Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Заяц - сказочный персонаж.

Заяц - сказочный персонаж.

Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство - это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка "Зайкина избушка", которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.

Автор и оригинальный текст

Сказка "Зайкина избушка" считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.

Персонажи

Герои сказка "Зайкина избушка" - это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием "Лиса и Заяц" или "Заяц, Лиса и Петух". Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.

Интерпретации сказки

Сказка "Зайкина избушка" сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки. Произведение носит название "Лиса и Заяц". Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.

В сказке "Зайкина избушка" рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы - хижина изо льда, а у Зайца - лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.

Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.

Нетрудно разобраться, кто из персонажей - добро, а кто - зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.

Ильичева Ольга
НОД «Заяц в русских народных сказках»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(старший дошкольный возраст)

Тема : «Заяц в русских народных сказках » .

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками .

2. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки .

3. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «трудолюбие» , «смелость» , «доверчивость» , «хвастовство» .

4. Упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь детей прилагательными, учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.

5. Упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки , используя разнообразные средства выразительности.

6. Развивать у детей творческое воображение

Материал : иллюстрации к русским народным сказкам «Заяц - хваста » , «Заюшкина избушка» , «Колобок» .

Пропедевтическая работа : знакомство со сказками «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » ; рассматривание рисунков разных художников - иллюстраторов.

Ход деятельности:

Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к сказкам «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » с изображением зайца.

В :Посмотрите, сколько зайцев к нам сегодня в гости пожаловало.

Вы знакомы с ними?

Из каких они сказок ?

Почему эти сказки называются русскими народными ?

Что нам лучше помогает понять героев сказок ?

Д :Отвечают на вопросы

В :Дети, давайте рассмотрим с вами иллюстрации с изображением зайца и расскажем какой заяц в этих сказках ?

Д :Слабый, маленький, пугливый, трусливый …

В : Что бы могло произойти, если бы колобок не встретил лису?

Д : Отвечают

В : А если бы заяц не встретил петуха , кто бы ему помог?

Д : Отвечают.

В : А теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка»

Проводится игра на образование новых прилагательных.

Д : короткохвостый, длинноухий, трусоватый, длиннолапый …

Назовите ласковые слова о зайчике из сказки «Заюшкина избушка»

Д :Отвечают

Физкультминутка

Заинька - зайка - дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка - садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки - приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки - бегут на месте.

Заинька - зайка - то же.

Маленький зайка - то же.

Деток боится - обхватывают себе руками,

Зайка - трусишка - изображают страх, дрожат.

В : Ребята, давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке «Заяц - хваста »

Опишите этого зайца. Что он делает? Вспомните, как хвастал заяц ? Можно ли его назвать : озорник, непослушный, забияка?

Д : Отвечают.

В : Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал их повадки. А среди вас нет таких хвастливых?

Хорошо ли хвастаться?

Д : Отвечают

В : Какие пословицы о хвастовстве вы знаете?

Д : - на печи не храбрись, а в поле не трусь;

Боится как пугливая ворона;

Пугается, как заяц бубна ;

Прячется, как лягушка в камышах.

В : А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по - другому»

«Душа в пятки ушла» - испугался.

«Задал стрекача» - убежал.

«Выбился из сил» - устал.

«Задрал нос» - зазнался.

В : Следующая игра называется «На что похоже?»

Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить хвастливого зайца : ребенок должен мимикой и жестами выразить образ, а остальные дети угадать, кто это?

В : С каким из этих зайцев вы хотели бы дружить и почему?

Д : Отвечают.

В : Подводит итог деятельности.

Самотаева Яна

Данный проект используется на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО.Цель проекта: показать зайца в природе и где встречается образ зайца. Задачи исследования:1) кто является родственником зайца; 2) где обитают зайцы; 3) на самом ли деле заяц труслив; 4) почему зайца называют косым; 5) в чём особенность ушей; 6) как показан образ зайца в сказках; 7) какие пословицы и загадки есть о зайцах; 8) Кто является символом олимпийских игр в Сочи 2014 года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект. Заяц. Образ з айца Выполнила Руководитель: у ченица 2 класса Мысик Ольга Самотаева Яна Николаевна МБОУ « Благодарновская СОШ» Тюльганский район Оренбургская область

п оказать зайца в природе и где встречается образ зайца Цель исследования:

Кто из домашних животных является родственником зайца? Как раньше изображали зайца? Где обитают зайцы? А на самом ли деле заяц труслив? Почему зайца называют косым? Какую роль играют уши? А растут ли зубы у зайца? Как показан образ зайца в сказках? Какие пословицы и загадки есть о зайце? Кто является символом олимпиады в Сочи 2014 года? Задачи исследования:

У меня живёт кролик- он родственник зайцу.

Наверное, самым далеким изображением зайца можно считать статую из белого мрамора, датируемую VI веком до н. э.

Зайцы обитают по всему земному шару. Охоту на зайцев ведут по всему миру. Иногда люди удивляются тому, что эти животные до сих пор не вымерли. Зайцев много только потому, что они очень быстро размножаются.

Образ зайца – милый, добродушный и трусливый. Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. На самом деле это животное способно впадать в ярость и отважно защищать свою жизнь.

Хотя зайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие зайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.

В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились

Зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают.

Заяц в русских сказках обычно маленький, жалкий, глуповатый, трусливый; только бегает быстро. Например, в сказке «Заяц и лиса», где ему на помощь приходило много героев, и петух в конце концов выгнал лису из заячьего домика, а сам заяц только плакал и не пытался ни вступить с лисой в борьбу, ни перехитрить ее.

В некоторых сказках заяц выступает в непривычной для нас роли: он бывает вредным чистюлей «Песец и заяц» - ненецкая сказка. В бирманской сказке «Мудрого кролика насморк спас» кролик оказался умнее медведя и обезьяны ухитрился провести самого царя зверей льва. Индийская сказка «Хитрая лиса» рассказывает о том, как заяц не поддался на уловку лисы и спас себе жизнь благодаря своей смекалке.

«Заяц самого себя боится», «Жаден как волк, а труслив как заяц» «Подстреленный заяц недалеко бежит» «И заяц умен, да задним умом» «Без собаки зайца не поймаешь», «Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью» Пословицы и поговорки

В гору бегом, с горы кувырком. Летом серый, зимой белый. (Ответ в этой загадке не просто заяц, а заяц-беляк. Так как заяц-беляк переодевается на зиму в белоснежную шубу) Никого не обижает, а сам всех боится. Загадки

Статуя зайца в Петербурге

Также заяц является символом Зимней Олимпиады в Сочи - 2014

Спасибо за внимание!

Сказки - неотъемлемая часть детского мира. С самых ранних лет учат они малышей доброте и справедливости. Сказка «Заяц и Лиса» - прекрасное произведение, повествующее о том, как хорошо живётся тем, у кого есть настоящие верные друзья. Эта детская история покоряет сердца не только маленьких слушателей, но также и их родителей.

Сказка «Заяц и Лиса» - большое удовольствие для детей

Малышам действительно очень нравится это произведение. Сказка «Заяц и Лиса» у них - одна из самых любимых. При создании этой прекрасной истории народ одарил главных героев определёнными чертами характера. Сказка «Заяц и Лиса» - это борьба двух сторон. Как обычно, добро противостоит злу. Знакомство с жалким, неуверенным в себе Зайчиком, надменной Лисой, бесстрашным Петухом и прочими персонажами доставляет ребятам невероятное удовольствие, поднимает настроение, учит сопереживать слабым. Слушать такую сказку с радостью будут дети любого возраста. Крохи учатся не отнимать чужого, понимают значение взаимовыручки.

Сюжет

Действие сказки «Заяц и Лиса» начинается в зимнее время. Героям необходимо построить себе жилище. Заяц собирается жить в лубяной избушке. Лиса же принимает решение построить ледяной дом. Однако с приходом весны её «дворец» тает. Лиса отправляется к Зайцу и выгоняет его из дома. Несчастному теперь негде жить. Заяц ходит по лесу в слезах. Разные звери переживают за него и пытаются помочь. Однако, поговорив с Лисой, они убегают. Волк, Медведь и Бык не в состоянии справиться с хитрой рыжей бестией. Только Петух храбро борется за дом Зайца, несмотря ни на что. В итоге справедливость восстанавливается.

Поучительная история

В чём же мораль? Пословица к сказке «Лиса и Заяц» даёт ответ на этот вопрос. "За правое дело стой смело", - это слова о смелом Петухе. Ещё одна пословица к сказке «Лиса и Заяц» - "без беды друга не узнаешь". Одним словом, это произведение учит малышей вниманию к чужому горю, бесстрашию, доброте. Кроме того, дети понимают, что даже в самой трудной ситуации отчаиваться не стоит. Решение найдётся всегда. Заяц попробовал разные варианты. И, несмотря на то что у него ничего не получалось, он всё-таки смог вернуть себе свой дом.

Проявляем творческие способности

И Зайца - это ещё и возможность проявить свои артистические способности. С детьми можно поставить великолепный спектакль. Костюмы подготовить очень легко. На сегодняшний день их можно приобрести в одном из магазинов детских товаров, а можно и сшить самостоятельно.

Народная сказка «Лиса и Заяц» прекрасно обыгрывается малышами даже в самом раннем возрасте. Слова и действия довольно просты. Сделать декорации также не сложно. Домики можно подготовить заранее, нарисовав на больших бумажных листах, или же выпилить из фанеры, а можно сделать и по-другому. Небольшие фанерные заготовки заранее красятся. В спектакле Зайчик и Лиса будут самостоятельно строить из них домики. Для ледяного дворца подойдёт также прозрачный пластик. «Сугробы» изготовить можно, наклеив на листы ватмана или ту же фанеру кусочки ваты.

Во втором акте декорации меняются. Из предыдущих на сцене остаётся только лубяная избушка. Домик Лисы убирается. На месте сугробов появляются кустики и цветы. Пока Зайчик будет собирать букеты, Лиса прокрадётся в его дом. Вернувшись, Заяц будет стучаться домой и плакать. Однако Лиса непреклонна.

Далее всё по сюжету. Герою пытаются помочь Волк, Медведь и Бык. Но всех их Лиса также прогоняет. Только Петух с саблей на плече справляется с этой задачей. Он поёт гневную песню, угрожая Лисе сшить из неё шапку. Испугавшись, она убегает из избушки. Заяц и Петух остаются жить в домике вместе. Одним словом, поставить такой спектакль - значит дать детям прекрасную возможность проявить себя в роли актёров. Данная сказка идеально для этого подходит.