>> Биография
Николай Григорьевич Цыганов. Биография
Николай Григорьевич Цыганов (1797, Санкт-Петербург - 30 ноября 1832, Москва) - русский актёр и поэт.
Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по разным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нём актёра умного и полезного.
В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.
Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая после смерти поэта была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным.
Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» на музыку Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.
В печати песни Цыганова появляются поздно. Только в 1832 г. некоторые из них публикуются в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу» Надеждина. Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне» в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони, который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига, но скромнее Кольцова.
Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович ; 1797, Санкт-Петербург - 30 ноября [12 декабря ] , Москва) - русский актёр и поэт .
Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым , Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным .
Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова .с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов .
Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина . Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана небольшим тиражом и почти не замечена критикой; второе издание вышло только в 1857 году. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому актеру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора,
Цыганов Николай Георгиевич - командир 11-й гвардейской Городокской стрелковой дивизии (11-я гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии генерал-майор.
Родился 10 мая 1909 года в селе Толпино ныне Кореневского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 5 классов.
В Красной Армии с 1927 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военную пехотную школу. Офицерскую службу начал командиром взвода 67-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии. В предвоенное десятилетие был командиром роты, начальником штаба полка, начальником второй части штаба дивизии. В 1941 году майор Цыганов окончил Высшую школу штабной службы.
В Великую Отечественную войну вступил опытным командиром полка в июле 1941 года. В феврале 1944 года полковник Цыганов принял командование 11-й гвардейской стрелковой дивизией, с которой прошел до победного мая 1945 года. В июне 1944 года ему было присвоено звание "генерал-майор". Особенно талант Цыганова, как военачальника, проявился при форсировании реки Неман в июле 1944 года.
После непрерывных трехнедельных боев 11-я стрелковая дивизия 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-майора Н.Г. Цыганова продвинулась вперед более чем на 500 километров и к 13 июля 1944 года в числе первых вышла на восточный берег реки Неман. 14 июля дивизия на подручных средствах полностью форсировала реку Неман у города Алитус (Литва) и после упорного боя на западном берегу сбила противника с занимаемого рубежа. Комдив в период боя находился непосредственно в боевых порядках и лично руководил переправой подразделений, несмотря на артиллерийский огонь и непрерывную бомбежку вражеской авиации. Почти беспрерывно в течение четырех дней противник контратаковал боевые порядки дивизии. Части дивизии стойко отражали атаки противника, не отступив ни на шаг, а затем сами перешли в решительное наступление.
22 октября 1944 года у города Гумбиннен (ныне город Гусев Калинингадской области), важного узла обороны в Восточной Пруссии, гитлеровцам удалось устоять под натиском наших танков и пехоты, а затем перейти в контрнаступление. Одна из вражеских групп в составе двух батальонов и двадцати танков атаковала штаб и тылы 11-й гвардейской дивизии и второго танкового корпуса, чтобы обходным маневром развить наступление. Командир дивизии генерал-майор Н.Г.Цыганов, проявил военное мастерство, четко перестроил боевые порядки, перебросив один из полков второго эшелона на правый фланг, прикрыл переправу через реку. Прорвавшиеся немецкие танки были уничтожены, группировка отброшена, что и сказалось на успехе дальнейшего развития наступления наших войск в Восточной Пруссии.
8 апреля 1945 года бои шли уже в предместьях Кенигсберга. В самом центре фронтовой полосы 11-й гвардейской армии сражалась дивизия генерала Цыганова. Ей удалось в районе железнодорожной товарной станции прорвать оборону гитлеровцев, выйти к реке Прегель и начать с ходу её форсирование. 9 апреля во второй половине дня и наступающим, и обороняющимся стало ясно: судьба гарнизона города-крепости решена. Гитлеровские парламентеры для переговоров о прекращении боевых действий вышли именно на участке дивизии Цыганова. Части 11-й дивизии в этих боях уничтожили несколько тысяч гитлеровцев (в числе пленных был комендант крепости, генерал Ляги), взяли в качестве трофеев 58 орудий, 10 танков, более 150 автомашин и 20 складов с военным имуществом и боевой техникой противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за достигнутые боевые успехи, умелое руководство войсками при форсировании рек Неман и Прегель, а также при прорыве укрепленных рубежей на территории Восточной Пруссии, исключительное мужество и героизм генерал-майору Цыганову Николаю Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5033).
После Победы генерал Цыганов продолжил службу в армии. В 1948 году окончил академию Генерального штаба. Затем был начальником штаба Прибалтийского военного округа. С 1955 года - заместитель, с мая 1963 по июнь 1968 года - начальник Главного Штаба, первый заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны. В 1968 году генерал-полковник Н.Г. Цыганов возглавил кафедру противовоздушной обороны Военной академии Генерального штаба.
Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 мая 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Награжден 2 орденами Ленина (19.04.45; 20.04.53), 5 орденами Красного Знамени (30.01.43; 29.02.44; 31.10.44; 06.11.47; 31.10.67), орденами Кутузова 2-й степени (27.08.43), Красной Звезды (03.11.44), медалями.
Именем Героя названо речное рыболовное судно Министерства рыбного хозяйства (МРХ СССР).
ЦЫГАНОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Цыганов (Николай Григорьевич, 1797 - 1831) - поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер-комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные из них: "Что ты рано, травушка пожелтела?", "Ох болит да щемит ретиво сердечко!", "При долинушке береза", "По полю, полю чистому", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", и др. Всех песен Ц. известно 44; остальные, незаписанные вовремя, не сохранились. По своему умению усваивать и передавать оригинальные народные выражения, Ц. стоит выше Дельвига и является непосредственным предшественником Кольцова. Впервые "Русские песни" Ц. были изданы в Москве в 1834 г. (2-е изд., 1857); в 1880, 1884 и 1886 годах песни Ц. были собраны и изданы А. Сувориным вместе с песнями А.Ф. Мерзлякова, в томике "Дешевой библиотеки". Ср. биографию Ц. при издании А. Суворина 1886 г.; Гербель "Русские поэты" (Санкт-Петербург, 1888); "Северная Пчела", 1834, ¦ 23, стр. 352 - 384.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
) - русский актер и поэт.
Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым , Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным .
Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова .с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов .
Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина . Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана небольшим тиражом и почти не замечена критикой; второе издание вышло только в 1857 году. В альманахе «Литературный кабинет » (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому актеру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который в жанре "русских песен" признал Цыганова лучше барона Дельвига , но слабее Кольцова .
Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.