Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Война и мир общий анализ. Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

Война и мир общий анализ. Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

Одна из основных тем романа “Война и мир” - “мысль народная”. Л. Н. Толстой одним из первых в русской литературе поставил себе целью показать душу народа, ее глубину, неоднозначность, величие. Здесь нация выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории - ведь по его воле происходят коренные переломы в течение пусть даже предопределенных (по мнению Толстого) процессов. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной “роевой силы”. Конечно, влияние может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей. Примерно таков Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть, но нельзя сказать, что такой мягкотелый, безвольный человек является идеалом для писателя. Толстому не нравится эта безынициативность, статичность героя, тем не менее он не относится к числу “нелюбимых характеров” - цели у него немного иные. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания, именно этот немного усредненный представитель народа будет в дальнейшем мерилом доброты для Безухова, но отнюдь не идеалом.
Толстой понимает, что одним или двумя достаточно четкими образами простых мужиков нельзя будет создать впечатления обо всем народе в целом, и поэтому вводит в роман эпизодические персонажи, помогающие лучше раскрыть и понять мощь народного духа.
Взять хотя бы артиллеристов батареи Раевского - близость к смерти их страшит, но страх незаметен, на лицах солдат смех. Они, наверное, и понимают почему, но не могут выразить это словами; эти люди не привыкли много говорить: вся их жизнь проходит молча, без внешних проявлений внутреннего состояния, они даже, наверное, не понимают, чего хочет Пьер - слишком уж далек он от центра того самого глобуса, называемого жизнью.
Но такой духовный подъем непостоянен - такая мобилизация жизненных сил возможна лишь в критические, эпохальные моменты; таковым является Отечественная война 1812 года.
Другое проявление этого напряжения нравственных сил - партизанская война - единственный, по мнению Толстого, справедливый способ ведения войны. Образ Тихона Щербатого, который можно назвать эпизодическим, выражает собой народный гнев, порой даже излишнюю, но, вероятно, оправданную жестокость. В нем воплотился этот народный дух, несколько видоизменившись с учетом особенностей характера - достаточно обычного, но в то же время неповторимого.
Нельзя не упомянуть и Кутузова - он понимает, что ничего важного изменить не может, и поэтому прислушивается к небесной воле, лишь слегка изменяя направление течения событий в соответствии со сложившейся ситуацией. Именно поэтому он любим в армии и высшая для него похвала, когда простая крестьянская девочка Малаша, тоже содержащая частичку русского духа, чувствует нравственную близость с ним, называя его “дедушкой”.
Подобно Кутузову, почти все исторические лица проверяются мыслью народной: отдаленные от реальности проекты Сперанского, самовлюбленность Наполеона, эгоизм Бенигсена - ничто из этого не может быть одобрено простыми людьми. Но один лишь Кутузов любим и уважаем за естественность, за отсутствие желания покрыть себя славой.
То же самое происходит и с основными героями романа: Пьер приближается к ответу на свой вопрос, хотя так и не понимает глубину народной души; Наташа проявляет свое единение с “миром”, с армией, беря с собой раненых солдат; лишь один человек из высшего общества может постичь высшую Истину, вероятно известную простому человеку, но известную на подсознательном уровне, - это князь Андрей. Но, постигнув это разумом, он уже не принадлежит этому миру.
Необходимо отметить, что обозначает слово “мир” в понимании простого человека: это может быть и существующая реальность, и общность всех людей нации без различия сословий, и, в конце концов, это антипод хаосу. Молятся перед Бородинским сражением всем миром, то есть всей армией, противостоящей нашествию армии Наполеона, несущей хаос.
Перед лицом этого хаоса почти все становятся едины в своем стремлении помочь отечеству - и алчный купец Ферапонтов, и мужики Карп и Влас в едином порыве патриотизма готовы лишиться последней рубахи во благо страны.
Толстой не создает кумира русского народа: ведь его цель - выразить реальность, и поэтому вводится сцена “бунта на грани смирения”, на грани повиновения и бессмысленной беспощадности - нежелание богучаровских крестьян покинуть насиженные места. Эти мужики, то ли познавшие вкус настоящей свободы, то ли просто без патриотизма в душе, ставят личные интересы выше независимости государства.
Почти то же самое чувство охватило армию во время кампании 1806-1807 годов - отсутствие каких-либо четких целей, понятных простому солдату, привело к аустерлицкои катастрофе. Но стоило ситуации повториться в России ч это вызвало взрыв патриотических чувств, в атаку солдаты иль. уже не по принуждению: перед ними стояла конкретная цель - избавиться от нашествия. Когда цель была достигнута - французы были изгнаны, - Кутузову, как человеку, олицетворяющему народную войну, “ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.
Таким образом, мы видим, что в романе “Война и мир” первым в отечественной литературе Толстой так ярко описал психологию русского народа, погрузился в особенности национального характера.

Рецензии

Вы правы:
"... в романе “Война и мир” первым в отечественной литературе Толстой так ярко описал психологию русского народа, погрузился в особенности национального характера".

То, что “Война и мир” - описание психологии русского народа подчёркнуто и названием романа. Сейчас все это название воспринимают неправильно, как "Война и замирение". И на иностранные языки переводят с ошибкой: "War and peace", "Krieg und Frieden". Но ведь Толстой писал по старой орфографии “Война и мiръ”, а не “Война и мир”. Следовательно, Толстой имел в виду не "мир" (отсутствие войны), а “мiръ” (Земля, общество, народ). И правильное понимание названия романа - "Война и общество" или "Война и народ".
А правильные переводы названия романа - "War and world", "Krieg und Welt" или "War and people", "Krieg und Volk".

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как семья.

Мысль семейная

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.

Краткий анализ война и мир

Ответы:

Название романа «Война и мир»Само название романа носит весьма двойственный характер. Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие. Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий. Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.Особенности романа «Война и мир»С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа. Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам. Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром. В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе - эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву. В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа. Герои романа «Война и мир»Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату, завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Читая и перечитывая в наши дни роман Толстого, мы не можем не признать того, что Толстой создал гимн России, ее народу и сословию дворян, к которому принадлежал по рождению, по воспитанию, вкусам, привычкам, особенно в молодые годы.

Толстой, рисуя страшные, кровавые картины войны, столкновения политических интересов, события, захватывающие в свой водоворот судьбы людские, постоянно подчеркивает, что каждый человек держит в самом себе свою «вселенную», и в конце концов эта «вселенная» превыше всего остального.

«Жизнь... настоящая жизнь … шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды... и всех возможных преобразований».

Взявшись за создание национальной эпопеи, создавая ее, наполняя ее гулом войны, громом пушек, разрывом снарядов, вовлекая в события сотни лиц, писатель иногда бросает как бы луч прожектора на отдельных людей, их частную жизнь, давая нам понять, что в жизни, волнениях, заботах и чувствах этих частных лиц и есть главный интерес и главная суть повествования. На первом плане, конечно, дворянская среда, к которой по рождению и образу жизни принадлежал он сам, которую он знал и, пожалуй, тогда любил.

Его братья по классу, дворяне, особенно верхушка, придворные круги, посчитали его отступником от сословных интересов, предателем. Среди них был и старый друг Пушкина, когда-то грешивший либерализмом П. А. Вяземский. Они увидели в романе недостойную критику высшей знати, однако не могли не ценить родные их сердцу картины дворянских гостиных, светских салонов, блеск балов, светские разговоры, описание привычного и гак дорогого им быта. Противоположный лагерь осуждал роман за отсутствие в нем разоблачения крепостничества и всех социальных язв.

Что касается специалистов-военных, то они были в восторге от батальных сцен. Толстой заполняет роман обширными многостраничными рассуждениями о военных действиях Кутузова и Наполеона. Здесь он выступает уже как ученый-историк, спорит с военными стратегами, так или иначе размышлявшими о войне 1812 г. Он развенчивает окончательно Наполеона, находя в его распоряжениях по армии самую примитивную некомпетентность, смеясь над титулом гения, который ему присвоили льстецы и французские историки. Он возмущается, что не только французы, но и русские поддаются обаянию его личности.

Как историк он осмеивает и русских генералов, окружавших Кутузова и подталкивающих его на ненужные сражения с «раненым зверем». Они хвастались тем, что в боях под Красным захватили у Наполеона столько-то пушек и «какую-то палку, которую называли маршальским жезлом».

Только один Кутузов понимал ненужность этих сражений, приносивших большие потери русским войскам, когда всем было ясно, что враг повержен, бежит и нужно было только одно — не мешать ему бежать из России.

Толстой всегда ценил превыше всех качеств человека естественность, непредвзятость. Этими качествами обладал его Кутузов, в чем был полной противоположностью Наполеона, который, по мнению Толстого, постоянно театрально рисовался.

Кутузов Толстого — это мудрец, не любующийся своей мудростью, не сознающий в себе этого качества, понимающий какой-то внутренней интуицией, что и как надо делать в той или иной ситуации. В этом отношении он был похож на простых солдат, на народ, который в массе своей интуитивно постигает истину.

Когда после победы под Красным Кутузов обратился с краткой речью к солдатам, простой, по-стариковски просторечной, как бы житейски «домашней» речью, с нецензурными словечками, он был понят и сердечно принят прежде всего солдатами: «...это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком».

Непосредственность чувств идет от самой природы, и чем естественнее человек, тем непосредственнее выражаются его чувства, тем благороднее его поступки. В таком взгляде на человека сказались и давние увлечения Толстого руссоизмом. Фальшь, лицемерие, тщеславие воспитаны цивилизацией. Дикарь, близко стоящий к природе («естественный человек», по теории Руссо), не знал этих качеств.

Все герои Толстого, которых он любил: Наташа, княжна Марья, Пьер Безухов, Андрей Болконский, вся семья Ростовых, Платон Каратаев, человек из народа, — обладают этой непосредственностью чувств, и не обладают ею люди фальшивые, лицемерные, эгоистичные и просто подлые. Таковы князь Василий Курагин, его сын Филипп, дочь Элен.

В нашей памяти навсегда запечатлеваются картины и образы, с жизненной убедительностью нарисованные поистине волшебным пером Толстого. Спросите каждого, кто прочитал роман «Война и мир», что он помнит и ясно видит в памяти своей. Он ответит: Наташу в лунную ночь и Андрея Болконского, невольно подслушавшего восторженные чувства девочки. Встречу и знакомство Наташи и Болконского на балу. Русский танец Наташи, которому она научилась бог знает где, уважительно подсмотренный ею в плясках крестьян. Умирающий Андрей Болконский. Потрясающий и священный акт смерти как что-то таинственное.

Издавна в войнах вершились грандиозные повороты истории народов. В войнах гибли или жизнеутверждались государства, нации, народы. Безжалостно разрушались сотворенные великим трудом города, дворцы и храмы, возвеличивались славой отдельные личности, герои, уходили из жизни бесчисленные безымянные воины — самая здоровая и активная часть населения. Безумие человечества! Толстой противопоставил всем амбициям воинственных героев то вечное, прекрасное и умиротворяющее небо, которое видел князь Андрей.

Картины боев выписаны Толстым с неотразимой достоверностью. Мы как бы сами участвуем в нем, и слух и зрение наше там, на поле сражения, мы слышим горячее дыхание разгоряченных людей, крики и стоны и отчаянную стрельбу.

Князь Болконский, раненый, теряющий сознание, ощутил странное спокойствие. Глаза устремлены в небо. Все людские страсти, честолюбивые мечты, а ими так недавно был обуреваем он, вдруг предстали во всем своем ничтожестве перед этим великим и вечным спокойствием неба. Здесь уже философия Толстого, философия жизни. Она сказывается, как бы отпечатывается на всем, что он описывает, на его симпатиях и антипатиях. Все естественное в людях, все непосредственное в них, не отягченное лицемерием, прекрасно. Потому так хороши характеры и Наташи Ростовой, и Андрея Болконского, и Пьера Безухова, и некрасивой Марьи Болконской с ее прекрасными в иные минуты глазами.

Толстой снова и снова возвращается к одной идее. Она его волнует, тщета человеческих страстей, давняя, со времен Экклезиаста: «Суета сует и всяческая суета!» Князь Андрей это понял, когда лежал раненый на поле боя, держа в руке полковое знамя. «EN VOILA LA BELLE MORT», — произнес над ним его кумир Наполеон, полагая его мертвым. Наполеон возглавлял вражеское войско. но он был гений воинского искусства, великий полководец. Это признавали все, и не мог скрывать своего восхищения им и князь Андрей. Но теперь, когда он понял ценность самой жизни и тщету всего, что вне жизни, он увидел в гениальном полководце маленького человека, и только.

Люди сражаются, убивают друг друга, не думая о том, что они — люди, что сражаются они из-за ничтожных вещей, что отдают жизни за призраки, за фантомы, и только иногда, как по наитию, приходит к ним смутное постижение истины.

Толстой постоянно напоминает читателю о значительности каких-то высших предназначений жизни, что над тщетой и суетой его каждодневных забот и хлопот возвышается не постигаемое им нечто вечное, вселенское. Понимание этого вечного и вселенского пришло к Андрею Болконскому в момент смерти.

Весь роман овеян гуманным чувством доброты к людям. Она в Пете Ростове, она в графине, его матери, помогающей своей обедневшей подруге, она в простодушном незнании корысти графе Ростове, в доброте Наташи, настоявшей на том, чтобы освободить подводы и отдать их раненым. Она в доброте Пьера Безухова, всегда готового кому-то помочь. Она в доброте княжны Марьи. Она в доброте Платона Каратаева, в доброте русских солдат и в этом выразительном жесте Кутузова, в его речи перед солдатами.

Жан-Жак Руссо утверждал, что человек рождается добрым, но портят его среда, общество, порочная цивилизация. Эту мысль женевского философа оспаривали многие, заявляя, наоборот, об изначальной испорченности человеческой натуры.

Толстой был согласен со своим кумиром. Он показывал чистые души детей. В «Детстве" — это Николенька Иртеньев, здесь — Петя Ростов с его детской восторженностью, страстным желанием что-то сделать в этом мире, отличиться, а в сущности отдать свою жизнь, пожертвовать собою, отдать ее щедро, как щедро он отдавал все, что имел, в отряде Денисова.

В поведении Пети Ростова, в его мировосприятии все окрашено чувством какой-то просветленной и всеобъемлющей любви ко всем и ко всему. Его детское, не знающее корысти сердце как бы откликается на всеобщую любовь к нему. Такова же любовь и нежность девочки Наташи ко всем вообще людям, ее непосредственность, чистота се помыслов.

Дружба — товарищество, — это благостное чувство так же проникновенно описано Толстым — дружеское расположение Денисова к Николаю Ростову, ответное чувство Ростова к нему. Денисов, воин, храбрец, по-солдатски грубоватый, но внутренне добрый, честный и справедливый человек, буквально предан семье Ростовых, душой постигая ее благородные нравственные основы.

Любовь родительская никогда еще в литературе не была показана в ее щемящей силе. Бальзак посвятил ей свой роман «Отец Горио», но она прозвучала как теоретический тезис, долженствующий показать неблагодарность детей к родителям и слепоту родителей в их неуемной привязанности к детям. Сама же любовь так и осталась нераскрытой за рамкой этого тезиса.

Достаточно прочитать страницы романа «Война и мир» о тех минутах, когда графиня Ростова узнала о гибели Пети, чтобы почувствовать пронзительную силу этой материнской любви и великого горя утраты любимого существа. Мы не найдем этой темы ни у Стендаля, ни у Флобера. Французские, английские, немецкие авторы не коснулись этой темы. Тогда как Толстой нашел для нее неотразимые краски.

Роман Толстого овеян светлым и благостным чувством любви человеческой. Мы проникаемся гордостью за человека, способного любить. Как далеко это от наших дней, когда деятели искусства — писатели, поэты, художники, артисты спешат раскрыть перед нами картины кошмаров и ужаса, темные стороны души человеческой и убедить нас, что таков весь мир и таковы все мы! Невольно вспоминаются предсмертные слова больного Гоголя: «О Боже! жутко стало в твоем мире!»