Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Риторическое обращение.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное - восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например , в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке.. .» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вон счастье мое - на тройке
В сребристый дым унесено... -

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва » в последней строфе:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
.. -

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную » молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.

Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
-

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам ».

Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).

Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.

Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Например:

По холмам - круглым и смуглым,
Под лучом - сильным и пыльным,
За плащом - рдяным и рваным.
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгучим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
(М. И. Цветаева)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм , многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация , оксюморон , именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Например:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.
. (M. Ю. Лермонтов);

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то.

Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто? » А.Грибоедов).

Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.

Например:
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Эх, тройка! Птица тройка!
(Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая
! (К. Д. Бальмонт)

М.В.Ломоносов писалписал о риторическом обращении так: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».

Обращение - яркое выразительное средство в художественной речи.

Если в разговорной речи основная функция обращений - наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы - особенно поэтических - характерны распространенные обращения.

Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.

Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.

Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.

Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Риторическое обращение

Риторическое обращение - это стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В риторическое обращение главную роль играет не текст, а интонация обращения. Часто встречается в монологах.

Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу, или предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение не требует ответа и не несет в себе вопросов.

Риторическое обращение является своеобразным оборотом речи, усиусиливающим ее выразительность. Отличительная черта этих оборотов - это их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря этому фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность.

Пример риторического обращения:

«А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!»

«Смерть Поэта», М.Ю. Лермонтов

Риторический вопрос

Риторический вопрос (эротема) - это риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший.

Риторический вопрос не требует ответа или не ожидает его в силу крайней очевидности. Вопросительное высказывание подразумевает определенный, всем известный ответ. Другими словами риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, он подчеркивает, что «Мы терпим несправедливость, причем слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать ее терпеть и предпринять что-то по этому поводу».

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности, выделения, подчёркивания, той или иной фразы. Характерной чертой данных оборотов является условность - употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые ее не требуют.

Риторический вопрос подобно риторическому восклицанию и риторическому обращению, является своеобразным речевым оборотом, который усиливающие ее выразительность.

Следовательно риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, из этого следует, что ответ на такой вопрос заранее уже известен.

Для того чтобы быть видным деятелем, наряду с многочисленными деловыми качествами, важно владеть правильной речью, хотя и этого порой бывает недостаточно. Поскольку, даже, будучи грамотным, далеко не каждому человеку дано, по-настоящему заинтересовать слушателей, полностью и безраздельно захватив их внимание. Риторическое обращение – своеобразная игра интонаций в речи говорящих людей, с помощью которых выступление становится интересным, но не всем от природы даны подобные способности. Однако всему можно научиться, главное, знать основные приемы овладения техникой убедительной разговорной речи, быть уверенным, что все непременно получится так, как и было запланировано.

Стилистическая фигура, чаще всего, встречающаяся в монологах, называется риторической. Основа такого обращения, носит условный характер, где главную роль играет интонация, а не сам текст. Целью такой речи является устремление сформулировать отношение к какому-либо предмету или лицу, охарактеризовать его, существенным образом сделать речь с помощью своеобразных оборотов, как можно более выразительной. Эмоциональное обращение не подразумевает в себе вопроса и не требует ответа, а является усилителем выразительности наряду с риторическим вопросом и восклицанием. Благодаря таким оборотам, фраза становится красноречивой, подчеркивается ее оттенок, тем не менее, в данном случае употребляется восклицательная или вопросительная интонация, где по существу в таком приеме нет необходимости. Такая условность и является отличительной чертой этих речевых оборотов. Следует отметить, что риторическое обращение призвано выразить именно отношение к кому- или чему-либо, а не упоминание самого адресата, в чей адрес звучит речь.

Теория и мастерство воздействующей (гармонизирующей, целесообразной, эффективной) речи стоит в основе современной риторики, с ее общими закономерностями речевого поведения, которые действуют в разнообразных сферах деятельности, ситуациях общения и служат для того, чтобы сделать выступление, как можно более эффективным. Обращение к избирателям звучит убедительнее и определяется в процессе передачи доклада от оратора к слушателям, с минимальными потерями во всех из трех существующих типов информации, содержащимися в речи: эмоциональным, оценочным, понятийно-логическим. Целесообразный монолог соответствует намерению говорящего, его непосредственной цели. Пробудить чувство и ум способна бездейственная речь, которая вначале склоняет к прислушиванию, заинтересовывает и только потом заставляет принимать картину мира, предложенную говорящим. Главной целью гармонирующей речи становится объединение участников общения, решение зарождающихся противоречий, обеспечение лучшего взаимного понимания между людьми.

«Да ведь невозможна Украина без России! Разве не строили в Киеве русские архитекторы? Ужель, построенная сыном скульптора петровского Растрелли В.В., воспитанным в архитектурных русских традициях, Андреевская церковь не является одним из самых лучших зодческих украшений Киева? Разве разные украинские города, включая в первую очередь Киев, не несут в себе русских традиций градостроительства? Украинская поэзия немыслима без Лермонтова, без Пушкина, без Некрасова!» (По Д.С. Лихачеву)

Риторическое обращение в форме риторического восклицания или вопроса (положительного или отрицательного), к тому же, интонационно окрашенное, способно целиком и полностью захватить внимание аудитории. Народ любит слушать свежие эмоциональные речи, несущие конструктивные идеи, а самое главное, это то, чтобы слова не расходились с делом.

Риторический вопрос фигура, представляющая собой вопросительное предложение со значением эмоционально усиленного утверждения или отрицания.

Риторический вопрос не требует быстрого ответа «здесь и сейчас», а задаётся чаще всего с целью заставить слушателя или читателя задуматься, призывает его к соразмышлению. Риторический вопрос выражает различные эмоциональные оттенки: удивление, восхищение, радость, возмущение, гнев, обиду, негодование, сомнение, отрицание, порицание, иронию и др.

«И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды... / Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?... / А годы проходят – всё лучшие годы!» (М. Ю. Лермонтов);

Риторическое обращение фигура, представляющая собой условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. Чаще всего риторическое обращение выражается именительным падежом существительного или заменяющей его части речи.

« Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь»

(А. А. Блок).

Одна из основных функций риторического обращения – выделительная: в большинстве случаев риторическое обращение выделяет значимый компонент мысли, понятие, идею произведения. Значима роль риторического обращения и в выражении эмоций и чувств автора, его настроения. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией.

Чаще всего риторические восклицания встречаются в художественной речи, публицистике и ораторской прозе. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к сообщаемому:

Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди! » (Ф. Н. Плевако. «Дело Люторических крестьян»).

Вопрос 33. Перечисление. Зевгма. Градация. Определение понятий. Стилистические функции.

Перечисление – это синтаксическое уравнивание, осуществляющееся с помощью однородных членов предложения, степень однотипности которых зависит от того, какими частями речи, формами слов выражены однородные члены и т.п. Синтаксическое равноправие перечисляемых единиц способствует их смысловому уравниванию. Перечисления нежелательны в информативных текстах. Они утомляют адресата, воспринимающего обычно лишь начало и конец ряда. В художественных текстах воздействующий эффект зависит от длины перечисленного ряда, значений его составляющих и их синтаксической функции.

Семантическая характеристика перечисления

1. Если перечисляемые единицы находятся в синонимических отношениях (языковые или контекстуальные синонимы) и расположены в порядке нарастания или ослабления какого-либо признака, перечисление приобретает форму градации, например, у Белинского: ...здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою, неукротимою силою, здесь этот образ снова явится к вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки. В иронических текстах такая градация способна перерасти в гиперболу.

Нередко градация (и в целом перечисление) строится по принципу нанизывания синонимов: ...его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза (И. Ильф и Е. Петров), а также лексического повтора с расширением состава синтаксических единиц и углублением семантики:

Душе раздраженной и груди больной

Понятны и слезы и стоны.

Про иву, про иву зеленую спой,

Про иву сестры Дездемоны.

2. На основе перечисления строится и наложение – соединение заведомо несоединимого. Общность ряда приобретает таким образом мнимый характер, так как члены ряда хоть и соотносятся с одним и тем же общим главным словом, но это слово в одних значениях вступает в смысловые отношения с одной частью ряда, а в других – с другой, например: он ломал себе голову и ребра; Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами (Гоголь). Наложение создает условия для каламбура.

Синтаксическая характеристика перечисления

Связь между перечисляемыми единицами бывает союзной, бессоюзной и смешанной, а сами единицы могут даваться одним потоком или объединяться в дву- и трехчлены с отношениями как синонимии, так и антонимии.

1. Если весь ряд связан бессоюзной связью, мы имеем дело с фигурой, называемой аси́ндетон (бессоюзие), которая способствует семантическому уравниванию перечислительного ряда. Например: И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем [в театре] – все чары, все обольщения изящных искусств (Белинский); И опять в мире тьма, холод, утомление... (Бунин).

2. Если члены ряда связаны повторяющимися союзами, перед нами полиси́ндетон (многосоюзие), который автономизирует каждое из составляющих этого ряда.

И теперь мне снится

Под яблонями белая больница,

И белая под горлом простыня,

И белый доктор смотрит на меня,

И белая в ногах стоит сестрица

И крыльями поводит.

(А. Тарковский)

Все фигуры этой группы основаны на повторе и тем самым способствуют общей связности текста, его плавности и ритмичности. (Розенталь Д. Э. Справочник по литературному редактированию)

ЗЕВГМА – в широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, к-рое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается. В пример приводили такую фразу: «Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну» (подразумевается - я объявляю). В более узком смысле под термином З. разумели повторение слова, напр. глагола, поставленного один раз, в дальнейшем не в том же, а в близком значении - указывали пример из одной трагедии Еврипида (см.): «Большинству из нас показалось, что он говорит правильно, и охотиться для жертвы богине» (разумеется не «показалось», а «мы решили»). З. иногда рассматривалась как риторическая фигура, напр. в такой фразе: «Стыдливость победила страсть, страх - дерзость, рассудительность - безумие» (повторяются приблизительно одинаковые отрезки речи, члены, параллельно построенные). К З. близка фигура силлепсиса. (Литературная энциклопедия)

ГРАДАЦИЯ - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. «Климакс») или понижающейся (см. «Антиклимакс») смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока:

«Но чернеют пламенные дали -

Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс),

у Белого:

«Все грани чувств, все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).

Впечатление Г. усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто - анафорой (см.). Так у Бальмонта:

«Люблю тебя капризною мечтой,

Люблю тебя всей силою души,

Люблю тебя всей кровью молодой,

Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»

Иногда средние члены Г. по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление Г., к-рое в этом случае более явственно при декламации. Напр. у Тютчева:

«...Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное зло -

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима».

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения Г. Напр. у Жуковского:

«Были и лето, и осень дождливы,

Были потоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел и пропал,

Сделался голод, народ умирал».

Г. может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая Г. с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел... Восток алел... Восток вспылал...» Г. бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п. Наиболее распространена трехчленная Г. (Литературная энциклопедия)

Значение РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

- (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
    Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, …
  • ОБРАЩЕНИЕ
    ЦЕННЫХ БУМАГ - заключение граж-данско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРОВ -товарооборот, обмен посредством купли-продажи, движение товаров от производителей к потребителям через торговую сеть. О.Т. является фазой воспроизводственного …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    СВОБОДНОЕ -см. СВОБОДНОЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ДЕНЕЖНОЕ - см ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО - в гражданском праве - выявление, арест, продажа имущества должника с целью передачи вырученных от продажи средств …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    ВЕКСЕЛЬНОЕ - см ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    БАНКНОТНОЕ - см. БАНКНОТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Кратком церковнославянском словаре:
    - возвращение из рабства греху и восстановление общения с Богом через …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    в экономике - характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. обратить, -ся и обращаться. 2. Проявление отношения к кому-чему-н. в поведении, в поступках. Ласковое о. …
  • ОБРАЩЕНИЕ
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ, получение позитивного изображения объекта съёмки (позитива) на том же фото- или киноматериале (плёнке, пластинке, бумаге), на к-ром производилась …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ВРЕМЕНИ, операция замены знака времени в ур-ниях движения, описывающих эволюцию физ. системы. Для всех фундаментальных взаимодействий элементарных частиц (за …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ВОЛНОВОГО ФРОНТА, преобразование одной волны в другую с идентичным распределением амплитуды и фазы и с противоположным направлением распространения. При …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО, один из способов принудит. исполнения суд. решений, касающихся имуществ. ответственности. Осуществляется только на основании исполнит. док-тов. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ (экон.), характерная для товарного произ-ва форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ (лингв.), слово или сочетание слов, используемые для называния лиц или предметов, к к-рым обращена речь. О. может быть употреблено …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБРАЩ́ЕНИЕ, принятие определ. (религ. или философско-моралистич.) доктрины и вытекающих из неё норм …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    обраще"ние, обраще"ния, обраще"ния, обраще"ний, обраще"нию, обраще"ниям, обраще"ние, обраще"ния, обраще"нием, обраще"ниями, обраще"нии, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре эпитетов:
    Проявление отношения к кому-либо; характер обхождения с кем-либо; манера держаться в обществе. Бесцеремонное, важное, вежливое, галантерейное (устар.), галантное, грубое, гуманное, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, к-рому адресована речь. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    Слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) только ед. Поведение, действия по отношению к кому-л. или чему-л.; манера держаться. Изысканность обращения. Небрежное обращение с …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: воззвание, призыв, заявление, просьба, требование, заявка, запрос 2. Syn: метаморфоза (кн.) превращение, преобразование, перевоплощение 3. Syn: оборот 4. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: воззвание, призыв, заявление, просьба, требование, заявка, запрос 2. Syn: метаморфоза (кн.) превращение, преобразование, перевоплощение 3. Syn: …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ОБРАЩЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    адресование, апелляция, апострофа, верчение, воззвание, вращение, высокопревосходительство, заявка, заявление, инверсия, квартсекстаккорд, квинтсекстаккорд, концентрирование, кружение, куртуазия, лимфообращение, лозунг, манифест, мисс, миссис, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: обратить, обращать, обратиться, обращаться (1,2). 2) Состояние по знач. глаг.: обратиться, обращаться …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    обращ`ение, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    обращение, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    процесс обмена, оборота, участие в употреблении О. товаров. Вошло в о. новое слово. обращение проявление отношения к кому-чему-нибудь в поведении, …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в экономике - характерная для товарного производства форма обмена продуктов труда, денег и др. объектов собственности посредством купли-продажи. - в …
  • ОБРАЩЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    обращения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. обратить-обращать (книжн.). Обращение язычников. Обращение в простые дроби. 2. только ед. Действие …
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
    - (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь). Р. в. …
  • ТЕРТУЛЛИАН в Новейшем философском словаре:
    (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - классик христианской патристики. Родился в Карфагене в языческой семье (сын …
  • СИЛА И ОЗНАЧЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    ("Force et signification") - одна из ранних работ Деррида, опубликованная в "Письменности и различии" (1967). Обозначила сразу несколько важных тем …
  • БЛАНШО в Словаре постмодернизма:
    (Blanchot) Морис (р. в 1907) - французский философ, писатель, литературовед. Основные сочинения: "Пространство литературы" (1955), "Лотреамон и Сад" (1963), "Бесконечный …
  • ДЕРРИДА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Derrida) Жак (p. 1930) Французский философ и эстетик, один из интеллектуальных лидеров 80-90 гг., чьи постструктуралистские (см.: Постструктурализм) идеи …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) (ок. 315 - 367), епископ Пуатье. Память 13 января. Происходил …
  • АПОЛОГИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Апология (греч. apologia «защитительная речь на суде»), один из классических жанров античной и последующей риторики, использованный …
  • АВИТ ВЬЕННСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авит Вьеннский (Alcimus Ecdicius Avitus) (ок. 460 - после 518), епископ, святитель. Один …
  • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 49-44 гг. до Р.Х. Родоначальник Юлиев-Клавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х. Умер 15 марта 44 г. …
  • ТИМОФЕЕВ ИВАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Тимофеев (Иван) - дьяк, автор "Временника" о событиях Смутного времени. Впервые мы встречаем имя Тимофеева в 1598 г. среди подписей …
  • ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от лат. figura - очертание, вид, образ) - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать …
  • ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ в Литературной энциклопедии:
    1. герой литературных памятников Древней Руси. Д.Д.- реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, …
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС в Литературной энциклопедии:
    так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, — так наз. фигуры (…
  • РЕЧЬ ОРАТОРСКАЯ в Литературной энциклопедии:
    разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или …