - русский поэт, но по-русски уже не пишет». Увы, в таком случае - уже не русский поэт, как ни горько это осознавать. Писатель работает на языке; язык не просто - средство коммуникации, это - средство восприятия мира, средство его осознания, самовыражения, это - инструмент писателя и его цель… Язык - это всё. Поэтому пока мы остаёмся в поле русского языка, это - единая литература. Не говоря уже о сохраненном единстве традиций, которые нас объединяют.

Тем не менее, литература диаспоры существует. Потому что любой творец, любой художник очень чутко реагирует на окружающую среду, даже изолируясь от неё. Поэтому если мы посмотрим на тексты авторов диаспоры - а особенно это заметно в поэзии - меняется даже ассоциативный ряд, даже ритмика текста. Я сейчас назову автора не американского, но очень яркого: Дина Рубина, живущая в Израиле. Она - прозаик московской школы, там она начинала, сформировалась и заработала первый кусок славы. Но посмотрите на её сегодняшние тексты -насколько сильны в нем течения восточные, иудейские. Густой восток на уровне образов, на уровне построения фразы, ритма. Молчу уже об образах и фабуле, которые рождаются у любого писателя из естественной среды его существования.

Или возьмём удивительного поэта второй волны эмиграции - Валентину Синкевич. Ритмика стиха - абсолютно американская, то же - у Ираиды Легкой, у последующих поколений - Андрея Грицмана, Юлии Куниной. и т. д. Не московская и не питерская школы... Когда-то критик Лиля Пан назвала это нотой Гудзона. Ты здесь живёшь и начинаешь впитывать этот мир, пропускаешь его через себя.

И второй момент, совсем не литературный. Он несколько искусственен и лучше бы его вообще не было. Россия, основной производитель русских печатных изданий, как мне кажется, очень неохотно публикует литераторов диаспоры; очень силён в России момент «кружковщины», «тусовки», «своих», - и писателю диаспоры просто тяжелее пробиться на росийское пространство.

Вот живой пример. Несколько лет назад на Алдановскую премию поступает великолепный текст - и побеждает. Конкурс у нас всегда проходит анонимно; и вот, когда жюри уже проголосовало, мы вскрываем файл и обнаруживаем имя молодого прозаика из Таллинна, Андрея Иванова. Как потом выясняется, написано им очень много, но ни строчки не опубликовано: в Эстонии очень тяжело где-то печататься на русском языке. Иванов вырос как раз на сломе девяностых постперестроечных годов, потом была эмиграция в Европу, вернулся в Эстонию - и, к сожалению, был там никому не нужен. Необыкновенно талантливый человек! Мы его впервые и напечатали. Так вот сегодня Андрей Иванов - уже лауреат премии Эстонии, Русской Премии, входил в шорт-лист Русского Букера. Поэтому мы, хотя и печатаем авторов из России, но предпочтение отдаём авторам диаспоры: у них просто нет другой прочной площадки, и мы обязаны им помочь.

Для нас Австралия - это очень заманчивая страна, но абсолютно случайно сложилось так, что наши творческие контакты с Австралией в какой-то момент были потеряны. Сейчас эти связи стали восстанавливаться: недавно мы печатали Нору Крук - и очень любим её, мы публиковали публицистику из Австралии, а также прозу Ирины Нисиной. Но прочных, налаженных связей нет, хотя мы с удовольствием печатали бы современных русскоязычных авторов Австралии.

С архивами дело обстоит немного лучше, поскольку у нас сохранились связи с русской эмиграцией Китая, которая, как известно, в большинстве своем попала потом в Австралию. Тем не менее, мы крайне заинтересованы в новых архивных публикациях, история эмиграции не написана, количество белых пятен в ней преобладает, и одна из основных задач НЖ - собрать и восстановить эту историю.

А вот что касается литературы - то каждый автор из Австралии для нас становится открытием. И мы с удовольствием приглашаем писателей из Австралии присылать свои работы в «Новый Журнал».

И с другой стороны, со стороны читателя: живя в Австралии, как можно получить «Новый Журнал», где его можно прочесть?

Легче всего, конечно, читать наш журнал в интернете: на сайте «Журнальный Зал» или на нашем сайте (www.newreviewinc.com), где есть даже архив современных публикаций, начиная с 2000 года. Сейчас мы работаем над тем, чтобы оцифровать весь наш архив, но это громадная работа: всё-таки, семьдесят лет, 400 страниц - каждый номер, четыре книжки в год.

Если же кто-то захочет регулярно получать бумажную версию, то нужно просто написать нам по электронной почте или письмом по адресу The New Review, 611 Broadway, # 902, New York, NY 10012 - и мы оформим подписку.

- Есть ли «Новый журнал» в каких-либо библиотеках Австралии?

Университетские библиотеки Австралии раньше выписывали наш журнал, но в последнее время они перестали обновлять подписку. Мы были бы очень рады, если бы русские культурные центры и публичные библиотеки Австралии опять наладили с нами связи. И главное - это, конечно, академическая среда: все крупные университеты мира подписаны на наш журнал, пора присоединиться и университетам Австралии, для них существуют льготные условия и система скидок.

Действительно, очень хотелось бы видеть старейший журнал русского зарубежья и в наших библиотеках, особенно сейчас, когда в «Новом Журнале» стали появляться и авторы из Австралии. Поэтому очень хочется вам пожелать, чтобы ваша австралийская аудитория росла.

А нам бы хотелось публиковать побольше авторов из Австралии!

- Марина Михайловна, огромное Вам спасибо за интересную беседу. Успехов и долголетия вашему журналу.

November 9th, 2009

Задался целью узнать, как в Австралии обстоит дело с литературой, и что из австралийских авторов можно почитать на русском языке? Выяснилось, что писатели с Зеленого континента неоднократно становились лауреатами Букеровской и даже Нобелевской премии по литературе. На русский язык переведено совсем немного их произведений, но кое-что можно найти даже в электронных библиотеках – данный пост содержит ссылки для желающих скачать романы австралийских авторов. Сам я уже пополнил электронную библиотеку.

В девятнадцатом веке в Оз Кантри, как называют свою страну австралийцы, уже издавали книги. Читатели носили револьверы, поэтому публиковать старались только то, что может понравиться всем, без лишних заумностей. До 1880 года было опубликовано уже около 300 томов беллетристики. В основном, это были романы для чтения в дороге, посвященные жизни на фермах, уголовной тематике и поискам преступников, скрывающихся в буше, то есть детективы. В 19 веке австралийская литература произвела, по крайней мере, три значительных произведения. Это роман Маркуса Кларка «Осужден пожизненно» , в котором дана потрясающая правдивая картина жизни в каторжном поселении на Тасмании; роман Рольфа Болдрвуда (Т.Э.Брауна) «Вооруженное ограбление», история беглых преступников и поселенцев в австралийской глубинке, и роман «Такова жизнь», автором которого был Джозеф Фэрфи, писавший под псевдонимом Том Коллинз. В последнем романе была представлена картина сельской жизни в штате Виктория.

Другие видные романисты первой половины 20 века – Генри Хендель Ричардсон (г-жа Дж.Г.Робертсон), автор «Удач Ричарда Мэхони» (1917–1929), трилогии о жизни иммигрантов; Кэтрин Сьюзан Причард, чей роман «Кунарду» (1929) – превосходное произведение об отношениях аборигенки с белым мужчиной, также она написала трилогию «Золотые прииски» ; Луис Стоун, чей роман «Джона» (1911) представляет собой волнующее описание жизни трущоб, и Патрик Уайт, автор романов «Счастливая долина» (1939), «Живые и мертвые» (1941), «Тетина история» (1948), «Древо человека» (1955), «Восс»(1957), «Всадники на колеснице» (1961), «Твердая мандала» (1966), «Око бури» (1973), «Бахрома листьев» (1976) и «Дело Туайборна» (1979). Уайт был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1973 году. Тонкие символические описания Уайта наполнены глубоким смыслом и отличаются сложной техникой; возможно, это самые значительные произведения австралийской беллетристики 20 века.
За последние 30 лет появилось много замечательных романов австралийских писателей. Томас Кенилли, один из самых плодовитых авторов, приобрел известность романом «Ковчег Шиндлера» (1982), на основе которого был снят знаменитый голливудский фильм «Список Шиндлера». Другие произведения Кенилли – «Приносите жаворонков и героев» (1967), «Песня Джимми Блэксмита» (1972), «Джеко» (1993) и «Город у реки» (1995). Элизабет Джолли опубликовала 13 романов, из которых самые известные «Загадка мистера Скоби» (1983), «Колодец» (1986), «Луна моего отца» (1989) и «Жена Джорджа» (1993). Теа Астли трижды была удостоена престижной премии Майлса Франклина за романы «Хорошо одетый исследователь» (1962), «Медлительные туземцы» (1965) и «Мальчик-прислужник» (1972), а Джессика Андерсон дважды получала эту премию за романы «Тирра-Лирра у реки» (1978) и «Пародисты» (1980). Питер Кэри стал лауреатом Букера за роман «Оскар и Люсинда», который печатался в 1985 в Иллиуокере; другие его произведения – «Блисс» (1981) и «Джек Мэггс» (1997), «Истинная история шайки Джека Келли» и «Моя жизнь как фальшивка» . Дэвид Малуф – лауреат многих литературных премий, в т.ч. Букеровской премии 1994 за роман «Вспоминая Вавилон»; другие известные произведения этого автора – «Вымышленная жизнь» (1978), «Улетай, Питер» (1982) и «Беседы у реки Кэрли-Крик» (1996). Действие романов Тима Уинтона часто происходит на побережье Западной Австралии: «Пловец» (1981), «Отмели» (1984), «Клауд-Стрит» (1991) и «Всадники «(1994), премия «Букер» за роман - «Музыка грязи» . Мюррей Бейли написал три хороших романа: «Ностальгия» (1980), «Поступок Холдена»(1987) и «Эвкалипт» (1998).

Большую известность в России, в основном благодаря австралийскому телефильму "Я умею прыгать через лужи", приобрели книги Алана Маршалла - http://lib.ru/INPROZ/MARSHALL/ . Алан Маршалл (Alan Marshall) (1902 г., Нурат, штат Виктория - 1984 г., там же) - австралийский писатель.
В шесть лет Алан Маршал заболел полиомиелитом. Мальчик выжил, но навсегда потерял способность передвигаться без помощи костылей. Чтобы заработать себе на жизнь, Алан Маршал начал заниматься журналистикой. В сиднейском журнале «Уимен» Алан вел колонку под названием «Говорит Алан Маршалл», а на страницах газет печатал юмористические сценки и диалоги... В годы Второй мировой войны Алан Маршалл отправился в путешествие по Австралии... Так родилась первая опубликованная книга Маршала - «Это мой народ». Книга, ставшая австралийским бестселлером. С тех пор Алан Маршал занимался лишь тем, о чем мечтал еще в детстве, - писал и путешествовал.

Еще одна известная австралийская романистка - Кьюсак (Cusack) Элен Димфна (р. 22.9.1902, Уалонг, штат Новый Южный Уэльс). Родилась в семье фермера. Окончила Сиднейский университет (1924). Её первые крупные произведения - романтическая драма «Небо красно поутру» (пост. 1935) из эпохи каторжных поселений в Австралии и антибуржуазный роман «Юнгфрау» (1936). Автор реалистической социально-психологической драмы «Кометы пролетают быстро» (пост. 1943) и др., антивоенные пьесы «Тихоокеанский рай» (1956, русский перевод 1961). Роман К. «Скажи смерти “нет”!» (1951, русский перевод 1961) направлен против капиталистической системы. В романах «Солнце в изгнании» (1955), «Чёрная молния» (1964, русский перевод 1972), «Обгоревшее дерево» (1969, русский перевод 1973) К. осудила расовую дискриминацию. Антифашистские романы - «Жаркое лето в Берлине» (1961, русский перевод 1962), «Солнце - это ещё не всё» (1967, русский перевод 1969).

Первыми литературными памятниками Австралии стали мемуары и путевые заметки Джона Уайта ( -), Уоткина Тенча ( -) и Дэвида Коллинза ( -), которые были офицерами первого конвоя кораблей, основавшего в 1788 году колонию каторжан Сидней . Джон Таккер в своих романах живописал тяжелую жизнь каторжан: романы «Квинтус Сервинтон», «Генри Сейвери», «Приключения Ральфа Решле».

Первые поэтические произведения, написанные на австралийском континенте , были по жанру балладами . Они развивали традицию английских и ирландских баллад того времени. Главной темой первых баллад было упоение свободной жизнью беглецов-каторжан и так называемых буш-рейнджеров (благородных разбойников). Чёрный юмор и сарказм этих произведений колебали моральные устои колониального общества. Колониальная лирика первых 50 лет почти неизменно ориентировалась на темы и стили классицистической эпохи Англии . Первыми лириками были Чарльз Томпсон ( -) и Чарльз Вентворт ( -). Позже появились темы строгой, опасной для человека природы и её экзотики.

Выдающимся поэтом этого периода был Чарльз Гарпур ( -). Поэзия Гарпура, потомка ирландских каторжан, полна тираноборскими мотивами, близкими к творчеству Джона Мильтона и раннего Вордсворда . Особое значение имеет его пейзажная лирика. При жизни Гарпур опубликовал лишь небольшую долю своего наследия.

Для поэзии другого выдающегося поэта Генри Кендалла ( -) характерна интерпретация топографически-геологических феноменов внешнего мира как символического отражения его душевных настроений. Пейзажи Кендалла наделены философским, порой мистическим смыслом. Он пытался выразить таким образом определенную дисгармонию своего внутреннего мира, горечь разочарования, которую познал в поисках прекрасной утопии. Самые интересные его сборники: «Горы», «В Перу», «Лейчгардт».

Национальная эпоха (1880-1920)

Национальную эпоху австралийской литературы открыл еженедельник «Бюллетень » (англ. The Bulletin ), который основали Жюль Франсуа Арчибальд и Джон Хайнс. Программными принципами этого журнала были социальная ангажированность, радикально-демократическое направление, интерес к жизни простых рабочих, отвержение английского влияния на австралийскую литературу. Типичными темами журнала были жизнь в австралийском буше , сельские идеалы, а также воспевание мужской дружбы и мужественности, равенства простых людей. Благодаря «Бюллетеню» приобрели популярность такие поэты, как Эндрю Бартон Паттерсон , псевдоним Банджо ( -) со своими балладами об австралийском буше, Чарльз Бреннан и Дж. Нилсон, которые больше ориентировались на английский и французский эстетизм и символизм .

Образцом гражданской лирики может служить поэзия Генри Лоусона ( -). Стихи написаны в ритме маршевых песен с характерным революционным пафосом и социальным оптимизмом. Определенная декларативность его стихов сочетается с революционным настроем и национально-патриотическими мотивами.

Современная эпоха (1920 - по настоящее время)

С начала 1920-х годов австралийская литература становилась все более открытой к европейским и американским литературным течениям. Особенно большую роль в перенятии новых течений и направлений сыграли литературные журналы Австралии, такие как «Видение» (англ. Vision, с ), «Meanjin Papers» (с ), «Angry Penguins» ( -).

С Рекса Ингамеллса началось движение переоценки культуры австралийских аборигенов и поиска самостоятельного голоса австралийской литературы.

В лирике стремление к открытости сказалось на творчестве таких поэтов, как К. Маккензи, Джеймс Маколи, Алек Дервент Хоуп, для которых характерны конкретно-чувственные стихи о явлениях реального мира. Джудит Райт, Франсис Уэбб и Брюс Дэйв тяготели к пейзажно-символической лирике и личностной поэзии. Розмари Добсон и Р. Д. Фицджеральд обращались в поэзии к исторической тематике.

В 50-е годы появилась так называемая поэтическая школа Мельбурнского университета (англ. Melbourne University Poets ), главными представителями которой были Винсент Баккли, Рональд Симпсон, Крис Уоллес-Крэбб, Ивэн Джонс, Ноэль Макейнш, Андрю Тейлор. Представители этой школы предпочитали сложные формы и интеллектуальные аллюзии . Австралийская поэзия начала XXI века представлена творчеством Лесли Лебковиц .

Австралийский роман XX века испытал влияние философских и литературных течений Европы и США. Важными темами романов были психологическое описания внутреннего мира человека, исследование истоков австралийского общества. Типичным для 20-х годов был роман Г. Ричардсона «Судьба Ричарда Махоуни», в котором интерес к прошлому сочетался с темой душевного одиночества. Подобные тенденции заметны и в произведениях других прозаиков: М. Бойд, Брайан Пентон, Марджори Бернард, Флора Элдершоу.

Социально-критические темы, в частности тема жизни в пригородах , интересовали таких романистов, как Катарина Причард , Фрэнк Дэлби Дэвидсон, Леонард Манн, Фрэнк Харди. Сатирическое освещение социальных проблем характерно для произведений Х. Герберта, Самнера Лока Эллиотта, К. Маккензи.

В 1973 году Нобелевской премией по литературе был отмечен прозаик Патрик Уайт . Близкими к нему по австралийскому контексту и стилистике были произведения Р. Шоу, Кристофера Коха, Гэйла Портера.

Австралийские рассказы претерпели новый расцвет в 40-е годы XX века. Для австралийского рассказа этого периода характерно влияние стилистики Джеймса Джойса , Эрнеста Хемингуэя и Джона Дос Пассоса . Важными для развития жанра рассказа были ежегодные антологии From Coast to Coast , которые издавал Уэйнс Палмер. Важнейшие авторы рассказов: Тиа Эстли, Мюррей Бэйл, Марджори Бернард, Гэвин Кесси, Питер Кован, Фрэнк Моргауз, Уэйнс Палмер, Гэйл Портер, Кристина Стид и другие.

Самостоятельная австралийская драма развилась лишь в эпоху модерна . Важные теоретические и практические импульсы развитию драмы дал Луис Эссон ( -). Значимые драматурги Австралии: Катарина Причард (прежде политическая драма), Уэйн Палмер («Черный конь», ), Бетти Роланд, Генриетта Дрейк-Брокман, Дэвид Уильямс, Александр Бузо, Джон Ромериль, Дороти Хьюитт, Ален Сеймур, Питер Кенна, Том Хангерфорд, Томас Шепкотт.

Ссылки

Литература

  • The Australian Novel. A hictorical antology, Sidney, 1945.
  • The Oxford Antology of Australian Literature / L. Kramer, A. Mitchell, Melbourne, 1985.
  • Elliott B. R. The landscapr of Australian poetry, Melbourne, 1967.
  • The Literature of Australia / G. Button, Ringwood, 1976.
  • Green H. M. A history of Australian Literature, Sidney, 1984 (два томи)
  • The Oxford companion to Australian Literature, Melbourne, 1991.

Напишите отзыв о статье "Австралийская литература"

Ссылки

  • страница проекта
  • на сайте

Отрывок, характеризующий Австралийская литература

Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такой полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.
Когда, после ночного объяснения с Пьером, княжна Марья вернулась в свою комнату, Наташа встретила ее на пороге.
– Он сказал? Да? Он сказал? – повторила она. И радостное и вместе жалкое, просящее прощения за свою радость, выражение остановилось на лице Наташи.
– Я хотела слушать у двери; но я знала, что ты скажешь мне.
Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», – подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер. Услыхав, что он собирается в Петербург, Наташа изумилась.
– В Петербург? – повторила она, как бы не понимая. Но, вглядевшись в грустное выражение лица княжны Марьи, она догадалась о причине ее грусти и вдруг заплакала. – Мари, – сказала она, – научи, что мне делать. Я боюсь быть дурной. Что ты скажешь, то я буду делать; научи меня…
– Ты любишь его?
– Да, – прошептала Наташа.
– О чем же ты плачешь? Я счастлива за тебя, – сказала княжна Марья, за эти слезы простив уже совершенно радость Наташи.
– Это будет не скоро, когда нибудь. Ты подумай, какое счастие, когда я буду его женой, а ты выйдешь за Nicolas.
– Наташа, я тебя просила не говорить об этом. Будем говорить о тебе.
Они помолчали.
– Только для чего же в Петербург! – вдруг сказала Наташа, и сама же поспешно ответила себе: – Нет, нет, это так надо… Да, Мари? Так надо…

Я уже больше года живу в Австралии (сначала в Сиднее, а теперь - в Мельбурне), о чем наш совместный с мужем блог (и мой инстаграм ) .

Как уже вы могли понять, чтение - моя страсть, и, когда я наткнулась на список из 50 австралийских романов, которые каждый должен прочитать , то я не могла пройти мимо него стороной. Этот список составил в 2011 году австралийский книжный онлайн-магазин (вроде магазина озон в России) в своем блоге .

Не знаю, как вы, но я уже добавила все книги в свой книжный список, так как из всех прочитала только одну (Книжный вор). Большая часть посвящена теме австралийской жизни в разные периоды "заселения", а также "аборигенскому вопросу". Для тех, кто хочет знать чуть больше о том, как заселялась Австралия, однозначно нужно прочесть несколько книг из списка. Для удобства я составила две подборки на LiveLib - список английских книг и список переведенных .

Итак, начнем!

1. Cloudstreet, Tim Winton | Облачная улица (Улица облаков), Тим Уинтон | не переведена | 1991 |

История о двух австралийских семьях, которые бегут из глуши в город и пытаются начать жизнь заново на улице под названием Облачная, деля между собой успехи и неудачи, смех и слезы. Это семейная сага, которая охватывает двадцать лет.

Тим Уинтон - австралийский писатель, его "Музыка грязи" завоевала Букеровскую премию, он также получил много других литературных наград за другие произведения, в том числе четырежды - премию Майлса Франклина. По роману "Облачная улица" снят сериал.








2. Picnic at Hanging Rock, Joan Lindsay | Пикник у Висячей скалы, Джоан Линдсей | не переведена | 1967 |

История об исчезновении школьниц и учительницы школы для девочек в день, когда они отправились на пикник на Висячую скалу. После пикника вернется только одна школьница, потерявшая память. Действие романа происходит в 1900 году.

Роман был впервые опубликован в 1967 году и сначала не произвел никакого впечатления, но после одноименного фильма (очень вольной экранизации), книга стала очень популярной, несмотря на сложный и витиеватый язык. Висячая скала, кстати, это реально существующая скала "Диоген" в 70 км к северу-западу от Мельбурна.







3. The Book Thief, Markus Zusak | Книжный вор, Маркус Зусак | переведена | 2005 |

Наверное, один из известнейших современных романов, особенное внимание ему стали уделять после одноименного фильма.

Действие романа происходит в Германии, начиная с января 1939 года. Повествование ведётся от лица Смерти, и она рассказывает о маленькой Лизель, которая начинает находить и воровать книги, и эта история разворачивается на фоне войны, смертей, гонения евреев и прочих ужасных событий того времени. В эпилоге Лизель, будучи замужем и уже пожилой женщиной, живёт в Сиднее.

"Книжный вор" - это единственная книга из всего списка, которую я читала раньше.





4. Seven Little Australians, Ethel Turner | Семь маленьких австралийцев, Этель Тернер | не переведена | 1894 |

Роман "Семь маленьких австралийцев" считается классикой детской австралийской литературы. Полный рукописный текст был оцифрован и в настоящий момент доступен в государственной библиотеке штата Новый Южный Уэльс. Этель Тернер приехала с семьей в Австралию в возрасте 8 лет, начала писать в 1890. Этот роман стал самым известным произведением Этель (хотя писала она много), он вызвал возражения критиков, главным образом тем, что не соответствовал представлениям 19 века о детской литературе, но пользовался громадным успехом как в Австралии, так и за рубежом. Роман является частью трилогии; вторая книга называется The Family at Misrule (история о той же семье пять лет спустя), третья - Little Mother Meg (история о материнстве старшего ребенка из семьи Вулкот).


В романе идет речь об австралийской семье Вулкот, в которой растут семь озорных и непослушных детей. По роману снят филь 1939 года, а также два сериала (Англия и Австралия). Также примечательно, что эта книга в 1994 году была единственной, которая была написана австралийцем и которая постоянно издавалась на протяжении ста лет.


5. My Brilliant Career, Miles Franklin | Моя блестящая карьера, Майлз Франклин | не переведена | 1901 |


Моя блестящая карьера - это автобиографическая повесть, первый роман из многих, написанных Майлз Франклин. Майлз была одной из крупнейших писателей Австралии своего времени.

Роман был написан когда Майлз была подростком в качестве развлечения для друзей. Майлз пришлось изъять свой роман из печати, так как он стал очень популярным, а его персонажи легко угадывались, как и стиль жизни маленьких фермерств в штате Новый Южный Уэлльс. Его снова напечатали только после ее смерти. У книги есть продолжение, My Career Goes Bung, но его не печатали до 1946 года.

Конец 19 века, главная героиня, Сибилла, творческая, упрямая девушка, живет вместе с родителями в австралийском буше и мечтает стать писательницей. Засуха и целая череда плохих бизнес решений вынуждает ее семью нуждаться, отчего отец начинает пить. Мать предлагает ей стать служанкой, но девушка получает письмо от бабушки с приглашением переехать к ней жить. Там она встречает молодого Гарольда, который вскоре предлагает девушке выйти за него замуж. Но обстоятельства складываются так, что Сибилле приходится идти на работу гувернанткой в дом почти неграмотного соседа, после чего она возвращается домой.


6. The Slap, Christos Tsiolkas | Пощечина, Христос Циолкас | переведена | 2008 |

Трехлетний мальчик, Хьюго, ведет себя отвратительно без всякого вмешательства со стороны его родителей во время барбекю в пригороде Мельбурна. Гарри, двоюродный брат хозяина дома, бьет мальчика по лицу за то, что тот обижает сына Гарри, Рокко. Это происшествие заставляет всех присутствующих начать разбираться и каждый видит ситуацию только со своей стороны.

Эту историю рассказывает каждый из восьми "взрослых" участников барбекю (от двух студентов 12 года обучения до 70-го мужчины, четверо мужчин и четверо женщин) в отдельной главе и в хронологическом порядке.

7. My Brother Jack, George Johnston | Мой брат Джек, Джордж Джонсон | не переведена | 1964 |



Классический австралийский роман, которую изучают в школах и университетах, первая книга трилогии о Дэвиде Мередите, детство и юность которого приходятся на межвоенные годы 20 века в Мельбурне, а журналисткая карьера началась во время Второй Мировой Войны.

Дэвид постоянно сравнивает себя со своим старшим и "более австралийцем" братом Джеком. Роман можно назвать хроникой жизни обычного австралийского парня в межвоенные годы. Джек - хороший, но грубый мужчина, необразованный, но трудолюбивый, порядочный, который вырос во время Великой Депрессии. Дэвид имеет хорошую и заметную карьеру журналиста, хотя личная жизнь Дэвида не похожа на жизнь "оззи" Джека, наполненную физическим трудом.

Джэк - это архетип австралийских мужчин в постколониальное время, который практически исчез за время "модернизации" Австралии. Вторая и третья книги трилогии называются Clean Straw for Nothing и A Cartload of Clay. По книге снят австралийский сериал 2001 года.


8. The Magic Pudding: Being The Adventures of Bunyip Bluegum and his friends Bill Barnacle and Sam Sawnoff, Norman Lindsay | Волшебный пудинг, или Невероятные приключения Гумми, Кляпа, Размахая и Укусила, Норман Линдси | переведена | 1918 |

Первая австралийская детская книга 1918 года - сказка о невероятных приключениях антропоморфного коалы и его друзей - пингвина Сэма и моряка Билла, владельцев волшебного пудинга, который никогда не уменьшается, сколько его ни съешь. Пудинг зовут Альбертом, у него скверные манеры и отвратительный характер, доставляющий немало хлопот его владельцам. За пудингом охотятся злодеи Опоссум и Вомбат. Оригинальные иллюстрации сказки можно увидеть в библиотеке штата Новый Южный Уэльс.







9. The Harp in the South, Ruth Park | Ирландец на Юге, Рут Парк | не переведена | 1948 |

Первый роман писательницы о жизни в ирландских трущобах в Сиднее. Книгу высоко оценили критики, но читатели сочли ее слишком откровенной (и никак не хотели признать, что такие трущобы существовали; хотя Рут со своим мужем прожили в них некоторое время).

В русскоязычном интернете при не слишком долгом поиске находится только информация о том, что Рут Парк написала сказку "Бестолковый вомбат", по которой в 1991 году сняли мультфильм.

10. The Man Who Loved Children, Christina Stead | Человек, который любил детей, Кристина Стед | не переведена | 1940 |

Роман о неблагополучной семье, где все ненавидят друг друга, презирают и "любят" так, как могут. Первоначально действие романа происходило в Сиднее, но затем писательница изменила место действие на Вашингтон для американских читателей.

Первая публикация романа была в 1940 году и осталась незамеченной, второе издание в 1965 году стало широко известно, так как вышла восторженная статья американского поэта Рендалла Джарелла. Роман был включен в список 100 лучших романов 20 века, написанных в период с 1923 по 2005 гг.

Кристина Стед родилась в 1902 году в Рокдейле, Австралия, долго жила в Англии, Европе, США, а в 1974 году вернулась в Сидней. Из-за ее приверженности радикальных взглядов, ее не принимала ни семья, ни литературное общество Австралии. Ее книги не публиковались на родине до середины 1960-х годов, так как "подрывали общественную мораль".

11. Year of Wonders, Geraldine Brooks | Год чудес, Джеральдина Брукс | переведена | 2001 |

Международный бестселлер, исторический роман. Книга о женщине Анне Фрит, чью деревню атаковала чума. Роман основывается на истории деревни Дербишир, где в 1666 году установили карантин, чтобы не допустить распространение чумы.

Роман начинается с того, как Анна берет к себе в дом постояльца, портного. Вскоре после получения им посылки с тканями из Лондона, портной заболевает. Он просит Анну сжечь все его вещи, но после его смерти являются клиенты, требующие заказов. Так чума начинает распространяться. В деревне объявляют карантин, а Анна становится медицинской сестрой.

Брукс родилась в Австралии, в Сиднее в 1955 году, но с 2002 года является гражданкой США. Лауреат Пулитцеровской премии за роман «Марч».

12. For the Term of His Natural Life, Marcus Clarke | К пожизненной ссылке, Маркус Кларк | переведена | 1870–1872 |

К пожизненной ссылке - роман о жизни ссыльных в Порте Мельбурн, Тасмании в начале 19 века, который сначала был опубликован в журнале, а затем - как отдельная книга. Главный герой - Руфус - осужден на ссылку за убийство, которое не совершал.

Маркус Кларк родился в 1846 году в Лондоне, юношей эмигрировал в Австралию, умер в Мельбурне в 1881 году, прожив всего 35 лет.

Эта книга посвящена жестокому обращению с заключенными и об условиях их жизни и труда.

13. I Can Jump Puddles, Alan Marshall | Я умею прыгать через лужи, Алан Маршалл | переведена | 1955 |

Автобиографическая повесть Алана Маршалла, картина жизни Австралии начала 20 века. Герой повести Алан - сын объездчика диких лошадей. С раннего возраста Алан мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни его ноги перестают служить ему.

Отец Маршалла - австралиец во втором поколении. В 6 лет Маршалл заболел детским параличом, сделавшим его инвалидом на всю жизнь. Преодоление душевной травмы, нанесенной последствиями болезни, стало темой автобиографической трилогии Маршалла "Я умею прыгать через лужи" (1955), "Это трава" (1962), "В сердце моем" (1963).

14. Jasper Jones, Craig Silvey | Джаспер Джонс, Крейг Силви | 2009 | не переведена |

Чарли, 13-летний подросток-«ботаник» с антисоциальными склонностями, живет своей жизнью в маленьком шахтерском городке в Западной Австралии в 1965 году, пока однажды ночью его не будит Джаспер Джонс, который просит пойти с ним в лес.

Крейг Силви родился в 1982 году, сейчас живет во Фримантле, Западная Австралия. Первый роман опубликовал в 2004, а в 2005 году он был назван одним из лучших молодых авторов.

15. Power Without Glory, Frank Hardy | Власть без славы, Фрэнк Харди | 1950 | переведена |

Первое крупное произведение Харди, прослеживающий историю человека, добившегося богатства и славы путем подкупа, политического обмана и насилия. Роман основан на жизни бизнесмена города Мельбурна Джона Врена.

Харди - австралийский прозаик, публицист, драматург, родился в 1917 году. Литературную деятельность начал в 1944 г. рассказами и статьями о жизни австралийских рабочих.

16. The Chant of Jimmie Blacksmith, Thomas Keneally | Песнь о Джимми Блексмите, Томас Кенэлли | 1972 | не переведена |
Книга о расизме и насилии в Австралии. Кенэлли воссоздает эпизод из истории австралийского штата Новый Южный Уэльс, когда абориген, доведенный до исступления обращением с ним белых, становится убийцей.

Томас Кенэлли - австралийский прозаик и драматург. Родился в 1935 году в Сиднее. Кенэлли создал ряд документальных книг об Австралии, а также "Дом мальчика — буш: Воспоминания". Кенэлли удостоен множества премий и наград, самой почетной из которых является Орден Австралии, полученный им в 1983 «за заслуги перед литературой».

17. The Spare Room, Helen Garner | Пустая комната, Элен Гарнер | 2008 | не переведена |

Элен предлагает свободную комнату у себя дома старой подруге, которая борется с раком. Эти несколько недель изменят жизнь обоих женщин.

Элен родилась в 1942 году в штате Виктория. Она работала учительницей до тех пор, пока ее не уволили по причине "незапланированного урока сексуального образования" 13-му студенту, что получило широкое распространение. В 2006 году получила приз города Мельбурна по литературе.

18. The Getting of Wisdom, Handel Richardson | Обретая мудрость, Хэндел Ричардсон | 1910 | не переведена |

Роман описывает жизнь девочек в колледже-интернате в Мельбурне. Одна из главных героинь - Лаура - из небогатой семьи, когда все остальные ученицы - из обеспеченных. В романе описывается желание "вписаться" в коллектив, страх осуждения, неловкость за свою семью и происхождение. Классическая история о том, что "ты не можешь сидеть с нами за одним столом".

Под мужским псевдонимом писала австралийка Этель Флоренс Линдси Ричардсон. Она окончила колледж в Мельбурне, музыкальное образование получила в Лейпциге. С 1888 жила в Европе. Вернулась в Австралию в 1912 году для работы над книгой, но потом уехала в Англию. Была ярой суфражисткой. Известная писательница Айрис Мердок приходится Хэндел родственницей.

19. The Power of One, Bryce Courtenay | Сила одного, Брюс Куртене | 1989 | не переведена |

Действие книги происходит в 1940-х гг. в Южной Африке. Роман построен в виде воспоминаний о детстве семилетнего мальчика, получившего кличку Пикей (от его инициалов P.K.). Пикей происходит из семьи английских поселенцев, но вырастает под опекой зулусской няни, воспитывается в интернате, а затем отправляется на поиски своей семьи.

Брюс Куртене родился в 1933 году в Южной Африке, но имеет австралийское гражданство, так как в 1958 эмигрировал в Сидней вместе со своей женой.

Куртене был одним из самых коммерчески успешных авторов Австралии. Несмотря на это, только одна книга (Сила одного) была опубликована в США.

20. Eucalyptus, Murray Bail | Эвкалипт, Мюррей Бейл | 1998 | переведена |

Однажды, некто Холленд засадил множеством эвкалиптов свое поместье в Новом Южном Уэльсе и заявил, что выдаст дочь лишь за того, кто сумеет правильно распознать все сотни разновидностей этого зеленого символа Австралии. И пока один ухажер за другим отсеиваются, случайно встреченный девушкой бродяга рассказывает ей историю за историей - о несбывшихся возможностях, об утраченной любви.

Австралийский писатель. Родился 22 сентября 1941 года в Аделаиде, в настоящее время живет в Сиднее. Наиболее известен его роман «Эвкалипт», получивший в 1999 году премию Майлза Франклина (премия выдается за лучшее произведение австралийского автора об Австралии) и несколько других премий).

21. True History of the Kelly Gang, Peter Carey | Истинная история банды Келли, Питер Кэри | 2000 | переведена |

Книга посвящена Неду Келли, австралийскому разбойнику, который грабил банки и убивал полицейских. Рассказы и легенды о подвигах Неда Келли, где он описывается как "благородный разбойник", появились ещё при его жизни и стали неотъемлемой частью австралийского фольклора. Кто-то считает его убийцей, а кто-то - символом сопротивления колониальным властям.

За этот роман Питер Кэри получил Букеровскую премию в 2001 году.

22. The Broken Shore, Peter Temple | Расколотый берег, Питер Темпл | 2005 | переведена |

Неподалеку от тихого приморского городка Порт-Монро в собственном особняке смертельно ранен престарелый предприниматель, уважаемый член общества и известный благотворитель Чарльз Бургойн. Расследование возглавляет полицейский детектив Джо Кэшин, ведущий спокойную, почти отшельническую жизнь в своем родном городе после ухода из убойного отдела полиции штата, служа в котором, он получил тяжелое ранение и потерял напарника. Розыски выводят Кэшина и его коллег на троих мальчишек из "черного" района Даунт, в обвинении которых заинтересованы местные власти; попытка задержать их заканчивается неожиданно кроваво.

Расколотый берег - криминальный роман, удостоенный ряда престижных литературных премий, в т.ч. "Кинжал Дункана Лоури" (крупнейшая в англоязычном мире детективная награда), "Премия австралийской ассоциации книгоиздателей" ("австралийский Букер").

23. We of the Never Never, Jeannie/Aeneas Gunn | 1908 | не переведена |

Автобиографический роман и вторая книга писательницы посвящена времени, проведенному Джинни в Северных Территориях.

Джинни Ганн - австралийская писательница и учительница, родилась в 1870 в Мельбурне. Она написала книгу "Маленькая черная принцесса: правдивая сказка в стране Never-Never", опубликованную в 1905 году (хроника детства коренной австралийки Бет-Бет). К 1931 году Джинни стала третьим по популярности австралийским автором после Маркуса Кларка и Рольфа Болдрвуда.





24. The Bodysurfers, Robert Drewe | Роберт Дрю | 2009 | не переведена |

Как изменялась жизнь трех поколений семьи Лэнг среди волн и песка австралийского пляжа - австралийская классика, сборник рассказов.

На русском языке The Bodysurfers вообще не упоминается, кроме одной цитаты автора: "многие австралийцы последних трех поколений получили свой первый сексуальный опыт на морском берегу. Так что стоит ли удивляться, что на всю оставшуюся жизнь в их памяти остаются неразрывными секс и море, потому-то для австралийцев пляж всегда и ассоциируется с плотским наслаждением".

25. Tirra Lirra By the River, Jessica Anderson | Тирра-Лирра у реки, Джессика Андерсон | 1978 |не переведена|

Самый известный роман писательницы, четвертый по счету. Название было взято из баллады Теннисона "Волшебница Шалот".

Это история о художнице, Норе, у которой вся жизнь - это серия побегов. Она сбежала от семьи, выйдя замуж; она бежит от эгоистичного мужа, уезжаю в Лондон, чтобы найти себя и стать той, какой она хочет быть. Или нет?

Роман включен в список "200 лучших романов на английском языке с 1950 года".

26. Shiralee, Darcy Niland | Ширали, Д"Арси Найленд | 1955 | переведена |

Роман "Ширали" повествует о странствиях по дорогам Австралии Джима Маколи и его дочери. Перед читателем предстают красочные австралийские пейзажи, правдивые картины жизни в городах и селениях.

"Ширали" - австралийское название особого рюкзака, в котором находится всё необходимое в дороге. Такое название роману дано не случайно, так как у главного героя романа 2 ноши на плечах: первая - сам рюкзак, вторая - ребёнок, которого он себе взвалил на плечи, уведя от матери, тем самым как можно больнее отомстить своей жене за измену.

27. The Boat, Nam Le | Лодка, Нам Ли | 2008 | не переведена |

Книга "Лодка" - это сборник коротких рассказов, всего семь историй, который случились по всему миру, от США до Вьетнама, Австралии и Хиросимы. Каждая история освящает поворотный момент в жизни каждого героя.

Нам Ли родился в 1978 году, переехал в Австралию вместе со своими родителями-беженцами из Вьетнама. Работал корпоративным юристом. Его первый рассказ был опубликован в 2006 году.






28. The Secret River, Kate Grenville | Тайная река, Кейт Гренвилл | 2005 | не переведена |

Относящийся к событиям конца 18-го - начала 19-го веков, роман «Тайная река» подробно описывает осуждение и ссылку Уильяма Торнхилла, его беременной жены Сал и маленького сына в колонию Новый Южный Уэльс, «пожизненно вплоть до естественной смерти». Торнхилл был арестован и признан виновным в Англии за попытку кражи «нескольких кусочков» из груза ценного бразильского леса.

Название книги взято из фразы антрополога У. Стэннера: «тайная река крови в истории Австралии», – высказанной на лекции в 1968 году для определения геноцида британских колонизаторов против аборигенов и последовавшего исторического молчания об этих позорных событиях.

29. The Thorn Birds, Colleen McCullough | Поющие в терновнике, Колин Маккалоу | переведена |

История начинается в 1915 году и охватывает полстолетия. Книга разбита на семь частей, в каждой из которых раскрывается характер одного из главных героев. В центре сюжета - жизнь семьи Клири, проделавшей путь от новозеландских бедняков до управителей одного из крупнейших австралийских поместий Дрохеды.

Впервые опубликована в 1977 году. Писательница родилась в городе Веллингтон (Новый Южный Уэльс), затем жила в Сиднее. Училась на нейропсихолога. В 1983 г. по роману вышел одноимённый телесериал и фильм в 1996 г.

30. Ride On Stranger, Kylie Tennant | 1943 | не переведена |

"Цивилизация больна, и ей становится хуже каждый день".

Сатирический, резкий и великолепный роман о Шеннон, мечтательнице и идеалистке, которая прибывает в Сидней перед Второй Мировой Войной. Она сменяет одну работу на другую, одну страсть - на иную, расправляет крылья, и в конце концов возвращается в город своего детства.

31. Ice Station, Matthew Reilly | Полярная станция, Мэтью Рейли | 1998 | переведена |

На отдаленной американской полярной станции в Антарктиде группа ученых сделала удивительное открытие. В ледяном пласту, которому насчитывается около 400 миллионов лет, обнаружено нечто невероятное, погребенное глубоко в толще льда. Нечто, попавшее туда непостижимым образом. Это мировая сенсация, открытие величайшего значения.

Под командованием загадочного лейтенанта Шейна Шофилда отряд быстрого реагирования морской пехоты США переброшен на станцию для защиты необыкновенной находки в интересах своей родины. Между тем, другие страны тоже заинтересованы в ней и готовы любой ценой добиться своей цели.

32. Voss, Patrick White | Восс, Патрик Уайт | 1957 | не переведена |



33. Maestro, Peter Goldsworthy | 1989 | не переведена |



В маленьком Дарвине на Севере Австралии молодой южанин встречает Маэстро, венского беженца с темным прошлым. Повод для встречи - уроки на фортепиано.


34. Gould’s Book of Fish, Richard Flanagan | Книга рыб Гоулда, Ричард Фланаган | 2001 | переведена |

Безработный тасманиец находит в лавке старьевщика удивительную книгу, которая переносит его в 19 век, в жестокую и фантастическую реальность островного каторжного поселения Сара-Айленд у берегов Земли Ван-Димена (ныне Тасмании).

35. Praise, Andrew McGahan | 2005 | не переведена |


Откровенный и написанный с черным юмором роман о жизни молодых в Австралии в 90-е годы. Время, когда пособие по безработице можно было получить проще, чем работу, а слово "амбиции" было самым грязным словом.

36. Dog Boy, Eva Hornung | Дог-бой, Ева Хорнунг | 2010 | переведена |

Москва. Наши дни. Маленький Ромочка остается один в брошенном доме. Съев все найденные в буфете припасы, он одевается и выходит на улицу. Прохожие не обращают на него внимания. Ромочка видит красивую большую собаку и идёт за ней. Так он попадает в собачью стаю. Проходит время, и мальчик становится своим среди одичавших псов.

Мир меняется навсегда, когда чудовищная волна энергии проносится по Северной Америке, уничтожая 99% населения. США в руинах и хаос распространяется по миру. Теперь, когда остатки американского правительства пытаются возродить нацию, банды пиратов и иностранные вооруженные формирования предаются разбою на беззаконных пустошах, и даже президент является честной добычей.

39. Butterfly, Sonya Hartnett | Бабочка, Соня Хартнет | 2009 | не переведена |



На пороге своего четырнадцатилетия, Плам уверена, что ее жизнь изменится. Она находит себе подругу в лице красивой замужней соседки, Морин. Соседка изменяет мужу со старшим братом Плам, Джастином. И именно Морин поможет Плам справиться со всеми трудностями ее возраста.




40. A Fraction of the Whole, Steve Toltz | Часть целого, Стив Тольц | 2008 | переведена |

Приключения - забавные и опасные.

Любовь - страстная до саморазрушения.

Боль утрат - и сила воли, способная заставить снова и снова начинать все сначала.

Такова жизнь братьев Терри и Мартина, которые любят и ненавидят друг друга одновременно. Они защищают и теряют любимых женщин, предают и становятся жертвами предательства, переживают множество приключений. Они мечтают добиться успеха и разбогатеть. А еще - стать, наконец, счастливыми.

41. Things We Didn’t See Coming, Steven Amsterdam | Непредвиденные вещи, Стивен Амстердам | 2009 | не переведена |


В тревожный канун тысячелетия автомобиль забит под завязку. Семья бежит из города в приступе паники и паранойи. Путешествие охватывает десятилетия.

42. It’s Raining in Mango, Thea Astley | 2010 | не переведена |


Вырвав свою семью из Сиднея 19 века, Корнелиус везет из в северный Квинсленд, где тысячи надеющихся людей пытаются найти золото. Это незабываемая история о другой стороне Австралии.

43. White Gardenia, Belinda Alexandra | Белая гардения, Белинда Александра | 2005 | переведена |

Аня Козлова, дочь белоэмигрантов, в 13 лет осталась без родителей и чудом избежала репрессий. Отец сравнивал ее с гарденией - хрупким цветком волшебной красоты, который требует заботы и внимания. Однако молодая женщина проявляет завидное мужество и стойкость перед жизненными невзгодами. Она с одинаковым достоинством управляет роскошным ночным клубом в Шанхае и работает официанткой в Австралии, куда ее забросила судьба. Ни подлость мужа, ни боль одиночества не сломили ее. Она живет надеждой отыскать свою мать, ибо нет уз прочнее, чем узы матери и ребенка.





44. Ransom, David Malouf | 2009 | не переведена |

Новое прочтение Илиады Гомера.

45. The Timeless Land, Eleanor Dark | Земля вне времени, Элинор Дарк | 1941 | не переведена |

Первая книга из трилогии под одноименным названием, посвященноей европейской колонизации Австралии.

Повествование ведется от лица аборигенов и англичан. Роман начинается с того, как два аборигена наблюдают за прибытием Первого Флота в бухту Сиднея 26 января 1788 года.

Роман описывает первые года колонизации и мстительной дипломатии капитана Артура Филипа, голод и болезни, которыми страдают коренные жители Австралии.

46. I Came To Say Goodbye, Caroline Overington | Я пришла попрощаться, Кэролайн Оверингтон | 2011 | переведена |


Врачи приняли ее за молодую мать, вернувшуюся за своим ребенком, и были правы. Отчасти... Она положила малышку в сумку для покупок, направилась к автостоянке и села в машину. На этом запись с камеры видеонаблюдения обрывается...

Похитить ребенка прямо из больницы - что толкнуло эту женщину на такой отчаянный шаг? Если материнский инстинкт, то почему она приближается со своей драгоценной ношей к краю пропасти?

47. Diamond Dove, Adrian Hylands | 2010 | не переведена |

У Эдриана два романа, посвященных главному персонажу - детективу Эмили Темпест. Эмили вернулась после учебы в свой родной город, в котором проживают как аборигены, так и "белые" и ей приходится начать расследование жестокого убийства своего друга.

48. Disco Boy, Dominic Knight |

Роман про современных молодых людей, которые пропускают свою жизнь сквозь пальцы, вечно все откладывая "на потом".

49. Cocaine Blues: A Phryne Fisher Mystery, Kerry Greenwood | Снежный блюз, Керри Гринвуд | 2005 | переведена |



"Иронический детектив" о расследованиях, которые ведет "австралийская мисс Марпл" в 1920-х.

Зеленоглазой аристократке Фрине Фишер, живущей в 20-е годы прошлого века, наскучила однообразная лондонская жизнь с ее бесконечными приемами и зваными ужинами. Она решила, что куда забавней будет попробовать себя в роли первой в Австралии женщины-детектива. Почти сразу же после приезда в Мельбурн Фрина попадает в водоворот приключений: отравленные жены, наркодельцы, коммунисты, подкупленные полицейские… и, конечно же, любовь!

50. Last Summer, Kylie Ladd | Последнее лето, Кайли Лэдд | не переведена | 2011 |

У Рори было все - внешность, талант, харизма; все, что нужно, для классного парня, звезды вечеринок и любящего отца и мужа. Но после трагедии, случившейся одним летним днем... Роман о потере мужа, друга и брата, и о том, как живут, любят и страдают современные австралийцы.

Специально для .

Немного о том, чем же известна австралийская литература. Здесь речь пойдет только о прозе. К сожалению, я не могу сказать какие из произведений переводились на русский язык, но постараюсь разобраться в этом вопросе =))))

Романы
До 1880 было опубликовано около 300 произведений беллетристики, в основном это были романы для чтения в дороге, посвященные жизни на ранчо, уголовной тематике и поискам преступников, скрывающихся в зарослях кустарников. Впрочем, до 1900 австралийская литература произвела по крайней мере три замечательных романа. Это роман Маркуса Кларка Пожизненно осужденный (1874), в котором дана потрясающая правдивая картина жизни в каторжном поселении на Тасмании; роман Рольфа Болдрвуда (Т.Э.Брауна) Вооруженное ограбление, история беглых преступников и поселенцев в австралийской глубинке, и роман Такова жизнь (выпущенный отдельной книгой лишь в 1903), автором которого был Джозеф Фэрфи, писавший под псевдонимом Том Коллинз. В последнем романе была представлена картина сельской жизни в штате Виктория.

Другие видные романисты первой половины 20 в. – Генри Хендель Ричардсон (г-жа Дж.Г.Робертсон), автор Удач Ричарда Мэхони (1917–1929), трилогии о жизни иммигрантов; Кэтрин Сьюзан Причард, чей роман Кунарду (1929) – превосходное произведение об отношениях аборигенки с белым мужчиной; Луис Стоун, чей роман Джона (1911) представляет собой волнующее описание жизни трущоб, и Патрик Уайт, автор романов Счастливая долина (1939), Живые и мертвые (1941), Тетина история (1948), Древо человека (1955), Восс (1957), Всадники на колеснице (1961), Твердая мандала (1966), Око бури (1973), Бахрома листьев (1976) и Дело Туайборна (1979). Уайт был удостоен Нобелевской премии по литературе 1973. Тонкие символические описания Уайта наполнены глубоким смыслом и отличаются сложной техникой; возможно, это самые значительные произведения австралийской беллетристики 20 в.

За последние 30 лет появилось много замечательных романов австралийских писателей. Томас Кенилли, один из самых плодовитых авторов, приобрел известность романом Ковчег Шиндлера (1982), на основе которого был снят знаменитый голливудский фильм Список Шиндлера. Другие произведения Кенилли – Приносите жаворонков и героев (1967), Песня Джимми Блэксмита (1972), Джеко (1993) и Город у реки (1995). Элизабет Джолли опубликовала 13 романов, из которых самые известные Загадка мистера Скоби (1983), Колодец (1986), Луна моего отца (1989) и Жена Джорджа (1993). Теа Астли трижды была удостоена престижной премии Майлса Франклина за романы Хорошо одетый исследователь (1962), Медлительные туземцы (1965) и Мальчик-прислужник (1972), а Джессика Андерсон дважды получала эту премию за романы Тирра-Лирра у реки (1978) и Пародисты (1980). Питер Кэри выиграл приз Букера за роман Оскар и Люсинда, который печатался в 1985 в Иллиуокере; другие его произведения – Блисс (1981) и Джек Мэггс (1997). Дэвид Малуф – лауреат многих литературных премий, в т.ч. Букеровской премии 1994 за роман Вспоминая Вавилон; другие известные произведения этого автора – Вымышленная жизнь (1978), Улетай, Питер (1982) и Беседы у реки Кэрли-Крик (1996). Действие романов Тима Уинтона часто происходит на побережье Западной Австралии: Пловец (1981), Отмели (1984), Клауд-Стрит (1991) и Всадники (1994). Марри Бейл написал три хороших романа: Ностальгия (1980), Поступок Холдена (1987) и Эвкалипт (1998).

Новеллы.
Короткие рассказы Лоусона, опубликованные в сборниках По следу и по скользкому пути (1900) и Джо Вильсон и его товарищи (1901), напоминают Счастье ревущего стана Брета Гарта. Вероятно, лучший из коротких рассказов Лоусона Жена гуртовщика, в котором реалистически описана жизнь семейства в глубинке. Полинезийские повести Луиса Беке и юмористические новеллы Стила Радда составили переходное звено к произведениям более современных писателей – таких, как Барбара Бейнтон, автор повестей о борьбе женщин в неблагоприятной среде австралийской провинции. После Второй мировой войны популярными авторами коротких рассказов стали Дэл Стивенс, Гевин Кейси, Вэнс Палмер, Джуда Уотен и Хол Портер. Некоторые критики среди этих писателей выделяют Портера. Хотя его стиль несколько тяжеловат, темы рассказов актуальны и часто затрагивают проблемы противостояния разных культур. В недавнее время Кристина Стид (1902–1983) внесла заметный вклад в совершенствование формы короткого рассказа. В сборниках Сожженные (1964) и Кокату (1974) Патрик Уайт утвердился как мастер рассказов о чудаках, ведущих одинокую бесполезную жизнь. Среди современных писателей Хелен Гарнер завоевала признание сборниками коротких рассказов Подлинные истории (1997) и Мое твердое сердце (1998). Недавно были выпущены представительные антологии австралийских рассказов, включая Оксфордский сборник австралийских рассказов (1995), Избранные австралийские рассказы (1997), Фаберовский сборник австралийских рассказов (1998) и Оксфордский сборник австралийских очерков (1998).