Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о бетховене. Где и когда родился Л.В

Сообщение о бетховене. Где и когда родился Л.В

Содержание статьи

БЕТХОВЕН, ЛЮДВИГ ВАН (Beethoven, Ludwig van) (1770–1827), немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.

Происхождение. Детство и юность.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом , и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К.Г.Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И.С.Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.

Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.

Вена. 1792–1802.

В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных друзей-меценатов.

Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну , признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал брать уроки у И.Шенка и затем у более основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.

Вопрос, насколько среда и дух времени влияют на творчество, неоднозначен. Бетховен читал произведения Ф.Г.Клопштока, одного из предшественников движения «Бури и натиска». Он был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта. Политическая и общественная жизнь Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 в Вену, город был взбудоражен вестями о революции во Франции. Бетховен восторженно принимал революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая, взрывчатая природа его творчества – несомненно, воплощение духа времени, но только в том смысле, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки – все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.

Тем не менее ранние бетховенские сочинения во многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым близким инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3) проникнуты уже романтическим томлением. Патетическая соната ор. 13 – тоже очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. В иных случаях его новаторство носит характер внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов ор. 18 можно считать самым крупным достижением этого периода; Бетховен явно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый опыт Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до мажор и № 2, си-бемоль мажор), созданными в 1801: в них он, по-видимому, тоже не был уверен, будучи хорошо знакомым с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений – септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801) – первое чисто оркестровое сочинение Бетховена.

Приближение глухоты.

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.

Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

Второй период. «Новый путь».

Согласно «трехпериодной» классификации, предложенной в 1852 одним из первых исследователей творчества Бетховена В. фон Ленцем, второй период приблизительно охватывает 1802–1815.

Окончательный разрыв с прошлым явился скорее осуществлением, продолжением тенденций раннего периода, нежели сознательной «декларацией независимости»: Бетховен не был реформатором-теоретиком, как Глюк до него и Вагнер после него. Первый решительный прорыв к тому, что сам Бетховен называл «новым путем», произошел в Третьей симфонии (Героической ), работа над которой относится к 1803–1804. Продолжительность ее втрое больше, чем любой другой симфонии, написанной ранее. Первая часть – музыка необычайной силы, вторая – потрясающее излияние скорби, третья – остроумное, прихотливое скерцо, а финал – вариации на ликующую, праздничную тему - своей мощью далеко превосходит традиционные финалы в форме рондо, сочинявшиеся предшественниками Бетховена. Часто утверждают (и не без оснований), что сначала Бетховен посвятил Героическую Наполеону, но узнав, что тот провозгласил себя императором, отменил посвящение. «Теперь он будет попирать права человека и удовлетворять только собственное честолюбие», – таковы, по рассказам, были слова Бетховена, когда он разорвал титульную страницу партитуры с посвящением. В конце концов Героическая была посвящена одному из меценатов - князю Лобковицу.

Сочинения второго периода.

В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.

Мы сможем назвать лишь самые важные сочинения второго периода: скрипичная соната ля мажор, ор. 47 (Крейцерова , 1802–1803); Третья симфония, ор. 55 (Героическая , 1802–1805); оратория Христос на Масличной горе , ор. 85 (1803); фортепианные сонаты: Вальдштейновская , ор. 53; фа мажор, ор. 54, Аппассионата , ор. 57 (1803–1815); фортепианный концерт № 4 соль мажор, ор. 58 (1805–1806); единственная опера Бетховена – Фиделио , ор. 72 (1805, вторая редакция 1806); три «русских» квартета, ор. 59 (посвящены графу Разумовскому; 1805–1806); Четвертая симфония си-бемоль мажор, ор. 60 (1806); скрипичный концерт, ор. 61 (1806); увертюра к трагедии Коллина Кориолан , ор. 62 (1807); Месса до мажор, ор. 86 (1807); Пятая симфония до минор, ор. 67 (1804–1808); Шестая симфония, ор. 68 (Пасторальная , 1807–1808); виолончельная соната ля мажор, ор. 69 (1807); два фортепианных трио, ор. 70 (1808); фортепианный концерт № 5, ор. 73 (Император , 1809); квартет, ор. 74 (Арфа , 1809); фортепианная соната, ор. 81а (Прощание , 1809–1910); три песни на стихи Гёте, ор. 83 (1810); музыка к трагедии Гёте Эгмонт , ор. 84 (1809); квартет фа минор, ор. 95 (1810); Восьмая симфония фа мажор, ор. 93 (1811–1812); фортепианное трио си-бемоль мажор, ор. 97 (Эрцгерцог , 1818).

Ко второму периоду относятся наивысшие достижения Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы; жанр фортепианной сонаты представлен такими шедеврами, как Аппассионата и Вальдштейновская . Но даже музыканты не всегда были способны воспринять новизну этих сочинений. Говорят, что однажды кто-то из коллег спросил Бетховена: неужели он считает музыкой один из квартетов, посвященных русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. «Да, – ответил композитор, – но не для вас, а для будущего».

Источником вдохновения для ряда сочинений стали романтические чувства, которые Бетховен испытывал к некоторым из своих великосветских учениц. Это, возможно, относится к двум сонатам «quasi una Fantasia», ор. 27 (вышли в свет в 1802). Вторая из них (позже получившая имя «Лунной») посвящена графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен даже думал сделать ей предложение, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходяшая пара для кокетливой светской красавицы. Другие знакомые дамы отвергли его; одна из них назвала его «уродом» и «полусумасшедшим». Иначе обстояло дело с семейством Брунсвик, в котором Бетховен давал уроки музыки двум старшим сестрам – Терезе («Тези») и Жозефине («Пепи»). Уже давно была отброшено предположение, что адресатом послания к «Бессмертной Возлюбленной», найденного в бумагах Бетховена после его смерти, была Тереза, но современные исследователи не исключают, что этим адресатом являлась Жозефина. В любом случае идиллическая Четвертая симфония своим замыслом обязана пребыванию Бетховена в венгерском имении Брунсвиков летом 1806.

Четвертая, Пятая и Шестая (Пасторальная ) симфонии были сочинены в 1804–1808. Пятая – наверное, самая известная симфония в мире – открывается кратким мотивом, про который Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». В 1812 были завершены Седьмая и Восьмая симфонии.

В 1804 Бетховен охотно принял заказ на сочинение оперы, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет вкратце состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном, и изобличает последнего перед народом. Чтобы избежать путаницы с уже существовавшей оперой на этот сюжет – Леонорой Гаво, бетховенское произведение было названа Фиделио , по имени, которое принимает переодетая героиня. Конечно, у Бетховена не было опыта сочинения для театра. Кульминационные моменты мелодрамы отмечены превосходной музыкой, но в других разделах отсутствие драматического чутья не позволяет композитору подняться над оперной рутиной (хотя он очень стремился к этому: в Фиделио есть фрагменты, которые переделывались до восемнадцати раз). Все же опера постепенно завоевывала слушателей (при жизни композитора состоялось три ее постановки в разных редакциях – в 1805, 1806 и 1814). Можно утверждать, что ни в одно другое сочинение композитор не вложил столько труда.

Бетховен, как уже говорилось, глубоко почитал творения Гёте , сочинил несколько песен на его тексты, музыку к его трагедии Эгмонт , но познакомился с Гёте только летом 1812, когда они вместе оказались на курорте в Теплице. Изысканные манеры великого поэта и резкость поведения композитора не способствовали их сближению. «Его дарование поразило меня чрезвычайно, но, к сожалению, он обладает нравом неукротимым, и мир представляется ему ненавистным творением», – говорит Гёте в одном из писем.

Дружба с эрцгерцогом Рудольфом.

Дружба Бетховена с Рудольфом, австрийским эрцгерцогом и сводным братом императора, – один из наиболее любопытных исторических сюжетов. Примерно в 1804 эрцгерцог, которому тогда было 16 лет, начал брать у композитора уроки игры на фортепиано. Несмотря на огромное различие в социальном положении, учитель и ученик испытывали искреннюю приязнь друг к другу. Являясь на уроки во дворец эрцгерцога, Бетховен должен был проходить мимо бесчисленных лакеев, называть своего ученика «ваше высочество» и бороться с его дилетантским отношением к музыке. И все это он проделывал с удивительным терпением, хотя никогда не стеснялся отменять уроки, если был занят сочинением. По заказу эрцгерцога созданы такие сочинения, как фортепианная соната Прощание , Тройной концерт, последний и самый грандиозный Пятый фортепианный концерт, Торжественная месса (Missa solemnis). Она первоначально предназначалась для церемонии возведения эрцгерцога в сан архиепископа Ольмюцкого, но не была закончена в срок. Эрцгерцог, князь Кинский и князь Лобковиц учредили нечто вроде стипендии для композитора, который прославил Вену, но не получал поддержки от городских властей, причем эрцгерцог оказался самым надежным из трех меценатов. Во время Венского конгресса в 1814 Бетховен извлек для себя немалую материальную пользу из общения с аристократией и любезно выслушивал комплименты – ему удалось хотя бы частично скрыть то презрение к придворному «блеску», которое он всегда испытывал.

Последние годы.

Материальное положение композитора заметно улучшилось. Издатели охотились за его партитурами и заказывали такие, например, сочинения, как большие фортепианные вариации на тему вальса Диабелли (1823). Его заботливые друзья, особенно глубоко преданный Бетховену А.Шиндлер, наблюдая беспорядочный и полный лишений образ жизни музыканта и слыша его жалобы на то, что его «обобрали» (Бетховен стал беспричинно подозрительным и был готов обвинить в самом худшем почти всех лиц из своего окружения), не могли понять, куда он девает деньги. Они не знали, что композитор откладывает их, но делает это не для себя. Когда в 1815 умер его брат Каспар, композитор стал одним из опекунов своего десятилетнего племянника Карла. Любовь Бетховена к мальчику, стремление обеспечить его будущее вступили в противоречие с недоверием, которое композитор испытывал к матери Карла; в результате он только постоянно ссорился с обоими, и эта ситуация окрасила трагическим светом последний период его жизни. В годы, когда Бетховен добивался полного опекунства, сочинял он мало.

Глухота Бетховена стала практически полной. К 1819 ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т.н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над такими сочинениями, как величественная Торжественная месса ре мажор (1818) или Девятая симфония, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником» (Шиндлер). Гениальные последние квартеты, пять последних фортепианных сонат – грандиозные по масштабам, необычные по форме и стилю – казались многим современником произведениями сумасшедшего. И все-таки венские слушатели признавали благородство и величие бетховенской музыки, они чувствовали, что имеют дело с гением. В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера К Радости (An die Freude ) Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.

Судьба других поздних произведений была более сложной. Прошло много лет после смерти Бетховена, и только тогда наиболее восприимчивые музыканты начали исполнять его последние квартеты (в том числе Большую фугу, ор. 33) и последние фортепианные сонаты, открывая людям эти высшие, прекраснейшие достижения Бетховена. Иногда поздний стиль Бетховена характеризуют как созерцательный, абстрактный, в ряде случаев пренебрегающий законами благозвучия; на самом деле эта музыка – неоскудевающий источник мощной и разумной духовной энергии.

Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Вклад Бетховена в мировую культуру.

Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета, намеченную его предшественниками. Однако его трактовка известных форм и жанров отличалась большой свободой; можно сказать, что Бетховен раздвинул их рамки во времени и в пространстве. Он не расширил сложившегося к его времени состава симфонического оркестра, но его партитуры требуют, во-первых, большего числа исполнителей в каждой партии, а во-вторых, невероятного в его эпоху исполнительского мастерства каждого оркестранта; кроме того, Бетховен очень чувствителен к индивидуальной выразительности каждого инструментального тембра. Фортепиано в его сочинениях – не близкий родственник изящного клавесина: используются весь расширенный диапазон инструмента, все его динамические возможности.

В областях мелодики, гармонии, ритма Бетховен нередко прибегает к приему внезапной смены, контраста. Одна из форм контраста – противопоставление решительных тем с четким ритмом и более лирических, плавно текущих разделов. Резкие диссонансы и неожиданные модуляции в далекие тональности – тоже важная черта бетховенской гармонии. Он расширил диапазон применяемых в музыке темпов и часто прибегал к драматичным, импульсивным сменам динамики. Иногда контраст выступает как проявление характерно бетховенского несколько грубоватого юмора – так бывает в его неистовых скерцо, которые в его симфониях и квартетах часто заменяют более степенный менуэт.

В отличие от своего предшественника Моцарта, Бетховен сочинял с трудом. Записные книжки Бетховена показывают, как постепенно, шаг за шагом из неуверенных набросков возникает грандиозная композиция, отмеченная убедительной логикой построения и редкой красотой. Только один пример: в первоначальном эскизе знаменитого «мотива судьбы», открывающего Пятую симфонию, он поручен флейте, а это значит, что тема имела совсем иной образный смысл. Мощный художественный интеллект позволяет композитору обратить недостаток в достоинство: моцартовской спонтанности, инстинктивному чувству совершенства Бетховен противопоставляет непревзойденную музыкально-драматургическую логику. Именно она – главный источник бетховенского величия, его несравненного умения организовать контрастные элементы в монолитное целое. Бетховен стирает традиционные цезуры между разделами формы, избегает симметрии, сливает части цикла, развивает протяженные построения из тематических и ритмических мотивов, на первый взгляд не содержащих в себе ничего интересного. Иначе говоря, Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Он предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 в. И сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.

Пушкина В. Н.

Мы с детства слышали это имя - Бетховен, Бетховен – великий венский классик. Его слава не увядает, несмотря на то, что со дня его смерти прошло 177 лет. Сменялись правители, эпохи, стили, направления, но музыка Бетховена звучала и звучит по сей день. Кто из нас не знает первой части “Лунной сонаты ”?! Говоря на современном языке, она стала шлягером нашего времени. Ах, если бы композитор был так обласкан славой и признанием при жизни… К сожалению, такой участи не удостоился почти не один великий художник.

Людвиг Ван Бетховен - нидерландец по происхождению - родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Детство композитора проходило в нищенской обстановке (семья жила очень бедно, отец беспробудно пил). Заметив неординарные способности старшего сына Людвига, отец, будучи сам музыкантом, начинает учить его игре на фортепиано. Старший Бетховен во что бы то ни стало хотел сделать из сына “второго Моцарта ”. Учитывая образ жизни отца, можно вполне допустить, что он видел в таланте сына исключительно источник доходов. К занятиям с Людвигом отец относился очень жестоко, пинками и пощёчинами заставляя ребёнка просиживать за фортепиано целыми днями. К девяти годам Бетховен превзошел своего отца в технике игры на фортепиано, а в одиннадцать лет стал помощником придворного органиста.

Добившись признания в Бонне, беспокойная натура Бетховена устремляется в Вену -музыкальную столицу Европы. Там он мечтает познакомиться с “царем музыки” Моцартом. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Бледное лицо, рассеянный взгляд, шутливая болтовня не отвечали представлениям Бетховена о том, каким должен быть великий композитор. Моцарт, в свою очередь, сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. О том, чтобы брать уроки у «царя музыки», не могло быть и речи. Гордый и честолюбивый юноша был уязвлен таким отношением к себе. Два великих композитора расстались холодно, и никогда больше не виделись. Будет ошибкой думать, что Моцарт не оценил нового гения. После ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе!” Почему встреча Моцарта и Бетховена прошла именно так, мы можем только гадать.

Смерть любимой матери заставляет Бетховена вернуться в Бонн. Вся забота о двух младших братьях и отце легли на его плечи. Что бы прокормить семью, Людвиг служит в оперном театре, играя на альте, и дает бесчисленное количество уроков. Преподавать Бетховен не любил. Во время урока он мог уйти в другую комнату и сочинять там, или заниматься другими делами. Но несмотря на свойственную ему раздражительность, все его ученики говорили, что во время уроков он был очень терпелив.

Маленький Бонн был невыносимо тесен для молодого музыканта. Людвиг осознавал свои недостатки в образовании. Ему было необходимо пройти хорошую музыкальную школу. В двадцать два года он опять едет в Вену, где поступает в обучение к великому Гайдну.

Венцев поражали бурные импровизации Бетховена. В виртуозности на фортепиано он превзошел всех своих современников. Не менее поразительной для Вены были произведения композитора. Стремительная, порывистая, бурная музыка выражала какие-то новые чувства, идеи, порою еще не понятные, но так притягивающие к себе слушателей. Да и весь облик композитора резко выделял его среди окружающих. Бетховен был человеком не большого роста, коренастым, с лицом изрытым оспой. Парик он никогда не носил, его темные волосы падали ему на лоб. Он был грубоват в движениях, часто резок с людьми. Но иногда вдруг делался необузданно веселым и язвительным. Бетховен никогда не льстил, и этим качеством нажил себе много врагов.

В 1789 году свершилась революция во Франции. Бетховен проникается идеями свободы, всечеловеческого равенства и братства. Его героем становится молодой генерал Наполеон Бонапарт. Композитор посвящает ему свою “Героическую симфонию”. Но дальнейшие действия “героя” разочаровывают Бетховена. Он понимает, что Наполеон ни кто иной, как страшный тиран, приносящий людям несчастья, и отказывается от первоначального посвящения симфонии.

Трагедией жизни Бетховена стала его глухота. Болезнь дала знать о себе уже в двадцать шесть лет. “Мои уши,- пишет он,- шумят и гудят день и ночь. Я могу сказать, что жизнь моя самая жалкая”. Произведения Бетховена в большом количестве издавали при жизни композитора. Но этот человек совершенно не знал цену деньгам. Он витал в высших сферах, и тратил гораздо больше, чем получал.

Глухота Бетховена усиливается, он делается более замкнутым и одиноким. Прошение композитора о постоянной работе при оперном театре отклоняют. Вследствие своего недуга он перестает давать сольные концерты, и его материальные затруднения постепенно возрастают.

Однако болезнь и одиночество не смогли сломать великого мастера. Свое творчество он венчает одним из самых гениальных созданных им произведений - 9 симфонией. На концерте Бетховен сам дирижировал симфонией. Театр был переполнен. После окончания произведения публика взорвалась рукоплесканиями и восторженными криками, но Бетховен продолжал стоять, повернувшись спиной к публике, ничего не замечая. В глазах исполнителей стояли слезы. Музыка композитора звучала у него внутри, а внешние звуки оставались за пределами его слуха.

В последние годы жизни композитор страдал водянкой. Хирург сделал ему четыре прокола. Бетховен, увидев массу воды, хлынувшей из его живота сказал - “Лучше вода из живота, чем из под пера.”

Великий композитор умер в нищете и одиночестве в 1827 году.

На похоронах венского классика присутствовало, по свидетельствам очевидцев, около двадцати тысяч человек.

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее , Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.

Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе . Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.

С 12 лет Бетховен писал свои сочинение . Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.

В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго , а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.

В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.

В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.

Произведения Бетховена 18-19 вв.:

  • Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
  • Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
  • Оратория «Христос на Елеонской горе»;
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
  • «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
  • Ода «к радости»;
  • «Девятая симфония»;
  • Опера «Фиделио»;

О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.

Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.

Бетховен о музыке:

  • Музыка – это народная потребность.
  • Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
  • Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
  • Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Статья по методике музыкального развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Знакомство с биографией композитора Л.Бетховена.


Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы, музыкальных руководителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей.
Цель: Дать представление о Бетховене как о великом зарубежном композиторе.

1.Рассказать о тяжелых испытаниях композитора.
2.Формировать представления о творчестве композитора.
Педагоги, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, педагогики, оперировать основными методиками развития и воспитания детей. Методике музыкального развития детей выделяется место и в программах детского сада. Развивая музыкальное восприятие детей, формируя представления детей о творчестве композиторов, о жанрах музыки уже с детского сада у дошкольников начнет формироваться музыкально-эстетическая культура. Очень важно взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя. Очень интересно проходят беседы, рассказывающие о творчестве композиторов.

I. Композитор Л.В. Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен (Beethoven) принадлежит к тем немногочисленным художникам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. К его музыке мы возвращаемся вновь и вновь, каждый раз находя в ней нечто новое, не замеченное раньше. Еще в детстве знакомимся мы с простой и доброй песней «Сурок», а через нее - с маленьким бродячим музыкантом и вместе с ним входим в то время, когда жил Бетховен и когда музыка звучала на улицах гораздо чаще, чем в концертных залах. Гениальный немецкий композитор, фоном, для произведений которого служила эпоха наполеоновских войн. Эти события первоначально вдохновляли Бетховена. Потом он разочаровался в них, оглох, обнищал и скончался. Но его гениальная музыка продолжает жить.

1.Жизненный путь.

Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества, была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелен во Фландрии, отсюда и приставка «Ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 12 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: "Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе". Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.
В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня "Сурок", трогательная "Элегия на смерть пуделя", бунтарски-плакатная "Свободный человек", мечтательная "Вздох нелюбимого и счастливая любовь", содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, "Жертвенная песня", которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. ред. - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы.

2.Бетховен переезжает в Вену.

Он мечтал о Вене, втором после Парижа музыкальном центре Европы. Семнадцати лет он впервые и ненадолго попал в этот город, и рассказывают, что Моцарт, услышав игру молодого музыканта, предсказал ему блестящее будущее. С тех пор Вена стала предметом постоянной мечты Бетховена. Желание жить там еще более укрепилось после знакомства с Гайдном, проездом посетившим Бонн. Вена была не только городом, где музыка постоянно звучала в театрах, на концертах, просто на улицах,- это был город, где жили и работали великие отечественные музыканты - Моцарт и Гайдн. Двадцати двух лет Бетховен переезжает в Вену.
Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

3.Сонаты Бетховена.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. Ясное осознание каждой творческой задачи, стремление решить ее по-своему были свойственны Бетховену с самого начала. По-своему пишет он фортепианные сонаты, и ни одна из тридцати двух не повторяет другую. Его фантазия не всегда могла уложиться в строгую форму сонатного цикла с определенным соотношением обязательных трех частей. Так, например, 14-ю сонату он начал с медленной части, и это было так необычно, что композитор снабдил сонату подзаголовком: «Quasi una fantasia» («Почти фантазия» или «Как бы фантазия»). Лирический, мечтательный характер первой части натолкнул издателей сонаты (уже после смерти Бетховена) на мысль дать ей название «Лунная». А иногда и сам Бетховен давал подобные названия: три части сонаты № 26 названы им «Прощание», «Разлука» и «Возвращение». Бетховен очень широко раздвинул рамки фортепианной сонаты, расширил круг образов. Иногда сонаты кажутся фортепианным переложением симфоний - такова прежде всего знаменитая «Аппассионата», мужественная, героическая музыка. Колорит поздних сонат суров и сумрачен, но иногда в них, как цветы в каменистом ущелье, расцветают такие нежные и трогательные мелодии, как «Ариетта» из последней сонаты.

4.Мир симфоний Бетховена.

С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист: в 1800г. он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 - Вторую. Работа над Третьей симфонией (1802-1804) совпала с увлечением Бетховена личностью Наполеона, в котором он, как и многие его современники, видел «генерала революции». Первоначально симфония была посвящена Наполеону, но когда композитор узнал, что былой республиканец короновал себя императором, то вместо посвящения написал на титульном листе лишь одно слово: «Героическая». Такой она и осталась в веках: музыкальным памятником не одному какому-либо человеку, а идее, торжествующей вопреки препятствиям, страданиям и смерти. В это же время была написана его единственная оратория "Христос на Масличной горе". Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г. Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой ("Пасторальной") симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах.

5.Девятая симфония. Бетховен становится глухим.

Ярче всего нравственные и художественные идеалы Бетховена сказались в его Девятой симфонии. Она явилась синтезом всего самого глубокого и значительного, что было создано в музыке и самим Бетховеном, и его предшественниками. Образы житейских бурь и горьких утрат, мирные картины природы и жизни людей, к природе близких,- все это воспринимается как пролог к единственному в своем роде финалу, впервые в истории жанра симфонии объединившему звучание оркестра и хора. Это величественный гимн радости, призыв к братству всего человечества. Глядя вперед, в будущее, композитор вкладывает в уста хора великие и пророческие слова, обращенные к грядущей радости:
Власть твоя связует свято.
Все, что в мире врозь живет,

Каждый в каждом видит брата
Там, где веет твой полет.
Ф. Шиллер
А ведь этот великолепный гимн радости был написан в очень трудные для композитора годы! Судьба не поскупилась для него на тяжкие испытания. После недолгих лет славы, житейского благополучия, радостей дружеского общения его ожидало одиночество, разочарование в близких людях и, самое страшное, глухота, оторвавшая его от общения с людьми и с музыкой. За исключением той, которая звучала в его сознании…
Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться "разговорными тетрадями", в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя "бессмертной возлюбленной", к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя хлопоты по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял. Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

6.Великий художник и великий человек Бетховен.

В 1823 г. Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как "Торжественная", в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Одной из немногих и неожиданных радостей последних лет жизни было известие из далекой России об исполнении в Петербурге бетховенской «Торжественной мессы», написанной в те же годы, что и Девятая симфония, и так же проникнутой идеей всеобщего мира и единения. Это было первое и единственное при жизни Бетховена полное, без сокращений, исполнение замечательного сочинения. Нельзя не удивляться тому, что одинокий, больной, почти вытесненный из музыкального мира более удачливыми современниками Бетховен и в самые тяжелые годы жизни создавал произведения, полные мужества и душевной чистоты.
Незадолго до смерти Бетховен едет к одному из своих братьев Иоганну. Людвиг предпринял это обременительное для него путешествие ради того, чтобы уговорить Иоганна составить завещание в пользу племянника Карла. Не добившись желаемого результата, взбешенный Бетховен возвращается домой. Эта поездка стала для него роковой. На обратном пути Людвиг тяжело простудился, ему так и не удалось встать на ноги, слишком много сил было потрачено, после нескольких месяце тяжёлой болезни Людвиг ван Бетховен умер 27 марта 1827г. Вена довольно безучастно относилась к его болезни, но когда весть о его смерти облетела столицу, потрясенная многотысячная толпа проводила великого композитора на кладбище. Все учебные заведения в этот день были закрыты.

Творчество Бетховена - одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Бетховена - музыканта-гражданина. Современник Великой французской революции, Бетховен отразил в своём творчестве великие народные движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Бетховена. Революционная героика нашла отражение в одном из главных художественных образов Бетховена - борющейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности.

В семье, имевшей фламандские корни. Дед композитора по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского. Его единственный сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле в качестве вокалиста (тенора) и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.

В 1767 году он женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце (резиденция Трирского архиепископа). Людвиг, будущий композитор, был старшим из трех их сыновей.

Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена был его отец, также с ним занимались музыканты капеллы.

26 марта 1778 года отец организовал первое публичное выступление сына.

С 1781 года занятиями юного таланта руководил композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.

В 1782 году Бетховен написал свое первое произведение — Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.

В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.

Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.

В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.

В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор ("Лунная", 1801), Вторая симфония (1802), "Крейцерова соната" (1803), "Героическая" (Третья) симфония, сонаты "Аврора" и "Аппассионата" (1804), опера "Фиделио" (1805), Четвертая симфония (1806).

В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно "Пасторальную" (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете "Эгмонт", в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.

С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.

В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.

Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Hиколай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра "Освящение дома" (1822).

В 1823 году Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.

При содействии Голицына "Торжественная месса" впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.

В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова "Оды к радости" поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.

Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей — струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.

26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой.

Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.

Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн.

С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился композитор, открыт музей.

В Вене Людвигу ван Бетховену посвящены три дома-музея, установлены два памятника.

Музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей Брунсвик, часто приезжал в Венгрию и останавливался в их доме. Он был поочередно влюблен в двух своих учениц из рода Брунсвиков — Джульетту и Терезу, но ни одно из увлечений не окончилось браком.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников