Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Воспитание эстетической культуры личности. Эстетическая и художественная культура личности

Воспитание эстетической культуры личности. Эстетическая и художественная культура личности

Эстетическое воспитание – компонент воспитательной системы, направленный на формирование эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников, а также развитие способностей воспринимать, переживать и создавать эстетические ценности.

Эстетическое воспитание в своей содержательной части опирается категории эстетики – наиболее общие понятия, раскрывающие идею совершенства как эстетической основы мира.

Каковы же основные категории эстетики?

Прекрасное как центральная категория эстетики. Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы.. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным. В разумных существах способных к волевому стремлению к идеальному красота становится непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. В данном случае целесообразность выступает как прямое и непосредственное устремление к цели – к абсолютной полноте бытия. Красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала .

– безобразное. Оно выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

Категория возвышенного представляет отражение нашем сознании величия природных и социальных процессов и явлений, неизмеримо превосходящих возможности обычного человека (величие природных стихий, – неба, океана, гор, бури, грозы; величие революции как выражения социальной мощи больших групп людей; величие духа отдельных людей. Восприятие и переживание возвышенного сопровождается сильными эмоциональными переживаниями (аффектами) – страх, ужас, изумление, восторг.

Противоположная эстетическая категория – низменное. Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную общественную значимость и таящие в себе угрозу для человечества и личности. Низменное в искусстве осуществляется через создание образа зла.

Как категория эстетики,трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного.


Противоположная эстетическая категория комическое. Шеллинг определял комическое как форму эстетизации безобразного и превращения его в предмет искусства: искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, созерцание, которой способно доставлять удовольствие.

СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эстетическая культура личности состоит из следующих компонентов:

Эстетическое сознание , включающее в себя

эстетическое знание , то есть представления и знания об основных эстетических понятиях и категориях;

эстетическое мышление , проявляющееся в способности осмысливать эстетически значимую информацию и высказывать эстетические суждения;

Центральным компонентом эстетической культуры являются эстетические чувства

Эстетическими называются такие высшие чувства ,которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку потребность - потребность в эстетическом переживании .

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни

Эстетическое удовольствие, или наслаждение . Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.

Чувство красивого охватывает нас, когда в своем восприятии мы отражаем объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Мы испытываем это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, когда наблюдаем поступки человека, думаем о замечательных чертах его характера и т. д.

Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.

Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер.

Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.

Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.

эстетические убеждения – устойчивые, эмоционально окрашенные отношения к миру, людям и самому себе, сформировавшиеся на основе эстетических знаний и пережитых эстетических чувств;

– эстетические качества и способности

Интегральным эстетическим качеством личности можно считать эстетический вкус – вырабатываемую общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства предметов и явлений, прежде всего отличать прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оценивается произведение искусства, вкус эстетический называется художественным вкусом. (Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003)

эстетическая способность – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность

эстетическая деятельность - эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности (в труде, в поведении, в науке и технике).

эстетические потребности – потребности мылить, чувствовать и действовать в соответствии с определенными эстетическими представлениями (идеалами);

– опыт эстетической деятельности – готовность и способность совершать определенные действия (поступки) в соответствии с сформированными в структуре личности эстетическими представлениями, чувствами, потребностями (идеалами).

В соответствие со структурой эстетической культуры определяются и задачи эстетического воспитания

Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры о воспитании эстетической и художественной культуры человека не утихают.

Воспитание эстетической и художественной культуры интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, в последнее время наблюдается резкий взрыв интереса к вопросам воспитания в современном мире.

Принципы воспитания эстетической культуры личности

Воспитание эстетической культуры личности - это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание представляет собой особый специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество) по отношению к объекту (индивид, личность) с целью выработки у индивида системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует :

1) эстетико-ценностную ориентацию личности;

2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в поведении, в искусстве;

3) развивает познавательную способность личности.

4) учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое образование, приобщение к богатствам мировой культуры и искусства -- все это лишь необходимое условие для достижения главной цели воспитания эстетической культуры -- формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Функции воспитания эстетической культуры, составляющие единство противоположностей:

Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;

Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные задачи воспитания эстетической культуры сводятся к следующим положениям :

Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности;

Учить не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;

Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;

Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни.

В связи с этим выделяют следующие структурные компоненты:

Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

Воспитание творческих потребностей и способностей. Сюда относятся так называемые конструктивные способности: интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Среди принципов воспитания эстетической культуры личности можно отметить такие, как :

1. Связь воспитания с жизнью. Этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует такой организации деятельности личности, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство воспитания, обучения и развития. Любая деятельность должна носить эстетическую направленность, в ходе которой должны формироваться идейно-политические, нравственные, эстетические идеалы.

3. Комплексный подход ко всему делу воспитания предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.

4. Систематичность и последовательность воспитания. Свою реализацию этот принцип находит в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов.

5. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала личности -- суть и цель воспитания эстетической культуры. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество -- форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.

Важнейшим средством самопознания личности является творческий процесс. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

С психологической точки зрения творческое преобразование мира оказывается возможным благодаря тому, что результаты этого преобразования приобретают для человека особое значение.

Следовательно, универсальность результата эстетического воспитания в том, что оно побуждает и развивает все чувства человека. Однако, эстетическое воспитание дает желанный результат лишь тогда, когда для него созданы необходимые материальные и духовные предпосылки.

Воспитательное воздействие искусства происходит через ее эстетическую функцию, через передачу личности заложенных в нем авторских оценок и отношений, неотделимых от эстетико-ценностных характеристик. Это позволяет содержанию произведения проникнуть в глубины сознания, влиять на формирование взглядов, убеждений, идеалов личности.

Таким образом, все перечисленные компоненты, принципы и задачи воспитания эстетической культуры представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает эффективность процесса эстетического формирования личности.

Известный ученый Б. Т. Лихачев выделяет критерии эстетической воспитанности: эстетическая восприимчивость, фактический уровень образованности в области культуры, наличие эстетического идеала, вкуса, представлений о совершенстве в искусстве и действительности; способность, эстетически оценивать действительность в каждой сфере жизнедеятельности, а также эстетическую образованность человека.

Заслуживает внимания определение М. А. Верба: эстетическая культура -- интегральное образование, в котором взаимодействуют сознание, чувства, способности личности. Ученый включает в состав эстетической культуры такие компоненты, как эстетическая образованность, система ценностных ориентаций, эмоциональная восприимчивость к красоте, художественно-творческие способности. Перечисленные качества можно рассматривать как направляющие элементы духовно-практического эстетического опыта.

При уточнении сущности понятия «эстетическая культура личности» за основу было взято определение М. А. Верба, который под эстетической культурой личности понимает стержневое базисное качество личности, позволяющее ей полноценно понимать, общаться с прекрасным в жизни и активно участвовать в его созидании.

Эстетический интерес определяют как избирательную направленность психических процессов человека па предметы и явления действительности, стремление заниматься приносящей удовлетворение деятельностью (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Эстетический интерес есть своеобразный побудитель, обеспечивающий активное протекание всех психических процессов и продуктивность деятельности. Вместе с тем эстетический интерес является единством эмоциональных, волевых, мыслительных процессов, в которых обязательно присутствует познавательное начало, так как, интересуясь предметом, личность стремится узнать его лучше.

Для эстетического интереса имеет значение сосредоточенность на объекте, самостоятельность и упорство в преодолении потока информации, но еще большее значение имеет внутренняя готовность человека воспринимать эстетическую информацию. Поэтому эстетический интерес может возникнуть у человека лишь в ситуациях, содержащих и дефицит информации, что, конечно, присутствует в процессе физического воспитания, в физкультурно-спортивной деятельности.

При обосновании двигательного компонента эстетической культуры личности важно учитывать, что объектом эстетической деятельности является сам человек. Один из аспектов формы эстетической деятельности -- формирование красоты телосложения и движений человека. Красивое телосложение предполагает стройность (осанку), подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела.

Основным фактором, позволяющим считать тело человека эстетической ценностью, а также материальной ценностью физическом культуры, является положение о том, что именно тело и его «окультуривание» (прежде всего становление телосложения; воспитание двигательных способностей, необходимых для социальной практики) есть объект, предмет и результат, отражающий освоенность ценностей эстетической и физической культуры. Кроме того, само тело представителя рода человеческого уже есть проявление культуры (тело как отражение социальной культуры, материальная основа целенаправленных воздействий для становления «духа» через «окультуривание» тела).

Атлетическое сложение человека всегда являло собой эталон абсолютно пропорциональной фигуры (телосложения). Эстетический стандарт пропорциональности -- формирование изящества и симметрии форм тела. Симметрия телосложения проявляется в размерах тела, соразмерности конечностей, грудной клетки; нормальном (в пределах половозрастных норм) типе телосложения (астеник, гипостеник, нормостеник). В старшем школьном возрасте важно сформировать пропорциональное телосложение, направленность на укрепление мышечного корсета, обеспечивающего сохранение и укрепление навыков правильной осанки, и соответствующую возрасту и полу физическую подготовленность.

Атлетическое телосложение предполагает хорошо развитую мускулатуру, которая подчеркивается осанкой. Осанка -- это привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, взор направлен вперед. Именно осанка обуславливает тип телосложения и наряду с весоростовым показателем является показателем функционального состояния организма, его работоспособности и восстанавливаемости. Но главное, эти показатели служат основой жизненной активности организма человека, достаточно значимым звеном в двигательном компоненте и служат предпосылкой становления компонентов эстетической культуры личности.

Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Эстетическое «оформление» телосложения человека раскрывается в двигательных действиях с целью придания им эстетической выразительности, пластики, ритмичности и привлекательности.

Динамичность двигательных действий есть единство показателей, отражающих внутреннюю и внешнюю сущность двигательного действия. Динамичность -- сложная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обуславливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений ритмом, пластичностью, темпом и амплитудностыо.

Ритмичность -- правильная организация движений во времени, закономерное чередование (длительность, пары, акцентирование) отдельных элементов движения. Ритмичность является характеристикой техники физических упражнений, отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники двигательного действия в единое целое и является важным признаком двигательного компонента (Ж. К. Холодов).

Пластичность определяется как закономерная последовательность сменяющихся положений человеческого тела, а также его отдельных частей, при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности.

Амплитудность есть размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к снаряду.

В обосновании аксиологического компонента эстетической культуры личности следует учитывать, что определяющим началом отношения старшеклассника к красоте служат его ценностно-эстетические ориентации. Аксиологический компонент интегрирует ряд личностных, свойств, в которых проявляется избирательно-оценочная функция эстетического сознания. Сознание -- это отражение, а также отношение человека к окружающему миру, нормы, критерии, реализующиеся в сложном комплексе индивидуальных избирательных связен личности с различными сторонами объективного мира (С. Л. Рубинштейн). Основу эстетического сознания составляет система наиболее общих отношений, существенных знаний, критериев, внутренне принятых личностью и отражающих те или иные социальные позиции. Знания же нужны в первую очередь для конструирования личного отношения к миру -- личного, т.е. чувственною (к человеку, труду, социуму, познанию, красоте, безобразному, телосложению, физкультурно-спортивной деятельности).

Ценностные ориентации личности выражают осознанное эстетическое отношение человека к действительности, личную эстетическую позицию каждого индивида. Принятой личностью эта подвижная система отношений становится тогда, когда на ее основе формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, способности личности, постоянно и систематически проявляющиеся во всей жизнедеятельности личности, действительное единство слова и дела (тела и души). В таком качестве личная эстетическая позиция проявляется в способности личности, а аксиологический компонент служит предпосылкой деятельности его. Важно отметить, что для старшеклассника ценностное отношение к миру порождается самосознанием индивида как свободного субъекта деятельности, восприятие которым мира, его переживания и духовные позиции складываются в пространстве своеобразного отбора освоенных им фрагментов всего наследия культуры.

Качество принятия ценностей эстетической культуры проявляется в личностной включенности в процесс эстетического самосовершенствования, самообразования. Эстетический идеал как целостный, чувственно-конкретный образ совершенного человека и совершенной жизни является для индивида и ориентиром, и стимулом деятельности в сфере красоты, и том числе и в физкультурно-спортивной деятельности. В самом понятии физического совершенства заложен эстетический идеал гармонического соответствия внутреннего содержания внешним формам. В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии и совершенству. Идеал есть понятие, образ, совершенство. Эстетический идеал -- цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к прекрасному.

С эстетическим идеалом личности соотносятся свойства, качества, особенности всех встречающихся ему в социальной практике объектов, процессов, явлений, в оценке их личность определяет качество предпочтений в соответствии с тем, какую чувственную реакцию они вызывают. В этом значении понятие «идеал» совпадает с понятием «прекрасное». Согласно современным научным представлениям механизмом реализации и саморазвития эстетических знаний, интересов, идеалов, направленности системы отноше-ний к эстетике реальности выступает именно деятельность личности. Основу четвертого, созидательного блока личностных свойств, структуры эстетической культуры личности составляет деятельностный компонент.

К обоснованию деятельностного компонента эстетической культуры личности важно отметить следующие положения. Эстетическую деятельность, можно рассмотреть как обобщенную характеристику внешней (умения, способности) и внутренней творческой активности личности, совершаемой в соответствии с установившимися в социуме критериями прекрасного. Мотив обуславливает особенности поведения, и деятельности личности. Эстетическая потребность -- устойчивое стремление личности к удовлетворению склонностей, желаний в сфере прекрасного (к возвышенному, героическому, комическому). Мотив -- побудитель, определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный, духовный), ради которого она осуществляется, или осознанная потребность. В этой связи мотивы эстетической деятельности отражают:

  • -получение эстетического наслаждения от участия в физкультурно-спортивной деятельности;
  • -освоение ценностей эстетической культуры (материальных, художественных, духовных);
  • -обеспечение творческой самореализации в двигательных действиях и создаваемых вещах (преобразование себя и социума) через освоение ценностей обшесоциального и физической культуры.

Однако вряд ли правомерно рассматривать как эстетические чувство мышечного удовольствия или совокупность различного рода гедонистических чувств и переживаний, возникающих в процессе спортивной деятельности. Другое дело, что на их основе у спортсмена действительно могут быть сформированы эстетические чувства и переживания.

Эстетические эмоции и переживания в спорте во многом определяются его игровым характером. Игра всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Она, как правило, связана не только с установившимися правилами, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности игроков. Все это определяет широкий диапазон эстетических переживаний, связанных с игровой деятельностью, а значит, и спортом.

Наличие условий для проявления творческих способностей - один из главных источников возникновения эстетического наслаждения от процесса спортивной деятельности.

Возможность поиска и применения новых, нестандартных, оригинальных приемов и решений имеется во всех видах спорта, особенно игровых. Например, в футболе большое пространство игрового поля, большое количество игроков, отсутствие временных ограничений на владение мячом, возможность выполнения технических приемов любой частью тела, кроме рук и т.д. предоставляют спортсменам широкие возможности для выбора и применения самых разнообразных технико-тактических действий. Успех сопутствует тому, кто способен на действительно творческие действия.

В спорте (особенно спорте высших достижений) спортсмен действует в присутствии других людей, которые наблюдают за ним. В этом плане деятельность спортсмена схожа с игрой актера, поскольку он стремится "найти контакт" с публикой, получить ее поддержку, почувствовать ее взволнованность. Первый в истории отечественной тяжелой атлетики чемпион мира в тяжелом весе А.С. Медведев писал по этому поводу: "Нам, спортсменам, так же как и артистам, необходим душевный контакт с публикой, необходима ее искренняя поддержка, ее взволнованность, которая, как по проводам, передается на сцену и зажигает исполнителей". Этот "контакт с публикой" является одним из главных источников эстетических переживаний спортсмена.

Важный источник эстетических переживаний в спорте - и сам накал спортивной борьбы за достижение победы. Эта борьба вызывает у спортсменов различные эмоции и переживания, которые достаточно подробно проанализированы и описаны психологами спорта. О.А. Черникова выделяет, например, такие эмоции спортивной борьбы: эмоции предстартовых состояний, спортивное увлечение, спортивный азарт, боевое воодушевление, "спортивная злость" и др. Некоторые из этих эмоций, такие, например, как "боевое воодушевление", "спортивное увлечение", вызывающие у человека радость, состояние вдохновения, весьма близки к эстетическим переживаниям, хотя и не тождественны полностью с ними. В состоянии "спортивного увлечения" спортсмен перестает замечать окружающие явления, не имеющие непосредственного отношения к ведению спортивной борьбы. Увлеченный игрой, он не слышит реакции публики, шум на трибунах, окликов товарищей. В этот момент вся его деятельность мобилизуется на выполнение требуемой в данной ситуации игровой деятельности. Эта деятельность доставляет спортсмену большое удовлетворение, и чувства, которые он испытывает в этот момент, во многом сходны с эстетическим.

Одной из характерных черт восприятия любого вида зрелищного искусства является эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя. Этот эффект, как правило, характерен для спортивного зрелища и во многом объясняет эстетические переживания зрителей, и, в частности, их способность воспринимать движения спортсменов как полные смысла и красоты.

Отмеченные выше и другие, связанные с ними, эстетические проявления спорта - отнюдь не второстепенные, а весьма существенные его компоненты.

Прежде всего, важно учитывать, что современный спорт выполняет важную зрелищную функцию. Под зрелищным обычно понимают такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей.

Этим требованиям зрелищности удовлетворяет спорт. Он является деятельностью, которая совершается по строго оговоренным условным игровым правилам. Эти правила заранее известны и хорошо понятны зрителю. Ему известны цели действий спортсмена в соревновательной борьбе и способы, которыми можно воспользоваться для их достижения. В связи с этим соревнование выступает для зрителя как определенная смысловая целостность. Любое частное событие зритель может соотнести с общей идеей спортивной борьбы, что позволяет ему легко оценивать влияние этого события на результат действий противоборствующих сторон в целом.

Вместе с тем важно отметить, что эстетическая организация спортивных соревнований, эстетическое совершенство в выполнении движений способны существенно повысить зрелищность спорта. Американский философ П. Вайс отмечал по этому поводу, что одна из основных причин существования зрелищных видов спорта связана с желанием человека воспринимать совершенство, с удовольствием, которое он получает от такого восприятия.

Особо важное значение в этом плане имеет техническое мастерство спортсменов. Чем выше техническая подготовка спортсменов, тем больше и масштаб задач, которые они способны решать, тем разнообразнее приемы, которыми они пользуются. Фантазия, импровизация, творческие решения различных игровых задач - вся эта "интеллектуальная красота" спорта, как это иногда называют, - существенно повышает зрелищную привлекательность спорта. И напротив, отсутствие мысли, шаблон, однообразие, схематизм в действиях спортсмена или команды резко снижают их эстетическую оценку, а значит, и зрелищность.

эстетическое воспитание культура спорт

Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».

Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.



Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.



Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

а) основная литература

Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. - М. : Флинта, 2010 г. - 232 с.

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования: рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко; М-во образования РФ. -М.:Гардарики,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений:учебник; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru/

Электронная библиотека СПБУУЭ. - http://library.ime.ru

Электронные информационные ресурсы:

сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;

сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;

- электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

- библиотека Гумер: http://gumer.info.ru.

77 78 79 ..

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие об эстетической культуре личности

Формирование эстетической культуры - это процесс целе­направленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечи­вает удовлетворение от того, что является действительно эстети­чески ценным. Одновременно с этим у школьников воспитыва­ется стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразно­го, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кино­фильмов, музыкальных произведений. Это - организация чело­веческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррек­тив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пош­лости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступ­ка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы обще­ственной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или ина­че стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горь­кого представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое ос­воение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало зало­жено в самом человеческом труде, в деятельности человека, на­правленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­ляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обу­зу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухо­творен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохнове­нием, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловко­сти, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: "Кра­сивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать кра­соту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, зани­маются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные ска­терти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос­питательное влияние на развитие молодой души, с которым труд­но соперничать влиянию педагога...".*

* Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. - М., 1952. С. 52 - 53.

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Художественные потенции человека, его эстетические возмож­ности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материаль­ного производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действи­тельности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип­лины художественного цикла - литературу, музыку, изобразитель­ное искусство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое развитие личности средствами искусства при­нято в педагогике называть художественным воспитанием. Об­ращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-про­фессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных худо­жественных впечатлений знанием законов искусства и мастерст­ва художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмыс­ленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уро­ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ­ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак­теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы­ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эс­тетической деятельности, которая характеризуется определенны­ми результатами и предполагает, что во время занятий искусст­вом учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы пре­красного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциа­ций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограни­чен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче­ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль­шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про­изведений в записи, а также ознакомлению с элементарными ос­новами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают бла­годаря обучению их таким средствам художественной выразитель­ности, как фактура материала, цвет - линия - объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж­ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони­мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер­жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте­тическое отношение к произведениям искусства. Принцип свя­зи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содер­жании занятий: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Ис­кусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - худож­ник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и про­граммой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсирова­ны в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за "круглым столом", университета культуры, клубы друзей ис­кусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.

Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры уча­щихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизирован­ных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников пра­вильно смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусст­ва", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое глав­ное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Социально-педагогические исследования показали, что школьни­ки довольно интенсивно посещают кино, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".