Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Актуальна ли недоросль в наше время. Сочинение на тему в чем актуальность комедии недоросль, фонвизин читать бесплатно

Актуальна ли недоросль в наше время. Сочинение на тему в чем актуальность комедии недоросль, фонвизин читать бесплатно

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

Н. В. Гоголь

С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль", прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

В "Недоросле" сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству "сверху". А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. "Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного", - говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: "Забери! Не давай! Не смей уступать!" А ведь это то же самое, чему учила Простакова: "Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка".

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не образование само по себе, а ум, соединенный с "благонравием". По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука "есть лютое оружие делать зло". Фонвизин как будто предвидел пагубные последствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:

Пусть добрым будет ум у нас,А сердце умным будет!

Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении "Недоросля". Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:

Скотинины, чета седая,С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов...

Митрофанушка - невежда. Но невежда и дурак - это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из "Капитанской дочки": "Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась". Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. "Пошел-ка служить..." - говорит Митрофану Правдин. "Пора его в службу", - решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух "недорослей" расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: "Береги честь смолоду". Митрофану таких слов никто не говорил.

Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некотором отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: "Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал". За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица - так считал Фонвизин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни "Лисицино нравоучение": "Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших".

Стародум в комедии "Недоросль" подсказывает нам, что "честный человек без большого чина - презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может". Главное - быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь "злонравия"!

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сегодня уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Драматургия Недоросль Драматургия 60-90-х годов XVIII в. Сатирические стихотворения Комедии Анализ произведения Социальная комедия "Недоросль" Творческий метод Критика о творчестве Д. И. Фонвизина П. А. Вяземский Г. П. Макогоненко П. Вайль, А. Генис Темы сочинений «Вопросы (в сокращении)» Биография Д. И. Фонвизина Изображение дворянства в комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Полное собрание сочинений Д. И.Фонвизина "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" Проблемы, отраженные в
    Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина «Смелым властелином сатиры». Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать именно «Недоросль», в котором автор ставил перед обществом много спорных вопросов. Но главной проблемой, затронутой Фонвизиным в своём знаменитом произведении, стала проблема воспитания нового поколения прогрессивно мыслящих людей. Когда Россией правил великий император Пётр Первый, им был выпущен указ, заставляющей детей дворян учить
    Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением. В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание). Соблюдается в комедии и правило трёх единств. Действие пьесы
    Драматургия Горе от ума История создания комедии "Горе от ума" Анализ произведения Конфликт Чацкого с московским обществом Критика о комедии А. С. Грибоедова А. С. Пушкин И. А. Гончаров Ю. Н. Тынянов Ю. М. Лотман Темы сочинений по творчеству А. С. Грибоедова Биография Грибоедова Александра Сергеевича А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин о судьбе молодого поколения в двадцатых годах девятнадцатого века Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова "Горе
    Я прочитала комедию Фонвизина «Недоросль» и хочу высказать свои впечатления об отрицательных героях. Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя»- портной Тришка; «бестия», «каналья»- нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в
    Отчего происходят... злоупотребления, как Не от гибельного неравенства между людьми? Ж. Ж. Руссо Так оценил талантливого драматурга XVIII века А. С. Пушкин, добавив к этой характеристике еще одну - "...друг свободы". Смелая и блистательная сатира Фонвизина определила на многие годы развитие в русской литературе сатирического направления. Главные объекты сатиры Фонвизина в блистательной комедии "Недоросль" - "злоправия достойные плоды", изуродованность всех человеческих чувств и отношений. На примере одной семьи крепостников драматург сумел показать все пагубные
    Описание событий в романах и других произведениях А. Н. Островского продолжало традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Он создал национальную драматургию, открыв новых героев и новые конфликты, отражавшие коллизии современной российской действительности. Островский обогатил жанровую палитру русского театра. Им написаны комедии ("Не все коту масленица", "Правда - хорошо, а счастье лучше"), психологические драмы ("Последняя жертва", "бесприданница"), социально-бытовые драмы ("Бедность не порок", "Гроза"), сатирические комедии ("Лес", "Волки и овцы"), исторические драмы ("Козьма Захарьич

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

Н. В. Гоголь

С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме-дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост-ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу-дарственная власть.

Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон-чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота-кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?

В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли-цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси-лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей-час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо-стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи-нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», — гово-рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб-ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела-ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.

Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об-разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед-ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:

Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет!

Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны-ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:

Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов...

Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи-танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнад-цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не-дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Материал с сайта

Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото-ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж-дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица — так считал Фонви-зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра-воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших».

Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль-шого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете-ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве-щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем актуальность комедии недоросль
  • blagodarya chemu pobejdayut dobrie geroi pyesi nedorosl
  • актуальна ли пьеса недоросль
  • об актуальности комедии недоросль
  • актуальность пьессы пьессы недоросль

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению


Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями? Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, - половина, если не большая часть России. В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушииься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки - нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями. Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П. А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана - невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время? В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало цьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разне-жась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу. Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеев-не вполне мог принадлежать и Простаковои: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю…» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни. Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличиеот привыкшей Еремеевны, сильно расстройлась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей. Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать. В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой - всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе-ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее - высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа. Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост­ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу­дарственная власть. Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон­чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота­кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой? В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли­цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси­лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей­час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо­стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи­нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», - гово­рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб­ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела­ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги. Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об­разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед­ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди: Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет! Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны­ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина: Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов... Митрофанушка - невежда. Но невежда и дурак - это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи­танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнад­цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» - говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не­дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото­ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж­дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица - так считал Фонви­зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра­воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших». Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль­шого чина - презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное - быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете­ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве­щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!