Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основная мысль а зори здесь тихие. Рецензия на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…

Основная мысль а зори здесь тихие. Рецензия на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…

Цели урока:

  • Продолжать учить ребят писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть особенности произведения, выражать своё отношение к прочитанному; выбирать форму и стиль своего отзыва и в соответствии с этим средства языка; озаглавливать отзыв, отражая в заглавии основную мысль своей работы.
  • Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал; а также обогащать словарный запас учащихся, помогая им овладевать выразительными средствами языка.
  • Воспитывать в ребятах чувство патриотизма, гордости за свою страну, победившую не только силой оружия, но и силой нравственного духа фашистскую Германию.

Методы: эвристическая беседа, поисковый, наглядный, исследовательский.

Предварительная работа:

  • учащиеся должны самостоятельно прочитать повесть Б. Васильева;
  • за неделю до урока им предлагаются вопросы, над которыми они должны подумать при самостоятельном прочтении повести:

Вопросы для самостоятельного чтения повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нем события?
  3. Как вы понимаете название повести?
  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  5. В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц и что их объединяет?
  6. Как на протяжении повести меняется характер старшины Васкова?
  7. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  8. Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?
  9. Кому адресована повесть Б. Васильева? (обратитесь к эпилогу)
  10. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа (4-8), опираясь на вопросы.

  • даются индивидуальные задания (выучить наизусть отрывки из повести о гибели девушек-зенитчиц, подготовить рассказ о каждой девушке и старшине Васкове).

Оформление урока : портрет писателя, презентация, запись песни на ст. Р. Гамзатова «Журавли», фрагменты кинофильма, консультация «Как работать над отзывом».

Основное содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

– Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем или кинофильмом. Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на разных людей разное впечатление. Это рождает споры, и они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его. Мы с вами можем своё мнение о прочитанном произведении выразить в форме отзыва.
– И сегодня на уроке мы должны подготовиться к написанию отзыва по самостоятельно прочитанной вами повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Если вам что-то понравится или покажется необходимым для дальнейшей работы, не забудьте делать себе записи в тетради.

– Прежде чем перейти к обсуждению прочитанного давайте вспомним, что такое отзыв . Поможет вам вспомнить консультация «Как работать над отзывом» (Приложение 2 ).

– Посмотрите на опорные слова , которые помогут вам при пересказе

– Что же является главным в отзыве?

– Сначала послушаем небольшое сообщение о писателе.

(Приложение 1 .Слайд 10 – рассказ ученика)

(Приложение 1 .Слайд 11 со всеми вопросами на дом)

– Мне бы хотелось услышать, какие тезисы вы записали при самостоятельном чтении, а в конце урока ещё раз обратимся к ним.

(Эта повесть, по словам поэта А. Дементьева, пользуется «всеобщей симпатией». Как вы думаете почему? Напишите на обороте листа тезисы вашего ответа (4-8), опираясь на вопросы).

– Какова тема и основная мысль произведения? Где и когда происходят изображённые в нем события?

Приложение 1 .Слайд 12 (Время действия повести – май 1942 года.
Место – неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Это девушки, а командует ими старшина Васков. Преследуя вражеских диверсантов, пять девушек во главе с Васковым вступают в неравный бой.
Одна за другой перед нами появляются судьбы замечательных, непохожих друг на друга девушек – одна за другой трагически обрываются, оставляя в наших сердцах боль и тоску от невосполнимости этих утрат.
Эти девушки мечтали о большой любви, о нежности, семейном тепле. У каждой была своя, особая судьба. Но на их долю выпала жестокая война. И они до конца исполнили свой долг…)

– Как вы понимаете название повести ?

Приложение 1 .Слайд 13(«А зори здесь тихие…» – название оглушает, словно внезапная тишина после взрывов. Оно является полной противоположностью реальностям войны и событиям самой повести.
Сотнями тысяч жизней таких вот девчонок и мальчишек было заплачено за наши «тихие зори»).

– Кто из героев особенно понравился ? Почему?
В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Опрос индивидуального задания по образам девушек)

Приложение 1 .Слайды 14-15 (Неповторимостью наделены все пять героинь повести.
У Жени Комельковой – это яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги.
Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга.
Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают желание уберечь, оградить.
Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к природе, открытая сердечность.
А особинка Гали Четвертак – в её способности преображать действительность, в неуёмности фантазии.
У каждой из девушек свой суровый счёт к фашистам.
У Риты Осяниной – гибель «на второй день войны в утренней контратаке» мужа.
У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили… Семьи комсостава захватили – и под пулемёт».
У Сони Гурвич – «дружная и очень большая семья» в оккупированном Минске.
У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».
У Галки Четвертак – неосуществлённые фантазии.)

– Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?

Приложение 1 .Слайд 16 (Конечно, те исключительные обстоятельства, в которых оказались Васков и девушки, неизбежно сближают людей. Но есть в их судьбах и та подчёркнутая Б. Васильевым общность, перед которой отступает разность воспитания, образования, то единство отношения к жизни, людям, войне, которое не требует определений и доказательств и которое иначе не назовёшь, как народным сознанием, преданностью и любовью к Родине).

– Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова ?

Приложение 1 .Слайд 17 (По складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный похвалы за свою добросовестность и смешной в своей педантичности.
Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова. Преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. Сроднившись с девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина сестрёнки? Я теперь вроде как брат». Так в бою расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к нему, доверяя его опыту.

Приложение 1 .Слайд 18 В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».
Единый подвиг – защита Родины – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
Каждый на своём участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву).

Приложение 1 .Слайд 19 Повесть отличается чёткостью композиции, простотой формы.

Группа Васкова, её бойцы, их бой изображены в повести в естественном переплетении героического и будничного, смешного и возвышенного, радости и горя. Это настоящие живые люди с их натуральными чувствами и невыдуманным поведением.
Более того, быт в повести одухотворён и лирически окрашен. Это человечность и мир, противопоставленные всему бесчеловечному, и прежде всего войне с её жестокостью и жертвами.
Повесть отличается чёткостью композиции, простотой формы.
Язык повести прост, доступен и понятен.

3. – Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

(Заслушивание чтецов , которые наизусть зачитывают сцены гибели каждой девушки)

– Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек?
(Выслушивание ответов учеников и просмотр слайдов)

Приложение 1 .Слайды 20, 21 По-разному гибнут девушки, но нас потрясает гибель каждой из них.
Пусть не все девушки гибнут с оружием в руках, пусть их бой лишь «местного значения», но повествование перешло за тот рубеж, где всё уже мерится самой простой и высокой меркой: жизнь одна и смерть одна, где все они – подлинные героини войны.
Когда старшина Васков подводит горестные итоги, он нерасторжимо соединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.
Автор вместе со своим героем Федотом Васковым размышляет о несовместимости с войной женщины, «в которой самой природой ненависть к убийству заложена», о необозримости утраты, которую несёт жизнь с гибелью женщины, будущей матери: «А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…»
Приложение 1 .Слайд 22 Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, женщины, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины.

– Кому адресованаповесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»?

Приложение 1 .Слайды 23-26 Работа с эпилогом: чтение и вывод.

Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд,
И пусть не думают,
Что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Б. Майоров

– Скоро у нас очередная годовщина победы в ВОв, но мы и сейчас не должны забывать о том великом подвиге, который ежедневно совершали люди на фронте и в тылу, защищая свою Родину. И это нам, потомкам, умирая, они завещали беречь свою Родину.
Над какими вопросами заставила задуматься?
(Девушки военных лет… Как много они сделали! Многие наши современники обязаны им жизнью. Где черпали они своё мужество и отвагу, выдержку и выносливость, неистребимую доброту сердца и ласку в огненном водовороте войны?)

– Вернёмся ещё раз к вашим домашним записям (тезисам). Изменилось ли в чем-то ваше мнение?

– Дома вы должны будете написать сочинение-отзыв на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Мне бы хотелось, чтобы вы в нем искренне и от души выразили те чувства и эмоции, которые испытали при чтении этой повести дома и сегодня на уроке.
Перед тем, как закончить урок, послушаем песню на слова Расула Гамзатова «Журавли». (Или просмотреть отрывок из к/ф.)

/ / Анализ повести Васильева «А зори здесь тихие…»

«А зори здесь тихие...» - грустная и одновременно жизнеутверждающая повесть о героизме женщин на войне. Борис Васильев опубликовал ее впервые в 1969 году. И с того времени она волнует сердца многих читателей. А снятые фильмы по мотивам произведения умножают популярность истории.

Как же возникла идея написать повесть «А зори здесь тихие»? Автор рассказывал, что его вдохновила настоящая история отважных солдат, которые отстояли охраняемый пункт, участок железной дороге в Кирове, не дав совершить там диверсию немцам. Васильев взял за основу настоящий случай, но изменил героев. Отважными зенитчиками он сделал молодых девушек. Это существенно изменяло взгляд на событие. Ведь героизмом молодых ребят уже было никого не удивить, а вот отвага девушек была чем-то новым.

Анализ произведения стоит начинать с трактовки названия. «А зори здесь тихие» - на первый взгляд простое, но очень емкое название. Автор называет звезды зорями, обращаясь к народному творчеству. Эпитет «тихие зори» говорит о мирном спокойном небе, не совместимом с войной. Именно за это и борются главные герои – за мирные, тихие зори здесь, на Родине.

Тема повести: рассказ о подвиге пятерых молодых девушек, которые под руководством сержанта, выполнили важное задание во время Второй мировой войны. И хотя у «войны не женское лицо», они доказали, что и женщины могут ей противостоять.

Идея повести: показать великую душу людей, способных пожертвовать собой ради мирной жизни других. Писатель неспроста создает образы молодых героинь. Ведь их жертва особенно трогательная. Они еще сами не успели пожить, но уже вынуждены принимать тяжелые решения.

Создав женские образы, автор смог более ярко показать результаты войны. Свой идейный посыл он вкладывает в раздумья сержанта о гибели одной из зенитчиц: «… могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» Так Васильев показывает, что война разрушает не отдельные жизни, а прерывает целые роды.

В повести очень яркая галерея образов. Главный мужской образ – старшина взвода . Ему 32 года, но уже успел многое пережить: уход жены, потерю сына. Он изображен человеком с сильным характером. Но из-за малообразованности герой не умел красиво выражать свои чувства. Поэтому его часто считали грубым, хотя в душе он таил много прекрасного.

В повести пять главных женских образов. Несмотря на объединяющую всех молодость и род занятия, все они очень разные по характеру.

Показана нежной, но волевой женщиной. Ее главная отличительная чертадушевная красота. Пожалуй, эта героиня является самой бесстрашной, потому что она не просто женщина, а уже молодая мать.

– одна из самых запоминающихся героинь. В ее внешности еще проглядывалось детство – беспечное и прекрасное. Она была красивой, озорной, артистичной. Последнее помогло ей с блеском разыграть перед немцами сцену беспечного купания в воде. Но, на первый взгляд, беззаботная девушка имела много душевных ран. Женя совершила подвиг, пытаясь спасти других девушек. Но до конца она не могла поверить, что погибает, ведь это так глупо, когда тебе всего девятнадцать лет.

– умная девушка с поэтической душой. Она была переводчицей в группе Васкова. Соня – представительница интеллигенции на войне.

– девушка, умеющая ждать, не теряющая надежды на лучшее. Но именно ее удел оказался особенно страшным и глупым – она утонула в болоте.

Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.

Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово «герой» в нашем понимании - это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы Победы.

Мало кому известно, что медсестры, наши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества - это долг, священная обязанность, то девушки шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли.

О Великой Отечественной войне написано очень много произведений, в которых без прикрас показаны все трудности, с которыми сталкивались люди на войне, но больше всех меня потрясла повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...».

Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в тяжелые фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца.

Повесть «А зори здесь тихие...» рассказывает нам о далеких военных годах. Действие разворачивается в мае 1942 года. Главный герой, Федот Евграфович Басков, по «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...». О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Басков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет.

Все девушки не похожи друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

Полная противоположность Осяниной - Женька Комель-кова. Сам автор не перестает любоваться ей: «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр...». Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием... Но и этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает, она тонет в болоте, спеша на помощь своим подругам.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически, за Родину.

«А зори здесь тихие...» - значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 году за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема - проблема войны.

Борис Васильев - один из авторов произведений о Великой Оте­чественной войне. Он родился и жил в Смоленске. Но началась война, и он в рядах добровольцев отправляется на фронт. Пройдя войну с начала и до конца, Васильев вынес с фронта главные мыс­ ли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидеся­ тые годы. Одним из произведений «лейтенантской прозы» является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

В этой повести Васильев описывает жизнь и гибель пяти деву­ шек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, за­ щищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и моло­ дые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каж­ дый - солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной. Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть постро­ ена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвя­ щает нравственной проблеме формирования и преобразования ха­ рактера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, моло­ дым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому- то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Басков остается в жи­ вых и доводит выполнение приказа до конца.

Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог дока­ зать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жес­ токости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью.


Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине, В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Ва­ сильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла по­ нимать психологию людей.

Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каж­дый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и послед­ ствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечат­ ление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, чтобы война не повторилась. После прочтения «А зори здесь ти­ хие...» мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз под­ черкивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение напи­ сано интересно и убедительно, все правдиво и естественно. Каждая деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая ге­роями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия повести. И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил.

Я не могу сказать, что эта книга моя самая любимая. Одну, са­ мую любимую книгу очень трудно выделить из многообразия книг. Я считаю, что произведение написано на высоком уровне, просто и доступно для любого читателя. В наше неспокойное время такие произведения просто необходимы, поэтому мне и хотелось расска­зать об одном из них. Именно мастерство таких писателей, как Ва­сильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны. И мне кажется, что такие произведения, как повесть «А зори здесь ти­хие...», актуальны и звучат как предостережение нам.

Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...»

(III вариант)

“А зори здесь тихие...” - это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы - девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Вас-кову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами “азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам”.

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.

Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за “красного командира” в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Соня Гурвич - сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.

Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.

Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.

У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев - Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт - это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его,мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.

Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: “Неразумные дети, остановитесь”.

“А зори здесь тихие...” Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести - непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.