Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шереметевский дворец фонтанный дом. Шереметьевский дворец — Музей музыки

Шереметевский дворец фонтанный дом. Шереметьевский дворец — Музей музыки

Санкт-Петербург по праву считается городом дворцов, ведь помимо российского императора здесь жили самые богатые и известные дворянские семьи. В столице они строили свои самые красивые родовые усадьбы. Шереметевы - одна из древнейших и наиболее знатных в Российской империи фамилий, неудивительно, что их дворец на берегу реки Фонтанки, являющийся потрясающим образцом русского барокко, привлекает сотни туристов. Конечно, он не так популярен, как Петергофский дворец или Эрмитаж, однако для тех, кто уже бывал в самых раскрученных музеях Петербурга, открывается следующая сторона этого удивительного города – его бесконечные городские усадьбы, многие из которых можно посетить и осмотреть интерьеры.

Шереметевский дворец или, как его еще называют, Фонтанный дом расположен в самом центре города, рядом со многими другими знаковыми местами Санкт-Петербурга: Летним садом, Михайловским замком и Русским музеем. В бывшей городской усадьбе рода Шереметевых сейчас открыт Музей музыки, а также в отдельных помещениях размещаются музеи Анны Ахматовой, Льва Гумилева и Иосифа Бродского.


Внутри дворца можно посетить две основные экспозиции: на первом этаже увидеть несколько тысяч музыкальных инструментов из самых разных уголков мира, а на втором пройтись по анфиладе парадных залов дворца Шереметевых. Если купить общий билет на посещение обеих экспозиций в один день, то он обойдется немного дешевле. Для осмотра первого этажа можно взять аудиогид. Также в музее предлагают несколько тематических экскурсий, рассказывающих о древнем дворянском роде Шереметевых, их усадьбах, истории Фонтанного дома и о собрании многочисленных музыкальных инструментов. Для детей проводятся увлекательные интерактивные экскурсии. Кроме того во дворце периодически проходят временные выставки и музыкальные концерты.


На территорию музея мы попадаем через ажурные чугунные ворота, украшенные позолоченными львами, которые держат над собой герб Шереметевых. Они появились здесь в 1837 году вместе с изящной оградой, выполненной по проекту архитектора И. Корсини.



Он же оформлял некоторые залы в доме. Этот дворец принадлежал семье Шереметевых почти двести лет и видел пять поколений древнего рода. Последний владелец этой городской усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев, который, кстати, владел такими известными усадьбами, как Кусково, Михайловское, Остафьево и многими другими, после революции 1917 г. вынужден был передать Фонтанный дом большевикам. С 1712 г. участок этот принадлежал его семье, кроме дома здесь были хозяйственные службы, парк с садовыми постройками и павильонами. Внешний облик Шереметевского дворца формировался годами, в его строительстве и преобразовании участвовали такие известные архитекторы, как С.Чевакинский, Ф.Аргунов, И. Старов, Д. Кварнеги, А.Воронихин, Н. Бенуа и А. Серебряков. Фонтанный дом всегда был в центре столичной жизни: на музыкальных вечерах здесь выступали со своими произведениями такие композиторы, как Глинка, Лист и Берлиоз. Художник О.А. Кипренский, будучи другом владельца усадьбы, писал в этом дворце портреты многих известных личностей, в том числе знаменитый портрет А.С. Пушкина. После революции в зданиях разместился музей дворянского быта, а спустя годы появился музей музыки. Различные музыкальные инструменты представлены не только на первом этаже, но и на втором, в залах семьи Шереметевых, открытых для посещения. Еще в 1900 году руководитель придворного оркестра российского императора Александра III Константин Карлович Штакельберг основал музей, для которого предоставил свою коллекцию музыкальных инструментов. Затем она стала пополняться подарками других коллекционеров-любителей музыки. Эти предметы легли в основу фондов музея музыки. Здесь собраны инструменты самых разных групп: духовые, клавишные, ударные и другие.



Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в восстановленные залы дворца Шереметевых. Открывает анфиладу античная комната. Как я уже говорила, музыкальные инструменты можно увидеть и здесь тоже. Например, в этой комнате перед нами арфа.


Даже шкаф выполнен в форме лиры.


Стены зала украшены барельефами, изображающими античные сюжеты.


После идет предцерковная комната, ведущая в домовую церковь Святой Варвары, в которой крестили практически всех представителей рода Шереметевых. В предцерковном зале можно увидеть скрипки и виолончели, изготовлены мастером И. Батовым, который был крепостным графа Шереметева.



По слухам, за одну из своих работ он получил вольную. Следом идет белая столовая, отделанная искусственным мрамором. Здесь представлены личные вещи фотографа В. Стрекалова-Оболенского потомка древнего дворянского рода.


Затем мы переходим в лепной зал, оформлением которого занимался И. Корсини.


Потолок этой комнаты украшает удивительная лепнина, напоминающая кружево. В белом зале, который был одним из самых роскошных во дворце, в настоящее время можно увидеть два уникальных музыкальных инструмента: рояль, на котором играл П.И. Чайковский, и клавесин с уникальным оформлением, изготовленный в XVIII в.


Стены желтого зала обтянуты золотой тканью.


Здесь выставлены скрипки самых разных форм, одна из них была сделана знаменитым мастером Ф. Страдивари.


Переходим в этрусскую комнату, которая служила Шереметевым музыкальным салоном.



Несмотря на свои небольшие размеры, этот зал обладает удивительной акустикой. Когда-то в этих стенах слушали пение Полины Виардо и выступления самых известных композиторов. В оформлении зала использовали орнамент древних этрусских ваз, найденных во время раскопок.

Зеленая гостиная


Кроме основной анфилады залов можно посетить еще две комнаты: бывшую библиотеку и оружейный зал, в которых в настоящее время проходят временные выставки.

Адрес: набережная реки Фонтанки, 34
Официальный сайт

Русское барокко: ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ФОНТАННЫЙ ДВОРЕЦ


Шереметьевский дворец, известный также благодаря Анне Ахматовой как Фонтанный дом - уникальный архитектурный памятник усадебного типа, выполненный в стиле раннего барокко.

Бывшая усадьба графов Шереметевых - уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа.

Летом 1712 года по приказу Петра велось межевание окрестных земель. Пётр I, стремясь как можно скорее освоить прилегающие к городу земли, щедро раздавал их своим приближённым. Б.П. Шереметев получил от Петра I в подарок к свадьбе участок земли «вниз по реке… мерою по поперечнику 75 сажен, длиннику от реки Ерик 50 сажен».

У Бориса Петровича не было времени и возможности самому наблюдать за строительством своего дома - он возводился под надзором управляющих. Основное время Шереметева занимала военная служба. Он вписал немало славных страниц в историю Северной войны. Пётр пожаловал своего полководца первым в русской армии чином фельдмаршала. Кроме того, Шереметев был награждён орденом Андрея Первозванного и портретом государя, осыпанным бриллиантами. В 1717 году Борис Петрович скончался и все имения перешли к его старшему сыну Петру.

В 1743 году Пётр Борисович женился на дочери канцлера А.М. Черкасского - княжне Варваре Алексеевне. Этот союз привел к объединению двух крупнейших состояний и сделала Шереметева одним из самых богатых людей России. В Петербурге ходили легенды о сказочном богатстве этого рода. Рассказывали, что однажды к графу в его дворец на Фонтанке неожиданно явилась императрица Елизавета Петровна. Её свита состояла из 15 человек. Но это не повергло хозяев дворца ни в панику, ни в смущение. К обеду, который тут же был предложен государыне, даже ничего не пришлось добавлять.

Пётр Шереметев был известен как коллекционер, приобретавший редкие минералы и другие раритеты для собственной кунсткамеры. Он многое сделал для воспитания собственных, российских, талантов. Меценат и рачительный хозяин, Шереметев организовал в своих вотчинах школы для обучения крепостных «наукам, которые по дому нужны». Вступив в права наследства, Пётр Борисович сначала не проявлял большого интереса к загородному имению на Фонтанке. Желание заново перестроить дом возникло, вероятно, в связи с начавшимся неподалёку строительством Летнего дворца Елизаветы.

В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошел на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль.

Строительство завершилось в 1750 году, а уже на следующий год в домовой церкви святой великомученицы Варвары крестили сына Петра Борисовича Шереметева - Николая. Николай Петрович войдёт в историю отечественной культуры как создатель одного из лучших театров в России. И это с ним будет связана пронзительная история любви графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Новый дом представлял собой двухэтажное здание с мезонином, состоящее из трёх частей: центрального корпуса, выступающего к Фонтанке, и двух флигелей. Эта композиция Шереметевского дворца сохранилась до наших дней.

Парадная анфилада дворца состояла из восьми комнат с окнами, выходящими в сад. Со стороны Фонтанки, к северу от парадной лестницы, находилась «Прихожая зелёная комната» (Зелёная комната или «Первый нумер»). Следующая за ней называлась «Вторым нумером». Большая угловая комната с девятью окнами в середине XVIII века именовалась галереей. Комнату, расположенную в противоположном конце центрального корпуса, называли Наугольной. Она, как и галерея, действительно расположена «на углу» дома. Возле неё находилась малиновая комната.

В северном флигеле был танцевальный зал, названный впоследствии Старой залой, столовая, буфетная и бильярдная.

Домовая церковь неизменно оставалась в южном флигеле. Позднее в примыкавших к ней помещениях находились личные апартаменты владельцев Фонтанного дома. Комнаты для детей, вероятно, располагались в мезонине. Первый этаж в основном занимала прислуга. Там же находились кунсткамера и ригскамора (комната для хранения оружия).

Оформление апартаментов отвечало вкусам елизаветинской эпохи. Цветные узоры наборных паркетов, пышное убранство стен и потолков. Комнаты обильно украшала золочёная резьба, широко применялись привозные декоративные ткани. Стены прихожей были отделаны расписными панно, выполненными на коже.Зала была оформлена деревянными панелями с орнаментальной росписью. В ней и нескольких других помещениях имелись живописные плафоны, написанные по эскизам художника Ле Грена. Убранство так называемой плиточной комнаты тяготело к более ранней традиции петровского времени. Она напоминала декорированные голландскими изразцами комнаты, сохранившиеся, например, в Меншиковском и Летнем дворцах.

Первые изменения в отделке парадных покоев Фонтанного дома произошли уже в конце 1750-х годов. В 1760-х годах окончательно сложилась композиция всей усадебной застройки. Тогда же за главным домом создаётся регулярный сад. Вплоть до конца XVIII века в саду постоянно велись работы по устройству аллей и боскетов. Их украсили мраморные статуи итальянских мастеров. Были устроены фонтаны. Завершается строительство и отделка грота. В дальнейшем возводятся новая китайская беседка и павильон Эрмитаж. Так сад Фонтанного дома постепенно украшался всеми традиционными «затеями» XVIII века.

В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко.

Гостиная во дворце Шереметевых на Фонтанке

В 1767 году, после смерти жены и старшей дочери, Шереметев оставляет столицу и поселяется в Москве. Намереваясь осенью 1770 года посетить Санкт-Петербург, он затеял новые перестройки в доме. В частности, на другое место переместили Кунсткамеру, новое помещение оклеили входившими в моду бумажными обоями. Тогда же изменилось декоративное убранство почти всех парадных комнат. Существенные перемены в отделке парадных комнат происходили и в 1780-х годах.

Уже после смерти Шереметева усадьбу сдавали в аренду.

Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых.

Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами.

Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах.

В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера.


Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

Сергей Дмитриевич и Александр Дмитриевич Шереметевы

После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.



В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.


В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.


В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.


После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части.



Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале ХХ века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.


При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца.


Архитектор постройки - С.Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б.Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф.С.Аргунов, И.Д.Старов, А.Н.Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И.Д.Корсини, Н.Л.Бенуа, А.К.Серебряков и др. До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых



При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из великосветских центров Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви Фонтанного дома, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в российском государстве.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений.

Собрание, универсальное по характру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д.

После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых.

Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома).


Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнезд». Он был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ


Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.

В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).


Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер.

При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

Красная гостиная в Шереметевском дворце на Фонтанке.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

https://history.wikireading.ru/
http://www.museum.ru/M102

http://www.aquauna.ru/modules/sights/

http://www.citywalls.ru/house16.html
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Fountain_House_(Fontanka_Embankment_34)

Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Дюди и события. — М.: Центрполиграф, 2009—443 с.

Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». — СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТиМИ». 2012—304

Усадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд.

Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль.

Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения.

Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Ангел на крыше церкви.

Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный.

Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

Затейливый вензель – одно из украшений дворца.

К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера.

Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы?

Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось.

В солнечный день фото в Кусково получаются просто прекрасными.

Недалеко от Голландского домика я увидела фотосессию возле павильона Эрмитаж:

Классическая музыка в прекрасном антураже:

Свадьба в Кусково — очень красиво и романтично.

Центральная часть французского регулярного парка.

Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60.

Парк украшен не только скульптурами, но и цветами.

Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений.

Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец.

Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение.

Этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году.

Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве.

В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь.

После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки.

Как добраться до Кусково

На общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково».

На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться.

Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E

Часы работы

  • Территория парка — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-30)
  • Дворец, Голландский домик — с 10-00 до 16-00
  • Эрмитаж, Большая каменная оранжерея — с 10-00 до 18-00
  • Понедельник и вторник – выходные дни.
  • Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Музей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

В обычные дни вход на территорию и в музеи платный:

  • Вход в парк — 50 рублей
  • Дворец — 250 рублей
  • Большая каменная оранжерея с выставками — 150 рублей
  • Голландский домик — 100 рублей
  • Итальянский домик — 100 рублей
  • Эрмитаж — 50 рублей
  • Единый билет на все павильоны — 700 рублей

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т.ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т.д. Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Интерьеры дворца погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании. В 1989 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов, также имеющей статус филиала Музея театрального и музыкального искусства. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII - XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций. В музее функционирует постоянная выставка "Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII - начала XX веков", открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций. В четырех залах Шереметевского дворца в продолжение традиций Музея дворянского быта, воссозданы интерьеры дома В.В.Стрекалова-Оболенского, являющие собой поистине благородное собрание уникальных произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XX веков, которое отражает духовную жизнь интеллигенции России (этот бесценный дар, более 700 предметов, Шереметевский дворец получил от его жены А.М.Сараевой-Бондарь).

Музей Музыки демонстрирует коллекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более трёх тысяч экспонатов. Здесь можно увидеть и услышать русские колокола, копии античных инструментов, изготовленные в XIX веке на основе оригиналов, найденных при раскопках древней Этрурии. Барочная причудливость форм европейских инструментов XVII-XVIII столетий - старинных арф, виол, клавесинов - необыкновенно созвучны стилю дворца, ажурным узорам чугунной ограды, лепным украшениям интерьеров. Знаменитая коллекция в старинной оправе барочной архитектуры воспринимается как одна из новых страниц музыкально-исторической летописи Фонтанного дома, хранящей имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев, архитекторов.

Дворец стал популярным местом проведения концертов.

В Музее помимо временных выставок действует постоянная экспозиция "Возращённое наследие", в которой отражён последний зарубежный период жизни русского композитора, педагога, дирижёра Александра Глазунова. Сохранение наследия и передача его в Петербург - заслуга приёмной дочери композитора Елены Александровны Глазуновой-Гюнтер. При жизни отца она много концертировала как пианистка, и музыка Глазунова постоянно была в её репертуаре. После кончины отца она основала Фонд Глазунова. В 2003 году Фонд и его глава Николай Воронцов при содействии Министерства культуры Российской Федерации вернули наследие композитора в Россию. Архив Глазунова, включающий в себя книги, письма, нотные автографы и издания произведений композитора, передан на постоянное хранение в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.

В экспозиции воссоздана обстановка парижской квартиры, где Глазунов провёл последние свои годы. Здесь представлены: мебель, фотографии, документы семьи Глазуновых; письменный стол, рояль фирмы Bechshtein, дирижёрская палочка, личные вещи, ноты и автографы композитора, его посмертная маска

Музей-усадьба и дворец Шереметьевых в Кусково находится в восточной части Москвы, в районе Вешняки. Ее история начинается с 20-х годов XVII века. Тогда на территории нынешнего поместья находились боярский двор, деревянная церковь и дворы крепостных. Уже в то время все это принадлежало дворянскому роду Шереметьевых.

Фото 1. Дворец Шереметьева в музее-усадьбе в Кусково

Усадьба Шереметьевых в Кусково

С 1750 года Кусково приобрело вид обширной усадьбы. В 1770 году был сооружен просторный дворец, до сих пор являющийся центральной частью архитектурного ансамбля, а также расчищен большой пруд, разбит регулярный парк, построены многочисленные беседки.

В те годы усадьба Кусково нередко становилась местом для пышных празднеств, богатых приемов и увеселительных мероприятий.

Часто приезжающие гости могли посетить зверинец и кунсткамеру, прогуляться по замечательной цветочной оранжерее и прокатиться по водам пруда - Шереметьевы владели небольшой флотилией гребных лодок.


Фото 2. Церковь Спаса Всемилостивого

Архитектура и убранство дворца в Кусково

Особое внимание стоит уделить планировке знаменитого дворца в Кусково.

Он был сооружен в модном на то время анфиладном стиле. Комнаты дворца расположены последовательно: проход в каждую следующую комнату осуществляется через предыдущую.

Кусково оставалось во владении Шереметьевых вплоть до Октябрьской революции 1917 года. С приходом власти Советов имение было экспроприировано в пользу государства, а в 1919 году получило статус Государственного музея.


Фото 3. Партер и американская оранжерея конца 18-го века

Во дворце и усадьбе Шереметьевых в Кусково до сих пор сохранилось пышное убранство комнат, на стенах можно увидеть уникальную коллекцию живописи русских и зарубежных художников XVII столетия, подаренные императором портреты царской семьи и изображения представителей самого рода Шереметьевых разных поколений.

В 1938 году в имении Кусково расположился музей керамики, кстати, единственный в России.

В настоящее время здесь собрана самая многочисленная в мире коллекция стеклянных и керамических изделий - как дошедших до нас с античных времен артефактов, так и современных произведений искусства.


Фото 4. Грот с прудом в Кусково

Сегодня музей открыт для посещений туристов, здесь регулярно устраиваются выставки и концерты классической и органной музыки, организуются традиционные старинные празднества, приемы и гуляния, коими славилось Кусково еще в XVII веке.

Как доехать и часы работы усадьбы Кусково

Музей-усадьба и дворец Шереметьевых в Кусково расположен по адресу: Москва, Юности, 2. Доехать можно от станций метрополитена Рязанский проспект (автобус 133 или 208), Выхино (автобус 620 или маршрутка 9М) и Новогиреево. Часы работы с 10 до 18 часов, кроме понедельника и вторника, а также последней среды каждого месяца.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.