Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Краткая биография эдварда грига. Эдвард Григ: биография, личная жизнь, творчество, фото История эдварда грига

Краткая биография эдварда грига. Эдвард Григ: биография, личная жизнь, творчество, фото История эдварда грига

Введение

1 Творчество Эдварда Грига

2 Особенности музыки Грига

Заключение

Итак, целью этой работы является рассмотрение творчества Эдварда Грига и определение его как основоположника норвежской классики. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

1. Творчество Эдварда Грига

2. Особенности музыки Грига

3. Эдвард Григ как основоположника норвежской классики.

1 Творчество Эдварда Грига

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе…. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль , куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

2 Особенности музыки Грига

В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы, то величественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же время его оригинальность, национальный колорит, самобытность образов подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига все любят, что он везде популярен!..” Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником норвежской музыкальной классики.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. В истории музыкальных культур севера Европы он начался несколько позднее. Григ своим творчеством оказал влияние не только на композиторов скандинавских стран, но и на европейскую музыку в целом.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, издавна славившемся своими национально-художественными традициями. Здесь создавали свои прекрасные творения крупнейшие норвежские драматурги: Г. Ибсен и Б. Бьернсон, здесь жил знаменитый скрипач Уле Булль, прозванный “Паганини Севера”, который первым увидел у Грига незаурядные музыкальные способности и позднее, во время совместных странствий по Норвегии, познакомил юношу с богатствами народного искусства.

Мать Грига, хорошая пианистка, с детства обучала своих детей музыке. И Эдвард, и его старший брат Джон окончили Лейпцигскую консерваторию. Совершенствуя затем свое композиторское мастерство в музыкальном центре Скандинавии - Копенгагене, Эдвард Григ подружился с молодым композитором-патриотом Рихардом Нурдроком, автором музыки национального гимна Норвегии. Эта дружба окончательно определила идейно-художественные устремления Эдварда, решившего отдать все свои силы разработке норвежской музыки.

По возвращении на родину Григ живет в столице Норвегии - Кристиании (ныне Осло). Он возглавляет филармоническое общество, выступает в качестве пианиста и интенсивно сочиняет. Здесь появились знаменитый фортепианный концерт оп. 16, вторая скрипичная соната оп. 13, вокальные и фортепианные миниатюры.

Как и многие композиторы-романтики, Григ обращался к фортепиано на протяжении всей своей жизни, запечатлевая в фортепианных миниатюрах, подобно дневнику, личные жизненные впечатления. Григ причислял себя к школе Шумана и, подобно Шуману, предстает в фортепианной музыке рассказчиком-новеллистом. Им создано около 150 фортепианных пьес, из них 70 собрано в десяти “Лирических тетрадях”.

Две главные образные сферы господствуют в музыке Грига. Первая продолжает традиции “домашней музыки”. Это - в основном лирические высказывания. Другая сфера образов связана с народной песенностью и танцевальностью, с жанровой характерностью танцевальных импровизаций народных скрипачей. Григ отразил в своей музыке задор стремительного парного прыжкового танца “спрингар”, молодой дух мужского сольного танца “халлинг” (танец “молодечества”), характер торжественного танца-шествия “гангар”, без которого не обходятся деревенские свадьбы.

На основе характерных для этих и других народных танцев ритмо-интонаций Григ создал музыкальные сценки из народной жизни (пьеса “Свадебный день в Троль-хаугене”, оп. 19). Причудливые образы норвежской народной фантастики; гномы, тролли и пр. нашли оригинальное претворение в известных фортепианных пьесах (“Шествие гномов”, “В пещере горного короля”, “Кобольд” и др.). Романтическая национальная образность и особенности норвежской народной мелодики определили своеобразие музыкальной стилистики Грига.

В 1874 году Ибсен, один из талантливейших писателей Норвегии, предлагает Григу написать музыку к постановке своей драмы “Пер Гюнт”. Григ увлекся работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением (подобно “Арлезианке” Бизе или “Сну в летнюю ночь” Мендельсона). Постановка драмы прошла с огромным успехом.

Насыщенное социально-философскими обобщениями произведение Ибсена способствовало созданию глубоко содержательной музыки и музыкальному раскрытию возвышенного лиризма главного в произведении Грига образа преданно-любящей Сольвейг, которая не устает долгие годы ждать своего Пера Гюнта, фантазера и мечтателя, не нашедшего себя в жизни. После скитаний по чужим странам, попусту растративший свой душевные силы, он уже стариком возвращается к Сольвейг.

Ибсен посвятил образу Сольвейг самые поэтичные страницы своей драмы, предусмотрев в создании этого образа и роль музыки. Григ с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг душевную чистоту и силу духа. Ее песня соткана из характернейших лирических интонаций народной норвежской песенности. Чудесный наигрыш фортепианного вступления близок задумчивым наигрышам рожка и создает образ одинокой лесной хижины в горах, где терпеливо ждет Пера Сольвейг.

Плавная мелодия песни Сольвейг скромна и вместе с тем величава. Легкий, нежный танцевальный припев передает сохранившийся в душе героини свет юности.

Григ, индивидуальность музыкального стиля которого вообще определяется связью с норвежской народной музыкой, приблизил своей музыкой пьесу Ибсена к народно-поэтическому стилю. Слова композитора о том, что “Пер Гюнт” Ибсена “столь же национален, сколь гениален и глубок”, могут быть отнесены и к его музыке.

Национальное начало ярко проявилось и в его прекрасных сочинениях вокальной лирики. Григ опубликовал сто двадцать пять песен и романсов. У влечение Грига вокальной лирикой связано с расцветом скандинавской поэзии, с творчеством Ибсена, Бьернсона, Андерсена. Он обращается главным образом к поэтам Дании и Норвегии. В вокальной музыке Грига великолепно представлены поэтические картины природы, образы “лесной романтики”. Тематика его песен богата, но при всем тематическом многообразии музыка Грига сохраняет единый настрой: сердечность и непосредственность эмоционального выражения - важное свойство его вокальных сочинений.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Произведения Грига печатаются крупными издательствами, исполняются на эстраде и в домашнем быту. Григ в признание его художественных заслуг избирается членом Шведской, Французской, Лейденской (в Голландии) академий, доктором Оксфордского университета.

Музыка Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии, до него почти не выявленным. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.

3 Эдвард Григ как основоположника норвежской классики

Во второй половине XIX в. в зарубежном музыкальном искусстве утвердился реализм. Усилилось стремление к демократизации музыкального искусства. Композиторы все чаще смело стали обращаться к бытовым сюжетам и сюжетам из жизни трудового народа.

Лучшие реалистические устремления французской музыки отразил французский композитор Жорж Визе (1838 - 1875). Непродолжительная жизнь Визе (всего 37 лет) была заполнена напряженной творческой работой. К миру музыки он приобщился с детских лет.

Одаренность Визе проявилась в разных областях музыкального творчества. Среди его сочинений - Симфония, 3 оперетты, несколько кантат и увертюр, фортепианные пьесы, романсы, песни. Однако, основное место в его наследии заняла опера. Уже в одном из лер-вых наиболее значительных произведений - опере «Искатели жумчуга» - отчетливо наметились основные черты его оперного стиля: яркий мелодизм, колоритность народных сцен, красочность оркестра.

Самобытное дарование Визе с особой силой предстало в его гениальной опере «Кармен» (по новелле П. Мериме). Опираясь на лучшие достижения оперного искусства, Визе создал в «Кармен» жанр реалистической.музыкальной драмы. Музыка оперы вводит слушателя в мир сильных чувств и страстей, захватывает правдивостью изображения характеров и стремительным развитием действия. Она чутко отражает динамику и всю сложность взаимоотношений главных героев — своенравной цыганки Кармен и Хозе. Высшим достижением в опере явился образ Кармен. Подобной героини опера XIX в. еще не знала. Этот образ создан композитором на основе народно-песенных испанских и цыганских оборотов, зажигательных ритмов, свойственных музыке этих народов. Яркая и психологически верная обрисовка характера Кармен порой достигает подлинно трагического величия. "

В партии Хозе преобладают" романсовыё мелодии, близкие итальянскому оперному стилю. Не менее ярок образ тореадора Эскамильо, обрисованный буквально несколькими штрихами.

Драма героев протекает на фоне разнообразных картин народной жизни. В хоровых сценах оперы Визе отходит от привычной трактовки народа как сплошной массы. Здесь бьет ключом настоящая жизнь,-с "ее красочностью и темпераментом. Мастерски сочетает композитор народные картины.с личной драмой героев.

Огромная популярность оперы объясняется не только гениальной музыкой, но и подлинно новаторским подходом Визе к показу на оперной сцене простых людей, их чувств, переживаний, страстей.

На премьере 3 марта 1875 г. опера провалилась, но уже через 10 месяцев к ней пришел успех. П.И. Чайковский, познакомившись с шедевром Визе в 1876 г., пророчески писал: «Через 10 лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». «Кармен» считают вершиной французской реалистической оперы, одним из шедевров мировой оперной классики.

Основоположником норвежской музыкальной классики считают выдающегося композитора, пианиста, дирижера Эдварда Грига (1843 - 1907) . Все его произведения проникнуты национальными норвежскими интонациями; они ярко отражают жизнь родной страны, ее природу и быт. Чарующая красота норвежской природы звучит то величественно, то скромно.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. Григ создал около 150 фортепианных пьес. К фортепиано он обращался на протяжении всей своей жизни.

В 1874 г. один из талантливейших писателей Норвегии Ибсен предложил Григу написать музыку к постановке своей драмы «Пер Гюнт». Григ увлекся "работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением. Музыка к драме «Пер Гюнт» принесла мировое признание Э. Григу. Композитор воплотил в музыке героев народных легенд и сказаний, творчески переосмыслив драматические образы пьесы Генрика Ибсена. Он с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг - духовную чистоту. Национальное начало ярко проявилось и в прекрасных сочинениях вокальной лирики Грига.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Музыка Грига узнается сразу. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии. С большой душевной теплотой Григ поведал миру о своей сказочной стране.

Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником музыкальной классики Норвегии.

Заключение

Итак, мы рассмотрели творчество норвежского композитора Эдварда Грига и определили его как основоположника норвежской классической музыки. Теперь можно подвести выводы.

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Список литературы

  1. Асафьев Б. Григ. М.: Музыка, 2006.- 88с.
  2. Большая советская энциклопедия (Гл.ред. Прохоров А.М.). - М: Советская энциклопедия, 1977.
  3. Григ Э. Девушке с гор. Цикл песен [ноты].- М.: Музыка, 1960.- 17с.
  4. Григ Э. Заход солнца. Цикл песен [ноты].- М.: Музыка, 1960.- 20с.
  5. Григ Э. Избранные лирические пьесы [ноты].- М.: Сов Композитор, 2007.- 48с.
  6. Григ Э. Концерт (ля-минор) для фортепиано с оркестром.- СПб.: Композитор, 2006.- 51с.
  7. Григ Э. Листок из альбома.- К.: Муз. Украина, 1971.- 48с.
  8. Григ Э. Норвежский танец.- М.: Музгиз, 1963.- 15с.
  9. Григ Э. Пер Гюнт Две сонаты для фортепиано.- СПб.: Композитор, 2007.- 47с.
  10. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. Популярные лекции.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 320с.
  11. Друскин М. История зарубежной музыки: Учебное пособие - М.: Музыка, 2008.- 530с.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года, он стал четвертым ребенком в большой дружной семье. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала все большее место в жизни мальчика, он еще не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды летним утром 1858 года к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу.

В эту пору Булль уже завоевал мировую славу. Он концертировал в Европе и Америке, играл собственные обработки норвежских народных песен и танцев, знакомил весь мир с искусством родной страны. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Григ окончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом».

На одной из старинных улочек Лейпцига поселился в частном пансионе юный Эдвард... Начались занятия. Первые успехи, первые разочарования. Трудно сказать, чего было больше. В то время в Лейпцигской консерватории преподавали одни из лучших музыкантов того времени. Идолом Эдварда стал Эрнст Венцель. Венцель был превосходным педагогом. Он обладал замечательным даром и опытом передавать ученикам свое понимание музыкальных произведений. Занимался Эдвард и у знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, который тоже очень многому научил Грига.

Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Такие занятия оказались непосильными для хрупкого от природы организма Эдварда. Весной 1860 года Григ тяжело заболел. Здоровье было подорвано, и оказалось достаточно незначительной простуды, чтобы начался тяжелый плеврит. Пришлось вернуться на родину, в Берген. Внимательное лечение и заботливый уход родных подняли Эдварда, но последствия болезни остались. Всю жизнь Григ страдал туберкулезом, а в последние годы дышал лишь частью одного, левого легкого: правое было совершенно разрушено.

Родители очень хотели, чтобы Эдвард остался на зиму в Бергене, отдохнул, поправился. Мать уговаривала его побыть с ней подольше. Но юношу тянуло в Лейпциг. Он скучал в Бергене. Хотелось снова заняться любимым искусством, встретиться с друзьями-музыкантами, зарыться в партитуры... К началу занятий он вернулся в Лейпциг.

В 1862 году Григ окончил консерваторию. На выпускном экзамене он играл свои миниатюры. Актовый концерт проходил в «Гевандхаузе», в торжественной обстановке, и Григ очень волновался. Но экзамен он сдал блестяще. Его пьесы понравились и публике и профессуре. Хвалили и чуткое, тонкое исполнение. Григ получил диплом композитора и пианиста. Однако сам он к своим произведениям относился весьма строго, гораздо взыскательнее, чем другие.

Закончились годы пребывания молодого музыканта в консерватории. Многое изменилось за это время, изменился и вырос он сам. Появилась композиторская техника, он овладел многими навыками, необходимыми для музыканта-профессионала. Живя здесь, он впервые по-настоящему столкнулся и с современной культурой, с бурной жизнью. Ведь все же его родной Берген был по сравнению с Лейпцигом маленьким провинциальным городком. Теперь Григ возвращался на родину полный надежд, высоких стремлений, готовый к борьбе за культуру, за расцвет скандинавского искусства. Правда, пути к намеченной цели еще не были ясны ему, но Григ верил в свои силы. Зимний сезон 1862-1863 года порадовал бергенских любителей музыки новинкой: состоялся первый концерт из произведений Эдварда Грига.

Успех был очень большой. Слушателей пленили искренность, свежесть, непосредственность музыки молодого композитора, его мелодический дар. Жители Бергена могли гордиться талантливым музыкантом.

Огромное значение для Грига имело его знакомство с молодым талантливым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Оно состоялось зимой 1864 года. Нурдрок был старше Грига всего на один год, но у него уже вполне сложились взгляды на искусство, на долг художника-гражданина. Нурдрок считал, что нет музыки «вообще скандинавской», что музыка датская, норвежская, шведская самостоятельны и каждая имеет свои отличительные национальные особенности. По мнению Нурдрока, композиторам следует прежде всего заботиться о развитии самобытных национальных черт музыки своего народа, а не подражать немецким композиторам, хотя бы и таким известным, как Шуман и Мендельсон...

Взгляды Нурдрока оказались чрезвычайно близкими Григу. Страстные речи молодого патриота встретили в нем живой отклик и понимание. Молодые люди быстро подружились. Григ и Нурдрок хотели не только писать музыку, но и пропагандировать ее. С этой целью они организовали в Копенгагене музыкальное общество, которое должно было знакомить публику с произведениями молодых композиторов Дании, Швеции и Норвегии. Его назвали «Общество Евтерпы» в честь музы - покровительницы музыки. Как всегда, Григ много работал. Но успел написать он лишь одно произведение - концертную увертюру «Осенью», так как внезапно его свалила лихорадка. Болезнь протекала очень тяжело, и спас юношу только тщательный уход.

Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Нина жила в Копенгагене с матерью, известной драматической актрисой Верлиг Хагеруп. От матери она унаследовала сценическое дарование. У нее был чудесный голос, и она мечтала о сцене, о пении, о том, чтобы знакомить публику с талантливыми сочинениями современных композиторов. Нина превосходно исполняла романсы Грига.

Молодые люди любили друг друга, но мать Нины не хотела и слышать о браке. Она желала для своей дочери более солидного мужа, а не никому не известного композитора. «У него ничего нет, и он пишет музыку, которую никто не хочет слушать», - жаловалась она своей приятельнице. Григ должен был доказать матери Нины, что она ошибается. В 1866 году он приехал в Кри-стианию и, прежде всего, решил дать концерт, чтобы приобрести известность, общественное вложение. Это был настоящий норвежский концерт. И публика и пресса были в восторге.

«Это хорошее начало придало мне мужества, веры в будущее», - вспоминал Григ. Вскоре Филармоническое общество Кристиании пригласило Грига на должность дирижера. Появились и приглашения давать уроки. Теперь молодой музыкант мог считать себя материально обеспеченным. Молодые люди получили согласие на брак. Свадьбу отпраздновали 11 июня 1867 года.

Началась самая замечательная пора в жизни композитора - расцвет таланта, наступление творческой зрелости. Новые сочинения завоевывают признание публики. Это и новые романсы, и первая тетрадь «Лирических пьес», и сборник норвежских танцев, в которых отразились впечатления Грига от скитаний по родной стране. Вскоре после своего удачного концертного дебюта в столице Норвегии Григ с увлечением занялся общественной деятельностью. При его активном участии 14 января 1867 года в Кристиании состоялось открытие Музыкальной академии - первого норвежского музыкального учебного заведения. В 1871 году вместе с молодым норвежским композитором Иуханом Свенсеном, тоже воспитанником Лейпцигской консерватории, Григ организует Музыкальное общество, объединившее музыкантов-исполнителей. Скоро это общество становится важнейшим центром концертной жизни не только Кристиании, но и всей Норвегии. После возвращения из Рима Григ написал свое первое музыкально-драматическое произведение - «У врат монастыря» на текст Бьёрнсона. Композитор посвятил его Листу. Вслед за ним, в том же 1871 году, появилась мелодрама «Берглиот», также по поэме Бьёрнсона. Сюжет ее писатель почерпнул в одной из древних исландских саг.

Затем вниманием Грига снова завладело произведение Бьёрнсона, на этот раз его драма «Сигурд Юрсальфар», повествующая о событиях далекого прошлого Норвегии. Григ вдохновенно работал над «Сигурдом». Музыка к драме была закончена в небывало короткий срок - всего за восемь дней.

Несмотря на успех пьесы, Григу стало ясно, что исполнение его музыки драматическому театру оказалось не под силу. Для того чтобы она стала известной публике, композитор сделал сюиту, в которую вошли лучшие фрагменты из музыки к драме. Григ мечтал о создании национальной норвежской оперы. Он хотел написать ее в сотрудничестве с Бьёрнсоном. Однако замыслу этому полностью так и не удалось осуществиться. В 1873 году поэт прислал Григу три первые сцены будущей оперы «Улаф Трюгвасон». Последующие сцены не были написаны Бьёрнсоном. Сначала он уехал за границу, потом Григ увлекся работой над музыкой к «Перу Гюнту»... Много лет спустя эти три сцены были оркестрованы и исполнены.

К поэтичнейшим страницам творчества Грига относится его вокальная лирика. И в ней многое связано с именем Бьёрнсона. Чудесные романсы «За добрый совет», «Принцесса», «Тайная любовь», «Первая встреча» написаны на его стихи.

Многие произведения Бьёрнсона вдохновили композитора.его норвежского друга. О сочинениях Грига он всегда отзывался с большой любовью. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик», - писал Чайковский о Григе в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году».

Летом 1898 года Григ организовал в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль. Горячее участие в нем приняли все норвежские композиторы, все крупные музыкальные деятели. В Берген, по приглашению Грига, прибыл из Голландии прославленный в то время оркестр под управлением всемирно известного дирижера Виллема Менгельберга.

Большой размах и выдающийся успех бергенского фестиваля привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы. И это было огромной заслугой Грига. «Норвегия, Норвегия! Пусть Ибсен сто раз утверждает, что лучше принадлежать к великой нации. Я, может быть, и согласился бы с ним в практическом смысле, но ни на йоту более. Ибо, с идеальной точки зрения, я не хотел бы принадлежать ни к одной другой нации на свете. Я чувствую, что чем старше я становлюсь, тем более люблю Норвегию...» Эти слова Грига, которые мы читаем в одном из его писем последних лет жизни, не расходились с действительностью. В это время еще более усилилось стремление композитора заниматься обработкой подлинных народных песен, самых ярких образцов норвежского фольклора. Григ возвращается и к старым записям времен путешествий с Буллем, делает переложения их для фортепиано, стремясь сохранить все особенности норвежского народного музицирования. Пишет Григ и оригинальные произведения.

15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Со всех сторон поступали многочисленные горячие пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки любви и уважения. Он получил пятьсот телефамм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость... В 1906 году Григ снова предпринимает большое турне: концерты в Праге, Лондоне, Амстердаме, а весной 1907 года - Берлин, Киль, Мюнхен. Это его последние выступления. В мае Григ возвращается в Норвегию, в Тролльхауген. Лето приносит ему мучительные страдания. Уснуть удается только с наркозом. В среду, 4 сентября 1907 года, ранним утром Грига не стало.

Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) – норвежский музыкальный деятель и композитор, дирижёр и пианист. Грига всегда считали композитором национального типа, так как огромное влияние на его творчество оказала норвежская народная культура. Свои произведения он творил в период романтизма, написал более 600 романсов и песен, скрипичные сонаты, концерты для фортепиано с оркестром. Самые известные его сочинения – сюиты к драме «Пер Гюнт».

Детство

Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.

По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.

С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.

Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.

Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).

Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.

Обучение

Знаменитую консерваторию в Лейпциге основал Мендельсон. Примечательно то, что консерватория начала свою работу в тот же год, когда появился на свет Эдвард Григ. В 1858 году пятнадцатилетний юноша приехал в Лейпциг и поступил в одно из лучших музыкальных учебных заведений Европы. Он начал обучаться здесь по классу фортепиано и композиции.

Однако вскоре стали не совпадать его интересы и вкусы с первым педагогом по фортепиано Луи Плайди. К тому же парня угнетали консерватизм и строгая дисциплина в консерватории. Эдвард попросил перевести его в другой класс к преподавателю Эрнсту Фердинанду Венцелю. А ещё больше молодой человек стал черпать вдохновение за стенами учебного заведения. Он ходил на репетиции в концертный зал «Гевандхауз», где с вдохновением слушал великолепную музыку Шумана и Себастьяна Баха, Шопена и Моцарта, Бетховена и Вагнера. Среди всех композиторов юному Григу наиболее полюбился Шуман, он до конца жизни остался его любимым музыкантом. И даже в ранних произведениях Эдварда можно уловить нотки влияния великого немца Роберта Шумана.

В 1860 году Эдвард тяжело заболел и приехал к родителям. Однако осенью этого же года, несмотря на запреты медиков, принял решение вернуться в Лейпциг и окончить обучение в консерватории. Он хоть и относился к этому учебному заведению пренебрежительно, но окончил его с отличием весной 1862 года. За время учёбы Григ сочинил четыре пьесы для фортепиано и несколько романсов на стихи немецких поэтов.

Творческий путь

Окончив учёбу, Григ вернулся в родной Берген. Однако в городе музыкальная культура была настолько слабо развита, что талант молодого композитора и музыканта не имел абсолютно никаких условий для развития и совершенствования. В 1863 году Эдвард принял решение переехать в Копенгаген, в то время он являлся центром музыкальной жизни Скандинавии.

В Копенгагене Григ задержался на три года. Здесь произошло его знакомство с композиторами из Дании Гаде и Хартманном, и Норвегии – Рикардом Нурдроком. Они оказали ему содействие в поиске творческой идентичности и помогли немного отойти от сильного влияния немецких классиков и Мендельсона.

В первый год жизни в Копенгагене Григ написал шесть фортепианных пьес, они были выпущены как опус 3 и назывались «Поэтические картинки». В них впервые музыка Эдварда сопровождалась национальными мотивами.

В 1865 году Григ заболел туберкулёзом, ему пришлось покинуть Копенгаген, он уехал в Италию. В Риме композитор оправился от болезни, однако в последующей жизни крепким здоровьем не отличался.

Из Италии Григ поехал в Христианию (так в то время назывался город Осло). Здесь он организовал концерт в 1866 году, в результате был приглашён на должность дирижёра в филармоническое сообщество.

Период проживания в Христиании был самым счастливым в жизни Эдварда. Он был с любимой женщиной, своей супругой Ниной, и на этот же период приходился расцвет его творчества:

  • 1867 – публикация первой тетради «Лирических пьес», выход Второй скрипичной сонаты (критики нашли её гораздо богаче и разнообразнее Первой);
  • 1868 – выход фортепианного концерта, нескольких сборников песен и романсов на стихи скандинавских поэтов;
  • 1869 – «25 норвежских народных песен и танцев» (в него вошли крестьянские шуточные, лирические и трудовые песни);
  • 1871 – основал «Музыкальную ассоциацию Христиании» (сейчас это Филармоническое общество в Осло);
  • 1872 – публикация пьесы «Сигурд крестоносец».

С 1874 года композитору Эдварду Григу норвежским правительством была назначена пожизненная государственная стипендия. Также он получил гонорары за свои произведения и с этого времени приобрёл материальную независимость.

В этом же году известный норвежский поэт Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Над этой увертюрой композитор трудился с особым вдохновением, потому что фанатически любил произведения Ибсена, а больше всего «Пер Гюнта». Увертюра была представлена в конце зимы 1876 года, пьеса прошла с громким успехом. Отныне музыка Грига была популярна не только в Норвегии, но и вышла на просторы Европы. С женой Ниной они осуществляли много концертных поездок, произведения Грига печатали солидные немецкие издательства.

Эдвард получил широкое признание, к тому же он был материально обеспечен, поэтому принял решение оставить музыкальную деятельность в столице и вернуться в родной город Берген.

Личная жизнь

Во время проживания в Копенгагене Григ встретил свою кузину Нину Хагеруп. Она была младше Эдварда на два года, в детстве они росли вместе в Бергене, а когда Нине было восемь лет, её семья переехала в Копенгаген. Григ не видел её с детства, а при встрече влюбился. Нина к этому времени стала взрослой девушкой, у неё был чудесный голос, что взволновало молодого композитора. Причём так сильно, что он посвятил ей пять песен подряд, одна из которых носила название «Я тебя люблю».

В 1864 году на Рождество Григ сделал Нине предложение стать его супругой. Девушка ответила двоюродному брату взаимностью, однако к перспективе свадьбы Нины и Эдварда скептически отнеслись родственники. Мать Нины была «против» категорически, она убеждала дочь, что Григ – никто и ничто, создаёт музыку, которую не хотят слушать.

Но молодые люди решили слушать не родню, а свои сердца и обвенчались в 1867 году. Родственников на торжество они не позвали.

Весной 1868 года у Григов родилась девочка, ей дали имя Александра. Эдвард был на седьмом небе от счастья и в радостном порыве написал гениальный концерт ля минор для фортепиано. Однако счастье было недолгим. В 1869 году малышка заболела менингитом и умерла.

Смерть девочки поставила крест на счастливой жизни супругов. Нина замкнулась в себе. Но до конца жизни они остались партнёрами в музыке, давали концерты и вместе ездили в гастрольные туры.

Был период, когда Нина настолько отдалилась от мужа, что решила уйти. Около трёх месяцев Григ жил один. Но потом они помирились с женой, в знак этого примирения решили уехать из города в предместье, где выстроили чудесную виллу.

Последние годы жизни

Сырость в Бергене вызвала обострение плеврита, которым Эдвард тяжело переболел ещё во время обучения в консерватории. Медики опасались, что на этой почве снова может прогрессировать туберкулёз.

В 1885 году он переехал в загородную виллу в пригороде Бергена «Тролльхауген». Несмотря на то, что весь проект виллы принадлежал известному норвежскому архитектору, троюродному брату Грига, сам композитор принимал в её создании не меньшее участие. Он даже называл виллу своим лучшим произведением в жизни.

Здание было построено в викторианском стиле, имелась просторная веранда и башня, на которой всегда развевался флаг Норвегии, если Григ был дома. Окна сделали большими, чтобы можно было впускать в комнаты много воздуха и света. Неподалёку от дома Григ построил маленький флигель и назвал его «Хижина Композитора». Здесь он уединялся и создавал прекрасные музыкальные произведения: балладу для фортепиано, Первый струнный квартет, песни, посвящённые норвежской природе.

Эдвард обожал подолгу бывать в горах, находиться в самой деревенской глуши среди обычных лесорубов, крестьян и рыбаков. Здесь он пропитывался духом народной музыки. Это чудесное место Григ покидал, только когда уезжал с концертами. Его выступлений всегда ждали как в родной Норвегии, так и за рубежом – в Польше, Франции, Голландии, Англии, Венгрии, Швеции, Германии.

В 1898 году в Бергене прошёл первый фестиваль норвежской музыки, основателем которого был Григ. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Несмотря на то, что здоровье композитора ухудшалось, концертную деятельность он не прекращал.

Весной 1907 года состоялась большая гастрольная поездка по городам Германии, Дании и родной Норвегии. Осенью этого же года Григ собирался посетить фестиваль в Англии. Вместе с супругой они приехали со своей уютной виллы в Берген, где остановились в маленьком отеле, чтобы подождать отправления корабля в Лондон. Здесь Эдварду стало плохо, его положили в больницу, и поездка отменилась.

4 сентября 1907 года композитора не стало. Григ завещал, чтобы его похоронили в скале над фьордом, неподалёку от любимой виллы.

Нина Хагеруп пережила своего супруга на 28 лет. Её прах захоронен рядом с Эдвардом в горной могиле неподалёку от их уютной и любимой виллы «Тролльхауген». Спустя сто лет после того, как был выстроен домик норвежского композитора (в 1985 году), неподалёку от него построили концертный зал «Тролльзален». Возле самого входа в концертный зал возвели памятник Эдварду Григу, каждый год здесь проводят около 300 концертов классической музыки.

Дом «Тролльхауген», рабочая избушка, где любил уединяться и сочинять музыку композитор, усадьба и прилегающая местность теперь являются действующим открытым музеем Эдварда Грига.

Э́двард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843, Берген, Норвегия - умер 4 сентября 1907, там же) - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Среди самых известных произведений Грига - две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.

Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов.

Похоронен в родном городе вместе с женой, Ниной Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой.

Берген. Детство и юность (с рождения до 1858)

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене в культурной и обеспеченной семье, происходившей от его прадеда по отцовской линии, шотландского купца Александра Грига, перебравшегося в Берген около 1770 года и некоторое время исполнявшего в этом городе обязанности британского вице-консула. Дед композитора, Джон Григ, унаследовавший эту должность, играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна. Отец композитора, Александр Григ, был вице-консулом в третьем поколении.Мать композитора, Гесина Григ, в девичестве Хагеруп, училась игре на фортепиано и вокалу в Арфелоне у Альберта Метфесселя, затем выступала в Лондоне, а у себя дома в Бергене постоянно музицировала, исполняя сочинения Моцарта, Вебера], Фридерик|Шопена, и, как было принято в состоятельных семьях, с детства обучала музыке Эдварда, его брата и трёх сестёр. Впервые будущий композитор сел за фортепиано в четыре года, и уже в детстве его стала занимать красота созвучий и гармоний.

Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлёк - о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырёх звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук - о ликованье! - пятизвучие, нонаккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет.

Эдвард Григ. «Мой первый успех». Избранные статьи и письма

В возрасте двенадцати лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано. Через три года, после окончания общей школы, по настоятельному совету «норвежского Паганини» - известного норвежского скрипача Оле Булла, Григ поступил на обучение в Лейпцигскую консерваторию

Лейпциг. Консерватория (1858-1863)

В знаменитой консерватории, основанной в 1843 году Мендельсоном, Григ не всем оказался доволен: со своим первым учителем фортепиано Луи Плайди они настолько разошлись во вкусах и интересах (по мнению Грига, Плайди был прямолинейным педантом и малоспособным исполнителем), что по собственной просьбе Эдвард был переведён в класс Эрнста Фердинанда Венцеля. За пределами консерватории, в городе с развитой музыкальной культурой, в котором жили Иоганн Себастьян Бах и Роберт Шуман, Григ приобщался к музыке современных композиторов, в частности посещая концертный зал «Гевандхауз», где играли музыку Шумана, Моцарта, Бетховена, Вагнера и Шопена. Шуман с тех пор всегда оставался любимым композитором Грига, и его ранние произведения, в частности соната для фортепиано (1865), хранят следы влияния Шумана.Во время обучения Григ сочиняет «4 фортепианные пьесы», оп. 1 и «4 романса», оп. 2, на слова немецких по­этов. В этих ранних произведениях заметно влияние любимых Григом классиков: Шумана, Шуберта, Мендельсона.В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя как «в высшей степени значительный музыкальный талант», особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения». В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт.Позже Григ без удовольствия вспоминал годы обучения в консерватории - схоластические методы преподавания, консерватизм учителей, их оторванность от реальной жизни. В тонах добродушного юмора он описал своё детство и консерваторские годы в автобиографическом очерке «Мой первый успех» (на русском языке впервые был опубликован в «Русской музыкальной газете», 1905). Однако о своем учителе композиции Морице Гауптмане Григ говорил так: «Он олицетворял для меня всякую противоположность схоластике».

Копенгаген. Начало карьеры, общество «Эвтерпа», вступление в брак (1863-1866)

Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки, около 1867 г.

Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген. Однако его пребывание в родном городе на этот раз было недолгим - талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ уехал в Копенгаген, центр музыкальной жизни всей тогдашней Скандинавии. В том же году он написал «Поэтические картинки» - шесть пьес для фортепиано, выпущенные как опус 3, где в его музыке впервые проявились национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке и становится характерной для многих мелодий Грига. В Копенгагене Григ сблизился с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. Одним из них был Рикард Нурдрок, норвежец, который ясно осознавал свою задачу как борца за норвежскую национальную музыку. В общении с ним окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. В 1864 году в содружестве с несколькими датскими музыкантами они основали музыкальное общество «Эвтерпа» с целью знакомить публику с произведениями скандинавских композиторов. Григ выступил в нём в качестве дирижёра, пианиста и автора, и за два года выпустил «Шесть поэм» на стихи немецких поэтов Гейне , Уланда и Шамиссо (1863-1864); Первую симфонию (1863-1864); ряд романсов на слова Ханса Кристиана Андерсена, Расмуса Винтера и Андреаса Мунка; «Юморески» для фортепиано (1865); Первую скрипичную сонату (1865); увертюру «Осенью» (1866); единственную фортепианную сонату (1865-1867). Норвежские народные мотивы занимают все больше и больше места в его творчестве. После знакомства с Нурдроком он писал:

У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру.

Также в Копенгагене Григ встретил Нину Хагеруп, свою двоюродную сестру, с которой они вместе росли в Бергене, переехавшую с семьей в Копенгаген в возрасте восьми лет. За это время она стала взрослой девушкой, певицей с прекрасным голосом, который очень понравился начинающему композитору. На Рождество 1864 года Григ сделал ей предложение, и в июле 1867 года они поженились. Их творческое содружество продолжалось в течение всей их совместной жизни.

Осло. Расцвет деятельности (1866-1874)

Не в силах терпеть давление родни, которая из-за нетрадиционного брака отвернулась от Григов, молодожены переехали в Кристианию (Осло), и ближе к осени 1867 года Григ организовал концерт как «отчёт о достижениях норвежских композиторов». В нём прозвучали первая соната Грига для скрипки и соната для фортепиано, песни Нурдрока и композитора Хальфдана Кьерульфа. Результатом стало приглашение на пост дирижёра Кристианийского филармонического сообщества.

Здесь, в Осло, наступил расцвет деятельности Грига. Была опубликована первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), в 1868 году вышел фортепианный концерт, несколько сборников романсов и песен на стихи Йоргена Му, Кристофера Янсона, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую скрипичную сонату (1867) критики находят намного более развитой, разнообразной и богатой, чем Первая.В 1868 году у Григов родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболела менингитом и умерла. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе, однако супруги продолжали совместную концертную деятельность и вместе ездили на гастроли.В 1869 году Григ открыл для себя классический сборник норвежского музыкального фольклора, составленный известным композитором и фольклористом Людвигом Матиасом Линдеманом. Результатом этого явился цикл «25 норвежских народных песен и танцев» для фортепиано, оп. 24, состоящий из разнообразных шуточных и лирических, трудовых и крестьянских песен.В 1871 году вместе с композитором Юханом Свенсеном Григ основал концертное общество «Музыкальная ассоциация Кристиании» (ныне Филармоническое общество Осло). Наряду с классикой они старались привить интерес и любовь слушателей к произведениям современников - Шумана, Листа, Вагнера, имена которых ещё не были известны в Норвегии, а также к музыке норвежских авторов. В борьбе за свои взгляды им пришлось столк­нуться с большими трудностями со стороны космополитически настроенной крупной буржуазии, однако в среде передовой интеллигенции, сторонников самобытной национальной культуры, Григ нашёл горячую поддержку. Тогда завязалась тесная дружба с писателем и общественным деятелем Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, оказавшим большое влияние на творческие взгляды композитора. Было опубликовано несколько песен в соавторстве с Бьёрнсоном, а также «Сигурд Крестоносец» (1872) - пьеса во славу норвежского короля XII века.Также в начале 1870-х годов Григ и Бьёрнсон были заняты мыслью об опере. Их замыслы не осуществились главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали оперные традиции. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьёрнсона «Олав Трюггвасон» (1873), по легенде о короле Олаве, крестившем Норвегию в X веке. В 1994 году российский композитор и либреттист Лев Конов закончил наброски и написал детскую оперу-эпос «Асгард».Ференц Лист, живший в Риме и не знавший Грига лично, в конце 1868 года ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Он был поражён свежестью музыки и послал восторженное письмо автору, которое сыграло большую роль в жизни Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции. В 1870 году состоялась их личная встреча. Благородный и великодушный друг всего талантливого в современной музыке, особенно тепло поддерживавший тех, кто выявлял национальное начало в творчестве, Лист горячо принял недавно законченный фортепианный концерт композитора. Рассказывая родным о встрече с Листом, Григ добавлял:

Эти слова имеют для меня бесконечно большое значение. Это нечто вроде благословения. И не раз, в минуты разочарования и горечи, я буду вспоминать его слова, и воспоминания об этом часе будут волшебной силой поддерживать меня в дни испытаний.

В 1874 году правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию. Он получил предложение от известного норвежского поэта Генрика Ибсена. Результатом работы, представлявшей интерес и для самого композитора, стала музыка к драме «Пер Гюнт», одна из самых известных увертюр из всего наследия Грига. По собственному признанию, Григ был фанатическим почитателем многих поэтических произведений Ибсена, в особенности «Пера Гюнта». Представление увертюры в Осло 24 февраля 1876 года сопровождалось большим успехом, музыка Грига становилась все более известной в Европе. В Норвегии она приобретает огромную популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт; его произведения печатаются одним из самых солидных немецких издательств, множится количество концертных поездок. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и вернуться в Берген.

Берген (1874-1885) и «Тролльхауген» (с 1885 до смерти). Смерть композитора

В конце 1870-х годов Григ был увлечен сочинением крупных инструментальных произведений. Были задуманы фортепианное трио, фортепианный квинтет. Однако закончен был только струнный квартет (1878), написанный на тему одной из ранних песен. В 1881 году в Бергене были созданы «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки (оп. 35). В творчестве предшественников Грига четырёхручные произведения были распространены в качестве музыки, доступной для широкого круга любителей, отсюда несложность их замысла и стиля. Иные тенденции у Грига - количество и соотношение частей этой сюиты, динамика, контрасты, насыщенная фактура приближают «Танцы» к симфонии. Именно поэтому популярной стала оркестровая редакция этого сочинения.От сырости в Бергене у Грига обострился плеврит, полученный ещё в консерватории, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Жена отдалялась от него всё дальше и в 1883 году ушла. Три месяца Григ жил один, но потом, по совету своего товарища, музыковеда Франца Бейера, помирился с женой и в знак этого решил уехать из Бергена.С 1885 года основным местом жительства Грига стал Тролльхауген - вилла, выстроенная по его заказу неподалеку от Бергена. Страстно любивший Норвегию, Григ подолгу бывал в горах, живя в деревенской глуши среди крестьян, рыбаков и лесорубов. Поэзия норвежской природы, дух и строй народной музыки отразились в лучших его произведениях этих лет: балладе для фортепиано, оп. 24; Первого струнного квартета. В письмах Грига того периода часто встречаются подобные описания гор и природы Норвегии. Песни, выпущенные в то время, стали для композитора гимнами великой природе.Концертные поездки в Европу со временем приняли систематический характер. Свои произведения Григ представлял в Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции как дирижёр и пианист, так и аккомпанируя жене. Концертную деятельность Григ не оставлял до конца своих дней.В январе 1888 года в Лейпциге Григ познакомился с Петром Ильичом Чайковским, и между композиторами возникла дружба. Чайковский восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля. Григу была посвящена увертюра «Гамлет» и дана замечательная характеристика творчества в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Чайковского. В 1893 году они вместе были удостоены почётных званий докторов Кембриджского университета. Ещё раньше, в 1889 году, Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1872 году Шведской королевской академии, в 1883 году членом Лейденского университета в Голландии.В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне. Он неизменно принимал участие во всех событиях норвежской общественной жизни, уделял большое внимание работе концертных организаций и хоровых обществ, выступал как критик и публицист. Григ следил за развитием музыкальной жизни в Европе, выступал с развёрнутыми очерками о композиторах-классиках (Вагнере, Шумане, Моцарте, Верди, Дворжаке), пропагандировал творчество норвежских композиторов - Свенсена, Кьерульфа, Нурдрока.В 1890-е годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год было написано шесть тетрадей «Лирических пьес» и более десятка песенных сборников. В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев для фортепиано. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них ярко выразилось творческое кредо композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего места в музыке. Несмотря на болезнь, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.В том же году осенью Григ собрался на музыкальный фестиваль в Англию. Вместе с женой он остановился в маленьком отеле в Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Григу стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. 4 сентября Эдвард Григ скончался. Его смерть отмечалась в Норвегии как национальный траур. По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы. Позже здесь был основан мемориальный дом-музей.

Творчество

Творчество Эдварда Грига впитало в себя типические черты норвежского музыкального фольклора - эпических и лирических песен скальдов, мелодий пастушьего альпийского рога, трудовых и бытовых песен. Этот фольклор формировался на протяжении многих столетий, и его особенности закрепились в XIV-XVI веках. Немалую роль в них играло воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире - гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных (например, «Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»).

Норвежская народная мелодика отмечена рядом характерных особенностей, которые определили своеобразие музыкальной стилистики Грига. В инструментальной музыке мелодические линии часто развиваются сложным орнаментом в наслоении форшлагов, мордентов, трелей, мелодических задержаний. Эти приемы народного скрипичного музицирования закреплены во многих танцевальных пьесах Грига. Подобные приемы проникают и в его вокальную музыку, где мелодические задержания служат выражению широкого вздоха.

Григ часто использовал свежо звучавшие в его время ладовые обороты - дорийский, фригийский. Они способствовали обогащению его гармонических приемов, среди которых альтерации, необычное сочетание тональностей, хроматическое нисхождение баса, частое применение органного пункта.

В фортепианных пьесах оп. 17, 35, 63 и 72 Григ всесторонне отобразил музыку таких норвежских танцев, как спрингар, халлинг, гангар, до него разрабатываемые скрипачами, которыми издавна славилась Норвегия. Он дал также развернутые сцены из народной жизни на основе танцевальных интонаций и ритмов («Сцены из сельской жизни», оп. 19; «Свадебный день в Тролльхаугене» из оп. 65), им присущи живые, энергичные ритмы, активный характер, порой с оттенком юмора. В танцы, особенно гангар, нередко привносятся сюжетные мотивы (в частности, популярны шуточные сцены, именуемые «стабе-лотен»). Григ часто пользовался ими и нередко насыщал свои произведения сюжетной программностью, когда хотел запечатлеть в музыке нравы и обычаи родного народа.

Григ преклонялся перед гением Моцарта, одновременно полагая, что при знакомстве с Вагнером «этот универсальный гений, чья душа всегда оставалась чуждой всякого филистерства, обрадовался бы как дитя всем новым завоеваниям в области драмы и оркестра» . Бах для него являлся «краеугольным камнем» музыкального искусства. У Шумана он ценил, прежде всего «теплый, глубоко сердечный тон» музыки и самого себя причислял к шумановской школе. Склонность к меланхолии и мечтательности роднит его с немецкой музыкой. «Однако мы более любим ясность и краткость, даже наша разговорная речь ясна и точна. Мы стремимся добиться этой ясности и точности в нашем искусстве» , утверждал Григ. Много тёплых слов он находил для Брамса, а свою статью памяти Верди начал словами: «Ушел последний великий…» .

К фортепиано Григ обращался на протяжении всей жизни. В небольших пьесах он фиксировал своего рода «дневниковые записи» - личные жизненные впечатления и наблюдения, в которых сам предстает увлекательным рассказчиком. Тематика пьес наделена такой жанровой характерностью, а ритмические и гармонические ходы содержат столько неожиданного и увлекательного, что музыкальное развитие уподобляется хорошей новелле.

В фортепианной музыке Грига заметны две струи. Одна из них связана с выражением лично субъективных чувств, и здесь Григ более интимен, обращаясь к сфере той «домашней музыки», которая со времен «Песен без слов» Мендельсона заняла видное место в европейской фортепианной лирике (например, фортепианные миниатюры Чайковского). Другая струя связана с областью жанрово-характерного, с народной песенностью и танцевальностью. И если в первом случае композитор стремился к передаче поэтичных индивидуальных состояний, то во втором его прежде всего интересовала зарисовка сцен народной жизни, картин природы.

Из около ста пятидесяти фортепианных пьес Грига семьдесят было издано в десяти сборниках «Лирических пьес». Лучшие из этих пьес давно стали достоянием широких кругов любителей музыки. По своему складу они импульсивны, импровизационны, но заключены большей частью в рамки трехчастной композиции. Заглавия пьес носят характер эпиграфов, которые призваны вызвать определённые ассоциации в связи с содержанием музыки. Выбор заглавий не всегда удачен и иногда грешит данью салонной традиции, что не имеет отношения к музыке. Она отмечена большим лирическим обаянием и своеобразием, богатой мелодикой, наделенной живым, тёплым, вокальным дыханием. Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (оп. 41, 52).

Список избранных произведений

  • Соната для фортепиано ми минор, оп. 7 (1865)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8 (1865)
  • «Осенью» для фортепиано в четыре руки, оп. 11, также для оркестра (1866)
  • «Лирические пьесы», 10 сборников, с 1866 (оп. 12) до 1901 (оп. 71).
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13 (1867)
  • Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16 (1868)
  • «Сигурд Крестоносец», оп. 22, музыка к пьесе Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1872)
  • «Пер Гюнт», оп. 23, музыка к пьесе Генрика Ибсена (1875)
  • Струнный квартет соль минор, оп. 27 (1877-1878)
  • «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки, оп. 35, также для оркестра (1881)
  • Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36 (1882)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45 (1886-1887)
  • Симфонические танцы, оп. 64 (1898).

Наследие Грига

Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.

«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, - пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка.

В современной культуре

  • Карл Столлинг, композитор киностудии Warner Bros., часто использовал мелодию из пьесы «Утро» для иллюстрации утренних сцен в мультфильмах. В мультфильме Уолта Диснея «Танец скелетов» (1929) звучит композиция Эдварда Грига, «Шествие гномов» (или танец троллей в пещере горного короля)
  • Музыкальный спектакль «Разноцветный трубочист» (1957) по рассказу Братьев Гримм использовал исключительно музыку Грига.
  • Мюзикл «Песнь Норвегии» (1970) основан на событиях жизни Грига и использует его музыку.
  • Музыка Эдварда Грига использована в мультфильмах «Легенда о Григе» (1967), «Старый дом» (1977), «Пер Гюнт» (1979), «Корзина с еловыми шишками» (1989), «Гномы и горный король» (1993).
  • Rainbow - Hall of the Mountain King (альбом Stranger in Us All, 1995) - композиция в стиле хард-рок, основанная на музыке пьесы «В пещере горного короля» на слова Кэндис Найт (жены Ричи Блэкмора, гитариста группы). Песня Vikingtid российской пэган-метал группы Butterfly Temple с альбома «Сны Северного моря», также содержит в себе фрагменты этого произведения Грига.
  • Первая часть фортепианного концерта используется в фильме Эдриана Лайна «Лолита» (1997).
  • Часть сиюты № 1, соч. 46 («Утреннее настроение») часто используется в агитационных роликах российской политической партии «Патриоты России»

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64