Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Автор картины триптих александр невский. Описание картины «Александр Невский

Автор картины триптих александр невский. Описание картины «Александр Невский

Арина ЛАЗАРЕВА

Александр Невский

1942-1943. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На творчество П.Д. Корина во многом повлияла Великая Отечественная война. В эти годы Корин, как и многие другие ведущие деятели науки и искусства, продолжал работать, стараясь поднять патриотический дух народа. Ведущими в его творчестве стали исторические сюжеты - моменты славы русского оружия. Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский», созданный по заказу Комитета по делам искусств. Работать над произведением Корин начал в 1942 году.
Три части картины объединены основной сюжетной линией - это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина - мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив - эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.
В 1240 г. немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать городу никакой поддержки. С небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 г. напал на шведов, застав их врасплох, когда они при устье Ижоры на Неве остановились лагерем для отдыха, и полностью разгромил их. Шведы не ожидали такого мощного отпора русских, которые своим внезапным нападением полностью деморализовали противника. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их [Биргеру] возложил острием меча печать на челе». Победа в этой битве дала ему прозвание Невский и в глазах современников сразу поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжелый период, ознаменовавшийся для остальной Руси большими бедами и невзгодами.

Интерьер Успенского собора в Московском Кремле. 1936. Музей-квартира П. Д. Корина, филиал ГТГ

Военный гений Александра Невского проявился и в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Армии Ливонского ордена методично продвигались в глубь русских земель, немецкие наместники были в Пскове и угрожали свободе Новгорода. Призвав Александра, выгнавшего немцев из Пскова и с близлежащих земель, новгородцы спасли свою свободу. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым маневром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лед. По данным новгородской летописи, русские семь верст гнали немцев по льду, 400–500 рыцарей пало и до 50 было взято в плен; по данным ливонской хроники, потери ордена составили 20 убитых и 6 пленных.
Работая над триптихом, художник советовался с историками, сотрудниками Исторического музея, где с натуры писал кольчугу, латы, шлем - всё снаряжение главного героя, образ которого он воссоздал на полотне всего за три недели. На картине Корина Александр Невский представлен как целеустремленный воин, готовящийся к битве. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной развевается знамя с образом Спаса Нерукотворного. Цветовая гамма, использованная художником, выдержана в черных, красных и светлых тонах. Это усиливает впечатление строгости, сдержанности, целеустремленности и героизма, производимое образом князя. Вся центральная часть триптиха словно иллюстрирует знаменитую фразу, приписываемую летописцем Александру Невскому: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Общий облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю.
За спиной Александра Невского Корин изобразил простирающиеся широко русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость, за свои идеалы. Во многом благодаря мастерству художника князь остался в памяти русских несгибаемым воителем и национальным героем.

Творческое наследие художника Павла Дмитриевича Корина необычайно многообразно. Происходил он из иконописного Палеха и сложился поначалу как мастер-иконописец.

Вместе с тем Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности.

Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам.

Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и глубоким философом.

Портрет Павла Корина. Художник Михаил Нестеров

Павел Корин. Моя Родина



Цитата сообщения

Корин Павел Дмитриевич «Русь уходящая»

В 1925 в своей московской резиденции (Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые...

*кликабельна


Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" Нестеров, а с ним ученик и к тому времени уже друг его Павел.

У стен Донского монастыря Павел Корин увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.
Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.



Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". И у молодого художника зародилась идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".
Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.
В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, Павел Дмитриевич часто соприкасался со служителями Русской православной церкви. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, Павел Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.
Корин, когда писал большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Я старался видеть людей просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется ".
Не считая себя портретистом, Павел Дмитриевич задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.


Отец и сын. (С. М. и Ст.С. Чураковы). 1931

Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой пророка Микеланджело - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.
Стоящий позади сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает отца, хотя она много меньше и тоньше. Здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками, но зрителю ясно, что это совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.
Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной, но и более слабой внутренней организации.


«Трое» в центре старица Елагина, слева Софья Мих. Голицына, 1933-35

Через несколько лет Павел Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портрета. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее овеянное душевной теплотой и тихим спокойствием красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.
Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве Корина. Она
, как и ее соседка, в таком же темном полумонашеском одеянии , но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.


Протодьякон М. К. Холмогоров

В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. Когда появились первые этюды к "Реквиему", многие встретили их в штыки. Признавая бесспорную одаренность Павла Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности, однако было в этих этюдах и отражение революции, пусть пока косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.


Иеромонах Пимен и Епископ Антоний


Митрополит Трифон

В конце 1930-х Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это нападками недоброжелателей. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно тормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.


Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932

Приехавший к Корину Горький подробно расспрашивал его о композиции будущего полотна, поинтересовался названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая". И как-то сразу после этих слов все стало на места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.


Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве


Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Почти четверть века (с перерывами) писал Корин окончательный эскиз картины, который завершил в 1959. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.



Нищий. 1933

Действие картины Павел Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.
В центре картины расположено высшее духовенство. В одном храме вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отобра жению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (Г. Васильев) рассматривали картину как "последний парад осужденных историей на небытие" . Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

Схиигуменья мать Фамарь. 1935

Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами жертвы исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.

Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно — духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они — отдельные ипостаси одной идеи...

Молодая монахиня. 1935

Задуманная Павлом Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник холст и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь? Некоторые считали, что художник почувствовал непреодолимое противоречие замысла и выбранного пути воплощения. Так Каменский писал: "Корин задумал картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при столкновении погибающая сторона обладает человеческой красотой и исторической справедливостью. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".
Однако факты противоречат подобным утверждениям. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.
Были и другие обстоятельства, по которым
картина оказалась незавершенной . Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма и ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные, чуждые народу" произведения не увидели свет. Еще в 1936 от одного из них, Ангарова, поступило письмо на имя Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...
Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".
Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".


Северная баллада — левая часть триптиха Александр Невский. 1943

Павел Корин не верил в окончательн ый уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории великого народа".


Старинный сказ — правая часть триптиха Александр Невский. 1943


Спас Ярое Око. 1932


Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Архимандрит Отец Никита.



Пересвет и Ослябя — правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской. Утро Куликова поля. 1951


Сельский священник. Отец Алексий. Фрагмент


Иеромонах Митрофан. Фрагмент


Отец Иван, священник из Палеха. 1931


Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933. На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»


Собор Святого Петра в Риме. 1932.


Портрет Н.А. Пешковой. 1940


Портрет М.В. Нестерова. 1939


Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943


Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945

После смерти Горького в 1936 обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.

Полностью картину Корина "Русь уходящая" можно посмотреть

В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Его привлекают образы воинов - защитников родной земли, духовных идеалов России.

Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого триптиха (1942), в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Александр Невский (1220-1263) издавна почитали на Руси. Б лаговерный князь прославился как заступник земли Русской. Вся его жизнь была посвящена служению Отечеству. В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 учреждён орден Александра Невского.

Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.
В Александре Невском сполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.

,

М. В. Нестеров. Портрет братьев П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Москва, Третьяковская галлерея

Сложный по замыслу портрет братьев Кориных подкупает найденным в изображении этих двух художников внутренним единством.Братья любуются античной вазой, которую держит один из них в протянутой руке. Этот сосуд — композиционный центр портрета.



(19 )

История создания картины «Александр Невский».

Картина «Александр Невский» было написано художником Павлом Дмитриевичем Кориным в 1942 — 1943 годах, в трудные годы Великой Отечественной войны. Это было время, когда русский народ сражался с немецкими захватчиками и как никогда нуждался в духовной поддержке и опоре. По замыслу художника, именно такая картина могла вселить в людей чувство патриотизма и уверенность в победе.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.

Описание Картины «Александр Невский».

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

Подготовка учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка

Сочинение - портретный очерк

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;
  • дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;
  • повторить сведения о публицистическом стиле;
  • создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, про­изведения живописи (картины П. Д. Корина),
  • развивать умение читать символы картины, проводить исторические параллели, осознавать перекличку разных исторических эпох и уметь выразить свое мнение об этом посредством слов;
  • авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);
  • ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

  • репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский»;
  • фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? -

Что происходило в нашей стране в 1942 году?



сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Не­вского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине


эту картину?

Он

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца.

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелы й пан цирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть пото му, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защи щать свою родину».)

О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо сто ит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится че ловек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о ду ховной и физической силе этого человека, его увереннос ти в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В цен тре стяга - изображение Спасителя. Необычно выраже ние его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpem ного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка?

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка?

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке?

Есть ли элементы других типов речи?

Работа над текстом сочинения

Вы должны будете написать сочинение необычного
жанра - портретный очерк, аналогичное тому, который мы только что анализировали. Аналогичный - сходный, похожий, но это не значит, что вы должны
повторить то, что мы с вами видели в данном очерке. Каждый человек, который смотрит на картину, видит что-то свое, у него возникают свои, несхожие с другими мысли, он использует свои речевые средства.

Особенности портретного очерка

Тема очерка

Личность, изображенная на картине

Основная мысль

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настроеений);

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

Публицистический

Ведущий тип речи

Рассуждение (доказательство или размышление) с элементами повествования и описания.

показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка?

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей?

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения.

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы on исания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

  • И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение - портретный очерк

по картине П.А.Корина «Александр Невский»

Цели:

Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка;

дать понятие о композиции и структуре портретного очерка, его языковых особенностях;

повторить сведения о публицистическом стиле;

создать культуроведческий фон урока посредством использования специального языкового материала, произведения живописи (картины П. Д. Корина),

авизировать специфическую фоновую, устаревшую лексику, необходимую для описания портрета (князь, иконопись, меч, кольчуга, панцирь и т. д.);

ориентировать учащихся на использование изученных конструкций (простое предложение с однородными, обособленными, уточняющими членами) в тексте сочинения.

Культуроведческий фон урока (оборудование):

репродукция картины П. Д. Корина «Александр Невский»;

фрагмент искусствоведческого текста (жанр портретного очерка) Г. Кушнеровской (раздаточный материал).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Урок подготовки к сочинению мы начнем викторины.

Кто такой Александр Невский? (Известный русский князь, прославившийся в битвах со шведами и немцами)

За что Александр был наречен Невским? (За победу над шведами на Неве)

Какое событие в истории было названо «ледовое побоище»? (Рыцари тевтонского ордена взяли русские города Изборск и Псков и намеревались идти на Новгород. На Чудском озере развернулось одно из самых. крупных сражений средневековья - «ледовое побоище». Войско, которым командовал Александр Невский, разбило немецких рыцарей; это событие произошло в 1242 году.)

Что происходило в нашей стране в 1942 году? (В это. время шла Великая Отечественная война.)

Между событиями, о которых мы вспомнили, лежит
временная пропасть в 700 лет, и, тем не менее, эти события оказались тесно связаны друг с другом в сознании известного русского художника Павла Дмитриевича Корина, по картине которого мы будем писать
сочинение.

Рассказ о художнике

Павел Дмитриевич Корин - наследственный иконописец. С детства он учился писать иконы, закончил палехскую школу живописи, работал в Москве в иконописной палате Донского монастыря. Затем он снова пошел учиться, теперь уже в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период определились его художественные интересы: он активно работает в жанр портрета. В портретной галерее, созданной художником, много выдающихся деятелей русской культуры: писатель А. Н. Толстой, скульптор С. Т. Коненков, мастера живописи М. В. Нестеров, М. С. Сарьян, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов Н. А. Соколов).

Особняком в этом ряду стоит портрет Александра Невского. Это символический портрет князя-героя, который разбил ливонских рыцарей в 1242 году. Через 700 лет, в 1942 году, в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, Павел Дмитриевич Корин создает произведение, на котором изображает Александра Невского.

Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. Страницы истории переосмысливаются, к далеким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше было трудно, как же выстояли? Накануне Великой Отечественной войны известный режиссер С. Эйзенштейн поставил художественный фильм «Александр Невский», а уже во время войны, в 1942 году, были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь Родине одолеть врага.

Позже сам Павел Дмитриевич Корин вспоминал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост».

Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи... В историческом музее он находит копию шлема Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского, и пишет небольшой этюд. Он зарисовывает фрагменты кольчуги, наблюдает, как соединяются её звенья, какова конструкция панциря древнего русского воина.

Рассмотрим это полотно.

Беседа по картине

На что сразу обращаешь внимание, когда смотришь на
эту картину? (На огромную фигуру Александра Невского.)

Как изобразил художник Александра Невского? (Он изображен в полный рост, занимает почти всю картину.)

Опишите лицо героя картины. Чем оно привлекает внимание? (Мы видим мужественное лицо с правильными жесткими чертами. Выражение его сурово. Мы понимаем, что перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В глазах нет страха, а есть решимость идти до конца. Он смотрит вдаль, туда, откуда, вероятно, идут полчища врага.)

Какие детали одежды подчеркивают, что перед нами воин? (На князе металлическая кольчуга, тяжелый панцирь, латы. Металлическими доспехами защищены руки и ноги. На голове - шлем, в руках - огромный тяжелый меч. Тяжело спадает с плеч багровый плащ. Именно так одевались на Руси воины.)

Изображая князя, художник стремился к достоверной передаче деталей. Однако в руках князя только тяжелый литой меч, но нет другого необходимого атрибута - щита. Как вы думаете, почему? («Может быть потому, что щит предназначен для того, чтобы защищаться. Александр Невский готовится не защищаться, СА защищать свою землю, свой народ. Мне кажется, что князь - символ щита, человек, который должен защищать свою родину».)

О чем говорит нам поза полководца? (Он твердо стоит на своей земле и не отдаст ни одной ее пяди. Он готов защищать эту землю, ведь именно так становится человек, желающий защитить кого-то. Его ноги расставлены. Руки крепко сжимают меч. Его поза говорит о духовной и физической силе этого человека, его уверенности в себе и предстоящей победе.)

Справа на картине мы видим стяг с изображением Спаса - Спасителя, Христа. Этот стяг необычен. В чем это проявляется? (Необычен фон стяга - черный. В центре стяга - изображение Спасителя. Необычно выражение его глаз, они какие-то сверкающие, гневные)

Что же готов защищать герой картины? (Он готов защищать русскую землю: ее огромное небо, церкви, реки, леса, холмы - все, что мы видим за ним на заднем плане картины.)

Искусствоведческий текст (жанр nopmpemного очерка)

Прочитайте отрывок.

Образ Невского имеет в триптихе значение исторического символа. Невский стоит над Волховом, как на краю земли, возвышаясь над старинным собором, над лесом дальнего берега. Он стоит, обеими руками сжимая рукоять меча, готовый к бою до конца. Ветер гонит грозовые тучи, развевает стяг и пурпурный плащ на плечах князя. В этом образе, словно кованном из стали с головы до ног, есть решимость и бесстрашие, и убежденность в победе. О таких писал летописец: «Се бо люди крылаты!» И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокоренной, независимой.

«Я хотел,- говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах, идти вперед, искать новые земли, пути в науке, создавать новые песни...»

И «Александр Невский» Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, прекрасному силой убежденности и осанкой благородной независимости.

Беседа по тексту

Какова тема очерка? (Личность Александра Невского)

- Какова композиция очерка? (образ Невского - исторический символ.; передать через образ Невского характер русского человека; образ – гимн воину и победителю).

- В каком стиле написан текст очерка? (Цель текста - воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения доказать, что этот образ является историческим символом. Основная форма реализации стиля – монолог автора. В тексте встречаются профессиональные слова (образ, триптих) и устаревшая лексика, которая необходима, чтобы правильно назвать предметы одежды, оружие той далекой эпохи (меч, ножны, стяг, князь...), формы (се бо люди...).

- Какой тип речи преимущественно используется в очерке? (Рассуждение. В тексте есть тезис, доказательства, вывод.)

Есть ли элементы других типов речи? (Есть элементы описания образа Невского на картине, а также элементы повествования, которые вводятся с помощью прямой речи летописцами.)

Работа над текстом сочинения

Мозаичная

композиция

(состоит из

отдельных

фрагментов,

подчиненных

общему

замыслу)

Внешний портрет (описание черт лица, фигуры, показ через внешность внутреннего мира героя: чувств, мыслей, настрое ений);

Поведенческий портрет (oписание позы, взгляда, жестов, мимики);

Речевой портрет (речь человека как средство раскрытия его характера, мыслей, эмоционального состояния)

Элементы биографии человека (что совершил, когда);

Элементы характеристики человека современниками, близким людьми, историками и т. д.;

Собственная позиция и оценка, отношение к герою и картины в целом.

А теперь попробуем применить полученные знания к конкретной теме нашего сочинения. Какова будет тема и основная мысль вашего сочинения? (показать образ Александра Невского, запечатленный на картине, выразить свою оценку)

Что может включать композиция очерка? (описание внешности Александра Невского, его глаза, выражение глаз, внутреннее напряжение человека, готового к битве, и через внешность - внутренний мир героя: его чувства, мысли, настроение....)

Обязателен ли именно такой порядок изложения, который вы назвали в соответствии с таблицей? (для портретного очерка характерна мозаичная композиция.)

Сделайте прогноз относительно стилевой направленности своего сочинения. (Сочинение будет написано в публицистическом стиле)

Какой тип речи будет преобладающим? (Рассуждение)

Будут ли присутствовать элементы других типов речи в сочинении? (Обязательно будут элементы onисания героя; возможны элементы повествования, вкрапленные в сочинение: сведения о герое картины, об авторе.)

И последнее важное замечание. Очерк всегда привлекает внимание, когда ему дается какое-то яркое, заминающееся название. Подумайте, какие бы вы предложили варианты заголовка для своего сочинения-очерка? («Защитник земли русской», «Победитель», «Легендарный герой русской земли».)



«…Статен и крепок телом, Честен и быстр умом- Князь Александр Ярославич Встал за власти кормом. Взошел на престол некрепкий, Встал рыцарскою ногой. Поклялся прогнать супостатов, И Родине дать покой…» Отрывок из стихотворения «Александр Невский» Владимир Феникс


По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Так в чём же заслуга Александра Невского? По праву ли Россия носит его имя?


Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский князь Новгородский в, и (), великий князь Киевский (), великий князь Владимирский (), знаменитый русский полководец. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой, Родился в Переяславле-Залесском в мае 1221 года.


В 1230 году, когда Новгородская республика призвала князя Ярослава, он, побыв две недели в Новгороде, посадил на княжение Фёдора и Александра, однако три года спустя, в тринадцатилетнем возрасте, Фёдор умер. В 1234 году состоялся первый поход Александра на Дерпт, который с 1223 находился в руках ливонцев и победа на реке Омовже. В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля- Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238 году во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра. В 1239 году Ярослав, по окончании войны с литовцами за Смоленск, женил Александра на дочери Брячислава Полоцкого. Свадьба прошла в Торопце в храме св. Георгия. Уже в 1240 году в Новгороде родился первенец княжича, названный Василием.


В 1240 году немцы подступили к Пскову, а шведы двинулись на Новгород, согласно русским источникам, под предводительством самого правителя страны, королевского зятя ярла Биргера. Карта


С сравнительно небольшой дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов Биргера, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. И он сам, сражаясь в первых рядах, «неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём копья печать на челе». Победа в этой битве продемонстрировала талант и силу Александра. Устье Ижоры


Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переяславль-Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы. Рыцари осадили Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем выдвинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена. Памятный камень на берегу


5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Точный ход сражения неизвестен, но, согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. В 1245 году литовская армия, возглавляемая князем Миндовгом, напала на новгородские земли. Александр немедленно бросился на захватчиков. Литовцы, узнав об этом, начали отступать с награбленным из владений Александра, но тот нагнал их и разбил в битве у озера Жизца. По сказанию летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии. 5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Точный ход сражения неизвестен, но, согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. В 1245 году литовская армия, возглавляемая князем Миндовгом, напала на новгородские земли. Александр немедленно бросился на захватчиков. Литовцы, узнав об этом, начали отступать с награбленным из владений Александра, но тот нагнал их и разбил в битве у озера Жизца. По сказанию летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его». Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии.


После смерти отца, в 1247 году Александр поехал в Орду к Батыю. Оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. Батый планировал отдать владимирское великое княжение Александру, но согласно завещанию Ярослава владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским Александр. В итоге правителями Монгольской империи, несмотря на смерть Гуюка во время похода на Батыя в 1248 году, был реализован второй вариант. Александр получил Киев и «Всю Русскую землю». Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов».


В 1253 году, вскоре после начала великого княжения Александра, его старший сын Василий с новгородцами был вынужден отражать литовцев от Торопца, в том же году псковичи отбили тевтонское вторжение, затем вместе с новгородцами и карелами вторглись в Прибалтику и разбили тевтонцев на их земле, после чего был заключён мир на всей воле новгородской и псковской Святой Александр Невский. Фреска 1666 г. Фреска 1666 г.


В 1255 году новгородцы изгнали от себя старшего сына Александра Василия и призвали Ярослава Ярославича из Пскова. Невский же заставил их снова принять Василия, а неугодного ему посадника Ананию, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степаничем Икона Святого благоверного князя Александра Невского


В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. Он 14 ноября 1263 скончался в Городце (есть 2 версии в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко зайдет солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. Он 14 ноября 1263 скончался в Городце (есть 2 версии в Городце волжском или в Городце Мещерском). Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко зайдет солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Г. Семирадский. Кончина Александра Невского


Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей. Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден». Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей. Изначально похоронен Александр Невский в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь Г. Семирадский. Похороны Александра Невского


Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. В древнерусской литературе В древнерусской литературе Основная статья: «Повесть о житии Александра Невского» Литературное произведение, написанное в XIII веке и известное во множестве редакций. Художественная литература Художественная литература Сегень А. Ю. Александр Невский. Солнце Земли Русской. М.: ИТРК, с. (Библиотека исторического романа) экз. ISBN Югов А. К. Ратоборцы. Л.: Лениздат, с. Субботин А. А. За землю Русскую. М.: Военное изд-во Министерства Обороны СССР, с. Мосияш С. Александр Невский. Л.: Детская литература, с. Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. В древнерусской литературе В древнерусской литературе Основная статья: «Повесть о житии Александра Невского» Литературное произведение, написанное в XIII веке и известное во множестве редакций. Художественная литература Художественная литература Сегень А. Ю. Александр Невский. Солнце Земли Русской. М.: ИТРК, с. (Библиотека исторического романа) экз. ISBN Югов А. К. Ратоборцы. Л.: Лениздат, с. Субботин А. А. За землю Русскую. М.: Военное изд-во Министерства Обороны СССР, с. Мосияш С. Александр Невский. Л.: Детская литература, с.


Изобразительное искусство Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Портрет Александра Невского (центральная часть триптиха, 1942 г.) работы Павла Корина. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Изобразительное искусство Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Памятник Александру Невскому в Петрозаводске Портрет Александра Невского (центральная часть триптиха, 1942 г.) работы Павла Корина. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом на территорию Александро- Невской лавры. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы: Г. С. Пейчев, В. В. Попов. Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник Александру Невскому в городе Петрозаводске, открыт 3 июня 2010 г. на проспекте Александра Невского около входа на территорию Кафедрального собора Александра Невского. Авторы скульпторы: В. Г. Козенюк Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Памятник в Волгограде на площади Павших борцов. Спасо- Преображенский собор,Памятник Александру Невскому
Кинематограф Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год.Кинематограф Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Александр Невский, Невский Николай Черкасов, режиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Господин Великий Новгород, Невский Александр Франскевич-Лайе, режиссёр Алексей Салтыков, 1984 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Житие Александра Невского, Невский Анатолий Горгуль, режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год. Александр. Невская битва, Невский Антон Пампушный, режиссёр Игорь Каленов, Россия, 2008 год.


«Соблюдение Русской земли, говорит знаменитый историк Сергей Соловьёв, от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».


Мы с вами ознакомились с основными фактами биографии Александра Невского и увидели, что его вклад в развитие нашего государства в период феодальной раздробленности очень велик. По-моему мнению, исходя из всего представленного материла, Россия гордо может носить имя Александра Невского. 1. Год рождения Александра Ярославича? 1221г. 2. Битва, после которой Александр получил своё прозвище? Невская. 3. Дата и место Ледового побоища? г.,Чудское озеро. 4. Как звали старшего сына Александра? Василий. 5. Год смерти Александра Ярославича? 1263г. 6. Как назвал Александра после его смерти митрополит Кирилл? «Солнце земли Русской»