Входит в состав комплекса по производству товаров народного потребления и услуг. Одновременно это основная перерабатывающая отрасль в составе арго-промышленного комплекса (АПК). Пищевая промышленность более тяготеет к АПК, чем к комплексу по производству товаров народного потребления и услуг. Основное назначение этой отрасли - производство продуктов питания. Пищевая промышленность включает в себя свыше 20 отраслей. На территориальную организацию этой отрасли сильно влияет сырьевой и потребительский факторы. По характеру используемого сырья и принципам размещения отрасли могут быть объединены в следующие три группы:
Отрасли, ориентированные на источники сырья — сахарная, маслосыродельная, молочноконсервная, масложировая, плодоовощная, рыбоконсервная, спиртовая, крохмально-паточная и другие. При размещении этих отраслей учитывают затраты сырья на единицу готовой продукции. Как правило, эти отрасли ориентируются на необработанное сырье, и на предприятиях этих отраслей идет высокий его расход (например, при производстве сахара отходы сахарной свеклы составляют 85 %). К тому же многие виды сырья не подлежат длительной транспортировке и хранению.
Отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции , - хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, сахарорафинадная, макаронная и другие. Предприятия этих отраслей, как правило, используют сырье, уже прошедшее первичную переработку или производят скоропортящиеся продукты, поэтому их размещают вблизи населенных пунктов.
Третья группа – отрасли, ориентирующиеся как на сырье, так и на потребителя . Это мясная, молочная и мукомольная отрасли.
Приближение пищевой промышленности к сырьевым базам и местам потребления готовой продукции достигается в некоторых отраслях с помощью специализации предприятий по стадиям технологического процесса: первичная обработка сырья размещается вблизи источников сырья, а производство готовых изделий - в центрах потребления. Такое разделение технологического процесса можно наблюдать в табачной, чайной и винодельческой отраслях.
Важной отраслью пищевой промышленности является рыбная, которая отличается особенностью сырьевой базы и технологических процессов. Первичная обработка улова рыбы осуществляется в открытом море на крупных плавучих рыбозаводах, а затем на рыбоперерабатывающих предприятиях, расположенных на берегу.
Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигает 130 млн т в год, из которых 4/5 приходится на моря и океаны, а 1/5 на пресные водоемы.
В мирового морского рыболовства во второй половине 20-го века произошли большие изменения. «Эпицентр» этой отрасли переместился из северной (
Сейчас я часто вспоминаю давнюю школьную экскурсию, которая была посвящена работе пищевой промышленности. Там нам показали очень много интересного. И именно о том, чем занимается пищевая промышленность, мне хотелось бы сейчас рассказать.
Первое, что приходит в голову, когда мы слышим о пищевой промышленности, так это огромные цеха и заводы, производящие самые разные продукты. И эти представления весьма обоснованы.
Ведь сама пищевая промышленность представляет особую группу промышленных отраслей, задача у которых производить:
Пищевая промышленность имеет тесные связи с сельским хозяйством. Ведь оно является прямым поставщиком главного сырья.
При этом, одна часть пищевых промышленных отраслей больше тянется к сырьевым районам, а другая - к потребительским.
К тому же, все отрасли пищевой промышленности делятся на две главные группы. Первая группа имеет дело с необработанным сырьём (рыбная, крупяная, сахарная, консервная отрасль и так далее). А вторая группа, в свою очередь, занимается уже с прошедшим переработку сырьём (макаронная, кондитерская, хлебопекарная отрасль...).
Как уже было выяснено, отраслей у пищевой промышленности действительно много (и некоторые из таковых уже были перечислены). Но нельзя забывать и про другие отрасли. Например, стоит выделить такие промышленности:
Плюс некоторые другие. Но последняя в списке как раз и занимается созданием мыла и множества других чистящих средств.
Таким образом, вся пищевая промышленность - весьма многогранная и интересная область, без которой человечество ну никак не обойдется. .
Доклад о пищевой промышленности, кратко расскажет Вам об отрасли производства, которое занимается изготовлением продуктов питания.
Пищевая промышленность являет собой совокупность отраслей промышленности, которые производят, преимущественно, продукты питания.
Практически в каждом большом населенном пункте размещено предприятие подобного рода. Пищевая промышленность страны может быть международной специализации и удовлетворять потребности только населения государства.
Она имеет сложную отраслевую структуру: в нее включены не только те предприятия, которые производят продукты питания, но и те, которые изготавливают парфюмерно-косметические изделия и мыло.
Основное задание пищевой промышленности – это производство продуктов питания, благодаря которым ликвидируются различия в снабжении продовольствием населения через неодинаковые природные условия районов. В пищевой промышленности используют специальные микроорганизмы и грибки, позволяющие изготавливать консервы и пищевые концентраты. Они долгое время не портятся и пригодны в пищу.
Отрасли пищевой промышленности по характеру сырья, что используется при производстве, можно поделить на 2 группы:
В размещении промышленности имеются некоторые закономерности.
В — первых, ее размещение зависит от учета конкретных особенностей.
Во-вторых, предприятия, которые производят нетранспортабельную и скоропортящуюся продукцию, размещены в районах непосредственного потребления.
В-третьих, предприятия, которые перерабатывают сырье, не выдерживающее долгого хранения, и является нетранспортабельным, размещаются непосредственно в зонах производства сырья.
В-четвертых, около сырьевых баз размещают предприятия особой сырьеемкости. Это маслобойные предприятия и сахарные заводы.
Выделяют несколько отраслей пищевой промышленности. Это:
Надеемся, что сообщение на тему «Пищевая промышленность» помогло Вам подготовиться к занятию. А рассказ о пищевой промышленности Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Хлебопекарная и макаронная промышленность
В 1999 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 8,9 млн т или 108 % к уровню 1998 г. Хлеб и хлебобулочные изделия являются одними из основных, доступных по цене продуктов питания в рационе российских граждан. Хлебопекарная и макаронная промышленность по сравнению прошлым годом наращивала объемы производства.
Сохраняется значительный рост выпуска макаронных изделий на предприятиях г. Санкт-Петербурга (200 %), Псковской области (210 %), Тверской области (262 %), Московской области (226 %) и др. В настоящее время потребительский рынок обеспечивается макаронной продукцией отечественных производителей. Спрос на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворялся повсеместно, а использование мощностей предприятий не превысило 50 %.
Основной проблемой в работе хлебопекарной промышленности является продолжающееся ухудшение финансового состояния отрасли в целом, вызванного неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения бюджетных организаций, таких, как МВД, Минюст, Минобороны и Минздрав России.
Выработка макаронных изделий в 1999 г. составила 679 тыс. т или 122 % к 1998 г. В подавляющем большинстве регионов наблюдается стабильный рост отечественного производства, что связано с финансовым кризисом и сокращением импорта макаронных изделий. Значительное увеличение производства (с 34 тыс. т до 64 тыс. т) произошло в сентябре, когда его рост составил 188 % к предыдущему месяцу, что было вызвано ажиотажным спросом на макаронные изделия.
Производство муки на предприятиях мукомольной промышленности в1999 г. составило 12,2 млн т с приростом выработки продукции за год на 9 %. Третий квартал 1999 г. характеризуется устойчивым ростом выпуска готовой продукции на мукомольных предприятиях. В сентябре текущего года отмечался повышенный спрос населения на муку, особенно высоких сортов, что позволило многим предприятиям отрасли наладить ритмичную бесперебойную работу. Массовое поступление зерна нового урожая приостановило дефицит зернового сырья и в результате увеличился выпуск продукции в 1,5 раза. Гречневая и рисовая крупа - широко потребляемые виды круп.
Суммарная мощность предприятий мукомольной промышленности составила 20,3 млн. т в год. Однако коэффициент использования мощностей остается низким.
Мясная промышленность
Продуктами мясной гастрономии являются различные виды колбас, сосиски, сардельки, шпикачки, мясные деликатесы, ветчина, паштеты и др. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая овощам, фруктам, молочным и хлебобулочным изделиям.
Рынок мясной гастрономии отличается разнообразием - ассортимент продуктов здесь очень широк. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 г. на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2006 г. их число выросло до 5,5 тыс., т.е. на 10%.
Еще более внушительным за последний год стало увеличение числа продуктов на одну торговую точку – рост того ассортимента, который нужен потребителю. Так, количество разновидностей мясной гастрономии, представленных на выбор покупателей, увеличилось более чем на 25%.
Расширение ассортимента продукции мясной гастрономии происходит в торговых точках всех форматов. В меньшей степени это характерно для гипер-, супермаркетов и дискаунтеров, где выбор продуктов мясной гастрономии уже и так достаточно широк. Более быстрыми темпами увеличивается ассортимент в небольших продовольственных магазинах и павильонах. пищевой промышленность регион экономический
Структура потребления продуктов мясной гастрономии на протяжении последних двух лет остается достаточно устойчивой. Наиболее значительные изменения можно отметить в секторе колбасных изделий. Так, сократилась доля популярных и доступных по цене вареных колбас и увеличился удельный вес более дорогих полукопченых и сырокопченых колбас.
Эксперты мясного рынка считают, что крупные российские мясоперерабатывающие предприятия начинают терять свои позиции, а их место занимают молодые и быстроразвивающиеся компании. Так, еще два года назад никому не известная компания «Вегус» теперь занимает пятую позицию в рейтинге на московском рынке продуктов мясной гастрономии (5,9%). На 11-м месте – компания «Богатырь»(ее доля на московском рынке – 4,1%), которая еще год назад не входила в рейтинг 20-ти крупнейших компаний. Претендентами на лидирующие позиции на рынке стали - ТД «Рублевские колбасы и деликатесы», «Снежана», «Колбасный Дом Бородина», занимающие 12-ю, 13-ю и 14-ю позиции в рейтинге московского рынка.
В то же время Черкизовский мясоперерабатывающий завод потерял по сравнению с прошлым годом около 4% своей доли рынка, компания «Царицыно» переместилась на 6-ю позицию рейтинга, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат - на 7-ю, а Таганский мясоперерабатывающий комбинат - на 10-ю.
Данная тенденция соответствует прогнозам о том, что лидирующие позиции на рынке уже через 5-7 лет займут молодые динамичные компании, способные выводить на рынок бренды, ориентированные на конкретные группы потребителей.
По мере развития рынка потребности и ожидания потребителей все больше дифференцируются. Для производителей это означает раздробление рыночных сегментов и потребители к каждому из них имеют совершенно особые требования. Респонденты отмечают, что сейчас настало такое время, когда покупатели подбирают производителя по понравившемуся вкусу вырабатываемой им продукции. Данные области относятся к регионам, обеспечивающим потребности других областей. Число областей, в которых ощущается дефицит изделий мясной гастрономии местного производства, значительно превосходит число регионов-поставщиков. Наибольшими экспортными потенциалами располагают области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, при этом в остальных округах России отмечается недостаток внутреннего производства.
Такая ситуация объясняется концентрацией крупных мясокомбинатов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Крупные мясокомбинаты имеют значительное преимущество перед региональными предприятиями в виде развитой системы маркетинга: изучение рынков сбыта, разработка стратегии продвижения, наличие национальных брендов, ценовое позиционирование продукции, предназначенной для реализации в регионах, которая позволяет им вытеснять с региональных рынков местных производителей.
В условиях конкуренции с лидерами рынка региональные предприятия не полностью используют свои мощности и очевидные для них преимущества: лояльность потребителя к местным производителям, возможность работать на собственном сырье, т.е недооценивают собственные потенциалы развития.
Во многих регионах на долю изделий мясной гастрономии местных производителей приходится всего от 15% до 30% емкости рынка, остальные объемы принадлежат лидерам отрасли. При этом 40-60% населения регионов отдают предпочтение продукции местных производителей. Таким образом, в ряде областей возникает ситуация, когда мясокомбинаты, не имея собственных стратегий развития, отдают до 30% рынка конкурентам. С ростом объемов импортных изделий увеличился объем экспорта.
Увеличение объемов импортных изделий мясной гастрономии объясняется ростом спроса населения на нее.
Увеличение экспорта свидетельствует о том, что изделия ведущих российских мясоперерабатывающих комбинатов пользуется популярностью за рубежом, и предприятия налаживают связи с зарубежными фирмами по сбыту части своей продукции.
В 2006 г. в Россию изделия мясной гастрономии поставляло 30 государств. На долю 7 стран - отправителей колбасных изделий за период январь-октябрь 2004 г. приходилось 81 %.
Изделия мясной гастрономии в Россию поставляют в различном ассортименте. Основную долю в объеме импорта занимают сосиски и сардельки в вакуумной упаковке, вареные колбасные изделия, поступают из Польши, Финляндии и Германии, а грудинка и бекон сырого копчения - из Бельгии.
Молочная и маслодельная промышленность.
Молочная и маслодельная промышленность получила развитие в советское время с ростом численности городского населения. Предприятия по производству цельномолочной продукции – молока, сметаны, творога, кефира – созданы во всех экономических районах и промышленных центрах России.
В 1999 г. произошло снижение по сравнению с 1998 г. производства отдельных видов молочных продуктов, что связано прежде всего с сокращением поголовья коров.
В молочной промышленности основной причиной снижения выработки продукции является сокращение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и уменьшение поступления его на промышленную переработку. Производство молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 81 регионе Российской Федерации.
Продолжающееся уменьшение объемов поставки сырья на промышленную переработку не позволило предприятиям молочной промышленности в 1999 г. стабилизировать производство молочных продуктов и обеспечить его рост. Ресурсы для промышленной переработки в 1999 г. уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3 % (767 тыс. т) и выработка масла животного составила 257 тыс. т, или на 18 тыс. т меньше, чем в прошлом году, цельномолочной продукции - 5421 тыс. т или на 47 тыс. т больше, чем в 1998 г.
В этих условиях многие предприятия принимают меры по максимальному вовлечению сырья в промышленную переработку, комплексному и рациональному его использованию, выпуску более конкурентоспособной продукции с улучшенным качеством и товарным видом, более длительным сроком хранения.
Ежегодное сокращение объемов производства молочных продуктов отрицательно сказывается на экономических и финансовых показателях работы предприятий молочной промышленности.
Особенно остро ощущается дефицит оборотных средств в период сезона массовой переработки молока, когда имеется возможность дополнительного привлечения сырья для увеличения производства молочных продуктов. Задолженность предприятий молочной промышленности только сельхозпроизводителям за сырье (молоко) на 1 июля 1999 г. составила 5,2 млрд. руб.
Производство цельномолочной продукции в России в последние годы продолжает увеличиваться. В 2002 г. прирост объемов продукции составил 10,95 %, в 2003 г. - 5,07, в 2004 г. - 2,96 %.
В табл. 1 представлен выпуск цельномолочной продукции в перерасчете на молоко в 2004 г. в разрезе федеральных округов страны.*
Таблица 1
Федеральный округ | Производство цельномолочной продукции в перерасчете на молоко | ||
2004 г | К 2003 г., % | Доля региона, % | |
Всего по России | 8723398 | 102,96 | 100,00 |
Центральный | 3162045 | 104,03 | 36,25 |
Северо-Западный | 1026383 | 101,73 | 11,77 |
Южный | 877507 | 102,62 | 10,06 |
Приволжский | 1769527 | 100,80 | 20,28 |
Уральский | 685809 | 104,20 | 7,86 |
Сибирский | 1002059 | 104,07 | 11,49 |
Дальневосточный | 200068 | 103,87 | 2,29 |
Всем федеральным округам удалось превзойти показатели предыдущего года.
Среди особенно отличившихся можно отметить Центральный, Уральский и Сибирский, которые обеспечили при рост выпуска молочных продуктов по сравнению с 2003 г. более чем на 4 %. Самые крупные районы-производители молока и молочных продуктов - Центральный и Приволжский округа, суммарная доля которых в общем объеме производства молочной продукции России превышает 56 %. На рис. 1 представлены доли основных регионов-производителей цельномолочной продукции в общероссийском выпуске за 2004 г.
Рыбная промышленность.
Представляет собой сложный набор предприятий, учреждений и организаций. Под рыбопромышленным комплексом понимается сочетание взаимосвязанных и взаимообусловленных производств и учреждений по добыче рыбы и морепродуктов, их переработке и сопутствующих производств. В состав рыбопромышленного комплекса входят: рыболовецкий флот, ремонтные и портовые базы, рыбоперерабатывающие предприятия, рефрижераторно-складское хозяйство, тарные и сетевязальные предприятия, научно-исследовательские институты рыбного хозяйства. Широкое развитие получило рыбное хозяйство и во внутренних водоёмах. Это развитие оказалось невозможным без комплексных рыболовно-мелиоративных работ. Пищевая промышленность больше чем другие отрасли связана с сельским хозяйством, так как получает от него сырьё (зерно, молоко, картофель, сахарную свёклу, морепродукты, мясо, фрукты и др.) и входит в состав агропромышленного комплекса. Большое значение имеют межотраслевые связи пищевой промышленности с машиностроением, энергетикой и другими отраслями промышленности.
Современная наука обладает большими возможностями для увеличения производства продовольствия, в том числе – повышения плодородия почв, использования биологических ресурсов морских вод, широкого применения солнечной энергии и достижения селекции и генетики для улучшения сортов сельскохозяйственных культур и выведения более продуктивных пород животных, увеличения ассортимента товаров, более качественной и безопасной для здоровья населения обработки сельскохозяйственного сырья при производстве продуктов питания. Наличие потребителей продукции пищевой промышленности и разнообразие сырья обусловливают повсеместное распространение предприятий этой отрасли. Пищевая промышленность состоит из отраслей двух категорий, различных по масштабам и по характеру размещения. Одна группа производств пищевой промышленности – предприятия сахарной, маслодельной, винодельной, крупяной, чайной, консервной и рыбной промышленности – размещается ближе к источникам сырья. Например, мясокомбинаты создаются в местах, где развито скотоводство, так выгодно перевозить мясо, а не скот. Заводы по производству рыбных консервов размещаются в портовых городах. Другая группа производств пищевой промышленности – предприятия хлебопекарной, макаронной, кондитерской, пивоваренной промышленности – размещаются в основном в местах потребления продукции (в крупных населённых пунктах). Таким образом, развитие и размещение предприятий пищевой промышленности определяется: размещением населения, специализацией сельского хозяйства и, условиями транспортировки готовой продукции. Разнообразие сырья и наличие потребителей пищевых продуктов обусловливают повсеместное распространение предприятий пищевой промышленности. Но в одних местах они обслуживают нужды местного населения, в других – создают продукцию для многих районов страны.
Ликёроводочная промышленность
Производство спирта-сырца из пищевого сырья в 1999 г. составило 63 млн дал, что на 33 % выше, чем в 1998 г., водки и ликероводочных изделий - 128 млн дал, что на 44 млн дал больше, чем в 1998 г.
1993-1997 гг. характеризуются снижением производства спирта и ликероводочных изделий. Это связано с тем, что российский рынок захлестнула волна импортной водки и спирта.
Резкий спад производства спирта и ликероводочных изделий вызван тем, что Федеральный закон установил акциз на спирт для производства алкогольной продукции в размере 80 %, что привело к увеличению цены в 5 раз. Не имея оборотных средств, предприятия практически были остановлены.
Чайная промышленность
Активное формирование рынка чая в России происходило в начале - середине 90-х гг. Чайными центрами с представительствами крупнейших поставщиков чая в Россию выступили Москва и Санкт-Петербург. Региональные компании, находящиеся в крупных городах России, выступили дистрибьюторами ведущих фирм.
Кризис 1998 г. сказался на рынке чайной продукции. Несмотря на рост цен, продажи чая в период с сентября по декабрь 1998 г. выросли, что было в основном связано с оттоком покупательской активности от других напитков (кофе, соки). При этом наблюдалась следующая закономерность - снижались объемы продаж листовых сортов чая, дорогих элитных сортов и рос спрос на гранулированный чай, более дешевый и менее качественный. Гранулированный чай осенью 1998 г. занимал 80-90 % всех объемов продажи чая (по данным аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг», 1998 г.).
На рынке появляются чаи из Кении. В начале мая 2002 г. в Россию приезжала делегация Kenya Tea Development Agency (KTDA Ltd) - крупнейшего кенийского экспортера чая. Руководство KTDA Ltd рассматривало Россию как один из перспективных рынков сбыта из-за значительного увеличения потребления пакетированного чая.
Кенийцы вели переговоры с компаниями «Орими Трейд», «Золотой слон», «Май», «Гранд». Покупать кенийский чаи выгодно - он дешевле цейлонского и почти не уступает ему в качестве. Но использовать его российские фасовщики были намерены как составляющую для купажных сортов. Позиционирование этого чая как отдельного продукта требовало крупных вложений в рекламу.
Современный рынок чайной продукции имеет свои особенности; выделяются уже не отдельные страны-производители, а конкретные марки чая.
Российский рынок чая сегодня значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему продаж (см. рисунок), входят два российских оператора: ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) и ОАО «Компания «Май» (Москва), а также две международные компании; Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever (Великобритания-Нидерланды). Марки чая крупнейших производителей представлены в табл. 1. (по данным аналитического отдела РИА «РосБизнесКонсалтинг», 2006 г.)
Соляная промышленность
Соляная промышленность насчитывает в своем составе 10 предприятий по добыче поваренной соли. В 1999 г. объемы добычи поваренной соли составили 3182 тыс. т, или 144 % к отчету 1998 г. При этом имеющиеся мощности использованы лишь на 40 %. Причиной слабого использования мощностей является уменьшение количества заключенных договоров поставки соли на производственные нужды для предприятий химической, энергетической, металлургической и других отраслей промышленности.
Для улучшения работы отрасли в 1992 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации "О развитии производства поваренной соли", где были предусмотрены необходимые меры по созданию дополнительных мощностей. Однако, начиная с 1995 г. централизованные капитальные вложения, финансируемые из Федерального бюджета для пищевой и перерабатывающей промышленности, не выделяются.
Пищева́я промы́шленность - совокупность производств пищевых продуктов в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а такжетабачных изделий, мыла и моющих средств. В системе агропромышленного комплекса пищевая промышленность тесно связана ссельским хозяйством как поставщиком сырья и с торговлей. Часть отраслей пищевой промышленности тяготеет к сырьевым районам, другая часть - к районам потребления.
Промышленность безалкогольных напитков
Винодельческая промышленность
Кондитерская промышленность
Консервная промышленность
Макаронная промышленность
Масложировая промышленность
Маслосыродельная промышленность
Молочная промышленность
Мукомольно-крупяная промышленность
Мясная промышленность
Пивоваренная промышленность
Плодоовощная промышленность
Птицеводческая промышленность
Рыбная промышленность
Сахарная промышленность
Соляная промышленность
Спиртовая промышленность
Табачная промышленность
Хлебопекарная промышленность
Транспорт - важная отрасль единого народнохозяйственного комплекса страны особая сфера материального производства. Его назначение - перевозка грузов пассажиров. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не производит готовой продукции, но увеличивает ее стоимость. При этом как бы продолжается процесс материального производства, но уже в сфере обращения с конечным его завершением. Продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только в том случае, когда он доставлен потребителю.
Транспорт - совокупность путей сообщения, транспортных средств всех видов, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс -размещения людей и грузов различного назначения.
Транспорт классифицируют по принадлежности и средам пространства на группы, показанные на рис. 2.
Кроме того, наземный транспорт включает в себя: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, вьючный, гужевой и др. Водный транспорт включает в себя морской и речной транспорт. Данные виды транспорта образуют Единую транспортную систему (ETC).
А" транспортным средствам относят: автомобили, подвижной железнодорожный состав, суда, летательные аппараты, трубопроводы и др.
еверо-Западный федеральный округ (СЗФО) расположен на севере и северо-западе европейской части России и включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: республики Карелию и Коми , Архангельскую , Вологодскую , Мурманскую , Ленинградскую , Новгородскую , Псковскую , Калининградскую области, Ненецкий автономный округ , город Санкт-Петербург . Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.
СЗФО занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря. Площадь округа составляет 1677,9 тыс. кв. километров - 10,5% территории России. В СЗФО проживают 14484,5 тыс. человек, из которых городское население - 11844,6 тыс. человек (81,8%). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей - городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе - 8,6 человека на 1 кв. километр. Национальный состав неоднороден: большая часть населения - русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы. Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки - Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы - Ладожское и Онежское. В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия. Специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск. В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое - по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое - по объёмам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне. Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта СЗФО (Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет. Ведущее место в хозяйственном комплексе округа принадлежит промышленности, в которой занято свыше 23% от общей численности занятых в экономике и около 37% работающих в основных отраслях материального производства. Заметную роль в структуре занятости играют также торговля и общественное питание, строительство и транспорт. В структуре промышленного производства, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (более 9% всей промышленной продукции), чёрная металлургия (почти 13%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 11%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 15%), а также пищевой (около 17%) промышленности.