Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как развить у ребенка музыкальный слух. Развитие слуха у ребенка

Как развить у ребенка музыкальный слух. Развитие слуха у ребенка

Еще, будучи беременной, многие рекомендуют включать классическую музыку в комнате, где находится будущая мама, т. к. это оказывает положительное влияние на развитие плода. В нашей жизни малышу также, необходимо понемногу приучаться к прекрасному, и это молодые родители делают с самых ранних периодов.

Важно понимать, что прививая грудничку музыкальный слух – тем самым родители развивают в нем сенсорные способности.

РАЗВИВАЕМ СЛУХ МУЗЫКАНТА С РАННИХ ПЕРИОДОВ ВЗРОСЛЕНИЯ

Первым знакомством с музыкой будет не аудиозапись на проигрывателе, а первая, подаренная дудочка или гитара, а может маленький синтезатор. Только нажимая каждую клавишу по отдельности, перебирая каждую струну – взрослый может хоть немного объяснить юному дарованию звук. Объяснить звук словами весьма сложно. Стоит изощряться, ассоциируя нижние ноты с рычание тигра или медведя, средние со звуками, которые издают олени, лягушки, а самые высокие – со сверчком, кузнечиком, соловьем и т. д.

Еще раньше можно начинать знакомить со звуками в возрасте 10-11 месяцев от роду, по картинкам демонстрируя собачку, которая говорит «ГАВ-ГАВ», кошечку связывать со словами «МЯУ!МЯУ!» и так далее. Малышу очень понравится такая игра – он сначала будет просто молча улыбаться и внимательно следить за тем как двигается ваш рот и язык, позже он сможет произнести что-то подобное голосу кисы или собачки. Можно напевать песенку и танцевать с ребенком на руках, при этом менять темп подачи музыки, то очень быстро, то медленно, иногда – плавно меняя темп.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Грудничкам в первые месяцы жизни покупают пищащие, шуршащие игрушки, одни из них очень громкие, другие потише. Можно собрать несколько игрушек и рассказать ребенку стихи в виде импровизированного спектакля. Причем на повышение и понижение тембра голоса менять зверюшку, тем самым прививая внимательность и наблюдательность маленькому человечку.

Существует масса интересных песен по типу «Каравай», «Тень-тень», «Тили-бом! Загорелся кошкин дом!» и огромное множество других композиций, которые легко можно найти в сети интернета.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ

Эти игры уже для деток постарше, которые уже могу сопоставить, где низкий тембр и с чем он схож, а где высокий и, также, привести примеры. Именно развивая правильное восприятие звуков, ребенку гораздо проще будет запоминать стихотворения, проще будет читать книги по школьной программе и не только.

Звуки струящейся музыки – это не иностранный язык, который учат со словарем. Это эмоциональное восприятие чьего-то душевного излияния.

Очень часто родители беспокоятся насчет того если ли музыкальный слух у их ребенка и можно ли его развить. Безусловно, слух есть у всех в той или иной степени, ведь это всего-навсего навык и самое главное правильно и вовремя его развивать. Ничего сложного в этом нет, ведь большинство упражнений проходят в виде интересных игр, которые придутся по душе как крохе, так и его родителям.

Особенности развития музыкального слуха.

Как и любая другая способность человека, музыкальный слух может развиваться и тренироваться. Это не что иное, как запоминание определенных структур, компонентов музыкальной ткани, их осмысление и воспроизведение. При развитии слуховой памяти, а также определенных знаний это не составит особого труда. Возрастных ограничений, по развитию музыкальных навыков нет, занятия можно начинать в любом возрасте, даже если человек утверждает, что ему «наступил медведь на ухо». Однако, наиболее легче это сделать именно в детстве.

В каком возрасте можно начинать развитие слуха.

Здесь действует один закон – чем раньше, тем лучше. Первое, что запоминает малыш – это мамин образ и голос. Поэтому пойте колыбельные, чаще разговаривайте с ребенком, он будет следить за интонацией. Чуть позже можно включать ему для прослушивания небольшие фрагменты классической музыки, звуки природы. При этом важно взаимодействовать с малышом, рассказывать, что звучит, какой характер музыки. Выделяйте некоторые моменты в композиции чтобы привлечь внимание крохи и поясняйте их, например, звучание колокольчика, капли дождя, пение птиц. Играя с погремушками, также комментируйте звуки, как звучит тот или иной предмет (громко, тихо). Ближе к году малыш начинает делать первые шаги, можете начать развивать у него чувство ритма. Включайте музыку и хлопайте в ладоши в такт ей. Регулярно выполняя такое несложное упражнение, вы заметите, что малыш без труда сам сможет повторить это. Можно попросить хлопнуть или топнуть ногой только в определенный момент, например, на каком-нибудь слове или ярком фрагменте. Такие занятия отлично разовьют ритм, а также слух, память и координацию.

Ближе к двум годам можно начинать изучение низких и высоких звуков. Для этого отлично подойдут программные произведения различных композиторов, послушайте вместе с малышом отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова или «Карнавал животных» К. Сен-Санса, обсудите то, что вы услышали. Также полезно будет знакомить малыша со звуками, которые издают различные животные, учите с ним вместе как «говорит» корова, кошка, мышка, комарик, у кого из них высокий голос, у кого низкий. Уже в этом возрасте можно пока в игровой форме учиться извлекать звуки на музыкальных инструментах – ксилофоне, губной гармошке, флейте, синтезаторе. Полезно использовать также барабан, маракасы и бубен.

Особенно важно при развитии музыкальных навыков уделять внимание стихам. Обратите на этот этап занятий особое внимание. Стихи А. Барто, К. Чуковского и С. Михалкова хорошо ложатся на музыку, поэтому в течение дня читайте их малышу, весьма полезно будет произносить их нараспев.

Начиная с четырех лет, можно играть в разные игры, например, угадать звучащий предмет. Для этого приготовьте различные кухонные принадлежности, это может быть стакан, фужер, кастрюля, ковш или даже терка. Карандашом постучите по нему и предложите ребенку найти этот предмет.

Предложите малышу с помощью музыкальных инструментов, которые у вас имеются в арсенале изобразить звуки природы и голоса животных. Детям постарше предложите нарисовать то, что они услышали в прослушанном фрагменте, это отлично развивает память, слух и образное мышление. Предварительно обсудите с ним то, что услышали, какие звуки, какие инструменты были.

Не забывайте разучивать простые детские песенки, фрагменты мелодии, петь вместе с малышом, это тоже весьма полезно для развития музыкального слуха.

Уже в этом возрасте можно вместе посещать концерты симфонического оркестра, детские представления, некоторые ансамбли и творческие коллективы устраивают специальные детские программы с элементами беседы и игры.

Во всех этих занятиях важно не только правильно и четкое выполнение ребенком всех пунктов, а в первую очередь его взаимодействие с родителями. Занимайтесь, пойте, читайте стихи и сказки как можно чаще с малышом и тогда он будет также активно включаться в музыкальную деятельность вместе с вами.

Как развивать музыкальный слух у детей

Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать музыкальный слух ребенка?

Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать ребенку послушать тот или иной звук. Ударьте по колокольчику, послушайте звук, через 3-5 секунд ударьте еще раз (от 5 до 10 раз), звук должен быть тихим и продолжительным. Через час или два таким образом ударяйте другой колокольчик.

Материнская колыбельная для такого возраста должна состоять из 2-3 нот, пойте тихо, медленно, в три месяца многие малыши уже пробуют петь, стараясь повторить материнские звуки.

В 9 месяцев почти все дети поют, могут тянуть одну ноту, потом другую. Голос – самый совершенный инструмент, еще не научившись ходить, маленький человек хочет обладать этим сокровищем. Очень важно не загромождать в этом возрасте детские уши детской музыкой. Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только незатейливые песенки или танцевальную музыку. Это серьезная ошибка. Дети гораздо богаче внутренне, чем нам кажется, особенно в искусстве, и тем более в музыке. Маленький двухлетний человечек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки. Она должна быть именно тихая и не очень быстрая. Стремительный поток музыки может оглушить своим напором нежные уши, а динамизм содержания может быть непосильным для детской души. Регулярные прослушивания старинной музыки окажут положительное воздействие не только на детей, но и на родителей. В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы.

Большие богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец или мать могут спеть ребенку старинную народную мелодию. Ее лучше петь безо всякого аккомпанемента. Сопровождение на баяне, гитаре или фортепиано своим примитивом может убить первоначальную глубокую красоту песни. В народной одноголосной мелодии – опыт веков, опыт слуховой, эстетический, нравственный («Во поле береза стояла»). Постепенно надо подключить все больше и больше народных песен. Пусть они будут совсем маленькие, но их должно быть много. Дети самозабвенно отдаются стихии старинных народных песен.

Приобщая ребенка к музыке, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, 2 – летние дети могут охватить очень простой мотив с текстом не более 3-4 слов. Кто-то запоет сразу, кто-то после многочисленных повторов. Уверяю вас, что вы будете просто счастливы, когда двухлетний человечек начнет вам тихо подпевать. Не ограничивайтесь музыкой собственной национальности. Лучше уподобьтесь мудрому путешественнику, который обходит земли неизвестных народов. Лет с 6-7 дети обычно улавливают различия народной музыки разных стран и народов. Ребенок без особых усилий воспримет и лезгинку, и «Щедрик» с «Дудариком» с Украины, и наигрыш татарской гармошки, и русскую плясовую, и литовскую колыбельную, и широкий напев Башкирии, и рожковые наигрыши Смоленска и Владимира, и прекрасные песни Беларуси и многие другие. Но не перегружайте ребенка слуховой информацией. Чем меньше ребенок, тем меньше песен он сможет охватить. Примерно раз в две недели можно показывать ребенку новую песню или наигрыш. Так как дети очень любят двигаться, то под наигрыш хорошо немного поплясать. Когда будете смотреть телевизор, то обращайте внимание детей на народные танцы, запоминайте некоторые движения и покажите их ребенку. Слушая записи с народным танцем, попробуйте сделать эти фигуры вместе с ребенком. Разумеется, движения должны быть простыми, а музыка не должна быть громкой. Иначе у ребенка может испортиться слух. Разные наигрыши – разные танцевальные движения. Каждая новая песня – новое состояние души, но не ограничивайтесь только лишь пением или танцами под музыку, можно и сценки маленькие разыграть. Не забудьте, что для ребенка это не игра в жизнь, а собственно жизнь.

Спойте что-нибудь про хлеб и дайте малышу принести хлеб на красивом полотенце к столу. Для него это будет яркое впечатление. Как родители, вы сами можете сделать важные выводы, если хлеб станет для ребенка святым, то он уже никогда не бросит его на пол.

Слушая различные песни из большого хлебного цикла, ребенок может участвовать в маленьком драматургическом действии, которое может быть и музыкальным. Старинные песни про хлеб – это шедевры. Много красивых песен есть про животных и птиц, их тоже можно разыграть. Практика показывает, что в подобных песнях-играх должны участвовать несколько детей и взрослых. Но имейте ввиду, что ребенок не терпит грубого вторжения в свой мир, детская душа очень тонка и ранима, поэтому нелепо навязывать малышам музыкальное образование. Если ребенок уж очень задумчив в какой-либо день – не надо веселить его музыкой, а если же слишком весел – вряд ли получится усмирить его грустными песнями. Лучше подстроиться под него и тактично провести небольшое музыкальное действие.

Занимаясь с малышами, широко используйте изобретательный и двигательный ряд. Если ребенок постоянно требует от вас музыки, песен, танцев, то он наверняка делает успехи в своем развитии. Тогда попробуйте сделать следующее: соберите небольшую группу таких детей или разного уровня развития и дайте им послушать старинную музыкальную пьесу. Это может быть Моцарт или Гайдн. Дети охотно слушают такую музыку, причем им очень нравится делать под нее плавные движения. Вот вы собрали несколько детей. Пусть они встанут в кружок. Дайте им послушать, например, медленную часть из «Маленькой ночной серенады» Моцарта и пусть они под эту чудесную и чистую музыку плавно двигаются по кругу. Почти все дети будут слушать музыку и двигаться. Редко кто из них не поддастся общему настроению. Впечатления у детей от таких занятий очень глубокие и их нужно сохранить в детской душе. Ребенок охотно об этом вспоминает, пытается что-то повторить, но истинную творческую радость получает только тогда, когда он делает это вместе с другими детьми. Этот феномен детства заслуживает глубокого изучения. И, конечно, музыка на первых порах не должна быть трагичной. Такую музыку можно слушать только в школьном возрасте, и то после определенной музыкально-тематической подготовки.

Такая работа с ребенком не пройдет даром. Вы увидите, что ваш ребенок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый.


Развитие слуха у детей первого года жизни

еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. и это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне - мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

в первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.

постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.

на 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.

а в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. в этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание и мелодий.

во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины - ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».

к 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию - улыбнуться.

в 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе - малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.

на третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. в ответ на разговор взрослого проявляется - радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. в этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.

к 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. малыш начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. реакция на обращения взрослого становится более бурной - малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.

в 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. в этот период детям очень нравится слушать музыку.

с 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. начинает улавливать интонацию голоса взрослого - похвалу, порицание, вопрос, запрет. повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают , из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.

в 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.

к 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.

к концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. появляются первые осознанные простые и облегченные слова - «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.

как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха

Материал к занятию.

Вольфганг Амадей Моцарт уже в 5 лет сочинял довольно сложные музыкальные произведения. Игорь Стравинский в 9 лет превосходно играл на музыкальных инструментах. Иоганн Штраус-младший и его четверо братьев с ранних лет увлеклись музыкой, все стали выдающимися и знаменитыми музыкантами-композиторами. Всё почему? Да потому, что все вышеупомянутые люди росли в музыкальной среде: Моцарт являлся сыном известного музыканта-педагога, отец Стравинского был певцом Мариинского театра, а Иоганн Штраус-старший известен на весь мир своими произведениями. И, кстати, отец Штрауса, ни в коем случае, не хотел видеть своих сыновей в качестве музыкантов, однако, Штраус-младший прятался, скрывался, но все же играл на скрипке. Если есть желание развивать слух у ребенка, то первым делом нужно окружить его музыкой. И пусть это будет не только классическая музыка, а совершенно разная. Причем дитё ещё в утробе слышит и запоминает то, что ему поют или играют. Поэтому беременные женщины могут ходить на музыкальные концерты, в оперу или в театр, чтобы ребенок учился улавливать настроения и эмоции мамы.

Для многих музыкальный слух представляется как нечто возвышенное, уникальное и непостижимое. Уже сегодня ученые доказали, что при наличии музыкальной среды, желания и умения к достижению цели можно достичь прекрасного музыкального слуха. К сожалению, сегодня все сложнее развивать музыкальный слух у детей, так как современный мир высоких технологий просто не дает этого делать. Ведь так легко включить телефон, ноутбук или телевизор и послушать музыку. Однако все сложнее напевать мелодии самостоятельно, без нажатия кнопок. Вспомните даже застолья и праздники 100 лет назад, - они, конечно же, не обходились без песен. А в послевоенный период и подавно. Поэтому первым условием развития музыкального слуха является исполнение песен. В младенческом возрасте - это колыбельные. Их стоит петь с выражением, лаской и определенной постановкой. Вряд ли ребенок будет воспринимать колыбельную при плохой подаче. То есть мама должна тоже обладать хоть негениальным, но слухом.

Музыкальным слухом, даже не подозревая об этом, в обыденной жизни человек пользуется постоянно. Например, различает голоса у собеседников, разные мелодии и песни. Можно определить, в каком настроении человек, как к собеседнику расположен. Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом.

Не стоит откладывать игру на музыкальных инструментах до 5-7 лет. Нужно с самого раннего детства показывать ребенку как многогранна, интересна музыка, каким образом звучат музыкальные инструменты. И выделять 30-40 минут в день для прослушивания музыкальных произведений, ведь дети так любят чему-то подражать. Все занятия по музыке лучше проводить в игровой форме, без навязывания и прочих хитростей, так как ребенок воспринимает в юном возрасте всю информацию через игру.

Важным способом в развитии музыкального слуха являются стихи. Да-да, именно они. Ритмические стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского или Сергея Михалкова прекрасно ложатся на музыку, поэтому стоит разнообразить день ребенка такими вот занятиями, а можно их петь и во время уборки, приготовлении ужина и других домашних дел.

А еще способствуют развитию музыкального слуха разные игрушки и специальные инструменты. Например, пианино, синтезатор, гитара, трещетки, ксилофон, барабан и многие другие детские игрушки могут быть полезными, дабы ребенок с самого раннего детства играл на таких инструментах, различал мелодии и сам увлекался процессом. Сегодня ни для кого не секрет - для успешного изучения иностранного языка необходимо иметь музыкальный слух, потому что он помогает правильно произносить слоги, ударения, растягивать слова и многое другое.

Когда ребёнок чуть подрастет (2-3 года), можно начинать ходить с ним на музыкальные представления, мини-концерты. Мальчикам и девочкам такое нравится. Как только малыш научился хоть немного разговаривать, стоит начинать с ним разучивать песни: веселые и грустные, быстрые и медленные.

Не стоит также забывать и про развивающие школы, в которых ребёнок не только учится общаться с другими людьми, читать и различать цвета, а и развивает музыкальный слух. Сейчас таких школ великое множество, поэтому выбрать подходящее заведение наверняка не затруднительно для родителей.

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что ребёнок - не робот, и не все рождаются и становятся вундеркиндами. Поэтому если сыну или дочке все же не нравится музыка, пение или танцы, то не стоит заставлять. Нужно выбирать ту музыку, которая нравится ребенку, ведь в любом направлении можно найти настоящий шедевр. Добрые мультфильмы, спектакли и представления с музыкой - вот то, что нужно маленькому человечку. В первую очередь ему следует показать, какой мир проникновенный, искренний, впечатляющий и благодаря музыке он становится еще ярче и насыщеннее. Необходимо развивать не только музыкальный слух, но и эстетический вкус, тягу ко всему прекрасному. И тогда жизнь такого ребёнка заиграет разными красками, и будет напоминать радугу, а не зебру.


Статьи по теме: Воспитание детей