Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виды волынок. Шотландские музыкальные инструменты: что мы знаем кроме волынки

Виды волынок. Шотландские музыкальные инструменты: что мы знаем кроме волынки


Волынка
— народный духовой язычковый музыкальный инструмент. Состоит из резервуара (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, нескольких снабженных одинарной или двойной тростью бурдонных трубок для извлечения звука, а также мелодической трубки с отверстиями (от количества отверстий зависит диапазон волынки). Количество бурдонных трубок может быть от одной до четырех.

Бурдон (фр. Bourdon, букв. — густой бас) — непрерывный звук при игре 1-2 басовых трубок Органный пункт — это выдерживаемый в басу звук, на фоне которого свободно движутся другие голоса. Тонический органный пункт способствует устойчивости звучания. Бурдонные трубки настраиваются в кварту, квинту, сексту, октаву по отношению к мелодической трубке.

Волынка относится к древнейшим музыкальным инструментам. Как считают исследователи, это инструмент древнеазиатского происхождения. Волынка звучала в военных оркестрах Древнего Рима, в инструментальных ансамблях Франции (XVIII в.), в торжественных шествиях музыкантов в Шотландии.

На ней играли и играют до сих пор в селах Румынии, Польши, Чехии. Большое распространение получила волынка («гайда») с XI века у южных славян в Югославии, Болгарии, Албании. Она использовалась в основном для сопровождения танцев.

В разных странах инструмент имеет и различные названия: «коза» — на Украине, «дуда» — в Белоруссии, «волынка» — в России. Изображение волынки на миниатюре «Игрище славян вятичей» в Радзивиловской летописи (XV в.) дает основание предположить, что наряду с сопелями и дудками скоморохи Киевской Руси применяли в своем музыкальном творчестве и волынку.

"Трудно решить, какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, наверное, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель; наконец, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли. " (М. Забылин. «Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия»). В книге дается следующее описание волынки:

«Представляет весьма своеобразный по характеру инструмент, напоминающий собою гармонику или мех в валах; здесь действует воздух, заключенный в бараний мех, к которому приложены три дудки и трубочка. В трубочку, прикрепленную кверху, напускается воздух с двух противоположных сторон, определены две разной величины трубки, через которые воздух, проходя, дает басистые голоса, а третья небольшая трубочка имеет несколько отверстий сбоку, что дает возможность играющему производить пальцами разные голоса и звуки ».

Разновидности инструмента

Помимо шкуры животного в качестве резервуара для воздуха применяли бычий пузырь. Способ его обработки следующий:

  • стенки бычьего пузыря промывают в воде;
  • чтобы пузырь при надувании приобрел большой объем, его обрабатывают древесной золой, просеянной через сито;
  • многократную обработку стенок пузыря проводят золой с двух сторон (внешней и внутренней) и вновь промывают в воде, при этом стенки бычьего пузыря утончаются и становятся мягкими и эластичными;
  • последующая обработка проводится измельченным мелом, который удаляет жир и влагу. При этом пузырь приобретает вязкость;
  • просушенный пузырь надувают воздухом при помощи трубки, вставляемой в его отверстие.

Затем на воздушном резервуаре (пузыре) устанавливают трубки: одну для подачи воздуха в мешок, одну игровую (мелодическую), от одной до четырех — бурдонные и помещают в мешок, сшитый из шкуры животного или ткани.

В качестве материала можно применить кислородную подушку, используемую в медицине. Довольно большие размеры (660 х 500 мм) и объем, эластичная и прочная резина подушки подходят для такой работы.

В волынке, как правило, применяли игровую трубку типа свирели, только с пищиком. В России игровая трубка имеет еще и раструб (коровий рог) для усиления звука.

Изготовление воздушного резервуара

Одну из сторон кислородной подушки разрезать по всей длине так, чтобы оставалась небольшая полоска для последующей склейки. Отверстия для крепления мелодической и бурдонной трубок на подушке вырезают следующим способом: круг расчертить на сегменты и от центра прорезать так, чтобы получилось восемь лепестков; на сегменты нанести тонкий слой клея и выдержать в течение 5-10 минут, а затем плотно прикрепить к основанию втулки и обвязать крепким шнуром, концы которого также склеить. Бурдонная трубка по отношению к воздушному резервуару может находиться с боковой стороны на руке исполнителя, либо на плече, либо внизу воздушного мешка. При закреплении всех деталей на корпусе волынки сам воздушный мешок склеивают в последнюю очередь, выдерживая определенное время под грузом. Чтобы проверить герметичность склейки, нужно отверстие для бурдонной трубки закрыть пробочкой и на мелодической трубке извлечь звук При обнаружении утечки воздуха вторично проклеить места выхода воздуха.


Основные детали волынки.

Завершающий этап в работе: подушку поместить в чехол, сшитый из шкуры животного или ткани, закрепить ремни или ленты, поддерживающие инструмент на плече или на шее исполнителя, и установить трубки. Сохранению воздуха в воздушном резервуаре (мешке) помогает клапан (тонкая лайка или резина), приклеенный наполовину к торцевой стороне трубки для вдувания воздуха. Клапан закрывает обратный выход воздуха из мешка в тот момент, когда музыкант выпускает изо рта трубку для вдувания воздуха. Крепление трубок осуществляется при помощи ниток, накрученных на трубки.

Принцип извлечения звука в волынке заключается в колебании язычка, находящегося на мундштуке, который в свою очередь вставляется в мелодическую и бурдонную трубки. Надувая мешок, музыкант сжимает его обеими руками или одной рукой, прижимает сбоку к туловищу и приводит в колебание язычки в трубках, находящихся в корпусе инструмента Периодическое поддувание воздуха в мешок поддерживает постоянное давление воздуха. Оно необходимо для колебания язычков. При установке дополнительных бурдонных трубок увеличивается расход воздуха, поэтому размеры инструмента и его объем тоже увеличиваются.

При настройке инструмента необходимо установить общее уравновешенное звучание — яркое и громкое или тихое, мягкое, приглушенное. Бурдонная (басовая) трубка при звучании не должна перекрывать силу звука мелодической. Для увеличения звука на мелодическую игровую и бурдонные трубки надевают резонаторы. Настройку трубок проводят точно так же, как и при настройке жалеек перемещая язычок вверх — звук повышают, и наоборот, вниз — звук понижают. В старину большое внимание уделяли внешнему оформлению инструмента. Трубки волынки делали различной конфигурации и украшали резьбой, инкрустацией, росписью. Кожаный мешок обшивали красочными тканями и обвязывали бахромой с кистями. Из дерева вырезали фигурки и головы животных, укрепляя затем на инструменте. В Белоруссии и на Украине волынку украшали деревянной головой козы. Отсюда, видимо, и диалектное название волынки — «коза», «козица».

Трубка для подачи воздуха в инструмент.


Бурдонная трубка. Общий вид соединения трубок с втулкой.

Настройка инструмента

В двухголосной волынке, в данном случае соль мажор, мелодическая и бурдонная трубки настраиваются в унисон. Мелодическая трубка имеет звукоряд от соль 1-й октавы до соль 2-й, а бурдонная трубка звучит ниже соль малой октавы. В волынке с тремя игровыми трубками — мелодическая трубка от соль 1-й, вторая — ре 1-й, третья — соль малой. Строй волынки, имеющей четыре трубки, — 1-я — соль 1-й октавы, 2-я — ре 1-й октавы, 3-я — соль малой, 4-я — соль большой. Самая распространенная и наиболее используемая в музыкальном творчестве волынка имеет две добавочные трубки. Достаточно иметь один корпус и несколько трубок, настроенных в разных тональностях, и можно изменять строй волынки. Размеры трубок смотрите выше - «Жалейка».

Виды волынок:

Шотландская горная волынка
Ирландская
Галиссийская гайта
Болгарская гайда
Чешский козел
Русская волынка
Литовские лабанора дуда, дудмайшис
Французская «мюзет»
Грузинская «ствири» (гудаствири)
Эстонский «торупилль»
Аджарская волынка «чибони»
Молдавская и румынская волынка чимпой
Шабр (шапар) - чувашская волынка

Марийские разновидности - шувыр, шювыр, шуббер

Волынка — традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы. В Шотландии — главный национальный инструмент. Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабжённой сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Устройство волынки

Волынка, как правило, состоит из мешка (собственно, bag) и набора разнообразных трубок (pipes), в него вставляемых.
Элементы волынки делятся на:
основные (звучащие)
Чантер — это та трубка, на которой собственно играют мелодию. Чантер может представлять собой как простую дудочку, так и сложное устройство с клапанами и механизмами настройки, как у ирландской волынки (Uilleann).
Дроны (их также называют бурдонами) — это трубы, которые тянут фоновый басовый (как правило) звук, сопровождающий основную мелодию, что также называют «бурдонное звучание». Их может быть от 1-ого до 4-х штук. В Ирландии нашли способ и из них сделать довольно сложный инструмент. Uilleann pipes (ирландская волынка) имеет, помимо трех основных дронов, три, по своей сути, чантера, именуемых регуляторами (regulators). Они вставлены в тот же сток, что и дроны, но издают звук только при открывании специальных клапанов, которыми они оснащены.
Вдувалка (blowpipe) — трубка, через которую надувают волынку. Как правило, оснащается клапаном, не позволяющим воздуху выходить из мешка обратно, а с другой стороны — удобным для играющего мундштуком. Если волынка с сухой подачей воздуха, то вдувалка оснащается штуцером, вставляющимся непосредственно в лягушкку (bellows).
Трубки вставляются в мешок при помощи стоков. Это деревянные цилиндры, которые герметично ввязываются в мешок.
Второстепенные (заменяемые)
Мешок (bag) — резервуар для воздуха, в который ввязаны все стоки. Мешок необходим для поддержания постоянного давления: воздух равномерно и непрерывно подаётся на трости чантера и дронов. В древности изготавливался из шкур домашних животных, причем снятых «чулком». Позднее мешки стали шить из специально выделанной кожи: овечьей, коровьей и даже лосиной. Для большей герметичности мешки проитывают специальными составами, которые продлевают срок службы мешка.
В наши дни несколько фирм в Европе, Канаде и Австралии изготавливают мешки для различных видов волынок из высокотехнологичных мембранных тканей (GoreTex) технологи не остановились на одном виде мешков, для большего удобства и «управляемости» мешка они стали ламинировать кожу вместе с GoreTex . Для обслуживания конденсирующих влагу сепораторов, внутри мешка, такой мешок снабжен еще и мощной молнией выдерживающей большое давление воздуха.
Лягушка (bellows) — меха, схожие по устройству своему и виду с кузнечными. Лягушка одним ремнем закрепляется на поясе волынщика, а другим пристегивается к локтю. Имеет впускной клапан на внешней стороне. На внутренней — специальное гнездо для вставления штуцера вдувалки. Лягушка обеспечивает подачу сухого воздуха в мешок: из-за прецизионного устройства тростей таких инструментов влажный воздух абсолютно неприемлем.
Ковер (cover) На мешок сверху принято надевать нарядный чехол из благородной ткани, который называетсяковер. Дроны украшаются бахромой и кистями (в зависимости от традиции).
Трости (reeds) — эти детали волынки скрыты от глаз публики внутри стоков. Они и являются элементами, издающими звук. Трости вставляются внутрь дронов

История волынки

Самая популярная и распространенная в мире волынка — безусловно шотландская: Great Highland Bagpipe. При упоминании о волынке большинство людей представляют себе именно ее. Многие до сих пор продолжают пребывать в уверенности, что волынку вообще придумали в Шотландии.
Однако, волынка в целом, конечно, — не специфически шотландский инструмент.
Хотя ранняя история волынки пока еще остается не вполне ясной, можно с большой долей уверенности утверждать, что зародилась она на Востоке. Скорее всего, ее предшественниками были инструменты типа гобоя или рожка. Во многих музыкальных традициях волынка до сих пор используется в ансамбле с этими инструментами. Когда и кому впервые пришло в голову приделать к ним надуваемый мех - остается загадкой. Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в 400г. до н.э. у Аристофана.
Вообще, сам принцип волынки — голос, в сопровождении монотонной гармонии — несомненно одна из самых древних форм исполнения музыки. Один голос, даже если он ведет замечательную, прекрасную мелодию — все-таки один. Если же есть хоть что-то его дополняющее — слушается гораздо более живо. У человека только 2 руки, и при хоть сколь-нибудь значительном диапазоне инструмента они обе заняты. Волынка же дает возможность подключить один или несколько бурдонных элементов (перманентных басов).
Когда именно волынка появилась на берегах Англии и Ирландии - до сих пор является предметом споров. Кто-то предполагает, что идея была завезена Римлянами, кто-то находит и более древние пути. Однако на протяжении всех средних веков Шотландская Волынка развивалась довольно обособлено и закрыто, оставаясь неизменным и традиционным инструментом кланов.
Экспансия инструмента началась в 12-13 веках, когда Европа начала переживать период подъема культуры связанный с крестовыми походами и сопутствующим расширением культурных горизонтов и обмена. Однако, как и раньше, волынка оставалась «народным» инструментом. Это связано с тем, что изначально инструмент был спроектирован для звучания на открытом воздухе - звук обязан был быть громким.
Вносить волынку в помещения начали в 17 - начале 18 века и в это же время появились многочисленные варианты более камерных модификаций Great Highland Bagpipe.
В этот период появились Northumbrian smallpipes, Uilleann pipes, Scottish smallpipes и французский мюзет. Видимо в этот же период обрела свой окончательный вид и испанская Гайта (или Gaita gallega) являющаяся ближайшим родственником французского Вёза (Veuze)- сочетающая в себе лучшие качества как кельтских, так и восточноевропейских волынок.
Однако даже в таком виде популярность волынки была недолгой. С развитием западноевропейской музыки, идущей по пути усложнения, оттачивания как музыкальной техники, так и инструментов, волынка постепенно вышла из употребления, как обладающая слишком ограниченным диапазоном и функциями.
Это падение интереса продолжалось с начала 19 и вплоть до 20 века. В начале 20 века бытовало мнение, что Great Highland Bagpipe — это варварский инструмент, непонятно каким образом доживший до наших дней.
Однако в Шотландии никто и не думал отказываться от национального инструмента и традиции исполнения и изготовления волынок передавались из поколения в поколение. Это сослужило хорошую службу в те времена, когда с ростом Британской империи Английская армия стала активно формировать шотландские полки. Волынка, разумеется была непременным атрибутом каждого такого подразделения и в таком виде распространялась по свету.

А в период первой и второй мировых войн, когда шотландские полки уже приобрели отличную репутацию, большое количество волынщиков было обучено специально для них.

Это время совпало также и с подъемом популярности многих национальных традиционных форм волынки в Европе.
Сегодня волынка - официальный инструмент военных оркестров и церемоний для англоязычных стран. Кроме того, с ростом интереса к стилю «фолк» и национальной музыке и танцу, многие виды волынок снова стали популярны. Они снова играют на свадьбах и танцевальных вечеринках Европы, а традиции их изготовления бережно реконструируются. В Великобритании, Ирландии, Испании возрождены традиционные Pipe Bands - небольшие оркестры национальных инструментов с волынками в основном составе.
Однако развитие волынки не застыло на уровне 19 века - на данный момент разработаны несколько вариантов электронных волынок. Существуют специализированные клавишные MIDI-волынки, некоторые из них позволяют переключать варианты звучания нескольких разных типов волынок.


Волынка… Звуки этого уникального инструмента неизменно вызывают образы зеленых склонов Шотландии, клетчатых юбок и сказочных замков. Большинство предполагает, что этот многозвучный инструмент имеет исконно шотландские корни. Однако историки ведут спор о том, где зародился этот уникальный инструмент.

Откуда звук?

Трудно определить время и место возникновения музыкального инструмента - прародителя современной волынки. Историки говорят о Китае, Древней Греции и Риме. Упоминания об инструменте можно найти на каменных плитах за несколько столетий до рождества Иисуса Христа. Волынка - это загадочный инструмент, который можно найти в истории стран Европы и Азии. Никто точно не может определить, когда же инструмент стал традиционным для Шотландии.

Предположительно волынку привезли с собой римляне, у которых в войсках были волынщики. По имеющимся историческим данным, любил звуки волынки и сам умел играть на инструменте. Но еще до императора Нерона волынка упоминалась в стихах Вергилия. В настоящее время невозможно определить достоверно, была она привезена или римляне воспользовались имеющимся в стране инструментом. Волынка - музыкальный инструмент с многонациональными корнями, каждый из которых наложил отпечаток на ее звучание. Каким бы способом она ни попала в Шотландию, там она была несколько видоизменена и стала именно тем инструментом, каким мы привыкли ее видеть.

Изготовление инструмента

Традиционно волынки являются инструментами ручной работы. Использование традиционных материалов все еще очень распространено, модернизация производства волынки привела лишь к усовершенствованию способа изготовления инструмента, а не к ухудшению или потере какого-либо важного качества.

Шотландская волынка с первых дней изготавливалась из болотного дуба, но затем стали использовать дерево лиственных пород из экзотических стран. Тональность звука волынки зависит от качества и типа используемой древесины. Интересно, что разные части волынки могут изготавливаться из разных видов древесины. При производстве инструмента учитывается также влажность климата страны, где она будет использоваться.

Например, бурдоны могут изготавливаться из черного дерева эбонита, что очень подходит для влажного и не подходит для сухих регионов США. Поэтому в большинстве случаев используют пластмассу для производства труб во избежание влияния климата.

Мешок волынки - важнейшая часть инструмента, которая традиционно изготавливается из овчины, но в разных странах мира материал варьируется. В США лося, а в Австралии - кенгуру.

Хорошая волынка всегда имеет не только части, которые отвечают за звук, но и украшения. В прежние временя шотландская волынка украшалась элементами из слоновой кости или бивней моржей. Но для сохранения этих видов животных украшения делают из рогов или искусственных материалов.

Волынка - это инструмент, состоящий из нескольких частей, поэтому она никогда не будет предметом массового производства. Традиционные способы производства всегда будут преобладать.

Музыка волынки

Волынка - это исторически очень важный инструмент для Великобритании. В звуках волынки отражались все события, происходящие в кланах Шотландии. Волынщики сочиняли музыку о радостях и горестях, битвах и победах.

Создание волынки, как и игра на ней, долгое время считалось прерогативой мужчин, т. к. некоторые модели имеют большой вес. Волынки могут быть маленького и большого размера, но любая имеет меховой мешок и пять трубок разного назначения. Есть через которую волынщик подает воздух в мешок. Еще три трубки, называемые бурдонами, создают неповторимый звук. Музыкант может передвигать их, менять высоту. Все это позволяет наслаждаться разными тонами и переливами волынки. Мелодия же создается трубкой чантер. Именно на ней есть отверстия, зажимая которые получают мотив музыки.

Звук волынки громкий, звучный. Его в Средние века использовали в качестве сигналов между кланами. А в настоящее время ее звучание хорошо сочетается с электронной и рок-музыкой. Волынка - это национальный инструмент, гармонично звучащий в современном мире.

Старинные звуки в современной обработке

В Великобритании есть много оркестров с волынками, например Британский военный оркестр. И даже сама королева каждое утро слушает восхитительные, незабываемые звуки.

Разнообразные звуки, которые способна издавать волынка, музыканты используют в современной музыке. Одно из лучших сочетаний - барабан и игра на волынке. Выступления в таком сочетании пробирают до дрожи. Концерты сводных оркестров Шотландии, которые выступают по всему миру, покоряют сердца своими музыкальными шедеврами.

Пользуются спросом волынщики на свадебных торжествах, банкетах и званых ужинах.

Единожды услышав, музыку волынки забыть не возможно. Она может нравиться или нет, но равнодушным не оставит никого.

Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется "Волынка"? Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание народного инструмента, распространенного во многих странах мира.

И. С. Бах. Волынка
Скачать

Волынка - духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь - мех, то есть воздушный резервуар из кожи или пузыря.

В мех вставлены несколько трубок. Одна из них - с отверстиями, как у любого деревянного духового инструмента. На ней исполняют мелодию. Другая трубочка, маленькая, служит для нагнетания воздуха: исполнитель дует в нее или приспосабливает к ней маленькие меха, похожие на кузнечные, Все остальные трубки - их может быть от одной до нескольких - сопровождают мелодию непрерывным звучанием, соответственно, одного, двух или нескольких звуков, не изменяющихся по высоте. Таким образом, мелодия на волынке всегда звучит в сопровождении неизменного аккомпанемента.

На волынке играют, как правило, на открытом воздухе, так как звук ее сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев. В Шотландии есть военные оркестры волынщиков. Музыканты играют в своих национальных костюмах коротких клетчатых юбочках.

В разных краях инструмент этот называется по-разному. Издавна знали его у нас в России под названием дуды. Дудой или козой называется он на Украине и в Белоруссии. В Грузии это ствири, в Армении паркабзук, в Эстонии - торупилль.

– музыкальный инструмент, состоящий из двух или трех игральных труб и одной для наполнения меха воздухом, а также имеющий воздушный резервуар, который делают из кожи животных, в основном из телячьей или козьей шкуры. Трубка с боковыми отверстиями служит для наигрывания мелодии, а две другие для воспроизведения полифонического звучания.

История появления волынки

История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.

Имеются доказательства, что во времена язычества на Руси славяне широко использовали этот инструмент, особенно популярен он был среди военных. Воины Руси использовали этот инструмент для того, чтобы войти в боевой транс. Начиная со средневековья и по сей день, волынка, занимает достойное место в среде популярных инструментов Англии, Ирландии, Шотландии.

Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.

В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.

По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.

С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.

Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру. Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.

Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.

В Европе XIV века множество произведений живописи и скульптуры запечатлеют образы, отражавшие реальное применение волынки и её различных вариантов. А во время войн, например в Англии, волынка вообще была признана видом оружия, так как служила для поднятия боевого духа воинам.

Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.