Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына

Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына

Выборгская. сторона. Пшеницына. Роль этой любовной драмы. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Выборгская сторона.

Переезд с дачи на Выборгскую сторону в
квартиру к вдове Пшеницыной приближает
Обломова к Обломовке и, напротив, удаляет
его от большой жизни, жизни деятельной,
хлопотливой, жизни, которая рисуется в
воображении Ольги Ильинской,
вознамерившейся по просьбе Штольца
спасти Обломова от лени, апатии и гибели.
Квартира на Выборгской стороне – та же
Обломовка, по словам Обломова.

Пшеницына Агафья Матвеевна - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного

искать
новую квартиру, в
домике П. на Выборгской
стороне.

«Ей было лет
тридцать. Бровей
у нее почти
совсем не было.
Глаза сероватопростодушные,
как и все
выражение лица;
руки белые, но
жесткие, с
выступившими
наружу крупными
узлами синих
жил».

Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой

Обломова, готовила ему
изысканную пищу, поддерживала
чистоту его комнаты, заботилась
о здоровье. Вот оно - тихое
пристанище, которого никогда не
было бы у Обломова с Ольгой. Такая
мирная, уютная семейная жизнь не
пугала героя, как пугала его
женитьба на Ильинской, поскольку
не налагала на него никакой
ответственности. Он любил жену,
сына, семейный быт,
олицетворявший для него главное
- физический и душевный покой.»

Роль любовной драмы.

Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной
были дружеские. Когда Обломов уезжал куда-нибудь и
долго не возвращался, она могла всю ночь не сомкнуть
глаз, «ворочаться с боку на бок» и креститься. Когда
Обломов болел, она никого не пускала к нему в комнату,
а сама с ним сидела и лечила его, даже когда ребятишки
начнут шуметь, она будет на них браниться и
ругать. А когда он веселый и добрый, хозяйка меняется
на глазах, и вся жизнь становится такой же бодрой и
размеренной.

Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Почему Обломов выбрал Агафью Матвеевну?

Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому
что, у нее локти соблазнительны и что она хорошо
готовит пироги,- а потому что она гораздо больше
женщина, чем Ольга.
Если Штольц антипод Обломова, то Пщеницына в
такой же степени антипод Ольги.
Женитьба на Агафье Матвеевне- это соединение
обломовского образа жизни.

Спасибо за внимание.

Выполняли студенты:
ШацкаяАнастасия
Мифтахова Эвелина
Таймурзин Роман
Гимранова Арина
Беляева Анжелика

1. Образ Ольги и ее взаимоотношения с героем.
2. Круг интересов Агафьи Матвеевны.
3. Роль Ольги Ильинской в романе.
4. Выбор Обломова.

Да, я знаю, я Вам не пара, Я пришел из иной страны...
Н. С. Гумилев

Малоподвижный образ жизни Обломова, главного героя одноименного романа И. А. Гончарова, как будто не слишком располагал к любовным переживаниям. Главный герой большую часть времени проводит на диване в бесплодных грезах, ничего не делая для их осуществления: и хотя есть у него идеал подруги, он не стремится искать ее сам, а верный детской мечте о Милитрисе Кирбитьевне, сказочной царевне, спокойно ждет, когда она появится в его жизни.

Две женщины любили Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ольга - образованная, обаятельная, деятельная личность. Она превосходно поет, живо интересуется наукой, искусством, литературой. Благодаря своим высоким душевным качествам эта девушка сумела правильно понять чистую и благородную душу Обломова, разглядеть в нем «образ Божий», скрытый под толщей бездеятельности. Но любовь не заслонила от Ольги и недостатки Обломова - его пассивность, лень, привычку к малоподвижности. Девушку вдохновляет мысль, что ее любовь заставит Обломова духовно возродиться, определить для себя круг занятий, полезных не только для развития его личности, но и составляющих насущную жизненную необходимость. Ольга надеется, что Обломов наконец устроит дела в своем имении, станет интересоваться тем, что происходит вокруг. В любви Ольги к Обломову значительное место занимает своего рода мечта художника, видящего в необработанном материале контуры будущего шедевра. Ольга отнюдь не лишена тщеславия. Героине приятна мысль, что благодаря ей Обломов может стать деятельным, полезным членом общества, "распростившись с диваном и халатом: «...Он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил...».

Властность, целеустремленность Ольги и пассивная покорность Обломова как будто бы делают возможным то перерождение Ильи Ильича, которого добивается Ольга. Но постепенно их отношения дают трещину. Активность Обломова искусственна, целиком является результатом понуканий Ольги. Стоит Обломову на несколько дней остаться без руководства, и он возвращается к прежним привычкам. Так как он искренне любит Ольгу, то готов исполнять ее требования, но внутренней, глубинной потребности в изменении своего образа жизни у Обломова нет. Постепенно он начинает тяготиться деятельным образом жизни, который навязывает ему Ольга. Чтобы находиться с ней на равной ноге, нужно все время быть в движении, в поиске новых знаний и впечатлений, заниматься делом: если соотносить Ольгу с персонажами народных сказок, с детства любимых Обломовым, ее, пожалуй, целесообразнее всего сравнить с жар-птицей или сладкоголосой птицей Сирин из; славянских мифов. Тревожит сердце песня волшебной птицы, сверкает яркое оперение, но долго странствовать тому, кто решил ее поймать, много испытаний придется перенести...

А идеал Обломова, сложившийся на основе детских впечатлений, совсем- другой. Требовательность Ольги заставляет его размышлять, мучиться, принуждать себя к деятельности, тогда как в мечтах будущая жена видится Обломову как воплощение внутренней гармонии и покоя. Именно покой, а не кипение страстей ценит Обломов. Интересно сравнить, как появились в жизни Обломова Ольга и Агафья Матвееевна. С Ольгой его познакомил Андрей Штольц, почти насильно вырвавший Обломова из привычного сонного существования: как сказочная жар-птица, поющая райские песни, врывается Ольга в «сад души» Обломова и так же внезапно покидает его. Что же касается Агафьи Матвеевны, хозяйки квартиры, снятой Обломовым, то он долгое время почти не замечает ее. Герою приятно ее видеть, приятно переброситься парой слов, приятно, что она такая хозяйственная и радушная, но никаких душевных она у него треволнений не вызывает.

Агафья Матвеевна, как и Ольга, наделена многими положительными чертами характера. Конечно, Агафье Матвеевне недостает образованности Ольги, зато Обломову легко с ней общаться, она хозяйственна, обладает спокойным, ровным нравом. Легко заметить и огромную разницу в отношении к Обломову ее и Ольги. Если Ольга стремится возвысить Обломова до существующего в ее воображении образа, то для Агафьи Матвеевны Обломов, напротив, представляется человеком другой породы, лучшей, чем ее брат, покойный муж, она сама. Ольга старается переделать Обломова; Агафья Матвеевна воспринимает его таким, каков он есть, даже не помышляя о возможности и необходимости каких-либо перемен. Обе женщины старались сделать Обломова счастливым: Ольга в соответствии с собственным идеалом счастья, Агафья Матвеевна заботилась об удобстве и покое Ильи Ильича. Ольга требовала от Обломова постоянного отчета в том, чем он занят, прочел ли книгу. Агафья Матвеевна не требует ничего, напротив, постоянно трудится ради того, чтобы Обломову было хорошо. Бескорыстие этой простой полуграмотной женщины простирается до того, что она, в трудную минуту не колеблясь закладывает собственные вещи, лишь бы Илье Ильичу не пришлось ограничивать себя в своих привычках.

Постепенно автор романа подводит нас к мысли, что именно в Агафье Матвеевне воплотился идеал женщины, о которой подсознательно мечтал Обломов: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре». Сказка и реальность, настоящее и прошлое смешиваются в полудремоте, и няня, которую видит во сне Обломов, указывает ему на Агафью Матвеевну со словами: «Милитриса Кирбитьевна!»

Воплотилась мечта Обломова, и он навсегда остался с Агафьей Матвеевной, на которой женился. В этом человеке невозможно было зажечь внутреннюю потребность деятельности: это поняла Ольга, понимал и он сам, поэтому, женись он на Ольге, оба они были бы несчастны. А с Агафьей Матвеевной Обломову было спокойно и уютно - в этом он и видел семейное счастье. И она тоже была с ним счастлива: «Она так полно и много любила: любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина...». Любовь к Обломову придала глубокий смысл повседневным заботам, всей жизни этой простой, доброй и трудолюбивой женщины, а Обломов благодаря ее заботам словно снова вернулся в ту обстановку, которую помнил с детства, которая была для него идеалом существования.

Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот. Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое предложение. Поэтому они жили одной дружной семьей.

После расставания Ольги и Обломова, Агафья стала сама не своя, бранила Акулину и Анисью, если они сделают что-то не так, как надо. Потом, на следующий день, сама сходит и проверит, так ли сделали что-либо девушки. Когда Обломов уезжал куда-нибудь и долго не возвращался, она могла всю ночь не сомкнуть глаз, «ворочаться с боку на бок» и креститься. А когда что-либо застучит на улице, она могла подбежать к окошку и посмотреть, не он ли это идет. Когда Обломов болел, она никого не пускала к нему в комнату, а сама с ним сидела и лечила его, даже когда ребятишки начнут шуметь, она будет на них браниться и ругать.

Внешне Агафья менялась, когда менялось отношение Обломова к ней. Когда он был молчалив и мрачен, она становилась другой – задумчивой, грустной, она худеет и бледнеет. А когда он веселый и добрый, хозяйка меняется на глазах, и вся жизнь становится такой же бодрой и размеренной.

Агафья Матвеевна раньше почти никогда не видела таких людей, как Обломов, скорее всего он и понравился ей потому, что не был из ее круга, и им не приходилось никогда встречаться. Она сравнивает его с покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой.

Агафья скрывала свои чувства ото всех, не могла пококетничать с Обломовым, невидимая рука держала все тайны Пшеницыной в ее душе.

Но Обломов относился к ней иначе, она напоминала ему картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило», вернее о любви, которую он испытывал к Ольге. Может, он любил Агафья, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.

Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.

Агафья Матвеевна Пшеницына, урождённая Мухоярова - персонаж романа Ивана Гончарова "Обломов". Супруга главного героя - Ильи Ильича Обломова - и мать его маленького сына Андрюши.

Женщина приходилась сестрой чиновнику-махинатору Ивану Мухоярову. До брака с Обломовым Агафья была вдовой другого чиновника, поэтому и носила фамилию Пшеницына на момент встречи с Обломовым.

Характеристика героини

Агафья Матвеевна была трудолюбива и постоянно старалась угодить возлюбленному, а затем и мужу. Она любила повторять, что "работа всегда есть". Она не позволяла себе расслабиться: "А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает!"

Героиня стремилась создать в доме уют и оградить любимого человека от лишних усилий. И вначале знакомый, а затем супруг Илья Ильич оценил трудолюбие Пшеницыной: "Вы славная хозяйка!"

Однако Агафья не отличалась эрудицией и высоким интеллектом. Она едва знала грамоту: "Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать... она подписала криво, косо и крупно..." Это можно объяснить тем, что женщина не любила читать. Вспомним её отрицательный ответ на вопрос: "А читаете что-нибудь?" К тому же она практически не бывала в театре и не интересовалась культурой.

(Илья Обломов знакомится с будущей женой Агафьей Матвеевной )

Простоту и бесхитростность этой женщины подчёркивает даже её фамилия по первому браку - Пшеницына. Жена Ильи Обломова была доверчива. Она могла подписать письмо, совершенно "не подозревая, что такое и зачем она подписывает".

Несмотря на это, дама пыталась заниматься своеобразным бизнесом - торговала курами. Видимо, предприимчивость всё же объединяла её с братом. Хотя Пшеницына, в отличие от него, честно трудилась и рано вставала по утрам: "она ложится - и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов"

Как и второй супруг, Агафья Матвеевна была домоседкой и не любила переезды. "Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо..." - говаривала она о своём имении. Примерно так же ранее относился Илья Ильич к родной Обломовке. Он с трудом заставлял себя выехать даже на встречу с другом Андреем Штольцем.

Причём автор заметил, что по-настоящему Пшеницына впервые влюбилась именно в Обломова. По-видимому, она не испытывала подобных чувств к покойному первому мужу и отцу двоих её старших детей: "Не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на неё нашло".

Образ героини в произведении

Агафья Матфеевна - тридцатилетняя обедневшая аристократка. И. А. Гончаров описывает героиню следующим образом: "Она была очень бела и полна в лице. Бровей у нее почти совсем не было… Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил".

Жёсткие натруженные руки подчёркивают любовь персонажа к труду. Полнота означает, что даму не заботила внешность. Перед нами предстала простая русская женщина. Именно такая, заботливая и хозяйственная, не слишком умная, она и привлекла Обломова.

(Агафья Петровна, Илья Обломов и сын Андрей, по роману названный в честь Андрея Штольца )

Образ Агафьи Матвеевны, казалось бы, абсолютно положительный. Заботливая жена, ласковая мать, отличная хозяйка и просто добрая и трудолюбивая женщина. Однако писатель всё же подчёркивает: её любовь оказалась губительна для Ильи Обломова. Чтобы избежать повторного инсульта (апоплексического удара), мужу Пшеницыной нужно было двигаться, встать с любимого дивана. Однако супруга не позволяла ему предпринимать какие-либо усилия. Она заботилась об абсолютном комфорте любимого мужчины. И именно это стало трагической ошибкой любящей жены. Апоплексический удар повторился, и Илья Ильич всё же умер.

Однако автор всё же даёт надежду, что Пшеницына поняла свою ошибку. Ведь она неспроста отдала сына на воспитание Ильинской и Штольцу. Мать хотела, чтобы ребёнок видел пример других людей и иной жизни. Она пожелала, чтобы Андрюша, в отличие от покойного отца, научился выходить из зоны комфорта и идти к своей мечте.

Ведь Обломов потерял некогда любимую Ольгу Ильинскую именно из-за собственной лени. И сам Илья Ильич это осознавал. Возможно, именно поэтому его маленький сын Андрей был тёзкой его деятельного друга Штольца... Поэтому Пшеницына, доверив ребёнка друзьям покойного супруга, поступила правильно. Она знала, что тот одобрил бы её решение...

Роман И.А. Гончарова «Обломов» можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека главное в жизни? В чем смысл его существования? Что повлияло на формирование его характера?

В романе автор раздумывает над этими вечными вопросами на примере жизни главного героя произведения, Ильи Ильича Обломова. Он сознательно выбирает полное бездействие, лежание на диване, духовное и физическое угасание. Почему? Ведь изначально Обломов умен, довольно образован, обладает прекрасными душевными качествами. У героя, по определению его друга Штольца, «золотое сердце». Но Обломов совершенно не приспособлен к современной ему, «холодной» жизни. Идеал Ильи Ильича – Обломовка его детства, спокойная, бездеятельная, окутывающая теплом и уютом. Все это герой нашел в доме на Выборгской стороне, у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

В 1-ой главе IV части романа повествуется о возникновении отношений между Обломовым и Пшеницыной. После болезни Илья Ильич постепенно приходил в себя, мечтал о поездке в Обломовку, где дела потихоньку налаживались. Там герой думал найти покой и уединение. Но, наблюдая за жизнью в доме, за хозяйством Агафьи Матвеевны, герою становилось так уютно и хорошо, что он не спешил с отъездом.

Пшеницына была великолепной хозяйкой, «хозяйственная часть» в ее доме процветала. За Ильей Ильичом ухаживали наилучшим образом. Его никто не беспокоил, в своих мыслях герой был предоставлен самому себе.

Постепенно Обломов начал все больше сближаться с Агафьей Тимофеевной. Хозяйка дома тоже привязалась и полюбила Илью Ильича, даже не подозревая об этом. Просто «она с некоторых пор стала сама не своя». Свое чувство Пшеницына проявляла, как умела - она полностью взяла на себя заботу об Обломове. Если обед Ильи Ильича не удавался, хозяйка, вся в слезах, гневно распекала прислугу. Если герой надолго задерживался в гостях, Агафья Матвеевна не могла уснуть, все прислушивалась, не скрипнут ли ворота. А уж когда Обломов заболел, Пшеницына ночи напролет дежурила у его постели, приходила в ярость от малейшего шума в доме, исступленно молила Бога о здравии Ильи Ильича.

Любовь преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный труд приобрел «новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно».

Пшеницына не задумывалась о своем чувстве: «Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая…, а слепо повинуясь ее законам». Агафья Тимофеевна чувствовала, что Обломов – совсем другой человек, не такой, как ее умерший муж или братец. Илья Ильич – барин, «глядит…на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе». Холеный и изнеженный, он говорит красиво и умно. Илья Ильич очень добр и мягок, «дотронется до руки – как бархат…» Словом, Обломов, по мнению Агафьи Тимофеевны, был замечательный и не любить его было нельзя.

Илья Ильич совсем не догадывался о чувствах хозяйки к нему. Он считал, что ее заботливость и теплота так же присущи ей, как и домовитость, хозяйственность, работоспособность. «В вечно двигающихся локтях,…во всезнании всех домашних удобств» Агафьи Тимофеевны воплощался для Обломова идеал его детства, его родная Обломовка. Под покровительством Пшеницыной герой чувствовал, что «есть в доме вечно ходящее…и промышляющее око и непокладные руки, которые…обошьют, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти…закроют… глаза…»

Илья Ильич каждый день все больше сближался хозяйкой. Его чувство к ней было спокойно и уютно. Обломову было приятно посидеть рядом с Пшеницыной, наблюдая за ее работой, пошутить с ней, поиграть с ее детьми. Но и без Агафьи Тимофеевны он не чувствовал тоски или скуки, «у него не было ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой…, что она подумает о нем, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, - ничего, ничего».

Признавая превосходство Обломова, Агафья Тимофеевна никогда ни в чем не упрекала барина, не предъявляла к нему никаких требований. Что бы Илья Ильич ни делал, все хорошо, все так, как нужно. Поэтому герой не испытывал никаких сомнений, терзаний, уколов совести за свою бездеятельность, неиспользованные возможности. Обломов наслаждался покойной жизнью, ничего больше не желая.

В один прекрасный момент между героями произошло некое подобие объяснения. Обломов намекнул Пшеницыной о своей симпатии к ней и пытался ее поцеловать. Невозмутимая Агафья Тимофеевна и бровью не повела: конечно, она любит Обломова, как и всех остальных людей, а поцеловаться можно будет на Пасху. Романтическое мгновение тут же перешло в бытовое. Разговор героев свелся на хозяйственные дела, повседневные заботы.

Илья Ильич пригласил Пшеницыну жить вместе с ним в Обломовке. На это героиня ответила: «Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо». И мы понимаем, что герой тоже уже никогда не вернется в Обломовку, потому что он нашел ее здесь, под крылом своей хозяйки Агафьи Тимофеевны.

Таким образом, проанализировав данную главу, становится ясно, что не умственная, а комфортная душевная жизнь привлекают Обломова больше всего. Он страшится жизненных волнений, терзаний, упреков совести, - в общем, любого неспокойствия.
Мирная, сонная жизнь в атмосфере любви, доброты, заботы и довольства – вот предел мечтаний героя. Все это он нашел в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной.