Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Театр Шекспира "Глобус". Один из старейших театров Лондона: история

Театр Шекспира "Глобус". Один из старейших театров Лондона: история

Первый театр «Глобус» (The Globe Theatre) построен в 1599 году. Это было круглое здание без крыши, предназначенное для летних представлений. Своим оригинальным названием он обязан скульптуре стоящего на входе Атланта, держащего на плечах шар (лат.globus, «шар»). На обвивающей его ленте читались слова: «Весь мир – театр».

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

При строительстве Первого «Глобуса» использовали деревянные конструкции старого театра, принадлежащего актерской династией Бербеджей с 1576. Он располагался в городской черте Лондона в районе Шордич и прекратил свое существование в 1597 году из-за непомерно высокой арендной платы за землю, на которой стоял. Тогда его разобрали по бревнам и перенесли на южный берег Темзы. Это место находилось в пригороде, и аренда здесь была намного ниже. В 1599 году театр был собран и начал свою работу.

Первый «Глобус» принадлежал шести собственникам, составлявшим костяк труппы. Их доли были различны, основные средства вложили два актера – братья Бербеджи. Уильям Шекспир, автор пьес, имел вначале 12,5%, а затем его доля уменьшилась до 8%. Прибыль от спектаклей распределялась пропорционально вложенным средствам. В труппе были и наемные актеры, которые работали только за жалование.

Театр просуществовал недолго: всего 14 лет. В июне 1613 года во время премьеры спектакля по пьесе Шекспира «Генрих VIII» случился пожар. Из-за неудачного сценического выстрела, в результате которого искра попала на соломенную крышу, здание вспыхнуло и за два часа сгорело. К счастью при этом никто не пострадал.

Второй «Глобус». Раскопки

На следующий год сгоревшее здание восстановили, но из предосторожности его построили из камня, а крышу покрыли черепицей. К этому времени Шекспир уже покинул труппу, но театр был неразрывно связан с его именем, пьесы великого драматурга по-прежнему успешно ставились на сцене. Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения. Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус».

Через 2 года здание сравняли с землей, на его месте построили дешевые ночлежные дома. Со временем исчезли и они, а место, где когда-то стоял любимый зрителями храм Мельпомены, казалось, утеряно навсегда. Однако в 1989 обнаружили остатки фундамента старой постройки. Сравнив его конфигурацию с описаниями, сохранившимися в архивах, пришли к заключению, что это славный театр «Глобус». Оказалось, что здание, которое принято было считать круглым, на самом деле – многоугольник, имеющий 20 граней. Более подробное исследование не проводидили, поскольку фундамент находится на территории памятника истории Anchor Terraceи и раскопки запрещены. Ограничились тем, что обозначили контуры фундамента.

Central Park Hotel

Расположен менее чем в 100 метрах от Гайд-Парка

16 411 отзывов

Забронировано сегодня 227 раз

Забронировать

Hotel Edward Paddington

В нескольких минутах от вокзала Паддингтон и Гайд-парка

4 056 отзывов

Забронировано сегодня 60 раз

Забронировать

DoubleTree by Hilton London – Docklands Riverside

Находится на набережной Темзы

5 177 отзывов

Забронировано сегодня 85 раз

Забронировать

Park Plaza County Hall London

В нескольких минутах от берега Темзы и London Eye

7 305 отзывов

Забронировано сегодня 66 раз

Забронировать

Каким было здание театра при Шекспире

Достоверных сведений о внешнем виде и интерьере «Глобуса» нет. По имеющимся документам, описаниям, фрагментам чертежей аналогичного театра «Лебедь», остаткам фундамента, картинам городских пейзажей Лондона того времени удалось восстановить лишь приблизительный облик. Внешне здание представляло собой двадцатигранник. Зрительный зал имел форму овальной площадки размерами 29,6 * 31,1 м, окруженной деревянными стенами. Соломенная крыша закрывала верхние зрительные места и сцену.

Центральная часть здания находилась под открытым небом, поэтому спектакли шли только в теплое время года – с мая по сентябрь в светлое время суток. Антрактов не было, декорации почти не использовались, их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Сад» и др. После громкого сигнала трубы зрители занимали свои места, с них собирали плату и спектакль начинался. Актерами были исключительно мужчины, которые исполняли и женские роли.

Зрительские места

Театр вмещал по разным данным от 1200 до 3000 зрителей, был доступен всем сословиям. Сидячие зрительские места – деревянные скамейки располагались по периметру стены в три яруса и с трех сторон окружали сцену. Нижний ярус находился на уровне сцены, там сидела аристократия, второй и третий предназначался для состоятельных горожан. Для особо почетных зрителей было несколько мест на сцене сбоку.

Цены на места варьировались в зависимости от престижности, самые дорогие были на сцене. Беднота, покупавшая дешевые билеты по одному пени, смотрела спектакли, стоя вокруг сцены, из так называемой «ямы». Таких мест было около 700. Атмосфера в зрительном зале царила непринужденная. Во время спектаклей зрители активно участвовали в действии, громко одобряя или порицая игру актеров, обменивались репликами, ели орехи и апельсины, бросая отходы под ноги. Не возбранялось на месте справлять естественную нужду.

Кулисы и места для музыкантов

Сцена шириной 13 м и глубиной 8 м, вдавалась в зрительный зал прямоугольником и не имела занавеса. Она была приподнята над полом примерно на 1,2 – 1,5 м. Место вокруг сцены называлось «яма». Между сценой и полом было свободное пространство, закрытое шторами. Там хранили инвентарь, который подавали в люк, находящийся на сцене. Через люк по ходу действия проваливались в «преисподнюю» грешники, из него выходили жители подземного царства, призраки, черти, ведьмы.

В задней части сцены было три двери, за которыми актеры переодевались и выходили к зрителям. Над сценой, в глубине, имелась площадка, используемая в спектаклях как стена замка или балкон. На ней появлялись персонажи: Джульетта, тень отца Гамлета, глашатаи и проч. Кроме того на верхней площадке иногда размещались музыканты, исполняющие живую музыку. Определенного места для музыкантов не было, поэтому они появлялись и на сцене, создавая неповторимое настроение веселой игрой на простых музыкальных инструментах: лютне, барабане, флейте.

Выше балкона располагалась небольшое помещение. Оно напоминало хижину с двумя окнами, из которых появлялись артисты в ходе разыгрываемых сцен и произносили монологи. На крыше хижины укрепляли флаг, по цвету которого жители округи определяли, какой спектакль идет: трагедии соответствовал черный цвет, комедии – белый, исторической драме – красный. Сцену покрывала соломенная крыша – «небеса», которая держалась на двух мощных колоннах, была разрисована с внутренней стороны знаками зодиака. В ней был люк, из которого спускались на канатах представители потустороннего мира: ангелы, боги, духи.

Театр сегодня

«Глобус» был забыт более чем на 300 лет. Началось его восстановление с идеи, принадлежащей американцу Сэму Уонамейкеру – известному актеру и режиссеру. Англичане скептически отнеслись к его предложению, и финансировать проект отказались. В 1970 году Уонамейкер создает фонд для финансирования строительства, по крупицам собирает материалы о конструкции здания, привлекает архитекторов и строителей. Возведение здания начали на расстоянии 200 м от исторического места расположения первого театра. В 1993 году, когда каркас был построен, Уонамейкер умер. Его последователи завершили проект в 1997 г. Открывала новый «Глобус» сама королева Елизавета II.

Его вид максимально приближен к первоначальному образцу. Это летний театр без крыши, построенный из массивных дубовых бревен, покрытие над сценой и верхним ярусом сделано из соломы, что за 300 лет является первым случаем в Лондоне. В целях безопасности все строительные материалы пропитаны противопожарными составами. Как и во времена Шекспира в театре выступающая в зрительный зал сцена, сидячие места расположены на трех ярусах, а стоячие (500 мест) – вокруг сцены.

Современный «Глобус» рассчитан на 1600 человек и является одним из самых посещаемых мест в Лондоне. Стоячие места самые дешевые, они популярны у студентов и молодежи. Всего спектакли посещает за сезон более 250 тыс. человек. Сезон длится с конца апреля до середины сентября. Вне сезона посетителей привлекает музей при театре, в котором собраны костюмы и предметы утвари времен Шекспира, эскизы, макеты, декорации. В музее собраны интересные факты о жизни и работе драматурга, его труды и личные вещи.

Спектакли

Постоянной труппы в театре нет, каждый год формируется новый состав. Репертуар «Глобуса» состоит в основном из шекспировских пьес: «Укрощение строптивой», «Как вам это нравится», «Венецианский купец», «Генрих IV», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет». Ставятся пьесы других известных авторов и молодых английских драматургов, проходят гастроли драматических коллективов разных стран. Представления проходят днем, поскольку искусственное освещение не используется, так же как и любые усилители голоса. Отличаются спектакли от средневековых тем, что роли исполняют не только мужчины, но и женщины.

Копии театра в других странах

«Глобус» завоевал любовь во всем мире. Его большая популярность у поклонников сценического искусства объясняется тем, что он передает атмосферу театральных представлений эпохи Шекспира и позволяет зрителям перенестись в то давнее время. Во многих городах мира созданы копии лондонского театра «Глобус». Их нельзя назвать точными, это скорее интерпретации лондонского театра, каждый из которых имеет свои особенности. Всего их построено 12: 6 – в городах США, 3 – в Германии, 1 – в Италии, 2 – в России. Российские театры в Москве и Новосибирске из-за особенностей климата имеют крышу и не являются летними.

Где находится и как добраться

Здание «Глобуса» расположено в сердце культурного лондонского квартала Бэнксайд на южной стороне реки напротив лондонского Сити. Его адрес: SE1 9DT, London, Bankside New Globe Walk, 21. Ориентиром может служить мост Миллениум, который находится в 50 м. В 10–15 минутах ходьбы – станции метро: Блэкфрайарс, Лондонский Мост, Саутворк и Святого Павла.

Можно добраться и на автобусах:

  • 45, 63, 100 до Блэкфрайарс
  • 15, 17 до Кэннон-Стрит
  • 381, РВ1 до Саутворк-Стрит

Работает ежедневно с 9:00 до 17:00.

«Весь мир театр». Знаменитая строчка из стихотворения Уильяма Шекспира как нельзя лучше подошла в свое время для фразы, выбитой на стенах театра, который символизировал земной шар и назывался «Глобус». Это был один из первых общественных театров Лондона. И это в нем гремели премьеры знаменитых шекспировских пьес, сегодня составляющих целый пласт драматического искусства и относящихся к золотому фонду человеческой культуры.

В шестнадцатом веке в Лондоне впервые был построен театр, предназначенный для широкой публики. Назывался он просто «Театр». Его основателями были актеры из труппы Бербеджей, и именно в нем впервые были поставлен «Ричард III». Уильям Шекспир был тогда драматургом и одним из актеров труппы «Слуги Лорда-камергера».
В 1598 году владелец земли повысил арендную плату, видимо, желая урвать свою долю прибылей первого общественного театра, но просчитался. И этот его просчет стал толчком к строительству нового театра, позже известного как «Глобус».

Актеры сами перетащили весь остов старого театра, разобрав его на балки, ближе к Темзе, где и возвели новый. Владельцами «Глобуса» стало акционерное общество, в которое вошли члены труппы «Слуги Лорда-камергера», включая и Уильяма Шекспира.

«Глобус» представлял собой круглое здание без крыши. Вернее, круглым его сделала молва – много позже его изображали именно таким на картинах, скорее всего, из-за названия. И также из-за того, что на входе зрителей встречала статуя Атланта, а на ленте, опоясывающей здание, была выгравирована фраза на латыни «Весь мир театр» (более точный перевод «весь мир лицедействует»). На самом деле театр имел 18 или 20 граней. Высота здания составляла приблизительно 30 метров, а внутри амфитеатром располагались три яруса зрительских мест, самыми дорогими, конечно, были нижние места. Для особо высокопоставленных гостей были приготовлены табуреты по краям сцены - там, где в современных располагаются вип-ложи. И билеты по одному пенни продавались на своего рода площадку, распложенную ближе всего к сцене, но ниже ее на полтора метра - здесь самые бедные зрители были вынуждены смотреть представления стоя и грызя лесные орехи. Именно в эту толпу обычно затесывались купленные зрители - они или громко хлопали представлению, возбуждая интерес к пьесе, или, наоборот, освистывали актеров. Всего «Глобус» вмещал до трех тысяч зрителей.

Сцена примыкала к одной из сторон здания. В зал выдавалась авансцена, на которой происходило основное действие. Глубже пряталась арьерсцена, над которой возвышалась галерея, третьим уровнем шел небольшой домик. Актеры переодевались за арьерсценой, отгороженные от зала кулисами. Занавеса не было, но был потолок над подмостками, державшийся на колоннах и покрытый сверху соломой. В спектаклях использовались все четыре сценические площадки. Например, сцена на балконе из «Ромео и Джульетты» была поставлена таким образом, что Ромео находился на арьерсцене, а Джульетта - в галерее.

Спектакли в ту пору отличались простотой. Играли их при дневном свете – так было дешевле, чем освещать закрытое здание. К тому же открытое пространство не давало зрителям задохнуться - пьесы шли по нескольку часов, а туалеты отсутствовали. Так что физиологическую нужду зрители справляли прямо в зале, за земляной пол. Антрактов не было, как и занавесов – в конце действия актеры уходили со сцены, унося с собой «убитых» собратьев и декорации. Впрочем, декорации тогда тоже не приветствовались, как и сценический реквизит. Всех героев играли мужчины – женщинам играть в театрах запрещалось. Обычно в каждой труппе были женоподобные юноши с голосом, который еще не начал ломаться - вот они и играли нежных героинь, которых в пьесах Шекспира достаточно.

В 1613 году в театре ставили «Генриха VIII». В спектакле есть момент, когда при появлении короля стреляет пушка. Маленькое ядро застряло в деревянной стене и подожгло ее. Пламя мгновенно охватило весь театр. К счастью, зрителям и актерам удалось выбежать, никто не пострадал. Кроме одного мужчины, у которого загорелись штаны, он потушил их пивом, бутылку с которым держал в руке. Но театр сгорел дотла.

Вместе с ним ушла целая эпоха - Шекспир к тому моменту перестал писать свои пьесы и удалился на покой в Стаффорд, к жене. Через год здание «Глобуса» было отстроено заново актерами Бербеджами, через тридцать лет оно закрылось по пуританским причинам. Место, где находился самый популярный лондонский театр, было утеряно. Впрочем, в 1989 году его случайно нашли под автостоянкой - форма автостоянки повторяла контуры «Глобуса». К этому моменту уже полным ходом шла работа по восстановлению театра по эскизам елизаветинских времен. Новое здание театра, получившего название «Шекспировский театр «Глобус», отстоит от настоящего всего на три сотни метров. Оно полностью воссоздает «Глобус» времен великого драматурга и является первым зданием с соломенной крышей за три с лишним века (в 1666 солома была под запретом как горючий материал). Правда, в целях безопасности на крыше установлены разбрызгиватели. Спектакли в «Глобусе» идут в теплое время года (из-за открытой площадки) при искусственном освещении.

Один из старейших театров Англии, "Глобус" - публичный театр Лондона. Он действовал с 1599 по 1644 год. В "Глобусе" до 1642 года играла труппа "Слуги лорда Камергера", возглавлявшаяся главным актером этого театра трагиком Р. Бербеджем. С именем этой труппы связано творчество Шекспира - его драматическая и актерская деятельность. Именно постановка произведений Шекспира и других драматургов эпохи Возрождения делали этот театр одним из важнейших центров культурной жизни страны.

Именно в это время (с XVI века) сценическое искусство из любительского превращается в профессиональное. Возникают труппы актеров, ведущих сначала бродячее существование. Они переезжают из города в город, давая представления на ярмарках и в гостиничных дворах. Стало развиваться меценатство. Представители богатых аристократических родов принимали актеров в состав своей челяди - это давало им официальное общественное положение, хотя и чрезвычайно низкое. Актеры считались слугами какого-либо вельможи. Это положение актеров и зафиксировалось в названии трупп - "Слуги лорда Камергера", "Слуги лорда Адмирала", "Слуги лорда Хендсона". Когда на престол вступил Иаков I, право покровительствовать труппам было предоставлено только членам королевской семьи. Соответственно труппы были переименованы в "Слуг его величества Короля" или "Слуг его высочества Наследного принца" и т.д.

Театр в Англии с самого начала формируется как частное предприятие - им занимаются предприниматели. Они строили театральные здания, которые сдавали внаём актерским труппам. За это владелец получал крупную долю сборов со спектаклей. Но существовали и актерские товарищества на паях. На таких началах строилась жизнь труппы, в которой состоял Шекспир. Не все актеры труппы состояли пайщиками - актеры победнее были на жалованье и в дележе доходов не участвовали. Таково было положение актеров на второстепенных ролях и подростков, игравших женские роли.

Каждая труппа имела своих драматургов, писавших для нее пьесы. Связь авторов с театром была весьма тесной. Именно автор разъяснял актерам как следует ставить пьесу. Материальное положение драматургов, работавших на предпринимателей и живших только на литературный заработок, было достаточно трудным. Актер-пайщик и драматург Шекспир смог добиться более благоприятных условий для своего творчества. Кроме того, у него были покровители. Значительные суммы он получил от графа Саутгемптона. Но в целом труд драматурга ценился низко и оплачивался плохо.

Местом для театральных представлений служили и банкетные залы во дворцах короля и знати, дворы гостиниц, а также площадки для травли медведей и петушиных боев. Специальные театральные помещения появились в последней четверти XVI столетия. Начало строительству постоянных театров положил Джемс Бербедж, соорудивший в 1576 году помещение для театральных представлений, которое он назвал "Театр". В Лондоне с конца XVI века было три вида театров - придворный, частный и публичный. Они различались по составу зрителей, по устройству, репертуару и стилю игры.

Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, то есть за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета, что объяснялось пуританским духом буржуазии, враждебно относящейся к театру вообще. Городские театры были двух типов. Эти театры не имели крыши. В большинстве случаев они были круглой формы. Театр "Глобус" был восьмигранным. Его зрительный зал представлял собой овальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой шли ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных граждан. Зрители стояли вокруг трех сторон площадки. Некоторые привилегированные зрители сидели на самой сцене. Театр вмещал до 2000 человек. Плата со всех взималась при входе. Желавшие занять места на галерее платили за это дополнительно, так же как и зрители, сидевшие на сцене. Последние должны были платить больше всех. Спектакли шли при дневном свете, без антрактов и почти без декораций. Сцена не имела занавеса. Ее отличительной особенностью являлся сильно выступавший вперед просцениум и балкон в глубине - так называемая верхняя сцена, где также разыгрывалось действие спектакля. Сценическая площадка вдавалась в зрительный зал - публика окружала ее с трех сторон. Позади сцены находились артистические уборные, склады реквизита и костюмов. Сцена представляла собой помост высотой около одного метра над полом зрительного зала. Из артистического помещения был вход под сцену, где имелся люк, через который появлялись "привидения" (например, тень отца Гамлета) и куда проваливались грешники, предназначавшиеся для ада (как Фауст в трагедии Марло). Просцениум был пустым. По мере необходимости сюда выносили столы, стулья и прочее, но по большей части сцена английского театра была свободна от реквизита. Сцена делилась на три части: переднюю, заднюю и верхнюю. На задней было три двери, куда входили и выходили актеры. Над задней сценой находился балкон - в хрониках Шекспира на балконе появлялись персонажи и предполагалось, что они находятся на стене замка. Верхняя же сцена была трибуной или изображала спальню Джульетты. Выше верхней сцены помещалось строение, которое называлось "хижиной". Оно и по форме напоминало домик. Здесь было одно или два окна, которые служили для тех сцен, где по ходу действия персонажи разговаривали из окна, как Джульетта во втором акте трагедии. Когда в театре начиналось представление, на крыше хижины вывешивался флаг - он был далеко виден и служил опознавательным знаком того, что в театре дается спектакль. В ХХ веке не раз режиссеры будут возвращаться к принципам бедного и аскетичного театра времен Шекспира, вплоть до эксперимента по размещению зрителей на сцене.

Писаных декораций в театре "Глобус" было очень мало. Театр помогал зрителю понимать происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями - с названием пьесы, с обозначением места действия. Многое в этом театре было условным - одно и то же место изображало то одну часть поля, то другую, то площадь перед зданием, то помещение внутри его. По преимуществу из речей героев зрители судили о перемене места действия. Внешняя бедность театра требовала от публики активного восприятия спектакля - драматурги, в том числе и Шекспир, рассчитывали на воображение зрителей. Например, пьеса Шекспира "Генрих V" заключала в себе изображение дворцов английского и французского королей, сражения и битвы двух больших армий. Показать этого на сцене не могли, потому Шекспир прямо обращался к публике:

Простите, господа, коль слабый ум
Решился на таких подмостках жалких
Изобразить высокий столь предмет!
Как здесь, где петухам лишь впору биться,
Вместить равнины Франции? Иль скучить
Здесь в деревянном "О" одни хоть шлемы,
Наведшие грозу под Азинкуром?
Простите же! Но если рядом цифр
На крохотном пространстве миллионы
Изобразить возможно, то позвольте
И нам, нулям ничтожным в общей сумме,
Воображенья силу в вас умножить!
Себе представьте вы, что в этих стенах
Заключены два мощных государства...
Пополните все недочеты наши
Фантазией своей...

Театр воспитывал воображение публики, доверял ей, и она не требовала полной материализации всего, что слышала из уст актеров. Можно утверждать и то, что актерское искусство эпохи стояло на большой высоте. Вся блистательная драматургия Шекспира осталась бы неоцененной, если бы актеры не сумели донести ее до зрителей. Можно вспомнить слова Гамлета (его наставление актерам), когда он требует произносить монолог "легким языком", а не горланить, он требует "не пилить руками воздух": "Мне возмущает душу, когда я слышу, как здоровенный, лохматый детина рвет страсть в клочки, прямо-таки в лохмотья, и раздирает уши партеру..." Шекспировские пьесы требовали от актера естественности, когда всякая страсть должна знать свою меру и сообразовывать всякое действие с речью.

В 1613 году деревянное здание сгорело, и театр "Глобус" вновь был отстроен из камня. В 1644 году здание "Глобуса" было снесено по приказу пуританского парламента.

И только в 1971 году американский кинорежжисер и актер Сэм Уанамейкер (Sam Wanamaker), попытался найти фундамент шекспировского театра и стал строить здание заново.

Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного "Глобуса".

В 1997 году новый "Глобус" был построен. Современное здание, вмещающее 1400 зрителей, - искусная реконструкция круглого деревянного театра елизаветинской эпохи.

Сегодня под лондонским небом с круглого деревянного помоста звучат слова трагедий и комедий Шекспира.

Поскольку здание театра без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре "Глобус" проводят ежедневно.

Рядом с восстановленным "Глобусом" открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

Самый первый Глобус начал работать в 1599 году, а построен он был на южной стороне Темзы, подальше от муниципальных властей, которые не очень-то жаловали такие заведения, как театр. Ныне театр Глобус расположен по адресу New Globe Walk, 21. Чтобы доехать сюда желательно воспользоваться ближайшими метро Blackfriars и Southwark. Вход в театр платный, стоимость стоячих мест – 5 фунтов.

История театра и его актеров

Театр Глобус по праву считается самым первым театром Лондона. До него на этом месте стоял еще один театр, который так и назывался Театр, но он был разрушен, а там же и из его же материалов был построен Глобус.

Первым руководителем театра был Ричард Бербедж. Он родился в актерской семье, его отец владел первым общественным театром Лондона. Ричард, по отзывам зрителей и критиков, был прекрасным актером, умеющим перевоплощаться в своих героев правдиво и эмоционально. Слава пришла к Бербеджу, когда он начал играть пьесы Шекспира в труппе лорда-камергера. Знакомство Ричарда Бербеджа и Шекспира дало начало идеи организовать собственный театр. Официальным владельцем Глобуса был Ричард, вместе с братом они владели его половиной. Шекспиру принадлежало 12%, остальная часть была распределена между другими 3 актерами.

Первоначально Глобус представлял собой круглую площадку, обнесенную невысокой стеной с балконами для зрителей. Именно на этой площадке происходили действия представлений. Декораций здесь также не было, вместо них ставились специальные таблички, которые указывали время и место данной сцены.

В 1613 году во время представления «Генрих VIII» театр сгорел дотла. Отстроен он был через год, но просуществовал недолго, так как пуританские настроения в стране не жаловали такие заведения. Глобус снесли и построили на его месте жилой дом.

Новая история современного Глобуса

Новый Глобус был заново отстроен по найденным чертежам, эскизам и рисункам, но в 200 метрах от первой постройки. Происходило это по инициативе известного режиссера из США Сэма Уэнамэйкера. Он более трех лет собирал средства для возобновления этой мировой культурной ценности. В группу по работе с эскизами и планировкой вошли известные архитектор и проектировщик Тео Кросби и Бьюро Хаппольд. По большинству вопросов их консультировал искуствовед Эндрю Герр.

Новый театр был открыт в 1997 году. Понятно, что без новшеств при строительстве не обошлось, но строители и архитекторы пытались максимально сделать театр оригинальным. Здесь, как и ранее, находятся 3 яруса навесных балконов, а все места у сцены – только стоячие. В современном театре есть закулисье, декорации, системы тушения пожара, освещение. Интересно, что крыша в театре соломенная, такая, какая была изначально у первого Глобуса. Именно из-за нее и произошел пожар.

Театр рассчитан на 1300 зрителей, причем 700 мест стоячих, хотя реально в театре могут поместиться около 3000 посетителей. Так как крыша закрывает только сцену, представления могут происходить только в теплый сезон. Зимой помещение используется для обучения актерскому мастерству студентов вузов, колледжей и т.д.

Репертуар Театра Глобус

Мировую известность Глобуса подтверждают его копии по всему миру. Подобные театры есть США, Германии и Италии.

Основной репертуар театра – пьесы Шекспира, поэтому и называют Глобус театром Шекспира. Кстати, рядом с Глобусом есть небольшой музей, в котором собраны сведения о жизни и работе писателя, его труды и личные предметы. Вместе с актерами театра можно переживать пьесы «Укрощение строптивой», «Генрих IV», «Гамлет», «Король Лир» и другие. Последние годы жизни У.Шекспир не участвовал в жизни театра, а после смерти его друзья по актерскому мастерству издали первый сборник произведений великого писателя, который включал 36 произведений. Нужно сказать, что лучшие драматические пьесы Шекспира дописывались и совершенствовались прямо в стенах Глобуса, во время репетиций.

Чтобы попасть на представление, нужно заранее забронировать билеты на сайте, либо приобрести накануне. Театр работает с мая по октябрь, но туристы могут осматривать его круглый год. Время проведения представлений в театре часто меняется, поэтому его нужно уточнять. Глобус – это и музей, и театр, и сердце культурной жизни столицы Великобритании.

Первый «Глобус» времён Шекспира

«Глобус» был собственностью многих актёров, которые (за исключением одного) были также акционерами Lord Chamberlain’s Men. Двое из шести акционеров «Глобуса», Ричард Бёрбедж и его брат Кутберт Бёрбедж, были собственниками двойного количества долей акций по 25 % каждый. Другие четыре актёра, Шекспир, Джон Хэмингс, Августин Филипс и Томас Поуп, обладали одинарными долями по 12,5 %. (Первоначально Уильям Кемп намеревался быть седьмым партнёром, но он продал свою долю четырём миноритарным акционерам, оставив им больше, чем первоначально запланированные 10 %). Эти начальные пропорции изменились со временем, когда присоединились новые акционеры. Доля Шекспира в течение его профессиональной деятельности уменьшилась с 1/8 до 1/14, или приблизительно до 7 %.

«Глобус» был построен в 1599 году с использованием деревянных конструкций более раннего театра (первого общедоступного лондонского театра), называвшегося просто «Театр», который был построен отцом Ричарда Бёрбеджа, Джеймсом Бёрбеджем, в Шордиче в 1576 году. Бёрбеджи первоначально арендовали место, на котором был построен «Театр», на 21 год. В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату. Бёрбеджи демонтировали «Театр» балка за балкой и перевезли его к Темзе , и там он был собран вновь уже как «Глобус».

В июле 1613 года театр «Глобус» сгорел во время спектакля «Генрих VIII».

Театральная пушка, которая должна была выстрелить во время представления, дала осечку, воспламенила деревянные балки и крышу из соломы . Согласно одному из уцелевших описаний этого события, никто не пострадал, за исключением одного зрителя, который потушил загоревшиеся на нём короткие брюки (кюлоты) бутылкой эля .

Второй «Глобус». Раскопки

Как и все другие театры в Лондоне, «Глобус», восстановленный после пожара в 1614 году, был закрыт в 1642 г. пуританами . Через два года он был снесён, чтобы подготовить место для строительства доходных домов. Его точное местоположение оставалось неизвестным до тех пор, пока в 1989 году остатки его основания не были обнаружены под автостоянкой «Anchor Terrace» на Парк-Стрит (контур фундамента повторён на поверхности автостоянки). Под Anchor Terrace могут быть и другие остатки театра, но терраса XVIII века внесена в список исторических ценностей и, следовательно, не может быть исследована археологами.

Планировка «Глобуса»

Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29,6-31,1 м), который мог вместить до 3000 зрителей. На эскизе, сделанном Уэнсесласом Холларом, «Глобус» показан в виде круглого здания. Позднее в таком же виде уже не существовавший театр был включён в его гравированный т. н. «Длинный пейзаж» Лондона (1647). Однако в 1997-1998 гг. обнаружение небольшой части фундамента «Глобуса» показало, что это был многоугольник с 20-ю (или возможно 18-ю) сторонами.

По внутренней стороне стены театра шли ложи для аристократии. Над ними помещены были галереи для зажиточных горожан. Всего было три уровня сидячих мест. Отдельные привилегированные зрители находились прямо на сцене.

У основания сцены была площадка, называемая «партер » (или, задний двор в старых постоялых дворах, «двор»), где за 1 пенни люди («граундлинги» - невзыскательные зрители) должны были стоять для того, чтобы увидеть представление. Граундлинги во время представления ели лесные орехи - во время раскопок «Глобуса» было найдено много ореховой шелухи, сохранившейся в грязи - или апельсины.

Прямоугольник сцены, также известный как «авансцена », выдвинут в середину открытого двора. Сцена имела размеры приблизительно 43 фута в ширину (13,1 м), 27 футов в глубину и была поднята почти на 5 футов (1,52 м) от земли. На этой сцене был люк, который использовали исполнители для того, чтобы выходить из подвального помещения под сценой. Могли быть и другие люки вокруг сцены. Сцена театра не имела занавеса.

Огромные колонны по сторонам сцены поддерживали крышу над тыльной частью сцены. Потолок под этой крышей назывался «небесами» и мог быть разрисован небом с облаками. Люк в «небесах» давал возможность исполнителям «спускаться с неба» (deus ex machina), используя некоторое приспособление из верёвок и канатов.

Задняя стена сцены имела две или три двери на основном уровне с занавешенной внутренней сценой и балконом над ней. Эти двери вели за кулисы, где актёры одевались и ожидали свой выход. Балкон вмещал музыкантов, а также мог быть использован для сцен, требующих использования верхнего пространства, такой, например, как сцена на балконе из «Ромео и Джульетты ».

Спектакли в театре шли при свете дня, без антрактов и с минимумом декораций (см. театральная техника в эпоху Шекспира).

Современный «Глобус»

Галереи «Глобуса» и зрители на стоячих местах

По настойчивой просьбе американского актёра и режиссёра Сэма Уэнамэйкера новый театр «Глобус» был построен по плану елизаветинского времени. В состав команды проекта по воссозданию театра входили Тео Кросби из Pentagram, как архитектор, Бьюр Хаппольд, как строительный инженер и инженер сервисных служб, и фирма Boyden & Co, как инспектор по строительству. Консультантом проекта был шекспировед профессор Эндрю Герр . Строительство взяла на себя фирма McCurdy & Co. Открытие состоялось в 1997 году под названием «Шекспировский театр „Глобус“». Сейчас показ спектаклей идёт каждое лето (с мая по октябрь). Первым художественным руководителем современного театра «Глобус» в 1995 году был назначен Марк Райленс. В 2006 году Доминик Дромгул сменил его на этом посту.

Новый театр на Бэнксайд находится почти в 225 ярдах (205 м) от первоначального местонахождения, считая от центра старого театра до центра нового.

Это было первое здание с соломенной крышей, разрешённое для строительства в Лондоне со времени Великого пожара в 1666 году .

Как и первый «Глобус», сегодняшний театр имеет выступающую сцену, которая выдаётся в огромный круглый двор, окружённый сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах. Семьсот билетов на стоячие места (стоять обязательно, сидеть не позволяется) во дворе доступны на каждом представлении по 5 фунтов каждый. Единственная закрытая крышей часть амфитеатра - это сцена и (более дорогие) сидячие места. Зимой, когда театральный сезон закрыт, театр используется для образовательных целей. Экскурсии проводятся круглый год.

При воссоздании здания театра стремились получить максимально приближенную к оригиналу копию. Этому способствовало обнаружение остатков первоначального театра «Глобус», которое повлияло на окончательные планы и решение о расположении нового здания. Модернизация театра включила в себя установку осветительного оборудования (спектакли во времена Шекспира проводились днём), разбрызгивателей на крыше для защиты от огня, и то, что театр частично соединён с современным фойе , центром посетителей и добавочной закулисной территорией для поддержки проведения представлений. Согласно правилам техники безопасности, на спектакле могут присутствовать не более 1300 человек, что составляет менее половины от тех 3000 зрителей, которых, как считается, мог вместить театр во времена Шекспира.

Копии театра в других странах

Большое количество копий и вольных интерпретаций «Глобуса» построено по всему миру:

Координаты : 51°30′30″ с. ш. 0°05′50″ з. д.  /  51.508333° с. ш. 0.097222° з. д. (G) (O) 51.508333 , -0.097222

Категории:

  • Картины по сюжетам произведений Уильяма Шекспира
  • Уильям Шекспир
  • Театры Лондона
  • Театры, основанные в 1599 году
  • Театры, основанные в 1997 году

Wikimedia Foundation . 2010 .