Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вопросы по 8 главе капитанская дочка. Тематическая викторина по произведению А.С

Вопросы по 8 главе капитанская дочка. Тематическая викторина по произведению А.С

«Капитанская дочка», викторина по главам повести А.С. Пушкина
Глава I Сержант гвардии
1.Автор начинает повесть со знакомства с главным героем – Петром
Гринёвым. Кто рассказывает о нём? (Сам Гринёв от первого лица повествует о
своей жизни.)
2. Пётр Гринёв – единственный выживший ребёнок в семье премьер-майора в
отставке и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Сколько
детей родилось в этой семье? (9 детей)
3. «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминал Гринев, - как я уже был…
восстановите текст. (… записан в Семёновский полк сержантом»)
4.Когда Петру исполнилось пять лет, отец приставил к нему слугу, чтобы тот
воспитывал маленького барина. Как звали слугу? (Архип Савельич)
5.Слуга научил мальчика русской грамоте и разбираться…. В чём научил
разбираться Савельич?
(в охотничьих собаках)
6.Желая дать сыну хорошее образование, отец Андрей Петрович Гринёв
решил обучить сына. Чему хотел обучить отец? («языкам и всем наукам»)
7.Сколько лет было Петру Гринёву, когда Андрей Петрович пригласил
учителя-иностранца? (12 лет)
8.Отец нанимает французского учителя. Как зовут учителя (Бопре).
9. Чем на самом деле занимается француз? (Он больше пьянствует, чем учит
недоросля)
10.Совсем забыв про свои обязанности, Бопре пристрастился к водке и не
пропускал…. Что же не пропускал «горе-учитель»? (ни одной юбки)
11.Воспитание юного Гринёва свелось к тому, что вместо обучения наукам на
французском – он сам… Что же в действительности делает Петруша?(Сам
обучает своего французского учителя «болтать по-русски».)
12.Однажды служанки пожаловались на учителя, и отец Гринева явился
прямо на урок. Какую картину увидел отец? (Пьяный француз спал, а Петя
мастерил из географической карты воздушного змея).
13.Не находя значительной пользы от такого образования, отец выгоняет
Бопре. Какую дальнейшую жизнь сыну выбирает отец вместо традиционной
блестящей карьеры петербургского офицера отец? (выбирает для сына
суровую службу в одной из крепостей на Яике).
14.Итак, Гриневу исполняется шестнадцать, и отец отправляет его на службу.
Но не в Петербург, а к своему хорошему приятелю. Куда был отправлен
недоросль Пётр Гринёв? (в Оренбург, в Белогорскую крепость)
15. По дороге в Оренбург Петр останавливается в Симбирске, там же он
знакомится с гусаром. Как звали этого гусара? (Иваном Зуриным)
16.Чему гусар берется обучить Гринева? (игре в бильярд)

17.Воспользовавшись простотой Петра, Иван Зурин с легкостью выигрывает у
него деньги. Какую сумму тот выигрывает? (100 рублей)
Глава II Вожатый
1.Что случилось с Петром Гринёвым в степи по дороге в Оренбургскую
губернию? (Петр попадает в буран).
2.Ямщик уже отчаялся вывести коней, как удалось путникам избежать беды?
(рядом с возком оказывается некий мужик, который предлагает проводить
заплутавших странников).
3.Незнакомец верно указал путь, и ямщику удалось вывести своих седоков,
включая нового попутчика, на постоялый двор. Какое диалектное слово
является синонимом словосочетанию «постоялый двор»? (умёт)
4. Гринёв повествует о пророческом сне, который ему приснился в кибитке.
Расскажите его (Краткое содержание сна таково: он видит свой дом и мать,
которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с
бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж.
Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и
тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не
трогает.)
5.Пётр Гринёв, его слуга и незнакомец подъезжают к постоялому двору,
напоминающему воровское пристанище. О чём просит у Петруши незнакомец,
замерзший в стужу в одном армяке? (просит вина, и тот угощает его).
6.В доме незнакомец затевает иносказательный разговор с хозяином. Что
выдавало в незнакомце «лихого человека»? (Язык их общения имел черты
воровской лексики)
7.Проведя ночь на умёте, Гринев вновь собирается в дорогу, предварительно
отблагодарив незнакомца. Каким предметом поблагодарил Гринёв
вчерашнего вожатого? (заячьим тулупом).
8.Провожатый натягивает на себя тулуп, хотя тот трещит на нем по швам, и
обещает…Что обещает чернобородый мужик лет сорока, крепкий, живой и
самого разбойничьего вида? (век помнить доброту молодого барина).
9.В Оренбурге Петр попадает в распоряжение генерала Андрея Карловича,
старого приятеля его отца. Куда генерал дает юноше направление? (в
Белогорскую крепость)
10. Ссылка в такую глушь огорчает Петра, уже давно мечтавшего о
гвардейском мундире. Где находится крепость? Ответьте словами из текста
(затеряна в сорока верстах от города, на границе с «киргизскими степями»).
11. Генерал, по совету отца Пети, отправляет юношу в Белогорскую крепость
под начало капитана. Назовите фамилию капитана. (Иван Кузьмич Миронов)
Глава III Крепость
Что представляет собой Белогорская крепость? (Она представляет собой
деревню, обнесенную частоколом с единственной пушкой).
Как выглядит комендант капитан Миронов? (седой старик)

Сколько человек проходят службу под началом капитана Миронова? (около
сотни старых солдат и два офицера)
Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но кто на
деле заправлял всем? (его супруга - Василиса Егоровна)
Опишите офицеров крепости. (Один из них – пожилой одноглазый поручик
Иван Игнатьич, второй – Алексей Швабрин)
Простые и добрые люди сразу понравились Гриневу. Большой интерес у
Гринева вызывает остроумный офицер Швабрин. Расскажите о нём. (Он
переведен в крепость из Петербурга за нарушение дисциплины и
«смертоубийство»).
Склонный к нелестным отзывам об окружающих Алексей Швабрин, частенько
язвительно говорил о Маше, дочери капитана. Какой по его словам была
Маша? (Он выставлял её весьма недалёкой особой, ужасной трусихой)
Гринев сам знакомится с дочерью командира и убеждается…В чём он
убеждается? (Он убеждается в ошибочности мнения поручика Швабрина)
Гринев сам знакомится с Мироновым и его семьей, а также с урядником
Максимычем. Он в ужасе от предстоящей службы, какой она ему видится?
(видится ему бесконечной и скучной).
Глава IV Поединок
1.Представление о службе оказалось неверным. Гриневу быстро понравилось
в Белогорской крепости. Никаких караулов и учений тут нет. Капитан иногда
муштрует солдат, но пока не может добиться. Чего же не может добиться
капитан? (чтобы они отличали «лево» и «право»).
2.Служба уже не тяготит Гринева, он увлёкся чтением книг, упражняется в
переводах. Назовите ещё одно увлечение Петра Гринёва. (увлёкся и
сочинением стихов)
3.Гринев становится почти своим в доме Миронова и влюбляется в Машу. А
Швабрин нравится ему все меньше.Почему? (Алексей всех высмеивает, плохо
отзывается о людях).
4.Гринев посвящает Маше стихи и читает их Швабрину, поскольку это
единственный в крепости человек, который понимает поэзию. Как относится к
стихам Швабрин? (Но Алексей жестоко высмеивает молодого автора и его
чувства)
5.Какой совет даёт Швабрин и уверяет, что сам испытал правильность
такого подхода. (вместо стихов подарить Маше серьги)
6.Гринев оскорблен и называет Швабрина лжецом. Как реагирует Швабрин?
(Алексей вызывает юношу на дуэль).
7.Кого Петр Гринёв просит стать секундантом? (Ивана Игнатьича).
8.Как реагирует на такое решение старый поручик? (Однако не понимает
такого жестокого выяснения отношений).
9.После обеда Гринев сообщает Швабрину о своей неудаче. Как поступает
Швабрин и Гринёв? (Тогда Алексей предлагает обойтись без секундантов.)

10.Противники договариваются встретиться утром, но как только сходятся со
шпагами в руках… Что же случилось? (их арестовывают солдаты во главе с
поручиком).
11.Кто заставляет дуэлянтов примириться? (Василиса Егоровна)
12.Швабрин и Гринев делают вид, что мирятся, их отпускают. О чём поведала
Гринёву Маша? Теперь Петру понятна злоба, с которой Швабрин клевещет на
девушку. (Маша рассказывает, что Алексей к ней уже сватался и получил
отказ).
13. Как поступают противники на следующий день? (На другой день
противники снова сходятся у реки. Швабрин удивлен, что Гринев может дать
такой достойный отпор).
14.Почему Пётр, которому удается потеснить офицера, получает ранение в
грудь? (в это время юношу окликает Савельич. Гринев резко оборачивается и
получает ранение)
Глава V Любовь
1.Насколько серьёзным оказывается ранение? Через какое время Пётр Гринёв
приходит в себя? (Рана серьезная. Петр приходит в себя только на следующие
сутки)
2.Кто ухаживает за Гринёвым? Как проходит лечение? (Раненый Гринев
благодаря уходу за ним полкового цирюльника и Маши быстро идет на
поправку)
3.Получил ли Швабрин прощение от Гринёва и почему? (Он прощает
Швабрина, поскольку видит в его действиях признак уязвленного самолюбия
отвергнутого влюблённого человека)
4.Петр Гринёв просит руки Маши. Какой ответ получен? (Девушка
соглашается).
5.Молодой человек сочиняет трогательное письмо для отца с целью
выпросить у него благословение на союз с Марьей Мироновой. Но почему
негодует отец? Какой ответ получен? (Отец, узнавший о дуэли, негодует и
отвечает отказом. В порыве гнева Гринёв старший намекает сыну, что готов
перевести его в другое место службы).
6.Какую ещё новость о делах семьи узнаёт Пётр Гринёв в письме? (В письме
также говорится, что матушка Гринева слегла).
7.Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же
матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Правда
ли это? (Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство
Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то,
что не сообщил о ранении).
8.Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал
генералу. Так кто же, по мнению, Гринёва это сделал и почему? (Теперь
юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей).
9.Однако отказ отца в благословении не меняет намерений Петра. Как
поступает Маша, узнав, что родительского благословения не будет? (Маша
отказывается от свадьбы, она против тайного замужества)

10.На время влюблённые молодые люди отдаляются друг от друга. Что
беспокоит Гринева? (Он понимает, что несчастная любовь может лишить его
разума и привести к распутству).
Глава VI Пугачевщина
1.Почему в начале октября 1773 года в Белгородской крепости начинается
беспокойство? (Комендант Миронов получает извещение из Оренбурга о
появлении на Яике «шайки» Емельяна Пугачева)
2.Какой приказ получает комендант Миронов? (Миронову приказано
подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников).
3.Какое задание даёт капитан миронов уряднику? (Капитан посылает
урядника Максимыча в разведку)
4. Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с
«возмутительными листами». Почему допросить его было невозможно? (у него
был вырван язык).
5.Крещеный калмык Юлай доносит, что Максимыч виделся с Пугачевым и
перешел на его сторону, а теперь подбивает казаков к бунту.Как поступает
капитан Миронов? (Миронов арестовывает Максимыча, а Юлая ставит на его
место).
6.События развиваются стремительно. На совещание офицеров врывается
Василиса Егоровна с плохими известиями. Какие это были известия? (взята
соседняя крепость, офицеры казнены)
7.Становится ясно, что скоро бунтовщики будут под стенами Белогорской
крепости. Расскажите о принятом на совещании решении. (Решено отправить
Машу и Егоровну в Оренбург).

С.П.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок - обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

II . Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

классики русской литературы.

«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

- Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд : «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же этапы нашей викторины? (слайд)

    Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    «Заглянем в словарь».

    « Узнай героя».

    «Суеверия, предсказания…».

    «Какая жизнь, такие и песни».

    «Подскажи словечко».

- Разминка. Заполнение кроссворда. «Кто быстрее?»

Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

- Следующий этап нашей викторины - блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    Вспомните имя и фамилию Савельича.

    Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    А отправился служить…

    На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    Для него был нанят француз…

    Который в отечестве своем был…

    А в Пруссии …

    Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    Количество детей в семье Гринёвых.

    Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».

    И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    Кто в повести является рассказчиком?

    Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    Подарок, сделав который, можно, по словам Швабрина, добиться расположения Маши.

    Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

-Очередной тур конкурса - «Заглянем в словарь».

Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

Карточка № 1

« Справочное бюро»

1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

Карточка № 2

«Толковый словарь»

1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

Целовальник – это: а) парикмахер

Б) продавец вина в трактире

В) настойчивый кавалер

Инвалид – это: а) человек, страдающий физическим

недугом;

б) солдат, состарившийся на военной

службе;

в) солдат, имеющий увечья.

2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

Карточка № 3

«Слова, слова, слова…»

1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.

Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья - Грамота – Алтын – Попечение

- Следующий тур конкурса «Узнай героя».

Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев является историческим лицом, а кто - вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения - преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие - считали его защитником народных интересов.

Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд), .

Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их. За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его).

    Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

- Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

2). Какое впечатление произвела эта песня на Петра Гринёва?

3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

Общее задание для всех команд.

Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

Береги (…), а честь смолоду.

Долг (…) красен.

Казнить так казнить, (…).

Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

Будет дождик - будут и (…), будут (…)-

будет и (…).

IY. Создание проблемной ситуации.

Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

Оценить задание в 5 баллов .

Y. Заключительное слово учителя.

Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деятельности.

    Какие чувства владели вами во время урока?

    Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

«Капитанская дочка».

    Пушкинский Пугачёв.

    Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    « Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

    Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литература

1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с. 2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с. 3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000. -240с. 4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО,2010.-192с. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.

Урок литературы в 8 классе

Урок - викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

    Углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

    Развивать навыки анализа текста.

Тип урока: урок обобщения с элементами игры.

Методы: слово учителя, беседа, тестирование.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка».

Эпиграф:

«В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

(Н.В. Гоголь)

Литература:

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них со-кровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произве-дение.

Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

III. Викторина.

Давайте вспомним страницы романа.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

2. Служил при графе... (Минихе).

3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.)

4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).

5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).

6. …. и мог очень здраво судить о… (свойствах борзого кобеля).

7. Был нанят француз... (мосье Бопре).

8. … который в отечестве своем был... (парикмахером).

9. … в Пруссии... (солдатом).

10. … а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).

11. Батюшка вошел на урок... (географии).

12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).

14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

15. Шаматон - это... (бездельник, шалопай).

16. Капитан Миронов и его жена были люди самые... (почтенные).

17. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей)

18. Он был необразованный и простой, но самый... (честный и добрый человек).

19. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).

20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).

21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».)

22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)

23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах...» (обдуманную клевету).

24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце... года». (1773 г.)

25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).

26.Последовало усмирение бунта... (картечью и жестокими наказаниями).

27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак...» (Емельян Пугачев).

28 ...учинил непростительную дерзость. (Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)

29.Закончите слова Ивана Кузмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать так умирать:...» (дело служивое.)

30. Кто «сидел под образами в красном Кафтане…»? (Пугачев.)

31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». (Капрал Белобородов.)

32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами... нос без ноздрей». (Афанасий Соколов Хлопуша).

33. «Схвачен был башкирец с... » (возмутительными листами).

34. «Я взглянул на него и содрогнулся... Ему казалось лет семьдесят. У него не было... » (ни носа, ни ушей).

35. «Но узенькие глаза его еще...» (сверкали огнем).

36. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот… (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок

IV. Тест.

    Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринева;

а) композиции;

б) эпиграфов;

д) выбора героя.

    Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих II;

б) граф Миних;

в) Григорий Орлов;

г) Екатерина I;

д) Елизавета I;

е) Екатерина II.

4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.

б) портрет;

в) эпиграфы;

г) речевая характеристика;

д) отношение других персонажей;

е) вставные элементы.

5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...

а) единственный женский персонаж повести;

б) находится в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция

б) завязка

в) кульминация

г) развязка

    сцена дуэли со Швабриным, письмо отца,

    освобождение Гринева, женитьба на Маше,

    детство Петруши в родовом имении,

    знакомство Гринева с главной героиней повести.

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?

а) характеризует Гринева;

б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

в) характеризует Пугачева;

г) подчеркивает кровожадность Пугачева.

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?

б) Екатерине II;

в) Савельичу;

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина II;

в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

а) былины;

б) загадки;

в) сказки;

г) песни;

д) пословицы, поговорки;

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"-

спросил он ласково». (А. Сумароков) .

а) «Суд»;

б) «Арест»;

в) «Приступ»;

г) «Незваный гость»;

д) «Мятежная слобода».

    Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви;

б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

    Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

14. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

б) художественное изображение человека;

в) персональные черты, присущие герою.

15. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога;

б) могила;

в) буря, буран;

г) орел, ворон;

д) кинжал;

е) виселица.

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость;

б) лень, бездеятельность;

в) удальство, широта натуры;

г) склонность к пьянству;

д) память о добре, благодарность.

17. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

а) Марии Мироновой;

б) Василисы Егоровны; в) Екатерины II;

г) Авдотьи Васильевны.

18. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

а) наступательно;

б) путем подкупа;

в) оборонительно.

19. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок» - это портрет:

а) Гринева;

б) Пугачева;

в) Швабрина.

20. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

а) Пугачев;

б) капитан Миронов;

в) Гринев.

^ Ключ к тесту : 1-г; 2-б, в, д; 3-а, б, е; 4-а; 5-б, в, г; 6 – а-3, б-4, в-1, г-2; 7-б, в; 8-г; 9 – а-2, б-3, в-1; 10-в, г, д; 11-д; 12-б; 13-г; 14-а; 15-а, в, г, е; 16-а, в, д; 17-в; 18-б; 19-б; 20-а.

V . Выводы по уроку.

Роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Загадки романа – это загадки жизни, которые писатель учит нас видеть и понимать.

Д/з. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по темам «Биография М.Ю.Лермонтова», «История создания поэмы «Мцыри».

Ответ оставил Гость

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .

Глава1.Сержант гвардии.
1.Кто были родители Грнева? Отец - Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю. , дочери бедного тамошнего дворянина.
2.Как изменилась его судьба в шестнадцать лет? Отец решил отправить его на службу.
«Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». »
Глава 2.Вожатый.
1.Кто помог Гриневу во время бурана? Гриневу помог вожатый.
2.Опишите внешность вожатого. - «он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
3.Как был одарен вожатый? Ему подарили заячий тулуп. Это была первая встреча Грнева с Пугачевым.
Глава 3.Белогорская крепость
1.Где находилась крепость? - «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика» .
2.Как описана крепость Пушкиным? -« У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою» .
3.Каково первое впечатление от встречи со Швабриным? -« Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» .
Глава 4.Поединок
1.Как протекала служба Гринева? -« Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов» .
«По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта» .
2.Почему Швабрин плохо отзвался о Маше? -Швабрин сватался к Маше и ему было отказано. «Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету» .
3.Как поступил Швабрин во время поединка? - «Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.. . В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» .
Глава 5.Любовь
1.Кто ухаживал за Гриневым? - «Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал» . «Все семейство коменданта за мною ухаживало» .
2.Что воскресило Петра Андреевича? -« Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование» .
3.Как отец отреагировал на письмо сына? -« Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым» .
4.Как изменилось положение Гринева? - «Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома… Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение» .