Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Обособленное подразделение по месту нахождения организации. В каких случаях открывается

Обособленное подразделение по месту нахождения организации. В каких случаях открывается

Как бы странно это ни звучало, но создать можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике. Нередко это "неумышленное" действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет .

Определение

Обособленное структурное подразделение юридического лица - это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц. Еще одно требование - территориальная обособленность от главной организации.

Нюансы

Стоит отметить, что будет считаться таковым вне зависимости от того, отражен процесс его образования в учредительной или другой организационно-распорядительной документации или нет. Если оно начало работу, то должны быть соблюдены требования закона. Для признания не будут иметь значения полномочия и .

Рабочее место

Его понятие раскрывается в 209-й статье ТК. Рабочим называется место, куда гражданин прибывает для осуществления своей производственной деятельности. При этом оно должно косвенно либо прямо контролироваться нанимателем. В последнее время стали весьма распространены так называемые "удаленные (виртуальные) офисы". Сотрудники многих предприятий работают у себя дома, используя свои технические средства (компьютеры, в частности).

Жилплощадь этих граждан, разумеется, не может контролироваться нанимателем ни прямо, ни даже косвенно. Соответственно, в этом случае обособленное подразделение юридического лица не создается. Следует учесть еще один очень важный факт. Рабочее место обязательно должно создаваться самим юрлицом. Не имеет значения, арендовано будет помещение, в котором оно будет сформировано, или находиться в собственности. К примеру, клининговая компания отправляет сотрудницу в офис к клиенту для осуществления ежедневной уборки в течение двух мес. В данном случае создания подразделения не будет, поскольку помещение или даже отдельная его часть нанимателю не принадлежат. В этой ситуации сотрудница считается командированной.

Мнение минфина

Министерство считает, что рассмотрение каждого случая потенциального создания подразделения необходимо производить с учетом конкретных обстоятельств и факторов. Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами. Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

Территориальная обособленность

Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение. По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации. При этом основной адрес последней должен указываться в учредительной документации.

Классификация

Какими могут быть обособленные подразделения? Филиалы и представительства юридических лиц - два основных вида предприятий, открытых главной организацией. Каждый из них имеет ряд особенностей. Представительство - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая указана в учредительных документах головной организации, выражает ее интересы и обеспечивает их защиту. Понятие раскрывается в 55-й статье ГК (п. 1). Филиал - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая, опять же, указана в учредительных документах головной организации и реализует все ее задачи либо какую-то конкретную их часть. Определение присутствует в указанной выше статье в п. 2. Таким образом, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, выполняющее достаточно большой объем задач.

Требования

Законодательство не предписывает обязательную разработку положений, на основании которых будут действовать обособленные подразделения юридического лица. Форма этого нормативного акта, соответственно, не включена в число унифицированных. Однако на практике выработаны типовые положения, которыми организация может руководствоваться. Необходимо также отметить, что сведения о созданных обособленных подразделениях должны присутствовать в учредительной документации головного предприятия. Соответствующее требование установлено в п. 3 55-й статьи ГК. Нормы допускают деятельность подразделений без руководителя.

Важный момент

Следует подчеркнуть, что осуществления деятельности головной организации, не может являться самостоятельным субъектом налоговых и гражданско-правовых отношений. На них возлагается обязанность по совершению обязательных бюджетных отчислений. Но в данном случае речь идет о деятельности головной организации через ее обособленное подразделение.

Постановка на учет

Законом предусмотрена процедура, проведение которой обеспечивает признание правомерности деятельности, которую ведет обособленное подразделение юридического лица. Регистрация производится в налоговом органе по адресу нахождения созданного предприятия. При этом постановку на учет необходимо осуществить в месячный срок с даты образования предприятия. Соответствующее предписание содержится в 83-й статье НК (п. 4).

Особенности процедуры

На практике бывает так, что обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места деятельности головной организации, не начало работу в течение первого месяца с момента своего создания. В таком случае подавать заявление в ФНС нет необходимости. Если же спустя 2 месяца предприятие все же начало работу, то встать на учет нужно в обязательном порядке. При этом, соответственно, сделать это, не нарушая предписаний НК, не получится. Эксперты рекомендуют все-таки зарегистрировать подразделение в установленный законом срок, даже если в первый месяц оно работать не будет. Формальное соблюдение процедуры позволит избежать множества проблем в будущем.

Уведомление

Кроме постановки на учет подразделения по месту его расположения, головная организация обязана известить налоговую инспекцию по адресу своего нахождения о создании предприятия. Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца. Сообщение оформляется по ф. С-09-3.

Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий

Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п. 1. В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п. 3).

Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие. Приняв решение, организация направляет в инспекцию письмо. Соответственно, оно направляется в ту инспекцию, которая находится по адресу нахождения выбранного предприятия. Уведомление оформляется по ф. КНД № 1111051.

Фактический и юридический адрес

Достаточно часто на практике эти два понятия отождествляются. Под юридическим адресом подразумевается место расположения организации. Его определение регламентируется ГК, 54-й статьей (п. 2): установлено, что адрес расположения предприятия соответствует адресу регистрации. Эта процедура осуществляется на территории, где находится исполнительный постоянно действующий орган фирмы. Если же он отсутствует, адрес регистрации совпадает с тем, который имеет другое лицо или структура, обладающая правом действовать от имени предприятия без доверенности.

Фактическим считается адрес, по которому компания ведет свою деятельность. Некоторые территориальные налоговые инспекции по данному вопросу высказывают следующее мнение. Они полагают, что по фактическому адресу работает подразделение, а по юридическому находится головная организация.

Многие специалисты считают такой подход неверным. Как указывает законодательство, одним из ключевых признаков подразделения вступает его территориальная обособленность. Если же предприятие осуществляет деятельность по адресу, который отличается от того, что зафиксирован в учредительной документации, оно не соответствует этому критерию. Дело в том, что по юридическому адресу в таком случае никого нет, соответственно, головная организация отсутствует. А ее наличие - обязательное условие по умолчанию.

Ответственность

Если обособленное подразделение юридического лица, расположенное по адресу, отличающемуся от того, по которому работает головное предприятие, не поставлено на учет в установленном порядке, НК предусматривает разные виды санкций. В первую очередь за нарушение сроков виновным грозит штраф до 5 тыс. р. (ст. 116). Увеличение взыскания вдвое произойдет, если просрочка допущена более 90 дней. При этом стоит сказать, что санкции за неуведомление ФНС о закрытии либо создании подразделения НК не предусмотрены.

117-я статья устанавливает ответственность за работу без постановки на учет. Суммы денежных взысканий по этой норме существенно больше. Так, 117-я статья устанавливает, что за ведение деятельности с нарушением правил регистрации вменяется штраф 10 % от прибыли, полученной в ходе такой работы. При этом сумма взыскания не может быть менее 20 тыс. р. Если деятельность осуществлялась больше 3 мес., то размер штрафа удваивается. 116-я статья применяется в случае, если головная организация не направила заявление о постановке на учет в установленный срок, а 117-я норма - если контрольный орган выявил факт осуществления деятельности без регистрации.

Специфика судебной практики

Есть мнение, что 117-я статья распространяется на ведение деятельности без регистрации вообще, а не конкретно подразделения. Другими словами, если предприятие стоит на учете, то вменить ей санкции за работу через другую открытую ею фирму нельзя. Между тем, далеко не все судебные инстанции это мнение разделяют. Во избежание проблем при расширении бизнеса специалисты рекомендуют выполнять все предписания законодательства.

ПФР

Регистрации в фонде подлежат подразделения, имеющие выделенный баланс, р/с и начисляющие зарплату сотрудникам. Постановка на учет производится на основании данных ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция в пятидневный срок с даты получения уведомления о формировании подразделения направляет их в управление ПФР по адресу расположения ОП. Фонд, в свою очередь, передает страхователю 2 экземпляра извещения. Один из них в десятидневный срок должен быть передан в ПФР по адресу нахождения головной организации.

ФСС

Для регистрации в этом фонде подразделение также должно иметь самостоятельный баланс, работников, которым оно начисляет зарплату, а также расчетный счет. Постановка на учет производится в территориальном отделении ФСС по адресу ведения деятельности ОП. С даты создания подразделения головное предприятие в тридцатидневный срок подает заявление и копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Уведомлений о постановке на учет в ФНС (отдельно для ОП и головной организации).
  3. Документов, подтверждающие создание подразделения. Это может быть устав, в котором присутствуют соответствующие сведения, доверенность, предоставленная руководителю ОП.
  4. Информационного письма органа статистики.
  5. Уведомления о постановке на учет в ФСС основной организации.
  6. Справок из банка о р/с, если они были открыты к моменту обращения в фонд.

НДФЛ

Исчисление налога осуществляют исходя из сумм, выплаченных работникам соответствующих подразделений. НДФЛ отчисляется по адресу расположения каждого предприятия, открытого головной организацией. Сдавать отчеты необходимо в инспекцию по адресу учета ОП. В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП. Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете.

Страховые взносы

Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП. Отчетность необходимо сдавать в филиал ФСС либо управление ПФР, где обособленное подразделение было поставлено на учет. При расширении бизнеса необходимо принимать во внимание обязательства, которые возлагает законодательство на предприятие. В их числе своевременное отчисление налогов и взносов в фонды. Нарушение предписаний повлечет ответственность.

Организации вправе создавать свои обособленные подразделения: филиалы и представительства. Направления их деятельности и функции могут быть различными. Основные признаки обособленного подразделения юридического лица в 2017 году, так же как и в предыдущие годы, предусмотрены статьей 55 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Рассмотрим их подробно.

Признаки обособленного подразделения

Определение обособленного подразделения содержится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Если подразделение указанным в этой норме критериям не соответствует, оно не является обособленным. Этот вывод подтверждается Финансовым ведомством России в письме от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702 .

Основным критерием обособленного подразделения юридического лица является расположение его вне места нахождения головной организации. Это следует как из гражданского, так и из налогового законодательства России.

Основным предназначением представительства юридического лица является представление интересов организации и их защита ().

Филиалу присущи все функции головной организации, в том числе представительства ().

Возможно создание и иных видов структурных подразделений.

Самостоятельными организациями обособленные подразделения не являются. Их директора получают назначение в головной организации.

Директор обособленного подразделения имеет доверенность на осуществление полномочий от имени организации, а не от имени обособленного подразделения, т.к. единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица он не признается.

Информация об обособленных подразделениях отражается в ЕГРЮЛ.

Следовательно, приходим к выводу, что обособленное подразделение юридического лица — это филиал, представительство либо иное подразделение организации, место нахождения которого не совпадает с головной организацией.

По мнению Финансового ведомства России, обособленность филиала (представительства) от головной организации имеет место в случае, если адреса подразделения и головной организации различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702).

Стационарное рабочее место

Обособленное подразделение существует в случае создания рабочего места. Такое место должно быть стационарным. Отсутствие соответствующих мест свидетельствует о том, что обособленное подразделение не создано.

Например, деятельность созданного подразделения связана с разъездным характером работ. Если при этом стационарных рабочих мест, на которые работникам необходимо прибывать с любой периодичностью, не создается, подразделение не признается обособленным.

Организованное нанимателем рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца. Если срок меньше, факт создания обособленного подразделения отсутствует.

Кроме этого, территория нахождения созданного рабочего места должна находиться под контролем головной организации.

Имущество обособленных подразделений юридического лица

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не имеют своего имущества. Необходимое имущество предоставляет им головная организация.

В связи с этим, например, обособленное подразделение юридического лица может быть субъектом административной ответственности, выступать в качестве участника закупки для государственных или муниципальных нужд и т.п.

По вышеуказанной причине возможно наложение взыскания по задолженности головной организации на имущество, которым наделено обособленное подразделение. И напротив, по долгам, возникшим в результате деятельности обособленного подразделения, организация отвечает своим имуществом.

Обращаем внимание, что с 29 декабря 2015 года обособленные подразделения ООО и акционерных обществ не нужно включать в учредительные документы (см., напр., Письмо Налоговой службы России от 06 марта 2015 года № СА-4-14/3666@).

Выездная налоговая проверка обособленного подразделения

Правовые аспекты такой проверки установлены пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ:

  • выездная проверка федеральных налогов и сборов по обособленному подразделению может быть осуществлена только вместе с проверкой головной организации;
  • уплата налогов, установленных в регионе (муниципальном образовании), по обособленному подразделению может стать предметом отдельной проверки;
  • нельзя проводить больше двух выездных проверок за 1 календарный год;
  • срок отдельной проверки обособленного подразделения не должен превышать 1 месяц.

Иногда забывают о таком аспекте предпринимательской деятельности, как создание обособленных подразделений. Казалось бы, зарегистрировал фирму и работай спокойно. Однако законодатель устанавливает массу различных обязанностей, которые необходимо будет исполнить.

Сразу отметим, что для ООО, в котором работает только сам учредитель никаких обособленных подразделений (далее – также «ОП», «обособка») открывать не нужно – такая обязанность будет только у тех, кто нанимает себе помощников по трудовым договорам.

Что такое обособка?

Зарегистрировать ООО можно и по адресу места проживания самого учредителя. Это может быть его дом или квартира. Если не создавать промышленных производств в многоквартирных домах, то квартира может вполне стать приемлемым вариантом для регистрации.

Если деятельность Общества будет осуществляться исключительно по адресу регистрации, то обособку создавать будет не нужно. Однако не каждый вид деятельности можно осуществлять, находясь только по одному адресу.

Например, если заниматься торговлей, то без открытия точек розничной продажи будет обойтись проблематично.

В этом случае деятельность ООО будет производиться не только по зарегистрированному адресу, но и в местах, отличных от него. Этот признак является первым, по которому нужно задуматься о создании ОП, но спешить с его открытием не нужно. Дело в том, что юридические нормы связывают регистрацию обособок с наличием рабочих мест по их адресам, если же рабочих мест там не создано, то обязанности не возникает.

Отличие обособки от филиалов и представительств

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

В чём смысл открытия ОП?

Открытие обособок имеет значения для сбора налоговых отчислений. Согласно ст.230 НК РФ, НДФЛ за работников должен уплачиваться по месту нахождения ОП, в которых они трудятся.

При расширении бизнеса, ООО может открыть несколько ОП в разных городах своего присутствия. Соответственно, именно по месту нахождения каждой обособки за каждого работника, что трудится в них, и должен уплачиваться НДФЛ.

Если ООО зарегистрировано в Белгороде , а деятельность осуществляется в Старом Осколе, то тут вопросов нет – разные регионы, разные налоговые органы.

А как быть в том случае, если обособка создается буквально на соседней улице и имеет с головной организацией одну и ту же налоговую? В этом случае открывать ОП не нужно?

Формулировки закона не делают таких исключений. В законе сказано, что открывать обособки необходимо во всех случаях, когда место деятельности производится не по месту адреса регистрации ООО. Поэтому, во избежание проблем с ФНС, лучше регистрировать все ОП, даже если они находятся в том же регионе и будут состоять на учёте в одной налоговой инспекции с головным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

Как заполнить документы для открытия обособки

Для открытия обособки необходимо заполнить документ по ф. №С-09-3-1, в котором следует указать следующие данные:

  • наименование ООО;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • информацию о количестве создаваемых ОП и количестве листов сообщения;
  • сведения о руководителе или представителе (с указанием ФИО и ИНН, телефона и электронной почты);
  • информацию о создании ОП, его наименовании (можно придумать любое, но чтобы потом не запутаться), адрес ОП и дату его создания.
  • Заявление подписывается руководителем, ставится дата и печать (если она в ООО предусмотрена Уставом).

В случае изменения каких-либо данных о подразделении, например, при изменении адреса или наименования, подается сообщение этой же формы в течение трёх дней с момента произошедших изменений.

Если ООО прекращает деятельность через ранее созданные ОП, то в ФНС нужно подать сообщение формы №С-09-3-2. Сделать его нужно в течение того же срока, что и при внесении изменений в сведения об обособке. В случае нарушений правил создания ОП или нарушения сроков, законом предусмотрены штрафные санкции по ст.116 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.

Случается, что у только что образованного ООО, нет не собственного или снятого в аренду офиса. В таком случае он числятся лишь по юридическому адресу. Например, по адресу руководителя или учредителя организации. До тех пор, пока деятельность еще не началась, а корреспонденция, в том числе из официальных инстанций, приходит вовремя - это не страшно. Однако, когда ООО начинает функционировать, появляется необходимость в фактическом месте нахождения.

Требуется регистрация ООО ? Только наши специалисты гарантируют экономию времени и денег при создании нового ООО.

В некоторых случаях, характер работы организации позволяет вести дела дистанционно, прямо из дома, но когда речь заходит о магазинах, складских и офисных помещениях, деятельность предприятия начинает подразумевать работу по адресу. Такая ситуация подразумевает необходимость открытия обособленного подразделения.

Или другая ситуация. Вам необходимо расширить свой бизнес, за пределы родного города. О какой бы деятельности не шла речь, вам понадобится юридически грамотно оформить, новое место.

Существуют несколько вариантов такого оформления. Вы можете зарегистрировать филиал, представительство или же обособленное подразделение. В этой статье речь пойдет о последнем.

Обособленное подразделение: подразумевает наличие хотя бы одно «стационарного» рабочего места. Под рабочим местом подразумевается, заключение трудового договора с работником, минимум на один месяц. Работа должна контролироваться работодателем, а сам работник, находится на своем рабочем месте, согласно своим служебным обязанностям. (Основание: статья. 209 ТК)

Следовательно, склад без постоянного находящегося там работника - не считается обособленным подразделением. Аналогичным образом, не считаются обособленным подразделением: платежные терминалы, банкоматы и тому подобное.

Нанятые работники, с которыми сотрудничество осуществляется удаленно, также не считаются «стационарными». Следовательно, для заключения с ними договоров, совсем не нужно заниматься регистрацией обособленного подразделения.

Важно! Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, вы не должны регистрировать обособленные подразделения. По закону, ИП имеют право вести свою деятельность в любой точке страны, без привязки к месту из регистрации. Если же предприниматель работает по ЕНВД или с использованием патента, он должен встать на учет в налоговую службу по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Как открыть обособленное подразделение для ООО, подходящее под УСН

Согласно статье 346.12 НК РФ, льготная упрощенная система налогообложения, не может быть применена к организациям, зарегистрировавшим филиалы и представительства. Тут встает закономерный вопрос: каким образом следует произвести оформление обособленного предприятия, чтобы за ним оставалось право на УСН?

Вот, что говорится в Налоговом, Трудовом и Гражданском кодексах:

  • Согласно ст. 11, НК, Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от этой организации подразделение, в котором оборудованы стационарные рабочие места.
  • Согласно ст. 55, ГК Обособленные предприятия характеризуются, как обособленные подразделения, в виде представительств и филиалов.
  • (Получается, что согласно ГК, не понятно, какие виды, кроме представительств и филиалов, могут иметь обособленные подразделения.)
  • Согласно ст. 40, ТК Коллективные договоры, могут заключаться в организации в целом, в филиалах, представительствах и других обособленных структурах.

Учитывая все вышесказанное, напрашивается вывод, что ясного определения обособленного предприятия, просто не существует. Получается, что при регистрации, основной задачей будет избегать того, что характерно для филиалов и представительств.

В законодательстве прописаны следующие характеристики филиалов и представительств:

  • Представительство - это обособленное подразделение юридического лица, находящееся вне места его расположения. Оно представляет интересы и производит защиту юридического лица
  • Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, находящееся вне места его расположения. Филиал осуществляет все или часть функций, включая функции представительства.
  • Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их данные должны прописываться в ЕГРЮЛ, и в уставе организации.

Такие подробности необходимы, поскольку если не разобраться в этом вопросе, руководитель, сам того не осознавая, может зарегистрировать обособленное подразделение в качестве филиала или представительства, что лишить его возможности осуществлять деятельность организации по УСН.

Организация может быть классифицирована, как работающая по ОСН, с момента создания (начала квартала) обособленного подразделения, обладающего характерными признаками филиала либо представительства. А по ОСН, на организацию будет возложена обязанность, начислять все налоговые сборы общего режима.

Особенности открытия филиалов и представительств ООО

Принимая во внимание, все вышесказанное, разумно знать, какие признаки отличают филиал и представительство.

  1. В уставе ООО прописано, фактическое создание филиала либо представительства. (Сама по себе, возможность создать филиал или представительство, которая также может быть прописана в уставе, не влияет на систему налогообложения)
  2. В головной организации утверждено положение о филиалах и представительствах.
  3. У филиалов и представительств, есть назначенный руководитель, действующий по доверенности.
  4. Разработана внутренняя нормативная документация, регламентирующая деятельность филиала или представительства.
  5. Как филиалы, так и представительства, выступают в интересах головной организации перед третьими лицами, в судах и других инстанциях.

Делаем вывод: что чтобы иметь право на УСН, нужно проконтролировать, чтобы создаваемое обособленное подразделение, не имело вышеприведенных признаков филиала или представительства. Также, в Положениях об обособленных подразделениях, следует указать, что оно не является филиалом и представительством, и не имеет подобных признаков, не занимается хозяйственной деятельностью самостоятельно. Обособленным подразделением управляет руководитель ООО, и не назначается директор.

Регистрация обособленных подразделений ООО в налоговой инспекции

В ст. 83.1 Налогового Кодекса РФ, Организация должна встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений. Кроме того, необходимо сообщать в налоговый орган, о каждом новом обособленном подразделении в течение месяца и об изменениях в этих подразделениях, в течение 3-х рабочих дней. (ст. 23.3 НК. РФ)

Следовательно, при регистрации обособленных подразделений ООО необходимо:

  • Поставить в известность налоговый орган, в котором зарегистрирована головная организация (форма № С-09-3-1);
  • Осуществить постановку в налоговую инспекцию, по адресу нахождения открываемого подразделения, если адрес налоговой службы отличается от того, по которому зарегистрирована головная организация.

В том случае, когда регистрируется сразу несколько обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования, но на территориях находящихся в ведомстве разных налоговых инспекций, можно зарегистрировать все подразделения, на территории ведомства налоговой инспекции одного их них. К примеру, в одном городе функционируют несколько налоговых служб, а у организации в этом городе планируется открытие четырех магазинов, которые находятся на территории разных НС, в таком случае можно все четыре магазина регистрировать, как обособленные подразделения в одной налоговой службе.

Если у обособленного подразделения меняется адрес нахождения, следует сообщить об этом с указанием нового адреса в НИ (форма № С-09-3-1) по месту учета подразделения.

Постановка обособленных подразделений ООО на учет

Регистрировать обособленное подразделение в фондах по месту нахождения, необходимо том случае, если в нем будет вестись отдельный баланс, будет открыт расчетный счет и планируются начисление выплат работникам. Регистрацию необходимо пройти в течение 30 дней.

В Пенсионный фонд необходимо представить следующие документы:

  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • Уведомление о прохождении регистрации ООО на территории ПФР;
  • Пакет документов, подтверждающий открытие обособленного подразделения, а так же расчетного счета и ведения баланса.
  • заявление о регистрации (оригинал)

Что бы пройти регистрацию в Фонде социального страхования, необходимо предоставить копии (нотариально заверенные) следующих документов:

  • Свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • Свидетельство ГРЮЛ;
  • Приказ об открытии обособленного подразделения, документы подтверждающие наличие расчетного счета и открытие баланса;
  • Письмо из госстатистики Росстата;
  • Уведомление о постановке на налоговый учет;
  • Единственный оригинал - это заявление о регистрации;

Примечательно, что упрощенный налог и страховой взнос за сотрудников обособленного подразделения, уплачивается в месте регистрации головного офиса, а НДФЛ, на этих сотрудников, удерживается в месте регистрации обособленного подразделения.

Ответственность за нарушения при открытии обособленного подразделения

Следующие нарушения срока регистрации обособленных подразделений, влекут за собой штрафные санкции:

  • Нарушен срок подачи сообщения о постановке на налоговый учет - 10000руб. (ст. 116 НКРФ);
  • Обособленное подразделение функционирует, но на учет не поставлено - штрафы составят 10% от дохода, за период деятельности без регистрации, плюс 40000руб. (ст.116 НКРФ);
  • Нарушены сроки регистрации в Пенсионном фонде - 5000руб. и 10000 руб. (в случае, если задержка регистрации продолжается более 90 календарных дней); (ст.27 № 167-ФЗ от 15.12.2001);
  • Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушения сроков регистрации в Фонд социального страхования 5000руб. и 10000руб. соответственно (ст19 №125-ФЗ от 24.07.98).

Порядок действий при открытии обособленного подразделения

  1. Убедится, что вы регистрируете именно обособленное подразделение, а не филиал или представительство. (Иной алгоритм прохождения регистрации)
  2. Проверить, являются ли рабочие места стационарными (созданными на срок более месяца, работники присутствуют там согласно трудовому распорядку).
  3. В течение 30 календарных дней, сообщить в налоговый орган головного предприятия, о регистрации обособленного подразделения (форма № С-09-3-1)
  4. В течение 30 календарных дней, осуществить постановку на учет в ФПР и ФСС, в случае наличия у обособленного подразделения собственного расчетного счета и ведения баланса.
  5. Обо всех изменениях (адрес, наименование), сообщать в течение 3-х дней в Налоговую службу, на территории регистрации обособленного подразделения (форма № С-09-3-1)

Подведем итоги. Чаще всего, регистрация филиала или представительства может быть совсем не оправдана. Значительно проще и быстрее зарегистрировать обособленное подразделение, организовав стационарное рабочее место.

Необходимые документы, достаточно просто собрать, да и сам процесс постановки на учет, происходит в местной налоговой службе (по месту регистрации головного офиса).

Весь процесс оформления может занять всего неделю.

Многие крупные предприятия открывают обособленные подразделения. Что это такое, разъясняется в ст. 11 п. 2 НК. Рассмотрим далее определение и особенности ОП.

Определение

Обособленное подразделение - это предприятие, территориально отделенное от основной компании и оборудованное по месту своего расположения стационарными рабочими местами. Последние должны быть созданы на период более 1 мес. Место, где находится - это адрес, по которому основная компания ведет свою деятельность через это созданное предприятие.

Ключевые признаки

Основные критерии, по которым определяется обособленное подразделение, - это:

  1. Территориальная отделенность от основного предприятия.
  2. Наличие стационарных мест для осуществления сотрудниками профессиональной деятельности. При этом они должны быть сформированы на период не менее 1 мес.

Указанные критерии имеют свою специфику. Рассмотрим их подробно.

Территориальная отделенность

В НК не содержится разъяснение этого понятия. О территориальной отделенности можно говорить после определения соответствующей (наименьшей) единицы деления. В данном случае целесообразно обратиться к другому близкому понятию. В Уставах регионов РФ используется такой термин, как административно-территориальная единица. В эту категорию относят районы в городах, населенные пункты районного подчинения, сельские поселения, поселки. Однако из анализа положений Уставов следует, что используемое в них определение нельзя применять при разъяснении налоговых вопросов. Рассматривая обособленные и структурные подразделения, территориальная единица устанавливается в соответствии с целями обложения. В данном случае речь идет о расположении предприятия географически отдельно от основной компании, за границами административной единицы, в которой была произведена регистрация и которая подконтрольна конкретной налоговой инспекции. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Обособленное подразделение - это фирма, созданная головным офисом на территории, где надзор осуществляется иной ИФНС, чем та, в которой последний зарегистрирован как налогоплательщик.

Рабочие места

Их наличие является вторым обязательным признаком обособленного подразделения. При этом рабочие места должны являться стационарными. Для разъяснения понятий следует обратиться к ст. 209 ТК. В соответствии с нормой, рабочим считается такое место, в которое сотруднику надлежит прибыть или где ему необходимо находиться в связи с исполнением им его профессиональных функций и которое контролируется нанимателем косвенно либо прямо. В определении ключевым звеном выступает служащий предприятия. Соответственно, если нет сотрудников, то и нет рабочих мест и обособленного подразделения. Если отсутствуют служащие, либо деятельность не осуществляется, то нельзя определить и место нахождения предприятия. Из этого следует, что речь о создании ОП не идет.

Нюанс

С учетом вышесказанного возникает вопрос, касающийся момента, в который создается обособленное Данный нюанс в НК не разъясняется. Однако представляется, что логичным в качестве момента образования ОП будет считать дату начала осуществления рабочей деятельности. При этом соответствующую информацию необходимо брать не по адресу расположения главного офиса, а открытого им территориально отделенного предприятия.

Важный момент

Признание предприятия в качестве ОП не зависит от того, присутствуют ли в учредительной документации указания, что было создано и работает обособленное подразделение. Отдельный баланс и р/с также не выступают как неотъемлемые признаки созданной фирмы. Как указано в Правилах ведения бухгалтерской отчетности, документация должна включать в себя данные о работе всех имеющихся у предприятия ОП. Это, в том числе, относится к тем, которые были выделены на отдельные балансы. Разъяснения по этому понятию даны в Письме Минфина № 04-05-06/27 от 29.03.2004 г. Отдельным балансом является перечень показателей, которые установлены главным предприятием для своих подразделений. Из этого следует, что решение вопросов, касающихся выделения ОП, установления расчетных величин, принимается обществом самостоятельно. В законе нет требований об обязательном создании конкретных перечней для каждой фирмы в составе корпорации.

Регистрация в ИФНС

Рассмотрим, как осуществляется постановка на учет обособленного подразделения. В соответствии со ст. 83 п. 1 НК, компания, в составе которой есть открытые ею территориальные отделения, находящиеся в пределах РФ, обязана зарегистрироваться в налоговой инспекции по адресу расположения каждого из них. Для этого необходимо подать в контрольный орган соответствующее заявление. Его следует направить в течение месяца с момента создания предприятия. Такая необходимость возникает в случае, если основная компания не зарегистрирована в ИФНС, расположенном в пределах муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. К заявлению прилагаются копии учредительной документации и св-ва о регистрации в налоговой инспекции. КПП обособленного подразделения - код причины регистрации предприятия в ИФНС. Он привязывается к месту расположения фирмы. При регистрации ОП имеет ИНН, идентичный номеру главной компании. Однако КПП обособленного подразделения будет отличаться от кода основного предприятия.

Ответственность

В случае нарушения срока подачи установленного перечня бумаг на плательщика налагается штраф в сумме 5 тыс. р. Если субъект опоздал более чем на 90 дней, ему вменяется взыскание в размере 10 тыс. р. Данные правила установлены ст. 116 НК. Кроме того, субъект может привлекаться к административной ответственности пор ст. 15.3 КоАП. Также в месячный срок главное предприятие должно сообщить об образовании подразделения в ИФНС по месту своего нахождения. Это правило предусматривается ст. 23, п. 2.3 НК. Сообщение составляется по специальной форме С-09-3. Если указанный срок будет пропущен, предприятию грозит штраф величиной в 1 тыс. р., а руководителю - 300-500 р. Данные санкции предусмотрены ст. 15.6 КоАП.

Дополнительные сведения

Если предприятие создало подразделение и оно стоит на учете в налоговой инспекции по месту его расположения, при образовании последующих обособленных фирм в пределах этого же муниципалитета повторно направлять заявление нет необходимости. В этом случае компания направляет письменное сообщение в соответствии со ст. 23 п. 2 НК. Оно адресуется в ИФНС по месту расположения главного офиса.

Прекращение деятельности ОП

Предприятие должно сообщить о закрытии подразделения в ИФНС по адресу своего расположения. В ст. 23 п. 2.3 НК установлен месячный срок для этого. Представляется, что этот период должен исчисляться в даты фактического прекращения работы через ОП. В качестве ключевого признака закрытия подразделения будет выступать увольнение или перевод всех сотрудников. Это мероприятие приравнивается законом к ликвидации ОП. Кроме этого, о закрытии следует сообщить в ИФНС, где была произведена постановка на учет обособленных подразделений (по адресу их расположения). Для этого направляется соответствующее заявление. При этом законодательство не устанавливает конкретный срок для его направления.

Налоговый учет обособленных подразделений

В ст. 288 НК определены правила осуществления отчислений с прибыли ОП в бюджет. В соответствии с общим порядком, предусмотренным в п. 2 указанной нормы, выплата авансовых и основных сумм осуществляется налогоплательщиками по адресу их расположения, а также месту нахождения каждого подразделения. Расчет отчислений осуществляется в соответствии с долями прибыли, приходящимися на эти ОП. Они исчисляются как среднее арифметическое от удельного веса средней (среднесписочной) численности сотрудников и остаточной ст-ти амортизируемого имущества, установленной в ст. 257 (п. 1) НК, по налогоплательщику в целом. Доля прибыли рассчитывается, таким образом, исключительно в части подлежащей зачислению в региональные бюджеты (соответствующей ставке 17.5%).

Юридический статус

Гражданский кодекс предусматривает следующие формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Их определения указываются в ст. 55 ГК. Представительство - подразделение, находящееся вне места расположения основной компании. Его деятельность направлена на представление интересов главного офиса и их защиту. В качестве филиала выступает подразделение юрлица, находящееся вне места его расположения и реализующее часть или все его функции. К ним, в том числе относится и представительство. ОП первого типа, таким образом, может:

  1. Вести переговоры.
  2. Заключать сделки.
  3. Проводить рекламные кампании, маркетинговые исследования, ориентированные на изучение рынка в пределах региона своего расположения.
  4. Осуществлять защиту интересов главного офиса в суде.

Филиал, кроме названных функций, ведет непосредственную предпринимательскую, производственную или иную экономическую деятельность в соответствии с учредительной документацией и законодательством.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 373, п. 1 НК, в качестве плательщиков выступают лица, имеющие материальные ценности, отнесенные к объектам обложения ст. 374 НК. В п. 1 и 4 указанной нормы предусмотрено, что ими признается недвижимость и движимое имущество, в том числе переданные во временное пользование, распоряжение, владение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность либо приобретенное по концессионному соглашению, проходящие по отдельному балансу как ОС. В норме присутствуют, однако, исключения. Ими являются движимые материальные ценности, принятые с 01.01.2003 г. Соответственно, с указанной даты в качестве объектов обложения выступает только недвижимость, отнесенная к ОС.

Правила отражения в документации

В НК устанавливается особый порядок расчета и уплаты налога с имущества ОП. Кроме этого, предусмотрены правила, в соответствии с которыми составляется декларация по обособленному подразделению. Пример применения положений можно проиллюстрировать следующим образом. По смыслу ст. 384 НК компания, в составе которой присутствуют выделенные ОП, выплачивает налог (суммы аванса) в бюджет по адресу их расположения в отношении имущества, отнесенного к объекту обложения. При этом материальные ценности должны находиться на отдельном балансе. Правила предоставления отчетности установлены ст. 386, п. 1, абз. 1. Согласно норме, плательщики должны по окончании налогового и отчетного периода направить в ИФНС по месту своего расположения, а также по адресу нахождения каждого выделенного ОП, расчеты по авансовым суммам и налогу. К ним прилагается и декларация. Предприятие может и не формировать отдельный баланс для подразделения. В этом случае приобретенное имущество ОП будет отражаться по отчетности главного офиса.

Специфика уплаты

В соответствии со ст. 385 НК, компания, которая учитывает на балансе недвижимость, расположенные вне места нахождения ее самой либо выделенного ОП, отчисляет налог (авансовые суммы) в бюджет на территории, где эти объекты присутствуют. Сумма выплат определяется как произведение ставки, которая действует в данном регионе, и базы (1/4 от средней стоимости недвижимости), установленной за отчетный/налоговый период по правилам ст. 376 НК. Расчет осуществляется по каждому объекту в отдельности. Таким образом, главное предприятие исчисляет, выплачивает и декларирует налог по месту расположения имущества вне зависимости от того, будет ли предусматриваться отдельная отчетность для обособленного подразделения по ОС, которые оно использует.

Взносы во внебюджетные госфонды

В соответствии с федеральным законодательством, для возникновения обязанности обособленных подразделений отчислять указанные платежи, ОП должны соответствовать ряду требований. Взносы во внебюджетные госфонды вносятся, если представительство/филиал:

  1. Начисляет выплаты и прочие вознаграждения физлицам.
  2. Имеют отдельный баланс и р/с.

В этом случае ОП должно предоставлять также расчеты по взносам по месту своего расположения. Если подразделение не отвечает указанным требованиям, соответственных обязанностей у него не возникает.

Электронная отчетность

Как отражается обособленное подразделение в 1С? Рассмотрим бухгалтерию госучреждения. В программе поддерживается отражение двух видов ОП: выделенных и не выделенных на самостоятельный баланс. Отчетность по первым можно вести и в отдельной информационной базе, и в одной с главным предприятием. Вводятся данные как об основном офисе, так и об ОП. Баланс, главная книга и прочие регистры, а также регламентированные отчеты можно формировать консолидировано для определенной группы учреждений или отдельно для главного предприятия и обособленных подразделений. Если ОП не выделены, то отчетность по ним ведется в единой с основным офисом базе. Соответствующие данные вводятся в справочник Подразделения с присвоением категории "Обособленное". По этому параметру программа будет отличать их от иных дополнительных офисов.

Основные сведения

Для выделенных на баланс обособленных подразделений указываются следующие данные:

  1. Наименование для первичной документации.
  2. Данные о регистрации в ИФНС по месту расположения ОП.
  3. Критерий ведения отдельных номеров документов.
  4. Ответственных лиц ОП. Это может быть руководитель обособленного подразделения либо иной сотрудник, имеющий право подписи.
  5. Контактные данные.

Для подразделений, которые на отдельный баланс не выделены, указываются следующие сведения:

  1. Ведение отдельных планов по финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Указание реквизитов ОП в документации.
  3. Возможность отдельного документооборота.

В программе также предусматривается опция по настройке ведения аналитики в разрезе ОП по расходно-доходным статьям. В сведениях также указываются платежные документы, которые оформляет обособленное подразделение (счет-фактура и пр.). Они формируются по л/с ОП в казначействе либо в банке.

Регистр

Касса обособленного подразделения ведется в соответствии с нормативными предписаниями и указаниями ЦБ. Согласно распоряжению Центробанка, ОП должны вести книгу и передавать предприятию копию листа по правилам, определенным финансовой политикой компании. При этом учитывается срок формирования отчетности. По каждому подразделению должен вестись отдельный раздел. На ее титульном листе указывается номер или наименование ОП. Бланк обособленного подразделения передается в основной офис. В нем составляется единая книга по всему предприятию. (приходно-расходные ордера) оформляются кассиром подразделения самостоятельно. Их нумерация ведется в порядке, предусмотренном финансовой политикой предприятия. формируется в 2-х экземплярах. Один из них остается в ОП, второй - передается в главный офис с прилагаемой документацией. В 1С предусматривается ведение отдельной книги по ф. 0504514 и регистрационного по ф. 0310003. Они используются подразделениями с установленным критерием обособленной нумерации. Для прочих представительств/филиалов документация регистрируется в книге и журнале, которые оформляются в основном офисе. Необходимо сказать, что в первичных бумагах и отчетности, в которых предусматривается графа "Структурное подразделение", название обособленного подразделения выводится в нем программой. Если отсутствует, оно будет добавляться к наименованию основного предприятия.