Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Инфраструктура инновационной сферы: финансовый аспект. Инновационная инфраструктура: понятие и характеристика

Инфраструктура инновационной сферы: финансовый аспект. Инновационная инфраструктура: понятие и характеристика

Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др .

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

Комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

Правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

Комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

Правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры.

Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.

Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП. ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования. Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр, (ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство. Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Практически все ИЦ осуществляют информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, занимаются поиском партнеров, инвесторов и кредиторов, оказывают содействие внедрению современных технологий, проводят маркетинговые исследования, оказывают консалтинговые услуги. Но ни один ИЦ не осуществляет финансовую поддержку, которая крайне необходима для инновационных предприятий.

Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу.

Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации.

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Положение «О научно-технологическом парке» от 31.07.97 г. № 998 устанавливает порядок создания и ликвидации технопарков, определяет основные направления их деятельности. Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге результаты деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст.1 Закона РБ «О свободных экономических зонах»).

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" с последующими изменениями и дополнениями.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей.

Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Брест" - расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" - трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Центр трансфера технологий - организация, содействующая реализации инноваций (ст.7 Законопроекта РБ «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в РБ»). ЦТТ создаются в кооперации с научными организациями республики для организации потока новых технологий от научных центров республики в производство.

Инновационная инфраструктура - это совокупность элементов, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам. Другими словами, инновационная инфраструктура - это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, благодаря которым обеспечивается практическая реализация новой технологии

Цель инновационной инфраструктуры - обеспечение ускорения трансфера знаний и технологий.

Задачи инновационной инфраструктуры :

Информационное обеспечение;

Производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;

Задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции;

Содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов;

Проведение выставок инновационных проектов и продуктов;

Оказание консультационной помощи;

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.

В инноваци­онную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления ин­новационной деятельности от генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализа­ции наукоемкой продукции.

Инновацион­ная инфраструктура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций или их подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. К таким организациям относятся:

1) инновационный инкубатор - сложный многопро­фильный комплекс, как правило, занимающий отдельное здание и реализующий широкий перечень инновацион­ных и информационных услуг. Инкубатор предоставляет услуги сторонним фирмам в течение 2-5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубатор и начинают самостоятель­ную деятельность. Инновационные инку­баторы явились основой и ядром будущих технологичес­ких парков и технополисов.



2) технологический парк - это научно-производствен­ный территориальный комплекс, в состав которого входят ряд центров: исследовательский, инновационный, марке­тинговый, центр обучения и центр информационных тех­нологий. Функционирование технопарка основано на ком­мерциализации научно-технической деятельности и уско­рении продвижения инноваций в сферу материального производства;

3) технополис – представляет собой целостную научно-производственную структуру, создаваемую на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Он представляет собой конгломерат, состоя­щий из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм, внедренческих, венчурных и дру­гих организаций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет - генера­тор и носитель фундаментальной науки.

В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную и сервисную базу для создания условий, способствующих аккумуляции и распределению средств, а также оказанию широкого спектра специализированных услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов.

В Республике Беларусь развивается иннова­ционная инфраструктура как важнейший сегмент современной Национальной инновационной системы.

В целях повышения эффективности исполь­зования кадрового потенциала, материальных и финансовых ресурсов в научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь созданы на­учно-практические (технические) центры. Так, в системе НАН Беларуси их 5 (аграрный профиль), в Министерстве промышленности - 8.

В республике функционируют 22 центра коллективного пользования уникальным научным оборудованием и приборами (далее – ЦКП), в том числе 12 – в НАН Беларуси, 8 – в Министерстве образования и по одному - в Министерстве промышленности и Министерстве здравоохранения. Опыт деятельности ЦКП показывает, что в настоящее время они становятся наиболее эффективной организационно-правовой формой рационального использования имеющегося и приобретаемого уникального дорогостоящего научного оборудования.

Институтами НАН РБ создано 40 действующих малых инновационных предприятий. В технопарке ЗАО «Научно-технологический парк» при БГУ работает более 20 предприятий, областью деятельности которых является производство и выпуск наукоемкой высокотехнологической продукции.

В Республике Беларусь функционирует Парк высоких технологий, основной целью деятельности которого является обеспечение проведения разработок и внедрение современных технологий в промышленных и иных организациях, содействие созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отраслей экономики Республики Беларусь.

В НАН Беларуси показала свою жизнестойкость и эффективность образованная в 2002 году Инновационная ассоциация «Академтехнопарк» - некоммерческое объединение конструкторско-производственных и инновационных предприятий. Основными целями деятельности созданной ассоциации являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и содействие доведению их до потребителя на коммерческой основе. В структуру инновационной ассоциации «Академтехнопарк» входит Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), который создан в мае 2003 года в рамках Проекта ПРООН «Совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь» при участии ГКНТ, НАН Беларуси и ЮНИДО. Основными задачами деятельности инновационной инфраструктуры РЦТТ является оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов, создание и поддержание информацион­ных баз данных, обеспечение доступа клиентов РЦТТ к международным базам научно-технической информации и технологического трансфера, подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства.

РЦТТ оказывает услуги в области трансфера технологий более чем 30 государ­ственным организациям, малым и средним частным предприятиям, физическим лицам, среди которых НАН Беларуси, БГУ, БНТУ. При поддержке РЦТТ более 300 белорус­ских специалистов прошли подготовку в различных областях инновационной деятель­ности на национальных и международных семинарах, конференциях и выставках в Ав­стрии, Германии, Индии, Китае, Польше, России, Украине, Чехии. При поддержке РЦТТ в ноябре 2003 года в г. Минске прошло заседание группы экспертов ЮНИДО в области нанотехнологии, в котором приняли участие специалисты из многих стран ми­ра. Были рассмотрены области и опыт применения нанотехнологий в промышленно развитых и развивающихся странах, программа сетевого планирования UNIDO/IMAAC в технологической сфере, состоялось обсуждение проекта программы международного сотрудничества, определены возможные источники финансирования, рассмотрен во­прос о создании при поддержке UNIDO специализированного центра по наноэнергетике в г. Минске. РЦТТ подписано 11 соглашений по взаимодействию в области трансфе­ра технологий с организациями из Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи, Польши, России.

Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках «научных парков».

Первый такой парк появился в США в 1949 году на базе Стэнфордского университета (штат Калифорния). Идея была проста: сдать участок университетской земли в аренду действующим компаниям для размещения там их научно-исследовательских подразделений, которые объединялись с комплексом условий для развития научных исследований и разработок в областях передовых технологий из университетских лабораторий и исследовательских групп.

По аналогии с транспортной инфраструктурой можно сказать, что инновационная инфраструктура - это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее (как по «рельсам») добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя (рис. 9.3).

Рис. Состав инновационной инфраструктуры

Ключевые элементы инновационной инфраструктуры

1. Технопарковые структуры:

· научные парки, технологические и исследовательские парки;

· инновационные, инновационно - технологические и бизнес-инновационные центры;

· центры трансферта технологий,

· инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;

· виртуальные инкубаторы;

· технополисы и др.

2. Информационно-технологические системы:

· базы научной и технологической информации,

· технико-юридической и технико-экономической информации,

· другие базы данных.

Технопарковые структуры.

В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур. Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране.

Можно выделить основные три группы технопарковых структур:

1. инкубаторы;

2. технопарки;

3. технополисы.

Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.

Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Инкубатор как форма и элемент инновационной инфраструктуры находится в постоянном развитии, логику которого во многом помогает понять история возникновения и распространения инкубаторов.

Прародителем инкубаторов в сфере инновационной деятельности можно считать так называемые «творческие коммуны» архитекторов, дизайнеров, художников или мастеров народных промыслов. Эти коммуны, как правило, перестраивали занимаемые ими здания так, чтобы создать наиболее благоприятную для творчества и общения среду. Отличительной особенностью этих коммун, родиной которых считают Великобританию, является то, что они имели определенный набор услуг коллективного пользования.

Все инкубаторы, созданные и функционирующие с целью поддержки новых инновационных компаний, содействия инновационному предпринимательству, можно разделить на два основных вида. К первому относятся те, которые действуют как самостоятельные организации. Ко второму - инкубаторы, входящие в состав технопарка.

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

· предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений;

· осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;

· почтово-секретарские услуги;

· консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

· доступ к информационным базам данных.

В последнее время в связи с развитием электронного бизнеса, активным применением Интернет и других новых информационных технологий в производственной и управленческой практике выделяют как отдельный вид виртуальные инкубаторы или «инкубаторы без стен». Такие инкубаторы помогают оценить коммерческий потенциал инновационного проекта, рассматриваемого как основа для создания новой компании; провести соответствующие маркетинговые исследования; урегулировать отношения с материнской организацией (университетом, научно-исследовательским институтом и т.п.) по вопросам интеллектуальной собственности; разработать бизнес-план и общую стратегию бизнеса; найти партнерские организации, выступающие в роли поставщиков или потребителей инновационной продукции и т.д. Естественно, что «инкубаторы без стен» не предоставляют аренду помещений фирмам-клиентам. Однако достоинством виртуальной формы является то, что создание такого инкубатора по сравнению с традиционной формой сопряжено, как правило, с намного более скромными инвестициями.

Под технопарком подразумевается научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Кроме того, комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зданиях. Технопарки же обычно имеют и участки земли, которые они могут сдавать в аренду клиентским фирмам под строительство теми офисов или других производственных помещений.

Следовательно, технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, позволяющей предоставлять более широкий спектр услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:

· инновационно-технологический центр;

· учебный центр;

· консультационный центр;

· информационный центр;

· маркетинговый центр;

· промышленная зона.

Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например, услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и т.п. В состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.

Необходимо отметить, что парки как элемент инновационной инфраструктуры в разных странах получили разные определения. Если в России за ними закрепилось название «технологические парки» («технопарки») или «научно-технологические парки», то в США эти структуры называются преимущественно «исследовательскими парками», в Великобритании -«научными парками», в КНР - «научно-промышленными парками».

Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Целью строительства наукоградов и технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями.

В России есть немало достаточно успешных примеров создания и развития технополисов. Среди них - Пущино, Дубна, Обнинск.

Информационно-технологические системы.

Одним из ключевых элементов инновационной инфраструктуры многих стран являются информационно-технологические системы. Эти системы основаны на базах данных, содержащих самую разнообразную информацию о субъектах и результатах инновационной деятельности, включая информацию об инновационных продуктах, услугах, технологиях, научных и инновационных организациях, объектах интеллектуальной собственности и т.п.

Быстрое развитие Интернет - технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности. Использование телематических сетей для интерактивного удаленного доступа к базам данных информационно-технологических систем содействуют более эффективному осуществлению инновационных процессов.

Примерами успешного функционирования этого элемента инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы ARIST, CORDIS, EPIPOS, поддерживаемые странами Европейского Союза.

Так, научно-технологическая информационная служба ARIST - это информационный инструмент для получения сведений о существующих на рынке инновационных технологиях. Он используется для установления контактов инновационных организаций, обладающих соответствующей технологией, с потенциальными клиентами. ARIST предоставляет целый ряд информационных услуг, которые можно разбить на три группы:

· научная и технологическая информация для анализа того, какой стадии достигла определенная инновационная технология;

· технико-юридическая информация для анализа промышленной собственности (патенты, торговые марки, полезные модели, национальные и зарубежные технические стандарты), а также законодательства, нормативно-правовых актов разных стран;

· технико-экономическая информация, которая включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. В нашей стране положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.


Похожая информация.


Организационную, правовую и экономическую поддержку инновационной деятельности предприятия на различных уровнях и в различных формах обеспечивает инновационная инфраструктура.

Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, оказывающих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.).

Инновационная инфраструктура объединяет организации различных видов: консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникационные, юридические, образовательные, тренинговые и т.д. фирмы, инвесторов, посредников, научные и государственные учреждения, которые своей деятельностью охватывают весь инновационный цикл - от генерации научно-технической идеи до реализации нововведения.

Целью создания инфраструктуры является комплексное обеспечение инновационной деятельности субъектов хозяйствования, сохранение и развитие научно-технического потенциала страны в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурная перестройка, изменение номенклатуры изделий, создания новой продукции, новых производственных процессов.

Реализация соответствующих функций предполагает формирование комплекса взаимосвязанных элементов:

o системы информационного обеспечения, которая дает доступ к базам и банкам данных для всех заинтересованных независимо от форм собственности;

o экспертизы (включая государственную) инновационных программ, проектов, предложений, заявок;

o финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности на основе использования различных источников поступления средств: ресурсов предприятий и организаций, инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и др.;

o системы сертификации их продукции, соответствующие услуги в сфере метрологии, стандартизации, контроля качества;

o системы продвижения нововведений на региональные, межрегиональные, иностранные рынки, включая выставочную, рекламную, маркетинговую, патентно-лицензионную виды деятельности, защита интеллектуальной собственности;

o подготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.

Организационно объекты инновационной инфраструктуры могут быть представлены как:

o финансово-кредитные учреждения;

o зоны интенсивного научно-технологического развития (технополисы) инновационные парки;

o инновационные центры;

o инкубаторы (инновационные, технологические, инновационного бизнеса);

o консалтинговые фирмы, компании и др.

Опыт развитых стран показывает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру реализации нововведений, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и использует весь диапазон технологий создания и реализации инноваций.

Например. Япония ограниченные природные и земельные ресурсы, к тому же после Второй мировой войны ограниченность финансовых ресурсов, удаленность от рынков поставили Японию в довольно сложные стартовые условия по сравнению с другими странами. Удачная инновационная политика японского правительства помогла промышленности эффективно использовать этот фактор и быстрее других стран, которые владели существенными преимуществами, достичь высокого уровня конкурентоспособности, изменить приоритетные направления развития.

Во второй половине 1980-х годов и в 1990-е годы начался этап формирования новых функций университетов в национальных инновационных системах. Были созданы и развиваются различные центры передачи технологии - инновационные центры, технологические парки, инкубаторы новых технологий, способствующих отбора перспективных научных разработок и распространению новых технологий в пользу мелкого и среднего бизнеса. На этом же уровне были испытаны и во многих случаях оказались успешными другие формы взаимодействия между учеными и предпринимателями, например, венчурные механизмы финансирования.

Значительная часть таких центров было региональный характер, то есть создавались при активном материального и организационного содействия со стороны местной власти или по ее инициативе. Местная власть выделяла землю, сдавала в аренду на льготных условиях муниципальные здания для поддержки малого наукоемкого бизнеса, создание благоприятной инновационной среды. В результате научные парки и инкубаторы, по размаху создание которых США и Западная Европа не уступают друг другу, пожалуй, подчеркивают универсальность этой формы организации инновационной деятельности. их создание решило многие проблемы научно-технологической политики США и других стран, давая стимул новым инициативным людям, ученым и предпринимателям и повышая общий уровень кооперации различных секторов национальных инновационных систем.

Особое внимание в формировании эффективной системы инновационной инфраструктуры заслуживают учебные заведения. Так, университетам, которые возглавили мелкий наукоемкий бизнес или стали ведущими сотрудниками таких компаний, принадлежит особая роль в современном наукоми-СТКО предпринимательстве. Университет, особенно опытный, - это место, где все без исключения новаторы, изобретатели, успешные менеджеры наукоемкого бизнеса или учились, или проводили исследования.

Новая тенденция этого же направления, оказалась в 1990-е годы, - усиление коммерческого характера деятельности ученых и создаваемых ими структур. Если раньше равное значение имели информационные, консультативные, образовательные услуги, предоставляемые профессорами преимущественно на контрактной основе, то теперь все чаще ученые лично участвуют в создании компаний, в прямых инвестициях в бизнес (о портфельных и говорить не приходится, поскольку акциями различных компаний в США, например, обладают даже многие студенты). Профессор, создавший свое дело и привлекает студентов и аспирантов к работе в наукоемкой компании, - весьма распространенное явление.

С целью поддержки развития предпринимательских структур малого бизнеса, которые обеспечивают высокую благоприятность к инновациям, во многих странах распространение получила такая форма, как бизнес-инкубатор.

Бизнес-инкубатор - организационная структура, целью которой является формирование благоприятных условий для стартового развития малых инновационных предприятий путем предоставления им определенного комплекса услуг и ресурсов.

Таким фирмам в центрах-инкубаторах предоставляются многочисленные инновационные услуги, к которым, в частности, относятся:

o аренда помещений;

o прокат научного и технологического оборудования на определенный период;

o консультации по экономическим и юридическим вопросам;

o финансовые услуги;

o экспертиза инновационных проектов (научно-техническая, экологическая, коммерческая)

Практика показывает, что в конкурентной среде значительно больше инновационных малых предприятий выживают в пределах инкубаторов, чем вне их. Деятельность инкубаторов достаточно эффективна. их развитие не требует бюджетных ассигнований (возможно, за исключением минимальных средств в виде стартового капитала). Инкубатор, как правило, обеспечивает себя на принципах самофинансирования. Он заинтересован в том, чтобы малые инновационные структуры как можно скорее становились рентабельными (инкубатора гарантируется значительная доля в их будущих прибылях).

Доходы инкубатора состоят из трех основных источников:

1) арендная плата, полученная от клиентов за наем помещений;

2) продажа различных услуг;

3) участие в прибылях тех фирм, в которые инкубатор вложил в той или иной форме свои средства.

Продолжительность пребывания вновь фирмы в инкубаторе ограничивается трехлетним сроком. Считается, что за этот период фирме будет достаточно, чтобы стать способной самостоятельно решать хозяйственные проблемы.

Среди известных американских компаний, которые владеют специальными фирмами-инкубаторами для выращивания дочерних малых венчурных фирм, является "Дженерал электрик" и "ИБМ". их деятельность организована таким образом, что материнская компания финансирует значительную сумму расходов, связанных со становлением инновационной фирмы (80%), что дает возможность ей впоследствии полностью выкупить малую венчурную фирму и организовать на ее базе собственные опытно-экспериментальные, конструкторские или производственные подразделения. Бизнес-инкубаторы почти всегда имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность. Успешно функционируют бизнес-инкубаторы в Германии, Польше, Словаки, Чехии.

Опыт зарубежных стран показывает, что целесообразно формирование инкубаторов трех основных видов:

1. Некоммерческие инкубаторы - это те, что работают на основе привлеченных средств местных органов власти, которые заинтересованы в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Инкубаторы такого вида получают от арендаторов плату, которая значительно ниже (до 50%), чем в среднем по стране. Этого достаточно, чтобы содержать основной персонал, работающий в инкубаторе.

2. Доходные инкубатори- те, которые не предоставляют льгот, сдавая в аренду свое имущество. Это преимущественно частные бизнес-инкубаторы, численность которых растет. Они предлагают арендаторам широкий круг различных услуг, за пользование которыми получают соответствующую плату.

3. Инкубаторы, которые функционируют при академических институтах, высших учебных заведениях. Они выступают звеном, объединяющим в разработке нововведений научные учреждения и частный бизнес; оказывают эффективную поддержку предприятиям, которые намерены овладеть высокотехнологичную продукцию; проводят консультации ученых, исследовательскую и лабораторную базу, вычислительную технику, дают возможность пользования библиотекой и тому подобное. Арендная плата при этом достаточно высока.

Функции бизнес-инкубаторов постоянно расширяются. Развитие бизнес-инкубаторов начало во многих странах бывшего СССР. В Украине также созданы бизнес-инкубаторы при некоторых высших учебных заведениях и в регионах (при поддержке правительственных программ зарубежных стран). Так, по инициативе городской госадминистрации в поддержку инновационной деятельности В Киеве создан Киевский инновационный бизнес-инкубатор, в состав которого входят непосредственно бизнес-инкубатор как орган управления, координационные органы для обеспечения сотрудничества с местными органами власти; самостоятельные центры для обслуживания инкубированных фирм; сами фирмы.

Инкубированные фирмы занимаются инновационным проектированием и пользуются всеми льготами, предоставленными бизнес-инкубатором (льготные аренда помещений, получения сервисных услуг). Территориально они расположены в помещении бизнес-инкубатора, однако срок действия их пребывания в составе бизнес-инкубатора ограничивается двумя-тремя годами.

Инновационные бизнес-инкубаторы действуют при технических университетах Львова, Днепропетровска и Киева. В 1996 г.. В Ивано-Франковске создан Украинский-канадский бизнес-центр, который осуществляет основные функции бизнес-инкубатора.

Значительное развитие за последние десять лет получила научно-консультативный деятельность. Она имеет всеобъемлющий характер. Это консультативные фирмы, которые оказывают помощь по любым вопросам организации и управления, начиная с проблемы долгосрочного прогноза, разработки инновационных стратегий, организационных структур и заканчивая проблемами освобождения кадров.

Консультативные фирмы как организационная форма взаимодействия науки и практики возникли в 1970-е годы. С тех пор спрос на услуги консультативных фирм постоянно растет.

Консультация - это форма услуги фирме (организации) или человеку с целью анализа ситуаций и решения их и связанных с ними проблем. Консультации опираются не только на знания и опыт, а прежде всего на проведение конкретных и специализированных исследований.

Технологически эта работа охватывает следующие этапы: получив заказ, специалисты проводят общее ознакомление с фирмой или с проблемой, оценивают ее параметры, выбирают форму консультативной работы, заключают договор (контракт) на ее проведение, осуществляют диагностику управления инновационной деятельностью фирмы, разрабатывают рекомендации, проводят мониторинг их реализации.

Консультационная фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует опытную группу с учетом характера исследуемых проблем, особенностей проведения исследований, объемов работы. Часто консультанты выступают экспертами или арбитрами. Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко возникают такие потребности в консультативной деятельности, не рационально решать, привлекая внешних консультантов. Это бывает в условиях небольшого объема исследовательской работы, опасений относительно возможности раскрытия информации о состоянии фирмы, инновации или недоверия к консультативной фирмы и др. В таких случаях используются услуги внутренних консультантов, подготовку которых часто организуют фирмы.

Внутренними консультантами могут быть специалисты высокой квалификации, которые имеют определенный опыт и определенные личные качества, что позволяет им квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практические ценные рекомендации для решения проблемы. Главными факторами успеха их деятельности является объективность, профессионализм, знание, независимость и авторитет. Большие консультативные организации всемирно - это, например, "Мак-Кинзи", "Артур Д. Литтл", специализирующихся на предоставлении широкого спектра услуг, их называют "фабриками мысли».

Консультативные организации осуществляют консультации по таким направлениям управленческой деятельности:

o стратегическое развитие фирмы-клиента;

o разработка альтернативных решений управленческих инновационных проблем;

o обоснование оптимального варианта развития фирмы в том или ином направлении;

o формирование эффективных организационных структур;

o корпоративное планирование;

o организация исследования рынка;

o инженерно-конструкторские работы;

o технология исследования систем управления;

o проведение экспериментов, социометрических исследований, тестирования и т.

Виды консультативно-исследовательской деятельности могут быть разнообразными по степени и форме вмешательства в процессы управления, способами поиска оптимального соотношения фундаментальных и прикладных исследований, по развитию новой техники и технологии.

Лекция 3. ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

План:

3.1. Понятие инновационной инфраструктуры.

3.2. Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика.

Понятие инновационной инфраструктуры

Инфраструктура инновационной деятельности – совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов.

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (табл. 1).

Таблица 1 Общая схема инновационной инфраструктуры

Составляющие ИИ Вид организации
Производственно-технологическая Технопарк, центр коллективного пользования обору­дованием и др.
Консалтинговая Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, кон­салтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности
Финансовая Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды
Кадровая Система подготовки специалистов в области техноло­­гического и научного менеджмента; система повы­ше­ния квалификации персонала в области инноваций
Информационная Государственная система научно-технической инфор­мации, региональные информационные сети, Ин­тер­нет
Сбытовая Внешнеторговое объединение, специализированная посредническая фирма, Интернет, выставка

Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры (ИИ) могут решать лишь часть проблем, и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры.
Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу.

Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития.

1. Производственно-технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятсятехнопарки , инновационно-технологические цен­тры, технологические кластеры и др.

Технопарк (ТП) сдает свои площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая аренда. Кроме аренды, здесь на льготных условиях предоставляется также набор общих услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и пр.). Опыт работы ТП показывает правильность стратегии и ее высокую эффективность. Кроме того, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в ТП отсутствуют условия для ведения теневой деятельности.

Организация этих структур реализуется через обустройство территории, оснащенной необходимыми коммуникациями и производственной ин­фра­­структурой, где малые предприятия (МП) могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные пло­ща­ди. Другой вариант – организация ТП на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

В последнее время стала модной организация кластеров – совокупности предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями.

Центры коллективного пользования производственным оборудованием. Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве по этой причине оказывается отсеченным огромное количество малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

Организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству предприятий доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу российской экономики на инновационный путь развития.

2. Консалтинговая инфраструктура – это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтомуобеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности)представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах, ведь именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица.

Основные проблемы, которые стали проявляться с началом развития сети ЦТТ – отсутствие квалифицированных кадров для их комплектования. Если проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5–10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идет работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого количества центров транс­фера технологий, созданных с участием Роснауки.

Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга.
Поскольку обучение кадров – процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая информация в настоящее время доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Частично данная проблема может быть решена благодаря созданию сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Необходима работа по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия следует направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей.

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий.

Венчурное инвестирование , о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России. Следует отметить, что в последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов . В большинстве таких случаев слово «венчурный» в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу, большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах . Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт – один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки.
На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, поэтому без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом этих предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличение их доли с 0,3–0,5 % (в настоящее время) до сравнимых с показателями развитых стран.

В связи с этим создание действенной системы продвижения инновационной продукции российских предприятий на внутренний и мировой рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода российской экономики на инновационный вариант развития.

Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет ), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими внешнеторговыми организациями, обслуживавшими экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время: через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

Инновационная инфраструктура нуждается также в законодательно-пра­во­вой основе – своде законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использо­вания объектами рынка своего технического и экономического потенциала.

Вопросы для повторения