Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А м опекушин краткая биография. Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы

А м опекушин краткая биография. Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов, памятников, а также скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов.

Он также работал над созданием ювелирных изделий: украшал светильники, вазы, ларцы, создавал декоративные скульптурные композиции из серебра, статуэтки, а для церкви выполнял скульптурные Распятия и киоты. Но в нашей статье речь пойдёт в основнои только о памятниках А. Опекушина.

Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным
Для петербургского монумента императрице Екатерине II (скульптор М.О. Микешин) он выполнил семь больших фигур.

Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.
В 1872 г. он получил звание академика за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого.

Статуя Петра Великого
В этом же году он выполнил бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков. Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его за эти работы большой золотой медалью.

Бюст Петра I
Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из памятников был своеобразен и неповторим. Ченстоховский памятник был создан на пожертвования польского населения. К сожалению, многие памятники Опекушина не сохранились или были разрушены в годы советской власти. Особенно это касается памятников русским царям или историческим деятелям Российской империи.
Бронзовый памятник Александру II у южной стены Кремля не сохранился.

Памятник Александру II у южной стены Кремля
Не сохранился и бронзовый памятник Александру III возле Храма Христа Спасителя, созданный в 1912 г.

Памятник императору Александру III у Храма Христа Спасителя
Самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России (16 м) – памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске был уничтожен в 1925 г.

В конце 1980-х годов начался сбор средств на восстановление памятника Муравьёву-Амурскому, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М. Опекушиным. Работу по её воссозданию осуществил ленинградский скульптор, выпускник Академии художеств Л. В. Аристов.
31 мая 1992 г., в день рождения города Хабаровска, восстановленный памятник был открыт.
В г. Сумы (сейчас Украина) был установлен опекушинский памятник русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко, он также был уничтожен в 1920-х годах.

Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве был открыт 21 мая 1873 г., а уничтожен после 1917 г.
А.С. Грейг в 1833 гг. был командующим Черноморским флотом; являлся основателем Пулковской обсерватории.
Самым известным творением А. Опекушина является памятник А.С. Пушкину.

Памятник А.С. Пушкину (1880)

Когда в середине 1872 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника Пушкину, Александр Михайлович Опекушин уже был известным скульптором и имел свою мастерскую. Приостановив все свои работы, он начал усердно изучать творчество поэта, хотя пушкинские стихи любил с детства. Изучал его портреты. Все художники отмечали, что необыкновенно живой и подвижный облик Александра Сергеевича запечатлеть было трудно. Перед Опекушиным стояла задача создать собственный, но узнаваемый образ поэта. В поисках образа Опекушин выполнил сотни рисунков.
Но жюри не выбрало ни один из проектов. Решено было провести еще один конкурс в 1874 г. Опекушин вновь принялся за работу и на новый конкурс представил четыре проекта.
Жюри признало и премировало на равных основаниях лишь двух скульпторов – П.П. Забелло и Опекушина. Теперь им предстояло вступить в соревнование между собой и участвовать в третьем конкурсе. Но совершенно неожиданно туда представили свои модели метры И.Н. Шредер и М.М. Антокольский.
В мае 1875 г. жюри окончательно присудило первую премию проекту Опекушина. Ему поручалась дальнейшая работа по выполнению памятника в натуре. В помощники по архитектурной части Опекушин выбрал себе зодчего И.С. Богомолова.
Но радость успеха омрачало непонимание некоторых современников. Даже известный ценитель искусства П.М. Третьяков в письме к Крамскому высказал мысль о том, что фигура Пушкина имеет «жалкий вид». Но самый большой и неожиданный удар Опекушин получил от Академии художеств, которая предложила скульптору немедленно очистить академическую мастерскую, где стояла в глине еще неоконченная статуя Нестора. «Летописец Нестор» был разрушен, и больше уже за него Опекушин не взялся.

Открытие памятника

К весне 1880 г. все работы по сооружению памятника были закончены. 6 июня 1880 г. была пасмурная погода, но она не помешала необыкновенному оживлению в городе. Уже за день до открытия памятника улицы Москвы усиленно патрулировались полицией и жандармерией, чтобы не допустить беспорядков. В праздничный день толпы москвичей устремились к Страстной площади, к началу Тверского бульвара, где, скрытый серым холстом, стоял монумент Пушкину. Когда серый холст стал медленно падать, несколько мгновений стояла тишина, а затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой. Над площадью понеслось ликующее «ура». Великий поэт предстает перед народом таким, каким могли его видеть в жизни.
В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н.С. Тихонравов и В.О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых выступали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков и другие деятели культуры

Описание памятника

Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Движения и поза фигуры отличаются непринужденностью и живостью, но в то же время благородной величавостью и возвышенностью образа. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, – шляпа.
Удачно найден легкий наклон головы. На Тверском бульваре силуэт памятника хорошо воспринимался против солнца. Чудесная ритмичность движений, плавная певучесть общего контура монумента создали ему неповторимое обаяние.
Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». С правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

С левой стороны:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.

В августе 1950 г., через 70 лет после открытия, памятник Пушкину был перемещен на новое место, в центр реконструированной площади, получившей имя поэта. Монумент повернули вокруг своей оси. При этом прежняя высота памятника в новом архитектурном окружении оказалась недостаточной. Пришлось создать бетонный фундамент, повысивший уровень основания монумента.
Новое месторасположение памятника несколько ослабило его прежнее лирическое восприятие. Но обращенный к солнцу монумент заиграл новыми красками и стал на площади центром притяжения.

Памятник М.Ю. Лермонтову (1889)

Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Бронза, гранит. Скульптор А.М. Опекушин
Это самый первый памятник поэту в России. Он и в наши дни является одной из главных достопримечательностей Пятигорска.
Идея установить памятник поэту в Пятигорске принадлежала одному из первых лермонтоведов поручику П. К. Мартьянову и главному арендатору Кавказских Минеральных Вод А. М. Байкову.
В 1871 г. император Александр II дал разрешение провести подписку на сооружение памятника. Взносы стали поступать с Лермонтовских чтений, концертов, лотерей. В 1881 г. объявили конкурс на лучший проект памятника. Его пришлось проводить в 3 тура, т.к. долго не могли определить победителя. На третий тур было представлено 15 проектов. Победил А.М. Опекушин, уже известный к тому времени как автор памятника А.С. Пушкину в Москве.
Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 г.
Бронзовая скульптура М.Ю. Лермонтова установлена на гранитном пьедестале, напоминающем своими формами скалу. За спиной поэта – гора Машук, у подножья которого завершился его земной путь. Впереди – Кавказский хребет и Эльбрус. У ног поэта – раскрытая книга, а на передней части пьедестала – бронзовый венок, лира и перо. В верхней части пьедестала надпись: «М. Ю. Лермонтову», а в нижней – «16 августа 1889 года».

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923)

А.М. Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, обладавшего художественными способностями резчика по дереву и ваятеля из глины. Мальчик перенял от отца талант, его заметили и в возрасте 12 лет отец с согласия помещицы отдал сына на три года в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Здесь мальчик проявил незаурядные способности, и его взял в свою скульптурную мастерскую в Петербурге преподававший в рисовальной школе профессор Д. Йенсен. В 1859 г. Опекушин получил вольную и смог поступить в Академию художеств. Затем женился.
Его талант заметил художник и скульптор М.О. Микешин и пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде . Так постепенно Опекушин набирался опыта и становился одним из ведущих скульпторов Российской империи. Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур: его изделия украсили интерьеры московских особняков, фасады театра Незлобина, Здание биржи в Москве и других государственных учреждений.

Особняк Елисеева в наши дни
В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировалось чеканное блюдо с историческими сценами, отлитое по модели Опекушина на московской ювелирной фабрике П.Н. Овчинникова.
Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М.О. Микешиным и архитектором Д.Н. Чичаговым он создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В 1884 г. Опекушин выполнил Царские врата для иконостаса Воскресенского собора Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
До 1918 г. семья Опекушина проживала в Санкт-Петербурге в большом доме, рядом с домом была мастерская (она существует и доныне и используется в том же качестве).
Всё резко изменилось после революции.
Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Все опекушинские памятники русским царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в Московской городской думе. Он был сдан в запасники музея изящных искусств, а в 1952 г. тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Имя Опекушина даже не было упомянуто в многотомной «Истории русского искусства», хотя памятник Пушкину до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.
Он и три его дочери очень бедствовали. Под угрозой голодной смерти Опекушин обратился с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников за помощью.
Осенью 1919 г. больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерями за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. В Рыбницах священник о. Иоанн предоставил им дом в бесплатное пользование. Выживать помогали местные жители. Академический паёк, выделенный Наркомпросом, начал поступать только в 1922 г.
Никто даже не вспомнил, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других известных памятников.

А.М. Опекушин. Памятник Карлу фон Бэру в Тарту
Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876) – один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, президент Русского энтомологического общества, один из основателей Русского географического общества. Происходил из прибалтийских немцев.
В начале 1923 г. А. М. Опекушин простудился и заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен был на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 г. здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 г. выполнено надгробие из чёрного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика М. Е. Опекушина. Среди крестьян Даниловского у. ремесло лепщиков, каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом. Начальное образование будущий скульптор получает в сельской школе с. Рыбницы, куда Саша с родителями и братом Константином переехали жить из близлежащего Свечкино. Заметив очень рано проявившиеся творческие способности сына, Михаил Евдокимович, с согласия своей помещицы Е. В. Ольхиной, увозит Сашу в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже в этот период выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и исключительная преданность русскому искусству. Вместо положенных трех лет он блестяще заканчивает школу в два года и в 1852 принят на обучение в мастерскую известного петербургского педагога, академика скульптуры Д. И. Иенсена, которую оканчивает за три года вместо пяти. Под руководством Д. И. Иенсена Опекушин приобретает феноменальную технику искусства орнамента и мастерства скульптуры. По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков. При содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. 20 марта 1859 получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859-62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сент. 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р. К. Залеман, М. А. Чижов, И. П. Шредер, Н. А. Лаверецкий. В 1864 за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Императорская Академия художеств присуждает Опекушину звание неклассного художника и награждает серебряной медалью. В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (торжественно открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917). Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра 24 нояб. 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы). Всемирную славу А. М. Опекушину принес его знаменитый памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Право на его создание скульптор получил после участия в чрезвычайно напряженной конкурсной борьбе и убедительной победы в последнем, третьем конкурсе 1875. Все три конкурса (1873, 1874, 1875) собрали практически весь цвет тогдашней отечественной скульптуры. Сохранились воспоминания А. М. Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы. Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 нояб. 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, также став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся

модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 20-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия. Монархическая тема - основная в творчестве скульптора, что особенно тщательно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

Памятник Александру II в Кремле

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал вел. кн. Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как «авторе одного гениального памятника». Скромная могила скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (16( 28) ноября 1838, д. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губ. — 4 марта 1923, с. Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губ.(ныне Некрасовский район Ярославской области), похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви) — выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Многие дома в Москве и Петербурге отделывались лепниной, выполненной нашими земляками. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Александр жил в Петербурге в 1850-х гг. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д. И. Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре.

Уже в первой самостоятельной работе Опекшина« Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Александр посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В этом состояло его художественное образование, остальное — талант и громадное трудолюбие.

В 1861 скульптор женится на золотошвейке Е. И. Гуськиной. Встреча с М. О. Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике« Тысячелетие России»(Новгород, 1862). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Петербурге(1873), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 за статую Петра I Опекушин получает звание академика.

Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А. С. Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту — М. Ю. Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 в Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 в г. Дерпте(ныне г. Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли« лучшим русским скульптором», он был обласкан царской фамилией, награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде.

К сожалению, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 г. «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христа Спасителя в Москве. В разряд« слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский и адмирал А. С. Грейг, чьи памятники(в Хабаровске и Николаеве) работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства, собранные общественностью, в последние годы восстановлены Опекушинские памятники Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске(1991) и И. Г. Харитоненко в Сумах(1996). Поднимался вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя(но в 2005 году на его месте был установлен памятник Александру II работы современного скульптора Александра Рукавишникова). До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина — станковая скульптура: портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее.

В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в д. Свечкино и с. Рыбницы сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея — мемориальный Дом-музей А. М. Опекушина.


В стороне от шумных городов, на нижнем берегу Волги, в небольшом селе Рыбницы находится скромная могила человека, творчество которого когда-то хорошо знала вся образованная Россия. Здесь похоронен русский скульптор-патриот Александр Михайлович Опекушин, отразивший в своих творениях величие самодержавного Российского государства, неистребимую духовную мощь народа. Десятилетиями намеренно замалчивались, искажались и продолжают замалчиваться до сих пор многие вехи его творческой биографии. Официальное советское искусствоведение изрядно потрудилось в свое время, выставляя А.М.Опекушина "автором одного гениального произведения" - знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве, после чего якобы скульптора преследовали только одни неудачи. Искаженно трактовались его творческая позиция и политические взгляды. Белым пятном остаются и сейчас его последние годы жизни - после февраля и октября 1917 года. Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда.


В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу. Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге.


В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В дороге с ним приключился весьма курьезный случай. "Дело было так, - вспоминал на склоне лет Александр Михайлович. - На одной из остановок я вышел на платформу, заложил руки назад и чинно погуливаю по ней в полной уверенности, что, когда поезд пойдет, меня предупредят, попросят в вагон. Звонок. Я не слушаю, лишь неожиданно увидел, что поезд тронулся. Я к вагону - дверь не открывается. Я к окну, и дедушка схватил меня за длинные волосы, через окно втащил в вагон и дал хорошую трепку, так что я уже больше из вагона нигде не выбирался".


В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года.


Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет. Постоянные материальные трудности и болезни, затем свалившиеся на него изнурительные заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца… Труд, труд и труд днем и ночью! "Я боюсь, что буду художником, но не свободным человеком", - говорил Опекушин. Но в 1860 году Александр, скопив с большим трудом 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. В 1861 году он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного


Памятники Опекушина год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его яркая звезда! Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф "Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово". В этом же году скульптор М.О.Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника "Тысячелетие России" в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.



После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея" Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году


Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин. Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии.




1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура- победителя немедленно освободить мастерскую.


30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей. Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках сидел Царь-Миротоворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия", - писал американский ученый Ричард Уэртман.


Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя- Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III. С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.