Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История и традиции русской бани: краткий очерк. Когда на руси появилась баня, и что в ней делали

История и традиции русской бани: краткий очерк. Когда на руси появилась баня, и что в ней делали

Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.

Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока - Индии , Китае , Египте . В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари» . Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Баня в Средние века

Баня в Средние века

Общественные бани

«Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) её обнаружили в герцогском лагере» .

В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» - писал Джованни Бокаччо в «Декамероне ».

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер : «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз» .

В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» .

Личные бани

«Что касается бань - писал Ибн Джубайр в XII веке - то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада ) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, - около двух тысяч»

Описания русской банной практики оставили Иоганн-Георг Корб , Самуэль Коллинз , Станислав Немоевский .

Русская баня

История

Слово баня в письменных источниках встречается с ХI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане, вложенный в уста апостола Андрея :

И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород , и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись.

Самыми знаменитыми русскими банями являются «Сандуновские Бани». Основанные в 1808 году как общественные бани, продолжают свою деятельность до сих пор. Здания «Сандуновских Бань» являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. По приданию в них парился сам Наполеон вошедший в горящую Москву.

Типы русской бани

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:

  • Бани, отапливаемые «по-чёрному», рубятся по принципу «пятистенки» то есть имеют «саму баню» и «предбанник» разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани - тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться» то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. Плюс к этому после окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипятка, открывают дверь и выпускают «первый пар», так баня меньше «горчит». Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает.
  • Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри русской печи . Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани - «ла́зня».

Отрывки из книги «Русский пар» Г. Б. Добровольского:

Какою же должна быть парная камера русской бани? Прежде всего, она должна отвечать двум основным требованиям - иметь минимальный объём и обеспечивать при этом максимальный комфорт пользующихся ею людей. Первое требование обусловлено необходимостью хорошего управления её главными технологическими параметрами - температурой, влажностью и качественным составом паровоздушной среды. Второе - возможностью париться на полке, в положении лежа и легко осуществлять возможные банные процедуры, с помощью штатного массажиста или взаимно ухаживая друг за другом.

Финская баня

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», ничем друг от друга не отличаются.

Сухая сауна

Название не имеет отношения к финской сауне. Сухая сауна относится к типу суховоздушных бань. Благодаря низкой влажности сухая сауна переносится легче чем баня.

Римские бани

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «теплую комнату», которую римляни называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С - «калидриум» и «лакониум». После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

Римская баня

Турецкая баня

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет - сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну - офуро . Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки - юна - которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Банные традиции и этикет

Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живёт банник - дух бани.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит - не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим, местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

Пословицы и поговорки о бане

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня - мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый - про баню.
  • В баню ходить - тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить - что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня - помогла ему баня.
  • Баня без пара - что щи без навара.
  • В бане кости распаришь - тело исправишь.
  • В бане веник дороже денег.
  • В бане веник - всем начальник.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане помылся - заново родился.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей - это высказывание приписывают Петру Первому.
  • В бане генералов нет.

О бане - в литературе и искусстве

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства:

  • Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев , 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев , 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем , Бабой-Ягой , колдуном и т. д.): ср. Афанасьев , 202-205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении .
  • Лубочная картинка «Серебряницкие общие торговые бани». Редкий сюжет. Встречался в конце XVIII века.
  • Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется - «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
  • Стихотворение Самуила Маршака о бане положено на музыку бардом Александром Сухановым .
  • Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
  • Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты », «Особенности национальной рыбалки », «Особенности национальной охоты в зимний период ».
  • Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха как в Европе, так и - в последнее время - в России, в комплексе с бассейнами и тренажерными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи , холодная ванна, нередко также солярий и пр.

В Европе (в скандинавских и немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в общественных банях мужчинам и женщинам - включая детей - вместе, причем полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни или время только для женщин и только для мужчин). Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не связаны с сексом и сексуальностью.

См. также

Ссылки

  • Бани: галерея средневековых изображений. . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Фальковский Н. И. Бани и портомойни // Москва в истории техники . - М .: Московский рабочий, 1950. - С. 162-167.

Примечания

  1. Ведомость о китайской земле . - М .: Наука, 1961. - (Страны и народы Востока).
  2. Бродель Ф. Глава 2. Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. - М .: Весь мир, 2007. - Т. 1. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7777-0332-3
  3. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. - Петербургское Востоковедение, 2002. - 332 с. - (Памятники культуры Востока). - ISBN 5-85803-210-9
  4. Ибн Джубайр. Путешествие . - М .: Наука , 1984. - 296 с. - 5000 экз.
  5. Боккаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского. - М .: Рипол классик, 2001. - 744 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7905-0979-7
  6. Флетчер Дж. О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Пер. М.А. Оболенского. - М .: Захаров, 2002. - 169 с. - (Знаменитые книги). - 3000 экз. - ISBN 5-8159-0195-4
  7. Описание Московии при реляциях гр. Карлейля / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. - 1879. - Т. 5. - 46 с. - (Историческая библиотека).
  8. Корб И.-Г, Желябужский И., Матвеев А. Рождение империи . - М .: Фонд Сергея Дубова, 1997. - 544 с. - (История Дома Романовых в мемуарах современников). - 5000 экз. - ISBN 5-89486-003-2
  9. Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне / пер. П. Киреевского. - М ., 1846. - (Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских).
  10. Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков / Сост. М.М.Сухман. - М .: Столица, 1991. - 432 с. - ISBN 5-7055-1141-8
  11. Леонид Семенович Бретаницкий. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. - Наука, Глав. ред. восточной литературы, 1966. - С. 540. - 556 с.

    131. Ансамбль дворца Ширваншахов. Генеральный план (по обмеру С. Дадашева, М. Усейнова и др.)… 7.Дворцовые бани (XV)…

Славяне издревле пользовались банями для омовения тел и для ритуальных действий. Поэтому существует множество традиций и обычаев, связанных с русской баней.

Баня стала символом России наряду с водкой и матрешкой. Иностранцы до сих пор диву даются, когда видят, как парятся русские мужики, истязая себя вениками в жарко натопленной парной. А затем бросаются в сугроб или обливаются ледяной водой. Издревле славяне славились богатырским здоровьем и силой, потому что от всех недугов у них был один лекарь - баня.

История русской бани - когда появились первые бани.

История бани уходит корнями далеко в прошлое. Когда появились первые бани, не скажет никто, но они существовали с древних времен. А впервые описание русской парилки можно встретить в летописях монах Нестора в Х в. Можно выделить три разновидности русской бани: баня по-черному, по-белому и в печке. Баня по-черному была самой первой в истории русской бани, и считается наиболее целебной из всех разновидностей. В деревянной избе с низкими потолками топили печь, которая не имела дымохода. Весь дым шел в помещение, когда угар выходил, а угли прогорали, в бане можно было париться. При таком способе жар сохранялся надолго. Построить такую баньку можно было за несколько дней.

Бани по-белому требуют более основательного подхода к строительству. Печь здесь с дымоходом, топилась дровами, а сверху укладывались камни, с помощью которых регулировался жар и пар в бане. Такие бани до сих пор наиболее распространены и пользуются большой популярностью.

Также можно было устроить парилку и в русской печке. После протапливания из широкого устья печи вынимались угли, туда устанавливали шайку с водой, веник и прочие банные принадлежности. И человек мог спокойно помыться. Этот способ уже практически не используется, став историей бани.

Когда стали расти города, тогда появилась баня общественная.

Русская баня, традиции и правила постройки и затапливания

Построить и затопить баню было целым ритуалом. Для строительства стен и полков использовались определенные сорта древесины, чтобы в бане всегда был здоровый дух. Гладко обтесанные бревна подгонялись тщательно. А щели законопачивались мхом и глиной, чтобы целебное тепло не улетучивалось. По традиции русскую баню затапливали и подготавливали несколько часов. Топили печь, настилали душистое сено с ароматными травами и листьями на полки и пол бани, оно дарило целебный аромат и обладало массажным эффектом. Подготавливали веники из тонких веток различных пород деревьев, каждый из которых применялся для особого случая. Веники запаривались в травяных настоях или в квасе. Также хозяйки готовили для бани квас с добавлением ягод, трав, меда. Мыло в те времена стоило больших денег, и поэтому для мытья использовали специальные составы из муки и меда или из замоченной золы. Эти средства отлично очищали кожу от загрязнений, при этом не вызывали раздражения, и не отравляли местность вокруг бани.

Банные традиции на Руси

Окружена русская баня традициями и обычаями. Баня, как ни странно, считалась местом нечистым, обиталищем нечисти. Чтобы не упоминать всякую нечисть у русского народа и появилось выражение «Иди в баню!». Считалось, что в бане обитает родственник домового банник со своим многочисленным семейством. Духа бани задабривали. По традиции русской бани на Руси после строительства бани ему приносили жертву, закопав под порогом бани тушку черной курицы. При посещении бани, у духа испрашивали разрешения, и приносили ему подарки, а, уходя, благодарили.

Христианство не только не искоренило этих языческих поверий, но еще и выпустило официальные распоряжения, которые соблюдались вплоть до начала ХХ века. При посещении русской бани соблюдались традиции и правила. Так, в бане запрещалось вешать иконы, и даже нательные крестики рекомендовалось снимать перед походом в парилку. Утварь для бани не разрешалось заносить в дом. А после мытья необходимо было облиться водой или выкупаться в снегу. В банный день не ходили в храм. Поэтому нельзя было мыться в праздники и воскресные дни. Для бани выделялась суббота и четверг.

Обряды и традиции в бане

С баней связано и множество обрядов. Так, невеста перед свадьбой шла с подружками в баню, а на второй день после свадьбы молодожены вдвоем отправлялись в парную. Поход в русскую баню по традиции и правилам сопровождался песнопениями, ритуалами и особыми угощениями. Считалось, что соблюдение всех нюансов подарит молодым крепкую семью, много детей и здоровья.

Без бани не обходились и святочные гадания, когда девушки гадали на суженного. С помощью специальных ритуалов в бане можно было и приворожить парня. В бане женщины рожали на свет своих детей. Мужчинам в этот период категорически запрещалось входить в баню, только если это не лекарь, вызванный в случае осложнений. После смерти в бане обмывали усопшего перед погребением. Банные традиции сопровождали русских людей в течение всей жизни.

Баня для русского человека это больше чем просто помещение для омовения. Это место, где человек очищается от грязи духовной и телесной, выходя оттуда как бы заново родившимся человеком.

Первые бани на Руси

На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:

«...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».

Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а - мучение».

Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

Но некоторые исследователи утверждают и обратное - что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

На Руси в баню ходили все

В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Из летописи 966 г. мы узнаем:

В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани - «истобька». Наверное, образовано от слова - истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:

...«Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется... Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней».

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

"Почему урусуты здоровые и сильные?"

Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же - валялись в сугробах снега.

Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»:

«Бату хан метнул плетью на срубы:

Что делают эти безумцы?

Эти домики называют мыльни, - объяснил толмач. - Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем - окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того урусуты (русичи) такие сильные».

Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха - Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», - говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об "особенности" русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело».

Для людей, ведущих здоровый образ жизни, поход в баню является одним из важнейших составляющих поддержания тела в отличной форме. Но не многие знают, что русская баня разительно отличается от таких же заведений у других народов мира. Иностранцы, побывавшие в парной, не могут спокойно переносить повышенную влажность и битье березовым веником. «Заморские» гости часто интересуются: когда на Руси появились бани? И что заставляет людей так по-варварски истязать себя в небольшом жарком помещении?

От кочевых племен к князьям Киевским

Даже углубившись в изучение исторических летописей, невозможно точно сказать, когда появилась первая баня на Руси. Ведь еще кочевые племена скифов использовали специальные палатки из деревянных жердей, накрытых шкурами животных и с очагом посередине, для проведения ритуального очищения, да и просто мытья в походах.

Перед очищением на костре раскаляли добела камни, которые после поливали водой или отварами трав. А скифские женщины растирали на разогретых камнях веточки кипариса и кедра с водой. Полученную кашицу наносили на кожу и держали в течение дня. Смывали такую маску теплой водой на следующий день. Такая процедура способствовала не только очищению кожных покровов от грязи и воспалительных заболеваний, но и предавало ей неимоверно свежий аромат.

Деревянный сруб или каменные хоромы

Изучая работы ученые нашли данные о том, в каком веке на Руси появились бани. Монах пишет о том, что уже в 5-6 вв. племена славян использовали для мытья мыльни с горячим паром и вениками.

Языческие верования того времени отождествляли мытье в парной с очищением души и тела от скверны и единения с силами природы: с духами воды, земли, воздуха и огня. Все важные события в жизни человека того времени, от рождения до смерти, были тесно связаны с жаром черной мовни.

Долгое время баня звалась черной из-за дыма, скапливавшегося в помещении во время протопки. Только после того, как на Руси появились бани с дымоходом, они стали просто мыльнями. Само строение представляло собой деревянный домик с печью, с помощью которой и натапливали помещение до требуемой температуры.

Из-за того, что такое «хлипкое» строение легко воспламенялось, еще князь Владимир издал указ, которым повелевал строить бани у рек во избежание массовых пожаров. Когда на Руси появились бани из камня, точно неизвестно, но уже в середине 17 века существовали общественные парные в крупных городах.

Женские и мужские

Вплоть до правления Екатерины Великой помещения парных были общие как для женщин, так и для мужчин. В таких заведениях можно было не только помыться, но и пообщаться с другими людьми, услышать последние новости. В большом помещении могли находиться члены нескольких семей с детьми разного возраста, и такое поведение считалось нормой.

В каком году появились бани на Руси, разделенные по половому признаку? В 1743 году сенатский указ разделил помещение бани на две части: мужскую и женскую. С этого момента на территории мужской бани допускались особи другого пола в возрасте до семи лет, то же было и с женской половиной.

Роскошь или необходимость

На Руси парные были почти в каждом дворе, если позволяли его размеры. Раз в неделю, чаще всего в субботу, протапливали и мылись всей семьей. У тех же, кто не имел большого подворья и мыльни, была возможность посетить общие парные.

Такие заведения работали за небольшую плату, попариться мог любой желающий. Еще во время правления Владимира Красно Солнышко бани использовали для лечения различных хворей. А веком позже известный монах-врачеватель Агапий исцелял больных только баней и целебными травами. Следуя уставу святого места, все страждущие посещали купальни три раза в месяц.

«Наши» за границей

Когда на Руси появились бани, более-менее ясно. Но со временем русские парные стали модными и в других странах. А началось все с поездки Петра Великого во Францию. Сопровождавшие царя гвардейцы из-за длительного «ничегонеделанья» начали терять здоровье. Чтобы служивые люди не теряли форму, Петр распорядился соорудить на берегу Сены настоящую русскую парную.

Европейцы пришли в ужас, увидев на берегу реки раскрасневшихся от пара мужчин, бросавшихся в холодную воду. На что великий царь поведал о пользе для здоровья таких процедур.

Эмиграция русских во время революции также дала свои результаты: о существовании таких полезных для здоровья процедур узнала Америка, Англия и Африка.

Здоровье и долголетие

Когда на Руси появились бани, наши предки сразу же заметили их целебные свойства. После прогревания организм легко переносил различные нагрузки, легче восстанавливался после тяжелых болезней.

Татары, французы и другие народы долгое время считали, что благодаря именно такому «дикому» способу оздоровления русские мужчины имели крепкое здоровье и невероятную выносливость, а женщины славились своей красотой, молодостью и приятным цветом кожи.

Благотворно влияют на все органы и системы организма:

  • нервную систему (успокаивают и расслабляют);
  • сердечно-сосудистую (ускоряют кровообращение, в результате улучшается работа головного мозга);
  • дыхательную;
  • эндокринную.

Модное место

До начала 19 века «торговые» мыльни были местом для мытья и сбора сплетен. Но после постройки больших каменных зданий в центре больших городов - с отдельными кабинетами, уютными буфетами - бани стали основным местом, где предпочитали собираться представители знатных семейств.

Аристократы собирались в узком кругу для решения важных проблем, чтения литературы и простого отдыха. Вслед за русскими такие парные стали посещать и иностранцы.

Самыми известными «светскими» банями по праву можно назвать Сандуновские, которые в свое время собирали весь цвет аристократии. А на сегодняшний день этот объект является памятником архитектуры.

Новое время, новые бани

История появления бань на Руси долгая и захватывающая. Сегодня, спустя несколько столетий, настоящую парную сложно отыскать в больших городах. Все чаще жители мегаполисов отдают предпочтение зарубежным аналогам, которые не требуют использования веника, да и по температурному режиму значительно отличаются от настоящей русской парилки.

Финская сауна, турецкий хамам, римские термы пленили умы людей двадцать первого века. Новомодные тенденции, привитые славянам в погоне за здоровым образом жизни, идут вразрез с понятиями правильного существования в гармонии с природой. Не зря язычники 5-6 веков считали нормой очищать свое тело с помощью веничков именно в жарком и влажном помещении баньки и выпивать в процессе большое количество травяных настоев.

Когда вы видите в городе табличку «Русская баня», можете быть уверены, что ничего общего со старинным оригиналом не найдете. Такие заведения, обустраиваемые в квартирах или торговых центрах, больше похожи на сауны.

А вот получая предложение посетить загородную парную, не отказывайтесь. Именно там вы сможете ощутить настоящее единение с природой. Баня, протапливаемая дровяной печью, стоящая на берегу реки, подарит удовольствие и заряд здоровья, энергии на долгое время, произведет неизгладимое впечатление.

История славянских народов скрывает много тайн и загадок. Но благодаря летописям ученые разгадали уже множество тайн. Возможно, монголы были правы, и именно баня являлась средством для поддержания здоровья тела и духа у русских дружин несколько веков назад.


Первые письменные упоминания о банях на русских землях были найдены в записях Геродота. Этот эллин достаточно много путешествовал и побывал даже в Северном Причерноморье, посетил устье Днепро-Бугского лимана. Здесь он услышал легенду, которую запомнил и впоследствии записал.

Согласно легенде у греческого героя Геракла было три сына. Однажды отец предложил Агафирсу, Гелону и Скифу испытать свою силу, натянув лук, с которым мог справиться только он. Два старших отпрыска потерпели неудачу и только младшему - Скифу удалось совладать с луком отца. За это тот отдал ему во владение причерноморские степи. Конечно, это только легенда, но на найденной в скифском кургане возле Никополя серебряной вазе изображены люди могучего, богатырского вида, объезжающих диких степных жеребцов.

Скифские бани

Далее в своих записях Геродот переходит от легенд к описанию жизни потомков Скифа. Так он детально рассказывает о сооружениях, которые степные кочевники использовали для очищения. Они устанавливали три длинные палки, наклоняя их верхними концами друг к другу. Далее жерди обтягивали войлоком, а в центр ставили чан с раскаленными камнями. Это, конечно, очень отдаленно напоминает современное строительство бань под ключ , но принцип использования раскаленных камней сохранился и до наших дней.

Далее историк описывает, что скифы рассаживались вокруг чана и бросали на камни семена конопли. Согласно Геродоту от камней поднимался очень сильный пар, а кочевники наслаждались и при этом издавали громкие звуки от удовольствия. По заверениям историка, с эффектом скифской бани не может сравниться ни одна из тех, что ему довелось посетить в Элладе.

Геродот оставил упоминания о некоторых банных ритуалах скифов. Так они обязательно очищали себя паром после погребения усопших. А вот скифские женщины использовали для очищения состав, приготовленный путем растиранием на камне с углублением кусочков кипариса, ладана, кедра с небольшим количеством воды. Полученным «тестом» они обмазывались с ног до головы, смывая его только на следующий день. От этого кожа становилась чистой и приобретала приятный аромат.

Бани в славянских летописях

Русская баня достаточно часто упоминается в летописях X-XIII веков. Правда, называли ее тогда мовня, мовница, мовь, мыльня, влазня. О ее популярности в Древней Руси говорит тот факт, что побежденные племена нередко выплачивали дань … березовыми вениками.

Много интересного о банных традициях славян можно узнать из «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, жившим в XI - нач. XII века. Он упоминает об апостоле Андрее, который во время своих странствий посетил Великий Новгород. Здесь он лицезрел деревянные бани, в которых обнаженные люди хлестали себя вениками, а после окатывали холодной водой.

Достойно также внимания упоминание деяний внучки князя Владимира Мономаха - Евпраксии, жившей в первой половине XII века. Она с детства увлекалась народной медициной. Современники описывают, что княжна с помощью целебных трав и бани лечила не только знать, но и простых людей. Ее прозвали Добродеей, поскольку она «леками людям добро делала».

В пятнадцатилетнем возрасте Евпраксия была просватана за царевича из Византии. Переехав в Царьград, она выучила греческий язык и увлеклась чтением трудов знаменитых Гиппократа, Галена, Асклепиада. Со временем она стала выдающимся врачевателем, умело объединив знания греческих ученых и славянские традиции. Она всегда радела за чистоту тела, утверждая, что хорошая баня предохраняет от болезней, укрепляя тело.

Бани при Петре I

Русский царь Петр I был большим поклонником русских банных традиций. Даже пребывая в Париже (1718 г.), он приказал обустроить в одном из домов на берегу Сены баню для гренадер. Парижане были весьма удивлены, видя как разгоряченные солдаты бросались в реку, где плавали и ныряли. По мнению французов это было смертельно опасно для здоровья. Однако Петр I на опасения королевского гофмейстра Вертона ответил: «Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней».

А вот как описывает некто Берхольц банные традиции при дворе Петра I:

  • на полку укладывают сено, а поверх - чистую простыню;
  • на раскаленные камни льют воду необходимой «теплоты»;
  • затем парят тело березовыми вениками, которые раскрывают поры, усиливают испарину;
  • далее энергично скребут по коже пальцами, отделяя «нечистоты»;
  • после натирают все тело мылом, чтобы не осталось и следа грязи;
  • окатывают теплой либо холодной водой.

По утверждению оставившего это описание Берхольца мытье в бане очень приятно. После него «чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что царь не только чтил традиции русской бани, но стал родоначальником водолечебных курортов в России. Петр I распорядился разыскивать по всей стране «лечительные воды». Так в Карелии «молотовый работник» Иван Рябоев обнаружил источник возле Олонца. Оказалось, что его вода содержит большое количество железистых соединений, поэтому получила название «марциальной» в честь бога войны (а значит и железа) Марса.

Так как в петровские времена почиталась античная культура, то наряду с русскими банями царь приказал соорудить термы. По его указу в Большом дворце, что находился в Царском селе (ныне Пушкино) построили Холодную баню. Она являлась копией римских терм и была выполнена «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

На Руси бани использовались не только для очищения тела, но и в лечебных, оздоровительных целях. Так в архивах сохранилась запись от 11 мая 1733 года о том, что медицинская канцелярия выдала разрешение «завести в Москве лечебную баню». Ее владельцу предписывалось брать умеренную плату, а также запрещалось торговать вином, водкой и прочими горячительными напитками.

Мировое признание

После разгрома Наполеона и победного шествия русской армии по Европе, бани по нашему образцу начали строить в Швейцарии, Франции, Германии. Также оценить русские парилки в XVIII веке смогли жители Лондона и Нового Света.

Популярность русских бань постепенно растет благодаря особой организации в них пространства. Так у нас в одном помещении возможно сделать то, что турки и другие жители Востока делают в четырех и даже пяти комнатах. Также кардинально отличается способ подачи пара. В римских и турецких банях он образуется от поливания водой пола, под которым проходят горячие трубы. Это значительно усложняет регулировку влажности и температуры. Русские же бани лишены этого недостатка. Здесь пар образуется в результате испарения жидкости с раскаленных камней. Так что парильщик может легко и быстро создать себе нужные условия, просто плеснув воды или приоткрыв дверь.

Примечательно, что все методические пособия по физиотерапии признают русскую баню классическим методом теплолечения. А если добавить к теплу массаж березовым или дубовым веником, целебный пар из отваров лекарственных растений, обливание холодной водой, то получается идеальная процедура для оздоровления. Именно поэтому миллионы людей во всем мире используют самобытную русскую баню как средство для достижения бодрости, здоровья и отличного самочувствия.