А вы знали, что на своих картинах крымских татар запечатлели такие известные художники, как Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Илья Репин, Валентин Серов, Исаак Левитан? подготовил для вас подборку самых ярких картин с крымскотатарскими мотивами этих и других русских художников.
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян – 1817–1900)
Мало кто знает, что Айвазовский свободно разговаривал на крымскотатарском языке. Художник уважал крымских татар и так же с уважением относился к их культуре.
«Крымские татары на берегу моря», 1850 г. Картина хранится в частной коллекции.
«Лунная ночь в Крыму. Гурзуф», 1839. В ранний период своего творчества Айвазовский пишет романтический пейзаж «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». Спокойные зеленовато-синие тона, использованные художником для этого полотна, подчеркивают умиротворенность и поэзию южной ночи, красоту изменчивой крымской природы. Луна, ласкающая своими лучами проплывающие над Гурзуфской бухтой облака, замерла над дремлющим Аю-Дагом, скалой Дженевез-Кая с руинами древней крепости, небольшим мысом у ее основания, белыми скалами-близнецами Адаларами, скатившимися в море с Крымских гор миллионы лет назад. Лунный свет разливается по небу, превращает в золотистое зеркало поверхность воды, отражающую горы и стоящие в бухте корабли.
«Крымский вид. Аю-Даг», 1865 г.
«Морской берег. Крымское побережье у Ай-Петри», 1890 г.
Никанор Григорьевич Чернецов (1804–1879) в начале 1833 года был определен на службу к графу Михаилу Воронцову, который был в это время новороссийским и бессарабским генерал-губернатором. Художник едет в Крым, где были имения Воронцова и возвращается оттуда только в 1836 году. Свои впечатления о необычной солнечной южной природе, с ее яркими насыщенными цветами, так не похожей на холодный Петербург, Чернецов сумел передать в созданных им в это время множестве зарисовок и акварелей.
«Татарский дворик в Крыму», 1839 г.
«Вид Каралезской долины», 1839 г.
Исаак Ильич Левитан (1860–1900) весной 1886 года отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое здоровье: у него было слабое сердце. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае. Знойная крымская природа поразила Левитана. Многие считают, что именно Левитан первый открыл красоты южного Крыма.
«Сакля в Алупке», 1886 г.
«Источник», 1886 г.
«Улица в Ялте», 1886 г.
«Кипарисы у мечети», 1886 г.
Федор Александрович Васильев (1850–1873). Обострившаяся болезнь (туберкулез легких) заставила его ехать вначале в Харьковскую губернию, а затем в Крым. В конце июля 1871 года Васильев приехал в Ялту вместе с матерью и младшим братом. Он чувствовал себя чужим в этом городе и мучительно переживал одиночество, тосковал по родной северной природе. Постепенно художник полюбил Крым, особенно его горы. За картину «В Крымских горах» он получил первую премию на конкурсе Общества поощрения художников (1873). И.Н. Крамской назвал этот пейзаж «одним из наиболее поэтических пейзажей вообще…».
«В Крыму после дождя», 1871–1873 гг.
«В Крымских горах», 1873 г.
Иван Иванович Шишкин (1832–1898) несколько раз бывал в Крыму и оставил несколько местных пейзажей, а также многие незавершённые наброски карандашом.
«Сакля»
«В горах Гурзуфа»
Илья Ефимович Репин (1844–1930) приехал в Крым весной 1880 года вместе со своим младшим другом и учеником, в будущем – знаменитым живописцем, Валентином Серовым. Репину казалось, что именно в Крыму он услышит и найдет следы далеких отголосков минувших битв. Однако, вероятно потому, что он приехал туда с четко определенной целью, Крым с его шумными курортами разочаровал художника. Его не заинтересовала ни яркая крымская природа, ни великолепная архитектура городов, ни прочие достопримечательности. И живописец, написав несколько этюдов татар и цыган, направляется в Одессу, где продолжает находить и зарисовывать предметы казацкого быта.
«Крым. Проводник», 1880 г.
Валентин Александрович Серов (1865–1911) в Крым приезжал неоднократно: сначала с Ильей Репиным, когда ему было 15 лет, потом с Владимиром Дервизом, а летом 1893 года снимал дачу. Здесь, под впечатлением от местных жителей и природы, он создает «Татарскую деревню в Крыму» и «Ифигению в Тавриде», написанную по сюжету древнегреческой трагедии.
«Татарская деревня в Крыму», 1893 г.
«Татарки у реки», 1893 г.
Илья Иванович Машков (1881–1941) – знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда. Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д.
«Бахчисарай», 1920-е гг.
Нина Константиновна Жаба (1872–1942) в 1906 г. приехала в Бахчисарай всего лишь на этюды. Но в результате отдала Бахчисараю часть своей души, выйдя замуж за местного жителя и поселившись здесь на годы. После трагической смерти мужа, расстрелянного в Гражданскую войну, Нина Жаба переехала к брату в Ленинград, где и умерла во время блокады в 1942 году.
«Старик – татарин с трубкой»
«Татарская женщина с пряжей»
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и и нтересных новостей.
Крым по природе и красоте своей во
все времена притягивал к себе людей
искусства. Это были и художники и
поэты, режиссеры, актеры,
музыканты. Все ехали в Крым на
отдых и за вдохновением. Пейзажи
полуострова восхищали их всех.
Сегодняшний пост о художниках, чья
живопись так или иначе связана с
этим удивительным местом.
Искусство полуострова
формировалось под воздействием
многих культур, но в тоже время
автономно и немного замкнуто.
Скифы, тавры, киммерийцы,
генуэзцы, татары, армяне, славяне –
все населявшие Крым народы
приносили с собой лучшее и
вплетали его в общий ковер
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, а позднее и искусства
изобразительного
Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе людей искусства. Это были и художники и поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Сегодняшний пост о художниках, чья живопись так или иначе связана с этим удивительным местом.
Фридрих Гросс
. Имя,
которое незаслуженно старались забыть. Теперь же работы потомственного немецкого художника родившегося в Симферополе можно увидеть в Крымском республиканском краеведческом музее. Работ дошедших до нашего времени осталось мало.
Фридрих решил объездить весь Крым в поисках живописных и малодоступных мест. В одной из газет,
через какое-то
время писали: «Живя среди роскошной природы,
он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству. Четыре лета сряду провел он на Южном берегу Крыма… Перенося на бумагу все,
что поражало его взоры,
и собрав,
таким образом,
богатую коллекцию живописнейших видов Крыма». По слухам его поддерживал покровитель искусств того времени граф Воронцов.
«Вид в Крыму на речке Кача», 1854 г. холст, масло; 39×48; правый нижний угол «Н. Чернецовъ 1854» Работа экспонировалась на выставке «Русское и украинское искусство ХІХ — ХХ веков из частных коллекций», проходившей в Киевском музее русского искусства, и опубликована в одноименном каталоге выставки. Киев, 2003 г
Чуть ранее,
когда Крым только присоединился к России. На полуостров стали приезжать такие художники как Иванов М. М.
(1748-1823), Алексеев Ф. Я.
(1753-1824). Так же у всеми известного графа Воронцова служил художник Чернецов Н.Г.,
который нарисовал более сотни графических работ,
на которых с документальной точностью изобразил города,
поселки и другие важные архитектурные сооружения.
Так же к числу первых можно отнести украинского художника Орловского В. Д.
(1824-1914). Его работы я встречала в залах Воронцовского дворца), Мещерского А. И.
(1834-1902), Крачковского И. Е.
(1854-1914) и Боткина М. П.
(1839-1914) .
Итальянец Карло Боссоли
(1815-1884). Его акварели и гуаши позволяют увидеть Крым глазами современников художника,
представить себя на месте первооткрывателя старой Тавриды.
Путешественник по духу и художник по профессии,
Карло еще при жизни получает громкую славу не без помощи графа Воронцова.
Художник проживал в Одессе и Крыму,
а всего в России он провел 23 года,
но поддавшись на уговоры пристарелой матери уезжает на родину.
Наверное самым известным художником Крыма является Айвазовский Иван Константинович
(1817-1900). Художник любил свою родную землю. Он объездил его весь. Написал множество картин. Больше всего любил море,
именно его он изображал чаще всего.
В своих многочисленных произведениях он воспевал как красоту Крыма,
так и его героическую историю. Батальные картины художника,
такие как «Чесменский бой», «Синопский бой», «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» и другие теперь известны по всему миру. Художник также побывал в осажденном Севастополе(1854-1855) послечего написал картины «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя», «Адмирал Нахимов на бастионе Малахова кургана,
где был поражен неприятельской пулей», «Место,
где был смертельно ранен адмирал Корнилов».
Ныне картины художника можно увидеть в Феодосии в картинной галерее им. Айвазовского.
У известного русского художника-пейзажиста Куинджи Архипа Ивановича (1842-1910) была дача в Крыму под Кикенеизом(сейчас поселок Оползневое). Он часто приезжал на свою дачу, где создавал свои работы. Он старался передать в них настроение моря, считая, что это самая трудная задача для живописца. У Архипа Ивановича был не менее талантливый ученик — Константин Богаевский.
Уроженец Феодосии(1872-1943). Его первые начинания в живописи одобрял сам Айвазовский и в последствии направил его на обучение к художнику Фесслеру А. И.
.
Для меня Богаевский — это великий мастер,
который превзошел многих художников в мастерстве изображения пейзажей горного Крыма. Он обожал пейзажи. Извилистые речки,
горы,
водопады,
все это он передавал в своих картинах. В некоторых своих произведениях он обращается к прошлому крыма,
пишет развалины древних городов,
памятники. На картине «Тавроски-фия» наиболее полно и интересно передано представление художника об историческом крымском пейзаже. в 1933 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Волошин Максимильан Александрович
(1877-1932) долгое время превращал пейзажи Коктебеля в произведения искусства. Художник пишет одно и тоже место в Крыму,
каждый раз находя что-то
новое. Это редкое явление в русском искусстве.
Создавая свои прекрасные,
пронизанные теплом акварели Максимилиан часто подписывает их стихотворными строчками,
углубляя понимание пейзажа. Картины Волошина можно увидеть в Феодосийском музее им. Айвазовского,
где так же представлены работы художников Фесслера А. И. Латри
М.П., Лагорио Л.ф., Магде-сиана
Э.Я., Крайнева В. В.
, Барсамова Н. С. и других
.
На полуострове также некоторое время жил Васильев Федор Александрович (1850-1873) в городе Ялта. Он не сразу привык к ярким краскам Крыма, у него это происходило постепенно. Последним пейзажем Васильева была картина «В крымских горах».
Всего два раза в Крым приезжал Левитан Исаак Ильич (1860-1900). В эти поездки он создал серию этюдов, которые передают настроение и своеобразие крымского пейзажа.
Коровина Константина Алексеевича
(1861-1939) Крым ослепил яркостью своих цветов и праздничных красок. Художник пишет пейзажи Севастополя,
Гурзуфа,
Ялты и др.
В 1910 году в Гурзуфе он построил дачу-мастерскую
, а в 1947 году она стала Домом творчества им. Коровина,
куда ездили отдыхать и работать союзные художники.
Тема крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна Александра Васильевича (1880-1960). Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая, горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».
Рубо Франц Алексеевич
(1856-1928) создал огромное полотно(115×4 м) панорамы,
посвященной первой обороне Севастополя. Это полотно показывает одной из событий 349 обороны,
отражение штурма 6 июня 1855 года. Художник написал множество этюдов,
а само полотно писал в Мюнхене.
Во время ВОВ часть полотна была уничтожена и ее восстанавливали 17 советских художников под руководством Яковлева В. Н.
, а в последствии Соколовым-Скалк
П.П.
В 1959 году в Севастополе состоялось открытие Диарамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». Полотно было нарисовано художниками-баталистами Марченко Г. И., Мальцев П. Т. , Присекин Н. С. . Некоторые участники штурма были нарисованы с соблюдением портретного сходства.
Выдающийся мастер батальной живописи Самокиш Николай Семенович
(1860-1944) был учеником Франца Рубо. Проживал сначала в Евпатории,
а затем и в Симферополе.
«Переход Красной Армии через Сиваш»(1935 г.) — это лучшее произведение художника воссоздает революционный порыв солдат нашей армии,
их массовый героизм.
В Симферополе Самокиш создал студию и руководил ее работой. Его именем названо Симферопольское художественное училище.
Перед началом войны в Севастополе Александрович Дейнека (1899—1969) создал многочисленные зарисовкаи, аквареляи, и свою известную картину «Будущие летчики».
Работы всех этих мастеров оставили нам частичку прошлого, чтобы мы знали каким был Крым до нас…
Крымские художники