Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главные герои главе княжна мери. Анализ фрагмента главы «Княжна Мери

Главные герои главе княжна мери. Анализ фрагмента главы «Княжна Мери

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Задачи и тесты по теме "Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Анализ главы «Княжна Мери» Урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Цель урока: проанализировать главу, объяснить её кульминационное значение Ход урока История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа М.Ю.Лермонтов №п.п. 1 Деятельность учителя, Вступительное слово учителя: Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. Ещё Александр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характер Евгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэт показал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формирует характер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традицию Пушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказывает автор, то Григорий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан с разных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложного характера. В этом смысле Лермонтов был новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно Деятельность учеников. поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. 2 портрет Григория Александровича с некоторыми психологическими замечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые «не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Портрет настолько красноречив, что перед нами встаёт зримый образ человека, много пережившего и опустошённого. Анализ восприятия прочитанного. Вновь ворошить давно -Почему, прекрасно зная, что штабспрожитое, вспоминать капитан ждёт его на ужин, жизнь в крепости, Бэлу, Печорин не пришёл? он не -Почему он сухо подал руку старику, когда тот хотел. Дружеских чувств к готов был броситься ему на шею? старику (как, впрочем, и к - Почему даже не поговорил с бывшим кому-нибудь другому) не приятелем? испытывал. - Но зачем ему это?. - Так зачем же? Повесть эта разжигает Однако ответа на наше любопытство к эти вопросы здесь мы найти не можем. главному герою, Познакомившись с Григорием порождает вопросы о Александровичем Печориным из причинах формирования рассказов других людей, мы понимаем, что такого характера. имеем больше вопросов, чем ответов. Проверка домашнего задания: Во второй повес ти, где действие происходит уже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет. - Какую портретную характеристику даёт повествователь герою? 3. 4 Анализ главы «Княжна Мэри».(комментированное чтение) Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большую ценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свой внутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделал Печорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической по характеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время пути на Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств, свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главному герою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный круг честных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен. «Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа. Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинство поставленных нами вопросов. 5 Чтение и анализ главы « Княжна Мэри» -почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его? Печорин баёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина? На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья? -почему Печорина раздражает Грушницкий? 6. -Почему, на ваш взгляд, Печорин сошелся с Вернером? молодой человек в душе поэт характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях Да, он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой не выносит. В докторе его привлекает скептицизм и материализм, а также то, что в душе тот поэт. - можно ли эти отношения назвать дружбой? 7 Дневник Печорина мне не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк К добру и злу постыдно равнодушны... ...И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. 8 Способен ли Печорин на настоящую любовь? если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери? Конечно, Печорину нравятся эти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие от молодого человека: у него есть дело, ведь он врач. Оказывается, нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы. А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучит её. 16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания 9 Анализ эпизода дуэли. -каким предстаёт перед читателями Печорин в эпизоде дуэли?. 10 -Почему же повесть «Княжна Мэри» играет центральную роль в восприятии образа Печорина? развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим. Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двух повестях) проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. 11. Вывод. «Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», 12 Дом.задание.: 1.ответить письм. На вопросы: -Способен ли Печорин на настоящую любовь? -какие черты характера проявляет Печорин во время дуэли? Читать главу «Фаталист».

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнил преподаватель русского языка и литературы

Гавришев Павел Александрович

Тверь

2013

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий учебным отделом

И.Моряков

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : Использование элементов технологии критического мышления при анализе повести М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Дать представление о психологическом романе, о понятии «диалектика души».

    Проанализировать содержание повести «Княжна Мери».

    Познакомить с философскими концепциями, необходимыми для понимания замысла романа.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ :

    Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное в художественном произведении.

    Развивать умения грамотного и свободного владения речью.

    Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления читателя.

    Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

    Повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.

    Развивать творческие способности и образное мышление c уворовцев.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ :

    Воспитывать гуманное отношение к человеческой личности.

    Содействовать осознанию специфической особенности литературы, отражающей мировоззрение автора и особенностей исторической эпохи.

    Содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

    Воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность.

    Формировать культуру общения на уроке.

    Воспитывать интерес к русской литературе.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: комбинированный.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

демонстрационно-компьютерный комплекс, тексты романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация к уроку.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ :

    Особенности психологического романа.

    «Система» Печорина».

    Оценка «системы» Печорина.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ : 2 урок (9 40 – 10 25 ).

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : кабинет русского языка и литературы № 121.

Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература)

Гавришев П.

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

Компетенции

Технология критического мышления

1.Организационный этап Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение преподавателя. Подготовка взвода к работе.

2.Рефлексия деятельности

Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: самоопределение; смыслообразование;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия

ИКТ + технология развивающего обучения

1.Актуализация знаний

Актуализация темы урока через познавательную деятельность обучающихся..

2.Формирование знаний, умений и навыков

Учебно-познавательные: межпредметная связь (русский язык, литература, история, МХК);

коммуникативные: выступать с устным сообщением;

общекультурные: знакомство сособенностями национальной и общечеловеческой культуры; информационные: владеть навыками работы с учебниками, словарями

Технология проблемного обучения

Организация закрепления знаний

Формирование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Со Содержание урока

Время

Работа суворовцев

Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока

1 учебный вопрос. Особенности психологического романа.

Слово преподавателя.

Герой нашего времени” - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Запись в тетради :

Психологический роман - разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.

Слово преподавателя .

Сведения из биографии Лермонтова говорят о том, что он еще со времен обучения в Благородном пансионе и вплоть до окончания обучения в Московском университете изучал философию, как и все образованные люди своего времени.

В частности, критики признают, что на его творчество оказал огромное влияние журнал «Московский вестник» - философско-эстетический журнал с повышенным интересом к немецкому романтическому движению, к немецкой философии.

Э.Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель и др. – наиболее известные и популярные философы-современники М.Ю. Лермонтова.

Вопрос. Откуда у писателя в столь молодые годы такое знание психологии человека, его слабостей и особенностей характера, продемонстрированные в романе «Герой нашего времени»?

Ответ. Личный жизненный опыт и умение использовать знания, почерпнутые из книг известных современников. Наиболее ярким оказывается совпадение высказываний героя романа и цитат из философского труда А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819 г.)

Анализируя повесть, мы возьмем лишь одну линию сюжета, связанную со взаимоотношениями Печорина и женских персонажей, воссозданных Лермонтовым на страницах «Княжны Мери». Отношение к женщинам в 19 веке очень сильно отличалось от современного, поэтому не удивляйтесь тем высказываниям, с которыми нам придется познакомиться.

Задание взводу:

По стилю определить, какому из двух авторов принадлежат высказывания, выявить смысловые сходства и различия.

    Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной. Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины.

    Женщины более мужчин оказывают к несчастным сострадания, а потому и более человеколюбия и участия, зато уступают им в деле справедливости и добросовестности.

    С тех пор как поэты пишут и женщины их читают, их столько раз называли ангелами, что они, в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплементу…

    Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный рассудок мужчины…

    Между мужчинами существует от природы простое равнодушие, между женщинами уже природная враждебность… уже при встрече на улицах они смотрят друг на друга, как гвельфы и гибеллины.

    Что женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу? … нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-либо, надо довести их до того, чтоб они убедили себя сами…

Ответ. 1, 3, 6 высказывания принадлежат перу М. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»). В этих высказываниях прослеживается желание показать различие между типичными психологическими портретами мужчин и женщин.

Слово преподавателя. В 18 – 19 веке равенства между мужчиной и женщиной не мыслилось, женщине отказывали и в уме, и в порядочности, и даже в красоте, наделяя ее коварством, хитростью, лицемерием. Женщина – существо «низшего ранга». Поэтому Печорин среди дам не ищет друга. Это стыдно!

    Учебный вопрос. «Система Печорина».

Слово преподавателя.

Сегодня мы попытаемся проанализировать повесть, исходя из понимания того, что в ней больше психологизма, чем острого сюжета. Мы попытаемся разобраться в чувствах героев и в мотивах их поступков.

Исходя из личного опыта, Печорин приходит к выводу, что женщинами можно манипулировать, управлять их чувствами, чтобы покорять их сердце, одерживать верх в любовной игре (чем сильно напоминает Евгения Онегина). Играя чувствами женщин, как клавишами музыкального инструмента, он добивается необходимой ему «мелодии».

Отношение Печорина к дамам, к сожалению, не единично, в этом он скорее похож на современное ему большинство, которому внешне противостоит.

Необходимо проанализировать отношения главного героя и княжны, в рамках которых и действует печоринская «система» - система, благодаря которой в течение одного месяца он смог добиться пылкой любви неопытной девушки. Поняв суть этой системы, мы сможем попытаться разобраться в психологии главного героя, её противоречивости.

Ведь именно противоречия внутри самого героя (конфликт Печорина с самим собою) являются яркими признаками жанра психологического романа. Без подобного конфликта психологический роман не мыслим.

Задание взводу:

Проанализировать поступки Печорина по отношению к княжне, рассмотреть «систему» в действии, попытаться объяснить ее суть (подтвердить текстом).

Ответ .

Первое правило «системы» - стать центром внимания людей, дать повод для разговора, стать интересным для окружающих, но не входить в круг общения обольщаемой дамы, дабы разжечь искру интереса в ее сердце (чтение отрывка из романа).

Втрое правило – вызвать в сердце дамы чувство досады, заставить думать о себе, может быть, даже причинив какую-либо неприятность, исходя из принципа, что даже ненависть ближе к любви, чем равнодушие (чтение отрывка из романа).

Третье правило – проявить интерес, вдруг выделить даму среди всех. Если возможно, оказать какую-либо услугу, требующую от мужчины мужества и т.д. И не искать благодарности, вызвав удивление резкой сменой отношения (чтение отрывка из романа).

Четвертое правило – смеяться над всем на свете, особенно над чувствами. Добиться женского изумления, испуга (чтение отрывка из романа).

Пятое правило – лишить избранницу своего внимания, избегать ее общества, заставить женщину засомневаться в своих чарах (чтение отрывка из романа).

Шестое правило – рассчитывать на женское сострадание, чувство, которому так легко поддаются все женщины (чтение отрывка из романа).

Седьмое правило – рассчитывать на первое прикосновение, которое решает дело – это начало страсти (чтение отрывка из романа).

Восьмое правило – добиться того, чтобы женщина была недовольна собой, обвиняла себя в холодности. «Это первое и главное торжество», «Завтра она захочет вознаградить вас. Я все это уже знаю наизусть – вот, что скучно».

Вопрос взводу. Рад ли Печорин тому, что «система» в очередной раз «сработала»?

Ответ. Разочарован.

Читатель убеждается в том, что Печорин – знаток души человеческой. Он способен вызывать в людях нужные ему эмоции. Печорин, говоря современным языком, психолог. Нам как читателям дана возможность следить за зарождением страсти в души молоденькой княжны, дана возможность разобраться в мотивах, которыми руководствовался Печорин, ухаживавший за неопытной девушкой.

Вопрос взводу. Ради какого весьма опасного чувства всего этого добивается Печорин?

Ответ. Ради удовлетворенной, насыщенной гордости.

Печорин сам анализирует свои поступки и обозначает их причины и мотивы. Подобный анализ свойственен жанру психологического романа, поскольку на обозрение выставляется «жизнь души человеческой», «внутренний мир человека». Более тщательно описывается не то, что сделал главный герой, а то, что его подвинуло к подобным действиям.

Вопрос взводу. Зачем Печорин столько времени и труда тратит на столь неблаговидное дело, в чем причина его поступка?

Ответ.

1. Зависть.

«Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться; и вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нем отличившую другого, … который бы не был этим поражен неприятно».

2. Желание показать княжне Мери и Грушницкому истинное положение вещей.

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно…»

3. Желание борьбы, страдание от скуки, поиск развлечений.

3 Учебный вопрос. Оценка «Системы» Печорина.

Мы смогли понять причины, подтолкнувшие Печорина к решительным действиям, смогли понять его психологию, но не вынесли оценки его поступкам.

Вопрос взводу. Как мы должны оценить «систему» Печорина с точки зрения морали, если в результате своего «подвига» Печорин высказывает следующую мысль?

(«И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку; а у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъяснимое наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого звания»)

Ответ. Система Печорина превращает людей в механизмы, омертвляя, убивая чувства в нем самом. Главный герой полон противоречий, раздирающих его душу. Он сам готов броситься к ногам княжны и просить у нее прощения, но не делает этого. И для читателя все равно остаются тайной причины многих поступков Печорина.

Слово преподавателя. И вроде бы здесь надо поставить точку, выяснив, что Печорин – это собранье пороков в полном их развитии, но что-то при чтении романа заставляет сочувствовать герою, и в момент дуэли мы переживаем за Печорина, не желая ему смерти. Значит, герой не совсем понят нами. Остается желание разобраться в сути характера, представленного на обозрение читателям.

Вопрос взводу. Почему Печорин, зная, что принесет страдания княжне Мери, продолжал свои действия, не испытывая особенных угрызений совести?

Ответ. Как один из вариантов ответа вспоминаются слова Печорина о будущей собственной смерти от злой жены. Речь идет о предсказании, услышанном главным героем в детстве. Но вряд ли это является истинным объяснением причины. Возможно, главный герой видел перед собою девушку, кавалером которой быть никогда не хотел (считал ее избалованной излишним вниманием, пустой и напыщенной светской красавицей). Возможно, Печорин намеренно причинил ей страдание.

Слово преподавателя. Мы и современники Лермонтова по-разному относимся к такому понятию, как «страдание». В чем же разница?

А. Шопенгауэр называет страдание «ближайшей и непосредственной целью нашей жизни». Для современников Лермонтова страдание – чувство наиболее глубокое, чем радость, радоваться жизни немодно, глупо, пошло. Печорин уверен, исходя из этого, что запоминается женщинам именно потому, что причинил им страдание.

«Может быть, - подумал я, - ты оттого именно меня и полюбила: радости забываются, а печали никогда…

Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего не дал мне, кроме страданий» (разговор с Верой).

Слово преподавателя . Напрашивается сам собою странный вывод. Печорин хочет, чтобы его любили, и видит единственный путь – приносить страдания любимому человеку. Современники Лермонтова считали, что страдания очищают душу человека, делают его лучше, возвышеннее.

Подобные парадоксы свойственны жанру психологического романа (то, что, на первый взгляд, кажется скверным и злым, может оказаться справедливым и человечным, и наоборот…)

Вопрос взводу . Верно ли, что княжна Мери после «истории» с Печориным стала другой, стала лучше? Опишите, какой она была до знакомства с Печориным.

Ответ . Да. Ее душа, испытав страдания, стала способна к глубоким чувствам. Она смотрит на мир другими глазами.

Вопрос взводу . В чем истинная причина такого состояния души, такого мировоззрения главного героя и многих его современников?

Вывод (записывается в тетради).

Созданная обществом прослойка дворян, не знающих, чем себя занять, искусственна. Лишения и нужды их не коснулись, единственный путь для жизни души – страдания. Скука гнетет их.

Приведем в пример слова известного немецкого философа А. Шопенгауэра:

«Работа, беспокойство, труд и нужда есть, во всяком случае, доля почти всех людей в течение всей жизни. Но если бы все желания исполнялись, едва успев возникнуть, - чем тогда наполнить человеческую жизнь, чем убить время? Если бы человеческий род переселить в ту благодатную страну, где в кисельных берегах текут медовые и молочные реки, … то люди частью перемерли бы со скуки… частью воевали бы друг с другом, и резали, и душили бы друг друга, и причиняли бы себе гораздо больше страданий, чем возлагает на них природа».

Роман «Герой нашего времени» не может быть полностью понят читателем, если тот не почерпнул определенных (необходимых) знаний из психологии и философии, если читатель сам не способен глубоко чувствовать.

Особенностью жанра психологического романа является то, что писатель рассчитывает на подготовленную читательскую аудиторию, на ее познавательный интерес, на её стремление разобраться не только в сути характеров главных героев, но и, прежде всего, в себе самих.

4.Подведение итогов урока . Выставление оценок.

5. Задание на самоподготовку

Письменно ответить на вопрос: «Почему Печорин во время дуэли не пощадил Грушницкого?»

2 мин

3 мин

10 мин.

15 мин.

10 мин.

3 мин.

2 мин.

Рапорт ЗКВ.

Приветствие взвода.

Анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели урока

Анализируют слайды презентации, делают выводы, обобщают.

Осмысляют, сопоставляют, анализируют, делают выводы

Работают в тетрадях

Слушают. Делают записи в тетрадях

Слушают, анализируют, делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы

Выполняют задания преподавателя, реализуют творческое задание

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Записывают в тетради.


Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература) П.Гавришев

Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные события в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в пять часов утра (кстати, в пять часов утра герой возвращается домой и в конце повести, не догнав свою возлюбленную — Веру). Таким образом, начало повести «Княжна Мери» связано с утром и надеждой на обновление, которое Печорин ожидает найти в любви и дружбе, конец — с разочарованием и потерями, в которых, по мысли Лермонтова, повинен не только сам герой, но и ошибки, свойственные всем людям.

В произведении пять главных героев: Печорин, Грушницкий и доктор Вернер, княжна Мери и Вера. Отношения между ними распределены следующим образом: у Печорина с двумя героями сложились доверительные отношения, это «конфиденты» — Вера и доктор Вернер (именно они в конце повести покидают Печорина), двое других выступают как противники героя, «оппоненты» — княжна Мери, любви которой добивается Печорин, и Грушницкий, соперничающий с ним и способный на убийство (в финале Печорин оставляет княжну Мери и убивает Грушницкого на дуэли). Таким образом, сюжет повести формирует любовный конфликт как соперничество (Печорин — княжна), подчинённость (Печорин — Вера), конфликт вражды-дружбы как ненависть (Печорин — Грушницкий) и уступчивость (Печорин — доктор Вернер).

Центральная интрига повести «Княжна Мери» состоит в стремлении Печорина обольстить княжну Мери, влюбить её в себя. Поведение Печорина в отношении девушки традиционно считается эгоистическим и безнравственным, а отношение к Вере — использованием её любви к нему. На обычном, бытовом и отчасти психологическом уровне подхода к сюжету эта точка зрения оправданна. Однако поскольку Лермонтов через этот сюжет решает не только вопросы житейской морали, но и глубинные проблемы, связанные с пониманием сущности любви, то при осмыслении повести нужно не обвинять героя или оправдывать его, а постараться понять, какие именно проблемы поднимает автор и какую идею стремится выразить. Так, в записи Печорина от 3 июня мы читаем: «Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь», и это замечание героя говорит о его сомнениях относительно истинной любви.

Обращает на себя внимание сходство последних фраз Грушницкого и княжны Мери, обращённых к Печорину. Грушницкий говорит: «Я себя презираю, а вас ненавижу», а княжна Мери: «Я вас ненавижу». Складывается впечатление, что цель интриги Печорина в отношении бывшего юнкера и молоденькой княжны в том и состояла, чтобы услышать слова ненависти. Финал повести, безусловно, связан с фразами, произнесёнными Грушницким и Печориным в её начале. Грушницкий, приняв картинную позу, громко говорит по-французски, чтобы его услышала княжна: «Мой милый, я ненавижу людей для того, чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом»; Печорин отвечает ему также по-французски похожей фразой: «Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить, ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой». Из этих высказываний следует, что основные чувства, обозначающие в повести отношения между людьми, — это презрение, ненависть, любовь.

Повесть Лермонтова «Княжна Мери» написана по законам драмы, как если бы предназначалась для постановки на сцене. Дневниковые записи, которые ведёт герой, напоминают театральные явления, природный ландшафт — театр, ключевые места действия (колодец, квартира Печорина, горы) — декорации сцены. Названы также жанры разыгрываемых спектаклей: комедия, фарс, мелодрама. Текст повести выполнен в двух литературных формах: дневник и воспоминания. Дневниковые записи охватывают все дни повести, и только последние три дня приводятся в виде воспоминаний, представляющих события как трагедию жизни Печорина: он теряет всё, на что надеялся, — любовь и дружбу.

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.