Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Похороны юрия богатырева. Личная драма актёра Юрия Богатырева

Похороны юрия богатырева. Личная драма актёра Юрия Богатырева

…В тот день он позвонил одной из главных женщин своей жизни, Ие Саввииной, и стал говорить, какая она замечательная. «Юра, ты ставишь меня в неловкое положение», - смутилась она. А в ответ услышала: «Роднуся, считай, что я с тобой прощаюсь».

Текст: Яна Шварц

Что это было? Предчувствие? Просто неосторожное слово сорвалось с губ?.. После этого звонка Богатырёв ещё несколько раз крутил телефонный диск - приглашал друзей вечером отметить гонорар, полученный за «Очи чёрные». Долларовый (фильм-то был наполовину «импортный»)! Впрочем, каких друзей? Собутыльников, которым только дай повод для застолья. Друзья у актёра были другие - Ия, Кларисса, Зинаида. Сплошь Прекрасные Дамы, водку если и пьющие, то умеренно. Но никого из них он в гости не позвал. На то были свои причины. И одна из них - желание напиться. Женщины, дорогие сердцу Юрия Богатырёва, в нетрезвом состоянии его терпеть не могли...

Неудавшийся нахимовец

Богатырёва ещё в детстве дразнили «девчоночником». Потому что ровесники маленького Юру не привлекали - только ровесницы. С ними он играл в «дочки-матери», в кукольный театр. Его мама, Татьяна Васильевна, вспоминала, что сын иногда ночью вставал, надевал её шёлковый халат (чёрные страусы по голубому полю), шляпку с пером и вуалькой и прохаживался по квартире. Проделывал это, не просыпаясь. Потом всё снимал, вешал халат на место. «И ведь как аккуратно! - удивлялась мать. - Кочерга стояла рядом и не падала! Мы в таких случаях никогда его не будили...» Утром мальчик ничего не помнил. «Лунатил» только в раннем детстве - со временем это прошло. А вот тяга ко всему «женскому» - к женскому миру, к женской душе - осталась навсегда. И как так вышло, что этот чудо-ребёнок родился в семье флагманского штурмана бригады подводных лодок ВМФ СССР, человека сурового, крестьянина по происхождению? Юра у родителей был поздним ребёнком, поэтому купался в их любви. Лет с четырёх уже слышал в свой адрес: «Ну, артист!» Татьяна Васильевна рассказывала, как лихо он отплясывал в морском клубе «Яблочко». Но отец, Георгий Андрианович, хотя умилялся сыновними талантами и его какой-то уж очень тонкой душевной организацией, в расчет их не принял, когда решил отправить 10-летнего Юру в Нахимовское училище. Штурман надеялся на продолжение офицерской династии.

Мальчишки в училище, видимо, сразу почуяли в нем чужака - слишком мягкого, слишком доброго, слишком ранимого, чтобы быть членом пацаньего коллектива. И со всей подростковой жестокостью начали рохлю Богатырёва, как теперь говорят, прессовать. Подробностей никто не знает: ябедничать Юра не пошёл. К счастью, родители опомнились и забрали сына домой - с надломленной психикой и без зимней одежды, которую у него украли. Наверное, именно тогда гармония мира для Юры начала рушиться. Раньше он всех любил, и его все любили. Жизнь была полна красок - только ярких, только сияющих. И вдруг - жирные чёрные мазки. Кстати, пример с красками не случаен. Мальчик настолько был увлечён рисованием, что после школы поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Да и потом, когда уже стал актёром, с кистью не расставался. Мельпомена взяла верх через два года после начала Юриного студенчества. Дело было летом. Он подрабатывал художником на археологических раскопках, проходивших в живописном уголке Подмосковья. Там же неподалеку отдыхали ребята из кукольного театра-студии «Глобус». К ним, как к родным, его и потянуло. Закончилось тем, что с перспективой стать художником на ниве ковроткачества (на таком отделении учился) Богатырев расстался и подал заявление в знаменитую Щуку.

Любимый «пельмень»

Учиться ему предстояло на «золотом» курсе - вместе с Натальей Гундаревой, Константином Райкиным, Натальей Варлей. Последняя вспоминала о встрече с Богатырёвым: «Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а Юрочка был такой красивый, спокойный. Мы все в него сразу влюбились. А затем он стал центром, осью земной и на занятиях, и на переменах. Он был замечательный рассказчик. Очень остроумный, со своеобразным мягким юмором. К тому же с прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно». Как когда-то Богатырёв не обижался на дворовое прозвище «девчоночник», так и сокурсникам прощал «пельменя» и «бело-розового» (имелся в виду зефир). Такой большой, плечистый, с огромными руками, он выглядел совершенно безобидным. Большим ребёнком. По-детски относился к деньгам: в долг мог отдать даже последний рубль. Единственное, чего побаивались друзья и приятели, - его неожиданных розыгрышей. Вот тут богатырёвская «детскость» и непосредственность переставала умилять - раздражала. Он мог поставить окружающих в неловкое положение. Например, однажды, придя в гости к сокурснику Косте Райкину, позволил себе выходку очень дерзкую. Наверное, она бы не была таковой, если бы за столом кроме Аркадия Райкина и членов его семьи не сидели ещё и какие-то иностранные гости. Юрий таскал тогда в кармане привезённую знакомыми из-за границы штучку для розыгрышей - искусственную соплю. И начал свою импровизацию с того, что влез в разговор Аркадия Исааковича с гостями, перебил, принялся горячо рассказывать о своей якобы поездке в Париж (никогда там не был), чихнул, незаметно пристроил соплю и продолжал разглагольствовать. А потом долго будто бы не понимал жестикуляцию Райкина-старшего и всех участников застолья. Каждый пытался незаметно дать понять не умолкавшему юноше, что у него «непорядок под носом». Когда же все раскрылось, никто не рассмеялся.

У Юры Богатырева не получалось взрослеть. Но это в реальной жизни. На сцене же и на экране он мог быть каким угодно, в том числе мудрым и мужественным. Настоящее чудо перевоплощения - его Егор Шилов в легендарной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Богатырёв создал один из самых сильных мужских образов в нашем кинематографе. И ни крупицы фальши. Шилов - настоящий герой, сильный, умный, смелый. А ещё настоящий друг и товарищ. Кажется, невозможно ТАК сыграть, не имея самому всех этих качеств. А если возможно, то это очень высокий класс мастерства. Для роли требовалось похудеть - и Богатырёв долго жил на капустных котлетах. Требовалось ездить верхом - и он за два дня освоил эту науку так, что сомнений не было: Егор Шилов родился в седле. Богатырёв всё делал без каскадера, даже прыгал в реку с 19-метровой высоты. Причём до дна оказалось всего полтора метра, а рассчитывали на пять, и только чудо спасло актёра. Самым трудным было научить его драться. Богатырёв никогда этого не делал, даже кулак складывал «по-женски» - подгибая большой палец внутрь. Но и с этим справился. В фильме Шилов бьёт убедительно. Эта картина, в которой Богатырёв снялся в 1974-м, через три года после окончания Щуки, сделала его знаменитым. Потом пришли другие звездные роли - Серж в «Неоконченной пьесе для механического пианино», Филлиппок в «Объяснении в любви», Штольц в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова», Стасик в «Родне». Галерея потрясающих образов.

Фиктивный брак

Жил он тогда в общежитии «Современника». В этот театр Богатырёва пригласили сразу после училища. Галину Борисовну Волчек, главного режиссёра, новичок так боготворил, что по утрам мыл её машину. Кое-кто считал это подхалимажем. А его детскую душу подобное проявление любви и уважения ничуть не коробило. Он и не на такое был способен! Например, жениться из чувства сострадания и желания помочь. А дело было так. Однажды актриса Надежда Серая шла по коридору актёрского общежития и увидела Богатырёва, рыдающего у стены. Она решила: человек, видимо, только что узнал какую-то страшную новость. Подошла, стала расспрашивать. Выяснилось: Юрий провожал племянника, а вернувшись, подумал, какая же у родственника тяжёлая жизнь. Ну и расплакался от таких мыслей. Женщина была потрясена: столь чувствительных мужчин ей ещё не приходилось встречать. А Богатырёв растрогался: подошла, пыталась утешить!.. С этого дня они стали добрыми приятелями. Надежда тогда только что развелась с мужем-режиссёром. Осталась с маленькой дочкой на руках. А поскольку московской прописки у неё не было, возникла угроза выселения. Тогда-то Юрий и предложил пожениться. Ради прописки. И они сделали это по-тихому, без огласки. Правда, фиктивные супруги так симпатизировали друг другу, что всерьёз подумывали: а не забыть ли о фиктивности? Может, и не только дружескими были их отношения? Но факт остаётся фактом: вместе Юрий и Надежда никогда не жили, близким о браке не сообщили. Татьяна Васильевна, мать Богатырёва, после смерти сына была страшно удивлена, обнаружив, что тот женат. Но Надежда сказала, что настоящими супругами они с Юрием не были, и на наследство претендовать не стала. Многие считают, что обзавелся Богатырёв этим штампом в паспорте ещё для того, чтобы его не донимали вопросами и «живым интересом». Татьяна Догилева рассказывала: «Помню, на съёмках, когда кто-то из женщин «делал стойку» на Юру, тот заявлял, что у него есть жена Зинаида, архитектор».

Комплекс вины

Он часто влюблялся в своих партнёрш по фильмам - в Елену Соловей, в Анастасию Вертинскую, в Светлану Крючкову. Влюблялся пылко, но платонически. Предложить своим Прекрасным дамам нечто большее, нежели верное рыцарское обожание, Богатырёв не мог. Эту истину о себе актёр понял уже взрослым человеком и был раздавлен этим пониманием. Неизбежность двойной жизни для него, абсолютно не умеющего лгать, оказалась катастрофой. «Юра очень страдал из-за того, что он не такой, как все, - вспоминал Александр Адабашьян. - Пил, совершая в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых очень стыдился. Это добавляло ему ещё как бы дополнительный комплекс вины». Наверное, осознание своей «чужести» и стало последней каплей, которая разрушила гармонию его мира. Последней, но самой увесистой. Людская недоброжелательность и подлость, его собственное неумение прилаживаться к реальности были, в общем-то, мелочью. С точки зрения простого человека. Однако беззащитного, ранимого и противоречивого Богатырёва подобные жизненные обыденности всерьёз подтачивали изнутри. В те годы рядом с ним, большим гениальным ребёнком, не было человека, который окутал бы его такой же любовью, какую дарили родители. Человека всепонимающего, всепрощающего, способного утереть слёзы, текущие вроде бы без причины, могущего искренне сказать, что он, Юра, самый лучший, самый талантливый. Если бы такой был! Но рядом хороводили иные. Которые могли лишь нагло пользоваться щедростью, интеллигентностью и мягкостью Богатырёва. Его всё чаще и чаще посещали мысли, что он никому не нужен. От сосущей тоски хотелось избавиться. Придя в 1976-м в труппу МХАТа (осуществилась мечта!), Богатырёв очень хотел влиться в коллектив. Получилось - буквально. Коллектив оказался пьющим и подозрительно относился к тем, кто отказывался. Богатырёв, до того почти трезвенник, начал «вливаться». Дело это, начавшись за кулисами, перетекло в его наконец-то полученную однокомнатную квартиру. В её стенах и происходила трагедия: псевдодрузья потихоньку спаивали актёра. В пьяном угаре, пусть ненадолго, но действительно становилось легче. Но потом душа болела ещё нестерпимее - и тогда спасали антидепрессанты. Было ещё одно спасение - подруги. 1977 год подарил Богатыреву Ию Саввину, с которой он подружился на съёмках фильма «Открытая книга», и журналистку Зинаиду Попову. С ней судьба свела на одном из вечеров во МХАТе. Обе эти женщины оказались Юрию Богатырёву очень «созвучны». Может, потому, что первая родилась с ним в один день, только на 10 лет позже, а со второй они были так похожи, что их часто принимали за брата и сестру. К обеим он ходил в гости, делал им подарки, изливал душу. Вот только в последние годы, когда пристрастился к выпивке и в таком виде мог позвонить и в два, и в три ночи, стали возникать ссоры. Если завтра на работу, а тебе кричат заплетающимся языком в трубку: «Поговори со мной!» - кому понравится?..

Роковой укол

А в 1984-м Юрий Богатырев познакомился с переводчицей Клариссой Столяровой. Тоже во МХАТе. Она ассистировала немецкому режиссёру, приехавшему ставить спектакль, главная роль в котором предназначалась Юрию. После одной из репетиций Богатырёв их обоих пригласил к себе в гости - вкусно кормил, фонтанировал шутками и прибаутками, показывал свои восхитительные рисунки. В общем, очаровывал. Чары предназначались даме, и они подружились. Даже последний в жизни Богатырёва Новый год - 1989-й - встретили вместе. Уже после смерти актёра Кларисса признавалась: «Мне удалось четырежды побывать замужем. Но у меня не было ближе и родней человека, чем Юра». Всё так. Но у каждой из богатырёвских подруг была своя жизнь, дети, работа. Ни одна не готова была целиком посвятить себя заботе о нём и его душевном равновесии. Юрий это понимал.

По роковому стечению обстоятельств в свой последний вечер он не решился навязываться им со звонком. За три дня до трагедии позвонил Зинаиде. «Мы полночи разговаривали по телефону, - вспоминала она. - Говорили о том, как тяжело жить. И зачем вообще человеку даётся жизнь - на счастье или на страдание?» Она чувствовала, что другу плохо, понимала, что надо бы поехать к нему, но лежала с тяжёлым гриппом. И Кларисса в те дни была плотно занята на фестивале немецких театров и тоже не могла находиться рядом с Юрием. Потому он и позвал в утешители собутыльников. Когда после обильного возлияния у Богатырёва случился сердечный приступ (а сердце у него всегда было слабое), приятели вызвали бригаду врачей. «Он умолял, что не надо «скорую», что надо позвонить мне, - рассказывала Кларисса Столярова. - Но поскольку эти люди меня не знали, они поступили по-своему. Мне сообщили, когда «скорая» уже сделала своё дело. Я приехала - Юра уже под простынкой лежал». Его убил укол. Введенное врачами лекарство оказалось несовместимым с антидепрессантами, которые Богатырёв принял накануне. Плюс алкоголь. Если бы дружки сделали так, как просил Юрий, возможно, несчастья бы не случилось. Кларисса знала, какие он принимал таблетки, могла тут же проконсультироваться с лечащим врачом Богатырёва, выяснить, что ему можно, что нельзя. Но судьба выбрала трагический сценарий.

«Помню отпевание в церкви, - продолжает Кларисса, - помню, ему укутали ноги шёлковым халатом Обломова. Он очень хотел сыграть эту роль. Моя дочь сшила этот халат буквально за пару часов. А сын написал стихи и положил ему в гроб. Так мы Юру проводили». В день похорон в филиале музея Ермоловой состоялось открытие первой персональной выставки Юрия Богатырёва. Он очень ждал этого дня. Как художник, верил в свой успех. И триумф был - но, увы, уже без него.

А тот гонорар за «Очи чёрные», что «обмывался» в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года, - несколько тысяч долларов - говорят, исчез из квартиры актёра. Вместе с редкими книгами из домашней библиотеки Богатырёва и его картинами.

Юрий Георгиевич Богатырёв. Родился 2 марта 1947 года в Риге - умер 2 февраля 1989 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).

Отец - Георгий Андрианович. Мать - Татьяна Васильевна.

Отец был военным моряком. В 1953 году его перевели служить в Москву, куда переехала и вся семья.

В 1963-1966 годах учился в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацком отделении, которое не окончил.

Занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра.

В 1966-1971 годах студент Театрального училища имени Б. В. Щукина, курс Ю. В. Катина-Ярцева.

В 1971-1977 годах служил в МДТ «Современник», в 1977 году был приглашён в МХАТ и некоторое время служил в двух театрах. Одной из лучших его театральных ролей считается Клеант в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера.

Работы Юрия Богатырёва в театре:

Московский театр «Современник»:

1971 - «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) - Янус;
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) - Священник;
1971 - «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) - Карандашов;
1971 - «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) - Курский;
1972 - «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) - Треугольников;
1972 - «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) - Марк Александрович;
1973 - «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) - Сержант;
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) - гном Суббота;
1973 - «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) - Работник отдела кадров;
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) - Водяной;
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) - Алфёров;
1974 - «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) - Кшепшицюльский;
1974 - «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) - Сёмин;
1975 - «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) - герцог Орсино;
1975 - «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) - Автор, ведущий рассказ;
1976 - «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка Г.Б. Волчек) - Ермолай Алексеевич Лопахин.

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова):

1977 - «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) - Дмитрий Андреевич Фурманов;
1978 - «Дни Турбиных» М. А. Булгаков (постановка: Л. В. Варпаховского) - Алексей Васильевич Турбин;
1978 - «Эльдорадо» А. А. Соколова (постановка О. Н. Ефремова) - Евгений;
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) - Зибенгар;
1981 - «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) - Илья Николаевич Ульянов;
1981 - «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) - Клеант;
1981 - «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) - член ЦК РКП(б);
1982 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) - Виктор Михайлович Каренин;
1983 - Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) - Полуорлов;
1983 - «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) - Борис Алексеевич Тригорин;
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) - Учитель Киро;
1985 - «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) - Хеммерлинг;
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) - Фёдор Иванович;
1987 - «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) - Юрик (1987), Табак (1988).

Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву благодаря кино. Начал он сниматься в 1966 году.

Но первая действительно успешная роль, прославившая его, была в 1974-м, в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» , в котором он сыграл Егора Шилова. Сам актёр называл режиссёра фильма своим «крёстным отцом» в кино, а для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом.

Никита Михалков впервые увидел Богатырёва в спектакле «Подросток» в Щукинском училище в роли Версилова и пригласил в свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». А первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» принёс удачу обоим. Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной воды.

Юрий Богатырёв в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца.

В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино - Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Запомнился и как Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Юрий Богатырёв в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова"

Юрий Богатырёв в фильме "Мертвые души"

Юрий Богатырёв в фильме "Очи чёрные"

Юрий Богатырёв в фильме "Дон Сезар де Базан"

Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью. В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти. Большая часть его живописи исчезла.

Друзья считали его бессеребреником и идеалистом. Деньги у него не задерживались. В последние годы актёр пристрастился к алкоголю, потерял форму, и его стали меньше приглашать в кино. Друзья объясняли это переживаниями актёра по поводу своей гомосексуальности.

У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты.

В роковой для него день Юрий Георгиевич получил большой гонорар за фильм «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Вечером 1 февраля 1989 года актёр принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада «скорой помощи». Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца.

Юрий Богатырёв скоропостижно скончался на другой день, 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия.

Рост Юрия Богатырёва: 187 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Богатырёва:

Актер Юрий Богатырев был нетрадиционной сексуальной ориентации, из-за чего очень страдал.

Уже в детстве он был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды.

Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Но были у него и романы с девушками. Так, он был влюблен в Нелли Якубову, с которой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

"Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел", – рассказывала Нелли.

В Щукинском училище он также активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась его однокурсница . Она ему говорила, что лучшей невестки не найти, но Юрий отшучивался.

От материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда.

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его пыталась утешить: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все".

Какое-то время он жил с администратором МХАТа Василием Росляковым . Они и не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом у него появился бармен Саша Ефимов.

Однако был в его жизни и брак - официальной супругой стала актриса Надежда Серая , соседка по коммуналке. Она попала в сложную жизненную передрягу: после развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Богатырев согласился помочь.

Фильмография Юрия Богатырёва:

1966 - Такой большой мальчик - эпизод
1970 - Спокойный день в конце войны - немецкий солдат
1972 - На дне - полицейский пристав
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих - Егор Петрович Шилов
1974 - Таня - Андрей Тарасович
1975 - Раба любви - Владимир Максаков
1975 - Там, за горизонтом - Дмитрий Жерехов
1976 - Два капитана - Михаил Васильевич Ромашов
1976 - Когда-то в Калифорнии - Твинг
1976 - Мартин Иден (телеспектакль) - Мартин Иден
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино - Сергей Павлович Войницев (Серж)
1977 - Объяснение в любви - Филиппок
1977 - Нос - Николай I
1977-1979 - Открытая книга - Андрей Дмитриевич Львов
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - Андрей Иванович Штольц
1979 - Последняя охота - Сергей
1979 - Отпуск в сентябре - Анатолий Саяпин
1980 - Мой папа - идеалист - Борис Петров
1980 - Мятеж - Дмитрий Фурманов
1980 - Глубокие родственники - Юрик
1980 - Странный отпуск
1980 - Восьмой день творения
1981 - Две строчки мелким шрифтом - Тишков
1981 - Родня - Станислав Павлович
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 - Томас Вулф
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 - Никитин
1981 - Театр по Салтыкову-Щедрину
1981 - Великие имена России. Станиславский - рассказчик-комментатор
1981 - И с вами снова я - царь Николай I
1982 - Время для размышлений - Андрей
1982 - Старинный детектив - друг Дюпена, Семсон
1982 - Возчик Геншель - Зибенгар
1982 - В. И. Ленин. Страницы жизни - Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина
1982 - Нежданно-негаданно - Илья Петрович, нотариус
1982 - Полёты во сне и наяву - озвучил роль скульптора
1983 - Карантин - дедушка
1983 - Уникум - Павел Егорович Перебереев
1983 - Кое-что из губернской жизни - Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
1983 - Человек из страны Грин - Урбан Футроз
1984 - Мёртвые души - барин Манилов
1984 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 - полковник Ролинг
1984 - Чужая жена и муж под кроватью - Бобыницын
1984 - Злой мальчик
1985 - Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) - писатель Михал Михалыч
1987 - Очи чёрные - предводитель дворянства
1987 - По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
1987 - Первая встреча, последняя встреча - майор Гей
1987 - Кувырок через голову - Стурис
1987 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 - прокурор
1987 - Доченька - Ипатов
1988 - Презумпция невиновности - Григорий Степанович Козинец
1988 - Полёт птицы - Разлогов
1989 - Дон Сезар де Базан - Карл II (король Испании)


Это отношение сохранилось и во МХАТе. Хотя в эфросовском «Тартюфе» он играл замечательно и смешно. Его Клеант был потрясающе нудным и все свои многословные монологи выпаливал с пулеметной быстротой.


Богатырев сыграл во МХАТе героическую роль Фурманова в спектакле «Мятеж», причем ввелся в готовый спектакль, где не хватало лишь главного героя. Был убедителен, создавая образ непогрешимого красного командарма, не менее убедителен, чем в роли подлеца Ромашова в телесериале «Два капитана».

В 1988 году Богатырев снялся в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан».


Богатырев обладал фантастической способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия. Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Однажды Юрий Богатырев гостил у своих знакомых на даче под Одессой. Как-то он решил помочь хозяевам починить забор. Только он начал прибивать доску, как из-за забора высунулась соседка Фаня Наумовна и нежно, потому что она очень уважала Богатырева, сказала ему:


- Юрочка, перестань стучать, сволочь! У меня же ребенок спит!


Богатыреву это выражение понравилось. И в Москве, когда ему надо было ночью утихомирить соседей, он высовывался в коридор и стыдил:


- Перестаньте кричать, сволочи! Я же сплю!

При всей известности Богатырева его жизнь долгое время была не устроена. Имея подмосковную прописку, Богатырёв скитался по квартирам друзей, трогательно пытаясь компенсировать неудобство от своего присутствия покупкой булочек и бесконечным мытьем посуды. Позже, работая в «Современнике», он перебрался в театральное общежитие. В котором прожил до получения звания «заслуженного артиста», после чего ему была выделена однокомнатная квартира. Рисовал свои картины Юрий Богатырев на общей кухне. На плите варились обеды, а он располагался с кистями, красками здесь же. Мог рисовать, одновременно разговаривать с соседями, травить анекдоты.

Портреты, шаржи на коллег от такой непринужденности только выигрывали: артисты вставали в очередь, чтобы Богатырев их нарисовал. Свои работы художник щедро раздаривал - они остались в коллекциях известных актеров кино и театра.


«Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста», - писал сам Юрий Богатырев, явно преуменьшая свои таланты.

До поступления в «щукинское» в художественно-промышленном училище, он оформил несколько спектаклей. Среди них были «Пять вечеров», «Нос», «Пышка». Но портреты, шаржи и композиции на темы литературных и драматических произведений тогда видели лишь немногие друзья в его маленькой квартирке. У него почти не было условий, но он рисовал всегда, когда не был занят в театре или на съемках. У всех его персонажей - будь то реальный Леонид Филатов, Ольга из «Трех сестер» или пушкинский Герман - одинаково грустные глаза. В них есть что-то от автора и его неповторимого взгляда. Вертикальность силуэтов - вечная устремленность к идеалу самого Богатырева. Необычайная яркость красок - цветной мир театральных кулис. Юрий Богатырев и в картинах остался прежде всего актером - он примерял на себя маски своих героев с любовью и нежностью. «Мне же их всех жалко!» - говорил он. У него было очень внимательное и доброе сердце. А сам Богатырев был очень щедрым, добрым и талантливым человеком.


Позже выставка художника Юрия Богатырева объехала всю Россию, и собрала пять книг отзывов.


Александр Адабашьян рассказывал о Богатыреве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне. Юра был человеком детских реакций: легко обижался, легко мирился. Зато режиссеры могли вылепить из богатыревской внешности любой образ. По требованию Никиты Михалкова для роли Егора Шилова актеру пришлось худеть. Богатырев долго питался капустными котлетами. А для роли Стасика в "Родне" из него сотворили толстяка: Богатырев играл с яйцевидной наклейкой на голове, с подкладным животиком и производил впечатление рохли. Кстати, знаменитую сцену танца с Нонной Мордюковой, которая выглядела как сплошной полет фантазии актеров, ставили с балетмейстером и репетировали целый месяц. Все эти роли сделали Богатырева знаменитым, но совсем не приблизили к разгадке его сущности».


От себя могу добавить, что первое мое впечатление в момент посещения квартиры Елизаветы Алексеевны Даль - это несколько чрезвычайно интересных рисунков, висевших в холле квартиры ее мужа, актераОлега Даля. На них был изображен сам Олег Даль, но в разных актерских образах.

Картины поражали своей изобразительной палитрой, художественным соединением реального Олега и его придуманного образа.Естественно, одним из первых вопросов Лизе:

Юра Богатырев…

Хотя позже отношения Даля и Богатырева не сложились. Елизавета Даль рассказывала: «Во время съемок «Отпуска в сентябре» Богатырев был частым гостем в семье Олега Даля.Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть - Юра ведь жил холостяком, а у нас был налаженный быт, - вспоминает Елизавета Даль. - Моя мама любила покормить, и Юра с удовольствием поглощал цыплят табака. Тогда, в 1979-м, он был в хорошей форме - мощный, большой. Очень веселый, легкий в общении. Хотя бывал ироничным, мог съязвить. Все вместе мы ходили слушать «Арсенал», Лешу Козлова. Охлаждение произошло, когда Олег увидел Богатырева в юмористической программе по телевизору. На экране он, рыдая, читал «Я вас любил» Пушкина. Потом камера опустилась, и оказалось, что Богатырев режет лук. Олегу это не понравилось - у него было святое отношение к пушкинской поэзии».

Помню, много позже я спросил, почему у Богатырева не было детей? Лиза как-то немного задумалась. Потом сказала, что Юрий Георгиевич предпочитал жить с женщинами несколько старше его. В подробности мы не углублялись.

В личной жизни Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. С женщинами он предпочитал дружить. Одна из его подруг - Зинаида Попова, познакомилась с актером в 1977 году. Она рассказывала: «Тогда Юра был худенький, совсем не пил и интересовался абсолютно всем. У него была внешность настоящего русича. Он подчеркивал ее - носил косоворотки, украинские рубашки. Не любил галстуки. Предпочитал спокойные цвета. За двенадцать лет у меня скопилось огромное количество Юриных подарков. Юра дружил с Ией Савиной. Они выходили на одну сцену во МХАТе и даже родились в один день. Для него это была святая дата. На день рождения к Саввиной он всегда ходил один. Вдвоем с Юрой мы встречали Новый год. Помню, он пришел ко мне после спектакля с цветами и шампанским, я накрыла на стол. Мы оба были ночные пташки. Бывало, до трех ночи говорю по телефону с подругой, потом звонит Юра, и разговор продолжается до пяти утра. Такой вели образ жизни. Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть»

Именно гурманка Ия Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно - мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался.

У него были прекрасные партнерши на экране и в театре, которыми он увлекался постоянно - Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства - светлые и чистые.


Елена Соловей вспоминала о нем: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».


Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.

Но однажды Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложную жизненную ситуацию. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой. В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно. Надежда Серая вспоминала: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари - жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» - когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на «нет». Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.


В своей однокомнатной квартире на улице Гиляровского в Москве Богатырев прожил совсем недолго. Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года.

В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова. Она вспоминала: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении - ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».

В 1989 году Юрий Богатырев готовил первую в своей жизни персональную выставку. Она должна была открыться в Москве 6 февраля. Но в этот день состоялись его похороны. После смерти артиста его двоюродная сестра Татьяна Томницкая организовала турне картин по стране с тем, чтобы собрать деньги на изготовление памятника Юрию Богатыреву.

Елена Соловей рассказывала: «Есть на этой земле родственные души, и, мне кажется, мы с Юрочкой были таковыми. Может быть, потому, что одногодки и родились под одним знаком Зодиака. Возможно, потому, что наши первые большие роли связаны с именем одного и того же режиссера, которого мы любили и которому многим обязаны. А скорее всего потому, что в удивительном мире, который называется "кино", мы часто проживали совместную жизнь - в "Рабе любви", "Неоконченной пьесе...", "Открытой книге", "Доченьке". Думаю о нем всегда с нежностью. Юрочка был душевно хрупким человеком, впечатлительным, незащищенным. Добрейшая душа - всегда всем помогал, обо всех заботился. Хотя, наверное, сам нуждался в помощи и заботе больше других. В жизни грубой и прозаической он был слаб и по-детски беспомощен. Его страсть, сила принадлежали искусству - там он был решительным и мужественным. Люблю все его роли, так не похожие на него самого. Юра умер рано, невозможно рано, так не хватает его звонков и наших встреч в моем ленинградском доме, где его всегда ждали и любили. Я храню две вещи, подаренные мне Юрой, - мой портрет, им написанный, и его фотографию в роли Андрея Штольца из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Он там такой смешной - взрослый ребенок в гимназическом башлыке. Юрочка».


Юрий Богатырев похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

После смерти Юрия Богатырева Юрий Филатов снял о нем передачу из цикла "Чтобы помнили".



Эта передача вызвала так много зрительских откликов, что Леонид Филатов продолжил рассказ о Богатыреве в продолжении передачи, которую назвал "Недосказанное"...

Текст статьи «Картины "Штольца" приехали на родину Обломова» А.Идрисовой

Текст статьи «Свет и тени жизни и смерти Юрия Богатырева» С.Пальчиковского

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны

1974 Свой среди чужих, чужой среди своих

1974 Таня

1975 Раба любви

1975 Там, за горизонтом

1976 Два капитана

1976 Неоконченная пьеса для механического пианино

1977 Объяснение в любви

1978 Двенадцатая ночь

1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова

1979 Отпуск в сентябре

1979 Последняя охота

1980 Глубокие родственники

1980 Мой папа - идеалист

1981 Две строчки мелким шрифтом

1981 И с вами снова я...

1981 Родня

1982 Время для размышлений

1982 Нежданно-негаданно

1983 Где-то в губернском саду

1983 Карантин

1983 Уникум

1984 Злой мальчик

1984 Мертвые души

1984 Чужая жена и муж под кроватью

1987 Доченька

1987 Кувырок через голову

1987 Очи черные

1987 Первая встреча, последняя встреча

1988 Полет птицы

1988 Презумпция невиновности

1989 Дон Сезар де Базан

Юрий Богатырев – советский артист, художник. Родился в марте 1947 года, он известен по съёмкам в картинах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и многих других.

Юрий Богатырев родился в 2 марта 1947 года в советской Прибалтике, городе Риге. Он происходил из семьи военного моряка, поэтому с детства родителям приходилось много переезжать. Вскоре они приехали в Ленинград, а затем в Москву.

Мальчик оказался особенным с самого детства, поскольку его не интересовали традиционно мужские забавы, но он с удовольствием шил платье для кукол, импровизировал, создавал свои кукольные постановки, а также увлекался рисованием.

В его арсенале было мало подручных средств, но по-настоящему творческого человека это остановить не способно, и в ход шли старые занавески, платья — из них он создавал настоящие шедевры.

Детство и первые шаги в искусстве

Надо сказать, что уже в детстве было заметно, что мальчику ближе гуманитарные дисциплины и что натура он творческая. В нём проснулась большая тяга к рисованию, что повлияло на выбор учебного заведения. После окончания школы он избрал профессию, связанную с этими навыками, поступив в художественно-промышленное училище, где, как предполагалось, он должен был стать мастером по созданию ковров. Частично это предполагало занятия рисованием, а не только получение технических навыков.

Фото: Юрий Богатырев в молодости

Студенты обязательно выезжали на пленэры, рисовали этюды, и в одной из таких поездок он познакомился с ребятами, будущая профессия которых была связана с кукольным театром. Это вновь всколыхнуло в нём воспоминания из детства, позволило почувствовать почти забытое увлечение. Сдружившись со студентами, он ставил спектакли, импровизировал. Молодой человек окончательно понял, что ему по душе актерская профессия.

Обучение и первый успех в театре

В 1966 году, то есть в возрасте 19 лет, он, оставив учебу в художественно-промышленном училище, поступил в театральное училище имени Щукина, а в 1971 году его пригласили в московский театр «Современник». Поступил он легко, несмотря на то, что не занимался подготовкой, да и к идее поступления пришёл спонтанно после общения на пленэре со студентами театрального вуза.

Как вспоминают педагоги, всем было понятно, что на курс попал талантливый и, фактически, уже сформированный актёр. Руководителем курса был знаменитый артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Он вспоминал, что как только увидел талантливого студента, то испытал чувство беспокойства, ведь было очевидно, что студент слишком беззащитен перед миром, что он очень мягкий и даже в чём-то ранимый, а таким людям в жизни приходится нелегко, ведь живут они далеко не в тепличных условиях.

И в то же время в Юрии была потрясающая грустная ирония, он умел с юмором относиться к себе и к людям. Отличался студент и прекрасными физическими параметрами, что еще больше контрастировало с его мягкостью. У него были большие широкие плечи и мощные руки, которые студенты в шутку называли «вторые ноги».

В 70-ых годах он одновременно работал в театре «Современник» и во МХАТе, поскольку оба прославленных столичных театра считали его достойным появиться на их сцене. Пользовался большой популярностью спектакль «Тартюф» по Мольеру с его участием.

Всенародная слава с подачи Никиты Михалкова

Юрий Богатырев считал, что его «крестным отцом» является Никита Михалков. Собственно, это действительно так: после съемок в его картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» актер, как это принято говорить, проснулся знаменитым. Но до этого был тоже удачный фильм «Спокойный день в конце войны», правда, не сравниваемый по популярности с картиной Михалкова. Однако это позволило убедиться в том, что Юрий Богатырев очень органичен как киноактер, его очень любила камера, он выглядел в меру мужественным, очень выразительным, фотогеничным и казался настоящим героем, образцом мужчины. В полной мере это проявилось в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», действие в котором происходит сразу после революции в небольшом городе на юге России. Чекист, который был сыгран Богатыревым, сразу стал эталоном мужественности, он сумел пройти через обстрелы, бандитские разборки, предательство со всех сторон и доказать свою преданность. Это потрясающе глубокая драматическая роль, которая удалась артисту идеально.

Вообще, творческий союз с Никитой Михалковым - это попадание в десятку, хотя, к сожалению, совместных картин было не так много. Из других ролей, которые также произвели фурор, стоит отметить роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» — чеховская классика.

Актер для детей и молодёжи

Да, именно молодежная аудитория прежде всего оценила созданные образы. Поэтому режиссёры, понимая это, часто приглашали уже вполне состоявшуюся звезду для участия в детских проектах, телеспектаклях. 1976 году он снялся в сериале для молодёжи «Два капитана» по повести известного писателя Каверина. Можно сказать, что Юрий Богатырев стал кумиром молодых людей и образцом мужественности, но с умением подчеркнуть в своих героях доброе начало, сострадание, милосердие.

У Никиты Михалкова также были картины, закрепившие успех актера на отечественном олимпе, в частности, «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Родня» и другие.

Критики считают, что одной из самых культовых ролей стала роль Филипка в фильме «Объяснение в любви» — жизненная мелодрама, которая показывает все тяготы отечественной истории, разруху, коллективизацию, революцию. Фильм охватывает полувековой период, в нем прекрасно передана атмосфера тех времён, и на фоне трагических событий разворачивается любовь двух героев. Но и здесь всё не так просто, ведь журналист, которого исполнил Юрий Богатырев, влюблён в прелестную домохозяйку, которая ради скуки изменяет мужу. Это трагическая, философская драма, многие называют ее главной в богатой фильмографии артиста.

Снялся он и в «Дон Сезар де Базан» с — последняя роль за такую короткую, но яркую жизнь. Он сыграл испанского короля, и кроме Анны Самохиной в картине приняли участие , Игорь Дмитриев. Это тоже одна из наиболее интересных работ, где артист предстаёт в новом амплуа.

Трагическая судьба

Формально актёр был женат, его избранницей была актриса Надежда Серая, но, как она сама признается, это не брак в полном смысле слова, а просто желание доброго и понимающего артиста помочь с регистрацией в столице талантливой начинающей актрисе. Эта версия подтверждается и тем, что о заключенном союзе Юрий не сообщил никому, даже своим родителям, да и проживать вместе с Надеждой после заключения брака он не стал.

Как вспоминают близкие, артисту завидовали очень многие. Завидовали нехорошо, чёрной завистью, желая зла. Причины, надо сказать, для этого имелись. Юрий успешно снимался, в том числе и у таких именитых режиссеров, как Никита Михалков. Он был одним из самых высокооплачиваемых артистов того времени, внешне он казался абсолютным здоровяком, которому неведомы болезни. Он был очень добрый, ранимый, постоянно одалживал коллегам и знакомым деньги, а они не всегда могли их вернуть, что тоже раздражало их. Некоторые завидовали тому, что у всенародно любимой звезды не было семьи, он казался им свободным, как птица, в то время как они были связаны детьми и женами.

Да, так могут думать только те, кто не знал всего происходящего в биографии этого замечательного человека и ориентировался исключительно на внешние атрибуты. У него не стеснялись занимать деньги, он вынужден был покупать водку своим спившимся коллегам, которые запросто могли завалиться к нему ночью, причём не имея средств даже оплатить такси. Юрию было тяжело отказать людям, он не мог быть грубым, но внутренне страдал. В конце жизни он начал терять форму, у него появился лишний вес, что его весьма разочаровывало.

К тому же, чувствовалось, что в стране приближаются перемены, которые пойдут не на пользу многим актёрам. В основном останутся на плаву те, кто сумеет приспособиться к новым реалиям, молодые, сильные и здоровые, и в любом случае Юрий не вписывался в эти критерии. Возможно, он понимал, что заканчивается целая эпоха страны и его жизни. Он начал принимать антидепрессанты. Другие источники утверждают, что он сам принимал алкоголь, во многом этому способствовала и специфичная театральная атмосфера.

Личная жизнь

В его личной жизни были прекрасные женщины: Елена Соловей, Ольга Яковлева, которыми он искренне восхищался, боготворил их, но это были платонические отношения. Елена Соловей вспоминает, что при всей своей физической мощи Юрий так и остался большим ребенком. Он обижался легко, но вскоре забывал обиду, был бы абсолютно незлопамятным человеком. Строить отношения с противоположным полом ему было тяжело.

Также долгое время актёр придерживался вегетарианской диеты, поскольку считал, что есть мясо неэтично. Сохранились воспоминания Ии Саввиной, которая буквально заставила есть его мясо, которое он должен был поглощать с аппетитом по сценарию фильма, но пытался уговорить режиссёра заменить мясо яблоками.

Женщины, видя в нём такую ранимость, подсознательно испытывали к нему материнские чувства и стремились взять под свою опеку. Например, Ия Саввина, у которой день рождения был в один день с Юрием, старалась праздновать эти даты совместно, она убеждала артиста пересмотреть рацион и включить в него мясные блюда.

Что касается его брака с Надеждой, то до сих пор неизвестно, был ли брак действительно фиктивным, но получилось так, как получилось: молодые так и не начали жить вместе, постепенно отдалились друг от друга, а после смерти артиста Надежда не претендовала на наследство.

Личная жизнь Юрия Богатырева покрыта мраком, он сознательно не афишировал ее, да и прожил он относительно мало, всего лишь 41 год. Многие близкие считают, что он был человеком со странностями и приписывают это его нетрадиционной сексуальной ориентации. Например, Александр Адабашьян утверждает, что артист крайне болезненно переживал свою непохожесть, он тяжко реагировал на то, что он не такой как все. Возможно, это тоже стало причиной его депрессии, пристрастия к алкоголю.

В любом случае доподлинно неизвестно, был ли артист гомосексуалистом и пытался это скрыть или просто был застенчивым, с неудавшейся личной жизнью. Александр Адабашьян поясняет, что даже если это и правда, то в те времена было непринято говорить об этом в отличие от дней сегодняшних, когда в погоне за вниманием публики многие звёзды бравируют своей нетрадиционной ориентацией.

Трагическая смерть

Умер великий человек и талантливый самородок очень рано, когда ему был всего лишь 41 год. Несмотря на то, что внешне он был пышущим здоровьем, у него было слабое сердце, плюс он принимал антидепрессанты, которые выписал врач.

Однажды ночью у него случился приступ, а врачи скорой помощи сделали укол, не поинтересовавшись, принимает ли пациент какие-либо медицинские препараты. Он скоропостижно скончался в ночь на 2 февраля в 1989 году, до 42-го дня рождения не дожив всего лишь месяц. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище, где и сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, могила его находится в ухоженном состоянии, на ней практически всегда видны цветы от поклонников, не забывающих его творчество.

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1974 Таня
1975 Раба любви
1975 Там, за горизонтом
1976 Два капитана
1976 Мартин Иден
1976 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Объяснение в любви
1978 Двенадцатая ночь
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1979 Отпуск в сентябре
1979 Последняя охота
1980 Глубокие родственники
1980 Мой папа - идеалист
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 И с вами снова я...
1981 Родня
1982 Время для размышлений
1982 Нежданно-негаданно
1983 Где-то в губернском саду ("Кое-что из губернской жизни")
1983 Карантин
1983 Уникум
1984 Злой мальчик
1984 Мертвые души
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1987 Доченька
1987 Кувырок через голову
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Полет птицы
1988 Презумпция невиновности
1989 Дон Сезар де Базан

02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва

Народный артист России (1988)

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981).

К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский , Анна Самохина, Игорь Дмитриев , Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.

Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей , Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская , Светлана Крючкова … На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Объяснение в любви 1977 г

...Мелодрама 1977 Производительность: "Ленфильм", СССР Режиссёр: Илья Авербах Фильм поставлен по мотивам прозы Е.Габриловича Актёры: Юрий Гончаров, Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Светлана Крючкова, Николай Ферапонтов, Никита Сергеев, Кирилл Лавров, Иван Бортник, Елена Санько, Денис Кучер, Даша Михайлова, Бруно Фрейндлих, Ангелина Степанова, Анатолий Коваленко Сценарий: Павел Финн Оператор: Дмитрий Долинин Художник: Владимир Светозаров Филиппок, так прозвали героя картины друзья, был наделен от природы самой неромантической внешностью. Он носил очки, лицо было округло, наивно, чуть ли не глуповато. От него так и веяло добротой и светом, и был он крайне неприспособлен к практической жизни, но порядочен, скромен, честен. Он писал, и не потому, что мечтал о славе и богатстве, а потому что не мог, наверное, не писать. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь "сделать из него человека". Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм.