Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дуня из произведения станционный смотритель. Женские образы в романе Ф.М

Дуня из произведения станционный смотритель. Женские образы в романе Ф.М

Образ Дуни Раскольниковой

Другим важнейшим персонажем в романе является Дуня Раскольникова. Вспомним слова Свидригайлова о Дуне: "Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы к Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит " (6; 365).

Мережковский морально отождествляет Соню и с Дуней: «В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, - она готова продать себя, как Соня… Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла».

Дуня, как и Соня, внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

За брата, за мать она готова была принять любую муку, а вот за Свидригайлова она не могла и не хотела пойти слишком далеко. Она не настолько его любила, чтобы ради него порвать с семьей, переступить через законы, гражданские и церковные, бежать с ним, чтобы спасти его, из России.

Дуня заинтересовалась было Свидригайловым, ей даже стало жаль его, она захотела образумить и воскресить его и призвать к более благородным целям. Она потребовала «с сверкающими глазами», чтобы он оставил в покое Парашу, очередную и подневольную жертву его чувственности. «Начались сношения, таинственные разговоры, - исповедуется Свидригайлов, - нравоучения, поучения, упрашивания, умаливания, даже слезы, - верите ли, даже слезы! Вот до какой силы доходит у иных девушек страсть к пропаганде! Я, конечно, все свалил на свою судьбу, прикинулся алчущим и жаждущим света и, наконец, пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения».

Именно нетерпеливая безудержная страсть Свидригайлова, в которой Дуня безошибочно чуяла готовность перешагнуть через иные незыблемые для нее нормы, испугала ее. «Авдотья Романовна целомудренна ужасно, - поясняет Свидригаилов, - неслыханно и невиданно... может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум...».

Дуня не могла принять предложений Свидригайлова, вмешалась жена Свидригайлова, начались сплетни, появился Лужин, найденный той же Марфой Петровной. Дуня уехала в Петербург, а за ней и Свидригайлов. В Петербурге Свидригайлов узнал тайну Раскольникова, и в воспаленном его мозгу возникла мысль о шантаже: сломить гордость Дуни угрозой выдать брата, склонить ее к себе обещанием спасти его.

Свидригайлов кружит вокруг Дуни, движимый двойственными мотивами, он преклоняется перед ее нравственным величием, он благоговеет перед нею, как очищающим и спасительным идеалом, и он вожделеет, как грязное животное. «NB, - читаем мы в черновых записях, - ему пришло между прочим в голову: как это он мог давеча, говоря с Раскольниковым, отзываться о Дунечке действительно с настоящим восторженным пламенем, сравнивая ее с великомученицей первых веков и советуя брату ее беречь в Петербурге - и в то же самое время знал наверно, что не далее как через час он собирается насиловать Дуню, растоптать всю эту божественную чистоту ногами и воспламениться сладострастием от этого же божественно-негодующего взгляда великомученицы. Какое странное, почти невероятное раздвоение. И однако ж так, он к этому был способен».

Дуня знает, что Свидригайлов не просто злодей, и в то же время понимает, что от него можно всего ожидать. Именем брата Свидригайлов заманивает ее в пустую квартиру, в свои комнаты, из которых никто ничего не услышит: «Хоть я и знаю, что вы человек... без чести, но я вас нисколько не боюсь. Идите вперед, - сказала она, по-видимому спокойно, но лицо ее было очень бледно».

Свидригайлов психологически оглушает Дуню: Родион убийца! Она мучилась за брата, она уже была подготовлена всем поведением возлюбленного Роди к чему-то чудовищному, но все же не могла поверить: «...быть не может... Это ложь! Ложь!».

Свидригайлов, владея собою, как в иных случаях владеет собой маньяк, идущий через помехи и препятствия к своей неподвижной цели, спокойно и убедительно объясняет Дуне побудительные причины и философию двойного убийства, совершенного Раскольниковым.

Дуня потрясена, она в полуобмороке, она хочет уйти, но она в плену, Свидригайлов останавливает ее: Родиона можно спасти. И называет цену: «...судьба вашего брата и вашей матери в ваших руках. Я же буду ваш раб... всю жизнь...».

Оба в полубреду, но и в полубредовом состоянии оба понимают слово «спасение» по-разному. Свидригайлов говорит о паспорте, о деньгах, о бегстве, о благополучной, «лужинской», жизни в Америке. В сознании Дуни нерасчлененно встает вопрос и о механическом спасении брата и о его внутреннем состоянии, о его совести, об искуплении преступления.

Перспектива механического спасения брата не может парализовать ее волю, ее гордость. «Доноси, если хочешь! Ни с места! Не сходи! Я выстрелю!..». При первом же движении Свидригайлова она выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. В насильнике, в звере проскользнули человеческие черты: нерассуждающая храбрость, своеобразное мужское благородство, заставившее его предоставить Дуне еще раз и еще раз шанс убить его. Он велит ей снова стрелять, после осечки он инструктирует ее, как надо аккуратно зарядить револьвер. И произошло неожиданное, неожиданное движение в душах обоих: Дуня сдалась, а Свидригайлов не принял жертвы.

Он стоял пред нею в двух шагах, ждал и смотрел на нее с дикою решимостью, воспаленно-страстным, тяжелым взглядом. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее. «И... и уж, конечно, она убьет его теперь, в двух шагах!..».

Вдруг она отбросила револьвер.

«- Бросила! - с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и, может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более скорбного и мрачного чувства, которого бы он и сам не мог во всей силе определить.

Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать, но только губы его кривились, а выговорить он не мог.

Отпусти меня! - умоляя сказала Дуня.

Свидригайлов вздрогнул...

Так не любишь? - тихо спросил он.

Дуня отрицательно повела головой.

И... не можешь?.. Никогда? - с отчаянием прошептал он.

Никогда! - прошептала Дуня.

Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на нее. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошел к окну и стал пред ним.

Прошло еще мгновение.

Вот ключ!.. Берите; уходите скорей!..».

У писателя школы Сю или Дюма сцена эта не вышла бы за пределы мелодрамы, и «добродетельное» ее завершение выглядело бы ходульно. Достоевский заполнил ее удивительным и психологическим и нравственным содержанием. В Дуне, в этой возможной великомученице, где-то подспудно таилось женское тяготение к Свидригайлову - и не так-то просто было ей третий раз стрелять, зная уже наверно, что убьет его. Скрытые, подсознательные импульсы, прочитанные Достоевским в своей героине, не унижают ее, они придают ее облику органическую достоверность. И тут новый оборот: в Свидригайлове человек победил зверя. Не доверяя самому себе, торопя ее, Свидригайлов отпустил Дуню. Зверь уже было добился своего, Дуня очутилась в полной его власти, но человек опомнился и дал свободу своей жертве. Выяснилось, что под мохнатой звериной шкурой Свидригайлова билось тоскующее сердце, жаждавшее любви. В черновых записях у Достоевского записана фраза с тем, чтобы пристроить ее «куда-нибудь»: «Точно так же, как каждый человек на луч солнца отзывается». «Скот», - бросает Дуня настигающему ее Свидригайлову. «Скот? - повторяет Свидригайлов. - Полюбить вы, знаете ли вы, можете и можете меня в человека пересоздать». «А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь... Э! к черту! Опять эти мысли, все это надо бросить, бросить!..». Несмотря на разительный контраст чувств и вожделений, несмотря на грязные помыслы и намерения, в Свидригайлове победил тоскующий человек.

И тут-то окончательно определяется трагедия Свидригайлова. Человек победил, но человек-то это был опустошенный, растерявший все человеческое. Все человеческое было ему чуждо. Этому человеку нечего было предложить Дуне, ему самому нечем и незачем было жить. Луч солнца сверкнул и погас, наступила ночь - и смерть.

В бодрствовании и забытьи, в минуты просветления и среди кошмаров и бредов предсмертной ночи перед Свидригайловым стал возникать образ Дунечки как символ несбывшихся надежд, как утраченная звезда.

Жертвенность Сони осветила новым светом жертвенность матери и сестры Раскольникова, переключив ее смысл из русла узких семейных взаимоотношений в сферу всеобщего, касающегося судеб всего человеческого рода: в этом неправедном мире, таком, каков он есть, возможно спасение одного, но только за счет тела и души других; да, Раскольников может выйти в люди, но для этого мать его должна погубить свое зрение и пожертвовать дочерью, его сестрой, которой придется повторить, в какой-то вариации, жизненный путь Сонечки.

Закон этот вызывает презрение и негодование, жалость и ожесточение, сострадание и жажду мести у Раскольникова, но он имеет и другую сторону, которую теория Раскольникова не учитывала, не предвидела и не способна была понять. Мать добровольно готова отдать дочь на заклание, сестра добровольно готова взойти на Голгофу во имя любви к нему, неоценимому и не сравнимому ни с кем Роде. И здесь снова именно Сонечка Мармеладова переводит всю проблему из границ семейной любви, из области частной жизни, в сферу всеобщего.

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

Писатель представляет Дуню в образе молодой женщины двадцати двух лет, внешне схожей с братом, но отличающейся от него не совсем правильными чертами лица, выдающимся немного подбородком, говорящим о сильной натуре. Девушка изображается высокой темно-русой шатенкой с лицом, сияющим здоровой свежестью, алым нежным ртом, глазами иссиня черными, сверкающими добрыми лучиками. Серьезное и вдумчивое выражение лица Дуня раскрывает ее молодую и неопытную натуру.

По характеру Дуню горделива, ужасно целомудренна и благородна, прекрасно осознает свою значимость, несмотря на постоянное внимание к ней мужчин.

В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания. Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности.

Девушка принимает решение стать женой богатого и расчетливого Лужина с целью помочь брату закончить учебу и содержать престарелую мать. Однако Раскольников категорически против решения сестры и пытается открыть ей глаза на низкую сущность выбранного ею мужчины. Наконец, Дуня понимает, что из себя представляет скупой господин Лужин, способный на любые поступки ради сохранения копейки.

Работая в доме Свидригайлова, Дуня оказывается в неприятном положении и не желая терпеть домогательств хозяина, желающего склонить девушку к благосклонности, выстреливает в насильника, но, к сожалению, промахивается.

Девушка наконец-то понимает, что даже ради семьи неспособна пойти на отношения без настоящей любви, без искреннего, взаимного чувства. Непонимающий такого поступка Свидригайлов, в результате длительных раздумий решает освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме.

В финале романа писатель рассказывает читателям о счастливом замужестве героини, которая становится супругой друга брата Разумихина, достойного человека, обещающего девушке любовь, защиту, заботу. Супруги принимают решение, собрав нужную сумму через некоторое время, отправиться на проживание в сибирский городок, в который отправлен на каторгу после убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников.

Сочинение про Дуню

В произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” можно увидеть огромное количество героев, большое разнообразие их характеров и образов. Образ Дуни является одним из самых ярких, несмотря на то, что данная героиня представляет собой второстепенного персонажа.

Дуня, полное имя Авдотья Романовна, - младшая сестра Родиона Раскольникова, ей чуть больше 20 лет. Она была достаточно умной и образованной девушкой. Внешность Дуни привлекала мужчин, она была красивой, грациозной, стройной, с глубокими черными глазами, самоуверенная, храбрая и разумная. Несмотря на все это, девушка вынуждена помогать своей семье, зарабатывать деньги, работая гувернанткой в домах богатых людей.

В одном из таких домов женатый Свидригайлов начал оказывать Дуне знаки внимания, обман заманил ее в спальню, после чего девушка чуть было не стрельнула в мужчину. После данного инцидента Дуня покинула дом Свидригайловых и подверглась унижению со стороны его жены. Репутация девушки была испорчена, поэтому она принимает решение выйти замуж за богатого и влиятельного Лужина, который смог бы не только обеспечит жизнь Дуни и ее матери, но и помог бы найти работу любимому брату, Родиону. Но на самом деле Лужину нужна от Дуни только ее беспомощность и бедное положение, благодаря которому она не будет ничего требовать от него. Она готова идти на самопожертвование ради других, близких и родных ей людей, у нее по-настоящему широкая и добрая душа. Дуня очень сильно любит своего брата, готова пойти на все ради него.

Из-за Раскольникова, который смог убедить сестру, что ее жених - подлец и гнилой человек, что брак с ним - значит продать себя за деньги, свадьба с Лужиным не состоялась, и Дуня выходит замуж за Разумихина, близкого друга Родиона, но уже по любви. Разумихин обещает заботиться не только о своей жене, но и о ее матери.

Дуня в данном произведении входит в общество униженных и оскорбленных: униженная женой Свидригайлова, униженная собой, оскорбленная обществом, но несмотря на это, образ Дуни в данном произведении Ф. Достоевского один из самых чистых, добрых, великодушных и самоотверженных.

Несколько интересных сочинений

  • Почему люди предают мечту? Итоговое сочинение 11 класс

    Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика... и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты

  • Сочинение по картине Без вести пропавший Горского

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

  • Куинджи А.И.

    Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1942 года. Ещё в молодости Архип начал увлекаться живописью. Чуть позже он начал работать ратушером в разных городах страны. В 1872 году его удостаивают звания классного художника из-за картины «Осеняя распутица».

  • Образ и характеристика Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - шедевр русской литературы, наполненный глубочайшим смыслом. Произведение основывается на противостоянии добра и зла

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

(Марианна Кушнерова в роли Дуни из к/ф "Станционный смотритель", 1973 )

Дуня (полное имя Авдотья Самсоновна Вырина) - один из главных персонажей повести Пушкина «Станционный смотритель», входящей в цикл произведений под названием «Повести Белкина». Единственная отрада своего старенького отца, рукодельница и красавица, пользующаяся всеобщей любовью и особенным вниманием, она по словам старика-смотрителя была точной копией своей покойной матушки, его гордостью и самой большой ценностью.

Жила в глухой деревеньке Н. обычная русская 14-тилетняя девушка, помогала отцу по хозяйству, отличалась трудолюбием и усердием, и как все девушки в её возрасте мечтала о красивой любви и счастливом замужестве. Её наивностью и неопытностью, мечтами о лучшей жизни воспользовался заезжий молодой человек, который втерся в доверие к её отцу, тайком увез из отчего дома и соблазнил, навсегда покрыв позором её честное имя и разбив сердце бедному старику.

Характеристика героини

Черты характера героини в повести выражены немного расплывчато. О ней определенно можно сказать что она от природы ласкова и добра, проворна и сообразительна, имеет привлекательную внешность (большие голубые глаза, длинные белокурые волосы), пользуется вниманием и благосклонностью проезжающих. Привыкнув к уважительному обращению и вниманию, Дуня скорее всего верит в свою особенность и в то что, она достойна лучшей жизни, чем ту которую имеет.

Также в характере Дуни можно отметить смелость и отсутствие робости в общении с останавливающимися на ночлег людьми (могла вступить с ними без боязни в разговор, разрешала поцеловать себя в щечку незнакомым мужчинам). Причем она запросто кокетничает с ними и точно знает что пользуется популярностью у мужчин и даже в некотором роде это использует, но не из дурных или корыстных побуждений, а например, чтобы защитить своего старенького отца от нападок богатых путешественников, если у них плохое настроение или желание на ком-то сорвать свою злость. Все таки она по-своему любила и уважала отца, хоть и сбежала от него и не навещала много лет. На его могиле она плачет и сожалеет о случившемся, что говорит о её горячем желании искупить свою вину перед бедным стариком, для которого она была светом в оконце.

Мечтательная и наивная она поддается соблазну и уезжает с опутавшим её обещаниями гусаром Минским в далекий Петербург. И хотя она едет в блестящую и богатую жизнь, о которой так долго мечтала, всю дорогу её мучает совесть и она горько и безутешно плачет, чувствуя себя виноватой в том, что бросила и предала отца. Красивый и молодой Минский снимает для Дуни огромную, шикарную квартиру в центре столицы и навещает её там время от времени, как того требовали приличия того времени. Молодая содержанка получает красивую, модную одежду, служанок, живет на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Дуня любит Минского, он её вероятно тоже, относится к ней очень нежно и заботливо, не собирается бросать и обещает сделать счастливой.

Когда отец Дуни пешком добирается до столицы и умоляет отдать дочь, сожитель Дуни грубо выгоняет его и тот тихо угасает в глухой деревне, больше никогда не увидев своей единственной утехи в жизни. После его смерти красивая молодя барыня с тремя детьми (по описанию это и есть Дуня) наконец то приезжает его навестить, но уже поздно. Есть только заросшая травой могила на сельском кладбище, куда она и идет просить у отца прощения и искупления своей вины перед ним.

Образ героини в произведении

(Дуня на могиле отца, художник М. Добужинский, 1905 )

Дуня, окружив себя фальшивым блеском богатства и ложными друзьями, не обретает той радостной и счастливой роскошной жизни в столице, о которой она так мечтала. Бросив умирать отца в скорбном одиночестве, она всю жизнь раскаивалась в том, что ради любви к мужчине предала самого близкого человека. Это чувство вины преследовало её всю жизнь, отравляла все радостные моменты и делала её несчастной. Все мы в погоне за удачей и личным счастьем должны на примере главной героини повести Пушкина «Станционный смотритель» осознавать свою ответственность перед близкими людьми, и понимать как наши действия могут отразиться на их здоровье и психическом состоянии. На чужом несчастье счастья не построишь, Дуня поняла это уже слишком поздно и ничего уже было не изменить.

Дуня – молодая девушка, дочь станционного смотрителя. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Она была хозяйкой на все руки – могла и готовить, и прибраться. Отец не мог нарадоваться, глядя на свою домовитую, умную красавицу – дочь.

Она была очень приветлива и умела угодить и отцу, и всем гостям. Но однажды на почтовой станции появляется ротмистр Минский. Ему не могла не понравится красавица Дуня. Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу.

Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее. Но Минский его даже и порог не пускает. Хотя Вырин и узнает, что дочь его жива и богата, он все равно тревожится за нее, а она видимо совсем забыла о старике в своей благополучной жизни. Дуня приехала на родину, но поздно, когда отец умер. Она чувствует себя виноватой, но ничего уже изменить не может. Ей так и придется жить с камнем на сердце.

Ее судьбу вряд ли можно назвать счастливой, хотя детство она провела в доме любящего отца, а затем жила в роскоши и благополучии в доме Минского. Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью.

Дуня — Авдотья Романовна Раскольникова — младшая сестра Родиона Раскольникова. У Дуни с братом замечательные теплые отношения, как и с их матерью — Пульхерией Александровной. Отца у них нет — он умер.

«Преступление и наказание» характеристика Дуни

Портрет и внешность Дуни

«Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность».

Дуня — гордая и благородная девушка, любит своего брата. Дуня собирается замуж за Лужина, хотя не любит его, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата Родиона.

Раскольников не хочет такой жертвы и всячески противится этому браку, пытаясь раскрыть глаза Дуне на Лужина, но она не соглашается с ним, пока во время очередного объяснения с женихом в присутствии Раскольникова не убеждается в его правоте.

Преследующий ее Свидригайлов под предлогом важного известия заманивает Дуню к себе на квартиру, сообщает, что ее брат - убийца, и, домогаясь ее благосклонности, предлагает спасти его. Пытаясь вырваться, Дуня стреляет в него из револьвера, но промахивается. Услышав, что она его не любит и не полюбит никогда, Свидригайлов после мучительного колебания неожиданно отпускает ее.

Дуня в конце романа становится женой доброго и открытого человека — Разумихина, друга Раскольникова.