Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение на тему «Роль сказки в жизни человека. Материал на тему: Роль русских народных сказок в воспитании

Сочинение на тему «Роль сказки в жизни человека. Материал на тему: Роль русских народных сказок в воспитании

Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Наверное, все мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его.

Так кажется только на первый взгляд, однако при детальном анализе, мы видим что такой литературный жанр исполняет весьма важную функцию, а именно - воспитание ребенка. Давайте вместе вспомним, какие ощущение у нас вызывали сказки.

Роль сказки в жизни читателя

В сюжете обязательно был негативный и положительный герои, которые попадали в одну жизненную ситуацию либо вместе принимали участие в определенном событии. Злые персонажи всячески препятствовали добрым, делая им разные козни.

Однако, в конечном итоге, добро всегда побеждало зло, а часто и склоняло его на свою сторону. Несформировавшаяся психика ребенка, на примере главных героев сказки, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; как нужно относиться к людям, а как нельзя; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.

Нравственные ценности в сказках для взрослых

Не стоит считать, что сказки покидают ребенка в процессе взросления: они сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Ведь людям свойственно терять жизненные ориентиры, а эти литературные произведения всячески способствуют обрести их вновь. В сказках для взрослых заложены несколько трансформированные нравственные ценности детских сказок.

Такие произведения учат человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе. Поэтические образы героев сказок заставляют человека задуматься о том, не забыл ли он о главном в своей жизни - духовном становлении.

Ведь очень часто взрослые люди заняты различными житейскими хлопотами - работой, учебой и воспитанием детей. Духовное представление о жизни резко отходят на второй план, и в конечном итоге, вовсе теряют свою актуальность. Сказки выступают инструментом, при помощи которого, взрослые люди начинают понимать истинные ценности своей жизни.

Место сказки в мире художественной литературы

Сказка занимает одно из самых весомых мест в мировой художественной литературе. Более того, этот жанр является пионером в становлении непосредственного литературного процесса в жизни человечества. Сказка всегда шла в ритме со временем и полностью отражала те доминирующие ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории.

Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.

Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.


В тексте, предложенном нам для анализа, известный русский психолог и педагог Илья Константинович Барабаш поднимает проблему важности сказки в жизни современного человека.

Данная проблема сегодня актуальна как никогда, ведь погружаясь в бешеный ритм жизни современного общества, мы начинаем забывать о началах, о том, что помогало нам в детстве. Мы не задумываемся о том, что-то, что служило нам опорой в жизни раньше, может служить ориентиром и сейчас. Именно сказки закладывали в нас морально-эстетические и нравственные ориентиры, которыми мы руководствуемся и по сей день.

Для того, чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, писатель, во-первых, рассказывает о том, как близко мы воспринимали проблемы героев: «Мы действительно радовались за Ивана-царевича, жалели Маленького Мука». Это помогало сравнивать их поведение с нашим, делать выводы и поступать так, как поступил бы герой сказки. Во-вторых, автор рассказывает нам то, как хитрость побеждает силу, а смелость- подлость. Барабаш фактически перечисляет некоторые из тех уроков, которые мы извлекли, читая сказки: «Понятие силы относительно.

А если ты просто бескорыстно поможешь кому-то, то добро обязательно вернётся к тебе».

Автор считает, что мы должны смотреть на жизнь через призму сказки, но при этом не попадая во власть сказочных персонажей. Иными словами, мы должны уметь пользоваться советами, которые нам дала сказка, не забывая, что мы все же живем в реальном мире, а потому не всегда сказочные законы здесь работают.

Недаром данная проблема рассматривается в произведении Владимира Благова «Свободу Змею Горынычу!» Брат и сестра, проживая в современной квартире, вообще не интересуются книжками. Брат целыми днями играет в компьютер, сестра листает журналы - их не интересует выдуманный мир. Однажды, из-за стечения обстоятельств, они волшебным образом попадают в классическую русскую сказку, где они пользуются исключительно своей находчивостью и смелостью спасают сказочных персонажей, и счастливо возвращаются домой.

Научившись во время своих приключений, отваге, доблести и честности, они понимают, что мир сказок- это увлекательнейшая среда, где каждый может найти ответ на любой волнующий его вопрос. С тех пор они стали уделять гораздо больше внимания книжкам.

Другим примером является фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф». Четверо детей, эвакуированных в Лондон из-за войны, случайно находят вход в параллельный мир, который населяют сказочные персонажи. Волею случая, на их плечи возлагается ответственность за весь этот мир, и они спасают его. В процессе, каждый из детей исправляет свой собственный главный недостаток характера, и обратно в Лондон они возвращаются совершенно другими людьми. Встреча со сказкой сильно помогла им изменить свою судьбу и себя самих в лучшую сторону.

Подводя итог, можно сказать, что сказка действительно играет очень сильную роль в жизни людей. Не даром гласит русская пословица: «Сказка - это сокровище народной мудрости».

Обновлено: 2017-05-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

краткое содержание других презентаций

«Русские и английские сказки» - Трёхкратность ситуаций. Что такое сказка. Исследование среди детей. Особенности английских сказок о животных. Особенности сказок о животных. Реальные события. Великие сказочники. Герои сказок. Johnny - Cake. Реальность сказки. Сравнение английских и русских народных сказок.

«Сказки разных народов» - Литературная викторина. Сказки. Кто является основными героями сказок. Сказки грузинского народа. Чему можно научиться у народных сказок. Эскиз обложки. Удачи. Сказка – складка, песня – быль. Как создаются сказки. Виды сказок.

«Сказки народов мира» - Особые сказки про богатырей. Понятие сказки в современном мире. Волк и лиса. Лиса оказалась хитрая. Волшебные сказки. Народная сказка. Сказка. Как появились сказки. В русских сказках всегда бывает добро и зло. Сравнить сказки народов. Прочитать сказки разных народов России. Чудесная страна сказок. Народные сказки возникли очень давно. Баба-Яга. Передаётся быт. Сказки народов мира. В сказках присутствует волшебство.

«Английские народные сказки» - Английские сказки. Пир на весь мир. Связь между сказками и культурой страны. Сказка будет жить вечно. Особенности английских сказок. Сказка про трех поросят. Волк и семеро козлят. Движущая сила английских сказок. Русские сказки. Развязка английских сказок. Отличие героев английских сказок от русских. Английские народные сказки. Английские сказки о животных. Волшебный мир английских народных сказок.

«Сравнение народной и литературной сказки» - Народная сказка. Самооценка. Сказка ложь, да в ней намек. Узнайте нас. Расскажи по плану. Урок литературного чтения. Объясни значение. Золотое яблоко. Сказка. Особенности сказок.

«Арабские сказки» - Другие сборники не сохранились; мы не знаем, какие в них были сказки. Далеко от Багдада, в другом городе, возродились снова сказки. Сказки о царях и вельможах, о войнах и сражениях. Разные смешные истории про ловкачей и хитрецов. В столице Египта, Каире, были свои меддахи. «Тысяча и одна ночь». Много пришлось пережить за это время Багдаду – «Городу Мира». Бродячие сказочники рассказывали сказки. Арабские сказочники – меддахи.

анастасия скворцова
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В этикете существует две основные нравственные категории- добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок , в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах :

Как дружба помогает победить зло ("Зимовье ") .

Как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят")

Что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка")

Народная сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение.

Ребенок очень рано знакомиться со сказками , и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках .

на одном из занятий целесообразно рассказать детям , как рождались сказки , как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка , Снегурушку, рассказывали еще давным - давно .

Когда запас сказок , которые дети знают и умеют рассказывать , станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок . Педагог может рассказать сказывают сказки - сказатели сказочники . Однако умение придумывать сказки формируется не сразу.

Нужно учить ребенка приемами сочинения сказки .

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных . Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый) . Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей» , «Уважай старших» , «Не уходи из дома без разрешения» , но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают , многократно возвращаясь к тексту сказки . Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными , трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок» , «Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси - лебеди» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Снегурочка» . Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики» , хитрость - в сказках «Лиса и журавль» , «Лисичка - сестричка и серый волк» и другие сказки . Любовь к труду, в народных сказках , всегда вознаграждается («Хаврошечка» , «Царевна-лягушка» , мудрость восхваляется («Мужик и медведь» , «Лиса и козел» , забота о близком поощряется («Бобовое зернышко» ).

Во всех сказках есть персонаж , который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент,когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о предостерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках , старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» . Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович» ). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными- помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван -царевич и серый волк» ).

Существует такая категория сказок , в сюжетах которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств ребенка : запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль , самонаказание, саморегулирование) . Это страшные сказки , или «страшилки» . Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше) . Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам» , но они так, же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былинки об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети , и взрослые в XIX веке.) В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда родителей нет (они умерли, уехали или уснули, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки , в которых никогда нет полной семьи; внучка живет с бабушкой и дедушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. отвественность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложиться на самого ребенка.

Стимулом для рассказывания сказок может стать игровая ситуация : дети - сказатели , получают необходимые атрибуты - шаль, очки, бороду и др. Главное вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке . Когда запас сказок , которые дети знают и умеют рассказывать , станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то,чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок . Педагог может рассказать , что есть люди, которые хорошо рассказывают сказки - сказатели , но и те, кто сами их сочиняют - сказочники . Нужно учить ребенка приемам сочинения : обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки .

Анализ литературы по данному запросу указывает, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа , его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их исключительным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Характерные особенности сказок (оптимизм, образность и т. д.) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок , ибо нравственность , изначально заложена в их сюжетах.

Знакомство со сказками можно завершить - «изданием» сборника «Наши сказки » , куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие рисунки к ним.

Таким образом мы видим, что :

сказка - источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов , игр - драматизаций. Сказка источник обогащения всех сторон речи (связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность).

- сказка требует переключению внимания на восприятие . Любя сказку , дети стремятся к сотворчеству с автором или народом .

Татьяна Карабанова
Какую роль играет сказка в жизни детей

Детская сказка в развитии детей имеет огромное значение : развивает фантазию и правильную речь. Сказка является помощником в воспитании детей . Она помогает учить детей жизни , знакомит с добром и злом. Сказка является не только развлечением, но и оказывает большую помощь в воспитании. Детям легче понять сказку , чем обычную взрослую речь. Поэтому, когда взрослые стремятся помочь ребёнку, объяснить что-то, придётся прибегнуть к сказке . В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. У детей , которым с раннего возраста читали сказки , быстрее начинает формироваться правильная речь. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Детские сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, и его творческий потенциал.

Дети многое узнают из сказок : появляются представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, знакомятся с предметным миром. Сказки формируют у ребенка понятия о добре и зле. Но огромное значение имеет сказка в развитии устной речи.

Так как у многих детей не развита связная речь, то им трудно рассказать о тех или иных событиях. Ребенок не умеет пересказывать литературные произведения.

Поэтому сказка скрывает огромные дидактические возможности в развитии речи. Сказка позволяет расширить словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь.

Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой.

Именно поэтому родители должны больше внимания уделять сказке . Когда мама или папа читает ребенку сказку , объединяются два мира : мир взрослого и мир ребенка, в волшебном сказочном пространстве .

Сказка является прекрасным средством семейного общения и развития ребенка.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство.

Для чтения сказок нужно подобрать время, когда у ребёнка хорошее настроение. Хорошо читать или рассказывать перед сном с дальнейшим обсуждением сказки . Во время чтения не следует отвлекаться. Восприятие добра и зла у детей отличается от взрослых. Детям необходима образность, игра .

Нельзя недооценивать роль детских сказок в воспитании детей . Ребёнок учится сопереживать героям и верить в добро. Детские сказки – не только приятное времяпровождение. Сказки является способом снятия тревоги у ребёнка. Сказки способствуют развитию связной логической речи. Дети учатся задавать вопросы.

Воспитание детей сказками - довольно сложная задача. Надо учитывать особенности вашего ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Если дети смотрят сцены насилия по телевизору, то ему сложно это образно воспринимать в сказках .

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках . Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями . Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и отношение взрослых к сказке . Можно перечитывать много раз одну и ту же сказку , понять её смысл. Таким образом, с помощью сказки прививается у ребёнка любовь к чтению.

Большинство детей представляет себя положительным героями сказки .

Сказка - одно из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Сказки должны присутствовать в плане воспитания детей , как средство воспитания личности. Целью сказок - развитие в ребёнке данных от природы эмоций. С помощью любимых и нелюбимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.

Фантазию ребёнка нужно уметь направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начать лучше со сказок , которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Одним из самых лучших способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга является сказка . Она возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!