Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о энрико карузо. Биография энрико карузо

Сообщение о энрико карузо. Биография энрико карузо

(1873-1921) итальянский оперный певец

В биографии Энрико Карузо нет ничего необычного. Как и многие другие выдающиеся певцы, он обязан своим успехом прекрасным вокальным данным, трудолюбию и везению. Творческое становление Карузо происходило в те времена, когда ни о какой современной «раскрутке» с помощью видеозаписей или дисков не могло быть и речи.

И тем не менее, Энрико Карузо стал известен нашим современникам, поскольку именно он ввел в практику певца обязательные записи на пластинках, благодаря которым и сохранился его великолепный голос. Именно о нем великий дирижер Артуро Тосканини сказал в свое время: «Этот неаполитанец заставил весь мир говорить о себе». Несмотря на то, что в Италии поют, казалось бы, все, талант мальчика был замечен еще в детстве. Он родился в Неаполе в семье сторожа и к шестнадцати годам уже отличался звонким голосом, умело аккомпанируя себе на гитаре. Однако на этом он не остановился и стал брать уроки у пианиста Скирарди и маэстро де Лютно. Известный певец баритон Миссиано научил Карузо нескольким популярным песням. А по праздникам и в дни больших событий Энрико пел в хоре в церкви Святой Анны.

Первый успех пришел к нему в 1888 году, когда преподаватель церковного института патер Бронцетти выбрал его для исполнения партии в одноактной опере М. Фазанаро «Разбойники» в небольшом театре при церкви. В то время Энрико учился в вечерней гимназии.

Однажды его голос услышал певец Г. Верджине. Он сразу же оценил его возможности и уговорил отца Энрико отдать сына в Храм бельканто, как тогда называли школу пения, которой руководил сам Верджине. Там под его руководством и начал в полную меру раскрываться талант юноши. Отец согласился отдать сына, чтобы избавиться от лишнего рта, он не очень-то верил в обещания маэстро. Но сам юноша к тому времени уже был заражен искусством и с жадностью бросился изучать историю и искусство пения.

Вскоре учитель показал своего ученика известному тенору Мазини, который нашел, что у Энрико Карузо уникальный по красоте голос, но его еще нужно развивать и совершенствовать. Оценка была лестной и многообещающей, но Карузо был молод, ему хотелось быть знаменитым прямо сейчас, а тут нужно было смирять свой темперамент, лишать себя многих удовольствий. Однако благодаря железной дисциплине, огромному трудолюбию и в немалой степени честолюбию Энрико Карузо в конце концов стал тем, кем его знают миллионы поклонников.

Путь певца в большое искусство не был усеян розами. Его дебют в опере Морелли «Друг Франческо» в 1894-1895 году остался незамеченным. Лишь через год, благодаря усилиям импресарио Ф. Дзукки он познал свой первый успех в опере Гаэтано Доницетти «Фаворитка». Теперь он получает приглашения петь по всей Италии. И Карузо совершает свое первое гастрольное турне, выступив в Александрии, Казерте, Мессине, Салерно, на Сицилии.

ЭнрикоКарузо обретает материальную стабильность и одновременно попадает в зависимость. Он ангажирован на целый сезон, но плата за выступления пока что минимальная. Правда, в Палермо он выступит вместе с известной певицей сопрано А.Джакетти-Ботти, обладавшей не только прекрасной внешностью, но и драматическим талантом. Карузо сразу же влюбился в нее, позже Ада ответила на его чувство, но их отношения складывались весьма непросто. От Ады у Карузо было двое сыновей, которых он потом забрал вместе с собой в Нью-Йорк, потому что Ада постоянно гастролировала. Она никак не соглашалась бросить сцену, чтобы посвятить себя семье. В конце концов это привело к разрыву. Некоторое время воспитывать сыновей певцу помогала сестра Ады - Рина, но вскоре и она оставила его дом. Лишь через десять лет, в 1918 году, к певцу пришло наконец настоящее счастье. Он встретил Дороти Блекленк и влюбился в нее страстной, юношеской любовью. Вскоре они поженились, несмотря на протесты родителей Дороти. Она стала настоящей матерью сыновьям Энрико Карузо. Вскоре у Энрико и Дороти родилась и собственная дочь, которую назвали Глорией. Теперь певец был по-настоящему счастлив.

Настоящий дебют Карузо прошел на сцене миланского театра «Ла Скала» в ноябре 1897 года. По традиции лишь после успеха на этой прославленной сцене певец обретал истинное признание и перед ним открывались пути на все сцены мира. Успех Энрико Карузо рос от спектакля к спектаклю, и в конце месяца ему предложили контракт с невиданной суммой оплаты - тысячу лир за один выход.

Лишь один город не принял славы певца - его родной Неаполь. Тамошние театральные заправилы не могли простить великому тенору, что он давал бесплатные спектакли и лишил их заработка. Готовился скандал, но талант Карузо победил. Как и везде, спектакль закончился овацией. После этого певец поклялся никогда более не петь на неаполитанской сцене. Тем не менее он каждый год возвращался в Неаполь, проводил время с друзьями, много и охотно пел для них.

Ему довелось выступать на сценах почти всех ведущих театров мира. Наиболее успешным для певца был 1902 год, когда он выступил с Нелли Мельба в Монте-Карло. Международная известность пришла к нему после успешного выступления в том же году на сцене театра «Ковент-Гарден» в Лондоне. Но почти каждый год Энрико Карузо находил время для того, чтобы выступить на сцене «Ла Скала».

К тридцати годам в его репертуаре насчитывалось более пятидесяти опер. Он очень тщательно отбирал материал и мог выучить понравившуюся ему партию всего за несколько дней. Вот что вспоминал выдающийся польский пианист И. Падеревский о его голосе: «Секрет успеха Карузо заключается в чудеснейшем слиянии воедино эмоций певца, внутренней выразительности и техники, что придавало его искусству красоту, эмоциональность, потрясающие слушателей».

В год своего тридцатилетия, Энрико Карузо перешагнул еще один важный рубеж - выступил на сцене американской «Метрополитен-опера». Хотя к этому времени он объехал практически весь мир, именно эта сцена считалась высшей точкой карьеры любого исполнителя. Он дебютировал в Нью-Йорке в роли Герцога в опере «Риголето» Дж.Верди в «Метрополитен-опера» и навсегда завоевал американскую публику. После первого же спектакля директор театра подписал с Карузо контракт на целый год. Так маэстро поселился в Нью-Йорке.

Впоследствии, Энрико Карузо регулярно появлялся на этой сцене вплоть до последнего года своих выступлений - 1920-го. Всего же он спел практически в 40 операх, участвуя более чем в 600 представлениях.

Репертуар Энрико Карузо поражает: он знал более ста опер на разных языках, более чем в восьмидесяти из них пел. Кроме того, он исполнял бесчисленное количество песен любого жанра, пел на английском, французском, немецком и испанском языках, от классических произведений церковной музыки до итальянских романсов XIX - начала XX века.

Несмотря на свою несколько тучноватую фигуру, Карузо считался неплохим актером. В США он снялся в нескольких звуковых фильмах. Кроме того, он много и успешно записывался на пластинки: стал первым в истории певцом, который сохранил практически все свои выступления в записях.

Собственное музыкальное творчество певца не было обширным: он оставил после себя несколько романсов - «Старые времена», «Серенада», «Сладостные муки» (последний написан вместе с Бертелеми).

Он был также известен как блестящий рисовальщик, карикатурист, оставивший сотни шаржей на своих друзей и знакомых - Крейслера, Леонкавалло, Сафонова, Тосканини, Тиренделли. Вместе с фотографиями Энрико Карузо, где он был изображен в разных ролях, эти карикатуры издавались с 1906 года в Нью-Йорке еженедельником «Фоллиа».

Последний год жизни сложился для Энрико Карузо весьма драматически. Во время исполнения оперы «Эликсир любви» в Бруклинской Академии он начал кашлять кровью. Тогда великий тенор еще не знал, что его последней работой станет роль Элеазара в опере «Дочь кардинала» Алеви в «Метрополитен-опера» на рождество 1920 года. Ему была сделана срочная операция на легком. Врачи сделали все, что было в их силах, и состояние певца начало улучшаться. Но выступать на сцене он больше не мог. Перед отъездом в Неаполь Карузо рекомендовал дирекции театра молодого певца. Это был начинавший свой путь Беньямино Джильи, будущий великий певец, ставший достойным преемником Карузо.

Чтобы окончательно восстановить свои силы, маэстро переехал в Неаполь. Но болезнь не отступила, и в августе 1921 года он скончался, оплакиваемый многими своими поклонниками. Его похоронили в хрустальном гробу, поставленном в специальной часовне. Лишь через пятнадцать лет гроб был закрыт и тело предали земле.

Еще при жизни выдающегося певца ему посвящались многие музыкальные произведения, и эта традиция сохранилась до сих пор. Популярный итальянский певец Лучо Далла, например, создал песню, которая так и называется - «Карузо», и записал ее вместе с другим великим тенором - Лучано Паваротти . А еще один гениальный тенор - Марио Ланца - сыграл роль певца в фильме «Великий Карузо», тем самым также отдав дань его памяти.

Энрико Карузо - итальянский оперный тенор, успешно выступавший на лучших театральных площадках Европы и Америки с репертуаром, варьировавшимся от лирических песен до драматических арий. За свою жизнь певец выпустил около 260 записей, сделанных с 1902 по 1920 годы, которые охватили большую часть его сценической карьеры и в настоящее время продолжают пользоваться популярностью.

Детство и юность

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в итальянском Неаполе в бедной семье. Он был третьим сыном многодетных родителей, выжившим в младенчестве. В мемуарах, посвященных жизни певца, был интересный факт, согласно которому его мать родила 21 ребенка – 20 мальчиков и 1 девочку. Эта легенда, озвученная вдовой тенора и некоторыми его друзьями, была впоследствии опровергнута биографами и исследователями.

Отец Карузо, работавший механиком и литейщиком, считал, что сын должен стать продолжателем профессии. В возрасте 11 лет Энрико отдали в ученики к инженеру, который строил городские фонтаны и привлекал мальчика к этому процессу.

По настоянию матери Карузо посещал школу и получил базовое образование под присмотром местного священника. Он научился красиво выводить буквы и цифры, изучил техническое черчение и начал петь в церковном хоре. Голос мальчика был настолько хорош, что он и окружающие задумались о том, что ему следовало оставить проектирование и строительство и начать музыкальную карьеру.


Мать Энрико поддержала стремление сына к творчеству. После ее смерти в 1888 году Карузо нашел работу уличного певца в Неаполе и, чтобы заработать деньги для поддержки семьи, начал выступать в местных кафе и на вечеринках.

В молодости тенор давал концерты на итальянских курортах, что приносило неплохой доход. Он прошел обязательный курс военной подготовки, по окончании которого утвердился в мысли, что музыка была единственным, чем он хотел заниматься.

Музыка

Весной 1895 года Карузо дебютировал на сцене Неаполитанского театра Нуово в любительской опере композитора Марио Морелли под названием «Амико Франческо». Затем последовала череда выступлений на провинциальных концертных площадках, совмещавшаяся с уроками вокала, которые Энрико брал у дирижера Винченцо Ломбарди.


Денег на жизнь не хватало, о чем свидетельствовало появление певца на рекламном фото 1896 года в покрывале, задрапированном как тога, так как единственная рубашка была в стирке. На раннем этапе творческой биографии тенора во время одного из концертов в Неаполе Карузо освистали, потому что он не заплатил клакерам. Этот инцидент задел певца за живое, и он поклялся никогда больше не выступать на родине.

В 1900 году в карьере Энрико наступил прорыв. Он подписал контракт со знаменитым итальянским оперным театром «Ла Скала» и 26 декабря дебютировал в роли Родольфо в «Богеме» композитора . Карузо гастролировал с театральной труппой по европейским и американским столицам, пел для высокопоставленной аудитории, в числе которой был русский царь, пришедший послушать выступление итальянцев на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.


Первой крупной ролью Энрико стала партия Лорис в опере «Федора» Умберто Джордано, которую он впервые исполнил в миланском театре «Лирико» в 1898 году. Затем он принял участие в грандиозном концерте на сцене «Ла Скала», посвященном памяти композитора . Другими участниками представления были ведущие итальянские теноры Франческо Таманьо и Джузеппе Боргатти.

По окончании контракта с театром в 1902 году Карузо наняли для записи пластинок, предложив гонорар в 100 фунтов стерлингов. 10 дисков быстро стали бестселлерами и помогли молодому певцу прославиться в англоязычном мире. В результате руководство лондонского Королевского Оперного театра Ковент-Гарден ангажировало Энрике на сезон выступлений в 8 операх, среди которых были «Аида» Джузеппе Верди и «Дон Жуан» .


Дебют Карузо в Ковент-Гардене состоялся в середине мая 1902 года в роли Матнтуи в постановке «Риголетто». Его партнершей была самая высокооплачиваемая оперная дива Нелли Мельба, которая восхваляла голос Энрике, но считала его менее утонченным музыкантом, чем великий тенор того времени Жан де Реске.

Проведя театральный сезон 1902 года в Лондоне, Карузо переехал в Нью-Йорк и подписал контракт со знаменитой Метрополитен-оперой. В то же время Паскуале Симонелли, ставший агентом, банкиром и импресарио тенора, организовал сотрудничество Энрике со звукозаписывающей компанией «Victor Talking Machine», продлившееся до конца жизни. В феврале 1904 года вышел 1-й сборник песен, принесший исполнителю хороший доход. Там же была записана «Santa Lucia», одна из самых известных песен из репертуара великого тенора.

Энрико Карузо исполняет песню «Santa Lucia»

В дополнение к регулярным ангажементам в Нью-Йорке Карузо давал сольные концерты в городах Америки и Европы. Он гастролировал по Европе перед началом Первой мировой войны, неоднократно возвращаясь на сцену Ковент-Гардена в рамках британского тура. В 1906 году во время гастролей артистов Метрополитен-оперы в Сан-Франциско Энрике оказался в эпицентре землетрясения. К счастью, он и коллеги не пострадали, но театр потерял значительную часть костюмов, реквизита и декораций.

В зрелые годы тембр голоса Карузо стал ниже, и он от лирики перешел к исполнению героических оперных партий. Певец гастролировал по странам Южной Америки - Аргентине, Уругваю и Бразилии, дал концерт в Мехико, он получил $ 10 тыс. за единственное выступление на Кубе в 1920 году. В сентябре 1920 года Карузо завершил работу над студийной записью, ставшей последней в его жизни.

Личная жизнь

В 1904 году Карузо приобрел роскошную виллу в Италии, неподалеку от Флоренции. Там он отдыхал в перерывах между выступлениями. В Нью-Йорке певец жил в люксе манхэттенского отеля «Knickerbocker». Покончив с финансовыми трудностями, Энрико заказал у знаменитых ювелиров компании «Tiffany & Co» золотую медаль, украшенную собственным профилем, которую подарил своему агенту и другу Паскуале Симонелли.


Неприятный случай произошел с Карузо в 1906 году. Его обвинили в непристойном поведении за то, что он ущипнул замужнюю даму в нью-йоркском зоопарке. Тенор свалил вину на обезьяну, находившуюся в клетке поблизости, но все же был арестован и оштрафован на $ 10. Эта ситуация чуть не поставила крест на карьере певца, но благодаря необыкновенному голосу и таланту ему удалось сохранить любовь и преданность публики.


До начала Первой мировой войны у Карузо была связь с итальянской оперной певицей Адой Гиачетти, которая была замужем за мануфактурщиком Джино Ботти. Во время их отношений женщина родила Энрико четверых детей, из которых двое умерли в младенческом возрасте. Дива оставила супруга и поселилась в доме знаменитого тенора, но не стала его женой. Через 11 лет после начала романа пара рассталась, и Ада попыталась через суд получить значительную часть состояния Карузо.


В 1918 году Энрике устроил личную жизнь, женившись на молодой светской львице Дороти Парк Бенджамин. Через год у супругов родилась дочь Глория. Во время гастролей муж и жена обменивались романтическими письмами, часть из которых вошла в мемуары, написанные Дороти после смерти Карузо. Их отношениям посвящен музыкальный фильм «Великий Карузо», снятый американским режиссером Ричардом Тропом в 1951 году. Роль тенора исполнил актер и певец .

Смерть

Малоподвижный образ жизни и страсть к курению крепких египетских сигар ослабляли здоровье Карузо. К 1920 году его самочувствие оставляло желать лучшего. Кроме того, во время одного из концертов на Энрике упала декорация, отбив певцу левую почку и повредив спину. После этого случая у тенора диагностировали межреберную невралгию и острый бронхит.


Через некоторое время у Карузо пошла кровь из горла, и певец отменил ряд выступлений. В 1921 году к списку болезней, обнаруженных у певца, добавились гнойный плеврит и эмпиема. Он перенес 7 операций по откачке жидкости из грудной полости и легких, после которых наступило временное облегчение.

Летом 1921 года Энрике страдал от нестерпимой боли в боку, после осмотра местным неаполитанским врачом состояние его здоровья резко ухудшилось. После консультации с римскими хирургами было решено удалить левую почку певца.


Карузо остановился в отеле "Везувио" в Неаполе по пути в столичную клинику в начале августа 1921 года. Страдая бессонницей, он принял морфий и отправился отдыхать. Ночь тенор не пережил, его нашли мертвым 2 августа 1921-го. Вероятной причиной смерти врачи посчитали перитонит, возникший на фоне поддиафрагмального абсцесса.

Прощание с великим итальянцем и его творчеством состоялось в Королевской базилике церкви Сан-Франческо ди Паола. Его забальзамированное тело было сохранено в стеклянном саркофаге на неаполитанском кладбище Дель Пианто. Примерно через 15 лет гроб Карузо закрыли и украсили могилу изображением скорбящей .

Лучано Паваротти исполняет песню «Памяти Карузо»

Последним дням жизни Энрике посвящена песня «Памяти Карузо», наиболее известная в исполнении .

Репертуар

  • Musica proibita
  • La donna e moblie
  • O sole mio
  • Torna a surriento
  • Santa Lucia
  • Musica proibita
  • Amor ti vieta
  • O soave fanciulla
  • Siciliana
  • A vucchella

Личная жизнь Энрико Карузо

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. В его короткой и яркой жизни было много: и полунищее детство, и феноменальная популярность, миллионы долларов на счету и взрывы бомб на спектаклях, плачущие от счастья и радости зрители и разгромные статьи в прессе…

А еще в его жизни были две женщины – в разное время они подарили ему семью и детей . Подарили ему вдохновение.

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в бедном промышленном районе Неаполя, в многодетной семье. Отец, Марчелло Карузо, был рабочим, мать, Анна Мария – домохозяйкой. Энрико еще в детстве осознал, что у него поистине «золотой» голос. Правда, его школьная учительница пения утверждала, что он напрочь лишен и слуха, и голоса.

Не соглашавшийся с нею Энрико зарабатывал на жизнь пением песен на улицах и в кафе Неаполя, чтобы хоть как-то помочь своей семье, жившей совсем не богато. Окончив всего три класса, он бросил школу, пел в церковном хоре и подрабатывал тем, что распевал серенады возлюбленным богатых прихожан.

Дивный голос 18-летнего итальянского паренька случайно услышал певец Эдоардо Миссиано – и этот случай стал для юного Энрико доброй улыбкой Госпожи удачи . Уже через шесть лет, после упорной работы с разными преподавателями пения и дебюта в театрах Неаполя и Палермо, Энрико Карузо предложили выступить на подмостках знаменитого миланского театра «Ла Скала». Выступление закончилось долгой зрительской овацией, и окрыленный Карузо отправился на свои первые гастроли – в Россию.

Энрико Карузо обладал голосом, который никого не осталял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени мечтали работать с Карузо. Джакомо Пуччини, в первый раз услышав голос певца, назвал его «посланником Бога»!

Невысокий, плотный, с широкой грудью и большими, смешно топорщившимися усами, Карузо чарующей магией своего голоса производил неотразимое впечатление и на женщин. Будучи «неистовым неаполитанцем», Карузо очень быстро «вспыхивал» - коротких историй страсти у него было множество, в том числе, и весьма скандальных.

Но была в жизни Карузо и настоящая любовь. Настоящая и во многом трагическая.

В первом своем турне – российском – Карузо выступал вместе с оперной певицей Адой Джакетти, и у них моментально возник бурный роман. А надо сказать, что, несмотря на обилие любовных интрижек, Энрико очень серьезно подходил к выбору кандидатки, способной занять место его официальной жены. И когда ему показалось, что Ада может занять его, он даже думать не позволял себе о каком-либо флирте на стороне! Официально они так и не заключили брак, хотя прожили вместе 11 лет и Ада родила ему сыновей – Родольфо и Энрико-сладшего.

Но что это была за семья! Будучи старше Энрико на десять лет, имевшая больше сценического опыта и окончившая не только школу, Ада сумела многое дать Энрико – и в развитии артистичности, и в ликвидации пробелов (точнее, одного сплошного пробела) в образовании). Но все это происходило в «мирные» периоды существования двух «огненных» итальянцев.

Оба вспыльчивые, с хорошо поставленными голосами – их громкие ссоры с интересом выслушивали соседи во всей округе. Совместная жизнь их была отмечена многочисленными скандалами и взаимными обвинениями в супружеской неверности . На свои амурные похождения Энрико смотрел сквозь пальцы, зато поводом для его ревности могло стать все, что угодно. Тем более, что Ада, судя по всему, позволяла себе давать и вполне серьезные поводы. В конце концов, Ада все-таки бросила Карузо, сбежав от него со служившим у них молоденьким водителем!

Карузо был в шоке и перенес нервное заболевание, но, несмотря на пережитое унижение, продолжал любить Аду до безумия. Как и следовало ожидать от «неистового неаполитанца», за безумством любви последовало безумство мести. Пытаясь досадить неверной беглянке, Карузо завел непродолжительный, но бурный роман с ее младшей сестрой Риной. Когда даже такая тактика не заставила Аду вернуться в семью, Карузо окружил себя толпой восторженных почитательниц, многие из которых стали его любовницами. Но добился он лишь того, что Ада подала на него в суд, требуя, чтобы он вернул «похищенные» у нее драгоценности. Правда, до суда дело не дошло, благоразумие с обеих сторон взяло верх: Карузо предложил Аде регулярную выплату определенной суммы денег, и она «благосклонно» приняла это предложение.

Воспоминания о времени, проведенном с Адой, остались для него незаживающей раной. Разочарованный в любви и потерявший веру в семейное счастье, Карузо превратил свою жизнь в наслаждение богатством. Он потратил целое состояние, чтобы окружить себя роскошью, и никогда ни в чем себе не отказывал. Заядлый курильщик , он выкуривал по две пачки сигарет в день, рискуя при этом потерять свой уникальный голос. НА гастролях в Берлине, по приказу руководства театра, за ним всюду неотступно следовал пожарный с ведром воды, гася окурки, разбрасываемые великим тенором.

Но, став богачом, Карузо не стал жадным и никогда никому не отказывал в помощи, очень много жертвовал на благотворительность. На этом поприще он не имеет себе равных среди деятелей искусства: за годы Первой мировой войны артист принес своими выступлениями одному только Красному Кресту 21 миллион долларов!

В начале 1918 года, незадолго до его 45-летия, жизнь Карузо круто изменилась – он встретил свою по-настоящему красивую любовь в лице молодой американки Дороти Бенджамин. Судьба свела их на крестинах сына Фернандо Танара, бывшего педагога Карузо. Дороти происходила из известной в Америке аристократической семьи. Ее дед был газетным магнатом, дружил с Эдгаром По и Генри Лонгфелло. Когда Карузо первый раз посетил ее семью, он понял, что Дороти именно та, которую он так долго искал. Девушка была хорошо образованна, не имела отношения к миру музыки, а в общении была скромна и уравновешенна. Встреча с ней в корне изменила жизнь великого тенора. Дороти стала предметом его страстного обожания и нежной заботы, и 21 августа 1918 года влюбленные обвенчались.

Пережив немало бурных романов, Карузо хотел простых и теплых семейных отношений. Он не ошибся в выборе – Дороти оправдала его ожидания. А он излил на нее всю накопившуюся за годы нерастраченную нежность.

В 46 лет Карузо стал отцом дочери, которую назвал Глория и которую так же, как и жену, заваливал огромным количеством подарков. Карузо просто сходил с ума от счастья, ведь он, наконец, имел все то, к чему стремился всю жизнь: верную и любящую жену, а теперь еще и любимую дочку.

Увы, их счастье было недолгим… Всего три года он был любящим мужем и всего лишь два года – счастливым отцом. 2 августа 1921 года Энрико Карузо не стало. Но, как написала Дороти в своей книге воспоминаний, эти три года счастья равны иным тридцати годам обычной человеческой жизни!

Певца начали мучить сильнейшие приступы головной боли , затем добавился гнойный плеврит. На последних гастролях Энрико, с трудом превозмогая боль в горле, сумел все же блистательно исполнить в первом акте свою партию, не выпуская из рук окровавленного полотенца, которым постоянно промокал губы. Ошарашенная публика в ужасе наблюдала за ним, слышались выкрики: «Остановите спектакль! Остановите Карузо!»

Энрико Карузо был похоронен в Неаполе, в специально возведенной капелле на кладбище Пьянто. Кстати, если интересует куда пойти сегодня , заходите на сайт moow.life

Сперва о том, что сомнений не вызывает. Это был гениальный артист. Выступая на сцене 26 лет, последние 15 он с гордостью носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, таки называют: «карузовская».

БИОГРАФИЯ МЭТРА

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили очень бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми и открытыми людьми. Интересны описания детства Карузо. Немало интересного можно узнать о выдающемся теноре из книги Алексея Булыгина «Карузо» из серии «Жизнь замечательных людей». Только послушайте:

«Из семи детей в семье Карузо вживых осталось только трое – Эррико (Энрико на неаполитанский манер), Джованни и Ассунта. Каково же была причина столь высокой детской смертности в Неаполе? Об этом размышляет сын тенора, Энрико Карузо-младший:

Считалось, что люди умирали от «неаполитанской лихорадки» (так в просторечии именовали брюшной тиф и холеру). В то время в Неаполе всюду царила грязь. Очистных сооружений не существовало. Бедняки жили в так называемых басси – комнатах на первых этажах зданий, спроектированных как склады – без окон, проточной воды и туалетов. Двери, открывавшиеся прямо на улицу, служили единственным источником вентиляции и на ночь закрывались. Множество семей жило в одном помещении с курами и козами, потому что ночью домашний скот на улице могли просто украсть.

Утром хозяйки выносили экскременты животных и опорожняли ночные горшки, выливая их содержимое в сточную канаву. Мусор, который кидали прямо тна улицу, смывался неспешными водами городских фонтанов или собирался уличными мусорщиками, которые в конце рабочего дня сбрасывали его в залив.

… Пищу готовили на углях прямо на тротуаре. Из открытых грязных котлов несло гниющими объедками.

По городским улицам ходил продавец спагетти, толкая перед собой телегу, на которой были уже сваренные макароны, контейнер с соусом и горелка с углем. Он заново разогревал в кипящей воде порцию, подавал её на кусочке желтого картона, попутно интересуясь, нужен ли соус. Если да, то он брал полную ложку соуса и полным выдохом распределял его по всей порции спагетти…»

Антисанитария царила в Неаполе повсюду. Живописные зарисовки рисуют нам быт бедняков, которые в те годы просто не могли позволить себе лучших условий.

Однако, биография Карузо полна самых разных мифов, резко контрастирующих с его реальными фактами из жизни.

ДВОРЯНСКОЕ МОЛОКО

Существует версия, что, несмотря на происхождение из бедной семьи, Карузо был вскормлен «молоком графини». «Неаполитанская лихорадка» в год рождения Энрико, дом Карузо обошла, но у молодой матери Анны Карузо пропало молоко, поэтому выкармливать младенца ей помогала знакомая графиня, у которой в это время умер ребенок. По семейному преданию, знатная дама опекала мальчика, учила его читать и писать, а когда Анна болела, посылала ей корзины с фруктами.

В 1884 году в Неаполе вспыхнула очередная эпидемия холеры, унесшая жизнь тысячи человек. Эррико видел как в жутких муках умирали его знакомые и друзья, как трупы сбрасывали в вырытую неподалеку от города огромную яму, как по улицам носились полчища огромных крыс, изгнанные из подвалов антисептическими химикатами.

От холеры нельзя было укрыться ни дома, ни в церкви. На улице, где жила семья Карузо, в один день болезнь унесла жизни более 40 семей. Анна Карузо без устали молилась, чтобы беда миновала её дом, она верила, что её семью холера не затронула потому, что её любимый Эррико пел в церковном хоре.

Со временем с юношей стали заниматься профессиональные певцы и музыканты.

Вскоре из-за болезни умерла мать Карузо. Некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги. Во время одного из подобных «уличных концертов» Карузо заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине.

Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрике Карузо стал
заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя. Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены. Звездный путь Энрико Карузо После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах.

А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.


Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии. Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс. Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

КОНЧИНА КАРУЗО, ПРИЧИНА СМЕРТИ

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира. Энрико Карузо умер от гнойного плеврита В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

В книге Алексея Булыгина «Карузо» можно найти воспоминания коллег и поклонников великого тенора:

В одно из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччии на вопрос, кого из его певцов он больше всего любит слушать, ответил:

- Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену – ну как после этого вообще можно петь?!

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось оркестровое сопровождение, придававшее номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950-1980-х годов.

Еще при жизни имя Карузо стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору – поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо», Юсси Бьерлинга – шведским, Лео Слезака – австрийским, Марио Ланца – американским.

ПАМЯТЬ О КАРУЗО

В 1951 году, спустя 30 лет после смерти певца, на экраны вышли два фильма – В Америке – «Великий Карузо», в Италии – «Энрико Карузо: легенда одного голоса».

В титрах первого из них значится, что в основе событий фильмов – книга, написанная Дороти Карузо, вдовой артиста.

Успех «Великого Кароузо» был официально закреплен «Оскаром», следующие годы фильм утвердил в сознании зрителей … абсолютно искаженный образ Карузо.

, Королевство Италия

Страна

Королевство Италия Королевство Италия

Профессии Певческий голос Коллективы

Биография

Энрико Карузо скончался утром 2 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита . Его тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени выставлялось для всеобщего обозрения в стеклянном саркофаге. В 1929 году по настоянию его вдовы, Дороти Карузо, был захоронен в каменной гробнице. После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна зажигаться раз в год перед ликом Мадонны. По расчётам, эта свеча должна зажигаться на протяжении 500 лет.

Пример голоса

    "Sì, pel ciel marmoreo giuro!"
    Запись 1914 года. Титта Руффо и Энрико Карузо в опере Джузеппе Верди "Отелло "

Факты

Напишите отзыв о статье "Карузо, Энрико"

Примечания

Литература

На русском языке
  • Булыгин А. К. Карузо М.: Молодая гвардия, 2010. 438 с. (Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1264).
  • Ильин Ю., Михеев С. Великий Карузо. СПб.: Глаголъ, 1995. 264 с.
  • Торторелли В. Энрико Карузо / Пер. с итал. Н. В. Вишневской; Общая редакция И. И. Мартынова. - М .: Музыка , 1965. - 176, с. - 75 000 экз.
  • Фучито С., Бейер Б. Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / Пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. 56 с.
  • Энрико Карузо на сцене и в жизни / пер. с англ. П.П.Малькова; общая редакция М.П.Малькова. - М .: Аграф, 2002. - 480 с. - (Волшебная флейта). - 1500 экз. - ISBN 5-7784-0206-6 .
  • Мальков М.П. /Энрико Карузо на сцене и в жизни:М.Аграф, 2002, стр.450-460.
На иностранных языках
  • Bolig, J. R. Caruso records: a history and discography. Mainspring Press, 2002. 216 p.
  • Caruso, Dorothy. Enrico Caruso: His Life and Death, with discography by Jack Caidin. Grant Press, 2007. 316 p.
  • Caruso D., Goddard, T. Wings Of Song. New York, 1928. 220 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. Caruso’s Caricatures. Dover Publications, 1993. 214 p.
  • Caruso, Enrico, Jr. My Father and My Family (Opera Biography Series, № 2). Amadeus Press, 2003. 488 p.
  • Fucito, Salvatore. Caruso and the Art of Singing. Dover Publications, 1995. 224 p.
  • Gara, Eugenio, Caruso: Storia di un emigrante. Milan: Rizzoli, 1947. 281 p.
  • Gargano, Pietro & Cesarini, Gianni. Caruso, Vita e arte di un grande cantante. Longanesi, 1990. 336 p.
  • Gargano, Pietro. Una vita una leggenda. Editoriale Giorgio Mondadori, 1997. 159 p.
  • Greenfield, Howard S. Caruso: An Illustrated Life. Trafalgar Square Publishing, 1991. 192 p.
  • Jackson, Stanley. Caruso. Stein And Day Publishers. New York, 1972. 302 p.
  • Key P. V. R., Zirato В., Enrico Caruso: A Biography. Boston: Little, Brown, and Co, 1922. 459 p.
  • Michele, Mary di. Tenor of Love: A Novel. Penguin Canada, 2004. 336 p.
  • Mouchon, Jean-Pierre. Enrico Caruso: His Life and Voice. Gap, France: Editions Ophrys, 1974. 74 p.
  • Robinson, Francis. Caruso His Life in Pictures. With discography by John Secrist. N. York and London Studio Publications, inc., 1957. 159 p.
  • Scott, Michael. The Great Caruso. Northeastern University Press, 1989. 322 p.
  • Vaccaro, Riccardo. Caruso. Edizioni Scientifiche Italiane, 1995. 466 p.
  • Ybarra, T. E. Caruso: the Man of Naples and the Voice of Gold. New-York: Harcourt, Brace and Company, 1953. 315 p.

См. также

  • в книге «100 великих вокалистов»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карузо, Энрико

Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.