Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные мероприятия новой экономической политики 1921 1928. Причины перехода к новой экономической политике

Основные мероприятия новой экономической политики 1921 1928. Причины перехода к новой экономической политике

Страница 1 из 2

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса Советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика военного коммунизма придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства.

1.2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отношение к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек. 1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги (Власть Советам, а не партиям!, Советы без большевиков!). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы нэпа

2.1. Сущность нэпа (1921-1928 гг.). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. Нэпозначал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

2.3.1. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн. рублей. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

2.3.2. Денежная реформа (1922-1924 гг.) явилась наиболее действенной и самой рыночной мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец , который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

2.4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках частников.

2.5. Промышленность.

2.5.1. Децентрализация. Реальные преобразования произошли в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись к синдикаты , занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности развивалась аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на которых выпускался 1% промышленной продукции.

2.5.2. Темпы роста промышленности . В результате в промышленности прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

2.6. Нэп в сельском хозяйстве.

2.1.1. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше, и принял денежную форму. . Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако отступление проводилась постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе-сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах местного оборота), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременна, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался запрет с применения наемного труда и создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога .

2.6.2.Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн. крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. различных видов объединений насчитывалось 12.850 (из них производственных - 10.521); в 1925 г. - 54.813 (производственных - 15.178). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

2.6.3. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовый сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.7. Социальное положение

2.7.1. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

2.7.2. Занятость. В годы нэпа возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек в 1924-1929 гг., однако расширение рынка труда было еще более значительным. Численность рабочих и служащих увеличилась с 5.8 до 12. 4 млн. человек за тот же период. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

Положение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.

Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:

  • острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;
  • необходимость восстановления экономики;
  • проблема стабилизации денег;
  • недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);
  • стремление к восстановлению внешнеполитических связей.

Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. С этого момента отменялась продразверстка. Она была заменена вдвое меньшим продналогом. Он, по желанию крестьянина мог быть внесен и деньгами и продуктами. Однако налоговая политика советской власти стала серьезным сдерживающим фактором для развития крупных крестьянских хозяйств. Если беднота была освобождена от выплат, то зажиточное крестьянство несло тяжкое налоговое бремя. Стремясь ускользнуть от их уплаты, зажиточные крестьяне, кулаки дробили свои хозяйства. При этом темпы дробления хозяйств были в два раза выше, чем в дореволюционный период.

Рыночные отношения снова были легализованы. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой и восстановление всероссийского рынка, а так же, в некоторой степени и частного капитала. В период НЭПа сформировалась банковская система страны. Вводятся прямые и косвенные налоги, которые становятся главным источником государственных доходов (акцизы, подоходный и сельскохозяйственный налоги, плата за услуги и проч.).

В силу того, что политика НЭП в России серьезно тормозилась инфляцией и неустойчивостью денежного обращения, была предпринята денежная реформа. Уже к концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями.

Острая нехватка капитала привела к началу активного административного вмешательства в экономику. Сначала усилилось административное влияние на промышленный сектор (Положение о государственных промышленных трестах), а вскоре оно распространилось и на сектор аграрный.

В итоге НЭП к 1928 г., несмотря на частые кризисы, спровоцированные некомпетентностью новых руководителей, привел к заметному экономическому росту и определенному улучшению ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан (рабочих, крестьян, а так же, служащих) стало более устойчивым.

Бурно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства. Но, в то же время, отставание СССР от капиталистических стран (Франции, США и даже проигравшей Первую мировую Германии) неотвратимо увеличивалось. Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовало крупных долгосрочных капиталовложений. Для дальнейшего индустриального развития страны необходимо было и увеличение товарности сельского хозяйства.

Стоит отметить, что НЭП оказал немалое влияние на культуру страны. Управление искусством, наукой, образованием, культурой было централизовано и передано Государственной комиссии по просвещению, которую возглавил Луначарский А.В.

Несмотря на то, что новая экономическая политика оказалась, по большей части, успешной, уже после 1925 г. начинаются попытки ее свертывания. Причиной свертывания НЭПа стало постепенное усиление противоречий между экономикой и политикой. Частный сектор и возрождающееся сельское хозяйство стремились обеспечить политические гарантии собственных экономических интересов. Это провоцировало внутрипартийную борьбу. Да и новых членов партии большевиков – разорившихся в ходе НЭПа крестьян и рабочих новая экономическая политика не устраивала.

Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а так же, коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.

СССР в период НЭПа (1921-1929гг.)

Причины введения новой экономической политики (НЭПа):

1) тяжелейший экономический кризис в России после окончания гражданской войны и иностранной интервенции;

2) кризис Советской Власти, вызванный продолжением политики «военного коммунизма» (проявился в массовых крестьянских восстаниях в Поволжье, на Тамбовщине («антоновщина») и Западной Сибири, протестах рабочих в Петрограде и других городах, восстание моряков в Кронштадте в марте 1921г.);

3) наличие субъективного фактора- гибкость мышления Ленина в связи с изменившейся внутриполитической ситуацией.

Стратегическая политика В.И.Ленина в строительстве социализма в условиях капиталистического окружения (невозможность мировой революции в ближайшие годы и развитие в условиях СССР марксистской теории).

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) были принятии два важнейшие решения: о замене продразверстки натуральным налогом и о единстве партии. Эти две резолюции отражали внутреннюю противоречивость новой экономической политики, переход к которой означали решения съезда.

Нэп – антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики при сохранении «командных высот» в руках правительства большевиков.

Цели нэпа:

-политические: снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян;

-экономические: предотвратить разруху, выйти из кризиса и восстановить хозяйство;

Социальные: не дожидаясь мировой революции, обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества;

-внешнеполитические: преодолеть международную изоляцию и восстановить политические и экономические отношения с другими государствами.

Таким образом, тактической целью нэпа стал выход из кризиса путем укрепления построения социализма.

НЭП включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий, которые означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» и предполагали:

Замену продразверстки налогом (до 1925 г. в натуральной форме); который был в два раза меньше и объявлялся заранее, а значит, был выгоден крестьянам. С 1925г стал взиматься деньгами и составлял 5-10% урожая. Продукты, оставшиеся в хозяйстве после уплаты продналога, разрешалось продавать на рынке;

Разрешение частной торговли;

Привлечение к развитию промышленности иностранного капитала;

Сдачу государством в аренду многих мелких предприятий и сохранение за собой крупных и средних промышленных предприятий;

Аренду земли под государственным контролем;

Привлечение к развитию промышленности иностранного капитала (некоторые предприятия были сданы в концессию иностранным капиталистам);

Перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость.

Вместо главков – государственных структур – создавались тресты, отвечавшие за результаты деятельности своим имуществом;

Наем рабочей силы;

Отмену карточной системы и уравнительного распределения;

Платность всех услуг;

Замену натуральной зарплаты денежной, устанавливаемой в зависимости от количества и качества труда;

Отмену всеобщей трудовой повинности, ведение бирж труда.

НЭП явился серьезным достижением в теории и практике создания нового общества, подтвердив естественноисторический характер и преемственность этапов развития человеческой цивилизации в целом. Отход от догматизированного понимания марксизма дал возможность открыть закономерности строительства нового общества в крестьянской стране, сблизить интересы рабочего класса и крестьянства.

Новая экономическая политика обеспечила стабилизацию и восстановление народного хозяйства, улучшилось материальное положение людей.

Вместе с тем, это восстановление означало достижение довоенного уровня, основные фонды российской промышленности были изношены, оборудование устарело, страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. По мере восстановления возвращались старые проблемы экономики дореволюционной России, ее структурные диспропорции и противоречия. В период НЭПа получили развитие и многие процессы, порожденные рынком – рост безработицы, сокращение расходов на социальные нужды и образование, коррупция, рост преступности.

Причины отмены НЭПа:

1) внешнеполитический кризис 1927-28 гг. – разрыв отношений с Англией, угроза войны со стороны капиталистических держав была воспринята как реальная, из-за чего были скорректированы сроки проведения индустриализации на сверхкороткие, в итоге НЭП не мог теперь обеспечить источники средств для проведения индустриализации сверхускоренными, форсированными темпами.

2) противоречия и кризисы самого НЭПа (кризис сбыта 1923 и 1924гг., кризисы хлебозаготовок 1925/26 и 1928/29 гг. –последний из них привел к срыву плана индустриализации).

3) несоответствие НЭПа идеологии правящей партии.

4) 1929 г. – окончательная отмена НЭПа, переход к сверхцентрализованной, командно-административной экономике.

Образование СССР.

Основные планы объединения:

Нарком по делам национальностей И.В.Сталин предложил план автономизации. Его суть состояла в следующем: советские республики Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация в составе Армении, Грузии и Азербайджана должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. План Сталина был раскритикован Лениным как антидемократический, как возврат к имперскому прошлому.

Ленин предложил план создания федерации. Советские республики создавали федерацию на принципах равноправия и сохранения суверенных прав, вплоть до права выхода. Этот проект и был реализован.

27 декабря 1922 г.- подписание Союзного договора (РСФСР, УССР. БССР, ЗСФСР) об образовании СССР. В ведение Союза переходили вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, охраны границ, внешней торговли.

Транспорта, бюджета, связи и денежного обращения. При этом декларировалось право свободного выхода из СССР.

В январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

1. Предпосылки перехода к новой экономической политике

1.1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитического курса советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затронув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восстановление разрушенного войной и «военным коммунизмом» хозяйства.

1.2. Социально‑политические. Экономические проблемы тесно переплетались с важнейшими вопросами политики, такими как отношение населения к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч человек.

1 марта 1921 г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги («Власть Советам, а не партиям!», «Советы без большевиков!»). Прошли забастовки и демонстрации рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступали представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутриполитическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с крестьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономического курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

2. Основные элементы НЭПа

2.1. Сущность НЭПа (1921-1928). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921 г . Первоначально НЭП рассматривался большевиками как «временное отступление», вызванное неблагоприятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем НЭП оценивался уже как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его беднейшая часть) становилось полноправным участником социалистического строительства.

2.2. НЭП означал прежде всего восстановление товарно‑денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. С целью восстановления промышленности и налаживания товарообмена между городом и деревней:

Предусматривалось проведение частичной денационализации средней промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались отдельные крупные некапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

2.3. НЭП в сельском хозяйстве.

. Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольственный налог был установлен первоначально на уровне 20 % от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10 % урожая и меньше и принял денежную форму. Налог был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в течение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам.

Однако «отступление» проводилось постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом крестьянство получило лишь в августе - сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах «местного оборота»), когда выяснилось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому Земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременной, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Разрешалось ограниченное применение наемного труда и создание кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

. Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период НЭПа кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося государственной промышленностью, а также продвижение в деревню сельхозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. насчитывалось около 13 тыс. различных видов объединений (из них производственных-10,5 тыс.); в 1925 г. - около 55 тыс. (производственных - 15 тыс.). Производственная кооперация включала в себя сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко‑середняцкие. Государственная и кооперативная торговля составляла в 1924 г. - 47 %; в 1927 г. - 65 %.

. Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерновых превысил на 20,7 % уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Возобновился экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

2.4. Финансовая политика в годы НЭПа характеризовалась известной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

. Кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово‑промышленный банк, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации (все государственные), сеть кооперативных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за три года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн руб. Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги).

. Денежная реформа (1922-1924) явилась наиболее действенной и самой «рыночной» мерой финансовой политики советской власти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валюта - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Важно, что реформа, вошедшая в учебники под именем наркома финансов Г. Сокольникова, но разработанная и проведенная финансистами с дореволюционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения народнохозяйственных товаров.

2.5. Промышленность.

В соответствии с ленинской концепцией восстановление народного хозяйства и построение экономического фундамента социализма могло вестись лишь по общему плану. Разработанный в 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) перспективный план (рассчитанный на 10-15 лет) предполагал обновление всей структуры производительных сил страны на основе создания единой энергетической сети. Одновременно план ГОЭЛРО стал первой попыткой охватить государственным руководством всю экономику страны, заложил основы системы централизованного планирования в СССР.

Но одновременно производилась частичная децентрализация управления промышленностью. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - более мелкие объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ утратил право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80 % трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности, где 28 % продукции давали частные предприятия (в основном мелкие), получила развитие аренда государственных предприятий. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-1927 гг. насчитывалось 117 действующих концессий, на основе которых выпускался 1 % промышленной продукции (но имевшей важное значение, так, например, в концессиях производились почти все карандаши и большая часть керосиновых ламп).

. Темпы роста промышленности. В результате в промышленности прирост продукции в первые годы НЭПа осуществлялся очень высокими темпами. В 1921 г. они составляли 42 %; 1925 г. - 66 %, 1926 г. - 43 %, 1927 г. - 14 %. Трестовский хозрасчет, даже ограниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транспорт. К концу 20‑х гг. советская индустрия практически достигла общего объема промышленного производства 1913 г.

2.6. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно‑денежных отношений привело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи.

Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках «частников».

2.7. Социальные аспекты НЭПа.

. Занятость населения и условия труда. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на смену места работы. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 ч при 6‑дневной рабочей неделе.

В 1924-1929 гг. возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн человек, однако расширение рынка труда было еще более значительным. За тот же период численность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн человек.

. Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи способствовали некоторому улучшению материального положения населения.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в среднем по промышленности свыше 90 % довоенного уровня. К дореволюционному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

Произошли изменения в экономической структуре деревни. В 20‑е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60 %), зажиточных (увеличение которых ограничивалось государством) насчитывалось 4-5 %, бедняков - 22-26 %, батраков - 10-11 %.

3. Политическая система в годы НЭПа

3.1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты: кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименованная в Государственное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования.

3.2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Годы НЭПа ознаменовались некоторой либерализацией общественно‑политической и культурной жизни страны. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные издательства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3.3. Дальнейшее ужесточение политического режима. Однако речь шла лишь о частичных и временных мерах. В. И. Ленин писал, что было бы ошибкой «думать, что НЭП положит конец террору». В 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными», по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить решения о высылке и заключении в лагеря «социально неблагонадежных элементов». Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922 г. была выслана большая группа ученых, известных философов, историков, экономистов (всего около 160 человек). Репрессии затронули деятелей Русской православной церкви.

3.4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими партиями и оппозицией.

Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура.

После окончания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

В декабре 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии (РСДРП) заниматься политической деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось высылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйственных органов, что означало для этих партий политическую гибель.

В 1922 г. состоялся судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина.

Резолюция XII Всероссийской конференции РКП(б) 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях» объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача «в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсеров и меньшевиков как политические факторы».

. Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление X съезда РКП(б) (1921) «О единстве партии» запретило фракционную деятельность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии большевиков.

4. Противоречия НЭПа

4.1. В политической области. Главным противоречием НЭПа стала попытка в условиях социально‑экономических преобразований сохранить неизменным характер политической власти (диктатуру пролетариата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную «победу социализма в одной стране»). Сохранение недемократической избирательной системы (открытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев‑нэпманов) полностью противоречило самой сути экономической реформы.

4.2. В экономической области.

. Приоритет промышленности перед сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, ножницы цен (промышленные товары были дороже довоенных в 2,7 раза, а сельскохозяйственные - дешевле на 20 %) составили еще одно противоречие нэповского периода, которое перманентно грозило нежеланием крестьян продавать зерно государству и, соответственно, новыми конфликтами власти с крестьянством.

Первые проявления кризиса НЭПа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, «товарный голод» и т. д.). Кризисы были связаны с несовершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых правовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3 % хозяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25 %; в 1927 г. - 35 %. Зажиточные же хозяева и крепкие середняки (менее 10 % крестьянских дворов) выплачивали 29 % налогов, рост которых продолжался.

Негативные последствия «ограничения кулачества как класса» отягощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 20‑х гг. стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических культур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожайном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово‑административных начал в управлении экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности. К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фабрик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строительства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

4.3. Свертывание НЭПа. На фоне экономических трудностей происходило постепенное свертывание НЭПа. В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды «перехватывали» крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР. К концу 20‑х гг. закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

5. Выводы

1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность.

2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально‑экономические проблемы. Нэповская система с определенной цикличностью переживала кризисы. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

3. С середины 20‑х гг. началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20‑х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление НЭПа), либо курс на «полную и окончательную победу» новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от НЭПа, а следовательно, от учета интересов крестьянства.

Некоторые историки считают НЭП идеальной моделью «социалистической рыночной экономики», подтверждением чему, с их точки зрения, служит первый пятилетний план с его акцентом на сбалансированном росте, который рассматривается как альтернатива сталинскому курсу форсированной индустриализации. Авторы другой точки зрения на основе анализа противоречий и кризисов НЭПа приходят к выводу об ограниченности рыночной тенденции в годы НЭПа и отсутствии каких‑либо перспектив для ее развития в будущем.

НЭП 1921-1928 годов – один из важных этапов в развитии СССР. После окончания положение в стране стало катастрофическим. Существенная часть производств была остановлена, никакой координации не существовало, как и распределения труда. Были необходимы серьезные изменения для восстановления страны.

Существовавшая ранее продразверстка не оправдывала себя. Она вызывала недовольство людей и бунты, страна без управления все равно не могла обеспечить себя продовольствием. При переходе к налог был снижен в два раза, создалась благоприятная ситуация для дальнейшего развития.

Период НЭП.

Во время основания НЭПа партия занялась восстановлением производств, начали возводиться некоторые заводы, которые были необходимы для нового государства. Стали привлекаться рабочие. Основная задача – обеспечить всем возможности для полноценного труда на благо СССР.

Введены элементы рыночной экономики. Это было неизбежно, ведь ее полное уничтожение при основании Советского Союза нанесло серьезный удар по стране.

В этот период была построена командная экономика. Отныне государство управляло производствами, высылало нормы и заказы на заводы. Партия могла связывать несколько предприятий в единую систему и налаживала между ними контакты. Все это было необходимо для последовательного изготовления продукции, ведь для создания некоторых сложных товаров нужно привлечь несколько заводов.

В период НЭП предприятия и другие участники экономических процессов получили существенное финансирование. Заводы могли выпускать собственные облигации для привлечения средств у людей и вложения их в обновление производства.

Основные цели :

  • налаживание экономических связей;
  • постепенное введение командной экономики и адаптация предприятий к новой системе взаимоотношений между производствами;
  • стимулирование развития и обновления заводов;
  • предоставление максимальных возможностей для роста предприятий;
  • рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов;
  • проведение денежной реформы и введение новой платежной единицы.

Итоги НЭП.

Итоги обусловлены победой над разрухой и хаосом, который слабо контролировался государством. Была восстановлена экономика, налажены взаимоотношения между участниками экономических процессов, началось обновление оборудования на предприятиях. Но проблемой стал недостаток управленческих кадров и квалификации этих людей, минимальное количество иностранных инвестиций, сдерживание развития частного сектора.