Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нужна ли человеку совесть.

Нужна ли человеку совесть.

Д.С. Лихачев поднимает проблему совести.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор задается вопросами: «Что нужно человеку? Как прожить жизнь?» Лихачев убежден в том, что человек, прежде всего – не должен совершать никаких поступков, которые бы «роняли» достоинство. Писатель подводит нас к мысли о том, что люди должны поступать по совести, руководствуясь законами нравственности.

Вовлекая читателей в непростой разговор о совести, автор говорит о том, что «человек не должен идти против своей собственной совести», «не должен совершать сделку с ней». Цель автора – убедить читателей в том, что человек должен совершать поступки по совести даже в обыденной, повседневной жизни.

С точки зрения Лихачева, совесть подсказывает нам, учит нас, помогает не нарушать этические нормы, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

С этим нельзя не согласиться, потому что совесть можно назвать важнейшей характеристикой души человека, ведь именно она является внутренним судьей, который подсказывает, как человеку поступить в той или иной ситуации.

Многие русские писатели затрагивали проблему совести. Один из них – Василь Быков, произведения которого заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Обратимся к повести «Обелиск».

Главный герой – Алесь Мороз. Это сельский учитель, глубоко любящий учеников, преданный своему делу. Полицаи схватили его воспитанников и пообещали их отпустить, если Мороз сдастся. Учитель поступил по совести, поспешил на помощь детям, хотя знал, что погибнет.

Когда перед Павликом Миклашевичем, единственным выжившим из ребят, встал вопрос о выборе жизненного пути, он стал учителем и пронес идеи своего наставника через жизненные испытания.

Это свидетельствует о том, что поступок по совести не обесценивается.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня рассказа – Катерина Петровна. Это старая и одинокая женщина. Забытая своей дочерью, она доживает свои последние дни в одиночестве. Сторож Тихон по-настоящему заботится о Катерине Петровне. Совесть не позволяет ему оставить её одну.

Он чужой человек Катерине Петровне, а жалеет её больше, чем родная дочь. Именно он находится рядом с пожилой женщиной в её последние минуты. Настя же оставляет свою маму в одиночестве. Приехав в Заборье, она не застает Катерину Петровну в живых. Она никогда не простит себе этого, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

Понятие совести тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека. Поступки по совести позволяют человеку жить в гармонии с самим собой и с внешним миром.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

аргументы к сочинению

В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на всё. Потеря нравственных качеств, ожесточение - неизбежный результат такого эгоистичного поведения.
Примеры таких людей даны

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. И если в Свидригайлове мы видим хоть запоздалое, но раскаяние (помогает детям Мармеладова после смерти их матери, просит прощения у Дуни Раскольниковой), то у Лужина совесть давно заменена понятиями «выгода», «расчет» и «самоудовлетворение».

Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Родион Раскольников, совершив ужасное преступление – убийство, испытывает ужасающие душевные муки. Его логичная, выверенная разумом теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» терпит крах. И всё это потому, что совесть, т.е., по мнению Достоевского, глас Божий в человеке, не дает ему спокойно принять бесчеловечность его идеи. Лишь полностью раскаявшись в содеянном, приняв каторгу как очищение, а не наказание за слабость (не выдержав душевных терзаний, герой во всём признается следователю), Раскольников смиряется и получает успокоение. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» - важнейшая в романе. Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует.

Её главный герой - Егор Прокудин. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. Это мучает героя, который не находит себе никаких оправданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Нужна ли человеку совесть?

В сказке -Щедрина «Пропала совесть» люди начинают страдать, когда в них просыпается суд, диктованный совестью. Желая поскорее избавиться от ненужной «вещицы», «несчастные пропойцы», торгаши и представители зажиточной буржуазии передаривают, подбрасывают в карман невнимательным, отдают Совесть кому ни попадя. Никому она более не ценна – скорее назовут её в народе проклятьем, жуткой болезнью, ведь при пробуждении её обладателям, нечистым сердцем людям, внезапно становится гнусно и тягостно на душе.

А если представить, что народ лишился всех оставшихся зачатков совести вмиг навсегда? Описать этот мрак, в который погрузится всё в мире, невозможно. Ведь совесть – первая добродетель, заставляющая нас вовремя понять, когда стоит остановиться, иначе произойдёт что-то плохое.

Человек без внутреннего регулятора, каковым является совесть, обречён на тяжёлый и страшный жизненный путь. Ему может ошибочно казаться, что его совесть ничем не сможет помочь ему. Но стоит переосмыслить конец сказки «Пропала совесть», будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама», и на почве её возникнут: Сила духа, Справедливость, Вера в правду, так любимые и воспетые многими честными и цельными народами, пойдёт люд за тем, кто захочет добиться истины и не побоится заплатить за это животом своим.

Нужна ли человеку совесть? Пусть сначала ответит этот человек: хватит ли у неё мужества ею владеть?

(Цаплина Ольга, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Мне кажется, что совесть – это внутренний контроль. С помощью него человек взвешивает свои поступки. Как ужасен был бы мир, если бы совесть не посещала человечество хотя бы иногда.

Например, когда человек идёт на убийство, грабёж, осознаёт ли он это? Конечно. Но он заглушает всячески совесть. Даже если люди остаются безнаказанными и живут со своим грехом, то в их жизни бывают моменты, когда в сознании всплывает всё. Это бывает особенно тогда, когда близка смерть. Совесть сжигает сердца этих людей и заставляет мучиться.

А если у человека совесть есть, и она не спит? Он живёт спокойно, радуется жизни. Не боится, что придётся дать отчёт за свои дела и поступки. Таких людей очень мало и становится меньше с каждым днём.

Но ведь ребёнок рождается с чистой душой, с чистой совестью. Наверное, ещё и от семьи зависит, какой характер сформируется и что будет с его совестью в будущем.

(Закорчемная Анна, ученица 8 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть – это один из чудесных даров божиих, данный нам свыше. Она раскрывает глубочайшие качества нашей сущности. Нельзя отрицать, что совесть присуща человеку от природы.

Вряд ли есть человек, у которого в душе не было бы голоса. Совесть – первый глубочайший источник ответственности. Отход человека от совести чреват опасностями и бедами. Это будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. Чем скорее и глубже человечество постигнет природу, тем яснее он поймёт, что без совести на земле невозможна ни жизнь, ни культура, и тем больше бед и страданий будет предотвращено.

(Чабаненко Екатерина, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть – решающая движущая сила в развитии личности. Наличие совести помогает оценить свой поступок с точки зрения правильности и неправильности. Часто можно услышать, что человек говорит: «У тебя нет совести!» Это значит, что человек не оглядывается на свои поступки и не принимает никаких мер, чтобы исправить совершённое зло. Совесть позволяет человеку быть убежденным в том, совершает он что-то доброе или что-то злое.

Угрызения совести знакомы каждому. Некоторым людям совесть не позволяла найти компромисс с родителями, семьёй и обществом в целом. Когда ты поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то испытываешь приятное состояние духа, умиротворение. Совесть – ответственность за собственные мысли и поступки.

(Кабычкин Павел, ученик 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть в сочетании с умом –

это хороший нравственный компас.

Однако же совесть без ума или ум без совести –

это компас без стрелки или сторон света.

Что такое совесть? Нужна ли она человеку? – эти вопросы заставили меня задуматься.

«Совесть – это чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и поступки перед самим собой, - такое определение даётся в словаре, и я с ним согласна. Однако, узнав о «героине» из сказки -Щедрина, можно подумать, что сейчас совесть и правда всего лишь надоедливая «приживалка». С какой стороны ни взгляни, всюду от неё одни неприятности. Мир жесток, к нему нужно приспосабливаться, и честь в этом «списке необходимых усовершенствований» отнюдь не значится.

И первейшее несоответствие совести с комфортным и необременительным существованием в полной мере проявляется на работе. Чтобы получить повышение, нужно подставить другого. Как поступить в этой ситуации? Вот он, моральный выбор каждого. Но важнее поступки тех, чьи профессии по своей природе построены на лжи и влияют на судьбы других людей. Например, адвокат. Как он поступит, защищая преступника: в ущерб карьере, зато на благо общества, или как отличный специалист?

Выходит, что совесть нужна не всем людям. (А кому не нужна, тем на самом-то деле очень бы пригодилась).

Но с другой стороны, как жесток и невыносим был бы «бессовестный» мир! Любой сталкивался с нечестным отношением к себе, и знает, насколько это неприятно.

Да, жить с совестью и чувством долга перед обществом тяжело, но необходимо. Ведь при правильном отношении совесть будет не тяжестью, которую хочется как можно быстрее скинуть с плеч, а верным помощником.

Хотя и тут есть проблема: совесть у всех разная – для кого-то тот или иной поступок в пределах нормы, а другой уже визжит от возмущения. Здесь важно правильно определить для себя границы дозволенного, и поступать по жизни так, чтобы для душевных мук просто не было повода.

Осмыслив всё это, я прихожу к выводу, что всё же совесть нужна. Но только если она делает лучше, а не будет забита и забыта в самом дальнем уголке сердца.

(Франк Анастасия, ученица 8 «Б» класса МАОУ гимназии №1)

За свою жизнь каждый человек хотя бы раз слышит в свой адрес: «Ты бессовестный!» А какой человек тогда «совестный» - «совестливый»?

Совестливый человек – это тот, кто отдаёт себе отчёт в своих поступках, анализирует их, задаёт себе вопросы: «А правильно ли я поступаю?» «Может я кого-то обидел?»

Каждому, наверное, хочется быть всесторонне здоровым, а совесть – это своего рода лекарство, которое помогает чувствовать себя увереннее и лучше. Быть совестливым - в интересах любого человека. Ты не лжёшь - тебе не приходится оправдываться, потому что совестливый человек сначала думает, а потом делает. Ты сделал что-то плохое - начинаешь мучиться и страдать, непреодолимый страх поселяется в душе, и что-то внутри говорит о том, что совершено нечто страшное, то, что не даст жить спокойно, пока не вспомнишь о содеянном и не раскаешься.

Совестливый человек внутренне выше тех, кто пытается заглушать в себе ростки добра и благочестия. А жизнь рано или поздно расставит всё на свои места.

(Уткина Елена, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Совесть… Именно она мучает нас каждый день. Порой, мы хотим избавиться от этого чувства, ведь оно доставляет столько волнений. Но через некоторое время эта суета в душе пропадает, и мы снова чувствуем себя свободными. Но надолго ли? Ведь скоро всё начнётся опять и будет продолжаться снова и снова… и так буде всегда. Внутренний голос будет всё время твердить: «За свои поступки нужно отвечать!» А потом ты сядешь и задумаешься: «Зачем же нужна совесть?»

У всего своё предназначение. В сказке -Щедрина совесть - никому не нужная, замасленная тряпица, которой никто не хочет владеть. Но почему? Ведь она же нужна для чего-то или это просто нервы? Дело в том, что автор сказки хотел показать, что совесть существует для того, чтобы человек понимал, когда он поступает не «по совести».

Герои сказки не хотят волноваться из-за того, что они делают и как поступают, поэтому и гонят несчастную совесть от себя.

Но ведь может случиться так, что от совести не останется и следа? Страшно предположить, что тогда будет! Вселенская пустота.

Каждый из нас рано или поздно получит хороший урок за то, что когда-либо спрятал совесть подальше и не стал прислушиваться к ней. Ведь не зря -Щедрин в своей сказке написал такую концовку: «Растёт маленькая душа, а вместе с ней растёт и совесть…»

Не может она уйти бесследно из наших душ, потому что дана нам свыше при рождении и «растёт» вместе с нами.

(Костенко Екатерина, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

Самое главное украшение - чистая совесть.

Цицерон

Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Каждый сам делает для себя выбор: встать на путь зла, или до конца своих дней служить вере и правде.

У совести нет единицы измерения , её нельзя посчитать. Это можно только ощутить. В современном мире, где сплошь и рядом насилие, хамство, воровство и коррупция, мы совершенно забываем о том, для чего предназначена совесть, хотя это не освобождает нас от ответственности, каждый из нас в ответе за свои поступки. Забывая про честь и совесть, закрывая глаза на правила и обязательства, мы нарушаем нравственные границы, сами того не замечая.

Что движет людьми в момент отсутствия разума? Что делать, если душа идёт вразрез с материальными ценностями?

Всё возможно и зависит от тебя. Так считаю я, и у меня есть на это несколько причин. Во-первых, человек должен с достоинством проходить испытания, предназначенные ему судьбой.

Во-вторых, как бы это ни звучало банально, главное - помогать ближнему в трудную минуту, не обижать младшего, и конечно уважать старшего, относится к людям с добротой.

Совесть - источник счастья и залог правды. Почему люди забывают об этом? Самое теплое, нежное, по-настоящему живое и чувственное надо вкладывать в ребёнка с самого рождения. Чтобы с первых лет своей жизни младенец понимал, что такое хорошо, а что такое плохо. Как делать можно и даже нужно, а чего даже пробовать не стоит. С возрастом, конечно, взгляды на одни и те же вещи меняются, но нравственный стержень, который выработался ещё с детства, обязательно должен дать о себе знать. Опыт приходит со временем, так же как и ум, красота, материальный достаток. А совесть, она либо есть, либо её нет.

Сегодня детский садик учит нас дружить и работать вместе, в группе, школа даёт нам представление уже о взрослой жизни, со всеми её негативными сторонами: обида, боль, унижение, предательство и многое другое. И лишь потом, после учёбы в ВУЗЕ, человек сам выбирает себе образ жизни. Самое главное – жить так, чтобы не ты брал плохой пример с других, а чтобы тебя вспоминали как достойную личность, честную и совестливую.

(Петросян Виктория, ученица 9 «В» класса МАОУ гимназии №1)

В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

2. В.Быков «Сотников»

В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.