Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Канон в музыке - это что? Строки текстарифмы стиха и строки музыки функции строк.

Канон в музыке - это что? Строки текстарифмы стиха и строки музыки функции строк.

Ли не один из главных вопросов, которые задают себе люди, искренне увлекающиеся музыкой и ее происхождением? Очень часто в повседневной жизни мы встречаем выражение «По строгим канонам» или же употребляем слово «канонический», подразумевая то, что вещь или существо, о котором мы говорим, является образцовым и подчиняющимся строгим правилам. Но что значит канон в музыке? Давайте разберемся в этой статье с этим интересным понятием и разберем его происхождение, типологию и использование в музыке.

Канон - что это?

В переводе с греческого «канон» обозначает образец, что-то, что можно считать примером для подражания. Канон в музыке - это немного более узкое понятие: пьеса, рассчитанная на много голосов, которые будут исполнять одну и ту же мелодию, но при этом вступать поочередно от одного и того же или разных звуков.

Если говорить более понятным языком, то это - музыкальная пьеса, которая строится на постоянной имитации. Это и есть канон. Определение его бывает разнообразным, но особой формой и разновидностью данного понятия в музыке является бесконечный канон, где мелодия может переходить от окончания к началу и повторяться бесконечное количество раз. При этом существует не один тип канонов, каждый из которых звучит неповторимо. Главным же условием в исполнении такой музыки есть то, что мелодия, воспроизводимая первым голосом, должна быть повторена идентично до каждого звука.

Откуда взялся канон в музыке?

Канон в музыке - это форма, созданием которой может без зазрений совести гордиться Западная Европа, ведь именно оттуда взялось и это понятие, и сама форма. Данный тип музыки отличается одновременно сложной конструкцией звука и эмоционально насыщенной и полной формой. Данная форма зародилась еще в эпоху многоголосия в Европе, но продолжила свое развитие в последующих семи столетиях, причем роль его не уменьшается при развитии современной музыки. Конечно же, данный термин претерпел значительную эволюцию за время своего существования при создании музыки.

Изначально канон существовал под одним значением, в современной же музыке это понятие обозначает немного другую форму. Именно поэтому этот термин используют для обозначения нескольких эпох его развития, разделяя его на классический и современный.

Этимология и типология канона

Греческое слово κανών (канон) обозначает "прут, линейка, брусок"; "какой-то предмет, выступающий мерилом". Еще одно значение - это "правило, мера, норма или образец". Помимо греческого определения, этим обозначением называют монохорд, известный как инструмент мудрецов. Именно из-за этого инструмента канониками называли сторонников математико-философского определения в создании музыки.

Византийская музыка закрепила данный термин определение как форму церковной музыки. Этот тип музыки состоит из девяти од, в которых вторая часть в большинстве своем отсутствует или же пропускаются восьмая и девятая песни. Чуть позже византийский канон перешел в русскую музыку и сохранил изначальное строение.

Католики стали называть данным определением часть от слов в молитвенных мессах Те igitur после Sanctus. Эта часть мессы не подлежит никаким видоизменениям, и именно поэтому появилось название «канон» в католических мессах.

Бывают такие типы канонов, как простой, производный, бесконечный, тройной, двойной и мензуральный. Все они чем-то похожи друг на друга, но все же имеют некоторые различия.

Особая форма канона

В европейской музыке развилось такое особое ответвление, как полифония. Полифонический канон в музыке - это особая форма канона, возникшая при мощном подъеме полифонического мышления. При полифонии проводится непрерывная имитация звуков, при этом звуки передаются от одного инструмента или голоса к другому. Таким образом, полифоническая мысль погружается в измерение музыки, которое находится внутри нее. Полифония являет собой эстетический эффект, который не поддается описанию словами.

Канон в музыке является довольно забавным приемом, при котором есть абсолютное следование мелодии, а не общему правилу. При исполнении этого ответвления в музыке один из голосов начинает мелодию, затем его подхватывает второй и полностью повторяет мелодию, не принося никаких изменений. К двум голосам присоединяется третий, полностью повторяя уже заданную мелодию. Такой способ исполнения музыки звучит естественно и ненавязчиво. Полифония достигла особого подъема своей популярности в двухтысячные годы, когда на звук вызова на телефоне ставили как раз таки

Реферат на тему:

Канон (музыка)



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Типы канонов
    • 2.1 Простой
    • 2.2 Интервальный
    • 2.3 Контрапунктные производные
      • 2.3.1 Обращение
      • 2.3.2 Возвратное движение
    • 2.4 Мензуральный
    • 2.5 Бесконечный
    • 2.6 Двойной и тройной
  • 3 Способы записи канона
  • Литература
  • 6 Аудиофрагмент

Введение

Это статья о музыкальном значении слова «канон». Другие значения см. в статье Канон.

В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой , а голоса, вступающие позже, - риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux - «вождь» и comes - «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, "Frère Jacques" - «Братец Яков») - простые.


1. История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение» И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В.А.Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Пауль Хиндемит, Арнольд Шёнберг, Дьердь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.


2. Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

2.1. Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона - Frère Jacques.

2.2. Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

2.3. Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

2.3.1. Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

2.3.2. Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

2.4. Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV - начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum , «Месса пролаций»), каждая часть которой является мензуральным каноном.


2.5. Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

2.6. Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

3. Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю.Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком (например, «Sumer Is Icumen In» - «Летний канон»); каноны в большом количестве писали в Италии в XIV веке , используя для них термин caccia , а также использовали их во французских шансонах . В эпоху Франко-фламандской школы (1430-1550) форма канона развилась дальше, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение » И. С. Баха). В XX веке Шёнберг возродил интерес к канону, используя двенадцатитоновую технику.

До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.

Типы канонов

Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.

Простой

В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона - Frère Jacques.

Интервальный

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Обращение

В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Возвратное движение

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem ) или вдвое быстрее (канон per diminutionem ). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum ), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Аудиофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=DZHw9uyj81g&NR=1 (Классика) http://www.youtube.com/watch?v=TcR9mKKk2UE&feature=related (Рок вариант)

Ссылки

  • Анатомия канона (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Канон (музыкальная форма)" в других словарях:

    - (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия

    Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

    Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни … Музыкальный словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бар (значения). Бар, бар форма (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем. barat или parat искусный выпад в фехтовании), текстомузыкальная форма, в которой сочинялись песни… … Википедия

    - (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

    Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят… … Википедия

    Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия

    Музыкальная форма (лат. forma вид, облик) композиционная схема, принцип построения и следования музыкального материала (например, бар, фуга, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). В некоторых случаях понятие музыкальной формы… … Википедия

    Полифоническая форма, один из видов имитации. В нем продолжительная мелодия после своего появления в одном голосе и задолго до своего окончания совершенно точно повторяется в другом голосе, начиная с той же ступени или с другой, вследствие чего К … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

(иногда можно встретить латинские обозначения dux - «вождь» и comes - «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» - «Братец Якоб ») - простые.

История

Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке . Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком . Хрестоматийный пример раннего канона - пьеса с инципитом «Sumer is icumen in » (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона -шансон «Мой конец - моё начало» Гильома де Машо . В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430-1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре , Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias ), Пьер де ла Рю , Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как в сочинениях И. С. Баха "Гольдберг-вариации", где каноном является каждая 3-я вариация, «Музыкальное приношение », где показаны самые разнообразные виды канонов). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель , Телеман , Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт . В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии . Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг , Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит , Дьёрдь Лигети , Луиджи Ноно и многие другие.

Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным , если нет, то диатоническим .

Контрапунктные производные

Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.

Канон в обращении

В «обращённом» каноне все интервалы пропосты в риспосте берутся в противоположном направлении, например, квинте вверх соответствует квинта вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным .

Ракоходный канон

В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход , когда основная мелодия записывается от конца к началу. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).

Мензуральный

В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения , в особенности в конце - начале XVI веков ; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum , «Месса пролаций »), каждая часть которой является мензуральным каноном.

Бесконечный

Бесконечным (canon perpetuus ) называется канон, в котором в определенный момент в пропосте вновь появляется её начало, после чего он повторяется, в результате его можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности , в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos ) - в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.

Двойной и тройной

Если в каноне присутствуют одновременно две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).

Способы записи канона

Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон - такая запись называется закрытой . Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным .

Напишите отзыв о статье "Канон (музыка)"

Примечания

Литература

  • Feininger L.K.J. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Diss. Emsdetten, 1937.
  • Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. Москва: Музыка, 1978, с. 127-157.

Ссылки

  • (англ.)

Аудиофрагмент

Канон ре мажор Пахельбеля
Современная интерпретация канона , несколько отличающаяся от оригинала
Помощь по воспроизведению

Отрывок, характеризующий Канон (музыка)

– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.

Несколько) образует контрапункт сама с собой. Технически чаще всего основывается на последовательно проводимой (канонической) имитации, когда мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе. Начинающий голос канонической имитации называется пропостой (Р), имитирующие - риспостами (R):

Каноны обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса канонов могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке, в частности одновременно (смотри пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) каноны. Помимо имитации в прямом движении, в канонах возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и другие преобразования.

Различают также канон конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности канонов (как правило, внутри более крупной формы): стретта; каноническая секвенция, в частности «спиральный» канон per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Каноническая имитация нередко сопровождается свободными голосами.

Канон зародился одновременно с имитацией как её разновидность (например, органум Перотина «Viderunt», около 1200); ранние формы канонов - рота («колесо»; например, английский «Летний канон», около 1250), итальянская качча, французский шас (caccia, caçа, chasse, буквально - охота, 13-14 века), «фуга» (общепринятое название техники канонов в 14-17 веках; впервые - у Якоба Льежского). При беспартитурной записи канонов часто нотировался только один голос, из которого «выводились» все остальные. В эпоху Возрождения канон трактовался как «форма с выводимыми голосами», что лишь отчасти совпадает с современным пониманием канона как имитационного контрапункта. Композиторы нидерландской (франко-фламандской) школы 15-16 века (Жоскен Депре, Я. Обрехт, Б. Кордье и др.) словом «canon» (латинский - правило) обозначали надпись-изречение, указывающее, обычно в нарочито замысловатой форме, на способ исполнения канонов по выписанному голосу (согласно Тинкторису, канон - «правило, являющее волю композитора под покровом некой тьмы»); отсюда название музыкальной формы канонов. Примеры надписей: «...Во-первых, растёт впятеро, во-вторых, вчетверо, в-третьих, втрое» (т. е. кантус фирмус следует повторять в пятикратном, четырёхкратном и трёхкратном увеличении); «Пусть летит в бездну как камень» (петь октавой ниже записанного); «Возвышающий себя да унизится» (петь в обращении).

Особым разнообразием техники и форм отличались нидерландские каноны. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой канон, сложный прямой канон, пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. Канон с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным каноном (при возможности разных расшифровок такой канон называется полиморфным).

Среди крупнейших мастеров канонов - Г. де Машо, Якопо Болонский, Г. Дюфаи, Й. Окегем, Х. Изак, Дж. П. да Палестрина, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Веберн. В русской музыке каноны встречаются у М. И. Глинки (каноны из 1-го действия оперы «Руслан и Людмила»), А. П. Бородина (в Ноктюрне из 2-го квартета), С. И. Танеева (в кантате «Иоанн Дамаскин»), Д. Д. Шостаковича (в 1-й части 5-й симфонии, фугах ор. 87), Р. К. Щедрина («Полифоническая тетрадь») и многих других композиторов.

2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений музыкальных звуков (интервалов и звукорядов) в научных и учебных целях.

3) Цитровидный музыкальный инструмент. Смотри Канун.

Лит.: Танеев С. И. Учение о каноне. М., 1929; Feininger L. К. Die Frühgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdetten, 1937; Богатырев С. С. Двойной канон. М.; Л., 1947; Handschin J. The Summer canon and its background // Musica Disciplina. 1949. Vol. 3; Glareanus Н. Dodecachordon. , 1965. Vol. 2; Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начало XIX в. М., 1979; Тимофеев Н. А. Превращаемость простых канонов строгого письма. М., 1981; Lowinsky Е. Е. Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: origin and history of the canon per tonos // Titian: his world and his legacy / Ed. D. Rosand. N. Y., 1982, Лебедев С. Н. Загадочный канон Рамоса де Парехи // Sator tenet opera rotas: Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003. Смотри также литературу при статьях Полифония, Фуга.