СОМНИТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Условный термин, употребляемый применительно к написанию согласных, обозначающих согласные звуки в слабой позиции. Для проверки таких написаний подбираются родственные слова или другая форма того же слова, в которых за проверяемым согласным стоит гласный или сонорный согласный. ср. ; пруд (пруды) — прут (прутик), мороз (морозный) — вопрос (вопросный). К сомнительным относятся также непроверяемые согласные (асбест, вокзал, футбол и т. п.).
Словарь лингвистических терминов. 2012
Глухие и звонкие согласные в корне
Определяя согласную, нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорной согласной – л, м, н, р: вперемеж ку (перемеж аться), вперемеш ку (перемеша ть), выс ший (высо кий), изморос ь (мороси ть), измороз ь (морози ть), кос ьба (коси ть), мог (могу ), мок (мокн уть), прось ба (проси ть), рез ьба (реза ть) .
Примечание. Нельзя проверять таким способом согласную в словах свад ьба (сватать), лес тница (лезу), отверс тие (отверзать) . Написание этих слов рекомендуется запомнить.
Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований. Наиболее характерные для русского языка чередования согласных: г — ж — з (подруг а – подруж ка – друз ья); к — ч — ц (лик – лич ико – лиц о); х — ш — с (вспах ать – вспаш ка, лес – леш ий); д — ж (езд ить – езж у, молод ой – омолож ение); ск — щ (лоск – лощ еный); ст — щ (мост – мощ еный); б — бл (губ ить – губл ю), в — вл (лов ить – ловл ю), м — мл (корм ить – кормл ю), п — пл (куп ить – купл ю) .
Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Например, в корне слов вощ аной, дощ атый, дощ аник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящего в корень (воск , доск -а); в словах же брусч атый, песч аный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус -ок, пес -ок), а чередование происходит только в суффиксе: к — ч; ср.: мощ -ёный (мост ить), кущ -ение (куст -иться), прощ -ение (прост -ить), резч е (рез-к о), жёст-ч е (жёст-к ий), веснушч -атый (веснуш-к -а), борозд-ч ат-ый (борозд-к -а) .
Примечание 2. Слова сухощ авый, худощ авый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухост ь, худост ь (др.-русск. сухощ ь, худощ ь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.
Примечание 3. В некоторых иноязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстрак ция (абстраг ировать), инъек ция (инъец ировать), корруп ция (коррум пировать), проек ция (проецировать), транскрип ция (транскриб ировать) .
Непроизносимые согласные в корне
Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агент ство (агент ы), здрав ствовать (здрав ие), интендант ский (интендант ы), окрест ности (перекрест ок), паст бище (паст и), свист нуть (свист еть), ярост ный (в ярост и), яв ственный (яв ный, яв иться), яства (есть) .
Примечание 1. Нельзя проверять исходным корнем написание слов лос ниться (хотя лоск), блес нуть (хотя блеск, блестеть), ск лянка (хотя стекло), плес нуть (хотя плескать). В этих и подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных; ср.: лос(к) ниться, блес(т, к) нуть, с(т) клянка, плес(к) нуть. Таким же образом появились слова ка(п)н уть (кан уть в Лету), сги(б) нуть.
Примечание 2. Написание слов дерматин, инцидент, прецедент и производных от них рекомендуется запомнить.
Примечание 3. Необходимо различать слова:
Правописание двойных согласных
Двойные согласные пишутся в корнях слов, на стыке частей сложносокращенных слов, на стыке приставки и корня, корня и суффикса.
1. Сомнительные согласные. Парные по глухости звонкости согласные могут оглушаться или озвончаться при произнесении, поэтому возникает вопрос об их написании.
ПРАВИЛО. Чтобы не ошибиться в правописании сомнительных согласных, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорная (Л, М, Н, Р, Й) буква. Тогда буква, которая пишется, будет звучать отчётливо.
ПРИМЕРЫ. Репорта ж – репорта ж и, лизин г – лизин г а, скво зь — скво з ной.
2. Непроизносимые согласные. Человек всегда стремится пойти более коротким путём. Так же как и его речевой аппарат, если нам неудобно произносить сочетания некоторых согласных, то он просто выкидывает одну из них, отсюда и появляются непроизносимые согласные.
ПРАВИЛО. Для того чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта согласная слышится совершенно отчётливо. Если согласная не слышится, то писать её не нужно. Чаще всего непроизносимые согласные встречаются в сочетаниях: СТН, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ.
ПРИМЕРЫ.
Местность – место, вкусный – вкус.
⇒
Примечание.
Однако есть слова, в которых непроизносимые согласные проверить невозможно, такие слова нужно запоминать. Например: солнце, лестница, праздник, чувство, блеснул, ровесник, сверстник и др.
3. Двойные согласные.
— Обычно двойные согласные в корне пишутся там, где произносится долгий звук. Например: барокко, антенна, коррупция, агрессия, пицца.
— Однако встречаются слова, в которых долгий звук не произносится, но, тем не менее, пишется удвоенный согласный. Такие слова надо запоминать. (См. приложение к разделу) Например: аккуратный, ассигнация и др.
— Кроме того, двойные согласные могут встречаться на стыке морфем (частей слова), тогда обе согласные сохраняются. Например: расстояние (рас – приставка, стоя – корень), длинный (длин – корень, н – суффикс).
www.mylanguage.ru
Несмотря на то что сомнительные согласные изучаются еще в начальной школе, ошибки на это правило встречаются и в работах старшеклассников. Поэтому правописание сомнительных согласных нужно периодически повторять, постепенно усложняя материал.
Учащиеся должны прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных.
1) Изменить число существительного: ногти - ноготь, локти - локоть.
2) Изменить падеж существительного: луг - на лугу, лук в луке.
3) Заменить существительные глаголом: молотьба - молотить, без оглядки - оглядываться.
4) Использовать уменьшительные суффиксы: справка-справочка, гладкий - гладенький.
5) Образовать краткие формы прилагательных: вязкий - вязок, чуткий - чуток.
Особое внимание следует обратить на правописание слов с сомнительной согласной ж. Некоторые из них можно проверить, как обычно: умножьте - умножайте, выдержка - выдержать. Однако в большинстве слов учащиеся при подобной проверке смешивают согласные ш и ж, поэтому правописание таких слов лучше проверять чередованием: бедняжка - бедняга, дужка-дуга.
Часто учащиеся допускают ошибки в словах визжит, брюзжит, брызжет, мозжечок, дребезжит, где они по аналогии со словами сожжет, подожжет пишут два ж. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно разобрать эти слова по составу и сопоставить, тогда учащимся будет ясно, откуда в корнях появляется второе ж.
Согласный ж также может чередоваться с д. Слов с этим чередованием значительно меньше, но и на них следует остановиться: сыроежка - еда, позже - опоздать - поздний, приезжать - приезд.
Сомнительную согласную Ш в ряде слов можно проверить гласной: кормушка - кормушек, старушка - старушек, воришка - воришек, ватрушка - ватрушек. Однако если возникает опасность смешения согласных Ж и Ш учащиеся должны твердо помнить, что Ж чередуется с Г и Д, а Ш - С Х: стрижка - стригу, слежка - следы, краюшка - кpaюxa, подушка-ухо.
Приводим материал для словарных диктантов.
Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморозь, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, легкая шлюпка, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, редкий помощник, жидкость в кружке.
Слова на сомнительные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря учащихся.
1.К данным: словам подобрать СИНОНИМЫ: в которых была бы сомнительная согласная.
Липкий (вязкий), страшный (жуткий), неуклюжий (неловкий), невиданный (редкий), грубый (резкий), отвратительный (гадкий), надоедливый (навязчивый),промедление (задержка).
2.К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать антонимы.
Легкое наказание (тяжкое), частый гость (редкий), далекий друг (близкий), жесткий диван (мягкий), неуклюжий мальчик (ловкий),густой чай (жидкий),смелый, малыш (робкий).
Слова, сходные по звучанию, правописание которых учащиеся часто смешивают, можно представить в виде таблицы.
Полезно записать в словарь слова, в которых сомнительные согласные не проверяются и которые нужно запомнить: костяшка, тельняшка, копчушка, деревяшка, будто, ведь, вокзал, футбол, автомат, карабкаться.
Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей. Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные. Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.
От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.
Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е .
Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол — мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.
Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке — необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.
Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции — под ударением.
С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб ), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодк а, пересд ача).
Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (лист ик, вс ё, сборщ ик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.
В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию — она наиболее распространена в великом и могучем.
Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове «объектив», [ш] в слове «стриж» – сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.
Проверить правописание таких согласных легко – нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: «объективы», «стрижи».
Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).
Корень слова – важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.
Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка — смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка — коврига).
Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.
Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.
Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: ато лл, ги ббон, ка ллиграфия, пара ллелограмм, теннис и другие.
Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен – сомнительные согласные. Примеры: снежок , птенчик , гонщик , уздечка .
Особый пункт в этом правиле –
числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот
,
семьсот
остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться – они хорошо учатся).
Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).
Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте – здравие, дилетантский – дилетант.
А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.
Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм – это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.
Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре – надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.
И наконец, не стоит отчаиваться — полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.
В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.
Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»
На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.
Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.
Например, слова «пруд» – «прут», «кот» – «код», «рог» – «рок» как раз входят в этот список.
Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.
А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.
Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.
Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.
На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.
Кружка – кружечка, снег – снега, хлеб – хлеба; резь – резной, пот — потный.
Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.
Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.
Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.
Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .
Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] – согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.
Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.
Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются
Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.
Проверки требуют только парные согласные — звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].
В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок – мягкий [м’ахк’ий], лёгок – лёгкий [л’охк’ий].
Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.
Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.
По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.
Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.
Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.
Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:
— составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;
— придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;
— написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.
Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне – «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».
Однако следует заметить, что это – не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.
Чередуются такие согласные звуки:
Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю – любить», «кормлю – кормить», «куплю – купить», «графлю – графить», «ловлю – ловить», «гублю – губить».
Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.
Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей. Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых - сомнительные согласные. Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.
От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.
Безусловно, сильная позиция для гласного звука - это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением - «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е .
Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного - в конце слова (угол - уголь), перед гласной (мол - мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.
Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке - необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.
Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции - под ударением.
С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб ), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодк а, пересд ача).
Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (лист ик, вс ё, сборщ ик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.
В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию - она наиболее распространена в великом и могучем.
Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове "объектив", [ш] в слове "стриж" - сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.
Проверить правописание таких согласных легко - нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: "объективы", "стрижи".
Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).
Корень слова - важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.
Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка - смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка - коврига).
Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.
Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.
Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: ато лл, ги ббон, ка ллиграфия, пара ллелограмм, теннис и другие.
Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен - сомнительные согласные. Примеры: снежок , птенчик , гонщик , уздечка .
Особый пункт в этом правиле -
числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот
,
семьсот
остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться - они хорошо учатся).
Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).
Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте - здравие, дилетантский - дилетант.
А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.
Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм - это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.
Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре - надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.
И наконец, не стоит отчаиваться - полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.
Условный термин, употребляемый применительно к написанию согласных, обозначающих согласные звуки в слабой позиции. Для проверки таких написаний подбираются родственные слова или другая форма того же слова, в которых за проверяемым согласным стоит гласный или сонорный согласный. ср. ; пруд (пруды) - прут (прутик), мороз (морозный) - вопрос (вопросный). К сомнительным относятся также непроверяемые согласные (асбест, вокзал, футбол и т. п.).
Словарь бизнес терминов
Экономический словарь
Официальная терминология
Официальная терминология
Справочный коммерческий словарь
Большая Советская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Современная энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
Правила русского правописания
Словарь лингвистических терминов
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Формы слова
Словарь синонимов
Сомнительные виды. В некоторых отношениях особенно важны для нас формы, имеющие в значительной степени признаки видов, но настолько сходные с другими формами или так тесно связанные с ними промежуточными градациями, что натуралисты не склонны рассматривать их в
Сомнительные уроки Китая Приход к власти ПСР вызвал вполне ожидаемые параноидальные вопли светской элиты об угрозе исламского переворота, но партия с первых шагов руководствовалась в своих действиях и решениях исключительно основными интересами своих избирателей. С
1. Сомнительные герои Кризис – время появления сомнительных героев. Банкротство империи Lehman Brothers 15 сентября 2008 года не стало исключением.В тот день, когда Леман объявил о своем банкротстве в США, немногочисленная группа финансовых организаций моментально начала
1. Сомнительные герои 1. Обращение к Форуму руководителей Депозитарной и трастовой клиринговой корпорации, 29 октября 2008 года.2. Выступление Терренса Даффи перед Комитетом Сената по сельскому хозяйству, продовольствию и лесному хозяйству, 14 октября 2008 года.3. Беседа
Сомнительные рекорды Летаргический сон Югославские медики наблюдали 11 – летнюю девочку, которая вдруг, узнав от бабушки, что у нее родился брат, испытала приступ ревности к нему, сильно расстроилась и неожиданно заснула. Проспала она 28 дней и пробудилась именно в тот
Сомнительные показания Большей частью свидетельств в пользу холокостовской теории, представленных в Нюрнберге и на последующих судах, были показания "уцелевших". Как сегодня признали многие историки, такие свидетельства очень часто были ложны. 55 Джеральд Рейтлингер
12. Не используем сомнительные методы Этот принцип является противоположностью предыдущего. Действительно: принципов Вейдера – «вагон и маленькая тележка»; для того чтобы разобраться, какой из них работает, а какой – нет, могут понадобиться годы. Я же вам эти годы
139. Сомнительные квадраты Учитель черчения задал школьнику работу: начертить два равных квадрата и заштриховать их. Школьник выполнил работу так, как показано на рис. 138. Он был уверен, что это квадраты и притом равные. Почему он так
9. Сомнительные квадраты Учитель черчения задал школьнику работу: начертить два равных квадрата и заштриховать их. Школьник выполнил работу так, как показано на рис. 5. Он был уверен, что это квадраты и притом равные.Почему он так
1. Предположительные (сомнительные) признаки Связаны с общими изменениями в организме беременной. Наблюдается изменение аппетита и вкуса, обоняния, появляются тошнота, иногда рвота по утрам, слабость, недомогание, раздражительность, плаксивость. К этим же признакам
Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит ДжонатанСомнительные источники Правдива ли астрология? В главах 4 и 5 мы рассмотрим ее логическую и научную основу. Однако многие люди верят в астрологию по самым разным причинам.Древняя мудростьИстинность астрологии доказывает ее древнее происхождение: ей больше четырех тысяч
188. Сомнительные оправдания Как-то раз Кришна и Его приятели проникли в один дом и уже сняли с полки кувшин с маслом, когда в комнату внезапно вошла хозяйка. “Зачем вы забрались сюда?” – спросила она. “Моя мать взяла палку, чтобы побить Меня, вот Я и убежал сюда от страха”,
Тип: Отработка способов действия.
Цель: развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова;
Развивать внимание, слуховое, зрительное и образное восприятия учащихся.
Оборудование: использование интерактивной доски, интерактивного учебника по русскому языку “Электронный репетитор в 3 частях”.
Введение в тему урока.
1.Электронная игра: “Ловушка”.
Итак, ребята, какая тема сегодня у нас будет? (Безударн. гласные)
– Значит. какие гласные могут быть безударными? (о, а, и, е,ы,я)
– В какой части слова они могут стоять? (корень, приставка, суффикс)
2. Упражнение с доски.
Найти пропущенные безударные гласные. (На доске запись слов, показываются по проектору)
Б…льшой, п..бег, в..реный, зв..рята, б…лезнь, ..сенний, сн…гирь, х..лодный, с…довый, дяд…нька.
Вывод. Можно найти при помощи проверочных слов.
А, ребята, всегда ли так?
Рисунки: корова, собака, сова, пингвин, жираф
– Произношение слов;
– Напишите эти слова в тетрадях, как они пишутся?
Обозначьте безударные и ударные гласные, найдите проверочные слова.
Например: корова – 3 слога, ударный 2-й, безударные о,а
– Почему “корова”, а не “карова”? Есть проверочное слово?
(Нет. Это – словарное слово, непроверяемое)
(Выявление непроверяемых безударных гласных.)
Вывод:Какой вывод сделаете? (Безударные гласные могут быть непроверяемыми – словарными).
Предметные картинки по теме “Пища” (на интерактивной доске):
Апельсин, лимоны, помидор, морковь, молоко, огурец
– Чтение, произношение слов
(Учитель убирает данные слова, учащиеся перечисляют данные слова по порядку)
– А теперь, рассмотрим как пишутся эти слова. (учащиеся записывают слова на интерактивной доске, подчеркивают ударные и безударные гласные)
– Какие слова вы записали? (Словарные слова, у них нет проверочных слов)
Вывод: Непроверяемые слова надо запомнить.
Какой? апельсин
Какие? лимоны
Какое? молоко
Какая? морковь
– А теперь будем повторять слова с сомнительными согласными.
– Выделение сомнительных согласных
Сомнительные согласные в середине слова. Запись на доске 2 предложений.
Бабушка прочитала интересную ска.ку. Старик поймал золотую ры.ку. (Учитель записывает на интерактивной доске.)
– Какие буквы пропущены? Почему?
– Какие они согласные? (Звонкие, глухие)
ВЫВОД: Сомнительные согласные можем найти с помощью проверочных слов, где после сомнительного должна стоять гласная.
Рыбка, морковь, книжка, голубка, молоток, подружка, верёвка. лодка, одежда, погода, победа, солома.
Вывод: Разделили на слова с безударными гласными и на слова с сомнительными согласными)
Какие буквы пропущены? Почему? (Звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие. А это находим при помощи проверочных слов)
– Безударные гласные;
– Проверяемые гласные;
– Непроверяемые гласные;
– Сомнительные согласные: звонкие, глухие;
– Проверочные слова к сомнительным согласными.
Дом. задание: мини-текст.