Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Венцы на венчании. Символы венчания: свечи, кольца, ручник и венцы

Венцы на венчании. Символы венчания: свечи, кольца, ручник и венцы

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного. Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни. Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться.

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко



В какие дни не совершается Таинство венчания?

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов ( , и ), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.

Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Разобравшись с препятствиями к совершению венчания и днями, в которые запрещены венчания, стоит коснуться и некоторых других вопросов, связанных с совершением этого Таинства. Часто спрашивают о свидетелях на венчании и их обязанностях.

Кого можно пригласить в свидетели на венчание и каковы обязанности свидетелей?

В дореволюционной России, до отделения Церкви от государства, церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой. Он заключался при поручителях (в современной практике – свидетелях). В народе их называли дружками. Поручители подтверждали своими подписями акт совершившегося браковенчания в метрических книгах. Но это была не единственная роль поручителей, они принимали участие в богослужении – обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Однако, наиболее ярко выражают обязанности поручителей богослужебные книги, называющие поручителей восприемниками. Обязанности восприемников схожи с обязанностями крестных родителей. Как и крестные родители, опытные в духовной жизни, прилагают все силы для воспитания и руководства своих крестников в вере и благочестии, так и восприемники берут на себя обязательство перед Богом духовно руководить создаваемой семьей. Очевидно, что восприемники должны соответствовать этому требованию. Поэтому готовящимся сочетаться священными узами брака стоит серьезно задуматься о кандидатурах восприемников. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Они должны быть вхожими в создаваемую семью для духовного руководства.

Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Это, конечно же, плоды духовной неграмотности и той «моды» на венчание, которая имеет место среди наших соотечественников. Поэтому думается, что возрождение старых благочестивых традиций было бы делом далеко не лишним в современной церковной практике.

Согласно одной из древних практик оглашение имело место не только перед принятием Святого крещения, но и перед браковенчанием. Эта практика до наших дней сохранилась в Католической Церкви. Но и в православных храмах в последнее время стали вводить обязательную практику оглашения перед венчанием. По большей части, это оглашение представляет собой беседы священника с женихом и невестой, в которых до них в доступной форме доносится православное учение о браке, разъясняются взаимные обязанности супругов и будущих детей.

Эти беседы позволяют выявлять людей, не по велению веры и сердца пришедших в храм за благословением брака, а случайных, попавших в храм отдать дань «моде» или в угоду родителям. Такое отношение к Таинству брака недопустимо и священник должен приложить все усилия, чтобы донести до таких людей истинное христианское учение о браке. Если же усилия священника не возымеют действия и люди останутся при своем мнении, то это вполне может стать поводом для отказа в совершении Таинства браковенчания. Церковь не может и не должна быть неким «бюро добрых услуг», где будут венчать всех подряд без разбора. Также оглашение позволяет выявлять препятствия к браку (о которых я говорил ранее), если таковые имеются. Нелишним было бы проводить оглашение будущих супругов в присутствии поручителей.

Поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи. Вторые же, открыто живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не престанут от своего богопротивного занятия.

Понятно, что найти поручителей согласно всем вышеуказанным требованием, для многих пар будет весьма затруднительно. Поэтому вполне допустимо совершение браковенчания и без свидетелей. В современном обществе Церковь отделена от государства и церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Подписей в церковных метрических книгах поручители теперь не ставят. У них остается только обязанность духовного попечения о созданной семье. Поэтому совершение венчания без свидетелей было бы лучше, чем обременение номинальных восприемников «бременами неудобоносимыми» (Мф. 23, 4), за которые им придется отвечать перед Господом на Страшном Суде. О желании венчаться без свидетелей обязательно нужно поставить в известность священника. Вообще, все вопросы, связанные с духовной жизнью, лучше всегда обговаривать с духовником (если такового нет, то с любым священников в храме).

Можно ли венчаться в тайне от всех?

Это допустимо, но лишь в особенных случаях. Все зависит от причин, которые побудили супругов обвенчаться тайно. Если желание это связано с покрытием одной из причин, которая может стать препятствием к браку (к примеру, отсутствие родительского благословения, кровосмешение или покрытие блудного сожительства), то в таком венчании должно быть отказано. Желание обвенчаться тайно может быть связано с безверием родителей и родственников супругов, противостоящих венчанию. В этом случае венчание допустимо.

Также желание тайного венчания может возникнуть у супругов, втайне от родственников и окружающих исповедующих христианство. И в этом случае венчание допустимо. Вообще, каждый случай и просьбу о тайном венчании стоит рассматривать сугубо отдельно. Поэтому священнику нужно быть предельно внимательным, осторожным и тактичным по отношению к таким просьбам. Было бы не лишним получение благословения епископа на совершение тайного венчания. Однако не могу сказать, что это каноническое требование, т.к. в канонах нет указаний на тайное совершение браковенчания. Подводя итог этому ответу, хотелось бы всем напомнить слова Спасителя: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10, 26).

Продолжение следует…

ВЕНЕЦ (греч. stepha пое, лат. corona) - кольцеобразный венок из листьев и цветов, родственный короне, однако более изменчивый и указывающий не столько на властительство, сколько на временное отличие. Не всегда венцы носятся как головное украшение, они могут также служить дарами, имеющими значение круга (долговечности) при чествованиях и торжественных похоронах. В связи с этим в античности символ кольца был связан с символом растительной жизненной силы. Увенчивались победители состязаний, триумфаторы, а также, например, жертвенные животные.

В христианской символике венец часто является символом победы над тьмой и грехом, примером может служить венец девы или венчик, носимый девочками при первом католическом причащении; подобное значение имеет венец невесты, которому часто придавали вид маленькой короны. В Библии (Ис 28:5) вновь собранные остатки заблудшего народа примиряются «великолепным венцом». Венки из цветов часто рассматриваются как символы посюсторонних радостей и сибаритского образа жизни, например венок из плюща, который, согласно античным народным верованиям, должен был предохранять от опьянения.

Венец: «Он венчает победу миром». Й. Босхиус, 1702 г.

Сегодня во время церковных праздников храмы часто украшаются оформленными в виде венков пучками из веток и цветов, символами вечной жизни, воскресения и радости. Терновый венец Иисуса можно рассматривать как пародию на корону из роз римских цезарей, и вследствие этого он расценивается как атрибут таких святых, как Мария Магдалина, Вероника и Екатерина Сиенская, в то время как корона из роз украшает св. Цецилию и Флавию.

Настоящим коронам нередко придавался такой же вид, как металлическим венцам; в своем символическом значении они переходят друг в друга (лат. «corona» и англ. «crown» означают одновременно корону и венец), хотя у венца знак величия не выступает на первый план. Лавровые венки были символами Аполлона; венки из петрушки применялись в Немейских играх Зевса (наряду с венками из веток оливы); венки из хлебных колосьев посвящались Деметре (лат. Церера), пиниевые венки - Посейдону, фенхелевые - фригийскому богу земледелия Сабазию. Венки из дубовых листьев украшали спасителей от смертельной опасности.

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

О Таинстве Брака сегодня много сказано. И, слава Богу, что большое количество книг написано о данной важнейшей теме как церковной, так и общественной жизни.

Сегодня среди православных людей существует устоявшееся мнение, что гражданский брак (имеется в виду не сожительство, но брак, зарегистрированный в органах регистрации гражданского состояния) является блудом. Это не так. Церковь признает зарегистрированный в соответствующих государственных органах брак как законный. Потому что в таком случае мужчина и женщина при свидетелях, в том числе и чиновниках органов РАГСа, создают семью для совместного проживания, объединения имущественных прав, рождения и воспитания детей. Они скрепляют такой союз клятвой при свидетелях и обменом кольцами, т. е. обручением.

Обычное же сожительство с лазейкой типа «если не понравится: уйду» без раздела имущественных прав, без желания рождения детей, а если таковые появились, то без участия в их воспитании, действительно осуждается Церковью как грех блуда. Потому что в таком случае человек роняет свое Божественное достоинство и опускается до животного уровня.

В первом же случае брак, заключенный при свидетелях и зарегистрированный в государственных органах, и был, в сущности, браком в Римской империи, например, и в ее наследнице Византии. Долгое время и в Византийской империи, и в Киевской Руси венчались только члены императорских фамилий, аристократия и бояре. Крестьянам достаточно было при свидетелях объявить о помолвке.

Отсюда в каноническом праве уравнивание в правах и обязанностях как уже повенчавшихся, так и еще только обручившихся.

Венчание как Таинство в церковной традиции сформировалось довольно поздно. В первые века христианства на Литургии желающие вступить в брак исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, потом епископ читал над ними определенные молитвы и возлагал на их головы венцы. Позже брак оформился как самостоятельное Таинство. Это если говорить об обрядовой стороне.

Но установление брака по сути, конечно, является Божьим повелением. Вот как об этом пишется в «Настольной книге священнослужителя» (4-й том): «Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею...ˮ (Быт. 1:28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (Лев. 20:10), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучаетˮ (Мф. 19:3–6)».

Почему в этой статье хочется сказать о том, что Церковь не осуждает гражданского, зарегистрированного государством, брака? Потому что до венчания человеку нужно дорасти.

Вспомним девяностые годы. Венчались из-за моды, «мол, красивый обряд», венчались, потому что папа или мама, или бабушка с дедушкой настояли. А потом архиерейские приемные наводнялись печальными людьми. И у большинства просьбы сводились к одной теме: «Развенчайте нас. Просим церковного развода».

И что лучше? Пожить в невенчанном, но законном браке, чтобы со временем дорасти до Таинства Венчания? Или венчаться в то, что «Бог сочетал, да человек не разлучит», а потом разорвать эту духовную святыню и развестись? Вот в чем вопрос, как писал классик.

Нужно понять, что человек может дорасти до законного брака, может хотеть его и иметь в нем необходимость. Ну, и пусть с Богом вступает в него. Но он является еще неофитом, не понимает сути Таинства Брака церковного. Так зачем его насиловать?! Нужно мягко, может быть, даже длительное время подводить его к этой мысли, воспитывать в церковной жизни. Чтобы однажды к нему, как благодатная вспышка-озарение, пришла не мысль, но твердое убеждение в необходимости венчаться.

Ведь Таинство Брака – это не только дети, хотя и они тоже, и не только совместное имущество и прожитая жизнь, хотя и это тоже. Но еще что-то гораздо высшее, неизмеримо высшее! Потому что Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью.

Иерей Андрей Чиженко

Таинство венчания можно назвать самым трепетным и волнительным моментом в жизни молодоженов. Но одновременно с тем, невероятно ответственным шагом, который требует тщательной поэтапной подготовки.

Выбираем дату и храм

Подготовку к венчанию в православной церкви следует начать с выбора храма. За несколько недель до желаемого дня необходимо окончательно определиться с местом. В каждой церкви установлены свои правила. Поэтому такие моменты, как расстановка гостей, длительность венчания, наличие хора могут существенно различаться. Примите к сведению, что возможность фотосъёмки оговаривается также заранее, а стоимость венчания может быть разной в каждом храме.

Молодоженам рекомендуется как можно раньше назначить дату венчания. Отнеситесь к этому серьёзно, так как по церковным правилам далеко не во все даты календаря можно проводить церемонию. Ограничения распространяются на такие дни: Масленичная и Пасхальная недели, четверг, вторник и суббота, в период поста, а также отдельных церковных праздников. Список всех дат вы можете увидеть в церковном календаре или уточнить в самом храме. День венчания необходимо заранее согласовать с батюшкой.

Возьмите также на заметку, что обряд венчания необязательно проходить прямо после бракосочетания в ЗАГСе. Здесь нет временных ограничений, поэтому молодожены могут обвенчаться и спустя 5 лет после официальной женитьбы.

Определяемся со священником


Вы можете не ограничиваться выбором батюшек, предложенных храмом, в котором вы решили проводить церемонию. Молодоженам разрешается пользоваться услугами собственного священника. Главное, чтобы обряд проводил священнослужитель без монашеского обета.

Чтобы подготовка к венчанию прошла успешно, обсудите с батюшкой заранее все интересующие вопросы касательно церемонии. Возможно, вам понадобится почитать до церемонии специальные молитвы, посетить службу или причаститься.

Приобретаем необходимые вещи

Во время подготовки к венчанию молодоженам следует обзавестись набором вещей, которые понадобятся во время обряда:

  1. Венчальные свечи.
  2. Икона Спасителя
  3. Икона Божьей матери.
  4. Четыре белых, желательно хлопковых платка под свечи (можно с вышивкой).
  5. Два чистых белых полотенца, на которых по правилам должны стоять молодожены.

Вы можете приобрести каждую вещь отдельно, либо заранее купить весь комплект в церковной лавке.

Внешний вид и наряды молодоженов


В отличие от свадебного банкета, где молодожены могут выбрать стилизованные наряды и проявить свою фантазию, для церемонии венчания есть определённые правила касательно внешнего вида пары. Здесь сохранились исконно древние традиции: жених, одетый в классический тёмный костюм и будущая жена в белоснежном платье.

Будущей жене нельзя находиться в храме с открытыми плечами, декольте и неприкрытой головой. Обилие украшений также считается неуместным. Чтобы голова была покрытой, можно одеть фату либо платок. Если у вас слишком открытое платье, чтобы не переодеваться лишний раз, можете просто подготовить накидку на время церемонии. Макияж должен быть естественным и неброским. Воздержитесь от высоких каблуков. Лучше подберите удобную обувь, так как венчание может длиться несколько часов. И не забудьте по обручальные кольца, их нужно обязательно принести с собой.

  1. Чтобы пройти обряд венчания, молодожены и свидетели обязаны быть крещёными.
  2. Многие священники рекомендуют, чтобы подготовка к венчанию сопровождалась исповедью молодоженов и утренним причастием. Если вы решили придерживаться данных ритуалов, тогда воздержитесь от употребления алкогольных напитков и сигарет за день до обряда.
  3. Обручальные кольца должны быть освещены на Престоле, поэтому следует заранее передать их батюшке.
  4. Во время церемонии венцы могут либо надеваться на головы молодоженов, либо возможен вариант, когда свидетели их держат над будущими супругами. Постарайтесь узнать у батюшки заблаговременно, как данная традиция соблюдается в церкви. Если венцы необходимо будет возложить на голову, невесте следует побеспокоиться, чтобы из-за этого не испортилась причёска. Рекомендуется надеть хлопчатобумажный белый платок, чтобы венец не цеплялся за волосы и не спадал с головы.
  5. Если вы планируете устроить фотосъёмку в храме, этот момент необходимо заранее уточнить. Возможно, фотографировать разрешено не во всех местах, либо вообще запрещено. Учитывая то, что освещение в храме достаточно специфичное, фотограф должен заранее посетить выбранное место.
  6. Молодые и свидетели должны надеть нательные крестики. Рекомендуется, чтобы все приглашенные также придерживались данной традиции, но для них это не является обязательным.

Чтобы церемония прошла успешно, следует не только осуществить главные этапы подготовки к обряду, но и ознакомиться с правилами венчания, которые понадобятся молодоженам во время самого мероприятия.