Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Нэцкэ - что это такое? Каталог нэцкэ. виды, описание и значение фигурок

Нэцкэ - что это такое? Каталог нэцкэ. виды, описание и значение фигурок

Традиционная культура Японии начала свое формирование в глубокой древности. Именно тогда возникли такие удивительные виды искусства, как ханива, дземон, дотаку. А вот скульптуру нэцкэ можно отнести к наиболее молодому виду традиционного искусства, выросшему из бытовых традиций японского народа. В статье мы расскажем об истории возникновения этого искусства и раскроем значение фигурок.

Что такое нэцкэ? Значение

Так обычно называют небольшие фигурки, вырезанные из камня и слоновой кости и несущие важное ритуальное значение. Чаще всего нэцкэ выполняют функцию оберега. Первоначальное же их значение было вполне функциональным - они служили противовесом для кошелей, ключей и других нужных мелочей, чтобы носить их перекинутыми через пояс кимоно.

Позже они стали использоваться в качестве амулетов и талисманов. А в XIX веке искусство достигло такого высокого уровня, что фигурки стали предметом особого интереса среди коллекционеров и ценителей произведений искусства. С этого момента статуэтки нэцкэ становятся желанным, изысканным и дорогим подарком. Кроме того, эти небольшие обтекаемые по форме фигурки можно использовать вместо четок для успокоения, а также для оформления интерьеров. Однако часто малознакомые с японской культурой люди путают фигурки нэцкэ с другим видом традиционного японского искусства - мобильной скульптурой окимоно. Эти статуэтки очень похожи на нэцкэ, но не обладают никакими магическими способностями.

Материалы для фигурок

Традиционно для создания маленьких шедевров использовали слоновую кость, а также оленьи, буйволиные и носорожьи рога, клыки медведя и тигра, кость моржа, разные породы дерева и их корни, окаменевшее дерево. Позже стали изготавливать фигурки из фарфора, яркого коралла, нефрита нежных оттенков, панцирей черепах и даже из стекла.

Дерево для нэцкэ никогда не покрывали краской, а лишь полировали. Для изготовления традиционно брались мягкие породы дерева, которые легко было обрабатывать: кипарисовое, сандаловое, сосны, грецкого ореха, камелии и другие.

Технология изготовления

Обычно размер фигурок варьируется от 2 до 10 см. В наше время изготавливают нэцкэ из кости, дерева, даже из металла. Иногда используют некоторые породы полудрагоценных камней и минералов. Вырезают фигурки таким образом, чтобы они не имели острых углов, так как все линии должны быть плавными. Главным условием при изготовлении нэцкэ является высверливание химотоши - отверстия для шнурка. Некоторые мастера большинство фигурок изготавливают из гипса.

Изготовление нэцкэ из гипса проходит в пять этапов:

Заготовка формы;

Отливка болванки;

Обработка до нужной формы, образа;

Раскрашивание;

Покрытие лаком.

В иных случаях - используется лишь техника резьбы по дереву, камню или кости.

Виды образов, их символика

Образ Атрибут Что символизирует
Мудрец Дарум свиток с иероглифами стойкость, мужество, сила духа
Старец Дайкоку мешок волшебного риса, молот богатство, покровитель домашнего очага
Эбису волшебный карп удача, трудолюбие, душевный покой, просветление. Покровитель рыбаков
Хотей большой живот, улыбка, изображается сидящим счастье, веселье, общение, исполнение желаний, сострадание и добродушие
Самурай воин в одежде и атрибутами самурая сила духа, стойкость, мужество
Царица Неба Сиванму веер отгоняет неудачи
Человек слушающий раковину поддержка творчества
Дзюродзин старик, с посохом и свитком мудрости, черепаха, олень или журавль удача, долголетие
Фукурокудзю старик с вытянутой головой и посохом долголетие, мудрые поступки. Продлевает жизнь
Бэндзайтэн (Бэнтэн) девушка с национальным музыкальным инструментом удача, мудрость, искусство, любовь и тяга к знаниям, взаимная любовь и удачное замужество
Бисямонтэн (Тамонтэн) могучий воин с копьем, в полном самурайском доспехе богатство, процветание, справедливость. Защитник, покровитель врачей, юристов, военных, притягивает деньги
Сиванму пожилая женщина с веером счастливая любовь, финансовое благополучие
Гуаньинь женщина со священной книгой, кувшином или веревкой оберегает от бед, покровительница беременных и рожениц
Кубера волшебная летающая колесница Пушпака гармония между духовным и материальным, успех и счастье
Дунфаншо мешок золота и серебра равновесие, гармония в отношениях между мужчиной и женщиной. Покровитель ювелиров
Кандзан и Дзиттоку монахи (без предметов) создание крепкой и счастливой семьи
Госиса записывает судьбу хорошие сны и мечты сбудутся
Ямабуси дует в раковину мудрость, сила духа, духовное развитие
Гамма-Сэннинин с жабой волшебник, целитель, благополучие, богатство
Корабль пассажиры - семь богов счастья удачное плавание (начинания), финансовое благосостояние
Китайская монетка с квадратным отверстием в центре, иногда ее катит мышь наличие денег, отсутствие долгов

Классификация фигурок по видам

Считается, что это искусств появилось на рубеже XVI-XVII веков, а наиболее популярным стало в XIX веке. В этот период изменились формы использования нэцкэ и их символическая трактовка.

Вид фигурки Изображение
Катабори Изображение людей, животных, групп людей или животных
Анабори Изображение людей, животных, групп людей или животных - сюжетные линии
Саси Изображение в форме бруска с отверстием для крючка
Мандзю Круглой формы. Может делаться из половинок. Изображение выполнено в виде гравировки с чернением. Могут использоваться изображение масок Ноо
Оби-хасами Изображение в форме бруска с утолщением-выступом для крючка
Маски Уменьшенная копия маски Ноо
Итараку Плелись в виде коробок, напоминающих по форме тыкву
Рюса (разновидность мандзю) Из двух половинок (верхней и нижней). Верхняя выполнена в виде ажурной резьбы. Между ними - пустота. Форма круга.
Кагамибута Из двух частей круглой формы. Верхняя - в виде металлической крышки с резными изображениями, выполненными с использованием разнообразных техник
С секретом с движущимися частями или секретом

Мировоззрение

По фигуркам нэцкэ можно изучать особенности жизни японцев, их быт, одежду, предметы военного дела, природные особенности страны и прочие. Поскольку целая группа фигурок посвящена древним японским божествам, то по ним можно ознакомиться с верованиями японцев.

Изучая образы, представленные в нэцкэ, и обращаясь к национальным мифам и легендам, можно очень много интересного узнать о том, что думали люди об устройстве мира, об их вере, богах, природе, особенностях быта, основных занятиях.

Древние синтоистские божества

Кроме особого почитания духов предков, являющихся святыми для японцев, из синтоизма (древняя религия) в культуру нэцкэ пришли образы главных божеств, которым поклонялись древние японцы добуддийского периода. Среди таких образов мы встречаем одну из главных богинь синтоизма - богиню Солнца Аматэрасу. Она символизирует женскую красоту, гармонию, чистоту и мудрость.

Также в пантеоне божеств для сюжетов встречается и бог ветра Футэн. Его обычно изображают без ног, за его спиною - мешок и барабан с палочками, на лице - безмятежная улыбка. При его помощи вам будет сопутствовать удача и помощь в пути, осуществляться охрана жизни и здоровья.

Встречается и изображение другого бога ветра - Райдэна. Его, в отличие от Футэна, изображают не с одним, а с 12 барабанами. А поскольку Райден дополнительно является богом грома и молний, то его часто изображают с рожками и когтями.

Встречается среди образов нэцкэ и Шоусин - бог долголетия. Персики, которые он держит, сорваны с волшебного дерева. А со времени распространения даосизма персиковое дерево стало восприниматься, как символ бессмертия. Поэтому часто в качестве дерева для нэцкэ выбирали персиковое. Иногда в руках у Шоусина можно увидеть женьшень - растение долголетия и здоровья. А сам бог почитается, как покровитель медицины, помощник в обретении счастья.

Одним из наиболее популярных изображений в нэцкэ является Окамэ - богиня счастья. Она была прекрасной исполнительницей ритуальных танцев. Однажды она (согласно одному из мифов, рассказанных в "Кодзики") вызвала из грота саму Аматэрасу, когда та заперлась в нем от мира. Именно веселый смех служит с тех пор действием, при помощи которого можно призвать к себе и умилостивить Аматэрасу. Богиня Окамэ считается покровительницей большого счастья, любви, а также театрального искусства.

Природа и искусство

Что такое нэцкэ? Это потрясающий источник для знакомства с природой и бытом Японии. Среди изображений, традиционных для японских нэцкэ, часто можно встретить изображения животных. Они имеют сакральный смысл, а также отражают природные особенности Японии.

Одним из самых востребованных анималистических образов считалась черепаха Окамэ, которая символизировала мудрость, долголетие, защиту от заболеваний, укрепление здоровья. Можно было встретить целые пирамидки из черепах (обычно - из трех). Защитой от колдовства и злых духов считался традиционный в Китае образ дракона. Защитой от злых духов была и обезьяна. Она же оказывала помощь в актерском творчестве. К этой группе животных относилась и парная нэцкэ, изображающая собачек. Они являлись оберегом от злых сил и несчастий.

Успех в карьерном росте помогал обеспечить орел. Счастье, достаток и удачу - бык. Финансовое благополучие - золотая рыбка и с монетками во рту.

Третья группа животных отвечала за любовь, счастье и семейное благополучие. Так, парная статуэтка бегемотиков символизировала обретение любви, возвращение былых чувств между супругами. Слон обеспечивал силу, мудрость, удачу в вынашивании и рождении ребенка. Он был талисманом против бездетности.

К четвертой группе относится кит, который считается олицетворением счастья, добра, силы, проявляет сострадание, помогает в морских путешествиях.

Развивающийся вид искусства

Сейчас, что такое нэцкэ, знает почти каждый. В Японии и по сей день существует традиция дарить эти фигурки на счастье и удачу. Так, в начале года принято дарить нэцкэ с изображением семи богов счастья. На 12 месяцев они обеспечивают исключительное благоденствие, процветание, счастье и удачу.

В связи с популярностью таких фигурок не только в Японии, но и в других странах мира, развивается доступный вид нэцкэ, выполненный из недорогих материалов и по новым технологиям. Выше мы уже упоминали о фигурках из гипса. Также их изготавливают из глины.

Искусство нэцкэ в музеях мира

История развития этого удивительного вида японского искусства широко отражена в музейных коллекциях мира. В Санкт-Петербурге есть Музей истории религии. Здесь можно увидеть подобную коллекцию. Есть подобная экспозиция и в Эрмитаже. Она не только демонстрирует огромную уникальную коллекцию, но и объясняет на конкретных примерах, что такое нэцкэ. Экспозиция пользуется большой популярностью.

Интереснейшая выставка была представлена в 2003 году в Украине - "Нэцкэ вне времени". Она прошла в Киеве. Ее организаторами были Украинское общество "Нэцкэ" и Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко. На выставке были представлены уникальные экспонаты не только из Украины, но и из музеев Великобритании и Швейцарии.

А в ноябре 2010 года в Музее востока в Москве состоялась выставка нэцкэ наших современников. В состав экспозиции вошли произведения современных мастеров России, стран СНГ, Японии и стран Европы.

Вместо заключения

Искусство нэцкэ не становится менее востребованным и интересным с течением времени. В современном обществе даже создана Ассоциация, в которую входят не только специалисты по изготовлению этих маленьких фигурок, но и обычные люди, которых увлекает мир японской культуры. На съездах сообщества, проходящих один раз в год, можно послушать увлекательные лекции об истории и перспективах развития культуры нэцкэ. На таких мероприятиях осуществляется обмен опытом в освоении новых технологий для изготовления фигурок, знакомство с немногими сохранившимися в Японии школами удивительного искусства.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





Страница 1 из 7

Значение нэцкэ

Свою историю резные фигурки нэцкэ начали в культуре древнего Китая. При правлении династии Мин в Китае сложилась традиция делать маленькие резные предметы чжуй-цы. В культуре Японии нэцкэ появились позднее, на рубеже 16 и 17 веков. Лишь в то время японцы начали носить на поясе небольшие резные изделия. Шнур складывали пополам и пропускали через пояс. С другой стороны петли надевали нэцкэ через проделанное в нем сквозное отверстие (нэцкэ в Японии изображается в виде двух иероглифов - «корень» и «прикреплять»). Необходимость появления такого способа ношения была вызвана тем, что в японском традиционном костюме отсутствовали карманы. Широкое распространение в японской культуре нэцкэ получило в XVII веке. Возможно, одной из причин была «охота за мечами» - проведенная в 1588 г. операция сегуна Тоетоми Хидэеси по изъятию оружия и мечей у крестьян и горожан, которые до этого времени имели обычай носить мелкие предметы, прикрепив их к эфесу меча. Теперь от благородного оружия у многих японцев остались только брелоки.

Расцвет искусства изготовления нэцкэ, который стал отдельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). Нэцкэ стали настоящей жанровой скульптурой, хотя и малого размера - от двух до десяти сантиметров. Работы отличались высоким профессионализмом. Если в XVII в. производством нэцкэ занимались мастера различных специальностей: скульпторы, керамисты, резчики масок, художники по лаку и металлу, то в XVIII столетии появляется целая армия профессиональных резчиков - нэцукэси. Возник самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства и обладающий присущими только ему набором форм (катабори, кагамибута, мандзю), материалами (дерево, слоновая кость, олений рог, металлы, фарфор, янтарь и т. д.) и кругом сюжетов (исторический, литературный, бытовой, религиозный, театральный жанры, флора и фауна). Резчики нэцкэ часто черпали сюжеты для своих работ из японской истории. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами изображались исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени. По всей стране возникли центры резьбы: центральные школы в Эдо, Осака и Киото, провинциальные - в Гифу, Нагоя, Хида, Цу и Ямада. Появились знаменитые на всю Японию имена - Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо. Их творения формировали стили и направления целых школ. За исключением некоторых прослан ленных мастеров, мы мало знаем о резчиках нэцкэ. В письменных источниках XVIII-XIX в. содержатся отрывочные сведения о мастерах, все чаще - о материалах и формах, используемых в нэцкэ. Исключение составляет лишь сборник «Сокэн кисё», выпущенный в свет в 1781 году Инаба Цурю, торговцем мечами из Осаки. Многочисленные сюжеты нэцкэ содержали в себе благожелательный подтекст и тем самым фигурки стали использовать, как обереги, амулеты и талисманы . Популярность нэцкэ давно перешагнула границы Японии. На современных аукционах время от времени всплывают старинные резные японские брелоки. Стоить они могут очень дорого. Однако популярность таких предметов кроется не только в их относительной малочисленности и материальной ценности. В современном мире многие персонажи и предметы, которые изображали резчики нэцкэ, вошли в число общеизвестных символов и амулетов.

В Японии сложилось несколько традиционных театральных форм, среди которых широко известны Гигаку, Гедо, Но, Кабуки, Сато-кагура и некоторые другие. Практически во всех театральных постановках этих направлений использовались маски, поэтому и в нэцкэ изображение человека часто соседствует с маской. Особенно любопытны нэцкэ с вращающейся деталью, которая изображает лицо актера и одновременно его маску. Когда такую деталь поворачивают, создается впечатление, что актер надевает маску. Фигурку актера с маской можно подарить человеку, работа которого связана с театром. Маска является символом лицедейства, она скрывает истинные чувства, позволяет начать играть новую роль в жизни.

Аматерасу

Японская богиня солнца. О ней рассказывают древние японские легенды, изложенные в летописях «Кодзики» и «Нихон секи». В них говорится о божественных прародителях всего сущего на земле - брате и сестре Идзанаги и Идзанами. От их брака в море появились острова и родились духи, которые их заселили. Капли влаги из левого глаза Идзанаги породили богиню солнца Аматэрасу. Она считается главой остальных богов и прародительницей японских императоров. Верят, что фигурка богини способствует порядку и плодородию, привносит свет в жизнь каждого человека. Аматерасу - покровительница земледельцев. Ее изображение можно подарить любому человеку, работа которого связана с землей, сельским хозяйством.

Амитабха

Одно из воплощений Будды . В переводе с санскрита Amitabha - «безграничный свет». В Китае этот буддистский персонаж известен как Амитуо Фо. Японцы порой называют его просто Амидой. Считается, что у Амитабхи был реальный прототип - царь, который отрекся от власти и стал монахом, взял себе имя Дхармакара. Обычно его изображают с деревянной чашей для подаяний. Дхармакара дал 48 обетов, но обещал не достигать нирваны, пока не поможет всем разумным существам достичь «земли счастья». Говорят также, что Амитабха создал свой собственный «рай» - поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. В этом контексте фигурка Амитабхи - талисман надежды на лучшую жизнь, обретение счастья.

Архат

Архатами в буддизме называют людей, достигших вершин личностного развития и совершенства. В переводе с санскрита arhant «достойный». Архаты ведут суровую жизнь аскета, соблюдают духовную дисциплину и отличаются высоко моральным поведением. Архатам удается разорвать круг «колеса жизни» и достичь состояния нирваны. К архатам причисляют ближайших учеников и последователи Будды Шакьямуни. Резчики нэцкэ изображали архатов как монахов с чашей для подаяний символом нестяжательства и аскетической жизни. Из такой чаши может выглядывать дракон - символ внутренней энергии, укрощенной архатом. Фигурка архата способствует твердости духа. Архат является покровителем людей, вставших на путь самосовершенствования.

Баку

В Японии фантастическое животное баку изображается в виде существа, напоминающего своим обликом тапира. У него слоновий хобот, бивни слона, лапы тигра и бычий хвост. Образ баку был позаимствован японцами из китайской мифологии, где это существо считалось демоном, способным избавить человека от ночного кошмара. Широкое распространение образ «пожирателя дурных снов» получил в Японии в конце XVI в., когда один из военачальников сегуна Тоетоми Хидэеси привез из Кореи деревянное изголовье с изображением баку. Согласно поверьям, оно избавляло спящего от дурных снов. В наши дни фигурка Баку продолжает считаться талисманом, способным избавить человека от дурных сновидений.

Нэцкэ – это симпатичные талисманы на все случаи жизни, по сути являющиеся японскими миниатюрными скульптурами, часто в карикатурном стиле. Это могут быть фигурки разных божеств, людей и даже животных. Интересный внешний вид сделал талисманы популярными не только среди восточных народов, но в наших краях.

Предлагаем вам ознакомится со всем разнообразием японских фигурок и разобраться в их значении. Вооружившись новыми знаниями, вы сможете подобрать скульптуру нэцке и для себя.

Изначально японские фигурки нэцке не были окутаны легендами и их не окружал ореол волшебства. Миниатюрные фигурки играли роль поясного брелока и одновременно декоративного элемента в одежде.

Изначально фигурки нэцкэ использовали как декоративный элемент к одежде или в виде маленького поясного брелока.

Дело в том, что в традиционной японской одежде нет карманов, поэтому были распространены сагэмоно – небольшие емкости для ключей, лекарств и других мелочей. И в древней Японии нэцке играли роль декоративной детали, с помощью которой на поясе и держались эти “сумочки”. Фигурка была связана шнуром с маленькой плетеной корзинкой или деревянным коробком следующим образом:

  1. Шнурок завязывался в кольцо и заводился за пояс.
  2. В верхнюю петлю, выступающую над поясом, вставляли нэцке.
  3. В нижней петле был закреплен сагэмоно. Узел шнурка был спрятан в нэцке, поэтому вся схема смотрелась очень аккуратно.

Сегодня японские нэцке распространены по всему миру как миниатюрные талисманы. Чаще всего их используют как брелок для ключей, элемент интерьерного декора или просто носят с собой для получения разного рода помощи свыше.

Название миниатюрных изваяний – «нэцке » пишется 2 -мя иероглифами: «не » переводится как «корень », «цуке » означает «крепить ».

Значение фигурок нэцке

Значение нэцке зависит от того, какая именно фигурка и что она изображает. В основном миниатюрные скульптуры символизируют здоровье, долголетие, любовь, удачу, богатство, житейскую мудрость, а также различные духовные качества.

Многие фигурки связывают с различными божествами, поэтому обладатель может получить покровительство и защиту древнего японского бога. Некоторые статуэтки подходят людям определенной профессии, другие – мужчинам, третьи – женщинам. Есть и универсальные, которые будут хорошим спутником для практически любого человека.

Кстати, фигурки нэцке можно сочетать по собственному желанию и вкусу. Нет никакого требования выбирать что-то одно, эти талисманы никак не противостоят друг другу. Коллекция из нескольких фигурок придаст интерьеру некую восточную изюминку и будет помогать своему обладателю сразу в нескольких жизненных сферах.

Какие бывают нэцке

Нэцке встречаются самые разнообразные. Ниже перечислены наиболее популярные, которые можно приобрести в сувенирной лавке.

Люди и божества


  • с длинной бородой делает своего обладателя мужественнее, сильнее и выносливее духовно. Его лучше ставить в своей спальне, поближе к кровати.
  • Старец Дайкоку – пузатый торговец с мешком волшебного риса. Символизирует процветание, материальный достаток и счастье в доме, играет роль хранителя семейного очага. Как правило, ставят в той комнате, где чаще всего собирается вся семья.

  • – старик с рыбой в руках – символ удачи. Обычно Эбису объединяют с Дайкоку, чтобы в доме царила удача и достаток. Его также можно поставить на рабочем месте, чтобы привлечь фортуну.

  • – лысый маленький старик. Нэцке дарует членам семьи долголетие и крепкое здоровье, помогает скорее исцелиться от имеющихся недугов.

  • – символ счастья, общения. Славится как божество, исполняющее желания. Есть поверье: если 300 раз погладить Хотэя по округлому животу и мысленно думать о желании – оно сбудется. Классическая фигурка – это изображение полного человечка без волос и бороды, с мешком в руках. Иногда скульптуру дополняют монетами, веером. жемчужиной или даже дареным конем.

  • – повелитель ветра, дарующий свою защиту путешественникам. Нэцке Футэн принято брать с собой в долгий путь, чтобы дорога была легкой, а путешественника сопровождала удача.

  • – покровитель долгой жизни и науки. Нэцке притягивает в дом счастье и здоровье, помогает в получении новых знаний и навыков.

  • Бэндзайтен
    – богиня женского счастья и благополучия, покровительница молодых девушек и женщин в поиске своего счастья. К ней обращаются с просьбой встретить своего суженого. Фигурка изображает японку с лютней в руках.

  • – божество, покровительствующее воинам. Он защищает добро и укрепляет своему обладателю силу верности, долга и чести. За помощью к Бисямонтену может обратиться каждый, кому нужна защита и поддержка в решении сложных жизненных ситуаций.

  • – образ мудрости и долгих лет жизни. Фигурка большеголового старика с очень длинной бородой помогает познать жизненную мудрость и прожить долгую, счастливую и размеренную жизнь.

  • Амэ-но Удзумэ
    – богиня Луны, покровительствующая любви и счастью. В Японии ее также называют создательницей театрального искусства, поэтому круглолицая богиня изображается с театральными атрибутами в руке.

  • Кандзан
    и Дзиттоку – двое буддийских монахов, символизирующих братские взаимоотношения, гармонию и согласие. Японцы дарят такую нэцке супругам, желая им жить в мире и согласии.

  • – Хранитель времени. Выглядит как старичок с доской для записей, в которой он записывает все хорошие и радостные мечты, желания, а со временем помогает своему обладателю исполнить эти желания.

  • создан по подобию основателя буддийской школы, жившего в начале шестого века нашей эры. Символизирует мудрость, человеческое сострадание и ясность ума.

  • – знаменитый китайский мудрец, живший в шестом веке до н. э. Он же является основателем одноименного учения “конфуцианство”, которое на территории Китая и Японии считается одной из основополагающих духовных философий. Нэцке Конфуций – это символ сыновней почтительности и образованности.

  • – образ основателя учения Дао, который был большим философом и мудрецом.

  • – богиня небес, обладающая волшебным напитком бессмертия. Она покровительствует влюбленным, дарует крепкое здоровье и счастье.

  • с воробьем на спине – очень добрый, благожелательный талисман нэцке, символизирующий бесконечное счастье и покровительство богов.

  • с разными дополнительными атрибутами. Фигурки изготавливались и дарились с пожеланием скорейшего появления наследника, который вырастет мудрым и способным, займет высокое положение в обществе.

Животные и неодушевленные предметы


  • – притягивает богатство. Нэцке ставят на рабочем месте для привлечения удачи в сделках.

  • Монетка с отверстием посредине
    –также притягивает денежный поток. Для наибольшей эффективностиее нужно разместить в зоне богатства.

  • – защита жилья и домочадцев от погодных ненастий, воров, болезней и других горестей. Если их поставить в зоне богатства, собачки помогут наладить отношения в семье.

  • – покровитель изобилия и благополучия.

  • – символизирует достатк в доме и притягивает богатство.

  • Змея
    – воплощение жизненной энергии, мудрости, женской силы и красоты. Змея имеет особое свойство – менять старую кожу, когда вырастает из нее. Подобное умение она передает и своему обладателю – из каждого испытания на жизненном пути он выходит более мудрым, сильным, обновленным.

  • – принесет удачу и поправит финансовое состояние.

  • – покровители любви и взаимопонимания в семье.

  • привлекает удачу, помогает карьерному росту и личностному развитию;

  • Черепахи
    – символ большой мудрости и долгой жизни. По преданиям, черепаха могла прожить целое тысячелетие, приобретая огромный жизненный опыт и мудрость. Поэтому в трудный момент к ней обращались за советом.

Сказочные и мифические существа


  1. – в переводе означает “небесная собака”, но внешний вид далек от образа пса: в чаше сидит фигурка существа в перьях и с клювом, выставив наружу лапы. Это образ лесного духа, умеющего перевоплощаться в различных живых существ. В китайской мифологии Тэнгу – воплощение военного учителя: он помогает солдатам-новобранцам обучиться боевым искусствам. Также небесная собака покровительствует путникам.

  2. Нэцке дракон
    – сильный талисман, который защитит владельца, его семейство и домашний очаг от злых сил и нечисти, а также убережет от негативной энергии завистников и недоброжелателей.

  3. – образ небесного льва, прислуживающего Будде. Он охраняет от злых сил и притягивает благополучие. Если у фигурки в лапах пион или шар – Карасиси Фо поможет обладателю стать знаменитым и улучшить свое материальное положение, а представителям воинской профессии добиться быстрого карьерного роста.

  4. Фигурка кота
    , лежащего на спине сома Намадзу, который символизирует у японцев рыбу землетрясений. Нэцке притягивает в дом гармонию, защищает от стихийных бедствий.

  5. – святой в восточной культуре с жабой на спине, символизирует крепкое здоровье и долголетие. По легенде, святой узнал тайну бессмертия у жабы и после этого стал известным лекарем.

  6. – японский водяной. Внешний вид довольно необычный – сочетание выдры и черепахи. По легенде, Каппа перевоплощается в человека и заманивает случайных прохожих в водоемы. Но если в схватке победить водяного, сказочное существо будет служить верой и правдой, помогая в профессиональных делах. Фигурку вручают морякам и рыбакам перед походом в море, чтобы Каппа помог благополучно завершить путь.

Из чего делают нэцке

Настоящая фигурка нэцкэ должна быть изготовлена только с натурального материала.

В качестве материала японцы используют кость или дерево, но можно найти и фарфоровые фигурки, из глины или керамики. Чаще всего их изготавливают в небольшом размере – всего 3-4 см в высоту. Иногда встречаются и более крупные экземпляры.

Нэцке из пластика – неправильная фигурка. Искусственный материал не имеет связи с природными силами, а значит не обладает нужной энергетикой. Такой аксессуар – не более, чем простая деталь в создании тематического интерьера.

Каталог НЭЦКЭ. Виды, описание и значение фигурок.

НЭЦКЭ

Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " — "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису — счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай — символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.

2. Нэцкэ Дайкоку — один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса — символом богатства и достатка. Крысы — помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.

3. Нэцкэ Эбису — бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде — так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.

4. Нэцкэ Шоусин —один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.

5. Нэцкэ Дзаошень — Дзао Ван — хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье : волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.

6. Нэцкэ Хотей "холщовый мешок" бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности . В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.

7. Нэцкэ Дзюродзин — "долголетний старец" — один из семи богов счастья:бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика — символ вечного движения, а рядом с ним черепаха — символ долголетия, мудрости и Вселенной.

Страница 2 из 11

8. Нэцкэ Фукурокудзю — один из семи богов счастья:бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу — глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.

9. Нэцкэ Фукурокудзю — иногда изобража-ется в виде перевертыша — огромной небесной черепахи — символа мудрости и Вселенной.

10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ — фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу — "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.

11. Нэцкэ Сиванму — царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье иблагополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.

12. Нэцкэ Бэндзайтэн — богинясчастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.

13.Нэцкэ Гуаньинь — "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой — ведь любой из этих предметов может выручить кого — то из беды.Покровительствует детям и оберегает их от болезней.

14. Нэцкэ Бисямонтэн — один из семи богов счастья — бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимсябоевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд-рость и справедливость.

15. Нэцкэ Аматэрасу — Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" — означает "небо", "Тэрасу"— "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья — журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств — воплощеннаяМудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.