Литературная викторина для детей начальной школы: Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Литературная викторина в 3-4 классах.
I . Конкурсное задание «Разминка» (ответы дети пишут в столбик на листочках)
Угадайте, из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут.
Иллюстрации героев сказок. (На экране)
«Приключения Чиполлино», Д. Родари.
«Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.
«Кот в сапогах», Ш. Перро.
«Белоснежка и 7 гномов», братья Гримм
«Принцесса на горошине», Г. Андерсен.
«Русалочка», Г. Андерсен.
«Три поросенка», русская народная сказка.
«Бременские музыканты», братья Гримм
«Аленький цветочек», С. Аксаков.
«Незнайка в Солнечном городе» Н. Носов.
II. Устное народное творчество
Вспомните, что относится к устному народному творчеству? Почему оно получило такое название?
Ответы детей.
Отгадаем загадки! (на листочках пишут в столбик отгадки)
Меня бьют, колотят, Ворочают, режут, Я все терплю И всем добром плачу.
У тебя есть, У меня есть, У дуба - в поле, .У рыбы - в море.
Поле не мерено, Овцы не считаны, Пастух рогат.
(Небо, звезды, месяц.)
Глаза - на рогах,
А домик - на спине.
Что в руках не удержать?
Какую траву и слепой знает?
(Крапиву.)
III . "Сказочный конкурс"
Задание для каждой команды.(Устный ответ)
1. Герой сказки, к которому обращаются со словами: "Не гонялся бы ты за дешевизной!"
2. Герой сказки, который обращался с вопросами к объектам неживой природы.
3. Герой сказки, что жил у славного царя Додона и "стерег границы его царства".
4. Герой сказки, который произносит слова:
"Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна!.. Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!"
Ответы: 1. Поп. 2. Королевич Елисей. 3. Петушок. 4. Гвидон.
IV . Расшифруй фамилии поэтов, писателей. (у каждой команды листочки с заданиями, ответы пишут на них)
сеинен вючтет ошела шпирнив
(Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин)
V . Конкурс «Перевёртыши» (Устные ответы команд)
Назовите верное название произведения, зная его авторов.
1) Синяя бейсболка. (Ш.Перро "Красная шапочка")
2) Квадратик. (Русская народная сказка "Колобок")
3) Ручные утята. (Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди")
4) Подаренная луна. (Чуковский "Украденное солнце")
VI . Конкурс "Литературный детектив". (Устные ответы команд)
Я буду зачитывать вопросы, а вы - отвечать на них. Тематика вопросов - сказки.
1. В какой популярной сказке на главного героя три раза совершают покушение, и только на четвёртый раз он погибает? ("Колобок")
2.Как называется сказка о пользе коллективного труда? ("Репка")
3. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого они искали? (Золушку)
4. Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых работников. Каких? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.)
VII . "Угадай-ка". Конкурс капитанов.
Какие три желания исполнила Царевна-лягушка?
(Испекла торт, сшила рубашку, явилась на пир.)
За какие деньги Буратино продал азбуку?
(За четыре сольдо.)
Из какой это сказки, кто
(Из сказки "Свинопас" Андерсена.)
Назовите предмет, с помощью которого можно про-верить подлинность принцессы.
(Горошина.)
VIII . "Загадки-шутки" (ответы дети на листочках пишут в столбик)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, за-знаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
(Нос.)
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрез-мерно доверчивые.
(Уши.)
Он в голове у легкомысленного человека; его сове-туют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчеза-ет; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(Ветер.)
Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет.
(Язык.)
I Х. По началу произведения определи его жанр(на листочках)
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки...
4) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...
5) Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой...
:
Два слова русского языка с прямо противоположными значениями произошли
от одного слова — "бугорок". Причем, одно из этих слов означает нечто
прекрасное, а другое — наоборот — ужасное. Вам предстоит назвать оба
этих слова.
Подсказка: это прекрасное упоминается в одном стихотворении
Б.Пастернака.
Ответ: От латинского "бугорок" произошло два слова: "туберкулез" и "тубероза" — роза, покрытая бугорками.
Комментарий:
В стихотворении Б.Пастернака "Пиры" есть такие строки:
"Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю".
Вопрос 20 : А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" недвусмысленно намекал о том, какую фирму, производящую процессоры, он предпочитает. А какую?
Вопрос 21 : Есть на Волге между Нижним Новгородом и Чебоксарами небольшой город Козьмодемьянск. В начале нынешнего века этот город попал в известное литературное произведение, но под другим именем. Через этот город пролегал путь героев произведения, а события, произошедшие в этом городе, связаны с очень популярной игрой. Что это за произведение и как в нем назывался город?
Вопрос 22 : Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.
Вопрос 24 : У какого русского писателя фамилия, имя и отчество состоят из одинакового количества букв?
Ответ:
Грибоедов Александр Сергеевич,
Чаковский Александр Борисович (1913-1994),
Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855),
Бирюков Николай Зотович (1912-66),
Станюкович Константин Михайлович (1843-1903).
Литературная викторина «По страницам детских книг»
1. В рассказе А.И. Куприна «Слон» имя нарядной куклы, о которой ее хозяйка сказала «Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет, есть суп»
- Соня.
2. Любимое слово Емели, которое он всегда произносил, отказываясь от работы
в русской народной сказке «По щучьему велению».
- Неохота.
3. Кличка собаки, принадлежавшей тете Наташе в рассказе Н. Носова «Дружок» из сборника рассказов «Фантазеры».
- Дианка.
4. Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
- Африка.
5. Какую должность отец прославленной Шахерезады занимал при дворе царя Шахрияра в рассказе «О царе Шахрияре и его брате» в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
- «Везирь» (визирь).
6. Ее больше всех на свете боялся Железный Дровосек в повести сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Вада
7. На них дедушка - мороз «дышит» и «узоры пишет» в стихотворении С.Д. Дрожжина «В крестьянской семье».
- Окна.
8. Куда комар впился поварихе, после чего та «побледнела, обмерла и окривела» в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Глаз.
9. «Цветочное» имя улыбчивой мышки, работавшей «дежурным директором» гостиницы в Солнечном городе в романе – сказке Н. Носова «Приключение незнайки»
- Лилия.
10. Чудесное лекарство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи в сказке «Доктор Айболит»
- Мазь
11. Какое блюдо было бы приготовлено из щуки, если бы она не умела говорить человеческим языком в русской народной сказке «По щучьему велению»
-Уха.
12. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость в сказке А.Н. Толстого повесть – сказка «Золотой ключик; или Приключения Буратино».
- Чулан.
13. В это животное Незнайка превратил «книгоглотателя» Листика с помощью волшебной палочки в романе – сказке Н. Носова «Приключения Незнайки».
- Осел.
14. То, что получил старший сын в наследство от отца в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Мельница.
15. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
- Пир.
16. Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
- Сад.
17. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея – людоеда.
- Берлога.
18. Какое дерево в лесу со всего плеча рубил Данил в русской народной сказке «Изумрудное кольцо».
- Дуб.
19. Что просили купить отца в городе две умные дочери из русской народной сказки «Наливное яблоко – золотое блюдечко»?
- По шелкутневому сарафану.
20. Как звали младшего сына в русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
- Ивашко Запечник.
21. Как зовут мальчика, мама которого работает инженером в стихотворении С. Михалкова « А что у вас»?
- Толя.
22. Каким именем Медведь назвал Барсука в рассказе Н. Сладкова «Барсук и медведь»?
- Боря.
23. Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»?
- Совок.
Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.
Правила игры (слайд 2)
Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)
Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.
Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.
1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.
(Кукушка)
2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.
3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.
4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.
5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.
Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.
Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.
1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.
2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.
(Медведь)
3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.
к ошка)4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.
5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.
(Пес, собака).
На этом первый тур окончен.
Игру покидает команда №…..
(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.
“Что за прелесть – эти сказки! Каждая
есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин
о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор
передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.
Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!
Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.
1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?
(“Царевна-лягушка”)
2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?
(“Колобок”)
3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.
1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?
(“Крокодил Гена и его друзья”)
Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?
Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.
Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.
1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.
(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)
2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.
(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.
(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)
Задание 4:
Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)
1. Серебро.
2. Железо.
3. Платина.
4. Золото.
(У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…)
1. Быть столбовой дворянкой.
2. Быть владычицей морской.
3. Быть вольной царицей.
4. Новое корыто.
2. Урок.
3. Намек.
4. Зарок.
(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)
Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Задание 5:
(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.
1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?
(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)
На этом заканчивается II тур.
Из игры выбывает команда № …
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
Задание 1:
(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.
Задание 2:
Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.
Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:
1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)
(Слайд 18)
1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)
Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.
Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.
За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.
Попросим жюри объявить результаты III тура…
Выбывают… (им вручаются призы).
В финал вышли …
ПОСЛОВИЦА (слайд 20)
Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...
Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.
Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).