Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сказки с участием ивана дурака названия. Детские сказки онлайн

Сказки с участием ивана дурака названия. Детские сказки онлайн

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем?

Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?.. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака - его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее. Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий - Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку:

На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.

Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:

«Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?» И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.

Эка ненасытная утроба! - сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком - разлетелись черепки в разные стороны.

Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:

Ты, дурак, зачем?

Вам обед принес.

Где же обед? Давай живее.

Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

Какой такой человек?

Вот он! И теперь рядом стоит!

Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.

Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.

Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?

Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать - во как умаялся!

Постой, еще не так умаешься! - говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!

Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет - не везет!

«А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит».

Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.

«Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!»-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:

Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.

А сам все вперед да вперед подвигается.

Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.

«Эх, - думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!»

Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.

«Знать, без соли не хочет!»- и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.

Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?

Хватил ее поленом, да прямо в голову - и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет - ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: «Иванушка-дурак!»- бросил их и ну топтать да приговаривать:

Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:

Все искупил, братики!

Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?

А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся - так я их на дороге покинул.

Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!

Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.

Пиво, не броди! Дурака не дразни! - говорит Иванушка.

Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.

Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.

На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:

Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!

Постой, дурак, - сказал барин, - я умею и судить и рядить; вылезай из куля!

Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.

Знать, бурка ловит! - проговорили братья и побрели домой.

Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:

Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко - такой славный!

Завидно стало братьям; говорят дураку:

Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…

Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Жили три брата: двое разумные, а один дурак. Разумные были женаты, богаты и жили без забот, а дурак свиней пас.
Покуда жил отец, дурак не унывал. Но вот умер отец. И, умирая, он сказал, чтоб стерегли его могилу три ночи по очереди: первую ночь — старший, вторую— средний, а третью — Иван-дурачок.
Вот подходит первая ночь. Боится старший брат:
— Ты,— говорит жене,— уговори Ивана. Пряничек ему, блинок дай, он и пойдет.
Подходит вечер. Иван сидит на печи да в потолке суки считает. Вот жена старшего брата и говорит:
— Сходи, Иван, постереги за брата могилу отца. Я тебе тут блинов напекла, пряников.
— Ладно!—кричит Иван.
Собрался Иван, напихал за пазуху блинов, пряников и пошел... Много ли, мало ли сидел он. Подходит полночь. Раскрывается могила и встает отец.
— Ты, Иван, стережешь?
— Я,— отвечает Иван-дурачок.
— А что старший брат не пришел?
— Боится.
Посидели, поговорили, петухи запели. Покойник вздрогнул и в могилу полез. Приходит Иван домой.
Вот жена старшего брата и спрашивает:
— Ну, что там было?
— Ничего! — отвечает Иван.
Опять приходит вечер. Вот жена среднего брата и говорит:
— Постереги, Иванушка, и за другого брата. Я тут тебе блинков напекла, пряничков.
Обулся Иван-дурачок, забирает блины за пазуху и уходит.
Пришел, сел на могилу, и, пока поел блины, подошла полночь. Открывается могила. Встает отец.
— Ты, Иван, опять стережешь? — спрашивает отец.
— Я,— отвечает Иван-дурачок.
— А что ж не пришел средний брат?
— Боится.
Посидели, поговорили, петухи запели. Покойник вздрогнул и в могилу полез.
Приходит Иван домой. Жена среднего брата спрашивает:
— Ну, что там было?
— Ничего.
Забрался Иван-дурачок на печь да и заснул, как пеньку продавши. Приходит третья ночь. Лежит Иван-дурачок на печи, потягивается. Вот жены братьев и говорят:
— Иди, дурак, стеречь! Твоя очередь! Собрался Иван-дурачок, положил за пазуху хлеба краюху и пошел.
Пришел, сел на могилу и пока ел хлеб, подошла полночь. Открывается могила. Встает отец.
— Ты, Иван, стережешь?
— Я,— отвечает Иван-дурачок.
— Вот, Иван,— говорит отец,— третью ночь ты меня стережешь. Больше всех ты меня любишь. Я тебе отплачу.
Поднялся отец и трижды свистнул. Летит кобылица, золотыми копытами стучит. Хвост по земле волочился, грива до колен...
Отец говорит:
— Вот тебе эта кобылица. Как надо тебе что, пролезь ей с левого уха в правое, и станешь ты молодцом, которому не будет равного. Садись потом на нее, и ты достанешь, что захочешь. А пролезешь с правого-уха в левое,— станешь таким, каким был. Служить тебе она будет до конца твоих дней.
Только он кончил, петухи запели. Покойник вздрогнул и в могилу ввалился.
Погладил Иван кобылицу и отпустил на волю пастись.
Много ли, мало ли прошло времени, объявляет царь по всему царству:
— Кто вспрыгнет на третий этаж за три раза, тому моя дочь и корона.
Съезжаются скакуны-витязи со всего царства. Стали собираться и Ивановы братья, чтоб посмотреть, кто у них новым царем будет. Вот Иван с печи и говорит:
— И я там буду.
— Сиди уж, дурак! — отвечают братья.— Тебе свиней вон пасти надо!
Поехали старшие братья.
Оделся Иван-дурачок и погнал свиней в поле. Там прохожего старца попросил свиней пасти, а сам зашел в лес да как присвистнет три раза!
Летит кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что, Иван, надо?
— Едут все на царскую дочь глядеть. Хочу и я с ними.
— Полезай из уха в ухо!
Пролез Иван-дурачок из уха в ухо и стал молодцом таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Вот подъезжает он к царскому дворцу. А народу, народу! Некоторые прыгают на своих конях — хотят до третьего этажа доскочить. Прыгнут — да об землю!
Разогнался Иван-дурачок на своей кобылице и сразу до первого этажа доскочил.
— Лови, лови,— закричал народ. Но Иван-дурачок задал по спине своим братьям нагайкой и вмиг исчез...
Пригнал Иван-дурачок свиней домой, забрался на печь и лежит. Вот приезжают братья.
— Ну, что там было? — спрашивают жены.
— А что там было? Разогнался некий витязь и сразу до первого этажа вспрыгнул!
— Это я,— говорит Иван-дурачок.
— Дурак, не мели пустое! — говорят братья.
— А били вас? — спрашивает Иван.
— Сиди уж там! — прикрикнули братья.— Завтра еще поедем.
Прошла ночь. Наступило утро. Снова собираются братья.
— И я там буду! — говорит Иван-дурачок.
— Иди уж свиней паси! — говорят они.
Оделся Иван-дурачок, корзинку на грибы взял и погнал свиней. Набрал грибов, наварил, наелся и захотел опять съездить к цареву дворцу. Вот он зашел в лес да как свистнет три раза! Летит кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?

— Они нас будут глядеть, а не мы их! — сказала кобылица.— Полезай из уха в ухо!
Пролез Иван из уха в ухо и стал молодцом лучше прежнего. Вот приезжают они к царскому дворцу— народу еще больше. Увидели его, закричали:
— Вот он! Вот он!..
Разогнался Иван-дурачок на своей кобылице — второго этажа достиг!
— Лови, лови! — закричал народ. Но Иван-дурачок задал по спине своим братьям нагайкой и вмиг исчез.
Пригнал он свиней, забрался на печь и лежит. Приходят братья. Жены их спрашивают:
— Ну что там было?
— Одурел тот витязь... До второго этажа уже допрыгнул.
— То был я! — говорит дурачок.
— Что ты там, дурак, бормочешь?
— Я спрашиваю: били вас? — отвечает Иван-дурачок.
— Завтра поедем еще! — говорят братья и ложатся спать.
Наутро, чуть свет, братья уже собираются. Иван-дурачок говорит им:
— И я там буду!
— Свиней, дурак, паси!
Оделся Иван-дурачок, корзину на грибы взял и погнал свиней. Набрал там грибов, наварил, наелся захотел опять съездить на царев двор. Зашел в лес да как свистнет три раза! Летит кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Все едут царевну глядеть. Хочу и я.
— Они нас будут глядеть, а не мы их! — отвечает кобылица, золотые копытца.
Пролез Иван-дурачок из уха в ухо и стал молодцом хоть куда. Вот подъезжает он к царскому дворцу. А народу, народу... не пробиться! Шевельнул Иван-дурачок уздечкой, взвилась кобылица — третьего этажа достигла. А царевна — кольцо на палец Ивану!
Вернулся Иван к своим свиньям, перелез из уха в ухо, отпускает кобылицу, завязывает тряпочкой кольцо на пальце и гонит свиней домой.
Пригнал, отрезал хлеба ломоть — и на печь.
Приезжают братья. Жены спрашивают их:
— Ну, что там было?
— Что? Уже до третьего этажа допрыгнул тот витязь. Скоро, наверное, свадьба!
— То я был и царевну видал! — говорит Иван.
Братья посчитали, что дурак бредит, и ничего не ответили. Подошла ночь. Спать легли. Не спится Ивану. Хочется поглядеть, что за кольцо на пальце.
Только развернул тряпочку, кольцо как блеснет!
— Что ты, дурак, спички трешь?! — закричали братья.— Хату спалишь!
Спрятал Иван кольцо, лежит — не дышит.
Много ли, мало ли времени прошло, приглашает царь съехаться всех мужчин ко двору.
Поехали братья. Решил Иван-дурачок ехать.
Не гонит свиней. Лежит на печке да сучки в потолке считает.
— Гони свиней! — закричали на него жены братьев.
— Я не погоню.
Сволокли они его с печи, надавали под бока и за двери вытолкнули.
Пошел он в лес, свистнул трижды. Прибежала кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
Все поехали к царю. Хочу и я.
— Садись! — говорит кобылица.
Вмиг очутились у столицы. Тут Иван-дурачок остановился, отпустил кобылицу и пешком пошел.
Пришел он ко дворцу и стал в уголок.
Вот царь, дочь его и старший боярин ходят по рядам мужчин, узнают жениха. Один, другой... Доходит, наконец, очередь до Ивана-дурачка. Он лохматый, оборванный.
— Что глядеть его? — говорит царь.
А боярин был разумней царя. Говорит Ивану:
— Покажи-ка руки! Протянул Иван руки свои.
— А что это у тебя палец завернут? — спрашивает боярин.
— Это я свиней пас, мозоль набил.
— Ну-ка, развяжи!
Столпился вокруг народ. Прибежали сюда и братья Ивановы. Развязал Иван-дурачок палец.
— Этот! — говорит царская дочь.— Прогоните его! Я за него замуж не пойду!
— Нет, дочь, что случилось, то и будет! — говорит царь.— Царское слово должно крепким быть.
Делать нечего. Взяла царская дочь Ивана-дурачка и повела его во дворец.
Поглядели братья, позавидовали.
Много ли, мало ли прошло времени после свадьбы, пошел соседний царь войной на это царство. Все едут на войну. Вот царская дочь, жена Иванова, и говорит:
— Один ты сидишь дома!
Гонец за гонцом скачут в столицу. Дрянь дела на войне... Свистнул Иван-дурачок трижды. Прилетела кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Плохи дела на войне. Надо помочь.
— Лезь из уха в ухо.
Пролез Иван из уха в ухо и сделался молодцом, закованным в щит и с мечом в руках.
Прискакал на поле боя. А неприятель идет и идет. Ну и взялся тут Иван-дурачок! Не столько он рубит, сколько кобылица ногами топчет. Побил, разогнал, потоптал Иван чужое войско. Рать царя-тестя обрадовалась, кинулась вдогонку. Иван поднял уздечку. Взвилась кобылица, и исчезли они с поля боя.
Ради победы собрались пировать в царском дворце витязи. Ну, конечно, пригласили и Ивана-дурачка: царский зять!
Выпили, закусили. Вот царь и говорит:
— А если б не тот витязь, плохо б нам было. Вот ели б мне его увидеть!
Не успел царь так сказать, как скачет гонец и объявляет, что с другой стороны идет новый царь войной.
Снова воюют, снова идут люди на войну. Вот царская дочь и говорит Ивану-дурачку:
— Все едут на войну, один ты сидишь дома!
Снова скачут гонцы с плохими вестями.
Решил Иван, что пора и ему на войну ехать. Вышел он вечером и трижды свистнул. Прилетела кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Дрянь дела на войне. Надо помочь.
— Полезай из уха в ухо.
Полез он в левое ухо, а из правого вылез закованный в щит, с мечом в руке.
И вот он опять в самом бою. Вскипел богатырским гневом и ну бить! Не столько рубит, сколько кобылица ногами солдат давит. Перетер, перебил и остатки чужого войска разогнал.
Вернулся царь во дворец, да и задумался: «Кто такой? Куда делся? Как найти? Как отблагодарить этого витязя?»
Опять собрались во дворец пировать ради победы. Царь и говорит:
— Кто может найти богатыря, что два раза спасал наше царство?
Все задумались, а Иван-дурачок знай ест, как ни в чем не бывало. И вот опять летит гонец с третьей стороны!
В третий раз война.
В третий раз собираются люди.
Сидит Иван-дурачок да в окно поглядывает.
Вот царевна и говорит ему:
— Все едут на войну, один ты сидишь!
А чужие солдаты все ближе и ближе... Царь забеспокоился пуще прежнего.
Ничего Иван-дурачок не сказал, а как дождался утра, вышел на крыльцо и свистнул три раза. Прилетела кобылица, золотые копытца, грива до колен, хвост по земле волочится.
— Что надо, Иван?
— Плохи дела на войне.
— Лезь из уха в ухо.
Пролез Иван-дурачоок из уха в ухо и стал богатырем, закованным в латы и с огненным мечом в руке.
Кобылица и говорит ему:
— Бей неприятеля, но только с правой стороны. Если ударишь с левой, тебя заберут или неприятельские силы, или свои солдаты. Тогда я тебе не в силах помочь. Помни.
Шевельнул он уздечкой, взвилась кобылица. А царевна видела, как Иван пролез из уха в ухо и каким после этого стал, и слышала, что говорила ему кобылица. И вот шлет она полк солдат, чтобы не дали они ему дураком сделаться, а как победят неприятеля, схватили бы Ивана в облике богатыря. И наказала, чтобы хватали с левой стороны.
Врезался Иван-дурачок на своей кобылице в гущy неприятеля и ну сечь, бить, топтать... Не столько рубит, сколько кобылица копытами топчет.
Видит неприятель, что дело плохо, и давай удирать.
Подлетел полк солдат к Ивану и давай поздравлять, и все норовят зайти с левой стороны. Ближе, ближе... Кобылица храпит, бьет копытами об землю, а Иван, как нарочно, не шевелит уздечкой. И вот смельчаки схватили Ивана. Взмахнул он мечом и грохнулся об землю. Кобылица заржала и исчезла.
Нагнулись солдаты над богатырем и видят, что это Иван, муж царевны. Шевельнулся Иван-дурачок раза два и умер. И долго плакало войско над ним, плакала и царевна.

Иванушка-дурачок – народная сказка, которая расскажет юным читателям о том, что удача дураков любит. Главным героем этой сказки выступает Иванушка, самый младший сын в семье. Душой он был добрый, а вот большим умом не отличался. Поэтому и кликали его все дурачком. Терпел Иванушка-дурачок от своих братьев и оскорбления, и побои. Решили они как-то утопить неразумного брата. Но тут Иванушке улыбнулась удача: вместо него камнем под воду барин ушел, и вслед за ним два злобных брата. Знать, не такой уж и глупый он оказался! Читать сказку Иванушка-дурачок онлайн можно найти здесь.

Кому жить на Руси здорово?

В старину считали, что слабоумные люди обладают открытым сердцем и хорошей интуицией. Их по жизни будто ведет какая-то божественная сила, оберегая от несчастных случаев. Более того, им всегда сопутствует удача, которая не отвернулась от героя сказки и в трудную минуту спасла ему жизнь. Вот и думай, и гадай, Некрасова вспоминай: кому жить на Руси здорово – ученому коту или Иванушке-дурачку?

Наверное, нет ни одного говорящего по-русски человека, который не смог бы сходу вспомнить хоть одну сказку, герой которой Иван-дурак.

И описать этого героя тоже сможет каждый: Иван – младший сын в семье, непутевый, ленивый и добродушный. Его лучше ни о чем не просить, иначе, да и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает хуже некуда! Но почему же тогда именно ему в конце сказки достанется все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем в этом разобраться.

Сказки про Ивана-дурака: список

Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.

  1. «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
  2. «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня - серебряный, золотой и бриллиантовый - становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь – дурак. Только когда нашли и привели его в царские палаты, стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и смелый человек. Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
  3. «Дурак и береза». В этой сказке дурак – настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий – не выдержал, хватил по стволу топором, а там – клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам – счастье!

Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.

Чем образ Ивана так приглянулся людям?

Почему Иван-дурак – герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.

Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном – Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила – не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня – грех, и она будет наказана!

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Особенности характера сказочного героя

Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным. Для него каждый новый день – это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?

Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные – не учены, а ученые – не умны».

А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!

Отражение в образе Ивана Дурака языческих традиций

Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохраненными в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что русские народные сказки Иван-дурак украшает собою не только из-за своей недалекости, а потому, что язычники, оказывается, так называли всех, проходящих обряд инициации.

И суть тут была именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рассудочности в поступках. Именно эта "дурость" становилась отличительным качеством человека, который хотел превратиться из «запечного олуха» в настоящего мужчину.

Вспомните: в сказке, в начале ее, Иван – посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитату, «сопли на кулак накручивает». А в конце – это успешный, удачливый молодой мужчина. Значит, инициация пройдена!

А если посмотреть на это с другой стороны?

Может быть, образ простофили Ивана-дурака раскрывает лишь мечту народа о сверхъестественных силах, способных помочь любому? И некоторые исследователи считают, что Иванушка – поэтическая греза, отражающая мечту о беззаботной, развеселой жизни, которая все равно приведет и к счастью, и к богатству.

В очерке «Иван-дурак. Корни русской народной веры» А. Синявский даже печалится о народе, выбравшем себе такого главного героя. Ведь дураки в сказках грязные, ободранные, неумытые, не имеющие за душой ни гроша, да и ленивые до умопомрачения. Зато играть на дудочке или сочинять песенки - на это они горазды. Эта тотальная лень пугает автора очерка, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая жизненных благ свыше, забывает о своей персональной ответственности.

Евг. Трубецкой в рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перелагать ответственность на «широкие плечи Николы Угодника» - это и есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и отнимающий у него волю к победе.

Отношение в сказке живых существ к Ивану- дураку

Но нужно отметить, что все же не лень или недалекость привлекают к Ивану на протяжении стольких веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямодушие. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: он отпустит, избавив от беды, живое существо, пожалеет странника или старую женщину, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.

Такому герою, как Иван-дурак, и серый волк поможет, и щука, и собака, и кошка. Перед ним все преграды расступаются – ведь он не боится, что это может не произойти!

Помните указанный в фильме «Чародеи» путь к успеху: «Вижу цель – не вижу препятствий»? Именно так все и происходит с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий тому, чтобы отрубить двенадцать голов Змею Горынычу или превратиться в прекрасного царевича, окунувшись в сосуд с молодильной водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню - родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван – дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак – это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака – это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное - это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!»

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле - это сказка еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

Так кто такой этот любимый сказочный герой?

Исследователи считают, что сказки про Ивана-дурака несут в себе некую стратегию, которая исходит не из стандартных постулатов, призывающих поступать всегда разумно, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!

В Иване-дураке сокрыт идеальный человек – верный своему слову, честный и лишенный личного интереса. Ведь и к богатству (полученному как дополнение к жене) он относится отрицательно, несмотря на то, что в конце сказки всегда владеет им.

Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству – это с точки зрения русского народа всегда признак корысти, жадности, а значит, не может быть качеством положительного человека. И раз Иванушка – это воплощение чего-то идеального, то он просто должен быть бессребреником, не знающим цену деньгам и не стремящимся их нажить.

Почему Бог дураков любит?

Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.

Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью – и оно никогда не подводит такого героя!

И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье – не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.

Образ Дурака в литературе и кино

Иван-дурак, способный «взломать» собою все рамки и приличия, так тесно обступившие обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и в киноискусстве. Этим образом в свое время воспользовались и Ф. М. Достоевский, и А. Н. Островский, и Н. С. Лесков, и М. Горький, и многие другие знаменитые писатели и поэты.

Ведь в его уста можно вложить то, что ни за что не произнесет «благородный» герой, а его поступки заставляют зрителя находиться в постоянном напряжении и безотрывно следить за развитием сюжета.

Искусство доказывает нам: именно Дураки – это поистине свободные люди. Они не связаны условностями, их поступки не поддаются логике, а все, что делается ими – это верный путь к Чуду.

И слава Богу, что Дураки неистребимы! Иначе чудеса просто ушли бы от нас, а мир, соответственно, засох бы стараниями «мудрецов» и прагматиков.

Если для того, чтобы в мире было место Волшебству, они необходимы, значит, каждому из нас можно и нужно время от времени надевать на себя колпак главного героя сказки про Ивана-дурака. Названия же, которые мы даем этому действу, всегда одинаковы - это жизнь!