Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дворец советов проект образец архитектуры эпохи тоталитаризма. Дворец советов — утопический проект ссср

Дворец советов проект образец архитектуры эпохи тоталитаризма. Дворец советов — утопический проект ссср

Дворец Советов СССР - неосуществлённый до конца грандиозный архитектурный проект Советской эпохи, работа над которым велась в 1930-е и 1950-е гг; величественное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Дворец представлял собой символ нового, грандиозного, прекрасного социалистического общества на месте старого, сгнившего, жестокого капитализма.

Дворец должен был стать центром «Новой Москвы».

Конкурс

Дворец Советов СССР. Проект архитектора Б. Иофана

Идея сооружения Дворца возникла в , когда собрался Первый съезд Советов. Несмотря на то, что здание так и не было достроено, работа над его проектом послужила мощным толчком для развития отечественной архитектуры, родился новый стиль, получивший название «сталинский классицизм». Именно Дворцу Советов пророчили титул лучшего здания всех времён и народов, он должен был украсить Москву, объединив все высотные здания в единый комплекс. Как говорил Луначарский, здание задумывалось не только как «вместилище необычайно многочисленных, соответственных нашей истинной демократии, народных собраний, но и для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве - красному центру мира, - зримый архитектурный центр».

В 1931 был объявлен конкурс проектов Дворца Советов, которому суждено было стать очень масштабным и, к тому же, интернациональным: в соревновании приняло участие более 270 коллективов: 160 работ представили на конкурс архитекторы-профессионалы, более 100 проектов поступило от обычных граждан, 24 разработки прислали на конкурс граждане других государств.

Несмотря на обилие конкурсных работ, окончательное решение комиссией принято не было: ни один из проектов полностью требованиям не удовлетворял, а большинство разработок не выдерживало даже поверхностной критики и было похоже на что-то несуразное: многих вещей не учитывали, страдал идеологический аспект, часть конкурсантов имела отдалённые познания в архитектуре и на лавры победителей попросту не могла претендовать.

Среди реальных претендентов на успех выделилось несколько групп архитекторов: «классики» (И. Жолтовский и его сподвижники), конструктивисты (М. Гинзбург, И. Голосов, П. Голосов и др.), Б. Иофан и его последователи. Совет строительства Дворца Советов деликатно заметил в своём постановлении: «…не предрешая определенного стиля, совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».

Проектирование ДС СССР продолжили: в 1932-1933 гг. было выполнено 22 проекта, и в финал вышло 5 групп архитекторов. 10 мая Совет строительства Дворца Советов постановил:

Особое постановление «О проекте Дворца Советов»

  1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.
  2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.
  3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов.
  4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Великая стройка

Строительство Дворца Советов в самом разгаре

В 1939 году группа зодчих закончила планирование, и началось воплощение этой грандиозной идеи в жизнь. Восемнадцатый съезд ВКП(б) постановил закончить строительство к концу третьей пятилетки, то есть к 1942 году.

Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В. И. Ленина), предполагаемый объём равнялся семи с половиной миллионам кубических метров! Объём пирамиды Хеопса, к примеру, только два с половиной миллиона кубометров - в целых три раза меньше. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли. Количество материалов для строительства поражало, одного только гранита для облицовки нужно было 300 тысяч квадратных метров!

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Опыт во воплощению подобных идей в жизнь уже имелся: великолепно зарекомендовали себя скульпторы С. Меркуров, украсивший канал имени Москвы парой фигур Ленина и Сталина, и И. Шадр, поставивший статую Владимира Ильича на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Грузии. Брался в расчёт и опыт по созданию Статуи Свободы.

Именно Меркурову доверили соорудить огромную статую Ленина для Дворца Советов. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн - почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира - Родина-мать в Волгограде. Иофан в своём первом проекте хотел поставить памятник не на крышу, а рядом со зданием, сам же Дворец Советов планировал разделить на две части с огромной башней между ними. На вершине должна была стоять статуя рабочего с факелом. Идея же здания как постамента для фигуры В. И. Ленина принадлежит итальянцу А. Бразини. Такая мысль понравилась, и Совет строительства Дворца Советов решил установить статую на крыше.

Самому Иофану такая идея не понравилась, и он всячески старался избежать установки памятника на вершине, потому что в этом случае его творение, здание Дворца Советов, становилось бы лишь постаментом и не обращало бы на себя пристального внимания - все бы восхищались статуей. Да и климат Москвы не совсем подходил для такого архитектурного решения: полгода статую скрывали бы низкие облака. Под давлением соавторов, Гельфрейха и Щуко, Иофан уступил, и фигуру Ленина всё же поместили на крышу.

Начало строительства Дворца Советов. 1930-е гг.

Конечно же, немалую роль в развитии проекта Дворца Советов играл И. В. Сталин, однако даже он сомневался, каким именно сделать этого колосса. Архитекторы во главе с Б. Иофаном создали два схожих равноправных проекта, и было не понятно, какой же из них должен воплотиться в жизнь. Впрочем, основы были одними и теми же, так что строительство началось без проволочек.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств:

Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу.

Ресурсы, отложенные на строительство Дворца Советов, были востребованы для восстановления государства после жестокой войны. К тому же, начиналась «холодная» война, и нужны были немалые силы и средства на создание атомной бомбы. Какой смысл в грандиозном здании, если противник, обладающий атомным оружием, может смести всю страну с лица земли? Кто тогда полюбуется шедевром советской архитектуры? Было ясно, что возведение величественного сооружения откладывается на неопределённый срок. Несмотря на это, при Совете министров СССР ещё несколько лет существовало управление строительства ДС. Потом оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт разработок Дворца Советов. Пройдёт ещё какое-то время, и Управление займётся строительством телевизионной башни в Останкино.

Критика

После смерти Сталина проект Б. Иофана активно критиковался, и новый конкурс проектов Дворца Советов, организованный при Хрущёве, убрал великого зодчего с арены. Ничего не добился и другой выдающийся архитектор Жолтовский - он тоже не отвечал «современным требованиям». В шестидесятых годах о детище Иофана писали следующее:

Подчинение внутреннего пространства Дворца высотной форме здания-постамента послужило источником очень серьезных противоречий и недостатков в его композиции. Богато отделанные, грандиозные по размерам помещения Дворца не были бы удобными для использования. Размещение помещений в ярусах огромного пирамидального объема затрудняло бы их загрузку, связь и эвакуацию, оборудование и освещение. Преувеличение объема здания повлекло бы за собой неоправданные затраты труда и материалов при его возведении и увеличило бы стоимость эксплуатации. По опыту строительства в Москве, эксплуатация высотных зданий обходится государству ежегодно в миллионы рублей. Скоростные лифты, насосные устройства, подающие воду на несколько сот метров вверх, дополнительные затраты на отопление, на проведение ремонтных работ и т. д. значительно повысили бы ежегодную стоимость эксплуатации Дворца Советов. <…> Недостатком Дворца в проекте 30-х годов является также отсутствие связи этого здания с окружением. Для строительства Дворца Советов был выбран участок вблизи Московского Кремля. Вместе с тем его композиция была задумана без учета архитектуры исторически сложившейся центральной части Москвы. Дворец Советов находился бы в резком противоречии с окружением из-за грандиозности своих размеров, сверхмонументалъности форм, уникальности строительных материалов. Следует особенна подчеркнуть исключительную немасштабность этого сооружения, имеющего форму монумента, неслыханно преувеличенного по размерам. Выстроенное, оно подавляло бы гигантской величиной своих форм приблизившегося к нему зрителя, равно как и все окружающие его сооружения. На большом расстоянии оно выглядело бы значительно меньше своего действительного размера, неузнаваемо изменяя панораму Москвы. <…> Композиция Дворца не отвечала в полной мере требованиям того времени, когда она была задумана, ни тем более изменившимся требованиям последующих лет. Этим объясняется отказ от старого проекта и объявление нового конкурса по новой программе.

В безуспешном строительстве обвинили Сталина, в 1956 году Хрущёв выдал знаменитую фразу: «Сталин проявлял неуважение к памяти Ленина. Не случайно Дворец Советов, как памятник Владимиру Ильичу, решение о строительстве которого было принято свыше 30 лет тому назад, не был построен, и вопрос о его сооружении постоянно откладывался и предавался забвению. Надо исправить это положение и памятник Владимиру Ильичу Ленину соорудить». Несмотря на жёсткую критику старого проекта и его организаторов, ничего более достойного новый конкурс так и не выявил, а здания ни при Хрущёве, ни после него страна так и не увидела.

Конкурс Хрущёва был неграмотно организован: архитекторы не получили чётких требований, не учтены были здания будущего центра Юго-Западного района, точного места для строительства Дворца Советов выбрано не было. Предлагалось два участка: участок рядом с ГЗ МГУ и в трёх километрах от университета. Таким образом, перед архитекторами была поставлена чрезвычайно сложная, с массой ограничений на структуру проектов, задача: помимо того, что точного места строительства фактически не знали, необходимо было уместить несколько грандиозных сооружений на довольно маленькой площади. Поэтому нет ничего удивительного в том, что победитель так и не был назван, а его сооружения Москва так и не дождалась.

От проекта века остался только фундамент, который используется сейчас Русской Православной церковью. Располагаясь под Храмом Христа Спасителя, бетонный бункер содержит в себе множество тайн, добраться до которых, однако, не так-то просто. Ранее основание Дворца Советов служило городу иначе: круглый фундамент, получивший свою форму благодаря очертаниям Большого зала, был большим круглым бассейном «Москва». Согласно легенде, такую функцию для опоры Большого зала строителям подсказали… дожди, частенько заливавшие бетонное кольцо водой.

3D модели

Существуют модели Дворца советов, изготовленные в 3D редакторах. Вот они:

5 декабря 1931 г. был взор-ван храм Христа Спасителя. Незадолго перед этим объявили международный конкурс на проектирование главного здания страны - Дворца Советов, место под которое расчистил взрыв храма.

Новая власть, новая идеология, глобальный замах на тотальное счастье человечества требовали адекватного воплощения в сооружении, которое было бы «видно со всего мира».

Конкурс вызвал всенародный отклик: эскизы с идеями Дворца Советов присылали школьники и рабфаковцы, активные пенсионеры и жилтоварищества. Только профессиональных архитектурных проектов было 160, из них 24 - от зарубежных мастеров. Несмотря на большое число блистательных работ, Совет строительства, объявив итоги второго тура, присудил победу проектам Б. Иофана, И. Жолтовского и американца Г. Гамильтона . Все три победителя представили проекты помпезных, тяжеловесных сооружений, восходящих к стилю ампир. При этом были проигнорированы яркие, современные проекты братьев Весниных , архитекторов немецкой архитектурной школы «Баухауз», самого, пожалуй, популярного в мире мастера Ле Корбюзье .

1920-е гг. оказались в СССР временем триумфа конструктивизма - нового стиля, в котором архитектурный образ создаётся минимальными средствами. Постройки Константина Мельникова, Ильи Голосова, Моисея Гинзбурга, тех же братьев Весниных , смелые проекты Татлина и Эль Лисицкого успели снискать мировую славу новому советскому зодчеству. И вдруг - демонст-ративный отказ от этих завоеваний, программное возвращение к «большому стилю» империи.

Разочарование архитектурной общественности было столь велико, что мировые лидеры нового зодчества написали удивлённые письма на имя Сталина, которого наивно именовали президентом. Международный конгресс современной архитектуры, объединявший передовых мастеров, намечал в 1933 г. собраться в Москве в четвёртый раз, но итоги конкурса на Дворец Советов побудили отказаться от этой затеи. Как обескураженно писал Луначарскому Ле Корбюзье , «народ любит королевские дворцы».

Проект Дворца Советов архитектора Бориса Иофана. Фото: РИА Новости / Михаил Филимонов

Отказ от революционных архитектурных идей в пользу традиционных был не первым. Примерно так же завершился конкурс на Красный стадион на Воробьёвых горах. Сильнейшим в конкурсе на Дворец Труда признали конструктивистский проект братьев Весниных, но почему-то присудили ему не 1-е, а только 3-е место (видно, чтобы не ориентировать всю советскую архитектуру на новый стиль), к реализации же проекта так и не приступили. В конкурсе на здание Центрального телеграфа победил талантливый конструктивист Григорий Бархин , но при воплощении проекта старому мастеру Ивану Рербергу поручили одеть здание с просвечивающим каркасом в «приличную» каменную шубу. Точно так же победителям конкурса на здание гостиницы «Москва» не позволили полностью воплотить смелый проект - на стройплощадке его «скорректировал» в академическом духе Алексей Щусев - проверенный старый мастер.

Как считает Юрий Волчок , профессор МАрхИ, дело здесь не в личных предпочтениях Сталина. Ставший привычным за два века помещичий дом с колоннами в большей мере соответст-вовал представлению народа о главном здании страны.

Изображение Дворца Советов на «Плане города Москвы», составленного и изданного в 1940 году Геодезической конторой Управления планировки г. Москвы. Фото: Public Domain

Остался подземный вход

Как известно, Дворцу Советов было суждено остаться гигант-ским миражом: 416-метровая огромнейшая в мире «высотка» массой 1,5 млн тонн, четверть которой - колоссальная фигура Ленина (один лишь указательный палец вождя - двухэтажный дом), раздавила бы историческую застройку Москвы. Вмешалась война: уже построенные на высоту семи подземных этажей сваи фундамента из высокопрочной стали разобрали на противотанковые «ежи». А после войны никому не хотелось ковыряться в непролазной грязи Черторыйского ручья, место стройки перенесли на гребень Ленинских гор, да как-то незаметно Дворец Советов заменили новым зданием МГУ.

Лев Руднев, став архитектором новой «высотки», имел очень жёсткие сроки окончания проектирования, поэтому в основу положили проект Иофана, тем самым была подчёркнута преемственность здания МГУ по отношению к Дворцу Советов. Да и остальные шесть московских небоскрёбов имеют генетическое родство с неосуществлённым проектом.
Их создание силами советских зодчих, конструкторов, материаловедов, строителей было, по мнению того же Ю. Волчка, технологическим прорывом, сравнимым с полётом в космос. Без этих высоток у нас не было бы массового строительства, страна не переселилась бы из бараков в хрущёвки, сегодня анекдотичные, но в своё время спасительные для страны, погрязшей в решении квартирного вопроса.

Конкурс на проектирование Дворца Советов совпал по времени с разработкой первого генплана Москвы 1935 г. Идея вертикали, которая «держит» мегаполис, не потеряла актуальности и сегодня. Принцип полицентризма, определённый Дворцом Советов, актуален и теперь, когда столица приросла юго-западной «манишкой», и опять требуется международный конкурс архитектурных идей, чтобы новая Москва не оказалась жалкой околицей Москвы исторической. Существуй Дворец Советов в реальности, считает Юрий Волчок , букет стекляшек, именуемый Сити, отодвинулся бы значительно дальше от цент-ра города (как квартал небоскрёбов Дефанс в Париже убрали из зоны видимости Эйфелевой башни).

А нам на память от Дворца Советов осталась станция метро - прежде одноимённая, сегодня известная как «Кропоткинская», работы превосходного мастера Алексея Душкина , лучшая, может быть, среди метрополитенов мира. Когда-то она замышлялась как... подземный вестибюль Дворца Советов. Вот бы, кстати, вернуть ей историческое название!

В декабре 2013 года ушел из жизни журналист «Аргументов и фактов» Савелий Кашницкий . В память о талантливом коллеге и замечательном человеке АиФ.ru публикует лучшие материалы автора за последние годы.

Дворец Советов. Проект Ивана Жолтовского. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года

Дворец Советов. Проект Ивана Жолтовского. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года")

Конкурс на здание Дворца Советов в Москве – ключевое событие в истории отечественной культуры. Проектирование Дворца продлилось несколько десятилетий, здание так и не было построено, но история конкурсных предложений, их демонстрация и обсуждение оказали решающее влияние на формирование и развитие всей советской архитектуры.

История конкурса начинается в 1922 году, с решения строить в Москве Дом СССР. Два года спустя Ассоциация новых архитекторов – АСНОВА, выступает с идеей строительства Дворца Советов. Проведенный предварительный этап конкурса собрал 16 новаторских авангардистских предложений, но все они были раскритикованы в прессе. Так, идеи архитектурного авангарда оказались в СССР дискредитированными.

На Всесоюзный открытый конкурс, условия которого были опубликованы в газете «Известия» в 1931 году, было подано 272 проекта. Среди авторов конкурсных предложений были архитекторы различных школ: это братья Веснины, Николай Ладовский, Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Алексей Душкин, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх…

В начале 1932 года жюри конкурса присуждает три первых премии проектам Бориса Иофана, Ивана Жолтовского и проекту американского архитектора Гектора Гамильтона.

Ко времени объявления конкурса на «Главное здание страны» академик архитектуры Жолтовский уже состоялся как талантливый мастер неоренессанса и неоклассицизма. Его проект Дворца Советов представлял собой монументальный ансамбль, отсылающий к постройкам республиканского Рима. Входная зона ансамбля оформлена рядами колонн и фланкирована высокой, квадратной в плане, ярусной башней со скульптурной группой на вершине. За ней – парадная площадь-двор в форме трапеции, обрамленная колоннадой и не имеющая выходов на улицу и набережную. Центр композиции занимает круглый Большой зал, решенный в виде амфитеатра наподобие римского Колизея. За ним, через внутренний двор, выходящий аркадами на улицу Волхонку и набережную Москвы-реки, располагается Малый зал, имеющий форму полукруга как в греческом театре. Проект Жолтовского представляет собой новый городской ансамбль, вписанный в окружающую застройку. Объем Малого зала, обрамленный массивом крепостной стены с узкими окнами-бойницами, и башня входной зоны отсылали к постройкам Московского Кремля.

Дворец Советов Жолтовского наиболее последовательно развивал линию архитектурного историзма. Комплекс «Главного здания» строится на классическом приеме – соотнесении большого цилиндрического объема, площади и вертикали башни. Прямая адаптация ордерной системы, предложенная архитектором, была раскритикована за «мертвое подражание классике», отсутствие творческой переработки «наследия прошлых эпох».

Однако стремление к регулярности и симметрии, попытка иерархического соподчинения объемов и идея масштабного и величественного ансамбля оказались созвучны требованиям «новой официальной архитектуры», благодаря чему проект получил одну из высших премий.

узнать больше

Дворец Советов. Проект Бориса Иофана. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года

Проект «главного здания страны» Бориса Иофана удивительным образом повторяет принципы проекта Жолтовского: он также строится на сочетании круглого большого зала, полукруглого малого и высокой башни. Стиль Бориса Иофана – архитектора, учившегося в Одессе, Петербурге, Париже и Риме, – складывался в неоклассическом русле. В Советский Союз Иофан был приглашен из Италии Председателем Совмина СССР Рыковым в 1924 году, и уже в конце 1920-х он строит два здания с использованием конструктивистских принципов и деталей: это жилой комплекс «Дом на набережной» и правительственный санаторий в Барвихе.

При академическом образовании и работе с классической традицией Иофану удается придавать своим проектам импульс новой выразительности и некоторую свободу формотворчества архитектурного авангарда.

Ансамбль Дворца Советов в проекте Иофана не замкнут в плане: это открытая композиция с прямоугольной площадью в центре. Окруженная трибунами площадь предназначалась для парадов и массовых действий. Со стороны Волхонки ансамбль открывался полукругом малого зала, далее площадь выходит на башню-колонну, через нижнюю часть которой можно было попасть в большой круглый зал. Объемы главных залов соединялись между собой посредством портиков, в которых располагались вспомогательные помещения. Главная ось комплекса была параллельна набережной Москвы-реки, вдоль которой разные по форме и силуэту объемы создавали асимметричный фасад.

Башня-библиотека несла на себе основную смысловую нагрузку всего ансамбля: увенчанная скульптурой рабочего с факелом в руке она становилась аллегорией освобожденного труда в советской стране. Архитектор удачно решает пространство под центральной частью комплекса, которое создавалось разницей уровней площади и набережной, для устройства в нем большого гаража.

Генеральный план проекта предлагал переустройство окружающей территории Дворца Советов, путем организации широких магистралей и площадей. В качестве ведущей оси была запроектирована Аллея Ильича, которая шла от Свердловской площади (ныне Площадь Революции) через улицы Охотный ряд и расширенную Моховую до площади Дворца перед его главный входом.

Декоративное решение проекта основано на ритме вертикальных пилонов, отсылающих к классической ордерной системе. Ритм вертикальных членений, опоясывавших башню по спирали, выступал организующим звеном всей композиции, подчеркивал соразмерность основных объемов и усиливал динамическую вертикаль башни.

В целом, проект Бориса Иофана для Всесоюзного открытого конкурса на Дворец Советов дает довольно лаконичное решение, не перегруженное декоративными элементами, построенное на удачном сочетании новых форм и опыта прошлого, динамики и выразительности.

узнать больше

Дворец Советов. Проект Гектора Гамильтона. Первая премия Всесоюзного конкурса 1931 года

Проект Дворца Советов под девизом «Простота» архитектора Гектора Гамильтона был удостоен первой премии за «самый выразительный образ». Гамильтон был одним из самых молодых участников соревнования – американскому архитектору английского происхождения, строившему в Италии и США, было всего 28 лет. И хотя на Международном конгрессе современной архитектуры проект Гамильтона был раскритикован за слабую техническую часть и внешний вид, отсылающий к «помпезным церемониям из века королей», жюри конкурса на здание Дворца Советов проигнорировала эту критику.

Ансамбль Дворца Гектора Гамильтона представлял собой ясно читаемое композиционное и образное решение: ярусная ступенчатая композиция состояла из двух объемов большого и малого залов, соединенных между собой переходом. Архитектор расположил неравные по величине залы симметрично друг другу и уравновесил их рядом вспомогательных помещений.

Организация движения массовых демонстраций не была в должной мере продумана: архитектурно-оформленной площади перед Дворцом Советов не было, и проход людских потоков был возможен только вокруг сооружения. Транспортную схему Гамильтон решил путем ввода линии трамвая, а также автомобильного и автобусного транспорта, непосредственно под Двором Советов. По продольной оси здания был предусмотрен распределительный коридор с винтовыми лестницами и лифтами, который служил для разгрузки различных групп помещений.

Проект Гектора Гамильтона в большей степени, чем проекты советских архитекторов Бориса Иофана и Ивана Жолтовского тяготел к модернизации традиционных форм, основанной на доминировании вертикальных членений. Архитектор Георгий Бархин характеризовал внешнее оформление Дворца Советов Гамильтона как «не лишенное известной импозантности». При этом частый монотонный ритм вертикалей, который являлся главным элементом оформления фасадов, в сочетаниии с общей симметрией построения сделал внешний облик сверхмонументального здания скучным и однообразным. В целом, архитектурно-художественное решение представляло «главный дворец Советского союза» компактным, простым и масштабным.

узнать больше

Дворец Советов. Проект Ле Корбюзье. По заказу Всесоюзного конкурса 1931 года

На открытый Всесоюзный конкурс Дворца Советов было принято 24 зарубежных проекта: 11 из США, 5 из Германии, 3 из Франции, 2 из Голландии и по одному из Швейцарии, Италии и Эстонии. Среди них были архитекторы, специально приглашенные на конкурс – это Пельциг, Мендельсон и Гропиус из Германии, Перре и Ле Корбюзье из Франции, Лэмб и Урбан из США и Бразини из Италии. Заказы эти оплачивались в сумме 2000 долларов США, а работа по ним координировалась торговыми атташе в каждой стране.

Поступившие из-за рубежа проекты – это смелые архитектурные решения, разработанные с учетом технических новшеств и рассчитанные на возможность их реализации: была тщательно проработана инженерная часть, проведены расчеты по акустике и оптике, предложены варианты решений транспортного обеспечения.

Самым известным иностранным проектом Дворца Советов стало предложение из Франции, подготовленное крупнейшим архитектором ХХ века – Ле Корбюзье. Чрезвычайно смелое новаторское решение проекта составила оригинальная организация основных помещений, виртуозный рисунок плана, гигантская парабола большого зала, символизирующая путь солнца и доминирующая в общей композиции.

Новизну композиционного замысла определило и вынесение наружу пространственного каркаса сооружения. К мощным несущим конструкциям были подвешены прозрачные объемы залов, освобождая таким образом площадь под потолком. Применение обнаженного конструктивного скелета, превращение инженерной формы в элемент архитектурной композиции сближают этот проект с работами советских архитекторов-авангардистов: Владимира Татлина, Александра Веснина, Ивана Леонидова.

Ле Корбюзье удачно решает транспортную проблему. Две параллельные автомобильные артерии по набережной Москвы-реки и по улице Волхонке соединялись двумя гаражами под большим и малым залом. Особое внимание архитектор уделял отоплению, вентиляции, акустики и организации движения внутри комплекса. Однако, признавая оригинальные архитектурные и градостроительные решения проекта Ле Корбюзье, жюри конкурса сочло этот проект слишком индустриальным.

узнать больше

Дворец Советов. Принятый к осуществлению проект Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. 1933

После окончания открытого Всесоюзного конкурса, с марта 1932 года началась завершающая фаза архитектурного соревнования. В ходе проведения двух закрытых этапов и рассмотрения заказных проектов и предложений, поданных по личной инициативе авторов, жюри конкурса отдало предпочтение проекту Бориса Иофана.

Для создания окончательного варианта Дворца Советов к работе над ним были привлечены соавторы – архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Советом Строительства Дворца был утвержден проект с цилиндрической формой ярусов и центрической постановкой скульптуры Ленина. Представленный на этой основе проект Владимира Гельфрейха, Бориса Иофана и Владимира Щуко в 1934 году был принят к исполнению. В конечном варианте высота здания достигала 415 м, высота статуи составила 100 м. Стилистика Дворца Советов была основана на тесном взаимодействии различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Здание Дворца Советов строится на двух объемах: прямоугольном и цилиндрическом. Нижний стилобат, в котором располагались Большой и Малый залы, рядами прямоугольных террас переходит от горизонтальной площади к цилиндрической части сооружения. Высотная часть декорируется вертикальными членениями и мощными пилонами, увенчанными скульптурными группами. Облицовка здания предполагалась из гранита с введением нержавеющей стали. Сталь по мере сужения цилиндрических уступов вверх постепенно переходит в белый металл, из которого должна была быть сделана скульптура Ленина.

Над внутренним убранством главного здания страны работал большой коллектив мастеров: оно должно было быть не менее впечатляющим, чем фасады. В центре интерьера находился Большой зал диаметром 140 м и высотой 97 м – грандиозный амфитеатр на 21 тыс. зрителей. Его перекрытие должно было создавать впечатление «архитектурного неба, совершенно легкого и не давящего». Партер амфитеатра Большого зала мог трансформироваться в арену, сценическую площадку, водный бассейн и даже каток с искусственным льдом. Второй по значению Малый зал представлял собой театр с огромной сценой обычного типа. В разработке интерьеров будущего Дворца Советов принимал участие художник Павел Корин, выполнивший эскизы для живописных панно и мозаик.

Спроектировано было действительно гигантское сооружение, призванное стать доминантой в будущем силуэте города. Не соизмеримое по масштабам ни с одной постройкой Москвы, оно требовало изменения градостроительной ситуации. Продумывались транспортные развязки, площади, проспекты. В черте города планировалось выстроить несколько высотных зданий, перекликающихся по стилистике с новой архитектурной доминантой города. В периодической печати помещались специальные схемы с изображением самых крупных и высоких знаменитых сооружений мира: и все их масштабом и размерами превосходил Дворец Советов.

Возведение Дворца было начато, но Великая Отечественная война помешала строительству, и часть фундаментов разобрали на материалы для противотанковых заграждений.

В послевоенный период конкурс был возобновлен: но теперь здание Дворца планировали возвести на Ленинских (Воробьевых) горах. На месте разрушенного в 1931 году Храма Христа Спасителя в конце 1950-х годов был построен бассейн под открытым небом, работавший круглый год. В начале 1990-х бассейн «Москва» был закрыт, а храм был восстановлен на прежнем месте.

Принято считать, что результаты конкурса на здание Дворца Советов изменили стилевую направленность отечественной архитектуры, повернув вектор ее развития от рациональных принципов и передовых технологий Современного движения к монументальным формально-стилизаторским композициям неоклассической линии в архитектуре.

Пишет блогер Максим Мирович:

Давно хотел написать пост про Дворец Советов - неосуществленный утопический прожект колоссального административного здания, которое должно было быть построено в Москве и должно было символизировать победу социализма в отдельно взятом государстве. По замыслу советских архитекторов, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире на то время - выше небоскребов в Нью-Йорке.

Для строительства Дворца Советов был уничтожен Храм Христа Спасителя - большевики взорвали его в 1931-м году, а в 1932-м году начали подготовительные работы к возведению Дворца Советов. Фундамент колосса был завершен к 1939 году, но из-за начала Второй мировой войны проект полностью заморозили.

Для начала немного истории. Идея возведения колоссального дворца возникла еще в 1922 году - ее озвучил Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов - ему казалось, что «звуки интернационала уже не умещаются в старых зданиях и на месте дворцов банкиров, помещиков и царей нужно возвести новый дворец трудящихся крестьян».

О том, что это будет вовсе никакой не «дворец крестьян», а дворец для собраний советской номенклатуры, к которому крестьян не подпустят и на пушечный выстрел, в пламенной речи скромно умалчивалось. Зато Киров не скрывал экспансионистские планы большевиков относительно западных стран - «величественное сооружение станет эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе!»

Вот такие статьи публиковались в советской прессе тех лет. Для сравнения было нарисовано, насколько именно Дворец Советов станет выше, чем известные небоскребы, пирамиды Египта и Эйфелева башня в Париже.


Для выбора итогового проекта был проведен конкурс, требования к зданию дворца были такие - внутри должно быть два зала, Большой и Малый, каждый из залов должен вмещать несколько тысяч человек. Среди конкурсных работ был отвергнут проект Дмитрия Иофана (как «реставраторско-эклектичный») и проект Германа Красина («верхняя часть напоминает церковный купол»). Всего было рассмотрено около 160 проектов - рассматривались они в два этапа, и в итоге победила работа Бориса Иофана.

По замыслу проектировщиков, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, вершину здания должна была венчать гигантская 100-метровая статуя Ленина - таким образом, сам Дворец Советов был одновременно зданием,и чем-то вроде колоссального пьедестала для памятника. Масса полноразмерной статуи Ленина должна была составить 6000 тонн, а длина его указательного пальца составляла бы 4 метра.


Кстати, к возведению самого Дворца планировалось также и полностью перестроить центр Москвы, уничтожив старые кварталы - нечто подобное позже сделал кондукэтор Чаушеску в Бухаресте. Между Красной площадью и площадью Свердлова (ныне Театральная) планировалось проложить широкую магистраль. Авторы проекта отмечали, что «идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию». Не знаю, что такого «демократичного» в открытых площадях - скорее всего, получились бы гигантские, не соответствующие масштабу человека и подавляющие площади, на которых человек чувствует себя букашкой.

Вот так Дворец должен был бы выглядеть в современной Москве, будь он построен.


Про интерьеры планируемого дворца сведений сохранилось немного - известно лишь, что отделать их должны были шлифованным гранитом и украсить скульптурами. Места для зрителей в Большом зале планировали обтянуть кожей, высота Большого зала должна была составить 100 метров при диаметре в 140 метров. Малый зал должен был быть высотой в 32 метра, а фойе Дворца должно было называться «залом сталинской конституции».

Предполагаемый вид интерьера Большого зала:


Фойе, «Зал сталинской конституции»:

В 1939 году закончили строить фундамент - его строили так долго потому, что предполагаемый дворец должен был иметь гигантский вес - порядка 1,5 миллионов тонн. Начальник строительства Дворца Василий Михайлов был репрессирован и расстрелян к окончанию сроков стройки фундамента. Реальность постучалась в двери советских прожектеров с началом Второй мировой войны - из металлических заготовок для фундамента пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы, а остальной металл был использован для сооружения мостов на железной дороге.

В послевоенный годы в СССР не оставляли идеи все же достроить Дворец Советов - правда, проект был существенно ужат и серьезно сдулся - высота здания должна была составлять уже не 415, а 270 метров, существенно были урезаны площади внутренних залов и их декор. В 1947 году в Москве начали строить знаменитые «сталинские высотки», а про Дворец Советов окончательно забыли.


По-моему, Дворец Советов был изначально утопическим проектом, который показывает, что бывает, когда власть безраздельно распоряжается финансами страны - вместо такого гигантского дорогостоящего сооружения можно было полностью модернизировать инфраструктуру нескольких советских городов.

А что вы думаете по этому поводу?

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.