Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ольга Скороходова: Чувств живых простор. Ольга Ивановна Скороходова: биография

Ольга Скороходова: Чувств живых простор. Ольга Ивановна Скороходова: биография

Cлепоглухая писательница и ученый-дефектолог Ольга Скороходова.
24/05/2016
- http://www.aif.ru/dontknows/file/clepogluhaya_pisatelnica_i_uchenyy-defektolog_olga_skorohodova_spravka -

24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова - единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирноизвестных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

Биография

Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили ее в Школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала лишь дыхание, а не звуки.

В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учебу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В 1947 году была опубликована ее первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в котором Скороходова рассказала, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж она Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Думают иные
(Ольга Скороходова)

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?
Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

, СССР

Страна:

Российская империя Российская империя (1911-1917)
УНР (1917-1919)
УССР (1919-1922)
СССР СССР (1922-1982)

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Научный руководитель: Известна как: Награды и премии:

О́льга Ива́новна Скорохо́дова (11 июля , Белозёрка , Херсонская губерния , Российская империя - 7 мая , Москва , СССР) - советский учёный-дефектолог , педагог, литератор, кандидат педагогических наук . Работая в Академии педагогических наук СССР , являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником . При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухих детей.

Биография

В некоторых источниках указываются неверные сведения о дате рождения Скороходовой: иногда говорится о 1912 или 1914 годах. Однако, согласно выпискам из церковной книги, которые были найдены после её смерти, она родилась в 1911 году.

Скороходова родилась в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны , а мать была вынуждена батрачить у священника .

В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла . В 1922 году после смерти матери её направили в Школу слепых в Одессе . В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попала в школу-клинику для слепоглухих детей в Харькове , которую основал профессор И. А. Соколянский . Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению.

В 1947 году вышла её книга «Как я воспринимаю окружающий мир», которая вызвала исключительный интерес к дефектологии. Этот литературный труд был отмечен премией К. Д. Ушинского . В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в 1972 году также дополнена и издана под названием «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР. Здесь Ольга Ивановна проработала до конца своей жизни.

Память

См. также

Напишите отзыв о статье "Скороходова, Ольга Ивановна"

Примечания

Библиография

  • Письма М. Горькому // Жизнь глухонемых. - 1940. - № 7.
  • Доклад на читательской конференции глухонемых Харькова 12 декабря 1940 г. (Сокр. стеног.) // Жизнь глухонемых. - 1941. - № 1.
  • Как я воспринимаю окружающий мир / Предисловие И. А. Соколянского. - М ., 1947.
  • Как я воспринимаю и представляю окружающий мир / Предисловие И. А. Соколянского. - М .: Изд-во. АПН РСФСР, 1956.
  • Текст выступления на научной сессии АПН РСФСР 1-4 июля 1946 г. // Начальная школа. - 1946. - № 9.
  • Об изменениях в моих восприятиях и представлениях под влиянием жизненного опыта // Обучение и воспитание слепоглухонемых / Под ред. И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Известия АПН РСФСР. Вып. 121 (а). - М ., 1962.
  • Приспособление слепоглухонемых к жизни // Специальная школа. - 1963. - № 1.
  • Об особенностях ранних представлений у слепоглухонемых // Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. Вып. 4. - М .: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
  • О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. 3-й симпозиум XVIII Международного психологического конгресса. - М ., 1966.
  • О некоторых эстетических восприятиях слепоглухих // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М ., 1966.
  • К вопросу об эстетических восприятиях и представлениях у слепоглухих // Дефектология. - 1970. - № 6.
  • О восприятиях и представлениях слепоглухими природы и произведений искусств // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М ., 1970.
  • А. И. Мещерякова . - М .: Педагогика , 1972.
  • Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. / Предисловие В. Н. Чулкова . - М .: Педагогика, 1990. - ISBN 5-7155-0414-7

Об О. И. Скороходовой

  • Левитин К. Е. «Я прошла сквозь мрак и бури…». - М .: Всероссийское общество слепых, 1976. - 100 с.
    • То же. - 2-е издание. - М .: Всероссийское общество слепых, 1981. - 111 с.

Ссылки

  • Басилова Т. А. . Музей . Проверено 9 июня 2016.
  • Чаурина, Роза. . Школьный психолог. Проверено 9 июня 2013. .

Отрывок, характеризующий Скороходова, Ольга Ивановна

– Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю!
– Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась.
Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно.
– Куда головой лежит? – спросил Николай, подъезжая шагов на сто к подозрившему охотнику. Но не успел еще охотник отвечать, как русак, чуя мороз к завтрашнему утру, не вылежал и вскочил. Стая гончих на смычках, с ревом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Все эти медленно двигавшиеся охотники выжлятники с криком: стой! сбивая собак, борзятники с криком: ату! направляя собак – поскакали по полю. Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная как и куда, видя только собак и зайца, и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. Заяц попался матёрый и резвый. Вскочив, он не тотчас же поскакал, а повел ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздавшемуся вдруг со всех сторон. Он прыгнул раз десять не быстро, подпуская к себе собак, и наконец, выбрав направление и поняв опасность, приложил уши и понесся во все ноги. Он лежал на жнивьях, но впереди были зеленя, по которым было топко. Две собаки подозрившего охотника, бывшие ближе всех, первые воззрились и заложились за зайцем; но еще далеко не подвинулись к нему, как из за них вылетела Илагинская краснопегая Ерза, приблизилась на собаку расстояния, с страшной быстротой наддала, нацелившись на хвост зайца и думая, что она схватила его, покатилась кубарем. Заяц выгнул спину и наддал еще шибче. Из за Ерзы вынеслась широкозадая, чернопегая Милка и быстро стала спеть к зайцу.
– Милушка! матушка! – послышался торжествующий крик Николая. Казалось, сейчас ударит Милка и подхватит зайца, но она догнала и пронеслась. Русак отсел. Опять насела красавица Ерза и над самым хвостом русака повисла, как будто примеряясь как бы не ошибиться теперь, схватить за заднюю ляжку.
– Ерзанька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. Ерза не вняла его мольбам. В тот самый момент, как надо было ждать, что она схватит русака, он вихнул и выкатил на рубеж между зеленями и жнивьем. Опять Ерза и Милка, как дышловая пара, выровнялись и стали спеть к зайцу; на рубеже русаку было легче, собаки не так быстро приближались к нему.
– Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что.
«Вот это дело марш… вот собака… вот вытянул всех, и тысячных и рублевых – чистое дело марш!» говорил он, задыхаясь и злобно оглядываясь, как будто ругая кого то, как будто все были его враги, все его обижали, и только теперь наконец ему удалось оправдаться. «Вот вам и тысячные – чистое дело марш!»
– Ругай, на пазанку! – говорил он, кидая отрезанную лапку с налипшей землей; – заслужил – чистое дело марш!
– Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого, и не заботясь о том, слушают ли его, или нет.
– Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный.
– Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.
Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки.
«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!

24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова — единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

Биография

Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили её в школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала дыхание, а не звуки.

Кадр youtube.com

В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский . Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учёбу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В 1947 году была опубликована её первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в которой Скороходова рассказала, как знания, которыми овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

Кадр youtube.com

После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Умерла Ольга Скороходова в 1982 году.

Думают иные
(Ольга Скороходова)
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.


удивительная судьба - Ольга Скороходова: «Жгучим вдохновеньем я соткала жизни красочный узор…»

Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло.

Сегодня я расскажу вам о сильной женщине с удивительной судьбой. Впервые прочитав о Ольге Скороходовой в детской энциклопедии я сразу же задала себе вопрос: «Как вообще такое возможно?».

Слепоглухонемая Ольга - это же сложно даже представить, что человек лишен и зрения и слуха - много читала, вышивала (!), занималась лепкой, писала стихи, защитила диссертацию по психологии, и написала несколько книг.

Ольга Скороходова родилась в 1914 году в селе Белозерке, недалеко от Херсона (Украина) и до 5 лет была обычным ребенком. Как пишет сама Скороходова:

«Как ни тяжелы были первые годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым» детством до того дня, как я заболела…».

Но в 5 лет тяжело заболев менингитом, ослепла, а потом и потеряла полностью слух. Что это означало для ребенка - сложно даже представить. Ведь через органы зрения человек получает до 90 % информации от внешнего мира.

Мать девочки рано умерла, и ее определили в Одесский интернат для слепых детей. Но, так как Ольга была не только слепая, но ещё и не слышала, в этом интернате мало чем могли помочь бедной девочке.

В 10-летнем возрасте Ольга попадает в специализированную школу-интернат для слепоглухонемых детей, организованную в городе Харькове профессором И. А. Соколянским . Как это ВАЖНО встретить на своем пути настоящего своего УЧИТЕЛЯ! Только благодаря своему учителю Соколянскому и заботливым педагогам, которые не только обучали детей, но и относились к слепоглухонемым детям как к с своим, с огромной любовью и лаской, Ольга могла научиться воспринимать окружающий мир - разговаривать, писать, лепить, шить, «читать» книги и делать многое другое!

В 1944 году Ольга Скороходова приезжает в Москву и в 1948 году становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, где она проработала всю жизнь. В 1961 году ученая защитила кандидатскую диссертацию, и Ольге Скороходовой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук по психологии.

Первая книга Ольги Скороходовой - «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947). Вторая книжка вышла в 1954 году - «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в которую вошла и частично переработанная 1-я книга. В 1972 г, в издательстве «Педагогика» выходит 3-я книга: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» .

Эту книгу я и искала очень давно, но, увы, даже в медицинской библиотеке нашего города этой книги не было. С появлением сети Интернет все стало намного доступнее, и сейчас можно ознакомиться с ее книгой в сети. Но мне выпала большая удача (все случается в свое время?) - совсем недавно я нашла эту книгу, и радости моей не было предела!

Жить, ориентируясь только на запахи, прикосновения и вибрационное чувство… и при этом активно познавать мир , трудиться, писать, вышивать, шить, ухаживать за своей любимой кошкой, разводить цветы, писать стихи и радоваться жизни. Как для меня - зрячей и слышащей - есть многому чему поучиться.

Один из стихов Ольги Скороходовой:

Думают иные

Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?

Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,—
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Писать можно много, но, если вы заинтересовались - прочитайте книгу Ольги Скороходовой .

Ольга Скороходова - Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир - чтение книги онлайн

Ведь лучше нее никто не опишет, а, читая, удивляешься - сколько силы духа было в этой удивительной женщине!

Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили её в школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала дыхание, а не звуки.
В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учёбу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.
После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В 1947 году была опубликована её первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в которой Скороходова рассказала, как знания, которыми овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.
После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.
Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Умерла Ольга Скороходова в 1982 году.

Думают иные
(Ольга Скороходова)

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, -
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.