Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ илья и соловей разбойник. Анализ былины илья муромец и соловей разбойник

Анализ илья и соловей разбойник. Анализ былины илья муромец и соловей разбойник

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - одно из произведений былинного цикла о подвигах самого почитаемого в русском народе богатыря. Былина повествует о двух героических событиях, в которых участвует Илья Муромец: бое с войском врага - «силушкой», которой было «черным-черно», и победе над Соловьем-разбойником.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно - ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Анализ произведения

Описание содержания

Действие былины начинается с того, что Илья Муромец собирается в путь: постояв «заутреню во Муроме», он к обедне хочет поспеть «в стольный Киев-град». Перед Черниговом встречается ему вражеское войско, которое он разбивает. Черниговские «мужички» просят его стать воеводой в городе, но Илья Муромец отказывается и едет дальше по опасной прямой дороге в Киев, несмотря на предостережения об обитающем там Соловье-разбойнике - он губит путников «посвистом соловьим» и «покриком звериным».

Богатырь ранит и берет в плен разбойника, а затем, приехав в Киев, оставляет его на княжеском дворе связанным. Князь Владимир не верит в рассказ о том, что гость проехал по прямой дороге в Киев и победил Соловья-разбойника. Удивленный тем, что грозный враг, действительно, пленен, князь просит его показательно посвистеть. Когда тот производит своим свистом разрушения в городе, Илья Муромец вывозит его в чисто поле и казнит.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один - абсолютное добро, другой - зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа - святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой - князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Анализ структуры произведения

Действие былины развивается поступательно последовательно. Много внимания уделяется деталям и разговорам, описанию героев и обстоятельств действий. Само же действие передано в лаконичных и точных, но образных выражениях: «тетивочку шелковеньку натягивал», «стрелочку каленую накладывал», «стрелил» и «выбил право око».

В былине передана мечта народа о верном защитнике, грозном для врага, верным и справедливом для своих. Илья Муромец одинаково независим от просьб народа, если они не отвечают его главной цели - защищать всю землю русскую, а не отдельные города, и от отношения к нему князя - он вежлив и уважителен к нему, но не боится спорить и отстаивать свое человеческое достоинство.

Произведение написано своеобразным «былинным» слогом, с повторами и неторопливым течением сюжета. Все герои имеют ярко выраженную индивидуальность, мотивы их поступков разъяснены прямой речью героев, а не рассказчиком. Сама прямая речь поэтична, изобилует образными выражениями.

Былина «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представляет собой один из лучших образцов былинного эпоса. Герои и сюжет нашли отражение в некоторых неславянских эпосах.

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник:

От Киевской Руси до наших дней».

Учитель: Олещенко Ирина Владимировна

МОУ «Лицей № 37» г. Саратова

Тип урока : комбинированный.

Цель урока : провести сопоставительный анализ текста былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» с мультипликационными фильмами «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1978 и 2007г.

Задачи урока .

Образовательные :

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

Развивающие :

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные :

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

Оборудование урока :

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

Ход урока.

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся знакомятся с сообщениями, посвящёнными вопросу о том, существовали на самом деле Илья Муромец и Соловей-Разбойник или это вымышленные персонажи.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска. (Сообщение сопровождается презентацией.)

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

После прослушивания сообщений учитель делает вывод о том, что прототипы главных героев былин на самом деле могли существовать. Какими эти герои изображены в художественном произведении?

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ……………….., который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность раскаяться и исправиться ; не держит зла на князя Владимира , который разговаривал с богатырём грубо . Ведёт себя достойно , вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

А) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (1978 год, режиссёр – И.Аксенчук). Просмотр каждого эпизода предваряется вопросами учителя.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

Что можно сказать о силе Соловья-Разбойника? На что она направлена? Чем страшен этот герой? Только ли тем, что он необычайно силён? (Он уверен в своём абсолютном превосходстве, не ведает жалости, потому на «могиле» только что поверженного достойного соперника злорадствует, кощунствует). Похож ли он на героя былины?

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

2. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(1978г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Б) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007 год, режиссёр – В.Торопчин).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

3. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(2007г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ……………….., неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ……………….., так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «В чём сила Ильи Муромца?»


Главный герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — русский богатырь из города Мурома, Илья. Поехал как-то в город Киев, да возле города Чернигова натолкнулся он на силы темные, что ни птица, ни зверь мимо них проскочить не могли, да и пешие и конные люди миновать эти силы не в состоянии были. А Илья Муромец своей силой богатырской да копьем молодецким разметал их и пробился к Чернигову.

Жители города стали его к себе воеводой звать, но он отказался и попросил указать короткую дорогу на Киев. На это жители ответили, что короткая дорога до Киева уже давно травой поросла, потому что никто по ней ни пройти, ни проехать не может. А мешает путникам Соловей Разбойник, который сидит возле березы, у речки Смородины и своим страшным свистом заставляет траву и деревья к земле пригибаться, а люди от свиста замертво падают.

Но Илья Муромец не испугался Соловья Разбойника и поехал прямой дорогой. Добрался он до речки Смородины, тут его Соловей Разбойник увидел и засвистел по-страшному. У Ильи Муромца конь хоть и богатырский был, а спотыкаться стал от этого свиста. Взял тогда богатырь свой лук, тетиву натянул и стрелу пустил в разбойника. Да стрелой ему правый глаз и выбил. После чего стащил Илья разбойника с дерева, к стремени пристегнул и поехал дальше.

Добрался он Киева, и приехал на двор князя Владимира. Тот стал Илью Муромца расспрашивать, кто он и откуда и какой дорогой до Киева добирался. Когда Илья сказал, что ехал прямой дорогой, через Чернигов, князь Владимир ему не поверил. У Чернигова силы темные, да Соловей Разбойник сидит, никого не пускает. На это богатырь ответил, что разбойник у него к седлу привязан, с выбитым глазом.

Устремился князь Владимир на двор, увидал Соловья Разбойника, да и приказал тому засвистеть по-страшному. А тот князя слушать не стал, сказал Илью Муромца звать. Пришел Илья Муромец и велел разбойнику свистеть. Тот засвистел в полную силу, да так, что в теремах окна побились, и много людей замертво попадало. Рассердился Илья Муромец, вывез он Соловья Разбойника из города и отрубил ему голову.

Таково краткое содержание былины.

Главный смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» состоит в том, что нет ничего непреодолимого для русских богатырей. С любой темной силой они могут справиться. Былина учит не искать в жизни легких обходных путей, а идти дорогой прямой, пусть и трудной. Илья Муромец так и поступил. Не испугался он Соловья Разбойника и поехал в Киев по прямой дороге, да и разбойника по пути пленил и в Киев привез его, показать князю Владимиру.

В былине мне понравился главный герой, Илья Муромец. Этот русский богатырь обладает не только огромной физической силой, но и силой нравственной, силой духа русского, которая и помогла ему справиться и с темными силами и с Соловьем Разбойником.

Какие пословицы подходят к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»?

Славна богатырями земля русская.
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.

На вопрос анализ былины илья муромец и соловей разбойник плиз заданный автором Дима емельянов лучший ответ это








Ай же мужичище-деревенщина,


Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей Разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а "старый-от казак да Илья Муромец", оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно погиб Соловей Разбойник - в назидание и на страх всем врагам русской земли.

Ответ от Впросонках [новичек]
1.К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?
Эту былину следует отнести к Киевскому циклу. Её тема - защита Руси от врагов.
В былине рассказывается о том, как Илья Муромец, ехав к обедне в Киев, выбрал более короткую прямую дорогу, по которой никто не ездил из-за Соловья-разбойника. Встретив Соловья-разбойника, Илья Муромец победил его, тем самым освободив «прямоезжую дорогу» на Киев.
Характер Ильи Муромца серьезный, он человек храбрый, прямой. Говорит Илья достойно, речь его спокойная, размеренная. Так же он и ведет себя. Илья Муромец смелый, бесстрашный, без раздумий он вступает в схватку с Соловьем-разбойником, по приезде к князю Владимиру он не хвастает, а ведет себя «по-ученому».
Настроение былины торжественное, оно выражено в заключительных строках, где рассказывается о людской благодарности.
2.Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.
Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Илья Муромец - человек высокий, крупный, плотного телосложения. У него серьезное лицо, есть борода, усы. Одежда на нем богатырская: кольчуга, шлем, он возит с собой щит и колчан со стрелами, стреляет он из лука, причем очень метко.
4.В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.
Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловьяразбойника? Как он говорит об этом сам?
Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.
Как вы понимаете концовку былины?
Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.
6.Главный герой - Илья Муромец. Народ - сказитель награждает его эпитетами «удаленький», «дородный», «добрый», «славный богатырь святорусский».
7.Илья Муромец ехал в Киев, по пути он проехал через Чернигов и речку Смородину. Он не послушался совета черниговских жителей ехать окольной дорогой, поехал «прямоезжей», хотя там его подстерегали опасности. Это говорит о бесстрашии Ильи Муромца, о вере в правоту своего дела.
8.Битва Ильи Муромца и Соловьи-разбойника проходила так: Соловей свистал и кричал по-звериному, это было очень страшно, леса к земле преклонились, конь Ильи Муромца стал спо


Ответ от спроста [активный]
Илья Муромец - великий богатырь, славный воин, главный герой русских былин. В былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" ярко раскрываются многие качества "удалого добра молодца" как народного героя.
Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь ктолько узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
И от его ли тот от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазаревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Однако Илья Муромец - "старый казак", он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья Разбойника, "ему выбил право око со косицею". Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей Разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив "ествушку сахарную", "питьецо медвяное" и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника "во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор". Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
Ай же мужичище-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей Разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а "старый-от казак да Илья Муромец", оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно погиб Соловей Разбойник - в назидание и на страх всем врагам русской земли.


Тема урока: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»

Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.

Виды учебной деятельности : выразительное чтение былины, анализ особенностей героического эпоса, ответы на вопросы репродуктивного характера по содержанию былины « Илья Муромец и Соловей - Разбойник», анализ образа Ильи Муромца, характеристика героя былины как воплощение национального характера, работа с Толковым словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

Результаты обучения.

Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.

Метапредметные : самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.

1. Конкурс на лучшего сказителя «Рассказываем сказки» (от каждой группы по одному сказителю.)

2.Конкурс «Пословицы и поговорки»

3.Конкурс загадок.

II . Рассказ учителя о жанре былины.

Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, - жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.

Былины – это русский героический эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания . Героический эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Герои-богатыри олицетворяли важнейшие идеалы народа. Величественные образы защитников родины поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором. У М.Ю.Лермонтова «Да, были люди в наше время,/Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри -не вы!»

Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.

III . Беседа-повторение

Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)

Каких богатырей вы помните?

IV . Работа с былиной « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»

1.Выразительное чтение былины подготовленным учеником.

2.Слово учителя. Понятие об эпическом герое.

На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.

Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

V . Анализ былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)

Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? (Действует во благо людей.)

(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)

VI . Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)

Какие приёмы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, особенный ритм.)

Слово учителя.

Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.

VII . Словарная работа.

Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.

Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)

Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.

VIII . Творческое задание.

Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря», вспомните былины, которые вы знаете по книгам, мультфильмам, попытайтесь составить диалог богатырей (сцену), используя лексику былин.

IX . Составление таблицы «Былина и сказка»

Сходство:

1.И сказки, и былины существовали в устной форме.

2.Оба жанра существуют с древних времён.

Различия:

1.Сказка - прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

2.Главная черта сказки – вымысел.

3.Сказки создаются в прозаической форме.

4. Сказки рассказывали.

1.Описание подвигов богатырей. Былина- героический эпос.

2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.

3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.

4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.

Заключительное слово учителя.

При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён - Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

3. Подготовить характеристики героев.

4. Подготовить свою иллюстрацию к одной из былин.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 108 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ ОШ № 108)

Конспект урока