На предприятии все подлежит учету. В том числе, и рабочее время. Именно оно предназначено для выполнения задач, которые выступают смыслом существования организации. Трудовое законодательство обязывает каждого предпринимателя вести четкий учет рабочего времени . О том, как это осуществляется на практике, идет речь ниже.
Учет отработанного каждым сотрудником времени обеспечивает:
Для того чтобы упростить выполнение перечисленных запросов, в практику внедрена стандартная форма документа, которую называют табелем учета рабочего времени (ТУРВ).
Для удобства учета всех возможных ситуаций с использованием рабочего времени сотрудниками применяются коды, разработанные и утвержденные Госкомстатом . Они присвоены всем видам затрат. Предприятие вправе зашифровывать разновидности использования рабочего времени на выбор:
Условные обозначения не нужно помнить наизусть. Все они содержатся непосредственно на бланке ТУРВ. Необходимо только проставлять подходящие коды в каждой клеточке напротив фамилии отдельных сотрудников внимательно.
Перечень шифров немалый, но фактически все они одновременно не используются. Некоторые обозначения применимы только на предприятиях с определенной спецификой работы.
Более всего в ходу обозначения ТУРВ, которые касаются непосредственного труда сотрудников на своем рабочем месте:
Продолжительность работы | Зашифрованное обозначение | |
буквы | цифры | |
– в дневное время | Я | 01 |
– в ночное время | Н | 02 |
– в выходные и нерабочие праздничные дни | РП | 03 |
– сверхурочной | С | 04 |
– вахтовым методом | ВМ | 05 |
Труд днем закодировали буквой Я, что можно расшифровать, как явочное время. Остальные обозначения содержат в себе начальные буквы разновидностей работы. Что касается цифр – то они попросту проставлены по порядку.
Важно! Руководству следует помнить, что факт проведения работы сверхурочно и в дни, которые официально являются выходными, необходимо узаконить соответствующим приказом.
В буквах и цифрах закодированы все варианты отпусков. Они прячутся за цифрами от 09 до 17.
Расшифровать обозначения ежегодных отпусков – основного и дополнительного, – проще всего, поскольку они обозначены как ОТ (09) и ОД (10). Прочие виды отпусков имеют такие коды:
Вид отпуска | Зашифрованное обозначение | |
буквами | цифрами | |
Учебный оплачиваемый, для тех, кто совмещает работу и обучение. Логично, что он обозначается такой буквой (У).
Он относится к дополнительным отпускам |
У | 11 |
Учебный неоплачиваемый – также отпуск дополнительный. Чтобы отличить его от предыдущего, в код кроме буквы У вставлена Д | УД | 13 |
За свой счет: | ||
– полученный по согласованию с нанимателем | ДО | 16 |
– предоставленный в предусмотренных законом случаях (недаром код содержит букву З – от слова «закон») |
В ТУРВ также заносят информацию об отпуске по:
Важно! Когда сотрудник проходит обучение и продолжает трудиться на условиях сокращенного рабочего дня, то его рабочее время отмечается в ТУРВ как УВ или 12.
Среди видов затрат времени значится отсутствие сотрудника по невыясненным причинам или до момента определения всех обстоятельств возможного прогула. Они обозначены как НН или 30. Код проставляют напротив фамилия того сотрудника, который не явился на работу в установленное время. При этом у лица, ответственного за составление ТУРВ нет никаких документов или устной достоверной информации о причинах отсутствия.
Не стоит сразу же ставить в соответствующую клеточку код ПР, который фиксирует прогул. Разумнее дождаться от отсутствующего работника убедительных объяснений или документов, которые докажут, что причина неявки – уважительная.
Если поспешить проставить прогул, то не исключено, что табель с неправильным кодом попадет в руки бухгалтера, насчитывающего зарплату. Впоследствии, когда причина отсутствия сотрудника окажется уважительной, придется исправлять уже две ошибки и вносить коррективы в документацию с первичным учетом.
Важно! До выяснения причин отсутствия сотрудника на работе разумнее в ТУРВ обозначить соответствующий день нейтральным кодом НН (30).
Кроме обычных описок в ТУРВ бывают ошибки действительно значительные.
Пример. Сотрудник предприятия в выходной день посещал ночной клуб и попал в число нарушителей порядка. В результате его задержала полиция, и он содержался под стражей несколько суток. Работник бухгалтерии, отвечающий за ведение ТУРВ, обозначил дни отсутствия сотрудника как ПР – прогул.
В данном случае допущена немаловажная ошибка. Прогул – это отсутствие без какой-либо причины, которую можно идентифицировать как уважительную (Ст. 81 п.6а ТК).
Поэтому более корректно ввести дополнительное обозначение и записать, к примеру, код АА (38) – административный арест. Или обозначить пропущенные дни кодом НБ (35) – безоплатное отсутствие по предусмотренным законодательством причинам.
Нередко при нахождении сотрудника на больничном, в отпуске по БИР, неоплачиваемом отпуске, в табеле проставляются выходные (В) вместо правильных кодов – Б, Р и ДО. Это также является ошибочным.
Вопрос 1. В чем отличие ф. №Т-12 от ф. Т-13?
Ответ. Выбор применения одной из форм зависит от способа контроля рабочего времени. Когда на предприятии явка сотрудников фиксируется автоматической системой, то удобнее использовать ф. №Т-13. В остальных организациях применяют универсальную ф. Т-12. А еще в ней имеется Р.2, в который можно заносить расчеты по оплате труда сотрудников. Что касается букв табелей, то они идентичны в обеих формах.
Вопрос. 2. На предприятии ТУРВ ведется в электронной форме с использованием стандартных кодов. Нужно ли дополнительно заполнять бумажную ф. № Т-13?
Ответ. При такой организации учета рабочего времени сотрудников необходимо просто заверить табель электронной цифровой подписью – и все.
Как в ТУРВ правильно проставлять выходные дни сотруднику, который до их наступления и после находится в командировке?
Ответ. В решении данного вопроса присутствуют две точки зрения:
Единый подход отсутствует, нормативов, исключающий одно из обозначений, нет. Поэтому можно применять любой шифр, исходя из той практики, которая прижилась на конкретном предприятии.
Инспектор кадрового отдела Сизова Н. Л.
ТУРВ – немаловажный документ. Ведь с его помощью четко фиксируются все затраты рабочего времени. Документ помогает четко следить за дисциплиной и корректно насчитывать зарплату. ТУРВ наглядно демонстрирует руководителю, насколько эффективно используется труд каждого его сотрудника. Для правильного заполнения в документе имеется подсказка с расшифровкой кодов.
Трудовые будни и жизнь преподносят разные ситуации, поэтому надо знать, как умело отразить каждую штатную и не очень ситуацию в табеле учета трудового времени. Также нужно понимать какие использовать.
Рабочее время – это важная составляющая ведения учета любой организации. С его помощью удается контролировать деятельность предприятия и дисциплинировать подчиненных. Для упрощения процедуры была специально разработана унифицированная форма в виде табеля по учету рабочего времени.
На каждом предприятии назначают ответственного сотрудника (из отдела кадров, бухгалтерии и т. д.), который специализируется на ведении табеля. Его составляют исходя из специфики деятельности компании и количества персонала.
В бухгалтерской практике распространены случаи возникновения ошибок, которые имеют место при заполнении табеля. Зачастую они связаны с неправильной расстановкой условных обозначений. Чтобы не допустить ошибок в процессе заполнения табеля, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Как видно, важное юридическое значение несут за собой буквенные обозначения в табеле учета рабочего времени . Поскольку закон только дает ориентир на них, для удобства в работе их можно менять, объединять, а также придумать свои буквенные обозначения в табеле учета рабочего времени .
На основании ст. 91 Трудового кодекса РФ все работодатели должны контролировать, сколько часов по факту отработал каждый их подчиненный. Постановлением Госкомстата РФ от 5.01.2004 г. была утверждена специальная форма «Табель учета рабочего времени».
Табель учета рабочего времени является одним из важнейших кадровых документов. Именно в нем ежедневно отмечают все отработанные сотрудниками смены и часы, и как раз на основе этого документа каждый месяц рассчитывают зарплату. Кроме того, табель используют для формирования статистической отчетности по труду и иных аналитических документов.
В статье 91 Трудового кодекса РФ указано, что именно работодатель должен вести табель учета рабочего времени. При этом не имеет значения, в каком направлении работает компания и какая у нее форма собственности. В табеле отражают количество часов и дней (смен), отработанных персоналом. Форма табеля учета рабочего времени может быть как бумажной, так и электронной.
Скачать табель учета рабочего времени
Информация, отраженная в табеле учета, должна быть заверена. Поэтому перед полным переходом на электронный учет следует оформить электронные подписи ответственных сотрудников: начальника структурного отдела, специалиста кадровой службы и табельщика.
В 2018 году для учета рабочего времени используются унифицированные формы Т-12 или Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России.
Формы отличаются друг от друга. Т-12 - это универсальный вариант, который используют не только для учета рабочего времени, но и для расчета и начисления зарплаты персоналу. Когда заполняют раздел «Расчет с персоналом по оплате труда», вписывают коды вида оплаты в табеле по форме Т-12.
Табель по форме Т-13 ведут для учета рабочего времени, если в компании действует автоматическая система (турникет) явок-неявок.
Работодатель вправе пользоваться собственными бланками, предназначенными для аналогичных целей.
Важно: самостоятельно разрабатывать учетные формы вправе лишь коммерческие предприятия. Государственные и бюджетные организации применяют типовую форму № 0504421 (согласно приказу Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н, который содержит также методические указания по правильному заполнению бланка).
Если мы говорим о небольшой компании с малой численностью персонала, то можно использовать один общий табель. Если предприятие масштабное, для каждого структурного подразделения обычно заводят отдельный табель учета. Оформляет его ответственный сотрудник, который занимается ведением учета рабочего времени (табельщик), бухгалтер, специалист кадрового отдела или любое другое должностное лицо.
Чтобы автоматизированно учитывать рабочее время, используют форму Т-13, состоящую лишь из одного раздела.
Скачать образец табеля учета рабочего времени по формату T-13
Необходимо соблюдать все установленные правила, когда вы создаете табель учета рабочего времени. Бланк, который предприятие составило по любой указанной форме, может быть дополнен нужными видами сведений - это определяет работодатель. Основное условие - наличие обязательных реквизитов, а именно:
Консультант «Газпрома» подробно объяснил для редакции журнала «Коммерческий директор», как справляться со всеми делами вдвое быстрее. Тест поможет вам проверить, как вы управляете временем, а автоматизированный планировщик – быстро разобрать задачи.
На титульном листе унифицированной формы представлен детальный список условных обозначений, используемых при заполнении табеля. Чаще всего встречаются такие цифровые коды или их буквенные аналоги:
Код «30» ставят до выяснения причин отсутствия сотрудника на рабочем месте. К примеру, если становится известно, что работник заболел, и этот факт подтверждает справка из медучреждения, код «30» или «НН» меняют на «19» или «Б».
Если компании мало типового перечня кодов, чтобы отражать производственные ситуации, она в любой момент вправе внести дополнения. Для закрепления корректировок выпускают приказ. Это предусматривает «Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации», утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 г. № 20.
Скачать образец приказа о введении новых обозначений в табель учета рабочего времени
Табель учета рабочего времени можно вести 2 способами:
Выбор способа зависит от трудового распорядка. Систему ведения табеля учета рабочего времени устанавливают при формировании учетной политики предприятия, которую регламентирует приказ руководства. В учетной политике фиксируют, в течение какого времени табель нужно предоставлять в бухгалтерию.
Если табель учета использования рабочего времени ведут методом сплошной регистрации явок и неявок , то в документе в отдельных клетках отмечают календарные дни месяца. Обязательно проставляют коды явок и неявок, под которыми указывают общее количество отработанных сотрудником часов.
Если используют метод регистрации отклонений , в документе отражают лишь отступления от установленного рабочего времени (если они зафиксированы). В нем отмечают неявки, опоздания, сверхурочные часы. Неявки всегда учитываются в днях. В верхней строчке графы фиксируют код условных обозначений. Нижние графы не заполняют.
Если продолжительность дня и смены остается неизменной, фиксируют только отклонения от норматива времени (неявки, опоздания). Если продолжительность работы нормальная, фиксировать можно лишь неявки на работу.
Если сотрудник работает по внутреннему совместительству, ему присваивают два табельных номера и два раза вписывают его в документ - как совместителя и как основного работника. Рассмотрим правильное заполнение табеля учета рабочего времени на примере раздела 1 «Учет рабочего времени» формы № Т-12.
При заполнении табеля пользуются цифровыми или аналогичными буквенными кодами. Отметим, что табель учета в разных компаниях могут вести по разным правилам.
Пример ведения табеля учета:
В 4 и 6 графах есть строчки, где нужно указывать, сколько времени ежедневно работает каждый сотрудник в течение месяца. В верхней строчке проставляют код временных затрат на конкретную дату (4). В нижней строке отражают длительность отработанного или неотработанного времени в часах или минутах (5). Если требуется, увеличивают количество граф для дополнительных реквизитов по режиму времени. В верхних строчках 5 и 7 проставляют количество отработанных дней (6), а в нижних - общее количество отработанных за полмесяца часов (7).
По результатам каждого месяца для работника вносят общее количество отработанных дней (8), количество часов (9), общее количество выходных или праздников (10). Далее устанавливают, сколько сверхурочных часов было у сотрудника (11). Заполнять табель учета лучше в таком же порядке, чтобы не ошибиться.
К ночным часам относят период с 22:00 до 6:00. Подсчитайте, сколько в сумме ночных часов отработал сотрудник за учетный период и включите получившееся число в графу 11 (12). При этом отметьте количество часов, отработанных в выходные или праздничные дни (если на них выпал рабочий период (13).
В 14 графе обозначьте все неявки. В верхнюю строчку внесите количество дней (14), в нижнюю - количество неотработанных часов (15). В графу 15 занесите код (16), а в графу 16 - количество дней и часов неявки, указав код (17). Далее в табеле должны расписаться ответственный за заполнение табеля учета рабочего времени (18), начальник отдела (19) и сотрудник кадровой службы. Обязательные реквизиты - наименование должностей этих лиц и их личные подписи с расшифровкой.
После указанных процедур лицо, отвечающее за ведение табеля, отдает документ бухгалтерскому отделу. На основании табеля работникам рассчитывают и начисляют зарплату.
Важно! Основанием для включения в табель или исключения из него работника должны быть документы по кадровому учету, например приказ об увольнении, приеме на работу, трудовой договор. Обязательное требование - документальное подтверждение отметки о причинах несоблюдения режима.
Основанием для внесения отметки может быть приказ, больничный лист, справка о выполнении государственных или общественных работ, предупреждений о простое и т. д. В табеле не должно быть отметок об оказании услуг на основании гражданско-правовых договоров.
Отработанное совместителями время в табеле фиксируют по общим правилам. Количество часов, отработанных совместителем в тот или иной день, отражают в ячейках с соответствующими датами. Выходные дни отмечают кодом «В», отпуск - пометкой «ОТ», дни больничного, подтвержденные документально, - «Б».
Табель учета рабочего времени совместителя разрабатывают по особым правилам. Известно, что российское законодательство запрещает совместителям работать в учреждении больше чем на полставки. То есть по сравнению с другими сотрудниками совместитель обязан работать меньше.
Если на предприятии действует стандартная пятидневная рабочая неделя, то в течение каждого рабочего дня совместитель вправе работать 4 часа. При скользящем или сменном графике ежедневно он может работать разное количество часов. Главное, чтобы не превышалась общая норма нагрузки.
Остановимся на правилах заполнения табеля учета для совместителя.
Отработанное как внутренними, так и внешними совместителями время учитывают по общим правилам. Отличия заключаются лишь в количестве отработанных часов. Но между учетом рабочего времени внутренних и внешних совместителей различия есть.
Мы знаем, что внешним совместителем называют сотрудника, основное место работы которого - другая организация. То есть табель учета рабочего времени для него должен включать в себя лишь одну строку - должность, которую совместитель занимает в данной компании.
Внутренний совместитель - это сотрудник, занимающий в одном и том же учреждении две должности. Соответственно, его рабочее время по одной и второй должности фиксируют в одном и том же табеле учета. Важно, что отработанное время по каждой из должностей следует учитывать в отдельном порядке. Суммировать отработанные по совместительству часы запрещено. Табель учета рабочего времени содержит отдельные колонки с кодом «СВ».
Ниже мы приведем примеры работы по совместительству с пятидневкой для внешних совместителей, работу по стандартному режиму для внутренних совместителей, а также работу внутреннего совместителя с пятидневной рабочей неделей по основной должности и скользящим графиком по дополнительной.
Порядок учета рабочего времени внешнего совместителя (Петрова Д. А., бухгалтер) при работе по совместительству по пятидневке:
ФИО, должность |
Табельный номер |
Отработано |
|||||||||||||
Иванова Е. С. Секретарь |
|||||||||||||||
Петрова Д. А., бухгалтер |
|||||||||||||||
Порядок учета отработанного времени внутренним совместителем при работе по пятидневной рабочей неделе по основной должности и скользящему графику по дополнительной:
ФИО, должность |
Табельный номер |
Отметки о явках и отработанном времени |
Отработано |
|||||||||||||||
Мамедова Э. А., процедурная медсестра, постовая медсестра |
||||||||||||||||||
Порядок учета рабочего времени внутреннего совместителя по пятидневке:
ФИО, должность |
Табельный номер |
Отметки о явках и отработанном времени |
Отработано |
|||||||||||||||
Мамедова Э. А., секретарь, инспектор отдела кадров |
||||||||||||||||||
Отмечать информацию о фактически отработанных часах и об отдыхе можно в типовых табелях, а также в документах, которые работодатель сформировал сам.
Как правило, специалисты кадрового отдела пользуются готовыми формами. На это есть несколько причин: их удобнее всего применять, их не нужно отдельно утверждать и согласовывать, и в ходе проверок инспекторы ГИТ не задают в их отношении никаких вопросов. Чтобы фиксировать отработанное время, можно использовать формы Т-12, Т-13 или ОКУД 0504421 «Табель учета использования рабочего времени». Табель формы Т-12 необходим для расчета зарплаты за проработанное время.
В табель учета рабочего времени заносят сведения о явке и неявке сотрудника на работу и количестве отработанных им часов. Явки и неявки специалиста классифицируют отдельно (работа ночью, в выходной, отпуск за свой счет и т. д.), так как от вида отработанного времени, а также от причины неявки на работу напрямую зависит сумма его заработной платы.
Фиксировать в табеле учета рабочее время и отпуска может отдельный ответственный за это сотрудник, к примеру табельщик, специалист по кадрам или бухгалтер. Эта обязанность должна быть прописана в трудовом соглашении с соответстующим сотрудником. Также можно издать приказ о назначении специалиста, ответственного за ведение учета.
Формы Т-12 и Т-13 - это таблицы, каждая строчка в которых отведена отдельному работнику. Столбцы предназначены для внесения дат. В соответствующей ячейке каждого дня проставляют код из букв и цифр, отражающий вид рабочего или нерабочего времени. В ячейке ниже отмечают, сколько именно часов отработал сотрудник.
Условные обозначения для отражения отпуска в табеле учета рабочего времени:
Всем работникам положен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. Его предоставляют каждый год в порядке очереди (исключение составляют несколько категорий сотрудников, которые вправе выбирать даты на свое усмотрение). В ряде ситуаций, если работник и работодатель приходят к соглашению, отпуск делят на части или переносят на следующий год.
Несмотря на то, что график всегда формируют заблаговременно (за две недели до нового календарного года), отпускные дни в табеле учета рабочего времени не стоит указывать заранее. Если работник выйдет из отпуска раньше времени или заболеет, в табель придется вносить соответствующие изменения.
После ухода сотрудника в ежегодный оплачиваемый отпуск работник, отвечающий за ведение учета, ежедневно обязан вписывать в табель код ОТ или 09.
Работники определенных категорий вправе брать не только ежегодный 28-дневный отпуск, но и дополнительное оплачиваемое время. Такой отдых можно взять вместе с основным отпуском , его частью или отдельно.
Право пользоваться дополнительными отпускными днями есть у специалистов, работающих:
Важно! В табель учета рабочего времени дополнительный отпуск нужно вносить в отдельном порядке, даже когда дополнительные дни идут сразу за основным отпуском. Для этого ставят код ОД или 10.
Российское законодательство разрешает сотрудникам брать не только ежегодный основной и дополнительный отпуск, но и пользоваться:
Рассмотрим, как каждый из этих отпусков фиксируют в табеле учета рабочего времени.
На основании ст. 128 Трудового кодекса РФ каждый сотрудник вправе попросить работодателя о предоставлении ему неоплачиваемого отпуска в определенный день/дни, чтобы решить личные вопросы. Речь идет о так называемом отдыхе за свой счет. Работодатель сам решает, предоставлять работнику такой отпуск или нет. Если сотрудник берет неоплачиваемый отпуск, в табеле учета ставят код ДО или 16.
В этой же статье (ст. 128 Трудового кодекса РФ) сказано об обязанности работодателя в ряде ситуаций предоставлять отпуск за свой счет по просьбе сотрудника. Право на такой отдых есть:
Такой отпуск без сохранения зарплаты в табеле фиксируют в виде кода ОЗ или 17.
Дополнительным отпуском, при котором сохраняется средний заработок, на основании ст. 173 Трудового кодекса РФ вправе пользоваться сотрудники, работающие и при этом получающее высшее или среднее профессиональное образование очно-заочно или заочно, то есть не отрываясь от работы.
Руководитель обязан предоставлять учебный отпуск, чтобы сотрудники могли пройти:
Основание для предоставления отпуска - документы из учебного заведения.
Чтобы зафиксировать учебный отпуск с сохранением зарплаты, в табеле учета рабочего времени ставят код У или 11.
Сотрудники, обучающиеся очно, вправе требовать у работодателя предоставление учебного неоплачиваемого отпуска, чтобы пройти вступительные испытания или сессии. Учебный отпуск отражают в табеле учета рабочего времени в виде кода УД или 13.
В табеле учета рабочего времени нужно также фиксировать декретный отпуск.
Женщины имеют право брать отпуск по беременности и родам . Основанием для предоставления таких отпусков становится листок нетрудоспособности. Взять отпуск сотрудница может за 70 или 84 дня (если беременность многоплодная) до предполагаемой даты родов или же сразу после них. Но суммарно такой отпуск должен быть равен количеству дней, определенных законодательно (ст. 255 Трудового кодекса РФ): от 140 до 194. В табеле учета рабочего времени отпуск по беременности и уходу за ребенком обозначают буквой Р или цифрой 14. Этот же код ставят сотруднику, который усыновил ребенка и в связи с этим берет отпуск.
Когда истекает отпуск по беременности и родам, один из родителей или иное лицо, присматривающее за ребенком (бабушка, дедушка, опекун), вправе воспользоваться отпуском по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. В период этого отпуска предприятие сохраняет за сотрудником место и выплачивает ему пособие.
В форме Т-12 или Т-13 отпуск по уходу за ребенком обозначают в виде кода ОЖ или 15.
На основании действующего законодательства компании обязаны строго учитывать трудовую деятельность персонала. Именно поэтому руководители должны заносить в табель учета рабочего времени каждый отгул.
Компании в России вправе устанавливать собственные правила по заполнению формы Т-12 или Т-13 и фиксировать их в инструкции или руководстве. Перед отражением отгула в табеле учета рабочего времени также необходимо выбрать коды. К общепринятым относятся:
Привлечь сотрудника к труду в нерабочий день можно лишь с его согласия. В этом случае издают специальный приказ со следующими разделами:
Важно! С учетом информации в приказе в табеле отражают время, отработанное сотрудниками в нерабочий день.
Если компания пользуется индивидуальной формой, на основании № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. отгул в табеле ставят в виде общепринятого или собственного кода.
Особенности труда и оплаты в нерабочие дни отражены в Трудовом кодексе РФ. Если табель заполнен верно, при расчетах с персоналом за отработанное время не возникает никаких сложностей.
Сотрудники любой компании время от времени вынуждены работать по выходным в силу разных причин - допустим, нужно срочно подготовиться к проверке или отгрузить поставленные товары.
Сотрудник вправе на свое усмотрение определять, какая форма оплаты за работу в выходной или праздничный день для него предпочтительнее. Он вправе претендовать на оплату по двойному тарифу или же согласиться на сумму, рассчитанную по однократному тарифу, но при этом потребовать выходной. Работодатель ни в коем случае не может влиять на решение работника.
При этом выдвигать подобные требования не могут сотрудники, у которых с компанией заключено срочное трудовое соглашение на срок не меньше 2 месяцев. В Трудовом кодексе РФ сказано, что за работу в выходные и праздники они могут получать лишь оплату по двойному тарифу.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ привлекать персонал к работе по выходным можно только в экстренных ситуациях. Предположим, нужно срочно выполнить задания, влияющие на дальнейшую работу компании. Если руководитель не соблюдает нормы Трудового кодекса РФ, он нарушает закон. Это грозит ему серьезными проблемами при проверке органов контроля.
Ниже представлен табель учета рабочего времени - образец заполнения отгула.
Номер |
Табельный |
Итого |
||||||||||||||||
Иванова Е. В. |
||||||||||||||||||
Очень часто в организациях возникает вопрос, связанный с правильным отражением больничного в табеле учета. Для корректного оформления больничного листа в табеле нужно учитывать:
Рассмотрим, как в табель вписывают больничный методом сплошной регистрации . В дни болезни работника, подтвержденные справкой из медучреждения, нужно проставить, к примеру, буквенный код «Б» в верхней половине строчки и количество проработанных по факту часов «0». Далее необходимо подвести итог по количеству отработанных дней и часов.
Ниже представлен образец обозначения больничного в табеле при использовании метода сплошной регистрации:
Номер по порядку |
Фамилия, инициалы, должность (специальность, профессия) |
Табельный номер |
Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца |
Отработано за |
||||||||||||||||
половину месяца (I, II) |
месяц |
|||||||||||||||||||
Пребывание сотрудника на больничном при методе регистрации отклонений отмечается в табеле:
Вот как в табеле отражают больничный методом регистрации отклонений:
Номер по порядку |
Фамилия, инициалы, должность (специальность, профессия) |
Табельный номер |
Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца |
Отработано за |
||||||||||||||||
половину месяца (I, II) |
месяц |
|||||||||||||||||||
Дубова Анастасия Христофоровна, менеджер по логистике |
||||||||||||||||||||
Также пользуются цифровыми кодами. В этом случае больничный в табеле в графе 15 формы № Т-12 обозначают так:
Количество неявок, дней (часов) |
Из них по причинам |
||
Количество дней (часов) |
|||
Приведем поэтапную схему внесения больничного в документ:
Шаг 1. Сначала вы выбираете код обозначения, принятый в компании. Просмотрите код больничного в табеле («Б» или «19» для графы 15 формы № Т-12 или другая отметка, принятая в вашей организации). Чтобы вам было удобно, запомните эти коды или сохраните в своей таблице условных обозначений.
Шаг 3. Затем подсчитываете суммарное количество дней и часов, отработанных сотрудником. При этом из расчета исключите больничный и выходные дни (при отсутствии иных отклонений).
Больничный лист в табеле во время отпуска отражают так:
Шаг 1. Необходимо отметить отпуск до даты начала болезни сотрудника, указанной в справке о нетрудоспособности. Для этого используют буквенное обозначение «ОТ» (цифровой код «09» - для графы 15 формы № Т-12). В течение отпуска выходные не отмечают. Для подсчета отпуска используют календарные, а не рабочие дни (ст. 115 Трудового кодекса РФ).
Шаг 2. Дни, в которые сотрудник был нетрудоспособен, отмечают буквенным кодом «Б».
Шаг 4. Нужно продлить отпуск: в табеле после последнего отпускного дня вписываем код «ОТ». Он означает количество последующих дней болезни. При этом нужно учесть определенные нюансы. В соответствии со ст. 124 Трудового кодекса РФ, если работник оказывается временно нетрудоспособен, ежегодный оплачиваемый отпуск или продлевают, или переносят на другое время, которое определяет работодатель, учитывая пожелания сотрудника.
Так как закон РФ разрешает или продлить, или перенести отпуск на другой срок с учетом пожеланий сотрудника, автоматически продлить его в связи с болезнью нельзя. Работодателю следует понять, чего хочет работник. Сотрудник при этом обязан высказать свое пожелание относительно продления или перенесения отпуска, подав соответствующее заявление.
Не во всех случаях руководство предприятий четко следует правилам, по которым заполняются, хранятся и используются формы Т-12 и Т-13. Приведем ответы на самые распространенные вопросы, возникающие у специалистов по кадрам при разработке табеля учета. Руководствуясь этой информацией, вы будете ошибаться меньше.
Ст. 586 «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», гласит, что срок хранения табеля не может составлять меньше 5 лет. Если же табелем пользовались, чтобы фиксировать рабочее время сотрудников тяжелых и вредных производств, срок хранения достигает 75 лет.
Табель учета проходит несколько этапов, а именно:
При составлении графика документооборота обязательно внесите в него всю учетную документацию, включая табель, и сделайте маленькую поправку на специфику оформления бланка (продолжительность составления, возможные задержки предоставления сотрудниками документов, подтверждающих их отсутствие на рабочих местах, а также время на корректировку табеля).
В соответствии с законом заполнять табель вправе не только табельщики (кроме того, далеко не в каждой организации есть такой специалист), но и другие уполномоченные лица. Вести табель учета рабочего времени может сотрудник кадровой службы, специалист по подбору персонала или руководитель структурного отдела. Все зависит от принятой в компании системы учета рабочего времени. Этот момент должен быть закреплен в должностной инструкции и трудовом договоре работника, заполняющего табель.
Даже если сотрудник выполняет свои обязанности удаленно, закон все равно обязывает работодателя учитывать его рабочее время (ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ). Как уже было отмечено, фиксировать рабочее время в табеле можно методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, а также методом регистрации только отклонений, таких как неявки, опоздания, сверхурочные часы и т. д. Чтобы учитывать время, отработанное специалистом на удалении, пользоваться можно любым методом.
Если на предприятии есть сотрудники, работающие дистанционно, правила учета их рабочего времени можно прописать в локальном акте (ст. 8 Трудового кодекса РФ).
Отметим, что при дистанционной работе обычно используют метод отклонений, поскольку у табельщика нет сведений о появлении сотрудника на работе. Если нет переработок и неявок, в табель включают лишь конечные данные об итогах работы сотрудника за 1 и 2 половины месяца. Если используют метод отклонений, рабочие дни в табеле не отражают. Если ячейка в табеле не заполнена, значит, этот день был рабочим.
Однако, если при заполнении табеля в отношении дистанционного сотрудника используют метод отклонений, могут возникнуть технические сложности, связанные с внесением информации в программу 1С и т. д. В данном случае лучше использовать метод сплошной регистрации явок и неявок.
На первый взгляд, заполнить простую форму Т-12 или какой-либо ее аналог легко. Однако сотрудники, ведущие учет рабочего времени, допускают одни и те же ошибки. Например, вносят информацию о сотруднике, не указывая его должность или табельный номер.
Важно! Итоги проверок учетных документов ряда организаций показывают, что ответственные за ведение табеля лица часто не соблюдают правило сокращения рабочего дня перед праздником на 1 час. По факту сотрудники работают 7 законных часов. В документах же отмечена норма в 8 часов.
Есть и еще одна типичная ошибка, которую в компаниях допускают в основном по невнимательности: фиксируют праздничный день как рабочий. Кроме того, затруднения могут быть связаны с внесением сведений о времени, отработанном специалистом. Не забывайте, что в табель учета рабочего времени нужно включать все часы, которые внутренний совместитель отработал на каждой из своих должностей.
Если при проверке правильности оформления табеля вы выявляете ошибку, руководствуйтесь положениями п. 8 ст. 9 Федерального закона от 06.11.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Неверную информацию нужно аккуратно перечеркнуть чертой. Сверху над зачеркнутыми обозначениями необходимо вписать корректные сведения и обозначить дату внесения исправлений. Далее сотрудник, откорректировавший табель, должен в нем расписаться (нужно также расшифровать подпись и указать должность).
Рассказывает практик
Петр Лебедев ,
директор по экономике и финансам компании «ТиссенКрупп Индастриал Солюшнс (РУС)», Дзержинск
Работники производственных отделов ежедневно учитывали рабочее время: указывали в табеле, сколько времени (в часах) затратили на выполнение конкретных проектов, учебу, командировки и проч. В конце месяца табели сдавали непосредственному начальнику, который, в свою очередь, передавал документы в отдел учета, чей работник вносил сведения в систему, подготавливал сводные отчеты по проектам и сдавал их руководителям.
При сборе информации у нас возникало 3 основные проблемы:
Решить эти проблемы нам помогла автоматизированная система контроля учета рабочего времени.
— это главная составляющая работы любого предприятия. Это позволяет осуществлять контроль работы сотрудников.
Чтобы процедурой можно было управлять проще, стало необходимостью завести специальный документ, так называемый табель. Его можно заводить как в бумажном виде, так и в электронном, но расшифровка обозначений в табеле учета рабочего времени должна быть логичной и понятной.
Цель ведения табеля учета рабочего времени
Необходим для осуществления контроля за дисциплиной трудящихся, а также с его помощью несложно производить учет рабочего времени, в том числе отмечать причины отсутствия на рабочем месте и иные отклонения от режима рабочего дня.
Ведение документа позволяет решить задачи следующего плана:
Ранее были установлены единые формы документа, но с 2013г. их использование не стало обязательным, хотя многие предприятия предпочитают использовать именно их.
На каждом предприятии для заполнения табеля имеется специально назначенное распорядительным документом лицо. Если организация состоит из нескольких работников, то, как правило, эти функции выполняет секретарь или представитель отдела кадров.
Если же предприятие располагает несколькими объектами, то в каждом подразделении назначается табельщик, а результаты ежемесячного учета рабочего времени обобщаются в расчетном центре.
Важно, чтобы в каждой организации имелся табель учета времени работы, это обязательный порядок. Сам бланк можно либо распечатать, либо заказать централизованно в типографии. Имеются формы Т-12 и Т-13.
Первая учитывает не только рабочее время, но и расчет за месяц. Заполнение производится одинаково, но при этом на начало следующего месяца открывается новый бланк, в котором отражаются следующие сведения:
Остальная информация вносится в течение месяца, когда ведется табельный учет.
Чтобы была внесена ясность в заполнение документа, для этого должны быть специально установлены обозначения. Они отражают многие критерии, в том числе труда и отдыха. Всего 36 обозначений, хотя бывает и такое, что и этого недостаточно, так как информации бывает гораздо больше.
Обозначения в табеле
В таблице, представленной выше, прописаны наиболее часто встречающиеся обозначения. Обычно на первом листе табеля находятся все возможные обозначения. Это специально создано для ориентации и правильного определения, какую букву поставить в конкретном случае.
Основные правила ведения табеля учета рабочего времени
Заполнение табеля учета рабочего времени — задача непростая, хотя, казалось бы, что здесь ничего сложного нет. Она требует особого внимания и кропотливости. Даже малейшая ошибка может отразиться на начислении заработной платы сотрудника, и начнутся спорные вопросы. Можно ставить по датам явки либо неявки на работу, это самый простой подход.
При этом в каждую клетку вносятся данные о присутствии сотрудников на рабочем месте, либо отсутствии, но с обязательным указанием причины. Указывается и количество рабочего времени, реально отработанного в этот день.
В табеле обозначается буквой «В», а под ней проставляется» 0″. Если день рабочий, то следует обозначить «Я» это явка на работу. Если работник находится в командировке, то нужно поставить букву К.
При расчете рабочего времени не нужно прибегать к сложным формулам, достаточно выполнить простые арифметические действия. Согласно количеству отработанных часов и осуществляется начисление заработной платы.
Не менее важно учитывать методику регистрации отклонений. Обычно это используется при одинаковой продолжительности рабочего времени в течение всего периода.
Для особых случаев применяются такие отклонения, как , сверхурочная работа либо неявки по неизвестным причинам. Этот метод позволяет значительно сэкономить время на расчет, а результат получается точно таким же.
На бумажном варианте это выглядит так:
Если производить окончательный подсчет по отработанному времени, то нули в этом случае никакой значимости не имеют. Если продолжительность рабочей смены одинаковая, то остается выполнить расчет по количеству пустых клеток в строке сверху и перемножить их на отработанные часы.
Этим способом пользуются опытные кадровые работники, и он идеально подходит для малочисленных предприятий. Даже если работодатель не осведомлен о существовании этого уникального способа, то ему всегда можно его предложить.
Важно учесть, что табель должен заполняться каждый день. Если имеются сомнения, какое условное обозначение поставить, то изначально можно внести запись карандашом.
Сегодня имеется иной более современный вариант учета рабочего времени. Это электронный табель. Если одновременно ведется и бумажный и электронный вариант, то они обязательно должны содержать одинаковую информацию. Это необходимо выполнять, чтобы сведения о работнике были сохранены всеми доступными способами.
Создание в программном обеспечении Excel данного табеля — это наилучшее решение. Таблицы позволяют определить вид и размер формата. А задание вычислений в этой программе поможет справиться с подсчетом.
На практике встречаются и такие ситуации, когда у табельщика недостаточно навыков при работе в Excel, но можно подобрать и иную . Можно подготовить компьютерный вариант табеля, дублирующий бумажный. Так время работы с документом сократится.
Каждая лицензированная программа стоит немалых денежных средств, не на всех предприятиях имеются средства на эти приобретения. Тем не менее, они удобны и практичны в работе.
Как и сколько хранится табель учета рабочего времени
Табель необходим для начислений заработной платы за месяц, в том числе является доказывающим фактом, что сотрудник находился на рабочем месте. Его ведение важно в каждой организационной структуре.
Многие работодатели задаются вопросом, сколько времени нужно хранить табель учета рабочего времени и когда его нужно уничтожать. На основании требований нормативной документации документа необходимо в течение года, поэтому этот срок нарушать нельзя.
Для хранения формы документа на предприятии обычно предусматривается срок 5 лет, а если работы связаны с вредными условиями, то 75 лет хранить обязательно.
Если же табель утерян, то его можно восстановить по иным документам. Для этих целей применяются больничные листы, заявления на отгулы, сведения о нахождении человека в командировках или в отпуске. Так что все делается довольно легко, но можно при этом воспользоваться и электронной версией документа.
Уничтожать табель следует в соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству, специально разработанной для данного предприятия.
Как правило, создается комиссия по уничтожению и подготавливается акт, в котором расписываются все члены комиссии. Далее листы уничтожаются на специальном оборудовании или путем сжигания.
Документ нужен не только работодателю, осуществляющему учет рабочего времени, он необходим для предъявления при проверках налоговой инспекцией. Обязательно проверяется правильность ведения с необходимыми нюансами по заполнению. Если табель не ведется вообще, то такое нарушение может быть наказуемо, и предъявят организации.
Если в табеле имеются ошибки, то в этом случае последует наказание. Неправильно выполненные или внесенные обозначения, а также расчеты заработной платы могут быть следствием такого провала в работе.
Поэтому вести табельный учет стоит обязательно, это необходимо для соблюдения дисциплины среди сотрудников, а также как громоотвод для проверяющих инстанций. Важно правильно и своевременно проставлять условные обозначения.
Как заполнить табель учета рабочего времени в Excel, узнайте в этом видеоролике:
Форма для приема вопроса, напишите свой